ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_110
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИКЕ Problems of legal regulation of innovative business activity in the Arctic
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected];
BATTAKHOV Petr Petrovich,
Ph.D., senior research fellow in the business and corporate law sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10, Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В работе рассматривается инновационная (социальная) предпринимательская деятельность как вид предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны России. Исследованы проблемы правового регулирования социального предпринимательства в Российской Арктике. Выделены основные функции социального предпринимательства в Арктике. Предложено принять отдельный федеральный закон «О социальном предпринимательстве Российской Федерации», как самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Предлагается создать стратегические социальные предприятия в Арктической зоне для развития условий и качества жизни местного населения.
Abstract: The work considers innovative (social) entrepreneurial activity as a type of entrepreneurial activity in the Arctic zone of Russia. The problems of legal regulation of social entrepreneurship in the Russian Arctic have been investigated. The main functions of social entrepreneurship in the Arctic are highlighted. It was proposed to adopt a separate federal law "On Social Entrepieneurship of the Russian Federation" as an independent type of entrepreneurial activity. It is proposed to create strategic social enterprises in the Arctic zone to develop the conditions and quality of life of the local population.
Ключевые слова: Арктика, инновация, социальное предпринимательство, креативность, продукт, функция.
Keywords: Arctic, innovation, social entrepreneurship, creativity, product, function.
Для цитирования: Баттахов П.П. Проблемы правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности в Арктике // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 110-113. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_110.
For citation: Battakhov P.P. Problems of legal regulation of innovative business activity in the Arctic // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 110-113. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_110.
Статья поступила в редакцию: 22.10.2022
В наше время исследователи уделяют все более пристальное внимание перспективному научному и экономическому освоению территорий Арктики. Этот труднодоступный регион имеет стратегическое значение для исследований в различных направлениях современной науки: экономика, социология, правоведение, а также культура. В таких обстоятельствах налицо объективная необходимость комплексным образом изучить, проанализировать, а также исследовать Арктику как единую социально-экономическую институциональную зону[1].
Российская Федерация с давних пор признает арктический регион одним из стратегических направлений для своего дальнейшего развития. По этой причине сохраняет высокую актуальность вопрос разработки инновационного подхода, основанного на комплексном социально-экономическом прогрессе Арктики, учитывающего национальные интересы и безопасности страны. В решение этой задачи способен внести решающий вклад отечественный бизнес (в первую очередь крупные сырьевые корпорации).
Креативный, инновационный подход является характерной спецификой производственной концепции XXI столетия. Свежие решения и предпринимательская активность, будучи отличительными свойствами креативной экономики, особо перспективны с точки зрения укрепления экономики, формируя добавленную стоимость, обеспечивая конкурентные преимущества предпринимателю, компании, региону и государству. Можно выделить ряд разных пониманий сути креативной экономики, но общепризнанного определения это понятие пока что не получило. Поэтому мы в данном обзоре видим ее как комплекс, обеспечивающий «на выходе» интеллектуальный либо творческий продукт в его многообразной вариативности, равно как во многих направлениях предпринимательской активности. С точки зрения экономики плодом такого интеллекта и творчества является добавленная стоимость, делающая наглядной ценовую разницу между реализованным творческим продуктом и приобретенным сырьем, оборудованием и услугами, требуемыми для его создания, у других субъектов экономики[2]. Арктический экономический уклад отличается характерным монопрофильным типом использования природных ресурсов и высокой уязвимостью, при этом его затруднительно диверсифицировать. Развитие экономической деятельности в арктических широтах и на севере в целом, как и в иных некомфортных для освоения регионах, базируется на соблюдении геоэкономических интересов страны и составляющих ее социально-экономическую структуру субъектов, которые осваивают природные ресурсы в таких «трудных» ареалах. И хотя различные страны и регионы, в той или иной степени относящиеся к Арктике, значительно различаются между собой по многим аспектам, в целом экономика Арктики обладает ряд общих характеристик: некомфортные и зачастую экстремальные с точки зрения климата и сезонных погодных явлений условия для проживания и работы населения; территории Арктики находятся на далекой периферии страны, они далеки от развитой южнее транспортно-логистической инфраструктуры, вследствие чего население северных районов малочисленно, а взаимодействовать с другими регионами - очень затратная задача; экономическая деятельность в арктических широтах имеет ярко выраженный отраслевой характер, она в высокой степени зависит от добывающей промышленности; значитель-
но ограничен социально-экономический и интеллектуальный потенциал населения вследствие очень низкой плотности заселения региона, который к тому же весьма зависим от миграционной динамики; арктический регион сильно зависит от государственных трансфертов[3].
Вне зависимости от географического положения, каждый регион нуждается в том, чтобы в нем поступательно и качественно прогрессировал малый и средний бизнес. Это является основой стабильной финансовой жизни, способствует росту уровня жизни населения. Характерной точкой зрения является суждение, что сегодня политика РФ не обеспечивает надлежащего развития малого и среднего предпринимательства. И хотя государство прилагает усилия для стабилизации и укрепления отечественной экономики, эффект от этих мер пока что недостаточен. Нетрудно заметить, что большинство предлагаемых способов помощи и контроля не дает необходимого эффекта. Они не имеют систематического характера и не обеспечивают достаточной поддержки малому предпринимательству. Недостаточная результативность такой помощи парализует развитие субъектов хозяйственной деятельности. Перспективы для поступательного прогресса малого предпринимательства почти полностью отсутствуют.
Как раз в Арктике недостаточное развитие местного бизнеса заметно очень отчетливо. Налаживание какой угодно систематической коммерческой деятельности в северных условиях связано с постоянным преодолением всяческого рода затруднений. Во-первых, это повышенная финансовая нагрузка, дефицит квалифицированных кадров и экстремальный климат. Помимо этого, к препятствиям, затрудняющим развитие арктического бизнеса, следует причислить миграцию трудоспособного населения из северных регионов России, трудности доставки персонала на объекты и сокращенная рабочая неделя для некоторых категорий сотрудников предприятий. Следовательно, найти решение, способное упорядочить обстановку и помочь развитию предпринимательства на Севере - одна из важнейших задач для страны. Найти и разработать методы эффективной поддержки малого и среднего бизнеса, оперативно реализовать их на практике - вот первоочередная необходимость.
Социально ориентированный бизнес в российской Арктике является новым направлением, способным обеспечить взаимовыгодное сочетание двух субъектов отношений. Государственные структуры и хозяйствующий субъект сообща реализуют перспективные проекты, помогая решению социальных проблем региона в интересах его жителей, способствуя претворению в жизнь далеко идущих бизнес-идей, обеспечивая устойчивые финансовые поступления от реализации этих начинаний. В современной экономической ситуации такое партнерство способно стать эффективным средством преодоления последствий всемирного экономического кризиса. Кроме того, подобный подход поможет решить немало социальных проблем в РФ и поможет укреплению отечественного предпринимательства при активном участии всех заинтересованных сторон.
Несомненно, грядущий социальный прогресс в Арктике станет результатом инвестирования в людей. Российское законодательство рассматривает предпринимателя как субъекта, стремящегося к достижению общественно полезных целей, оказывающего помощь в решении социальных задач. Эту тему регламентирует первая часть статьи Федерального Закона от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ниже по тексту - ФЗ №209)[4]. Однако следует отметить, что у профессиональных юристов имеется ряд вопросов к указанному закону.
Социальный бизнес в Арктике обладает глубокими отличиями от предпринимательства на иных российских территориях. Ярким примером является сам перечень социальных товаров и услуг, который в северных широтах во многом не совпадает с соответствующим списком для более умеренных климатических поясов России. Характерно, что работа бизнесмена в Средней полосе РФ, как правило, осуществляется проще с коммерческой точки зрения, однако в арктических условиях предпринимательство чаще всего имеет явную социальную цель. Примеров этому вполне достаточно: доставка товаров и услуг первой необходимости в условиях неразвитой транспортной инфраструктуры; предоставление населению услуг телефонной связи и телевидения, доставка почтовых отправлений, налаживание мобильной связи; организация работы фельдшерских участков, аптек и поликлиник, включая специализированные по возрасту; обеспечение работы детсадов, школ, домов культуры, спортзалов и т.д.
Несмотря на множественные трудности ведения социального бизнеса на севере как особого рода экономической работы, реализуемой в обстоятельствах характерных для Севера ограничений, отдельно подчеркнем роль данного процесса в поощрении творческой сознательности проживающих здесь россиян, в поиске инновационных путей в бизнесе. Иными словами, разумнее будет указать как раз на аспекты, помогающие формировать человеческий капитал и повышать уровень жизни.
Претворение в жизнь социальных инноваций и иных перспективных проектов руками бизнесменов в Арктике, по указанным выше причинам, не приносит особо высокий финансовый результат - тем не менее, первоочередное значение для развития даже низкомаржинального социального бизнеса в северных регионах страны имеет как раз его ориентированность на людей. Из этого следует, что в ходе разработки плановой документации по развитию российской Арктики следует делать особый акцент на категории социально ориентированных решений, потому что именно эти нововведения способны эффективно мотивировать жителей Севера заниматься творчеством и стремиться к внедрению инноваций, проще говоря, формировать ярко выраженный вектор саморазвития. Степень прогресса социально ориентированной активности в Арктике существенно зависит от того, в какой мере ее поддерживает социально ответственное предпринимательство, общественные и образовательные организации, а также весь местный социум[5].
Развитие социального блока идет недостаточно быстрыми темпами, хотя вследствие объективно существующих экономических затруднений в стране к настоящему времени немалое число жителей арктических регионов РФ потеряло постоянную работу. Собственными силами, без государственной поддержки, население этих районов не сможет развить и систематизировать достаточную социальную поддержку для нуждающихся в ней. Объективно говоря, в последнее время появилась необходимость и для самих обитателей северных регионов России более детально осознавать происходящие в мире перемены, из-за которых для некоторых категорий населения разумнее всего будет оставить ижди-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 11(215)
венческие взгляды на реальные возможности государства. Выжидать в динамично меняющемся глобальном мире - неразумно. Поэтому, чтобы не отстать от стремительных перемен, наша страна должна обеспечить в Арктике ускоренное социально-экономическое развитие, опираясь на специально разработанные для этой цели программы. Одним из первых решений в помощь местному предпринимательству и социальной деятельности должна стать государственная поддержка хозяйствующих субъектов с целью развития их полезной деятельности.
С точки зрения отечественного бизнесмена направление социального предпринимательства - пока что непривычная новинка. При этом следует помнить, что оно живет в нашей стране далеко не первое столетие. Начиная с давних пор российским коммерсантам, владельцам заводов часто приходилось решать неотложные социальные вопросы, что называется, «своим умом». Но в наше время данный подход устарел. Немалая часть современных российских бизнесменов имеет возможность воспользоваться существенной, ощутимой государственной помощью. Со своей стороны, они не отказываются поддержать свою страну в решении ее социальных вопросов. Пункт 8 статьи 3 ФЗ №209 недвусмысленно определяет ограничения, относящиеся к деятельности предпринимателей. В частности, представитель категории малого бизнеса может рассматриваться как социальный предприниматель лишь при условии, что его хозяйственная деятельность не выходит за рамки помощи населению в обеспечении его нужд и решении социальных проблем. Кроме того, основополагающая цель такого рода деятельности заключается в повышении качества жизни за счет преодоления проблем социального обеспечения в различных направлениях.
Возрастающая потребность в развитии социального предпринимательства является одной их характерных черт становления российского бизнеса. Не секрет, что к нашему времени население страны стало более «расслоенным» в материальном плане - возникли новые категории россиян, остро нуждающиеся в социальной поддержке, которую им не всегда в состоянии обеспечить государство. Социально ориентированное предпринимательство является сочетанием бизнеса в обычном его понимании и систематической благотворительной работы. Отличие его от «чистого» бизнеса состоит в том, что социально ориентированный предприниматель способен помогать государству и людям в решении насущных социальных вопросов. Что касается отличия его миссии от собственно благотворительной деятельности, то предприниматель все-таки получает прибыль, занимаясь помощью людям[5].
Предлагается авторская дефиниция по социальному предпринимательству, а также предложено внести ее законодательство Российской Федерации: «Субъекту предпринимательского права оказывается государственная поддержка денежными средствами и объектами гражданского оборота, чтобы решать задачи социального характера и регулярно получать доход». Когда создаются социальные предприятия, закон содержит различные ограничения, и они нуждаются в определенном смягчении в будущем. Лишь в этих условиях это направление способно сформироваться везде в Российской Федерации. Оно станет ведущим направлением после принятия нами отдельного федерального закона либо соответствующего расширения основы законодательства. В условиях глобализации отсутствует другой выбор, помимо того, чтобы законодательно определить методы, порядок государственного действия на экономическое развитие страны. Перечислим инструменты права, способствующие этому: оказание государственной поддержки малому, среднему бизнесу, регулирование директивного характера, правовая защита людей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, выполнение контролирующей работы в этой отрасли. Кроме того, требуется установить обратную связь между бизнесменами и государством[7].
Социальное предпринимательство — это определенный вид деятельности бизнесменов. Как уже было отмечено, оно не является благотворительностью; однако у факторов «цикла жизни» и самых важных целей отсутствует правовая нагрузка. Провоцирует на появление контраргументов также следующее рассуждение: важность достигнуть социального результата перед доходом способна восприниматься в реальных условиях в качестве определенного признака социального предпринимательства лишь при наличии гарантий для бизнесмена соответствующей степени поддержки и (или) переоценки ценностей для предпринимателя. Однако по факту бизнесмену, желающему получить или сохранить статус социального, важно отвечать законодательно установленным критериям этого статуса. Складывающиеся в его сознании или объективные приоритеты не имеют правового значения до тех пор, пока его деятельность отвечает этим критериям. Все знают, что какая-либо предпринимательская работа автоматически влияет на обстановку в обществе. Социальная выгода в результате ведения предпринимательской работы такова:
• учреждение дополнительных вакантных мест;
• возрастание количества людей, прибыль которых гарантирует им достойный уровень жизни;
• уменьшение порога безработицы;
• возрастание количества граждан, уплачивающих налоги, положительно воздействует на бюджет государства;
• интенсивная деятельность так называемых «социальных лифтов» и др[8].
Вот почему чрезвычайно важно понимание нюансов социального ведения бизнеса, состоящее в его устремленности достичь конкретной социально обусловленной задачи в качестве непременного условия, выдвигаемого к этому типу работы, обозначенному в российских законах.
Социальное предпринимательство подразумевает общую работу субъектов хозяйствования с государством на выгодных обоим условиях, чтобы решить определенные общественные проблемы. Финансирование данного проекта осуществляется благодаря субъекту хозяйствования и государству Социальному бизнесу присущи такие характеристики: получение дохода; возрастание качества жизни граждан государства, ликвидация определенных социальных проблем[7].
Под социальным предприятием понимают инновационно - преобразованный хозяйствующий субъект, каждый день осуществляющий предпринимательскую работу, а также, соответственно уставу, работающий с общественными проектами с целью повышения благополучия конкретных категорий населения государства и получения дохода для будущего развития организации.
В России требуется разработка отдельного федерального закона, регулирующего такие правовые взаимоотношения. В дальнейшем
быстрая реакция будет стимулировать экономический прорыв государства. Таким образом, всем органам государственной власти необходимо оказать поддержку этой народной идее. Увы, работа социальных институтов нашего государства далека от положительных результатов. Вот почему на российской территории, как и за пределами страны, на федеральном уровне стали возникать социальные предприятия, которые создаются на основании государственного партнерства с частным предпринимателем. Создание социальных предприятий имеет большое значение для решения социальных проблем в стране. Кроме того, данная деятельность поднимает экономику страны. С одной стороны, предприниматель получает материальную поддержку, а с другой — государство дает гарантию осуществления данной общественной программы. В дальнейшем такие проекты должны спровоцировать рост экономики страны и решать социально значимые проблемы на федеральном уровне.
Возрастание арктического направления в российской политико-экономической жизни в целом усиливает потребность возрастания экономической результативности работы производства и предпринимателей, комфортности существования жителей Арктики, а этого теперь не может быть без современных технологий, творческого решения проблем, развития творческого потенциала граждан — применения основных факторов самостоятельного развития для укрепления социально-экономического состояния Арктики и поднятия ее к новому, более результативному и современному социально-экономическому уровню[5].
Итак, российская предпринимательская деятельность в естественном порядке движется в сторону развития. Сейчас возникает список практических трудностей относительного регулирования правом хозяйственных отношений правовых субъектов, но, увы, путь искусственного увеличения хозяйствующих субъектов имеет государственную поддержку.
Библиогра фия:
1. Жура С.Е., Ершова И.В., Гольцов В.Б. Институт Арктического предпринимательства: правовой аспект // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 9-1. С. 78-84.
2. Белевских Т.В., Иванова М.В. Креативная экономика Арктических территорий: испытание холодом // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 1 (57). С. 140-150.
3. Баттахов П.П. Деятельность хозяйствующих субъектов в Арктической зоне России: перспективы развития // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 23-27.
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006.
5. Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий Российской Арктики //Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 481 -496.
6. Баттахов П.П. Социальный бизнес в России и его правовое регулирование в законодательстве РФ // Аграрное и земельное право. 2022. № 1 (205). С. 78-82.
7. Занковский С.С. Правовые аспекты государственного регулирования предпринимательства в России в современных условиях // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2008. № 5. С. 151-161
8. Нетесова М.С. К вопросу об оценке социального воздействия социального предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 6. С. 157-161.
References:
1. Zhura S.E., Ershova I.V., Goltsov V.B. Institute of Arctic Entrepreneurship: legal aspect//Issues of Russian and international law. 2019. T. 9. № 9-1. S. 78-84.
2. Belevskikh T.V., Ivanova M.V. Creative economy of the Arctic territories: cold test//North and market: formation of economic order. 2018. № 1 (57). S. 140-150.
3. P.P. Battakhov Activity of economic entities in the Arctic zone of Russia: development prospects//Law and state: theory and practice. 2022. № 1 (205). S. 23-27.
4. Federal Law of July 24, 2007 N 209-FZ "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation "//Collection of Legislation of the Russian Federation of July 30, 2007 N 31 Art. 4006.
5. Bashmakova E.P., Toropushina E.E. Social entrepreneurship as a factor in the self-development of the territories of the Russian Arctic//Economy, entrepreneurship and law. 2019. T. 9. № 4. S. 481 -496.
6. Battakhov P.P. Social business in Russia and its legal regulation in the legislation of the Russian Federation//Agrarian and land law. 2022. № 1 (205). S. 78-82.
7. Zankovsky S.S. Legal aspects of state regulation of entrepreneurship in Russia in modern conditions/Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Economics. Management. Right. 2008. № 5. S. 151-161
8. Netesova M.S. On the issue of assessing the social impact of social entrepreneurship//Gaps in Russian legislation. 2021. T. 14. № 6. S. 157-161.