Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПРАВОВОЙ РАКУРС'

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПРАВОВОЙ РАКУРС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИЯ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРИБЫЛЬ / ДОХОД / АРКТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович, Овчинникова Юлия Сергеевна

В статье отмечена особая актуальность исследования социального предпринимательства в Арктической зоне России. Исследовано правовое регулирование социального предпринимательства, как самостоятельного института предпринимательского права. Проанализированы основные признаки данного института. Выделены специфические черты и особые социально-экономические направления социального предпринимательства в Арктической зоне. Предложено дополнить перечень лиц, с трудоустройством которых связан статус социального предприятия, а именно - участники боевых действий в СВО, студенты и коренные малочисленные народы. Поставлен вопрос о необходимости принятия отдельного федерального закона «О социальном предпринимательстве в России», а также такого важного нормативно-правового акта как «Арктический кодекс РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN VECTORS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA: LEGAL PERSPECTIVE

The article noted the special relevance of the study of social entrepreneurship in the Arctic zone of Russia. The legal regulation of social entrepreneurship as an independent institute of business law was studied. The main signs of this institute were analyzed. Specific features and special socio-economic directions of social entrepreneurship in the Arctic zone are highlighted. It is proposed to supplement the list of persons whose employment is associated with the status of a social enterprise, namely, participants in hostilities in the North Caucasus Military District, students and indigenous peoples. The question was raised about the need to adopt a separate federal law “On Social Entrepreneurship in Russia”, as well as such an important legal act as the “Arctic Code of the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПРАВОВОЙ РАКУРС»

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 346.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-88-93

БАТТАХОВ П.П., ОВЧИННИКОВА Ю.С. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПРАВОВОЙ РАКУРС

Ключевые слова: социальное предпринимательство, правовой институт, проект, инвестиция, Арктическая зона, прибыль, доход, Арктический кодекс РФ.

В статье отмечена особая актуальность исследования социального предпринимательства в Арктической зоне России. Исследовано правовое регулирование социального предпринимательства, как самостоятельного института предпринимательского права. Проанализированы основные признаки данного института. Выделены специфические черты и особые социально-экономические направления социального предпринимательства в Арктической зоне. Предложено дополнить перечень лиц, с трудоустройством которых связан статус социального предприятия, а именно - участники боевых действий в СВО, студенты и коренные малочисленные народы. Поставлен вопрос о необходимости принятия отдельного федерального закона «О социальном предпринимательстве в России», а также такого важного нормативно-правового акта как «Арктический кодекс РФ».

BATTAKHOV, P.P., OVCHINNIKOVA, Y.S. MAIN VECTORS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA: LEGAL

PERSPECTIVE

Key words: social entrepreneurship, legal institution, project, investment, Arctic zone, profit, income, Arctic Code of the Russian Federation.

The article noted the special relevance of the study of social entrepreneurship in the Arctic zone of Russia. The legal regulation of social entrepreneurship as an independent institute of business law was studied. The main signs of this institute were analyzed. Specific features and special socio-economic directions of social entrepreneurship in the Arctic zone are highlighted. It is proposed to supplement the list of persons whose employment is associated with the status of a social enterprise, namely, participants in hostilities in the North Caucasus Military District, students and indigenous peoples. The question was raised about the need to adopt a separate federal law "On Social Entrepreneurship in Russia", as well as such an important legal act as the "Arctic Code of the Russian Federation".

Социальное предпринимательство все более активно реализуется на Арктической территории в деятельности различных хозяйствующих субъектов. К сожалению, в данное время местными органами власти и хозяйствующими субъектами в Арктической зоне России потенциал данного направление хозяйственной активности используется далеко не в полной мере. Между тем, это социально-значимое направление современной экономической политики; после принятия соответствующих норм субъекты права обязаны вывести экономику и социальный блок на новый уровень. Регионы Арктики обязаны поддержать начинающие социальные хозяйствующие субъекты. Данное направление в работе решает не только задачи развития предпринимательских отношений, но и имеет важное социальное наполнение.

Известный профессор С.С. Занковский отметил, что социальный предприниматель должен извлекать прибыль, чтобы его можно было назвать предпринимателем. Но чтобы быть социальным предпринимателем, необходимо также предоставлять различные льготы незащищенным слоям населения, опережая действия властей, у которых до решения острых социальных проблем не всегда доходят руки. При этом он вправе рассчитывать на получение льгот имущественного и инфраструктурного характера от государства в обмен на помощь в решении насущных социальных вопросов, причем эти льготы должны быть закреплены нормативно в государственных или региональных правовых актах [1]. С учетом отмеченной позиции, можно сделать вывод, что у социального предпринимательства есть две основные функции - решение социальных вопросов и извлечение прибыли от хозяйственной деятельности.

Несомненно, социальное предпринимательство на арктических территориях России находится в начале своего развития, поэтому необходимо адаптировать к специфическим условиям Севера наработанный в неарктических регионах практический опыт частных социальных инициатив в области социального предпринимательства. Было бы ошибочным перекладывать на бизнес большую часть обеспечения жителей Крайнего Севера необходимыми товарами и услугами. Роль государства в развитии социальной инфраструктуры в российской Арктике должна только увеличиваться. Социальный бизнес должен в первую очередь проникнуть в те сферы, где государство пока не может в должной мере предоставить необходимые для

повышения жизненного уровня населения товары и услуги. Для развития человеческого потенциала социальные предприниматели могут создавать в этом макрорегионе социальные службы, обучающие и развивающие центры, частные детские сады, предоставлять населению специфические услуги. При этом не только в частной, но и в государственной сфере должен расширяться ассортимент предлагаемых жителям Арктики услуг, их качество и доступность. Развитие социального предпринимательство призвано повысить социальную и предпринимательскую активность населения Арктической зоны Российской Федерации [2].

В феврале 2019 года была утверждена «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» [3], в которой нашло отражение возрастающая роль Арктики в мировой геополитике. Смещение вектора хозяйственной деятельности на север и столкновение интересов различных стран поставило арктические территории в ряд важнейших геостратегических регионов России, для которых в принятой Стратегии предусматривается: 1) Планирование социально-экономического развития регионов с учетом мнения и интересов проживающего на данной территории населения. 2) Опережающие темпы развития социальной сферы в геостратегических регионах сравнительно со среднероссийскими темпами. 3) Сохранение территорий исконного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в виде, пригодном для качественной жизни и ведения хозяйственной деятельности. Обеспечение занятости населения, стимулирование самозанятых в сфере традиционных промыслов и других видах предпринимательской деятельности; 4) Оказание максимальной поддержки малому и среднему бизнесу. 5) Обеспечение сохранности существующих вдоль Северного морского пути морских портов и поддержании их работоспособности даже при расположении в населенных пунктах с малым населением [4].

Социальный характер государства в Российской Федерации закреплен в п.1 ст.7 Конституции РФ, в которой декларируется направленность государственной политики на обеспечение достойной жизни граждан и свободное развитие человека. На решение этой важнейшей задачи государство направляет значительные денежные средства, что позволяет реализовывать социальные проекты и программы на уровне развитых государств [5].

Необходимо отметить и такой правовой акт, как распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.», [6] имеющий большое значение для дальнейшего развития социального предпринимательства в России. В нем было поддержано на государственном уровне развитие социального предпринимательства как самостоятельного института предпринимательского права, а также законодательно закреплено понятие «социальное предпринимательство».

Социальное предпринимательство характеризуется направленностью на достижение социального эффекта, то есть таких изменений в сфере экономики, культуры, экологии, политики и права, которые приводят к улучшению здоровья людей, росту продолжительности жизни, повышению уровня образования и других показателей качества жизни. Достижение социального эффекта является приоритетной, но не единственной целью социального предпринимательства. Получение прибыли или иных доходов необходимо для обеспечения социальных проектов соответствующей материальной базой. Часть заработанных средств социальный бизнес направляет на производство товаров и предоставление услуг в социальной сфере. Экономический эффект в целеполагании социального предпринимательства вторичен по отношению к социальному эффекту, выступая при этом его материальной и финансовой базой [7, с. 190].

Решение социальных вопросов в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством должно проводиться под контролем государственных органов власти. Социальная сфера в арктическом регионе должна стать совместной заботой государства и хозяйствующих субъектов. В этом суть изменений в федеральном законодательстве, внесенных в него в 2019 году. До этого вся тяжесть заботы о социальной сфере лежала на плечах органов государственной власти. Привлечение коммерческих структур к этой деятельности существенно повысило ее эффективность и позволило оперативно реагировать на возникающие вызовы и потребности в соответствии с их приоритетом. Утверждение понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» являлось насущным требованием времени и было реализовано законодательно [8].

Важно отметить, что социальное предпринимательство предполагает новаторские бизнес-идеи и их реализацию с целью решения социальных проблем, поддержания общественной стабильности и улучшения качества жизни населения, особенно малозащищенных слоев. Социально ориентированный бизнес в лице осуществляющих хозяйственную деятельность субъектов наряду с решением социальных проблем, может получать большую выгоду параллельно с решением основной задачи. Условия функционирования хозяйствующих субъектов в этой области четко прописаны в ФЗ от 24 июня 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в п. 1 ч., 1 ст. 24.1 которого указывается на обязанность предпринимателей, относящихся к среднему и малому бизнесу, обеспечивать рабочими местами определенные категории граждан, определено количество работников из таких категорий, занятых на данном предприятии, и их долю в списочном составе. Социальным предприятием субъект малого или среднего бизнеса может быть признан только при условии, что по результатам каждого года в среднесписочной численности работников указанные категории граждан должны составлять не менее половины работников, а затраты на оплату их труда должны составлять не менее 25% всего фонда оплаты труда. Количество таких работников должно быть не менее двух.

К указанным категориям граждан относятся:

• Лица, признанные инвалидами в связи с ограниченными возможностями по здоровью.

• Родители опекуны детей-инвалидов.

• Лица, воспитывающие несовершеннолетних детей, родители-одиночки и многодетные граждане.

• Воспитанники детских домов в возрасте менее 23 лет.

• Пенсионеры и лица предпенсионного возраста за 5 лет до наступления пенсионного срока. Выход на пенсию может быть при этом оформлен досрочно, а право на получение страховых пенсионных выплат может быть предоставлено до достижения возраста выхода на пенсию.

• Граждане, чей уровень доходов ниже черты бедности.

• Физические лица, признанные вынужденными переселенцами или получившие статус беженца.

• Лица без определенных занятий и не имеющие постоянного места жительства.

• Граждане, отбывающие наказания в виде принудительных работ, а также имеющие действительную судимость, но освобожденные по условно-досрочному освобождению при условии достижения гражданско-правовой договоренности на предпринимательство в области малого и среднего бизнеса в рамках действующего уголовно-исправительного механизма.

Список категорий граждан, которым полагается особое социальное обслуживание постоянно расширяется. Предлагается дополнить его лицами, принимавшие участия в боевых действиях независимо от времени и места их проведения [8], учащимися вузов и средних специальных заведений, представителей коренных малочисленных народов. Преимущественное право на получение работы даст этим категориям граждан обеспечивающий достойную жизнь доход и социальную защищенность, а социальное предпринимательство получит стимул к дальнейшему развитию, в том числе и на территориях, относящихся к российской Арктической зоне.

Социальное предпринимательство предполагает следующие признаки:

Во-первых, социальное предпринимательство представляет собой деятельность, которая является инновационной и ориентированной на общественные преобразования. Социальное предпринимательство разрабатывает новые подходы, а также идеи решения социальных вопросов и проведения трансформаций в обществе. Кроме того, социальное предпринимательство способно предоставлять социальные услуги в тех сферах, которые их ранее не получали, а также создавать инновационные способы организации этих услуг;

Во-вторых, социальное предпринимательство представляет собой деятельность индивидуумов с такой гибридной особенностью, как объединение черт разных "секторов" экономики, таких как некоммерческий (когда что-то делают ради блага), коммерческий (чтобы заработать деньги), государственный (связанный с властью) и частный (личный). Такая форма

социального предпринимательства связана с несколькими важными факторами: некоммерческие организации начали меняться с течением времени, стремясь преодолеть различные ограничения, связанные с конкуренцией, и улучшить финансовую устойчивость. Они хотели уменьшить свою зависимость от внешних источников финансирования, начав заниматься коммерческой деятельностью и получать от данной работы дополнительный доход; стали применять новые подходы к управлению. Организации начали использовать новые способы ведения бизнеса и стратегии. Гибридная форма социального предпринимательства добавила сложности в разделении на практике формируемых субъектами социального предпринимательства экономического эффекта и социального эффекта и получении «смешанной ценности» [9].

Каждый социальный предприниматель как бизнесмен должен стремиться к основной задаче — получение прибыли. Второй аспект в том, что он должен помогать определенным группам населения в стране через разные действия, которые облегчают их жизнь. Если государство не решает социальную задачу своими силами, социальные предприниматели имеют право получить от государства поддержку для осуществления этой деятельности в виде помощи имуществом, деньгами или инфраструктурой.

Социальное предпринимательство на северных территориях Российской Федерации, в сравнении с аналогичной деятельностью в остальных регионах страны, имеет свои особенности. Арктический регион предъявляет особые требования к товарам и услугам, которые значительно отличаются от аналогичных предложений в средних широтах РФ. В регионах центральной части страны происходит обычный бизнес, а на севере ситуация приобретает масштабы обеспечения благополучия людей.

Для примера, отметим, что основной фокус социального предпринимательства в Арктике лежит на обеспечении жителей отдаленных районов самыми неотложными товарами и услугами в условиях ограниченной транспортной инфраструктуры. В отдаленных регионах РФ становятся особенно значимыми следующие социальные услуги: обеспечение связью, включая поддержание почтовой связи, обеспечение интернет-соединения и мобильной связи. Социально ориентированные предприниматели заботятся о предоставлении медицинской помощи престарелым лицам, инвалидам, детям и другим уязвимым группам населения. Социальными также становятся услуги в сфере образования, культуры и спорта [4].

Одной из важнейших проблем Арктики на сегодняшний день является миграция местного населения в центральные регионы РФ и даже за пределы страны. К сожалению, численность коренных жителей Арктики также уменьшается, независимо от их национальности. Статистика по районам России показывает, что дальневосточные и арктические регионы сталкиваются с недостатком опытных работников, их количество уменьшается [10]. Выпускники центральных образовательных организаций страны и высокообразованные специалисты не возвращаются в арктические регионы. В связи с этим местные власти должны делать Арктическую зону более привлекательной и развитой. Привлекательность региона означает, что он удовлетворяет потребности людей в социальных услугах и предоставляет возможности для развития, чтобы люди могли успешно использовать свои знания и навыки в сравнении с другими субъектами. Привлекательность определяется по объективным показателям жизни, и также принимается во внимание такой аспект, что каждый может иметь свои собственные предпочтения по месту жительства [11].

Известный депутат российской Госдумы Н.М. Харитонов предлагает провести определенные действия, чтобы сделать Арктическую зону наиболее привлекательной:

1. Необходимо внести соответствующие изменения в законодательство для того, чтобы российские граждане, приступающие к работе на Дальнем Востоке и в Арктической зоне (АЗРФ), получали предусмотренные для этой территории дополнительные выплаты. В целях создания новой системы социальных гарантий, предоставляемых российским гражданам, работающим и проживающим в АЗРФ по программе "Земский работник культуры", рассматривается возможность увеличения единовременной компенсационной выплаты специалистам культуры, переехавшим на работу в сельскую местность АЗРФ.

2. Создать закон, определяющий порядок работы с вахтовыми поселками. В рамках данного закона должно быть понятно, каким должен быть статус таких поселков, как они должны функционировать и как взаимодействовать с властями регионов РФ, на территории которых

осуществляют свою деятельность. В законе должно быть указано, как регламентировать экологию вокруг этих поселков, как обеспечивать работников вахтовых поселков социальными услугами, каким должно быть медобслуживание и питание, а также как организовывать их досуг и повседневные нужды.

3. Обеспечить возможность перерегистрации жителей отдаленных и труднодоступных районов Арктической зоны в качестве безработных в течение определенного промежутка времени с учетом объективных обстоятельств.

4. Следует сохранять действующие до настоящего времени учебные заведения высшего образования и создавать новые учреждения образования на Севере, так как образовательные институты очень помогают удерживать в регионе молодых людей. Ещё один важный момент — обучение детей коренных народов, которые живут кочевым образом, остаётся сложной задачей. Проблема заключается также в том, что в федеральных и региональных законах положения о порядке предоставления образования коренным малочисленным народам не всегда имеют однозначное содержание. По этой причине возникают некоторые трудности в защите прав в этой области [10].

Еще одним фактором привлечения в Арктику является обеспечение жильем. Для этого государства выдает ипотечные кредиты с низкой ставкой и отраслевые компании обязаны обеспечивать жильем для молодых кадров на Арктической территории.

Вне всякого сомнения, Россия - арктическое государство, страна возможностей и будущего человечества. В Арктической зоне без помощи государства не осилить эффективного и быстрого развития экономики страны. В ближайшие годы следует придумать разные методы управления и развивать креативные проекты. Значимым показателям в социальной сфере сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов на местах. Для реализации социальных направлений и бизнес-проектов необходимо принимать отдельное законодательство. В настоящее время идея принятия самостоятельного федерального закона назрела по социальному предпринимательству на территории России.

Несомненно, социальное предпринимательство в Арктике не может охватить все предпринимательские направления, поэтому подходящие предпринимательские отношения могут реализоваться совместно органами государственной и муниципальной власти субъектов. Далее, такие направления могут сочетаться с предпринимательской деятельностью в Арктической зоне России.

Таким образом, в России правовое регулирование социального предпринимательства должно поддерживаться государством на всей территории страны. Государственная политика России выстроена для развития социальных институтов и предпринимательской деятельности. Несомненно, для этого нужно создавать благоприятные условия, укреплять правовую базу. Северные регионы России располагают значительным потенциалом в отношении развития социального предпринимательства. Если организации, занимающиеся таким бизнесом, действительно решают социальные проблемы, значит, структура помогает укрепить экономику страны. Однако, чтобы социальное предпринимательство работало, важно внести изменения в законодательство, определяющее порядок действий социального предпринимательства. Поправки должны быть приняты на двух уровнях - общероссийском и региональном. Данный проект, поддерживаемый государством, приведет к большим изменениям в области общественных услуг и бизнеса. В Арктической зоне социальное предпринимательство помогает решать не только обычные бизнес-задачи, но и проблемы, связанные с благополучием общества. Социальное предпринимательство даст огромный толчок для развития экономики и улучшения жизни в стране. В Российской Федерации наступят изменения, начиная с Арктической зоны. Для осуществления этих изменений необходимо принять «Арктический кодекс РФ» — основной нормативно-правовой акт.

Литература и источники

1. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 51-56.

2. Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство в развитии социальной инфраструктуры регионов российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 2(68). С. 94-106.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» //

4. Башмакова Е. П. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики //

Экономика, предпринимательство и право. 2Q19. Т. 9. M 4. С. 481-496.

5. Конституция РФ // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область // Официальный интернет-портае правовой информации http://pravo.gov.ru, Q6.1Q.2Q22.

6. Распоряжение Правительства РФ от Q2.Q6.2Q16 M Ю83-р (ред. от 3Q.Q3.2Q18) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2Q3Q года» (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2Q3Q года») // Собрание законодательства РФ. 2Q16. M 24. Ст. 3549.

7. Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография // Ä.M. Авакян, M^. Бандо, В.С. Белых и др.; отв. ред. KM. Некрашевич. M.: Статут, 2Q22.

8. Mотуренко С. M. Правовое регулирование социального предпринимательства в России: основные аспекты // Право и государство: теория и практика. 2Q22. M 12(216). С. 2Q7-210.

9. Васюнина M. Л. К вопросу о признаках социального предпринимательства: научная дискуссия и правовое регулирование // Вестник Mосковского университета. Серия 6: Экономика. 2Q2Q. M 3. С. 182-199.

1Q. Харитонов Н. M. Пути совершенствования законодательного обеспечения опережающего развития Дальнего Востока и Арктики // Россия: общество, политика, история. 2Q22. M 4(4). С. 22-33.

11. Рубан В.А. Привлекательность региона для населения и бизнеса // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2Q13. N»1. С. 127-131.

References and Sources

1. Zankovskij S.S. Ponyatie i pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva // Predprinimatel'skoe pravo. 2Q2Q. M 4. S. 51-56.

2. Toropushina E.E. Social'noe predprinimatel'stvo v razvitii social'noj infrastruktury regionov rossijskoj Arktiki // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2Q2Q. M 2(68). S. 94-106.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.Q2.2Q19 g. M 2Q7-r «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2Q25 goda» //

4. Bashmakova E. P. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor samorazvitiya territorij rossijskoj Arktiki // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2Q19. T. 9. M 4. S. 481-496.

5. Konstituciya RF // Oficial'nyj tekst Konstitucii RF, vklyuchayushchij novye sub"ekty Rossijskoj Federacii - Doneckuyu Narodnuyu Respubliku, Luganskuyu Narodnuyu Respubliku, Zaporozhskuyu oblast' i Hersonskuyu oblast' // Oficiarnyj internet-portae pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot Q2.Q6.2Q16 M 1Q83-r (red. ot 3Q.Q3.2Q18) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2Q3Q goda» (vmeste s «Planom meropriyatij (\"dorozhnoj kartoj\") po realizacii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2Q3Q goda») // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2Q16. M 24. St. 3549.

7. Social'noe grazhdanskoe pravo v ego osnovopolagayushchih institutah: kollektivnaya monografiya // A.M. Avakyan, M.V. Bando, V.S. Belyh i dr.; otv. red. K.M. Nekrashevich. M.: Statut, 2Q22.

8. Moturenko S. M. Pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva v Rossii: osnovnye aspekty // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2022. M 12(216). S. 2Q7-210.

9. Vasyunina M. L. K voprosu o priznakah social'nogo predprinimatel'stva: nauchnaya diskussiya i pravovoe regulirovanie // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2Q2Q. M 3. S. 182-199.

1Q. Haritonov N. M. Puti sovershenstvovaniya zakonodatel'nogo obespecheniya operezhayushchego razvitiya Dal'nego Vostoka i Arktiki // Rossiya: obshchestvo, politika, istoriya. 2Q22. M 4(4). S. 22-33.

11. Ruban V.A. Privlekatel'nost' regiona dlya naseleniya i biznesa // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment. 2Q13. M1. S. 127-131.

БАТТАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук (Battakhov@mail.ru). ОВЧИННИКОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук (domosedka@mail.ru). BATTAKHOV, PETR P. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Battakhov@mail.ru).

OVCHINNIKOVA, YULIA S - Ph.D in Law, Researcher in the Civil and Entrepreneurial Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (domosedka@mail.ru).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-93-100

ВИЛЬДАНОВА М.М. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛИЧНОЙ И

БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМАХ В РОССИИ

Ключевые слова: форма расчетов, наличные расчеты, безналичные расчеты, расчетные операции, банковские операции, платежи, денежное обращение

В статье исследуется история становления и развития правового регулирования наличных и безналичных форм расчетов в России. Анализируются формы расчетов в настоящее время и основные тенденции эволюции этого гражданско-правового института, а также дается сравнение с правовым регулированием за рубежом. Кроме того, особое место в статье уделено описанию новой формы безналичных расчетов, то есть расчетам цифровыми рублями. В статье затронуты также проблемы, связанные с регулированием трансграничных расчетов и установлением порядка расчетов, гарантирующего оплату поставок товаров из-за рубежа и на экспорт.

VILDANOVA, M.M.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF SETTLEMENTS IN CASH AND NON-CASH FORMS IN RUSSIA Key words: form of payment, cash payments, non-cash payments, settlements in digital rubles, settlement operations, banking operations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.