Научная статья на тему 'Правовое регулирование мировой юстиции в России: эволюция, проблемы, перспективы (к 20-летию восстановления института мировых судей)'

Правовое регулирование мировой юстиции в России: эволюция, проблемы, перспективы (к 20-летию восстановления института мировых судей) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2813
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ СУД / МИРОВОЙ СУДЬЯ / МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Е.В.

В статье анализируются разработка и принятие законодательства о мировых судьях в России в 1990-е гг., исследуется эволюция представлений о правовом положении мирового судьи и его месте в судебной системе Российской Федерации начиная с Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г. и до принятия в декабре 1998 г. Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Автор приходит к выводу, что на правовой статус мирового судьи, предлагаемый концепцией судебной реформы, некоторыми проектами Конституции Российской Федерации и проектом Федерального конституционного закона «О мировых судьях», оказал значительное влияние дореволюционный опыт правового регулирования и деятельности мировых судов. Однако при разработке действующего федерального закона от многих идей (нередко патриархальных) законодатель отказался. В статье подробно анализируется Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», законодательство субъектов, рассматриваются типичные решения субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции. Кроме того, автор исследует изменения, внесенные в закон за 20 лет, и делает выводы о совершенствовании правового регулирования института мировых судей, а также постепенном сокращении компетенции субъектов Российской Федерации в данной сфере. завершает статью краткий обзор тенденций и перспектив правового регулирования мировой юстиции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of Justice of the Peace in Russia: evolution, problems, prospects (to the 20th anniversary of the restoration of the institution of magistrates)

The article analyzes the development and adoption of legislation on magistrates in Russia in the 1990s, examines the evolution of ideas about the legal status of the magistrates and their place in the judicial system of the Russian Federation from the Concept of Judicial Reform of the RSFSR of 1991 to Federal Act « On magistrates in the Russian Federation». The author comes to the conclusion that the legal status of the magistrates, proposed by the Judicial Reform Concept, some projects of the Constitution of the Russian Federation and the federal constitutional act project about magistrates was significantly influenced by the pre-revolutionary experience in the legal regulation and activities of the magistrates. However, when developing the current federal law, the legislator refused many ideas, often patriarchal. The article analyzes in detail the content of the Federal Law «On Justices of the Peace», the legislation of the subjects of the Russian Federation, draws conclusions about typical decisions of subjects in the sphere of legal regulation of the Justice of the Peace... The article analyzes the development and adoption of legislation on magistrates in Russia in the 1990s, examines the evolution of ideas about the legal status of the magistrates and their place in the judicial system of the Russian Federation from the Concept of Judicial Reform of the RSFSR of 1991 to Federal Act « On magistrates in the Russian Federation». The author comes to the conclusion that the legal status of the magistrates, proposed by the Judicial Reform Concept, some projects of the Constitution of the Russian Federation and the federal constitutional act project about magistrates was significantly influenced by the pre-revolutionary experience in the legal regulation and activities of the magistrates. However, when developing the current federal law, the legislator refused many ideas, often patriarchal. The article analyzes in detail the content of the Federal Law «On Justices of the Peace», the legislation of the subjects of the Russian Federation, draws conclusions about typical decisions of subjects in the sphere of legal regulation of the Justice of the Peace. In addition the author investigates the changes made to the law over 20 years, draws conclusions on improving the legal regulation as well as on the gradual reduction of the competence of the subjects of the Russian Federation in the sphere of legal regulation of the institute of Justices of the Peace. The article concludes with a brief overview of trends and prospects for the legal regulation of the Justice of the Peace in the Russian Federation. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование мировой юстиции в России: эволюция, проблемы, перспективы (к 20-летию восстановления института мировых судей)»

3. Dogadina M. A., Perezhogin L. O. Seksual'noe nasilie nad det'mi. Vyyavlenie, profilaktika, reabilitaciya poterpevshih [Sexual abuse of children. Identification, prevention, rehabilitation of victims]. Vopr. yuvenal'n. yusticii - Questions of juvenile justice. 2007. Iss. 4, 5; 2008. Iss. 2-5. (In Russ.).

4. D'yachenko A. P. Ugolovno-pravovaya ohrana grazhdan ot prestuplenij v sfere seksual'nyh otnoshenij : dis. ... d-ra yurid. nauk [Criminally-legal protection of citizens from crimes in the sphere of sexual relations : the diss. ... Dsc. in Law]. Moscow, 1993. 342 p. (In Russ.).

5. ZHuravleva YU. V. Viktimologicheskaya profilaktika iznasilovanij : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Victimological prevention of rape : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Law]. Moscow, 2007. 24 p. (In Russ.).

6. Zatona R. E. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty otvetstvennosti za polovoe snoshenie i inye dejstviya seksual'nogo haraktera s licom, ne dostigshim chetyrnadcatiletnego vozrasta : dis. ... kand. yurid. Nauk [Criminally-legal and criminological aspects of responsibility for sexual intercourse and other acts of a sexual nature with a person under the age of fourteen : the diss. ... PhD. in Law]. Saratov, 2000. 189 p. (In Russ.).

7. Kovaleva M. A. Seksual'noe nasilie i seksual'naya ehkspluataciya: kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty, preduprezhdenie : dis. ... kand. yurid. nauk [Sexual violence and sexual exploitation: criminological and criminal law aspects, warning : the diss. ... PhD. in Law]. St. Petersburg, 2006. 183 p. (In Russ.).

8. Kochenov M. M. Vvedenie v sudebno-psihologicheskuyu ehkspertizu [Introduction to forensic psychological examination]. Moscow, 1980. 117 p. (In Russ.).

9. Krasnyuk G. P. Nenasil'stvennye seksual'nye posyagatel'stva na lic, ne dostigshih chetyrnadcatiletnego vozrasta : dis. ... kand. yurid. nauk [Non-violent sexual assault on persons under the age of fourteen : the diss. ... PhD. in Law]. Krasnodar, 2000. 23 p. (In Russ.).

10. Kriminal'naya seksologiya / G. B. Deryagin i dr. [Criminal Sexology / G. B. Deryagin and others]. Moscow, 2012. 399 p. (In Russ.).

11. Minskaya V. S., CHechel' G. I. Viktimologicheskie faktory i mekhanizm prestupnogo povedeniya [Victimological factors and the mechanism of criminal behavior]. Irkutsk, 1988. 152 p. (In Russ.).

12. Moshchickaya E. YU. Viktimologicheskaya harakteristika seksual'nogo nasiliya nesovershennoletnih (po materialam Irkutskoj oblasti) : avtoref. dis. . kand. yurid. nauk [Victimological characteristics of sexual abuse of minors (based on materials from the Irkutsk region) : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Law]. Irkutsk, 2004. 21 p. (In Russ.).

13. Nabojshchikov N. P. Dejstviya seksual'nogo haraktera, sovershaemye v otnoshenii lic, ne dostigshih sovershennoletiya, i problemy ih preduprezhdeniya : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Actions of a sexual nature, committed against persons under the age of majority, and the problems of their prevention : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Law]. St. Petersburg, 2007. 22 p. (In Russ.).

14. Pechernikova T. P., Morozova N. B. Klinika i sudebno-psihiatricheskaya ocenka psihogennyh sostoyanij u nesovershennoletnih poterpevshih [Clinic and forensic psychiatric assessment of psychogenic states in juvenile victims] Sudebno-med. Ehkspertiza - Forensic medical examination. 1991. Iss. 1. P. 43-45. (In Russ.).

15. Podgornaya S. V. Kriminologicheskaya harakteristika nesovershennoletnego, stavshego zhertvoj seksual'nogo posyagatel'stva [Criminological characteristics of a minor who has been the victim of sexual assault]. Ros. sledovatel' -The Russian investigator. 2012. Iss. 17. P. 33-36. (In Russ.).

16. Poltarygin R. V. Osobennosti vyyavleniya u detej priznakov perenesennogo nasiliya [Features of detection of signs of the transferred violence in children]. Ros. sledovatel' - The Russian investigator. 2012. Iss. 11. P. 7-9. (In Russ.).

17. Safuanov F. S. Sudebno-psihologicheskaya ehkspertiza v ugolovnom processe [Forensic psychological examination in the criminal process]. Moscow, 2014. 421 p. (In Russ.).

18. Cymbal E. I., Safonova T. YA., Kurasova N. V. Polovye prestupleniya protiv mal'chikov [Sex crimes against boys]. Availabel at: http://www.otrok.ru/medbook/listmed/mal.htm (accessed 19.07.2018). (In Russ.).

19. Hunter J. A., Hazelwood R. R., Slesinger D. Juvenile-perpetrated sex crimes: patterns of offending and predictors of violence // Journal of Family Violence. 2000. Vol. 15. Iss. 1. P. 81-93. (In Eng.).

20. Van Wijk A. Ph., Mali S. R. F., Bullens R. A. R. Juvenile sex-only and sex-plus offenders. An exploratory study on criminal profiles // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2007. Vol. 51. Iss. 4. P. 407-419. (In

Правовое регулирование мировой юстиции в России: эволюция, проблемы, перспективы (к 20-летию восстановления

института мировых судей)

В статье анализируются разработка и принятие законодательства о мировых судьях в России в 1990-е гг., исследуется эволюция представлений о правовом положении мирового судьи и его месте в судебной системе Российской Федерации начиная с Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г. и до принятия в декабре 1998 г. Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Автор

Eng.).

УДК 347.978

е. в. кузнецова - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Реферат

приходит к выводу, что на правовой статус мирового судьи, предлагаемый концепцией судебной реформы, некоторыми проектами Конституции Российской Федерации и проектом Федерального конституционного закона «О мировых судьях», оказал значительное влияние дореволюционный опыт правового регулирования и деятельности мировых судов. Однако при разработке действующего федерального закона от многих идей (нередко патриархальных) законодатель отказался.

В статье подробно анализируется Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», законодательство субъектов, рассматриваются типичные решения субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции. Кроме того, автор исследует изменения, внесенные в закон за 20 лет, и делает выводы о совершенствовании правового регулирования института мировых судей, а также постепенном сокращении компетенции субъектов Российской Федерации в данной сфере. Завершает статью краткий обзор тенденций и перспектив правового регулирования мировой юстиции в Российской Федерации.

Ключевые слова: мировой суд; мировой судья; мировая юстиция; правовое регулирование мировой юстиции.

Legal regulation of Justice of the Peace in Russia: evolution, problems, prospects (to the 20th anniversary of the restoration of the institution of magistrates)

e. v. kuznetsova - Associate Professor of the Department of State Legal Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor

Abstract

The article analyzes the development and adoption of legislation on magistrates in Russia in the 1990s, examines the evolution of ideas about the legal status of the magistrates and their place in the judicial system of the Russian Federation from the Concept of Judicial Reform of the RSFSR of 1991 to Federal Act « On magistrates in the Russian Federation». The author comes to the conclusion that the legal status of the magistrates, proposed by the Judicial Reform Concept, some projects of the Constitution of the Russian Federation and the federal constitutional act project about magistrates was significantly influenced by the pre-revolutionary experience in the legal regulation and activities of the magistrates. However, when developing the current federal law, the legislator refused many ideas, often patriarchal.

The article analyzes in detail the content of the Federal Law «On Justices of the Peace», the legislation of the subjects of the Russian Federation, draws conclusions about typical decisions of subjects in the sphere of legal regulation of the Justice of the Peace. In addition the author investigates the changes made to the law over 20 years, draws conclusions on improving the legal regulation as well as on the gradual reduction of the competence of the subjects of the Russian Federation in the sphere of legal regulation of the institute of Justices of the Peace. The article concludes with a brief overview of trends and prospects for the legal regulation of the Justice of the Peace in the Russian Federation.

Key words: magistrate's court; magistrate; the Justice of the Peace; legal regulation of the Justice of the Peace.

В декабре 2018 г. исполняется 20 лет со дня подписания Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которым в нашей стране был введен институт мировых судей [16]. Многие исследователи, впрочем, говорят о возрождении, восстановлении мировой юстиции в России, ссылаясь на тот факт, что мировые суды были введены в результате Судебной

реформы 1864 г., а потому этот институт не нов для российской судебной системы.

Разработка и принятие данного закона осуществлялись достаточно долго, в период радикальных для страны перемен в государственной и общественной жизни. Еще в октябре 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы РСФСР [14], в которой предлага-

лось введение мировых судей в качестве судей первой инстанции. Предполагалось, что будет создано два вида мировых судов: участковые, действующие в пределах определенной территории судебного участка, и специализированные (следственные, пенитенциарные и др.). Юрисдикция участковых мировых судей была примерно охарактеризована следующим образом: рассмотрение гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Компетенция же специализированных мировых судей была обозначена весьма расплывчато: они «возьмут на себя контрольные функции там, где под угрозу ставятся свободы и права человека». Таблица, характеризующая федеральную судебную систему, детализировала их функции - «судебный контроль за следствием». В соответствии с Концепцией судебной реформы РСФСР мировой суд входил в федеральную судебную систему.

В данной концепции также высказывалась идея о выборности участковых мировых судей (получают «мандат от избирателей»). От кандидатов в мировые судьи не требовалось обязательного юридического образования (для всех судей районного суда и выше указана характеристика «профессиональный судья», для мирового суда - просто «судья»). Составители предлагали изучить вопрос о введении должности почетных (неоплачиваемых) мировых судей «из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и не связанных ни с адвокатской практикой, ни с отечественным "истеблишментом" (преподаватели вузов, бывшие сотрудники правоохранительных органов, научные сотрудники)», которых предполагалось привлекать к рассмотрению отдельных споров: «разрешать по просьбе "мира" мелкие конфликты, склоняя стороны к соглашению».

Следует отметить очевидное влияние Судебной реформы 1864 г. на составителей концепции, в частности в отношении института мировых судей. Идеи выборности мировых судей на определенный срок, полупрофессиональный характер мировой юстиции, институт почетных мировых судей, даже понятия «судебный округ», «судебный участок» - все указывает на влияние судебных преобразований второй половины XIX в.

Исследователи отмечают, что Концепция судебной реформы РСФСР 1991 г. смешивает понятия «мировой суд» и «мировой судья», отчетливо проводит связь участкового и почетного мирового судьи с местным сообществом - «миром» (населением судебного участка), акцентирует примирительную

функцию мировых судей, что свидетельствует о влиянии патриархального подхода к мировой юстиции [3, с. 299].

Несмотря на принятие указанной концепции, политическая борьба тех лет затормозила реализацию судебной реформы. В 1992 г. вносятся изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., содержащие следующую формулировку: «Мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет» [19]. В апреле 1993 г. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» дополняется п. 2 ст. 11, содержащим аналогичное положение [5].

Институт мировых судей упоминался и в некоторых проектах Конституции Российской Федерации, причем где-то мировые судьи были отнесены к местному самоуправлению [22; 23], ряд проектов содержит требование о выборности мировых судей [25], другие, напротив, упоминают мировых судей лишь вскользь [24].

Однако принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации в характеристике судоустройства ссылается на федеральный конституционный закон, не упоминая мировых судей.

25 марта 1994 г. III Всероссийский съезд принимает постановление «О концепции судебной реформы Российской Федерации», в котором говорится о целесообразности введения мировой юстиции, одной из целей которой будет максимальное приближение правосудия к населению с предоставлением права рассматривать малозначительные споры по согласию сторон доверенным лицам из числа жителей населенного пункта [15]. Мировых судей предполагалось относить к местным судам, порядок наделения полномочиями должен был быть установлен законодательством субъекта. В формулировке целей деятельности мировых судей также прослеживается влияние идей Судебной реформы 1864 г.

В том же году при Президенте Российской Федерации создается Совет по судебной реформе, в котором был разработан и одобрен проект федерального конституционного закона «О мировых судьях в Российской Федерации» [17].

В соответствии с данным законом мировые судьи относились к судебной системе субъекта, являлись нижестоящей судебной инстанцией по отношению к районным (городским) судам. Компетенция их определялась бланкетно: уголовные дела, гражданские споры, дела об административных

правонарушениях, предусмотренные федеральным законодательством. В качестве требований к кандидатам в мировые судьи предъявлялся возрастной ценз (23 года, что противоречило Конституции Российской Федерации), образовательный ценз (высшее образование, профиль не уточнялся, что опять же противоречило Основному закону страны). Мировых судей предполагалось избирать сроком на пять лет населением судебного участка, в пределах которого они действовали. Предлагалось восстановить и съезды мировых судей для обсуждения и решения вопросов, имеющих значение для мировых судей района (города): судебной практики, организационного и ресурсного обеспечения и т. д. Съезд также наделялся правом законодательной инициативы в законодательный орган субъекта. Исследователи отмечают влияние дореволюционного опыта при разработке проекта данного закона [3, с. 258].

Параллельно с федеральным конституционным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» разрабатывается федеральный конституционный закон «О судебной системе». Проект изначально был внесен Президентом Российской Федерации и доработан рабочей группой Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе. Изменения рабочей группы в отношении института мировых судей касались, в частности, более точного определения их места в судебной системе страны. В соответствии с законопроектом мировые судьи являлись судьями субъектов Российской Федерации, входили в единую судебную систему России (ст. 4), избирались населением в порядке, установленном федеральным законом и законодательством субъектов (ст. 15) [21].

После обсуждения законопроекта в Государственной Думе часть положений претерпела изменения в сторону расширения полномочий субъектов по регулированию института мировых судей. Во вступившем в силу 31 декабря 1996 г. Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» статус мирового судьи определяется следующим образом: относятся к судебной системе субъектов Российской Федерации; являются судьями общей юрисдикции, нижестоящими по отношению к районным судам; порядок наделения полномочиями устанавливается федеральным законом и законом субъекта; должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов;

мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции; полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта; финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета [18].

Таким образом, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» определен уровень нормативного акта о мировых судьях - федеральный закон, что логично, поскольку Конституция не предусматривает федерального конституционного закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Правовое регулирование института мировых судей осуществляется федеральным законом и законами субъекта, что опять же соответствует их статусу как судов субъекта Российской Федерации. Вместе с тем исследователи отмечают, что грамматические конструкции фраз в рассматриваемом законе двояки и противоречивы по смыслу. Так, например, два союза «и» в формулировке ч. 2. ст. 28 («Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации») дают основание предполагать, что и полномочия мировых судей также находятся в совместном ведении. По факту же полномочия мировых судей устанавливаются только федеральным законом. Подобных несогласований в законодательстве о мировой юстиции изначально оказалось немало, многие из них не устранены до сих пор [3, с. 259-260].

Наконец, в конце 1998 г. вступает в силу основной нормативный правовой акт, регулирующий деятельность мировых судей, - Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Закон состоит из 12 статей, регулирующих основы правового положения мирового судьи в России. Уже в первой статье закреплено основное противоречие правового статуса мировых судей: являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, но входят в единую судебную систему страны, осуществляют правосудие именем Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами.

Включение мировых судей в судебную систему субъекта предполагает, что правовое регулирование их деятельности осуществляется и федеральным законом, и законом субъекта Российской Федерации. Изна-

чально в сфере совместного регулирования Федерации и субъектов можно было выделить два аспекта:

а) вопросы, по которым субъект принимает решение в пределах (границах), установленных Федерацией: создание и упразднение судебных участков, установление сроков полномочий мировых судей, выбор способа формирования корпуса мировых судей, установления языка судопроизводства и делопроизводства и т. п.;

б) вопросы, по которым субъект может дополнить федеральное законодательство: установление дополнительных требований к кандидатам на должность мирового судьи, дополнительных гарантий материального обеспечения и социальной защиты мировых судей, установления порядка осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях. В результате изменений, внесенных в рассматриваемый закон, вторая группа вопросов была исключена из федерального закона [6; 9; 12].

Самостоятельность субъектов в правовом регулировании института мировых судей фактически сводится лишь к установлению процедуры назначения (избрания) мировых судей, созданию и правовой регламентации статуса органа, обеспечивающего деятельность мировых судей, установлению структуры и штатного расписания аппарата мировых судей.

Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет, принимать ли комплексный закон или несколько специальных актов, регламентирующих деятельность мировых судей. Здесь субъекты разделились на две группы. В большинстве субъектов по федеральному образцу приняты два закона: о мировых судьях соответствующего субъекта и о судебных участках и должностях мировых судей соответствующего субъекта (Алтайский и Хабаровский края, Архангельская, Вологодская области, Республики Крым, Дагестан, Коми, Северная Осетия, Карелия и др.).

В других субъектах приняты и действуют комплексные акты, устанавливающие и порядок деятельности мировых судей, и судебные участки мировых судей (Забайкальский, Приморский края, Санкт-Петербург, Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.).

Как правило, законы о мировых судьях субъекта сходны по названию («О мировых судьях... (советующий субъект)», реже - «О порядке назначения и деятельности миро-

вых судей.»), структуре и содержанию и копируют федеральный закон: статус мирового судьи, требования, предъявляемые к кандидатам (бланкетные статьи), компетенция, порядок назначения (избрания), судебные участки, организационное обеспечение, дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации и т. д.

Большинство субъектов установили такой способ формирования корпуса мировых судей, как назначение законодательным (представительным) органом субъекта, процедура в целом схожая. Срок полномочий мировых судей в субъектах различается: от 3 до 5 лет при первом назначении, от 5 до 10 лет - при повторном. В законах субъектов, как правило, более подробно регулируются вопросы организационного обеспечения мировых судей: содержатся положения об органе, обеспечивающем деятельность мировых судей, аппарате мировых судей, размещении судебных участков и т. д. В некоторых субъектах приняты отдельные законы об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей, регламентирующие способы обеспечения доступа к информации, организацию размещения информации о деятельности мировых судей, в том числе в сети Интернет.

Подводя итог, еще раз отметим, что степень самостоятельности субъектов в правовом регулировании института мировых судей существенно уменьшилась в сравнении с изначальной редакцией Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Даже в вопросах, которые субъект вправе решать самостоятельно, в основном выбраны сходные варианты правового регулирования.

Помимо предметов ведения субъектов Российской Федерации в сфере регулирования института мировых судей существенным изменениям была подвергнута статья о компетенции мировых судей.

В соответствии со ст. 3 к компетенции мирового судьи относятся следующие категории дел:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (норма носит бланкетный характер и отсылает к ч. 1 ст. 31 УПК РФ);

- дела о выдаче судебного приказа;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- споры о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

- иные возникающие из семейно-право-вых отношений споры, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

- имущественные споры, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

- споры об определении порядка пользования имуществом;

- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов.

В основном все изменения, касающиеся компетенции мирового судьи, были направлены на ее сужение и уточнение. Так, изначально цена иска была указана в минимальных размерах оплаты труда, однако законодатель отказался от такой практики. Внесенные в 2008 г. изменения в закон ограничили цену иска до 100 тыс. руб., затем в 2010 г. цена иска была уменьшена до 50 тыс. руб. [7; 8]. Первоначально в компетенцию мирового судьи всходили все дела о разделе совместно нажитого имущества между супругами, независимо от цены иска. Разрешение таких споров представляло для мировых судей сложность в случаях многомиллионной стоимости имущества, расположения его в разных регионах страны, за рубежом и т. д. законодатель ограничил подведомственность данной категории дел ценою иска в 50 тыс. руб. Исключены из подсудности мировым судьям юридически сложные дела, связанные с ограничением родительских прав, со спорами о детях, признанием брака недействительным (изначально п. 5 ч. 1 ст. 6 был сформулирован следующим образом: «иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка»). Также в 2008 г. были исключены из подсудности мировых судей и все трудовые споры (ранее мировые судьи не рассматривали лишь дела о восстановлении на работе и разрешении коллективных трудовых споров). Кроме уточняющих изменений ст. 3 была дополнена п. 1.1, допускающим отнесение федеральным законом к подсудности миро-

вых судей и иных категорий дел. С 2016 г. в соответствии с изменениями, внесенными в КАС РФ, мировой судья рассматривает и заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ [11].

Впрочем, нельзя утверждать, что компетенция мирового судьи в Российской Федерации устоялась и не будет меняться в дальнейшем. Так, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности, предлагается исключить из компетенции мирового судьи дела, возникающие из семейно-правовых отношений, а также споры о порядке пользования имуществом, но увеличить цену иска по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, до 100 тыс. руб. [10].

Недавние изменения законодательства коснулись порядка финансирования деятельности мировых судей и их организационного обеспечения. В апреле 2018 г. были внесены поправки в ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которыми устанавливаются гарантии финансового обеспечения деятельности мировых судей [13]. При разработке проекта бюджета субъекта в части расходов на содержание аппарата мировых судей и материально-техническое обеспечение судебных участков высший орган исполнительной власти субъекта обязан взаимодействовать с советом судей субъекта; уменьшение финансирования мировой юстиции из средств бюджета субъекта Российской Федерации допускается лишь с согласия совета судей субъекта (если объем финансирования сокращается не более чем на 5 %) или конференции судей субъекта (если более чем на 5 %). Также в новой редакции указанной статьи сформулировано определение понятия «организационное обеспечение мировых судей» (воспроизводится формулировка Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции») и не вполне удачное с точки зрения логики и юридической техники положение о том, что что организационное обеспечение деятельности мировых судей

осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Полагаем, что эти изменения далеко не последние.

В научной литературе обсуждаются два вектора дальнейшего развития мировой юстиции в Российской Федерации. Сторонником первого, довольно радикального, является судья Конституционного Суда Российской Федерации М. И. Клеандров. Он предлагает идею «радикальной автоно-мизации мировой юстиции», суть которой сводится к полному - в институциональном, инстанционном, организационном, кадровом, финансовом и иных планах - отделению ее от федеральной юстиции [2]. Второй путь - федерализация мировой юстиции, то есть передача функций, оставшихся у субъекта в отношении мировых судов, на федеральный уровень. Здесь уместно провести аналогию с судебной системой США, где как на федеральном уровне, так и уровне штатов действуют судьи-магистраты (мировые судьи). При этом штат самостоятельно решает вопрос о введении у себя мировых судей, определяет их правовой статус, мировые судьи решают споры в соответствии с законодательством штата. И здесь действительно правовое положение мировых судей в разных штатах США существенно отличается: в Техасе и Пенсильвании, например, действуют выборные мировые судьи, для которых не требуется обязательной степени

в области права, в Южной Каролине и Огайо мировые судьи назначаются губернатором штата, в Огайо при этом требуется не только степень в области права, но и не менее четырех лет практики.

Впрочем, необходимо осознавать особенности разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами США: в Конституции США четко определены вопросы исключительного ведения страны, все остальные преимущественно относятся к компетенции штата. Самостоятельность штатов изначально была существенно выше, чем субъектов в составе Российской Федерации. Все изменения в законодательстве о мировой юстиции 2000-2010-х гг. фактически, как уже говорилось выше, нацелены на сужение самостоятельности субъекта в сфере правового регулирования мировой юстиции, что свидетельствует о фактической федерализации мировых судей. Подобные идеи звучали в конце 2000-х гг. от представителей судейского и научного сообществ и даже Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, однако так и остались на уровне предложений [1; 4; 20; 26]. Впрочем, указанные выше изменения в законодательстве о мировых судьях в целом олицетворяют тенденцию федерализации мировой юстиции, однако федерация пока не готова принять на себя расходы и полномочия субъекта по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.

щ список литературы

1. Борисова Е. А. Некоторые проблемы теории и практики мировой юстиции // Рос. юстиция. 2009. № 2. С. 24-27.

2. Клеандров М. И. О модели радикальной автономизации мировой юстиции в Российской Федерации // Журн. рос. права. 2015. № 3. С. 31-42.

3. Лонская С. В. Институт мировой юстиции в России: историко-теоретическое правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016. 366 с.

4. Медведев Д. А. Вступительное слово на совещании по вопросам совершенствования судебной системы. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/156 (дата обращения: 20.03.2018).

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» : закон Российской Федерации от 14.04.1993 № 4791-1 // Рос. газ. 1993. № 80.

6. О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» : фе-дер. закон от 19.06.2004 № 50-ФЗ // Рос. газ. 2004. № 131.

7. О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 22.07.2008 № 147-ФЗ // Рос. газ. 2008. № 160.

8. О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» : федер закон от 11.02.2010 № 6-ФЗ // Рос. газ. 2010. № 31.

9. О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» : федер. закон от 08.12.2010 № 338-ФЗ // Рос. газ. 2010. № 281.

10. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 № 30. URL: http://www.vsrf.ru/files/24030/ (дата обращения: 05.04.2018).

11. О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 05.04.2016 № 103-ФЗ // Рос. газ. 2016. № 75.

12. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» : федер. закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Рос. газ. 2004. № 188.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей : федер. закон от 18.04.2018 № 76-ФЗ // Рос. газ. 2018. № 85.

14. О Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // Ведомости Съезда народ. депутатов и Верхов. Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

15. О Концепции судебной системы Российской Федерации : постановление III (внеочередного) Всероссийского съезда судей (24-25 марта 1994) от 25.03.1994. URL: http://www.ssrf.ru/page/842/detail/ (дата обращения: 05.04.2018).

16. О мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Рос. газ. 1998. № 242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. О мировых судьях в Российской Федерации : проект федерального конституционного закона // Рос. юстиция. 1991. № 1. С. 54-55.

18. О судебной системе Российской Федерации: федер. конст. закон от от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Рос. газета. 1997. № 3.

19. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России : закон Российской Федерации от 09.12.1992 № 4061-I // Ведомости Съезда народ. депутатов Рос. Федерации и Верхов. совета Рос. Федерации. 1993. № 2. Ст. 55.

20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/1968 (дата обращения: 05.04.2018).

21. Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Проект Конституции Российской Федерации, подготовленный рабочей группой под руководством С. М. Шахрая. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/101202/ (дата обращения: 21.04.2018).

23. Проект Конституции (Основного закона) Российской Федерации, представленный Президентом Российской Федерации // Мос. правда. 1993. 5 мая.

24. Проект Конституции Российской Федерации, подготовленный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/101201/ (дата обращения: 19.04.2018).

25. Саратовский проект Конституции России / предисл. В. Т. Кабышева. М., 2006. 64 с.

26. Терехин В. А. К вопросу о возможности передачи мировой юстиции на федеральный уровень // Рос. юстиция. 2009. № 2. С. 27-31.

g references

1. Borisova E. A. Nekotorye problemy teorii i praktiki mirovoj yusticii [Some Problems of the Theory and Practice of Justice of the peace]. Ros. yusticiya - Russian Justice. 2009. Iss. 2. P. 24-27. (In Russ.).

2. Kleandrov M. I. O modeli radikal'noj avtonomizacii mirovoj yusticii v Rossijskoj Federacii [On the model of radical autonomization of Justice of the peace in the Russian Federation]. ZHurn. ros. prava - Journal of Russian Law. 2015. Iss. 3. P. 31-42. (In Russ.).

3. Lonskaya S. V. Institut mirovoj yusticii v Rossii: istoriko-teoreticheskoe pravovoe issledovanie : dis. ... d-ra yurid. nauk [Institute of Justice of the peace in Russia: a historical and theoretical legal study : the diss. ... Dsc. in Law]. St. Petersburg, 2016. 366 p. (In Russ.).

4. Medvedev D. A. Vstupitel'noe slovo na soveshchanii po voprosam sovershenstvovaniya sudebnoj sistemy [Opening remarks at a meeting on improving the judicial system]. Availabel at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/156 (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

5. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Rossijskoj Federacii «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» : zakon Rossijskoj Federacii ot 14.04.1993 № 4791-1 [On the Introduction of Amendments and Addenda to the Law of the Russian Federation «On the Status of Judges in the Russian Federation» : Law of the Russian Federation from 14.04.1993 No. 4791-1]. Ros. gas. - Russian newspaper. 1993. Iss. 80. (In Russ.).

6. O vnesenii izmenenij v stat'i 1 i 10 Federal'nogo zakona «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» : feder. zakon ot 19.06.2004 № 50-fZ [On amending Articles 1 and 10 of the Federal Law «On Justices of the Peace in the Russian Federation» : Federal Law from 19.06.2004 No. 50-FL]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2004. Iss. 131. (In Russ.).

7. O vnesenii izmenenij v stat'yu 3 Federal'nogo zakona «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» i stat'yu 23 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 22.07.2008 № 147-FZ [On Amending Article 3 of the Federal Law «On Justices of the Peace in the Russian Federation» and Article 23 of the Code of Civil Procedure of the Russian Federation : Federal Law from 22.07.2008 No.147- FL]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2008. Iss. 160. (In Russ.).

8. O vnesenii izmenenij v stat'yu 3 Federal'nogo zakona «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» i stat'yu 23 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» : feder zakon ot 11.02.2010 № 6-FZ [On Amending Article 3 of the Federal Law «On Magistrates in the Russian Federation» and Article 23 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation : Federal Law from 11.02.2010 No. 6-FL]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2010. Iss. 31. (In Russ.).

9. O vnesenii izmenenij v stat'i 1 i 5 Federal'nogo zakona «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» i stat'yu 6 Zakona Rossijskoj Federacii «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» : feder. zakon ot 08.12.2010 № 338-FZ [On Amending Articles 1 and 5 of the Federal Law «On Magistrates in the Russian Federation» and Article 6 of the Law of the Russian Federation «On the Status of Judges in the Russian Federation» : Federal Law from 08.12.2010 No. 338-FL]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2010. Iss. 281. (In Russ.).

10. O vnesenii v Gosudarstvennuyu Dumu Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii proekta federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii, Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii, Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 03.10.2017 № 30 [On entering into the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation the draft Federal Law «On Amendments to the Code of Civil Procedure of the Russian Federation, the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation, the Code of

Administrative Proceedings of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation» : Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 03.10.2017 No. 30. Availabel at: http://www.vsrf.ru/ files/24030/ (accessed 05.04.2018). (In Russ.).

11. O vnesenii izmenenij v Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 05.04.2016 № 103-FZ [On the introduction of amendments to the Code of Administrative Proceedings of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation : Federal Law from 05.04.2016 No. 103-FL]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2016. Iss. 75. (In Russ.).

12. O vnesenii izmenenij v zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh zakonodatel'nyh aktov Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem federal'nyh zakonov «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Federal'nyj zakon "Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii" i "Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii"» : feder. zakon ot 22.08.2004 № 122-FZ (red. ot 07.03.2018) [On the Introduction of Amendments to the Legislative Acts of the Russian Federation and the Invalidation of Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of Federal Laws «On Amendments and Additions to the Federal Law «On General Principles for the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation» and «On general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation»» : Federal Law from 22.08.2004 No. 122-FL (in red. on 07.03.2018)]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2004. Iss. 188. (In Russ.).

13. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo regulirovaniya v sfere organizacionnogo obespecheniya deyatel'nosti mirovyh sudej : feder. zakon ot 18.04.2018 № 76-FZ [On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the improvement of legal regulation in the field of organizational support for the activity of justices of the peace : Federal Law from 18.04.2018 No. 76-FL]. Ros. gas. - Russian newspaper. 2018. Iss. 85. (In Russ.).

14. O Koncepcii sudebnoj reformy v RSFSR : postanovlenie Verhovnogo Soveta RSFSR ot 24.10.1991 № 1801-1 [On the Concept of Judicial Reform in the RSFSR : Resolution of the Supreme Soviet of the RSFSR from 24.10.1991 No. 18011]. Vedomosti S»ezda narod. deputatov i Verhov. Soveta RSFSR - Journal of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. Iss. 44. Art. 1435. (In Russ.).

15. O Koncepcii sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii : postanovlenie III (vneocherednogo) Vserossijskogo s»ezda sudej (24-25 marta 1994) ot 25.03.1994 [On the Concept of the Judicial System of the Russian Federation : Resolution of the III (Extraordinary) All-Russian Congress of Judges (24-25 March 1994) from 25.03.1994]. Availabel at: http://www.ssrf.ru/ page/842/detail/ (accessed 05.04.2018). (In Russ.).

16. O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 17.12.1998 № 188-FZ (red. ot 05.04.2016) [On the magistrates in the Russian Federation : Federal Law from 17.12.1998 No. 188-FL (in red. on 05.04.2016)]. Ros. gas. -Russian newspaper. 1998. Iss. 242. (In Russ.).

17. O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii : proekt federal'nogo konstitucionnogo zakona [On Justices of the Peace in the Russian Federation : Draft Federal Constitutional Law]. Ros. yusticiya - Russian Justice. 1991. Iss. 1. P. 54-55. (In Russ.).

18. O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii: feder. konst. zakon ot ot 31.12.1996 № 1-FKZ (red. ot 05.02.2014) [On the judicial system of the Russian Federation : Federal Constitutional Law from 31.12.1996 No. 1-FCL (in red. on 05.02.2014)]. Ros. gas. - Russian newspaper. 1997. Iss. 3. (In Russ.).

19. Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii (Osnovnogo Zakona) Rossijskoj Federacii - Rossii : zakon Rossijskoj Federacii ot 09.12.1992 № 4061-I [On the amendments and additions to the Constitution (Basic Law) of the Russian Federation -Russia : the Law of the Russian Federation from 09.12.1992 No. 4061-I]. Vedomosti S»ezda narod. deputatov Ros. Federacii i Verhov. Soveta Ros. Federacii - Journal of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. Iss. 2. Art. 55. (In Russ.).

20. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 05.11.2008 [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation from 05.11.2008]. Availabel at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/1968 (accessed 05.04.2018). (In Russ.).

21. Poyasnitel'naya zapiska k proektu Federal'nogo konstitucionnogo zakona «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii» [Explanatory note to the draft of the Federal Constitutional Law «On the Judicial System of the Russian Federation»]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

22. Proekt Konstitucii Rossijskoj Federacii, podgotovlennyj rabochej gruppoj pod rukovodstvom S. M. SHahraya [Draft Constitution of the Russian Federation prepared by a working group led by S. M. Shakhray]. Availabel at: http://constitution. garant.ru/history/active/101202/ (accessed 21.04.2018). (In Russ.).

23. Proekt Konstitucii (Osnovnogo zakona) Rossijskoj Federacii, predstavlennyj Prezidentom Rossijskoj Federacii [Draft Constitution (Basic Law) of the Russian Federation submitted by the President of the Russian Federation]. Mos. Pravda -Moskow Pravda. 1993. 5 May. (In Russ.).

24. Proekt Konstitucii Rossijskoj Federacii, podgotovlennyj Konstitucionnoj komissiej S»ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii [Draft Constitution of the Russian Federation, prepared by the Constitutional Commission of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation]. Availabel at: http://constitution.garant.ru/history/active/101201/ (accessed 19.04.2018). (In Russ.).

25. Saratovskij proekt Konstitucii Rossii / predisl. V. T. Kabysheva [Saratov draft of the Constitution of Russia : preface by V. T. Kabyshev]. Moscow, 2006. 64 p. (In Russ.).

26. Terekhin V. A. K voprosu o vozmozhnosti peredachi mirovoj yusticii na federal'nyj uroven' [To the question of the possibility of transferring the Justice of the peace to the federal level]. Ros. yusticiya -Russian Justice. 2009. Iss. 2. P. 27-31. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.