Проблемы правового регулирования деятельности мировых судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях
Рамазанов Ахмед Хидирович,
д.и.н. профессор, Дагестанский Государственный Университет, [email protected]
Хазбулатов Булат Алиевич,
аспирант кафедры истории государства и права, Дагестанский Государственный Университет, [email protected]
Создание и закрепление института мировых судей в Российской Федерации произошло после принятия ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ1 и с последующим внесением изменений и дополнений в иные действующие процессуальные акты. Создание данного института было связано с тем, что институт мировой юстиции в лице мировых судей обеспечивали бы гражданам и иным лицам надежную судебную защиту в связи с их близостью к населению, в том числе в условиях особой географической обстановки. Также возрождение института мировых судей обуславливалось тем, что несложные малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, специализирующихся на подобной категории дел. Кроме того, на мировую юстицию, возлагались надежды, связанные с тем, чтобы снизить нагрузку районных (городских) судов, что и произошло за последние десятилетия. В статье рассматривается основные проблемы правового регулирования деятельности мировых судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Ключевые слова: правовое регулирование, мировые судьи, административные правонарушения.
X 2 о
о сч сч
О!
В Российской Федерации мировые судьи работают с 1998 года. Несмотря на небольшой период их деятельности, они уже оправдывают своё предназначение и играют важную роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим данный институт заслуживает большого внимания, дальнейшего исследования и развития [1].
Для того чтобы мировая юстиция смогла занять ещё более достойное место в системе судов общей юрисдикции, необходимо концептуальное обоснование целесообразности её существования в современном мире. Перед мировыми судьями при рассмотрении гражданских дел возникает немало процессуальных вопросов, которые требуют разрешения в настоящее время.
Таким образом, данная тема исследования в современных условиях является актуальной.
В настоящее время нередко используется такая формулировка как «возрождение» мировой юстиции в России. Однако сегодняшний мировой суд с существовавшим ранее объединяет только общее название, сложное положение и значительное количество противников.
Противников у мирового суда немало, как на стадии подготовки законопроектов о создании данного суда, так и сейчас, когда мировой суд существует уже длительное время. Основным аргументом сторона противников считает то, что не стоило создавать ещё один суд, а достаточно было увеличить число федеральных судей, тогда не пришлось бы уменьшать нагрузку, приходящуюся на федеральных судей, с целью создания мировой юстиции.
На сегодняшний день, следуя из исторической преемственности, мировой суд входит в судебную систему Российской Федерации, несмотря на его отсутствие в конституционных нормах.
Вопрос о месте мирового судьи в судебной системе можно разрешить двумя способами.
Первый способ - мировые судьи рассматриваются как низшее звено системы судов общей юрисдикции. Можно сказать, что при таком раскладе мировые судьи становятся «вторым сортом», мелкими государственными чиновниками.
Второй способ состоит в признании мировых судей представителями местного суда, которые входят в общую судебную систему, но при этом
представляя собой особенную часть со своими задачами и иными немного другими началами.
Анализируя положения ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» можно сказать, что законодательство пошло по первому пути [2].
Таким образом, необходимо отметить, что роль мировых судей в судебной системе РФ проявляется в таком основном аспекте, как ослабление нагрузки федеральных судов, передав незначительные дела мировым судьям. В связи с этим в настоящее время мировые судьи занимают низшее место в судебной системе РФ, являясь судами субъектов РФ, и одновременно обладая статусом судов общей юрисдикции, сочетая в себе как федеральные интересы, так и региональные.
Рассмотрение дела об административном правонарушении - это центральная стадия производства по делам об административных правонарушениях [1, стр. 15]. Это положение в полной мере относится к юрисдикционной деятельности мировых судей по выполнению задач производства по делам об административных правонарушениях с целью установления объективной истины по материалам дела и принятия соответствующего акта.
Проведённый анализ правоприменительной практики рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях выявил в КоАП РФ ряд пробелов и недостатков.
Проблемы с надлежащим извещением. Одну из проблем, возникающих при рассмотрении административных дел, представляет собой процедура извещения лиц, в отношении которых рассматриваются дела об административных правонарушениях. Она стоит особенно остро при назначении дела к рассмотрению, учитывая сжатые сроки давности привлечения к административной ответственности и рассмотрения административных дел.
В отличие от гражданского процесса, для которого характерны диспозитивные и состязательные начала, где бремя извещения смещено от суда на заинтересованное лицо, в административном процессе оно возлагается, прежде всего, на судью.
Точка зрения Верховного суда. О спорности данного вопроса свидетельствует также позиция Верховного Суда РФ, который в ответах на вопросы за I квартал 2007 г, утверждённых. Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 г. разъяснил, что вручение судебной повестки сотрудником ГИБДД нельзя считать ненадлежащим извещением лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, так как судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы [2, стр. 215]:
1. Становление и развитие института мировых судей прошло долгий путь. На этом пути возникало множество реорганизаций в виде реформ, которые оказали значительное влияние на становление
мировой юстиции. И также это повлияло на хронологические рамки его развития
2. Необходимо отметить, что роль мировых судей в судебной системе РФ проявляется в таком основном аспекте, как снижение нагрузки федеральных судов, передав незначительные дела мировым судьям. В связи с этим в настоящее время мировые судьи занимают низшее место в судебной системе РФ, являясь судами субъектов РФ, и одновременно обладая статусом судов общей юрисдикции, сочетая в себе как федеральные интересы, так и региональные.
3. Многие практические работники считают, что очень важно урегулировать вопрос о том, к компетенции какого суда относятся исковые требования об устранении препятствий в пользовании имуществом. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что по данному вопросу имеется недостаточная теоретическая разработка материально-правовых аспектов. В сложившихся условиях необходима четкая формулировка позиции Верховного Суда РФ по рассматриваемому вопросу. Но наиболее распространенным на практике является первый подход, так как устранение препятствий в пользовании является одним из элементов определения порядка пользования имуществом, соответственно, дела с вышеназванными требованиями также подсудны мировым судьям [3, стр. 9].
4. Перечень дел, подсудных мировым судьям не является исчерпывающим. Они подвергаются постоянному реформированию в целях упрощения рассмотрения и разрешения гражданских дел, оставляя у мировых судей наиболее простые дела, а также для того чтобы ускорить и упростить гражданское судопроизводство.
Следует отметить, что порядок рассмотрения и разрешения административных дел мировыми судьями в порядке искового производства аналогичен исковому производству в иных судах общей юрисдикции с учетом специфических особенностей. Приказное производство является особым видом гражданского производства свойственным только мировым судьям, который характеризуется упрощенностью и более быстрым порядком рассмотрения. Это институт, который имеет большие перспективы дальнейшего развития в будущем.
Литература
1. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. №1-ФКЗ: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 898.
2. О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ: по сост. на 05 апреля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 51. - Ст. 6270.
3. Папулова З.А. Ускоренные формы рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве: авто-реф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.15 / З.А. Папулова. - Екатеринбург, 2014. - 26 с.
5
-С
т С К А а
Н А У
4. Плеханова Е.В. Место мирового судьи в судебной системе и его роль в защите прав человека / Е.В. Плеханова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 2. - С. 236-238.
5. Яхъяев М.Б. К вопросу о месте и роли института мировых судей в системе судебной власти России / М.Б. Яхъяев // Право и жизнь. - 2017. -№ 107(2). - с. 24
Problems of legal regulation of activities of the justices in cases about administrative offenses Ramazanov A.H., Khasbulatov B.A.
Dagestan state University
The establishment and consolidation of the Institute of justices of the peace in the Russian Federation took place after the adoption of the Federal law "on justices of the peace in the Russian Federation" No. 188-FZ OF 17 December 1998 and subsequent amendments and additions to other existing procedural acts. The establishment of this institution was due to the fact that the Institute of justice of the peace in the person of justices of the peace would provide citizens and other persons with reliable judicial protection in connection with their proximity to the population, including in a special geographical situation. Also, the revival of the Institute of justices of the peace was due to the fact that simple insignificant cases should be concentrated among judges specializing in such a category of cases. In addition, hopes were placed on the world justice in order to reduce the load of district (city) courts, which has happened in recent decades. The article deals with the main problems of legal regulation of magistrates in cases of administrative offenses. Key words: legal regulation, justices of the peace, administrative offences.
X
о
0 сч сч
01
References
1. On the courts of general jurisdiction in the Russian Federation:
federal constitutional law of February 7, 2011 No. 1 -FKZ: comp. on July 21, 2014 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2011. - № 7. - Art. 898.
2. On the magistrates in the Russian Federation: Federal Law of
December 17, 1998 No. 188-03: comp. on April 5, 2016 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 1998. -No. 51. - Art. 6270.
3. Papulova Z.A. Accelerated forms of consideration of cases in civil
proceedings: author. dis. Cand. legal Sciences: 12.00.15 / Z.A. Papulova - Ekaterinburg, 2014. - 26 p.
4. Plekhanova E.V. The place of justice of the peace in the judicial
system and its role in protecting human rights / E.V. Plekhanov // Business in law. Economic and legal journal. - 2015. - № 2. -p. 236-238.
5. Yahyaev MB On the issue of the place and role of the institute of
magistrates in the system of judicial authority of Russia / M. B. Yahyaev // Law and Life. - 2017. -№ 107 (2). - with. 24