Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ'

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностное воспитание / студент / медицинский колледж / преподаватель / медицинский работник среднего звена / воспитание / профессиональная деятельность / педагогическая стратегия / модель воспитания / воспитательный процесс / value education / student / medical college / teacher / mid-level medical worker / education / professional activity / pedagogical strategy / model of education / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобов Павел Александрович

Говорится о необходимости ценностного воспитания студентов медицинского колледжа. Особая роль в этом процессе принадлежит медицинскому колледжу, который должен научить студентов умению поддерживать больного, проявлять участие в его судьбе. Воспитание требуемого уровня нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке медицинских специалистов в СПО. Следует отметить, что суть профессионального образования и воспитания является организованным, целенаправленным процессом педагогики, реализуемым в целях развития интереса обучающихся к получаемой профессии, формирования их личности, повышения уровня получаемой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE EDUCATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS AS A MODERN PROBLEM OF PEDAGOGY

The article talks about the need for value education of medical college students. A special role in this process belongs to the medical college, which should teach students the ability to support the patient, to take part in his fate. The education of the required level of moral culture becomes the basis of educational activities in the training of medical specialists in SPO. It should be noted that the essence of vocational education and upbringing is an organized, purposeful process of pedagogy, implemented in order to develop students' interest in the profession they receive, form their personality, and improve the level of qualifications they receive.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ»

УДК 377

DOI: 10.24412/2308-7196-2024-1-61-65

Лобов Павел Александрович

аспирант кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: Pavel. lobov1991 @yandex. ru

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ

Pavel A. Lobov

postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya st., 24 e-mail: Pavel.lobov1991@yandex.ru

VALUE EDUCATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS AS A MODERN PROBLEM OF PEDAGOGY

Аннотация. Говорится о необходимости ценностного воспитания студентов медицинского колледжа. Особая роль в этом процессе принадлежит медицинскому колледжу, который должен научить студентов умению поддерживать больного, проявлять участие в его судьбе. Воспитание требуемого уровня нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке медицинских специалистов в СПО. Следует отметить, что суть профессионального образования и воспитания является организованным, целенаправленным процессом педагогики, реализуемым в целях развития интереса обучающихся к получаемой профессии, формирования их личности, повышения уровня получаемой квалификации.

Ключевые слова: ценностное воспитание, студент, медицинский колледж, преподаватель, медицинский работник среднего звена, воспитание, профессиональная деятельность, педагогическая стратегия, модель воспитания, воспитательный процесс.

Abstract. The article talks about the need for value education of medical college students. A special role in this process belongs to the medical college, which should teach students the ability to support the patient, to take part in his fate. The education of the required level of moral culture becomes the basis of educational

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

activities in the training of medical specialists in SPO. It should be noted that the essence of vocational education and upbringing is an organized, purposeful process of pedagogy, implemented in order to develop students' interest in the profession they receive, form their personality, and improve the level of qualifications they receive.

Key words: value education, student, medical college, teacher, mid-level medical worker, education, professional activity, pedagogical strategy, model of education, educational process.

Ценность - это своеобразное понятие: сложное, динамичное, противоречивое. Каждый человек относится к происходящему с ним рационально. Он оценивает происходящие с ним события по степени их важности. Ценность для каждого - то, что имеет значение, смысл. Ценность -это представление о том, что значимо для отдельного человека, группы или коллектива, общества. Ценности - это также убеждения и предпочтения людей, выражаемые в поведении [2].

Для надлежащего выполнения своей профессиональной деятельности каждый специалист должен обладать рядом определенных навыков и качеств личного характера, которые для его будущей профессии являются наиболее важными. В рамках подготовки специалиста его профессиональные качества преобразуются в личностные, что в результате способствует эффективной и успешной реализации в профессиональной деятельности. Современный студент становится все больше личностно независимым, поскольку он обладает уникальной возможностью выбирать наиболее близкий ему тип поведения и стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой специальностью и опытом. В то же время изначальные условия вхождения современных студентов как в самостоятельную жизнь, так и в профессиональную деятельность стали существенно сложнее.

Распространено мнение, что медицинские образовательные учреждения принимают на обучение только тех студентов, которые уже выбрали определенную профессию (специальность). Однако, как показывает современная практика, свыше половины абитуриентов, поступающих в медицинские образовательные учреждения, имеют лишь поверхностные представления о своей будущей профессии и нацелены на то, чтобы изучить только ограниченный перечень дисциплин, а отдельные абитуриенты (студенты) открыто заявляют о том, что они не планируют работать по специальности после завершения обучения. Это обстоятельство вызывает острую потребность в профессиональном воспитании студентов: необходимо целенаправленно управлять их развитием, а также приобщать их к основным профессиональным ценностям. Стоит отметить, что современные преподаватели испытывают довольно существенные трудности в воспитательной деятельности со своими студентами. Это обусловлено тем аспектом, что устоявшиеся схемы организации и реализации воспитательной работы отныне не являются эффективными. Каждое новое поколение существенно отличается от своих предшественников мировоззренческими

позициями, способами самореализации. Как следствие, возникает потребность в формировании совершенно новой культуры воспитания студентов - будущих специалистов, в том числе и в области медицины.

По мнению А.Г. Шантурова [5], комплексное и одновременно персонализированное, а кроме того, и грамотное с психологической точки зрения воспитание выступает в качестве одного из наиболее существенных и управляемых факторов, лежащих в основе активного формирования всех необходимых профессиональных качеств будущего специалиста в области медицины. Иными словами, в рамках обучения студентов в медицинском колледже будущие медсестры в обязательном порядке должны пройти школу воспитания, обрести устойчивый личностный профиль, а кроме того, соответствующие ориентиры в жизни и профессиональной деятельности для того, чтобы в будущем повысить качество жизни своих пациентов [4, с. 20].

Подчеркивается, что профессиональное воспитание, реализуемое в рамках обучения в медицинском колледже, обладает определенной спецификой. Это обусловлено тем аспектом, что медицинская сестра - это помимо специальности еще и призвание, которое требует от каждой личности наличия особых качеств. В связи с этим можно сказать, что формирование соответствующей нравственной культуры выступает в качестве основы всего воспитательного процесса, реализуемого в рамках подготовки квалифицированных специалистов в медицинском колледже.

В образовательном процессе медицинского колледжа каждый учащийся должен получить подробное представление о выбранной им специализации, а кроме того, ряд соответствующих знаний и навыков, которые позволят ему максимально осознать себя в качестве специалиста в той или иной выбранной им профессии.

Принимая во внимание все вышеуказанное, следует отметить, что основную роль в формировании у обучающихся ценностного отношения к определенной приобретаемой специализации играет именно образование в специализированном учреждении. При обучении студентов в образовательном учреждении медицинской направленности их ценностное отношение ко всем существующим социальным аспектам приобретаемой специальности будет включать в себя ряд таких основных ценностей, которые присущи отдельно взятой медицинской специализации. Иными словами, в современном обществе сформировались нормы того, какими именно качествами должен обладать медицинский работник (например, умение и стремление помогать другим людям, профессиональная компетентность, коммуникабельность), в том числе относящийся к категории среднего медицинского персонала.

Реализуемые в рамках медицинского колледжа учебные образовательные программы скорректированы с учетом соответствующего содержания профессионального эталона каждой отдельной специальности. Под упомянутым содержанием эталона понимается основная цель медицинского профессионального образования.

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Формирование у детей подросткового возраста ценностного отношения к другому человеку - это фундамент программы воспитания [1, с. 45]. У современных преподавателей существует уникальная возможность на собственном примере продемонстрировать то, как нужно правильно относиться к человеку, ведь для студентов именно преподаватель является той личностью, мнение которой они уважают. Если преподаватель на учебных занятиях или вне стен медицинского колледжа при взаимодействии с обучающимися или другими людьми формирует в их глазах соответствующий нравственный образ, то он непроизвольно реализует нравственное воспитание студентов.

Воспитательная деятельность медицинского колледжа также выступает в качестве важной части его функциональной направленности. Целью воспитательной деятельности в рамках процесса обучения в упомянутых специализированных учреждениях является формирование и развитие у студентов социальной активности. Как следствие, будущие специалисты в области медицины будут способны самостоятельно принимать решения и проявлять инициативу, что важно для каждого человека, особенно в современных условиях постоянно меняющегося общества.

Для достижения поставленных целей преподавательский состав решает такие задачи, как:

- обеспечение единства обучения и воспитания;

- организация в процессе обучения студентов деятельности, направленной на формирование у них ценностей и профессиональной культуры;

- разработка и реализация социально-адаптивных программ, позволяющих вовлечь обучающихся в систему социальных отношений и дать им соответствующий опыт;

- продолжение саморазвития всего преподавательского состава в профессиональной деятельности [3].

Можно сделать вывод, что профессиональное воспитание будущих специалистов - это организованный и целенаправленный педагогический процесс развития у обучающихся интереса к приобретаемой профессии, формирования у студентов соответствующей профессиональной техники, повышения квалификационного уровна, а кроме того, становления личности каждого студента.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2001. -

288 с.

2. Бабинцева М.Н. Влияние отношения молодого учителя к своей профессии на эффективность воспитательной деятельности // Ориентация молодежи на педагогическую профессию / Полтав. гос. пед. ун-т. - Полтава, 1987. - 141 с.

3. Бельтюкова О.В. Направления воспитательной работы медицинского колледжа по развитию социальной активности студентов // Вестник ВятГУ. -2010. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-vospitatelnoy-raboty-meditsinskogo-koüedzha-po-razviüyu-sotsialnoy-aküvnosü-studentov (дата обращения: 04.03.2023).

4. Казеев А.Ф. Социально-профессиональное становление студентов многопрофильного колледжа : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 229 с.

5. Шантуров А.Г. О нравственном и деонтологическом воспитании студентов и врачей на клинической кафедре медицинского института. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.