Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ: ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ: ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СЕСТРИНСКИЙ УХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ / ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ / ЭТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пискунова Виктория Валентиновна

Профессиональная деятельность среднего медицинского персонала относится к социономическим, или помогающим, профессиям. Качество оказания медицинских услуг обусловлено как сформированными профессиональными компетенциями медицинских работников, так и высоким уровнем морально-этических норм. Диагностика и коррекция профессиональных ценностно-смысловых ориентиров медицинских сестер определены значимостью формирования доверия к медицинским работникам, улучшения результатов лечения и качества жизни пациентов. Проведен психологический анализ понятия «профессиональные ценностно-смысловые ориентиры медицинской сестры». Представлен вариант диагностики профессионального ценностно-смыслового профиля медицинской сестры. Рассмотрена возможность коррекции ценностно-смысловой сферы будущих медицинских сестер в процессе обучения в медицинском колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL VALUE AND SEMANTIC GUIDELINES OF A NURSE: PROBLEMS OF DIAGNOSIS AND FORMATION

The professional activity of nursing staff refers to socionomic or helping professions. The quality of medical services is due to both the formed professional competencies of medical workers and the high level of moral and ethical standards. Diagnosis and correction of professional values and meanings of nurses are determined by the importance of building trust in medical workers, improving treatment outcomes and quality of life of patients. A psychological analysis of the concept of “professional value-semantic reference points of a nurse” was carried out. A variant of diagnosing the professional value-semantic profile of a nurse is presented. The possibility of correcting the value-semantic sphere of future nurses in the process of studying at a medical college is considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ: ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ»

Пискунова В.В.

147

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 147-153. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 147-153.

Научная статья УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ: ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ

Виктория Валентиновна Пискунова

Пермский государственный аграрно-технологический университет, Пермь, Россия, hr.piskunova@mail. ru

Аннотация. Профессиональная деятельность среднего медицинского персонала относится к социономическим, или помогающим, профессиям. Качество оказания медицинских услуг обусловлено как сформированными профессиональными компетенциями медицинских работников, так и высоким уровнем морально-этических норм. Диагностика и коррекция профессиональных ценностно-смысловых ориентиров медицинских сестер определены значимостью формирования доверия к медицинским работникам, улучшения результатов лечения и качества жизни пациентов. Проведен психологический анализ понятия «профессиональные ценностно-смысловые ориентиры медицинской сестры». Представлен вариант диагностики профессионального ценностно-смыслового профиля медицинской сестры. Рассмотрена возможность коррекции ценностно-смысловой сферы будущих медицинских сестер в процессе обучения в медицинском колледже.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, медицинская помощь, сестринский уход, профессиональная деятельность медицинской сестры, диагностика ценностно-смысловых ориентиров, этика медицинской сестры, медицинский колледж.

Для цитирования: Пискунова В.В. Профессиональные ценностно-смысловые ориентиры медицинской сестры: проблемы диагностики и формирования // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 147-153.

Original article

PROFESSIONAL VALUE AND SEMANTIC GUIDELINES OF A NURSE: PROBLEMS OF DIAGNOSIS AND FORMATION

Victoria V. Piskunova

Perm State Agrarian and Technological University, Perm, Russia, hr.piskunova@mail.ru

Abstract. The professional activity of nursing staff refers to socionomic or helping professions. The quality of medical services is due to both the formed professional competencies of medical workers and the high level of moral and ethical standards. Diagnosis and correction of professional values and meanings of nurses are determined by the importance of building trust in medical workers, improving treatment outcomes and quality of life of patients. A psychological analysis of the concept of "professional value-semantic reference points of a nurse" was carried out. A variant of diagnosing the professional value-semantic profile of a nurse is presented. The possibility of correcting the value-semantic sphere of future nurses in the process of studying at a medical college is considered.

© Пискунова В.В., 2022

Keywords: value-semantic sphere, medical care, nursing care, professional activity of a nurse, diagnostics of value-semantic orientations, ethics of a nurse, medical college.

For citation: Piskunova A. A. Professional value and semantic guidelines of a nurse: problems of diagnosis and formation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 147-153. (In Russ.)

Одной из значимых мотивационных составляющих профессиональной деятельности медицинского работника является ценностно-смысловая ориентация, сформированная, с одной стороны, как личностная установка индивида, с другой стороны, как определяющая вектор направленности профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы формирования ценностно-смысловой сферы среднего медицинского персонала обусловлена социальным запросом современного общества на получение медицинских услуг высокого качества. Профессия медицинской сестры относится к социономическим, или помогающим, профессиям, предъявляющим особые требования к личности среднего медицинского персонала, который значительную часть рабочего времени проводит в непосредственном контакте с пациентом / родственниками пациента. Особенности профессионального взаимодействия, согласно классификации Е. А. Климова, по типу «человек - человек» требуют душевных затрат медицинского персонала, колоссальной самоотдачи, в некоторых случаях приводящих к профессиональному выгоранию [1]. Представитель любой помогающей специальности осознанно стремится в своей профессиональной деятельности «к достижению таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни и т. д.» [2].

Как отмечает М. В. Бычкова, в связи с профессиональным контекстом понятия помощи выявляется внутренний конфликт личности специалиста помогающей профессии, обусловленный соотнесением утилитарных смыслов и бескорыстного служения ближнему [3]. Проведенный В. О. Титовой анализ профессиональной этики помогающих профессий определил, что произошла трансформация отношения к «человеку нуждающемуся» от «философии врачевания» через дегуманизацию помощи - к появлению «ценности объективности, полезности и рациональности для общества», к «анализу социальной реальности, этических убеждений и идеалов и норм, задающих ориентиры для восстановления самого субъекта помощи». Также В. О. Титовой акцентировано внимание на значении ценностной ориентированности, нравственно-этических норм, нематериальной мотивации профессиональной деятельности личности специалиста помогающей профессии, на результативности построения взаимоотношений с нуждающимся в помощи субъектом [4]. Значение сформированной ценностно-смысловой сферы личности медицинского персонала важно как для эмпатийного отношения к пациентам, проявления сострадания, уважения личности пациента, учета его состояния здоровья, почитания своих учителей, уважения коллег; так и для собственного психологического и физического здоровья, профессионального долголетия. Так, исследование К. М. Крупиной, А. И. Анисимова показало, что ценностно-смысловые ориентации медицинских работников являются ресурсом психологического здоровья самих медиков [5].

Необходимо отметить, что от умения медицинской сестры осуществлять сестринский уход, общаться, взаимодействовать с пациентом во многом зависят доверие пациента к назначенным диагностическим исследованиям, медицинским процедурам, манипуляциям и т. д., а также результат лечения пациента, качество его жизни. Поэтому среднему медицинскому персоналу необходимо быть готовым к постоянному взаимодействию с особенным (нездоровым физически, психоэмоционально) субъектом общения.

По мнению С. Н. Сорокоумовой, В. П. Исаева, успешность профессиональной деятельности в помогающих профессиях находится в прямой зависимости от сочувствия, сопереживания и сострадания персонала к человеку, обратившемуся за помощью [6].

Пискунова В.В.

149

Вопросы профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена в части формирования ценностей рассмотрены в ряде работ современных отечественных авторов.

Так, психолог, профориентолог З. В. Лукьянова отметила сложность интериоризации профессиональных ролей, несмотря на идентифицированность профессиональных и общечеловеческих ценностей. З. В. Лукьянова выявила недостаточность ценностно-смысловой ориентированности учебных курсов программ подготовки в медицинском колледже, в связи с чем представила авторский спецкурс, включающий вопросы патронажа ветеранов; са-нитарно-просветительской и профилактической работы среди отдельных индивидов и групп риска; деятельности медицинского студенческого отряда, работающего в местной районной больнице [7].

Экспериментальное исследование Е. А. Бобер подтвердило актуальность проблемы: такие важные для будущего медицинского работника профессиональные ценностные ориентации, как осознание значимости будущей профессиональной деятельности, ценностное отношение к результату деятельности, важность командной работы с врачом, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, запрет на причинение вреда пациенту, уважение личности пациента, ценностное отношение к врачебной тайне, к моральной автономии личности пациента, к переживаниям пациента, социальным, культурным и религиозным различиям, общечеловечность, толерантность, гуманность, милосердие, благодеяние, справедливость, сдержанность, спокойствие, тактичность в общении с пациентом, существенны, приоритетны лишь для 15 % респондентов; большинство будущих медицинских сестер демонстрируют средний уровень сопереживания, неготовность оказывать эффективную действенную помощь пациенту [8].

Исследователем социологии медицины Ш. Г. Айвазян рассмотрен вопрос социальной трансформации ценностного поля в профессиональном пространстве медицины, представляющий собой «социальную деформацию в условиях возвращения к принципам рыночной экономики канонических ценностей медицинской профессии: от гуманизма к рыночным отношениям в здравоохранении; от альтруизма и эмпатии к эмоциональной отстраненности, равнодушию и индифферентности по отношению к пациенту; от самоотверженности к работе в пределах трудового договора» [9].

Исследуя тему профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, О. В. Кухарчук по результатам мониторинга готовности студентов медицинского колледжа к межличностному взаимодействию представила профессионально-образовательные проекты, в том числе спецкурс для студентов «Психолого-педагогические основы взаимодействия медицинского работника с пациентом» [10]. Также проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих медицинских сестер посвящено исследование Т. А. Тихоновой, показавшей эффективность создания специальных организационно-педагогических условий обучения [11].

Практическую значимость для образовательного процесса медицинского колледжа представляет диссертационное исследование Ю. А. Евельсон, содержащее обоснование формирования биоэтических ценностей с социально-педагогической точки зрения. Развитие биоэтических ценностей автор представил в виде учебного комплекса, включающего изучение будущими медицинскими работниками дисциплин, объединяющих медико-биологическое знание и понимание сущности общечеловеческих гуманистических ценностей; освоение специального учебного курса «Основы биоэтики», ориентированного на формирование у студентов-медиков ценностного отношения к биоэтическому знанию, биоэтическим нормам будущей профессиональной деятельности, осознание биоэтических ценностей общества как профессионально значимых; активизацию рефлексивно-

творческой учебной деятельности посредством методов интерактивного обучения (деловые и имитационные игры, тренинги общения, учебные дискуссии, решение ситуационных задач), ориентированных на комплексное освоение биоэтических и деонтологических норм профессионального поведения [12].

Акцентирование внимания на формировании в период обучения в медицинском колледже позитивного и толерантного отношения к пациентам пожилого и старческого возраста, коммуникативной компетентности в процессе профессионального взаимодействия с гериатрическими пациентами представлено в работе О. В. Князевой. Данное исследование подчеркнуло важность формирования ценности жизни человека вне зависимости от возраста и заболеваний пациента как основу воспитания готовности будущих медицинских сестер к профессиональному взаимодействию с гериатрическими пациентами [13].

Необходимо отметить, что диагностике профессиональных качеств медицинской сестры в процессе обучения не отводится должного внимания, объективными причинами этого являются, во-первых, направленность обучения на освоение технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций, во-вторых, отсутствие методик, определяющих уровень сформированности «медицинских» ценностей.

Традиционно формирование особенностей профессиональной мотивации, ценностно-смысловых ориентиров в профессиональной деятельности осуществляется с использованием таких методик, как «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана, методика определения мотивации учения В. Г. Каташева, опросник личностного роста Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой, П. В. Степанова, методика определения ценностных ориентаций М. Рокича, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Соповой, Л. В. Кар-пушиной, тест личностных ценностей А. В. Капцова, Л. В. Карпушиной и др.

В связи со сложностью дифференциальной диагностики общечеловеческих и профессиональных медицинских ценностей у представителей медицинской сферы предложена психометрическая методика, определяющая соответствие сформированных ценностно-смысловых ориентиров медицинской сестры декларируемым Этическим кодексом медицинской сестры ценностям [14]. Положения Этического кодекса медицинской сестры коррелируют с принципами профессиональной этики среднего медицинского персонала, являясь обязательными для исполнения профессионального долга [15]. Очевидно, что существует пробел между постулируемыми ценностями медицинской сестры и реальностью оказания медицинских услуг, что, безусловно, определяется повышенной моральной напряженностью труда, профессиональным выгоранием.

На основании контент-анализа Этического кодекса медицинской сестры разработана и стандартизирована психометрическая методика изучения ценностно-смысловых ориен-таций среднего медицинского персонала «Шкала профессиональных ценностных ориентиров медицинской сестры». Методика составлена из высказываний, к которым необходимо выразить свое отношение (раздражение, сарказм, нейтральное отношение, утопия, принцип эффективной работы, предназначение). Методика включает такие высказывания, как:

- совместное с пациентом планирование и осуществление ухода;

- информированное самостоятельное принятие пациентом решений;

- не допускать в свою жизнь вредные привычки;

- проявление сострадания к пациенту и его близким;

- отдавать дань заслуженного уважения своим учителям;

- выбор метода лечения легче, чем болезнь;

- чтобы другой человек чувствовал заботу;

- уважение к культуре, религии и иным убеждениям пациента;

Пискунова В.В.

151

- информировать пациента о медицинском вмешательстве перед получением согласия на него;

- быть частью медицинского коллектива;

- справедливость в осуществлении лечения;

- в ситуации конфликта между пациентом и его близкими - быть на стороне пациента;

- относиться к больному с любовью.

Получены эмпирические данные в пользу достаточной степени конструктной валид-ности, ретестовой надежности методики «Шкала профессиональных ценностных ориентиров медицинской сестры».

Применение в процессе обучения будущих медицинских сестер данной методики позволит диагностировать и корректировать формирование профессиональной ценностно-смысловой сферы обучающихся, корректировать учебный материал дисциплин и профессиональных модулей, мероприятия внеучебной деятельности (например, участие в волонтерском медицинском движении).

Также необходимо отметить возможность использования данной методики не только среди обучающихся, но и преподавателей клинических дисциплин - носителей профессиональных ценностных ориентиров, так как ценностно-смысловое единство образовательной среды медицинского колледжа играет особую роль в формировании профессиональных компетенций будущих медицинских сестер, обладающих не только навыками технологий медицинских услуг, но и высоким уровнем морально-этических норм, убеждениями гуманизма, нравственности, эмпатии к человеку.

Итак, диагностика и коррекция ценностно-смысловой сферы будущих медицинских сестер в процессе обучения в медицинском колледже - сложный, но обязательный компонент воспитания медицинского персонала, осуществляющего сестринский уход за пациентами, вне зависимости от пола, возраста, особенностей патологии.

Список источников

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб/ пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

2. Исаев В. П. Психологические особенности профессиональной деятельности специалистов социономического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4(41). С. 203-206.

3. Бычкова М. В. Становление понятия «помогающие профессии» в историческом и социокультурном контексте // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 156-160.

4. Титова В. О. Роль этических ценностей в мотивации специалистов помогающих профессий // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2018. № 45. С. 154-164.

5. Крупина К. М., Анисимов А. И. Взаимосвязь ресурсов психологического здоровья и ценностно-смысловых ориентаций медицинских работников реанимационного профиля // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Вып. 2. Т. 34. С. 40-51.

6. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 186-190.

7. Лукьянова З. В. Формирование системы профессиональных ценностей личности будущего медицинского работника // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, № 4. С. 216-218.

8. Бобер Е. А. Становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2014. 227 с.

9. Айвазян Ш. Г. Социальная трансформация профессиональной роли участкового врача-терапевта в современных социально-экономических условиях: дис. ... канд. мед. наук. М., 2020. 237 с.

10. Кухарчук О. В. Подготовка студентов медицинских училищ к межличностному взаимодействию: дис. ... канд. пед. наук, Саратов. 2005. 201 с.

11. Тихонова Т. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетености студентов в процессе обучения в медицинском училище: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.

12. Евельсон Ю. А. Формирование биоэтической направленности ценностных ориентаций будущих медицинских работников: дис. ... канд. пед. наук. Абакан, 2014. 218 с.

13. Князева О. В. Формирование у будущих медицинских сестер готовности к профессиональному взаимодействию с гериатрическими пациентами: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2018. 199 с.

14. Пискунова В. В. Стандартизация методики «Шкала профессиональных ценностных ориентиров медицинской сестры» // Системное исследование индивидуальности растущего человека как субъекта образования: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Пермь) / ред. кол. А. Ю. Калугина, Д. О. Смирнова, А. Н. Дресвянкиной; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. Пермь, 2022. С. 297-302.

15. Этический кодекс медицинской сестры России [Электронный ресурс]. СПб., 2010. URL: https://medsestre.ru/wp-content/uploads/2020/05/jeticheskij-kodeks-medsestry.pdf (дата обращения: 01.05.2022).

References

1. Klimov E. A. Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-determination] Moscov, Akademiia, 2004, 304 p. (In Russ.).

2. Isaev V. P. Psikhologicheskie osobennosti professional'noi deiatel'nosti spetsialistov sot-sionomicheskogo profilia [Psychological features of the professional activity of socionomic specialists]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia. 2013, no. 4(41), pp. 203-206. (In Russ.).

3. Bychkova M. V. Stanovlenie poniatiia «pomogaiushchie professii» v istoricheskom i sotsio-kul'turnom kontekste [The formation of the concept of "helping professions" in the historical and sociocul-tural context]. Chelovek i obrazovanie. 2020, no. 2(63), pp. 156-160. (In Russ.).

4. Titova V. O. Rol' eticheskikh tsennostei v motivatsii spetsialistov pomogaiushchikh professii [The Role of Ethical Values in Motivating Professionals in the Helping Professions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia, sotsiologiia, politologiia. 2018, no. 45, pp. 154-164. (In Russ.).

5. Krupina K. M., Anisimov A. I. Vzaimosviaz' resursov psikhologicheskogo zdorov'ia i tsen-nostno-smyslovykh orientatsii meditsinskikh rabotnikov reanimatsionnogo profilia [Relationship between psychological health resources and value-semantic orientations of medical workers in resuscitation profile]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noi raboty. 2020, iss. 2, vol. 34, pp. 40-51. (In Russ.).

6. Sorokoumova S. N., Isaev V. P. Spetsifika professional'noi deiatel'nosti spetsialistov pomogaiushchikh professii [The specifics of the professional activity of specialists in helping professions]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013, no. 4, pp. 186-190. (In Russ.).

7. Luk'ianova Z. V. Formirovanie sistemy professional'nykh tsennostei lichnosti budushchego meditsinskogo rabotnika [Formation of a system of professional values of the personality of a future medical worker]. VestnikBashkirskogo universiteta. 2007, vol. 12, no. 4. pp. 216-218. (In Russ.).

8. Bober E. A. Stanovlenie professional'nykh tsennostnykh orientatsii studentov meditsinskogo kolledzha v obrazovatel'nom protsesse [Formation of professional value orientations of medical college students in the educational process]. Candidate's thesis. Omsk, 2014, 227 p. (In Russ.).

9. Aivazian Sh. G. Sotsial'naia transformatsiia professional'noi roli uchastkovogo vracha-terapevta v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviiakh [Social transformation of the professional role of the local general practitioner in modern socio-economic conditions]. Candidate's thesis. Moscov, 2020, 237 p. (In Russ.).

10. Kukharchuk O. V. Podgotovka studentov meditsinskikh uchilishch k mezhlichnostnomu vzai-modeistviiu [Preparing medical students for interpersonal interaction]. Candidate's thesis. Saratov, 2005, 201 p. (In Russ.).

11. Tikhonova T. A. Formirovanie professional'no-kommunikativnoi kompetenosti studentov v protsesse obucheniia v meditsinskom uchilishche [Formation of professional and communicative competence of students in the process of studying at a medical school]. Extended abstract of candidate's thesis. Moscov, 2008, 24 p. (In Russ.).

Пискунова В.В.

153

12. Evel'son Iu. A. Formirovanie bioeticheskoi napravlennosti tsennostnykh orientatsii budush-chikh meditsinskikh rabotnikov [Formation of the bioethical orientation of the value orientations of future medical workers]. Candidate's thesis. Abakan, 2014, 218 p. (In Russ.).

13. Kniazeva O. V. Formirovanie u budushchikh meditsinskikh sester gotovnosti k profession-al'nomu vzaimodeistviiu s geriatricheskimi patsientami [Formation in future nurses of readiness for professional interaction with geriatric patients]. Candidate's thesis. N. Novgorod, 2018, 199 p. (In Russ.).

14. Piskunova V. V. Standartizatsiia metodiki «Shkala professional'nykh tsennostnykh orientirov meditsinskoi sestry» [Standardization of the methodology "Scale of professional value orientations of a nurse"]. Sistemnoe issledovanie individual'nosti rastushchego cheloveka kak sub"ekta obrazovaniia. Perm', Perm. gos. gum.-ped. un-t, 2022, pp. 297-302. (In Russ.).

15. Eticheskii kodeks meditsinskoi sestry Rossii [Code of Ethics for Russian nurses]. St. Petersburg, 2010. (In Russ.). Available at: https://medsestre.ru/wp-content/uploads/2020/05/jeticheskij-kodeks-medsestry.pdf (accessed: 01.05.2022).

Информация об авторе Пискунова В. В. - кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Пермский государственный аграрно-технологический университет.

Information about the author Piskunova V. V. - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety, Perm State Agrarian and Technological University.

Статья поступила в редакцию 20.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.