Научная статья на тему 'Валеологическая культура как критерий общей культуры специалиста системы здравоохранения'

Валеологическая культура как критерий общей культуры специалиста системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE / VALEOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих медицинских сестер в контексте овладения ими валеологической культуры как критерия общей культуры, представлена теоретическая модель качественных характеристик медицинского работника, владеющего валеологической культурой, а также основные принципы воспитания культуры здоровья у студентов медицинских колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валеологическая культура как критерий общей культуры специалиста системы здравоохранения»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Педагогика

УДК 37.12.7 (063)

Е.А. Кузнецова*

Валеологическая культура как критерий общей культуры специалиста системы здравоохранения

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих медицинских сестер в контексте овладения ими валеологической культуры как критерия общей культуры, представлена теоретическая модель качественных характеристик медицинского работника, владеющего валеологической культурой, а также основные принципы воспитания культуры здоровья у студентов медицинских колледжей.

Ключевые слова: студенты медицинского колледжа, культура, валеологическая культура, основные функциональные компоненты профессиональной деятельности, принципы воспитания культуры здоровья в медицинском колледже

The article analyses the peculiarities of professional training of nurses in the context of mastering valeological culture as an aspect of general culture. Theoretical model of basic professional characteristics of a medical employee possessing valeological culture is presented as well as basic principles of cultivating health culture of medical college students.

Keywords: students of medical college, culture, valeological culture, the basic functional components of professional activity, principles of education of health culture in medical college.

Структура окружающего мира всегда преломляется в индивидуальном сознании каждого человека через логическую структуру совокупной человеческой деятельности - культуры. «Культура» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием. Точного определения культуры до сих пор не существует, поэтому следует различать несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую и др. [1].

В толковом словаре В.И. Даля слово «культура» определяется через понятия умственного и нравственного образования [3]. Психолог М. Бубер определяет культуру как универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Ценность культуры заключается прежде всего в том, что вне культуры человек не может реализовать свой витальный потенциал. Но это возможно в том случае, если человек не только созерцатель культуры, а творец, оживляющий «культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве» [2].

Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, Н.А. Бердяев считал, что цивилизация в известном смысле старше и первичнее культуры: цивилизация представляет социальноколлективный процесс, культура же более индивидуальна и связана, главным образом с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом человека, Н.А. Бердяев видел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня». Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры - в объективной реальности [8, с.47].

Человек, находясь под воздействием культуры и ассимилируя ее, формирует в себе две эндоморфные психологические структуры:

1) усваивает культуру с точки зрения определенного информационного содержания. В данный показатель входят и знания, касающиеся здорового образа жизни;

2) это же содержание, но отрефлексированное на личностном уровне, формирует личностную систему ценностей, которая становится системой императивов жизни и поведения. В этом случае содержание усвоенной (т.е. отрефлексированной и принятой как индивидуально-личностное) культуры приобретает личностно-индивидуальное структурирование, становясь системой аксиологических функций личности, главная из которых - личностный смысл жизни. Именно личностный смысл жизни определяет сущность здорового образа жизни индивида.

Поэтому, как нам кажется, одной из основных задач профессионального обучения медицинских работников среднего звена является воспитание у студентов валеологической культуры как основной составляющей общей культуры. Под валеологической культурой мы понимаем «присвоение на личностном уровне концепции здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здорового образа жизни» [9, c.191], что предполагает наличие опыта рефлексивного взаимодействия валеологии с культурой.

В соответствии с гуманитарной парадигмой современного образования любого уровня (высшего, среднего специального, среднего) актуализировалось важное направление исследования становления индивидуальности человека в процессе его профессиональной подготовки.

* Кузнецова, Екатерина Александровна, аспирант кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Преподаватель медико-технического колледжа. Телефоны: 89110916416 (мобильный), 2514632 (рабочий), e-mail: [email protected].

* Kuznetsova, Ekaterina Alexandrovna. The post-graduate student of chair of pedagogic of environment, safety and health of the person of the St.-Petersburg Academy of the Post degree Pedagogical Education. The teacher of medico-technical College. Phones: 89110916416 (mobile), 2514632 (work), e-mail: [email protected].

Совокупность индивидуально-личностных качеств, присущих человеку как уникальному явлению, и определяет неповторимый стиль профессиональной деятельности. Направленность образовательного процесса на развитие индивидуальных качеств будущего профессионала позволяет преподавателям рассмотреть многомерность личности студента в качестве предмета педагогического внимания, а также увидеть возможности педагогического влияния на становление личности будущего специалиста и прогнозировать его профессиональную дальнейшую деятельность с учетом способностей. В данном контексте личность специалиста рассматривается в его внутренней целостности, где профессиональное «Я» и личностное связаны одной системой ценностей. Специалист выступает в качестве человека, ориентированного на выполнение определенных функций в обществе, «в реализации которых проявляется все своеобразие возможностей и способностей индивидуальности» [4, с. 75]. На наш взгляд, в процессе обучения профессиональные знания будущего медицинского работника наполняются ценностными смыслами, становятся (или не становятся) внутренними убеждениями специалиста, включаются в совокупность существующих на данный момент времени собственных оценочных и понятийных категорий, мировоззренческих установок, а также поведенческих стереотипов. Индивидуальное формирование здорового образа жизни зависит в т.ч. и от отраженного зеркального «Я» и от социума, но все равно главным интегрирующим компонентом системы ценностных ориентаций является личностный смысл жизни.

Профессионально значимые качества выступают при этом как «новообразование», в котором внешние характеристики и требования, обусловленные профессиональной дальнейшей деятельностью, преобразуются и создают неповторимую, уникальную индивидуальность специалиста. Становление медицинской сестры в качестве субъекта культуры здоровья предполагает также и целенаправленное оздоровление всего системного комплекса подготовки специалистов-медиков среднего звена, с необходимым включением инварианта здорового образа жизни на уровне личностного и профессионального сознания будущего специалиста. Основной этический принцип медицины - «Не навреди!». Под этим принципом традиционно понимается непричинение вреда человеку, имеющему проблемы со здоровьем и обратившемуся за медицинской помощью к специалисту. Однако, как нам кажется, это одностороннее понимание проблемы. Осуществляя процесс обучения, следует делать акцент и на том, что при выполнении мероприятий по лечению и уходу за больными необходимо не навредить собственному Здоровью и индивидуальному Здравствованию.

Сравнительно-сопоставительный анализ научных работ, касающихся проблемы развития, сохранения и укрепления здоровья в образовательном пространстве средне-специальных медицинских учреждений, показал, что подавляющее большинство их ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов (т.е. на выполнение социального заказа) с акцентом на создание здоровых условий в процессе получения образования. В то же время в научной литературе недостаточно исследовано целостное видение проблемы «здоровый пациент - здоровая медсестра» в понимании здоровья как полного социального, духовного, физического и психологического благополучия, а не только отсутствия болезней. Между тем данная проблема является в настоящий момент актуальной и требует пристального к себе внимания в силу низкого уровня здоровья (а следовательно, и жизни), прогрессирующего социального расслоения населения Российской Федерации, разрушения нравственноэтических норм и расхождения мировоззренческих взглядов различных поколений.

Таким образом, результат средне-специального медицинского образования в контексте культуротворческой парадигмы предполагает снятие противоречия между необходимостью сочувствовать и сопереживать больному и появлением в профессиональной дальнейшей деятельности синдрома эмоционального выгорания, а также сохранение (и восполнение) потенциала здоровья, получения положительных эмоций вследствие профессиональных успехов и достижения положительных результатов в лечении больного. Культуротворческая парадигма валеологической модели образования «порождает естественным образом императивы экологического мышления, экологической духовности, валеологической направленности процесса, непрерывного саморазвития и здоровьесберегающей образовательной среды» [10, с. 113]. Важно отметить, что через внимательное отношение к собственному здоровью и оздоровлению студент приобретает опыт заботливого отношения к здоровью других людей. При закреплении в повседневной практике данного опыта в соответствующих культуротворческих условиях у будущих медицинских работников формируются «личностно-профессиональные качества человека культуры здоровья» [4, с. 85], которые свидетельствуют об устойчивом характере ценностно-нормативного, когнитивного и деятельностнопрактического отношения студента к данной проблеме.

Для определения механизмов воспитания будущих средних медицинских работников культуры здоровья, опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей механизмы саморазвития личности и воспитания валеологической культуры, а также собственный педагогический опыт, мы обосновали и раскрыли основные принципы воспитания культуры здоровья у студентов медицинских колледжей:

- принцип формирования ценностных установок студенток на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок обучающихся на здоровый образ жизни;

- принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих медицинских сестер на основе изучения их потребностей и интересов и организацию в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Педагогика

- принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),

- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание обучающегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),

- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию студентов в формировании здорового образа жизни),

- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: преподавателей, студентов и родителей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого.

Основываясь на целостной концепции здоровья, обучение здоровому образу жизни (в данном случае мы имеем в виду «тройное» обучение: самообучение будущих медицинских сестер, обучение преподавателем студентов и последующее в профессиональной деятельности и на практике в стационаре обучение пациента) подразумевает не только физическое самосовершенствование, овладение методиками сохранения и укрепления здоровья. Не менее важным является формирование «мотивационной и смысловой сферы здоровья» [Г.П. Мещерякова, 2006]: ценностного отношения к здоровью, потребности к самопознанию и самосовершенствованию. В.П. Казначеев данный принцип позиционирует как основную идею валеологии - жизнетворчество, В.Е. Кайма - как формирование культуры здоровья [6].

Нами структурирована теоретическая модель качественных характеристик медицинского работника, владеющего валеологической культурой, в которой выделяются коммуникативный, конструктивный и гностический компоненты. При построении данной модели учитывались основные функциональные компоненты профессиональной деятельности, разработанные Н.В. Кузьминой (1972) [5] в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности средних медицинских работников. Представленные компоненты образуют единую систему, где каждый из них оказывает определенное воздействие на другие и, соответственно, на характер всей системы, а в итоге - на формирование профессиональной индивидуальности будущих средних медицинских работников.

Коммуникативный компонент включает действия, направленные на организацию межличностных отношений, а именно:

- уметь предотвращать конфликты как с пациентом и его родственниками, так и между коллегами;

- использовать косвенные связи воздействия на личность как для создания комфортного состояния пациента, так и для сохранения собственного здоровья. В.Ф. Сержантов констатирует наличие у человека особой потребности - потребности в эмоциональном контакте. В основе данной потребности лежит на только интеллектуальное взаимопонимание, но и «синтония» - созвучие с эмоциональным состоянием «Другого». Она отлична от интеллектуального познания: может наблюдаться у людей с низким уровнем интеллекта, но в то же время отсутствовать у интеллектуально развитого индивидуума [7, 9]. Наличие синтонии обеспечивает возможность в реализации потребностей, отвечающих в т.ч. и за ведение здорового образа жизни, необходимые эмоциональные контакты, предполагающие двустороннее (иногда и полисторонее) отношение, отношения «заслуженного собеседника», доминанту на лицо другого [9, 11]. Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте, на наш взгляд, также можно назвать одной характеристик, определяющих профессиональную индивидуальность специалиста сферы «человек-человек», к которой относится профессия медицинской сестры. По роду своей профессиональной деятельности медицинская сестра общается с людьми с более и менее высоким уровнем интеллекта, чем у нее. Вне зависимости от социального статуса и уровня интеллекта человека, имеющего проблемы со здоровьем, он должен играть роль «заслуженного собеседника». С другой стороны, медсестра (настоящая или будущая) во избежание появления профессиональных заболеваний должна уметь выглядеть «заслуженным собеседником» перед своим партнером по общению. Синтония предполагает, на наш взгляд, состояние динамического равновесия между эмоциональным статусом одного и состоянием здоровья другого: ухудшение здоровья (любой его составляющей) ведет к усилению отрицательных эмоций (или к уменьшению положительных). И наоборот: изменение эмоционального статуса приводит к изменению уровня здоровья. Отсутствие синтонии в профессиональных (и не только) отношениях между медицинской сестрой и ее собеседником неизбежно приведет к возникновению стрессовой ситуации;

- способность активировать эмпатийные качества, аргументировать свою точку зрения, не задевая самолюбия Личности, проявляя интерес к жизненному опыту каждого индивида. Данное качество особенно важно в профессиональной деятельности медицинской сестры, поскольку для осуществления любой лечебно-диагностической процедуры требуется согласие пациента на ее проведение. Это называется «принцип информированного согласия»;

- обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для мотивации партнеров по общению, независимо от того, пациент это, коллега или член семьи для мотивации к здоровому стилю жизни и осознанию здоровья как величайшей ценности.

Конструктивный компонент выделен нами как комплекс необходимых знаний, умений и навыков, касающихся осуществления всех пяти этапов сестринского процесса при уходе за конкретным пациентом, направленным на его эмоциональное благополучие, сохранение, развитие и укрепление его здоровья, а также проявление внимания к собственному здоровью.

Гностический компонент включает в себя требования современной профессиональной среды к среднему медицинскому работнику как «посреднику» между врачом и пациентом (его родственниками) и от которого зависит в значительной степени исход лечения. Данный компонент

отражает необходимость в постоянном самообразовании, овладении новой информацией в процессе обучения и дальнейшей трудовой деятельности, которая касается не только профессиональных знаний, но и «находок», касающихся вечных ценностей: добра, любви и сострадания к ближнему, милосердия. По нашему мнению, взаимосвязь Нового и Вечного - неотъемлемая часть профессиональной индивидуальности именно медицинской сестры - сестры милосердия.

С учетом вышеизложенного, нам кажется важным акцентировать внимание на значимости культуротрансляционной функции среднего медицинского образования в вопросах формирования специалиста современного здравоохранения, озабоченного состоянием здоровья российской нации. Это связано с тем, что к числу независимых сестринских вмешательств (т.е. выполняемых медицинской сестрой самостоятельно в силу своих знаний, умений и компетенции) относятся консультирование пациента относительно назначений врача (ответы на вопросы, касающиеся ухода и лечения), а также его обучение (в т.ч. правилам ведения здорового образа жизни). С другой стороны, подавляющее большинство обучающихся в медицинских колледжах - девушки, т.е. настоящие и будущие жены и матери, и от того, насколько близка им валеологическая культура, зависят наше здоровье и генофонд. Овладевая позицией медицинской сестры, ее окружение (дома или на работе), пациенты или члены семьи посредством интериоризации многоуровневого комплекса культуры здоровья - ценностей, норм, знаний и методов -могут активно применять стратегию здорового образа жизни в повседневной практике.

Таким образом, детерминирован новый способ существования медицинской сестры, личности в профессии - культуротворческий, определяемый исследователями как проявление истинной сущности человека - творца культуры.

Список литературы

1. Азитова.юГ.Ш. Воспитание культуры здоровья у школьников в условиях сельской школы: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2006.-24 с.

2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Т. 2. - М.: Терра, 1994. - С. 217.

4. Ким, С.В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога. Ресурсы физкультурного образования. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 311 с.

5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

6. Мещерякова, Г.П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 24 с.

7. Сержантов, В.Ф. Человек: его природа и смысл бытия. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 359 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

9. Татарникова,Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе. - СПб.: Кристмас+, 2002. - 200 с.

10. Татарникова,Л.Г., Булычева, И.Н. Лингвоэкологические риски педагогического процесса и пути их устранения в современной школе: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.Г. Татарниковой. - СПб.: Кристмас+, 2007. - 130 с.

11. Ухтомский, А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. / А.А. Ухтомский. -Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. - 576 с.

Literature

1. Azytova G. S. Education of health culture for schoolchildren in the conditions of rural school. -Kazan’, 2006. - 24 p;

2. Dal V.I. The Explanatory dictionary of Live Great Russian language: In 4 vol. - Moscow, 1994. Vol. 2. P. 217.

3. GogoberidzeA.G. Theory and a technique of musical education of children of pre-school age: the Manual for students of university / A G.Gogoberidze, V.A.Derkunskaja. — M., 2005. - 320 p.

4. Kim S.V. Valeological safety of scientifically methodical activity of the teacher. Resources of sports education. - Saint Petersburg: Publishing house Saint Petersburg State University of Economy and Finances, 2005. - 311 p.

5. KuzminaN.V. Professionalism of personality of teacher and master of the production teaching. -Moscow: Vysshaya shcola, 1990. - 119 p.

6. Mescherjakova G.P. Organizational pedagogical provision of realization health-protection technologies in educational space of university. - Stavropol, 2006. - 24 p.

7. Serzhantov V.F. The man: his nature and sense of life. - Leningrad, 1990. - 359 p.

8. Slastenin V.A. Pedagogics: the Manual for students of the pedagogical college. - М., 2002. - 576 p.

9. TatarnikovaL.G. Valeologiya in pedagogical space. - Saint Petersburg, 2002. - 200 p.

10. Tatarnikova L.G., Bulycheva I.N. Lingvoeœlogical risks of pedagogical process and way of their removal at modern school / Ed. L.G. Tatarnikova. - Saint Petersburg, 2007. - 130 p.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.