Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская сестра / профессиональная подготовка медицинских работников / ценностное отношение / основы воспитания / nurse / professional training of medical workers / value attitude / foundations of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобов Павел Александрович

Статья посвящена изучению теоретических основ воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE EDUCATION OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS A PERSON AMONG STUDENTS OF A MEDICAL COLLEGE IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING

This article is devoted to the study of the theoretical foundations of the education of a value attitude towards a person among students of a medical college in the process of professional training

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 377.3:316.752

DOI: 10.24412/2308-7196-2021-1-52-58

Лобов Павел Александрович

аспирант кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24 e-mailPavel. lobov1991 @yandex. ru

Научный руководитель - Р.А. Рогожникова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Lobov Pavel A.

Postgraduate student of the Department of General Pedagogy, History of pedagogy and education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

Scientific adviser - R.A. Rogozhnikova

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE EDUCATION OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS A PERSON AMONG STUDENTS OF A MEDICAL COLLEGE IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических основ воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: медицинская сестра, профессиональная подготовка медицинских работников, ценностное отношение, основы воспитания.

Abstract. This article is devoted to the study of the theoretical foundations of the education of a value attitude towards a person among students of a medical college in the process of professional training.

© Лобов П. А., 2021

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТИО-ОРИЕНТИРОВАНИОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Key words: nurse, professional training of medical workers, value attitude, foundations of education.

Современные социальные условия в России характеризуются сосуществованием в обществе разных ценностей. Это требует от выпускников медицинского колледжа способности свободно принимать в постоянно изменяющихся условиях необходимые решения, являющиеся результатом ценностного, ответственного самоопределения личности. Анализ научных исследований, социологических данных и педагогической практики позволяет с уверенностью утверждать, что для этого необходимо усвоение студентами на протяжении всего курса обучения социально значимых ценностей. Вместе с тем этот анализ позволяет заключить, что проблема формирования социальных ценностей у молодежи, в частностиу студентов, не является в педагогической науке принципиально новой. Выделение, классификация и характеристика приоритетных ценностей предприняты в трудах Н.А. Журавлевой, И.А. Зимней, Е.В. Золотухиной- Аболиной, В.А. Караковского, С.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Н.С. Розова, Т.А. Стефановской, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

В системе среднего профессионального образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся формы планирования и организации самостоятельной учебной работы студентов уже не отвечают требованиям современной образовательной и профессиональной среды и нуждаются в осмыслении, коррекции и новых педагогических идеях. Это обусловлено прежде всего расширением поля самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях привлечения к процессу познания современных информационных, телекоммуникационных, компьютерных и других инновационных педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельности как профессиональной, социально значимой характеристики будущего специалиста.

Ценность - любой «объект», имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида или группы). В широком понимании ценностью могут быть не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага. В более узком значении ценности - это духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируемые в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения определенной культуры [2, с. 64-65].

В данном случае мы выделяем структурно-функциональную модель ценностного отношения к человеку, также отмечая когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты. Каждый из этих компонентов ценностного отношения имеет определенную функциональную задачу: когнитивный - реализует информационно-фиксирующую и обобщающую функции, эмоциональный - эмоционально-императивную функцию, мотивационно-поведенческий - мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.

Отношение человека к профессии имеет важное социальное значение, так как характер этого отношения, осознание важности профессиональной деятельности детерминируют уровень осмысления роли и качества выполняемого труда в жизни человека и общества. [7, с.41]. Исследователи и педагоги-практики отмечают, что для совершенствования подготовки конкурентоспособного специалиста среднего звена преподавателям и руководителям учебного заведения необходимо с первых дней пребывания студента в нем рассматривать профессиональную подготовку как целенаправленный процесс формирования ценностного отношения к профессии, явлениям мира, поведения, мировоззрения [4, с.45].

В нашей работе понятие «формирование» рассматривается с точки зрения аксиологического подхода, который применяется в целях воспитания у индивида определенных социально-психологических качеств и ценностей [13, с. 587]. Поэтому, в качестве рабочего определения понятия «формирование социально-ценностного отношения к профессии» мы приняли следующее.

Развитие организационных форм профессионального обучения, различия

в уровне базовых знаний студентов требуют постоянного совершенствования

педагогических технологий. Практика свидетельствует о том, что учебное

заведение среднего профессионального образования сегодня нуждается

в новшествах, обеспечивающих развитие социально-ценностного отношения

студента к получаемой профессии через становление его самостоятельности

и самореализации. [11, с. 27]. Для нашей работы важно мнение А.Ф. Казеева,

который подчеркивает, что модернизация образования предполагает

формирование у обучаемых новой культуры отношений, ценностями которой

являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные

с ответственностью за общественное благосостояние [14, с. 6]. Мы солидарны

также с выводом В.Г. Крысько, что самообразовательная деятельность -

исключительно нужная и плодотворная форма развития социальных

54

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

и профессиональных качеств личности, благодаря которой обновляется интеллектуальный потенциал человека, повышается его идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум, воля, профессиональное мастерство, культура, ценности [20, с.240].

Однако при выборе задания, предназначенного для самостоятельной работы студента в ссузе, основными требованиями остаются соблюдение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности и направление вектора самообразовательной деятельности на закрепление знаний и умений в области профессиональной сферы и пробуждение у студентов потребности к дальнейшему самосовершенствованию. [7, с. 31]. Отметим, что справиться с предстоящими трудностями при организации индивидуальной внеаудиторной работы студента можно, только если педагог серьезно относится к выполняемой работе, имеет опыт преподавания своей дисциплины и добивается оптимального методического оснащения тем учебно-методическими пособиями и разработками для самостоятельной деятельности студентов.

Анализ отечественных и зарубежных научных источников, раскрывающих подходы к решению проблемы воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа (на примере специальности «медицинская сестра»), позволяет сделать следующие выводы:

1. Социальные ценности выступают синонимом понятия «общечеловеческие ценности» и отражают особенности уклада жизни человека во всех его сферах, влияя на личностные ценности, потребности и приоритеты, одновременно формируя профессиональное поведение субъекта [3, с. 17].

2. Основываясь на мнениях ученых, мы под термином «профессия» понимаем род деятельности, являющийся обычно источником существования и характеризующийся ценностным отношением человека к труду; владением комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки; сформированностью заинтересованности в результатах труда; потребностью в реализации и пополнении накопленного опыта в ходе выполнения профессиональной деятельности [6, с. 278].

3. Понятие «ценностное отношение» носит социальный характер. Поэтому под формированием социально-ценностного отношения к профессии следует понимать осознанное стремление и готовность обучающихся к развитию компетенции, самосовершенствованию качества своей подготовки, реализацию

55

соотносимых с требованиями и ожиданиями потребителей услуг, общества целевых установок при выполнениипрофессиональной деятельности, приносящей удовлетворение в личностных, профессиональных и социальных потребностях личности. [3, с. 81].

4. Ценностное отношение к профессии у будущего медицинского работника среднего звена проявляется через отношение к выполняемому труду. Специфика ценностного отношения к деятельности медицинской сестры определяется ценностями, лежащими в основе профессиональной деятельности, которые, в свою очередь, являются базовыми общечеловеческими и профессиональными одновременно.

5. Гуманизация и ориентация на развитие профессиональных компетенций выступают основными кредо в образовательном пространстве ссуза, являясь условием утверждения приоритета общечеловеческих ценностей, развитием творческих и интеллектуальных способностей студентов, в современной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к пациенту как личности. [8, с. 15].

6. Социально-ценностное отношение к профессии «медицинская сестра» у студентов будет характеризоваться осознанным стремлением и готовностью:

• оказывать всю необходимую медицинскую помощь каждому человеку, нуждающемуся в ней;

• воспринимать данного человека как личность, т.е. действовать согласно выделенной модели профессиональных ценностей, этическому кодексу медицинских сестер России, функциональным обязанностям, добродетелям;

• развивать компетенции, совершенствовать качество своей подготовки на протяжении всей жизни, ориентируюсь на требования общества, современных технологий и потребителей услуг;

• получать удовлетворение от выполняемой профессиональной деятельности [5, с. 131].

7. Курс на активную самостоятельную внеаудиторную и аудиторную

работу студентов ссуза становится основой подготовки современных

специалистов к профессиональной деятельности. Самостоятельная

внеаудиторная работа студентов выступает как важнейшее средство повышения

профессионально-познавательной и творческой активности будущих

специалистов. [16, с. 48]. При этом самостоятельная внеаудиторная работа

должна рассматриваться как вид учебной деятельности, которую студент

56

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь инструкцией к выполнению задания и сформированными ранее (на занятии или во время консультации) представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

8. Система самостоятельной работы студентов (СРС) ссуза является многокомпонентной и предполагает действия преподавателей и администрации по моделированию, планированию, организации, контролю, коррекции и мотивации студентов. В ее основе лежит глубокий анализ мнений работодателей и выпускников о качестве подготовки каждого будущего специалиста, требований ГОС СПО. [1, с. 88].

9. Осмысление и систематизация результатов теоретического исследования позволяет рассматривать самообразовательную деятельность студентов как форму организации аудиторной и внеаудиторной работы на основе поэтапного включения обучающихся в репродуктивный, реконструктивный, творческий и познавательно-практический уровни самостоятельной деятельности. [9, с. 37]. При этом виды и формы СРС могут быть разнообразными, включать задания как по отдельной учебной дисциплине, так и сразу по нескольким дисциплинам, иметь разный уровень сложности, преследовать различные цели и задачи. Главным остается одно - направленность самостоятельной работы на формирование и углубление знаний, умений, навыков и ценностей профессии [10, с. 108].

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2010. - 31с.

2. Бабинцева М.Н. Влияние отношения молодого учителя к своей профессии на эффективность воспитательной деятельности // Ориентация молодежи на педагогическую профессию / Полтав. гос. пед. ин-т. - Полтава, 1987. -141с.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 416 с.

4. Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника (на примере медицинской сестры: дис. ... канд. психол. наук. -Калуга, 2003. - 189 с.

5. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. - 1996. - №5.

6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование : словарь. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

7. Демина М.Н. Формирование ценностного отношения к профессионализму у медицинских работников : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 164 с.

8. Зиятдинов Р.Н. Отношение к труду как ценности : дис. ... канд. филос. Наук. - Пермь, 2004. - 146 с.

9. Казеев А.Ф. Социально-профессиональное становление студентов многопрофильного колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 229 с.

10.Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография. - Оренбург : Б.И., 1996. - 188с.

11.Ковтунова О.М. Воспитание ценностного отношения к профессии «Специалист по социальной работе» у старшеклассников в условиях средней образовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 186 с.

12.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М. :АПКиПРО, 2002. - 24 с.

13. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА М, 1998. — 672 с.

14. Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО : письмо Министерства образования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138.

15.Управление самостоятельной работой студентов : методическое пособие / под общ. ред. И.П. Пастуховой. - М. : Б-ка журн. «СПО», 2006. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.