Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности студентов ссуз в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин'

Формирование социальной компетентности студентов ссуз в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (ССУЗ) / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (SVE) / VOCATIONAL SCHOOL (COLLEGES) / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волович Л. А., Осипов П. Н., Кандаурова О. В.

Авторы показывают роль и значение социально-гуманитарных дисциплин в формировании социальной компетентности студентов техникумов. На основе анализа государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, а также практики обосновывается необходимость сохранения социально-гуманитарных дисциплин в учебном плане, показывается, как это можно сделать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волович Л. А., Осипов П. Н., Кандаурова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors demonstrate the role and importance of social and humanitarian disciplines in the social competence of students of Technical Schools. It is the necessity of preserving the social sciences and humanities in the curriculum, showing how it can be done based on an analysis of state educational standards of the second and third generation, and the practice explains.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности студентов ссуз в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин»

Л. А. Волович, П. Н. Осипов, О. В. Кандаурова

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), среднее специальное учебное заведение (ссуз), социальная

компетентность, социально-гуманитарные дисциплины.

Авторы показывают роль и значение социально-гуманитарных дисциплин в формировании социальной компетентности студентов техникумов. На основе анализа государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, а также практики обосновывается необходимость сохранения социальногуманитарных дисциплин в учебном плане, показывается, как это можно сделать.

Keywords: secondary vocational education (SVE), vocational school (colleges), social competence, social and humanitarian

disciplines.

The authors demonstrate the role and importance of social and humanitarian disciplines in the social competence of students of Technical Schools. It is the necessity of preserving the social sciences and humanities in the curriculum, showing how it can be done based on an analysis of state educational standards of the second and third generation, and the practice explains.

В соответствии с запросами российского рынка труда и рабочей силы, а также потребностями личности сегодня особенно востребована система среднего профессионального образования, которая ориентируется на подготовку компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста, способного осваивать изменяющиеся производственные и социальные технологии, обладающего навыками самообразования и готовностью к профессиональному совершенствованию на протяжении всей трудовой жизни. Новой формации необходим работник другого формата, для которого характерны высокая мотивация труда, инициативность, умение быстро принять решение в различных ситуациях (стандартных и нестандартных), нести ответственность не только за себя, но и за членов трудового коллектива, результаты труда, конструктивно устанавливать социальное взаимодействие. В совокупности перечисленные характеристики определяют социальную компетентность работника.

Значительное повышение требований к среднему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала комплексная программа развития СПО, направленная на формирование стратегии его качественного обновления.

Программа развития СПО России на 20002005 гг. определила среди его основных направлений такие, как гуманизация и гуманитаризация; усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; интеллектуализация образования.

Формирование социальной компетентности студентов техникума - составная часть профессионального образования. Необходимым и существенным средством этого в техническом ссузе является социология, что связано с предметом этой науки и спецификой социологического подхода к пониманию общества как системы. Формирование социальной компетентности студентов технических колледжей, как и в целом в ссуз технического профиля,

несмотря на наличие определенных предпосылок [4, 5] до сих пор не было предметом специального научного исследования.

Формирование социальной компетентности студентов техникума может быть рассмотрено в рамках нескольких подходов - деятельностного, социокультурного, аксиологического и др. В данной работе этот процесс рассматривается в рамках деятельностного подхода, актуальность которого прослеживается в государственных образовательных стандартах второго поколения (ГОС-2) и федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Проблема формирования социальной компетентности различных социальных и профессиональных групп (обучающихся в процессе ученического самоуправления, социального образования, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, студентов в процессе обучения иностранному языку, на основе проектного обучения, будущих учителей) решалась в ряде диссертационных исследований (О.Е. Аракчеева, С.С.Бахтеева,

Е.Н.Григорьева, Д.Е.Егоров, Л.Ш.Каримова,

О.В.Колобова, С.А.Кузнецов, Н.А.Лупанова,

Т.П.Палий, С.С.Рачева).

Изучение результатов научных исследований и практики учебно-воспитательного процесса ряда учебных заведений СПО Республик Татарстан и Башкортостан убеждает в том, что при достаточно подробной разработке вопросов психологопедагогической составляющей профессиональной подготовки теоретические и практические вопросы формирования социальной компетентности в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин решены недостаточно. Не изучены вопросы профессиональной направленности, педагогические условия формирования социальной компетентности студентов в условиях действия ФГОС. Поэтому проблема формирования социальной компетентности в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин студентами в системе СПО как составная часть общего и профессионального образования

получает статус общественно-государственного уровня. Ее решение будет способствовать совершенствованию профессиональной компетентности специалистов среднего звена, функциональной грамотности, улучшению их профессиональной адаптации. Это, в свою очередь, отразится на повышении эффективности функционирования как отдельного предприятия в частности, так и экономики государства в целом.

К сожалению, в Федеральных государственных образовательных стандартах [1,3] в отношении цикла «Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины» (ОГСЭ.00) произошло сокращение их изучения за счет дисциплины «Основы социологии и политологии», которая оказалась исключенной из числа обязательных фундаментальных учебных дисциплин. Такие дисциплины, как «Основы права», «Социальная психология» также исключены. В этих условиях возникает противоречие между принятым курсом на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса и сложившейся ситуацией в связи с изменением места социально-гуманитарных дисциплин в стандартах третьего поколения. Между тем, в числе общих компетенций, определенных новыми стандартами, названы социальные - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Возникают вопросы: в рамках каких дисциплин будут реализованы данные компетенции? Насколько возможно и компетентно будут сформированы социальные компетенции в рамках преподавания общетехнических, специальных дисциплин?

Происходящие в России преобразования повлияли на всю систему воспроизводства трудового потенциала страны, получившую новый социальный заказ, предусматривающий признание рынка рабочей силы, усиление ее конкурентоспособности на основе повышения профессионализма, компетентности и мобильности. Сложившаяся ситуация привела к изменениям в деятельности учебных заведений (переход в автономный режим финансирования, отмена системы государственного распределения выпускников по местам работы, ориентация на работодателя). Это, в свою очередь, привело к изменению состояния среднего профессионального образования: новое содержание, вариативные программы и новые технологии; новые функции, типы и виды учебных заведений; принципиально новые механизмы экономики, социального партнерства; ориентация качества обучения на внешнюю среду, потребности экономики, рынок труда.

Опыт подготовки будущих специалистов в изменившихся условиях на примере ряда ссуз Татарстана и Башкирии убедительно демонстрирует произошедшие изменения в системе подготовке специалистов среднего уровня. Как следствие, новые условия деятельности учебных заведений предъявили и новые образовательные требова-

ния к системе профессионального образования -формирование компетенций. Это нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, согласно которым выпускник ссуз должен овладеть общими, в том числе социальными, и профессиональными компетенциями.

Анализ литературы по проблеме социальной компетентности показал, что как в зарубежных, так и в отечественных подходах существует разнообразие терминов, затрагивающих эту проблему. В ходе исследования выявлено, что существует различные подходы к определению понятия «компетенция». Это понятие связывают с умением человека решать практические задачи, совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), способностью работника действовать в соответствии со стандартами, правильным поведением сотрудника. Компетенция является основой компетентности, которая проявляется в деятельности. Компетентность отличается от понятия «квалификация» и напрямую связана с профессиональной деятельностью работника. Определены место и роль компетенций и компетентности в подготовке специалистов среднего звена и, в конечном счете, профессиональной деятельности техника-технолога, специфика его работы, функционала (в сравнении с инженером), в том числе и как руководителя, организатора производства.

С нашей точки зрения «социальная компетентность» - это способность устанавливать социальное взаимодействие с учётом позиций других людей, направленное на сотрудничество, работу в команде, проявлять коммуникативные навыки, умение принимать собственные решения и нести за них ответственность, осознание собственных потребностей и целей, определение личностной роли в обществе, развитие личностных качеств, саморегулирование.

Социальная компетентность впервые рассматривается нами в контексте должностных обязанностей техника-технолога, профессионально важных качеств, необходимых знаний с учетом требований ФГОС СПО, функциональных обязанностей, требований, предъявляемых к технику-технологу при устройстве на работу. Этому способствовало изучение мнений работодателей (21 руководитель и специалист 13 крупных предприятий нефтегазодобывающей отрасли), которые подтвердили необходимость формирования социальных компетенций наряду с формированием профессиональных компетенций. Из предложенного для оценки перечня социальных компетенций, необходимых будущему технику, работодатели выделили по степени важности две наиболее значимые: умение работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (76%) и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (67%). В числе других наиболее значимых оказались компетенция по предупреждению и разрешению конфликтов (57%) и брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результатов выполнения заданий (52%).

Меньшую важность для работодателей представляет такая компетенция, как понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса (43%).

Большинство опрошенных работодателей высоко оценили включение в подготовку специалистов среднего звена не только профессиональных, но и социальных компетенций. Согласно полученным данным, более половины респондентов (57%) отметили высокий уровень значимости формирования социальных компетенций и 43% - средний, профессиональных компетенций соответственно -67% и 33%. При этом характерно, что низкий уровень значимости общих и профессиональных компетенций не оценил никто из участников опроса.

Анализ результатов выявил различие в значимости формирования профессиональных над общими компетенциями на высоком уровне в 10%, различие в значимости формирования общих компетенций над профессиональными на среднем уровне также в 10%. Следовательно, работодатели считают необходимым формировать у будущих техников-технологов наряду с профессиональными и общие (социальные) компетенции.

Среди дополнительных характеристик, необходимых специалистам среднего звена, названы стрессоустойчивость, корректная и адекватная реакция на замечания, умение устанавливать социальнотрудовые отношения, переносить тяготы морального и физического труда, пунктуальность, благонадежность работника. Перечисленные характеристики также имеют отношение к формированию умения жить в социуме. Проведенное исследование выявило актуальность формирования общих (социальных) компетенций в программе обучения специалистов среднего звена

Социальная компетентность студентов ссуз формируется в процессе изучения социальногуманитарных дисциплин в их аудиторной и внеаудиторной деятельности. В рамках аудиторной деятельности предполагается, что социальная компетентность должна реализовываться на теоретических курсах всех направлений, а также в ходе практического обучения. В то же время, нельзя не признать, что особая роль отводится комплексу социально-гуманитарных дисциплин (обязательные, вариативные и факультативные) - «Обществозна-ние», «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «Основы права», «Социальная психология». Именно данные дисциплины полноценно и квалифицированно обеспечивают целостный подход к формированию личности, её гражданской позиции, социального мышления, освоению ценностей культуры, правил сосуществования в обществе, способствуют выработке общепринятых норм поведения. В Альметьевском политехническом техникуме социально-гуманитарные дисциплины, как и другие, включают культурно-просветительные мероприятия, функционирование студенческого научного общества «Инноватика», ежегодную студенческую научно-практическую конференцию «Молодость, творчество, современность», социально-культурную

деятельность - конкурсы, проекты, федеральное интернет-тестирование и др.

Анализ практики изучения социальногуманитарных дисциплин при подготовке современного техника-технолога на примере смены образовательных стандартов (1,2,3) и в условиях действия нынешних новых стандартов СПО показал, что в течение ряда последних лет происходили изменения в отношении блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭ). Если в период действия первых образовательных стандартов ряд социально-гуманитарных дисциплин («Основы социологии и политологии», «Основы права», «Социальная психология») имел статус обязательных с минимальным количеством часов (40), то в период действия вторых образовательных стандартов дисциплины «Основы социологии и политологии» и «Социальная психология» были переведены в статус дисциплин по выбору. В период действия третьих образовательных стандартов произошла уже не просто смена статуса указанных социальногуманитарных дисциплин, но они оказались исключены из учебного плана. Это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании социальной компетентности студентов техникума.

Изучение сложившейся практики преподавания преподавателями ссуз РТ основ социологии в условиях действия стандартов второго и третьего поколения позволило сделать вывод о целесообразности обязательного сохранения минимума социально-гуманитарных дисциплин.

В процессе исследования установлено, что все субъекты образовательного процесса (работодатели, преподаватели, студенты) едины в своем мнении относительно места и роли социальной компетентности в подготовке специалистов среднего звена. С учетом необходимости и отсутствия фактической возможности обеспечить её формирование нами предложены меры по устранению сложившихся противоречий. Анализ учебного плана выявил возможность сохранения изучения минимума социальногуманитарных дисциплин в объеме уровня ГОС СПО в несколько видоизмененном варианте - за счет введения новой дисциплины «Социология труда».

Анализ практики, собственного опыта авторов свидетельствует о том, что формированию социальной компетентности у будущих техников-технологов в процессе изучения социальногуманитарных дисциплин способствуют определенные педагогические условия. При этом под педагогическими условиями мы понимаем совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность реализации поставленной цели.

Стержневым (пронизывающим другие) педагогическим условием является мониторинг процесса формирования социальной компетентности, направленный на выявление соответствия учебного процесса предполагаемому результату, конечной цели изучения социально-гуманитарных дисциплин. Назначение мониторинга в наблюдении за процессом формирования и развития социальной компетентности будущих специалистов среднего звена,

выявлении его эффективности. В ходе исследования нами определены критерии, показатели и уровни сформированности социальной компетентности у будущих техников-технологов нефтяной сферы.

Высокий уровень: студенты знают основные категории социологии труда и могут объяснить их и применить на практике; показывают высокий уровень удовлетворенности профессией; в структуре трудовой мотивации внутренние (мотивационные) факторы преобладают над внешними (гигиеническими); проявляют деловой тип критики; демонстрируют высокий уровень субъективного контроля.

Средний уровень: студенты знают основные категории социологии труда, однако затрудняются в их пояснении и применении их на практике; показывают средний уровень удовлетворенности профессией; в структуре трудовой мотивации внутренние (мотивационные) факторы одинаково присутствуют наряду с внешними (гигиеническими); проявляют терпимый тип критики; демонстрируют средний уровень субъективного контроля.

Низкий уровень: студенты плохо знают основные категории социологии труда и не могут объяснить их и применить на практике; показывают низкий уровень удовлетворенности профессией; в структуре трудовой мотивации внешние (гигиенические) факторы преобладают над внутренними (мотивационными) факторами; проявляют негативный тип критики; демонстрируют низкий уровень субъективного контроля.

Следующее педагогическое условие - актуализация педагогического потенциала социально-гуманитарных дисциплин посредством разработки и введения в учебный процесс нового курса «Социология труда» и усиления межпредметных связей. В процессе исследования нами разработан новый учебный курс [2], при проектировании которого было учтено состояние изучения социальногуманитарных дисциплин будущих специалистов среднего звена согласно изменениям, произошедшим в соответствии с новыми образовательными стандартами. Основная цель обучения студента -подготовка техника-профессионала, готового теоретически и практически осуществлять все виды профессиональной деятельности, формирующие профессиональную и социальную компетентность данного специалиста. Именно эти факты и послужили основой определения цели, задач, содержания учебного курса.

Цель изучения курса - изучение социальнотрудовых отношений и социальных процессов в сфере труда, условий и факторов их протекания, возможностей регулирования, анализ и управление ими на различных уровнях, формирование позитивного отношения к труду, трудовой деятельности и выбранной профессии, выработка и проявление активной гражданской позиции, повышение социальной грамотности в части социальных прав. Достижению этой цели способствует решение таких задач, как: познакомить студентов с сущностью, закономерностями социальных процессов в сфере труда; раскрыть механизмы регулирования социально-

трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда; способствовать пониманию сущности и социальной значимости выбранной профессии; методологически грамотно выявлять и анализировать проблемы трудовых коллективов, решать практические задачи в области социологии труда, учитывать социальные факторы, в том числе мотивацию персонала в профессиональной деятельности, развивать социологическое (социальное) мышление; вырабатывать способность принимать рациональные решения в профессиональной деятельности.

Реализация целей и задач обеспечивается теоретической и практической частью содержания дисциплины, выполнением студентами самостоятельной работы и предполагает формирование их социальной компетентности. Содержание программы предопределяет использование активных и интерактивных методов обучения, преподавания, учения с применением технических средств, различных форм обучения (аудиторная и внеаудиторная, индивидуальная, парная и групповая) с использованием заданий в тестовой форме, решение практических ситуаций, заданий, оперативного и итогового контроля (устный и письменный) знаний студентов за усвоением учебного материала.

Актуализации педагогического потенциала социально-гуманитарных дисциплин способствует также установление и усиление межпредметных связей. Во-первых, межпредметные связи повышают качество практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Во-вторых, с их помощью на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Особую актуальность межпредметные связи приобретают сегодня, т.к. они отражают интеграционные процессы, происходящие в современной науке и в жизни общества.

Третье педагогическое условие формирования социальной компетентности студентов ссуз в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин - интеграция аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Данное условие призвано обеспечить изучение и освоение студентами учебного материала не только в рамках установленной программы, но и сверх нее. Это, в свою очередь, содействует глубокому осмыслению содержания дисциплин вместо механического «заучивания» теоретического материала; расширению кругозора студентов, развитию у них познавательных интересов, профессионального самосознания; приобретению социальных знаний, пониманию социальной реальности, позитивному отношению к базовым ценностям общества, получению опыта самостоятельного социального действия. Помимо прочего, совершенствуются навыки самостоятельной работы, доля которой согласно новым образовательным стандартам в СПО увеличена с 30 до 50%.

Четвертое условие - взаимосвязь воспитания и самовоспитания студентов, их включенность

в различные виды социально одобряемой деятельности. Оно вызвано необходимостью развития у обучающихся поведенческих установок, личностных качеств, определяющих формирование социальной компетентности. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, особо актуализируют задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышению индивидуальной ответственности за его результаты [6,7]. На необходимость самовоспитания ориентируют и новые образовательные стандарты среднего профессионального образования, в основе которых - компетентностный, деятельностный подход. Это означает, что студент становится активным субъектом профессионального развития и личностного роста, вырабатывая в себе потребность в самосовершенствовании, в самообразовании, в самовоспитании.

Таким образом, здесь мы попытались уточнить понятие «социальная компетентность» в контексте профессиональной деятельности техника-технолога. Это способность устанавливать взаимодействие в социуме с учётом позиций других людей, направленная на сотрудничество, работу в команде, проявлять коммуникативные навыки, умение принимать собственные решения и нести за них ответственность, осознание собственных потребностей и целей, определение личностной роли в обществе, развитие профессионально-важных качеств, саморегулирование.

Основными структурными компонентами социальной компетентности студентов техникума являются когнитивный (знание и понимание законов развития общества), мотивационно-ценностный (ценности и мотивы социальной деятельности, чувства, которые проявляет специалист к качественному выполнению своих обязанностей и их результату), коммуникативный (умение адекватно реагировать на происходящие изменения, замечания, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями), поведенческий (способность адаптироваться и действовать в новых ситуациях, быть ответственным за свои действия) и профессионально-важные качества (формирование и развитие качеств характера - мобильность, толерантность, коммуникабельность, ответственность).

Все субъекты образовательного процесса (работодатели, преподаватели, студенты) едины в необходимости формирования социальной компетентности в процессе обязательного изучения социально-гуманитарных дисциплин в программе обуче-

ния будущих техников всех специальностей. Сокращение изучения социально-гуманитарных дисциплин в системе СПО России противоречит мировой практике.

Педагогическими условиями формирования социальной компетентности будущих специалистов среднего звена в процессе изучения социальногуманитарных дисциплин являются: использование мониторинга как способа контроля динамики формирования социальной компетентности; актуализация педагогического потенциала социальногуманитарных дисциплин посредством разработки и введения в учебный процесс нового курса «Социология труда» и усиления межпредметных связей; интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, взаимосвязь воспитания и самовоспитания студентов, их включенность в различные виды социально одобряемой деятельности.

Литература

1. Волович Л.А. Анализ применения государственных

образовательных стандартов по социально-

гуманитарным наукам / Л.А.Волович, О.В.Кандаурова // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - №3. - С. 71-75.

2. Кандаурова О. В. Социология труда: конспекты лекций / О.В.Кандаурова. - Альметьевск: Изд-во ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум», 2013. - 56 с. (гриф Министерства образования Республики Башкортостан для использования в учебном заведении).

3. Кандаурова О.В. Формирование социальной компетентности студентов (сравнение стандартов второго и третьего поколения по социально-гуманитарным наукам) О.В. Кандаурова // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №11.- С. 7-8.

4. Осипов П. Н. Концепция социологического образования специалистов среднего звена // Ярославский педагогический вестник. - 1995. - №2. - С. 37-42.

5. Осипов П. Н. Социологическая подготовка специалиста: какой ей быть?/ Специалист. - 1995. - № 2. - С. 3538.

6. Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Монография. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.

7. Осипов, П.Н. Единство воспитания и самовоспитания как основа подготовки конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. - 2012. - №4. - С.3-8.

8. Осипов, П.Н. О необходимости социологической подготовки будущих техников современного производства / П.Н.Осипов, О.В.Кандаурова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - №24. - С.333-336.

© Л. А. Воловиич - д.филос. н., профессор, член-корр. РАО, П. Н Осипов. - д-р пед. наук, проф. кафедры инженерной педагогики и психологии КНИТУ, posipov@rambler.ru; О. В. Кандаурова - аспирантка той же кафедры, kan-olga69@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.