Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые особенности понимания: культурный контекст'

Ценностно-смысловые особенности понимания: культурный контекст Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ / PERSON'S SOCIAL EXISTENCE / CULTURAL AND HISTORICAL CONDITIONS / VALUE AND SEMANTIC CONDITIONS OF COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Л. Н., Полякова О. О., Соболев С. И.

В статье рассмотрена роль ценностно-смысловых основ взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности, понимания как способа человеческого бытия. Обоснована необходимость анализа влияния типа культуры на особенности понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value and Semantic Features of Comprehension: Cultural Context

The article is concerned with the role of the value and semantic fundamentals in the interaction between a personality and the outer world, person's comprehension of the social reality and comprehension as a means of human existence. The article substantiates the necessity to make an analysis of interaction and the culture type influence on specifics of comprehension and interaction.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые особенности понимания: культурный контекст»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙ

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ: КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ*

Л. Н. Тарасова, профессор кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева,

О. О. Полякова, доцент кафедрыг психологии МГУ им. Н. П. Огарева,

С. И. Соболев, доцент кафедрыг психологии МГУ им. Н. П. Огарева,

s_sobolev81@mail.ru

В статье рассмотрена роль ценностно-смысловых основ взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности, понимания как способа человеческого бытия. Обоснована необходимость анализа влияния типа культуры на особенности понимания.

Ключевыге слова: социальное бытие личности; культурно-исторические условия; ценностно-смысло-

вые аспекты понимания.

В условиях прогрессирующего мировоззренческого кризиса личности, проявляющегося в экзистенциальной рассогласованности системы «человек — мир», и утрате смысложизненных ориентиров, можно считать, что в парадигме гуманитарного знания изучение ценностных основ человеческого бытия представляет собой весьма актуальную проблему научного поиска. В сложившейся ситуации становится понятным, что развитие современных психологических подходов к трактовке личности более невозможно без анализа того, как развиваются и проявляются личностные особенности субъекта жизни в эйдетическом поле взаимодействия «личность — культура — история».

Возрастающий интерес к проблеме влияния культурно-исторических условий бытия личности на организацию структурно-содержательных характеристик ценностно-смысловых основ понимания вызван осознанием того факта, что социальное бытие личности определяется не только и даже не столько материальными, сколько ценностно-смысловыми факторами, без рассмотрения которых в качестве реально действующих сил процесса личностного становления нельзя понять специфику самой личности.

С позиции современной психологической науки личность в социокультурном масштабе образуется в качестве

многомерной смысловой сферы, а именно во встрече специфического культурного пространства наличной социальной действительности и специфики эйдетики оказавшегося в ней человека. Так рождается многообразие представлений, установок, ценностей, ценностных отношений, отражающихся в структурно-содержательном наполнении ценностносмысловой сферы личности и проявляющихся в особенностях понимания личностью социальной действительности.

В современной социальной психологии процесс конструирования социального объекта отражает идею о ценностносмысловой обусловленности процесса взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности.

В соответствии с зародившейся в гуманитарном знании конца XX в. тенденцией понимание трактуется не только как познавательный феномен, одна из важнейших потребностей социального индивида, но и как экзистенциальный, т. е. как способ бытия человека в мире, способ порождения смысла (X. Г. Гада-мер, П. Рикер, В. В. Знаков, С. Л. Рубинштейн и др.). В контексте историко-культурного подхода понимание рассматривается в качестве содержательно более объемной категории, чем познание и индивидуальное мышление. М. Полани в концепции личностного знания отмечает,

* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ (проект № 07-06-23607а/В).

© Тарасова Л. Н., Полякова О. О., Соболев С. И., 2009

№ 1, 2009

что любой ученый, стремясь к самому объективному, беспристрастному, максимально логичному описанию действительности, всегда будет изучать эту действительность в рамках категорий, существующих в данное время и в данном месте.

В философии мы обнаруживаем феномен созерцания, которое также не есть ни знание, ни познание, ни логическое мышление, но есть нечто большее. В отличие от познания, которое раскрывает логику объектов, и от деятельности, которая их изменяет, субъект в акте созерцания особым образом относится к бытию, выражая самого себя, свою «логику», т. е. свою ценность, культуру, ин-тенциональность. Созерцание, субъектом которого создаются идеальные модели отношений действительности, представляет собой способ фиксации смысла как особой субъективной реальности.

В. В. Знаков называет пониманием осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл своих поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как другие понимают его. Это универсальная способность человека, реализующаяся в способах его бытия, всегда «бытийное реагирование» (X. Г. Гадамер). В данном способе субъект реализует себя как духовное и личностное начало, как творец и одновременно продукт своей эпохи. Примерно то же выражено в идее М. М. Бахтина о причастности (участности) психики, мышления, сознания бытию и причастности бытия разумности. По

А. Н. Славской, понимание есть раскрытие смысла, содержащегося в знании для данного субъекта в его историческом контексте, «размещение» знания в когнитивные структуры субъекта. Здесь понимание дополняет интерпретация, включающая в себя оценки, мнения, взгляды субъекта.

В современных психологических исследованиях личностный аспект понимания проявляется, например, в изучении соотношения категорий истины и правды: истина представляет собой категорию теории познания, отражая соответствие наших знаний о мире самому миру, а правда — категорию психологии понимания, это то, что субъект считает истиной, соотнося знание не только с действительностью, но и с нравственными законами современного ему общества (В. В. Знаков, И. А. Романова, Т. Н. Ушакова, В. В. Латынова и др.).

Содержательный аспект понимания относительно обыденного сознания обстоятельно раскрыт в теории социальных представлений С. Московичи, в соответствии с которой любые социальные явления субъект оценивает, соотносит с неким образом-идеалом, т. е. с субъектным отражением той или иной ценности в индивидуальном сознании. Социальное представление, с одной стороны, выступает как фактор, конструирующий реальность индивида и группы, а с другой — формируется исторически в групповом взаимодействии.

Для личности объективный мир всегда выражен через «смысловое измерение» (Г. М. Андреева, Н. И. Леонов, Е. М. Райзман, А. А. Хвостов). Смысловая реальность — это специфическая человеческая реальность, опосредующая взаимодействие человека с действительностью. Понимание смысла как категории отношения предполагает в том числе понимание самого отношения как смысла и как социальной действительности (Г. В. Акопов, А. В. Брушлинский,

В. П. Зинченко).

Выделение «смыслового взаимодействия» личности и социального мира позволяет обнаружить роль ценностей как смысловых образований в генезисе личности, в познании социальной реальности, а также в процессе ценностного регулирования социального поведения (А. Г. Асмолов, А. А. Ивин, Д. А. Леонтьев). Являясь продуктом жизнедея-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, их функция — обеспечивать активно-действенное состояние человека, т. е. такое, в котором он сам выступает автором своей жизни, определяя свое отношение к миру через иерархическую соподчиненность ценностей.

Таким образом, в рамках социальнопсихологического направления исследования рассматриваемой проблемы большое внимание следует уделить роли ценностно-смысловых основ понимания, без учета которых анализ его социально-психологических особенностей остается не более чем абстрактной предпосылкой раскрытия психологических механизмов понимания человека человеком (К. А. Абульханова, В. В. Знаков,

С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.). При этом возникает проблема анализа взаимодействия и влияния типа культуры на особенности понимания. Способность личности ценностно-мировоззренчески понимать действительность обеспечивается не только особенностями сознания, но и экзистенциальностью, выражающейся в непосредственном способе жизни личности, способе ее приобщения к пространству наличной культуры. Этот процесс приобщения проявляется в структурно-содержательных особенностях ценностно-смысловых аспектов понимания.

С другой стороны, ценности и смыслы, будучи принадлежностью сознания конкретного человека, не существуют вне сознания общественного, всегда вписываются в рамки конкретной социокультурной среды, которая, в свою очередь, является результатом длительного культурно-исторического процесса. Человек оценивает мир «в тех координатах»; в содержании и структуре ценностносмысловых основ понимания, в структуре личности при переходе от одной куль-

туры к другой он имеет качественные отличия, которые, однако, в социальной психологии исследованы крайне слабо. В то же время становится все более очевидным, что проблему понимания личностью социальной реальности невозможно изучать вне исследования развития ценностно-смысловой сферы в русле культурно-исторического процесса.

Выявление ценностно-смысловых особенностей понимания, анализ специфики социально-психологических аспектов формирования ценностно-смысловой основы понимания в различные культурно-исторические периоды, их роль и значение в содержании и структуре современного общественного и индивидуального сознания — вот важные проблемы психологических исследований.

Проявляясь в характерных особенностях понимания, поле культуры опосредует структурные и содержательные особенности ценностно-смысловой сферы личности, которая индивидуально и уникально обусловливает характерные черты становления и жизненного пути личности в конкретной социокультурной среде. Культура как исторически сложившееся долговременное умопостигаемое единство представлений, стереотипов, ценностей отражается в специфическом мироощущении и мировосприятии, т. е. раскрывается как фактор, определяющий свойственную тому или иному культурно-историческому отрезку времени специфику понимания. Вырабатываясь исторически и генетически, понимание с необходимостью входит в духовно-поведенческую специфику личности (социума) и выступает активным фактором регуляции жизнедеятельности человека. Однако до сих пор проблема динамики развития ценностно-смысловой сферы в культурно-историческом процессе изучена в психологии крайне слабо.

Поступила 10.10.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.