€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ: КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ*
Л. Н. Тарасова, профессор кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева,
О. О. Полякова, доцент кафедрыг психологии МГУ им. Н. П. Огарева,
С. И. Соболев, доцент кафедрыг психологии МГУ им. Н. П. Огарева,
s_sobolev81@mail.ru
В статье рассмотрена роль ценностно-смысловых основ взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности, понимания как способа человеческого бытия. Обоснована необходимость анализа влияния типа культуры на особенности понимания.
Ключевыге слова: социальное бытие личности; культурно-исторические условия; ценностно-смысло-
вые аспекты понимания.
В условиях прогрессирующего мировоззренческого кризиса личности, проявляющегося в экзистенциальной рассогласованности системы «человек — мир», и утрате смысложизненных ориентиров, можно считать, что в парадигме гуманитарного знания изучение ценностных основ человеческого бытия представляет собой весьма актуальную проблему научного поиска. В сложившейся ситуации становится понятным, что развитие современных психологических подходов к трактовке личности более невозможно без анализа того, как развиваются и проявляются личностные особенности субъекта жизни в эйдетическом поле взаимодействия «личность — культура — история».
Возрастающий интерес к проблеме влияния культурно-исторических условий бытия личности на организацию структурно-содержательных характеристик ценностно-смысловых основ понимания вызван осознанием того факта, что социальное бытие личности определяется не только и даже не столько материальными, сколько ценностно-смысловыми факторами, без рассмотрения которых в качестве реально действующих сил процесса личностного становления нельзя понять специфику самой личности.
С позиции современной психологической науки личность в социокультурном масштабе образуется в качестве
многомерной смысловой сферы, а именно во встрече специфического культурного пространства наличной социальной действительности и специфики эйдетики оказавшегося в ней человека. Так рождается многообразие представлений, установок, ценностей, ценностных отношений, отражающихся в структурно-содержательном наполнении ценностносмысловой сферы личности и проявляющихся в особенностях понимания личностью социальной действительности.
В современной социальной психологии процесс конструирования социального объекта отражает идею о ценностносмысловой обусловленности процесса взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности.
В соответствии с зародившейся в гуманитарном знании конца XX в. тенденцией понимание трактуется не только как познавательный феномен, одна из важнейших потребностей социального индивида, но и как экзистенциальный, т. е. как способ бытия человека в мире, способ порождения смысла (X. Г. Гада-мер, П. Рикер, В. В. Знаков, С. Л. Рубинштейн и др.). В контексте историко-культурного подхода понимание рассматривается в качестве содержательно более объемной категории, чем познание и индивидуальное мышление. М. Полани в концепции личностного знания отмечает,
* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ (проект № 07-06-23607а/В).
© Тарасова Л. Н., Полякова О. О., Соболев С. И., 2009
№ 1, 2009
что любой ученый, стремясь к самому объективному, беспристрастному, максимально логичному описанию действительности, всегда будет изучать эту действительность в рамках категорий, существующих в данное время и в данном месте.
В философии мы обнаруживаем феномен созерцания, которое также не есть ни знание, ни познание, ни логическое мышление, но есть нечто большее. В отличие от познания, которое раскрывает логику объектов, и от деятельности, которая их изменяет, субъект в акте созерцания особым образом относится к бытию, выражая самого себя, свою «логику», т. е. свою ценность, культуру, ин-тенциональность. Созерцание, субъектом которого создаются идеальные модели отношений действительности, представляет собой способ фиксации смысла как особой субъективной реальности.
В. В. Знаков называет пониманием осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл своих поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как другие понимают его. Это универсальная способность человека, реализующаяся в способах его бытия, всегда «бытийное реагирование» (X. Г. Гадамер). В данном способе субъект реализует себя как духовное и личностное начало, как творец и одновременно продукт своей эпохи. Примерно то же выражено в идее М. М. Бахтина о причастности (участности) психики, мышления, сознания бытию и причастности бытия разумности. По
А. Н. Славской, понимание есть раскрытие смысла, содержащегося в знании для данного субъекта в его историческом контексте, «размещение» знания в когнитивные структуры субъекта. Здесь понимание дополняет интерпретация, включающая в себя оценки, мнения, взгляды субъекта.
В современных психологических исследованиях личностный аспект понимания проявляется, например, в изучении соотношения категорий истины и правды: истина представляет собой категорию теории познания, отражая соответствие наших знаний о мире самому миру, а правда — категорию психологии понимания, это то, что субъект считает истиной, соотнося знание не только с действительностью, но и с нравственными законами современного ему общества (В. В. Знаков, И. А. Романова, Т. Н. Ушакова, В. В. Латынова и др.).
Содержательный аспект понимания относительно обыденного сознания обстоятельно раскрыт в теории социальных представлений С. Московичи, в соответствии с которой любые социальные явления субъект оценивает, соотносит с неким образом-идеалом, т. е. с субъектным отражением той или иной ценности в индивидуальном сознании. Социальное представление, с одной стороны, выступает как фактор, конструирующий реальность индивида и группы, а с другой — формируется исторически в групповом взаимодействии.
Для личности объективный мир всегда выражен через «смысловое измерение» (Г. М. Андреева, Н. И. Леонов, Е. М. Райзман, А. А. Хвостов). Смысловая реальность — это специфическая человеческая реальность, опосредующая взаимодействие человека с действительностью. Понимание смысла как категории отношения предполагает в том числе понимание самого отношения как смысла и как социальной действительности (Г. В. Акопов, А. В. Брушлинский,
В. П. Зинченко).
Выделение «смыслового взаимодействия» личности и социального мира позволяет обнаружить роль ценностей как смысловых образований в генезисе личности, в познании социальной реальности, а также в процессе ценностного регулирования социального поведения (А. Г. Асмолов, А. А. Ивин, Д. А. Леонтьев). Являясь продуктом жизнедея-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, их функция — обеспечивать активно-действенное состояние человека, т. е. такое, в котором он сам выступает автором своей жизни, определяя свое отношение к миру через иерархическую соподчиненность ценностей.
Таким образом, в рамках социальнопсихологического направления исследования рассматриваемой проблемы большое внимание следует уделить роли ценностно-смысловых основ понимания, без учета которых анализ его социально-психологических особенностей остается не более чем абстрактной предпосылкой раскрытия психологических механизмов понимания человека человеком (К. А. Абульханова, В. В. Знаков,
С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.). При этом возникает проблема анализа взаимодействия и влияния типа культуры на особенности понимания. Способность личности ценностно-мировоззренчески понимать действительность обеспечивается не только особенностями сознания, но и экзистенциальностью, выражающейся в непосредственном способе жизни личности, способе ее приобщения к пространству наличной культуры. Этот процесс приобщения проявляется в структурно-содержательных особенностях ценностно-смысловых аспектов понимания.
С другой стороны, ценности и смыслы, будучи принадлежностью сознания конкретного человека, не существуют вне сознания общественного, всегда вписываются в рамки конкретной социокультурной среды, которая, в свою очередь, является результатом длительного культурно-исторического процесса. Человек оценивает мир «в тех координатах»; в содержании и структуре ценностносмысловых основ понимания, в структуре личности при переходе от одной куль-
туры к другой он имеет качественные отличия, которые, однако, в социальной психологии исследованы крайне слабо. В то же время становится все более очевидным, что проблему понимания личностью социальной реальности невозможно изучать вне исследования развития ценностно-смысловой сферы в русле культурно-исторического процесса.
Выявление ценностно-смысловых особенностей понимания, анализ специфики социально-психологических аспектов формирования ценностно-смысловой основы понимания в различные культурно-исторические периоды, их роль и значение в содержании и структуре современного общественного и индивидуального сознания — вот важные проблемы психологических исследований.
Проявляясь в характерных особенностях понимания, поле культуры опосредует структурные и содержательные особенности ценностно-смысловой сферы личности, которая индивидуально и уникально обусловливает характерные черты становления и жизненного пути личности в конкретной социокультурной среде. Культура как исторически сложившееся долговременное умопостигаемое единство представлений, стереотипов, ценностей отражается в специфическом мироощущении и мировосприятии, т. е. раскрывается как фактор, определяющий свойственную тому или иному культурно-историческому отрезку времени специфику понимания. Вырабатываясь исторически и генетически, понимание с необходимостью входит в духовно-поведенческую специфику личности (социума) и выступает активным фактором регуляции жизнедеятельности человека. Однако до сих пор проблема динамики развития ценностно-смысловой сферы в культурно-историческом процессе изучена в психологии крайне слабо.
Поступила 10.10.08.