Научная статья на тему 'Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств'

Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ / ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / SPHERE OF PERSONALITY'S VALUES AND MEANINGS / STRUCTURE OF SPHERE OF PERSONALITY'S VALUES AND MEANINGS / DIAGNOSTIC TECHNIQUES OF SPHERE OF PERSONALITY'S VALUES AND MEANINGS / HIERARCHY OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близнецова Октябрина Ивановна, Шапенкова Ирина Петровна

Рассмотрены существующие методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, приведены результаты исследования иерархии ценностей учащихся школы искусств и общеобразовательной школы; показана противоречивость полученных данных; представлен первоначальный вариант методики изучения ценностно-смысловой сферы личности на основе выдвинутой гипотезы об ее уровневой структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors have considered the existing diagnostics techniques for determining the sphere of personality's values and meanings. The article provides the results of a research where the hierarchy of values of students of a fine arts school and a comprehensive one have been studied, and the authors show contradictoriness of the research results. The article also provides the initial variant of methodology for studying the sphere of personality's values and meanings based on the suggested hypothesis of its level structure.

Текст научной работы на тему «Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 329 Декабрь 2009

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.77

О.И. Близнецова, И.П. Шапенкова

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Рассмотрены существующие методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, приведены результаты исследования иерархии ценностей учащихся школы искусств и общеобразовательной школы; показана противоречивость полученных данных; представлен первоначальный вариант методики изучения ценностно-смысловой сферы личности на основе выдвинутой гипотезы об ее уровневой структуре.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера; иерархия ценностей; структура ценностно-смысловой сферы; диагностика ценностно-смысловой сферы личности.

В условиях модернизации современных образовательных систем все большее значение приобретает проблема формирования активной саморазвивающейся личности учащихся учреждений дополнительного образования, в частности детских музыкальных, художественных, хореографических школ, школ искусств. Целью дополнительного образования является формирование у воспитанника в совместной деятельности со взрослым и сверстниками такой картины мира, которая обеспечивала бы их ориентацию в ситуации неопределенности, когда общечеловеческие нравственные нормы и духовные ценности утрачивают свою значимость, и стимулировала бы процессы личностного саморазвития. В школе искусств, где созданы условия для самовыражения и самореализации личности, ребенок творчески осуществляет себя в разных ролях, активно присваивает культурные ценности, ищет жизненный смысл.

Развитие и совершенствование ценностно-смысловой сферы как центрального звена в структуре внутреннего мира личности многие психологи считают главной задачей воспитания (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая и др.). Согласно нормативной документации школы искусств целью данного учреждения является формирование творческой, всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации. Однако личный опыт работы в качестве преподавателя хоровых дисциплин позволяет утверждать, что в содержании работы школы необходимость формирования ценностно-смысловой сферы не находит отражения: основной задачей учреждения является развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.), т.е. качеств, характеризующих «внешнюю оболочку» личности [1. С. 29]. При этом в обучении доминирует внешняя мотивация учащихся -участие и победа в конкурсах, выставках, возможность выступления на большой сцене и т.п. В содержании работы уделяется внимание формированию отдельных видов ценностей (патриотизма, нравственности), однако при этом рассматриваются лишь средства их формирования и особенности организации образовательной среды, но не исследуется природа, структура, содержательные характеристики, уровни развития ценностей.

Такая тенденция характерна и для других учреждений дополнительного образования. Она обусловлена, прежде всего, недостаточной разработанностью про-

блемы в теории - при обилии публикаций по результатам исследований существуют трудности в определении и дифференциации понятий, а также обосновании структурных компонентов, характеризующих ценностносмысловую сферу личности. Д.А. Леонтьев, отмечая необходимость различения «объективного значения какого-либо явления и его значения для субъекта» - «личностного смысла», предупреждает об ошибочности понимания ценностей как порождений сознания, т.к. они не вполне соответствуют реально значимым ценностям. По мнению автора, понятия «ценностные представления» и «ценности» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. Все отраженные в науке представления о формах существования ценностей могут быть выражены в общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве; в предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; в мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Переходы ценностей из одной формы в другую Д. А. Леонтьев представляет следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью в качестве «моделей должного» и начинают побуждать ее к активности, далее происходит процесс их предметного воплощения, который, в свою очередь, становится основой общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали [2. С. 51].

В последние годы значительно возрос интерес ученых к проблеме смысла жизни как одной из актуальных, решаемой на путях синтеза религиозного, философского, научного и художественного познания. Первоначально понятие «личностный смысл» в научном знании было рассмотрено в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, которые, исследуя структуру человеческой деятельности, осуществили «выход за пределы сознания». А.Н. Леонтьев показал, что смыслы являются результатом отражения субъектом отношений, существующих между ним и предметами его действий; отношение мотива к цели порождает личностный смысл, т. е., возникая в деятельности, смыслы становятся единицами человеческого сознания.

Вслед за А. Н. Леонтьевым к проблеме смысла обращались многие отечественные психологи, отмечая её сложность в силу неоднозначной дифференциации понятий «смысл», «ценность», «значение», «мотив». Д. А. Леонтьев понимает смысл как субъективную значимость объектов и явлений действительности, которая проявляется в их эмоциональной окраске и в понимании субъектом их роли и места в собственной жизнедеятельности, удовлетворении определенных потребностей, в реализации тех или иных ценностей. Решая проблему динамики смыслов, Д.А. Леонтьев выделяет процессы смыслообразования, смыслоосознания, смыс-лостроительства [3. С. 252].

Понятие «личностный смысл» в контексте проблемы воспитания личности рассматривает А.Г. Асмолов, по мнению которого в личностных смыслах действительность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, предметных и социальных норм. Личностные смыслы и выражающие их в поведении личности смысловые установки, - отмечает А.Г. Асмолов, -являются психологическим объектом воспитания. Такое понимание психологического объекта воспитания «позволяет не только отчетливо осознать различие между обучением и воспитанием, но и охарактеризовать основные черты методических принципов, посредством которых можно наиболее эффективно оказывать психологическую поддержку личности» [4. С. 138].

Обращаясь к вопросу о формировании ценностносмысловой сферы в онтогенезе, ряд авторов отмечают, что механизмом становления личностных ценностей является интериоризация личностью социальных ценностей. Известно, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность, однако не все ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом, реально становятся таковыми. Для этого необходимо практическое включение субъекта в деятельность, направленную на реализацию ценности.

Как следует из анализа основных направлений решения проблемы определения понятий, характеризующих ценностно-смысловую сферу личности, в ней обнаруживается множество «белых пятен», одно из которых - вопрос о ее структуре или компонентном содержании. Анализ теоретических позиций, представленных выше, послужил основанием для гипотетического определения ряда компонентов, составляющих ценностно-смысловую сферу личности, где понятие ценности является базовым: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы.

Ценности-знания, или «знаемые» ценности, которые отражены в сознании в виде представлений, образов, знаний о содержании различных ценностей, однако не определяют характера жизнедеятельности человека, особенностей его личности; например: «милосердие -главная человеческая добродетель» или «искусство -источник эстетического наслаждения».

Ценности-мотивы, которые, будучи осознанными, осмысленными, «принятыми» личностью становятся побудителями ее активности, составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер ее отношения к миру, например: «милосердие необходимо для того, чтобы иметь возможность рассчитывать на

ответную помощь и поддержку» или «хочу быть эстетически развитым человеком».

Ценности-цели, которые лежат в основе реального осуществления деятельности, реальных поступков личности и обеспечивают возможность действовать в направлении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия, например: «я всегда готов помогать другим, приносить людям радость» или «я всегда нахожу время для посещения выставок, концертов, спектаклей».

Ценности-смыслы, в которых отражена личностная значимость мира для человека, когда знание о существовании его как ценности превращается в «пристрастное» отношение к нему, это - «смысложизненные ориентации» личности в единстве жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией, например: «для меня немыслимо остаться в стороне рядом с чужой бедой» или «искусство - вся моя жизнь, моя будущая профессия».

Изучение механизмов формирования ценностносмысловой сферы личности ставит перед исследователями проблему выбора адекватных методов ее диагностики, которая давно заявлена в психологии как достаточно сложная. Средством определения глубоких личностных образований, как правило, служит задача прямого ранжирования ряда ценностей (Б.С. Круглов, Д. А. Леонтьев), что создает, с одной стороны, проблему влияния социальных ожиданий, с другой - трудности работы личности с далеко не всегда осознаваемым содержанием.

Пилотажное исследование, проведенное нами с целью выявления доминирующих ценностей учащихся общеобразовательных школ и школы искусств города Нижневартовска, обнаружило противоречивость результатов, полученных с использованием ряда известных в психологии методов исследования ценностносмысловой сферы: вербального фрустрационного теста (Л.Н. Собчик) [5. С. 290-301], экспресс-методики «Доминанта» (В. Ясвин и С. Дерябо) [6. С. 289-293], методики «Ценностные ориентации» Е.Б. Фанталовой (модифицированный вариант методики М. Рокича) [7. С. 25-26], а также теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [7. С. 11-16]. Сравнительный анализ результатов по названным методикам обнаружил их противоречивость, выраженную, в частности, в том, что одна и та же ценность в иерархии одной и той же группы респондентов занимает разные места по разным методикам, тогда как цель исследования состоит в выявлении этой иерархии. Например, ценность «материальное благо» согласно результатам вербального фрустрационного теста занимает одно из первых мест, а по результатам экспресс-методики «Доминанта» -предпоследнее. Ценность «Здоровье» имеет низший балл по результатам вербального фрустрационного теста, а согласно методике Е. Б. Фанталовой - наивысший по общеобразовательной школе и один из высших - по школе искусств. Ценности искусства являются для учащихся школы искусств доминирующими по результатам методики «Доминанта», а в иерархии по методике Е. Б. Фанталовой занимают низшую позицию и т. д. Принципиальных различий не выявлено и в системе жизненных смыслов учащихся общеобразовательной школы и школы искусств по тесту смысло-

жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Сравнительный анализ результатов показал, что все исследуемые категории жизненных смыслов представлены в достаточной мере, в пределах 10-17 баллов1. Вероятно, средние показатели нивелируют эти различия, хотя в реальной жизни они очевидны.

Обнаруженные факты свидетельствуют о необходимости разработки методов исследования не только содержательных характеристик ценностей и их иерархии, но и некоторых динамических характеристик, а также их индивидуальных особенностей. В соответствии с представленной выше структурой ценностносмысловой сферой личности разработана анкета-опросник, позволяющая выявить выраженность её структурных компонентов. Для диагностики мы выделили 12 ценностей, приоритетных в юношеской среде: активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, красота природы, материально-обеспеченная жизнь, познание, наличие верных друзей, искусство, счастливая семейная жизнь, признание общества, творчество, свобода поступков и суждений. Каждая из ценностей представлена в анкете-опроснике в виде высказываний, характеризующих её как: А) ценность-знание, Б) ценность-мотив, В) ценность-цель, Г) ценность-смысл. Респонденту рекомендовалось сделать выбор среди представленных высказываний, и, если предлагаемые варианты не соответствуют его представлениям о данной ценности, высказать свое мнение. Предлагались 12 блоков суждений по 5 суждений в каждом (среди них 1 суждение можно было завершить). Например (приводится одна из 12 ценностей):

8. Искусство:

- искусство - источник эстетического наслаждения;

- искусство входит в сферу моих интересов, т.к. хочу быть эстетически развитым человеком;

- искусство влечет меня, я всегда нахожу время для посещения выставок, концертов, спектаклей;

- искусство - вся моя жизнь, моя будущая профессия;

- искусство...

Испытуемые фиксировали выборы в бланке под порядковыми номерами представленных для диагностики ценностей: например: 1.В), 4.А) или 10. Д). ...Информация с бланков заносилась в таблицу и подсчитывалось общее количество выборов испытуемыми каждой ценности по структурным компонентам. В результате выявлялась иерархия ценностей испытуемого и доминирующие ценности по каждому блоку.

В исследовании принимали участие 85 учащихся средней общеобразовательной школы (10-11-е классы) и 85 учащихся школы искусств (14-16 лет, художественное, музыкальное и хореографическое отделение). Были получены следующие результаты. Количественные показатели выборов по компоненту ценности-знания колеблются от 6 до 36. В общеобразовательной школе наивысший балл (36) у ценности «активная деятельная жизнь», затем «наличие верных друзей» (26), «признание общества» (24). Отрицательные баллы интерпретированы нами как показатель непринятия ценности (ее несформированности): «интересная работа» (-6), «активная деятельная жизнь», «красота природы» и «здоровье» (-3), «счастливая семья» (-2), «искусство» и «познание» (-1). Средний балл по количеству

выборов ценностей-знаний - 19,4. В школе искусств наивысший балл у ценности «интересная работа» (34), «здоровье» (33), «красота природы» (32). Отрицательные баллы у ценностей: «общественное признание» (-5), «красота природы» (-4), «наличие верных друзей» (-2), «материальные блага» и «искусство» (-1), средний балл ценностей-знаний в школе искусств - 24. Таким образом, ценности-знания имеют более высокий показатель среди учащихся школы искусств.

Анализ выборов по компоненту ценности-мотивы колеблются от 17 до 39. В общеобразовательной школе доминируют «здоровье» (39), «творчество» (34), «интересная работа» (32). Средний балл ценностей-мотивов в общеобразовательной школе 29. В школе искусств доминирующими среди ценностей-мотивов являются: «наличие верных друзей» (36), «творчество» (34) и «познание» (31), средний балл представленности ценностей-мотивов в школе искусств - 25,6. Это свидетельствует о большей выраженности ценностей-мотивов у учащихся общеобразовательной школы.

Анализ выборов по компоненту ценности-цели по предъявленным ценностям колеблется от 5 до 43. В общеобразовательной школе являются приоритетными «признание общества» (30), «здоровье» и «красота природы» (28). Средний балл по количеству выборов ценностей-целей - 22,9. В школе искусств доминирующими среди ценностей-целей являются «общественное признание» (43) и «активная деятельная жизнь» (34), «счастливая семейная жизнь» и «материальные блага» (27). Средний балл ценностей-целей в школе искусств

- 20,5, что так же свидетельствует о большей значимости этого компонента ценностно-смысловой сферы среди учащихся общеобразовательной школы.

Количество выборов по ценностям-смыслам находится в пределах от 3 до 31. В общеобразовательной школе наивысший балл (18) принадлежит ценностям «свобода поступков и суждений» и «наличие верных друзей». Средний балл по количеству выборов ценностей-смыслов - 12,5. В школе искусств доминирующей среди ценностей-смыслов является «искусство» (31), далее «свобода поступков и суждений» (28). Средний балл - 18,6. Таким образом, по ценностям-смыслам более высокий показатель у учащихся школы искусств.

Анализ результатов послужил основанием для следующих выводов: выявлены различия в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сферы личности у учащихся школы искусств и общеобразовательной школы. Как наглядно отображает диаграмма, в структуре ценностно-смысловой сферы личности учащихся средней школы превалируют мотивационные компоненты (более трети - 35%), высок процент развития ценностей-целей (27%) что, вероятно, связано с принципами концепции модернизации образования - создание позитивной мотивации учения и всех видов деятельности, формирование навыков целе-полагания. В то же время малая доля приходится на смысловые компоненты в структуре личности (всего 15%). Соотношение структурных компонентов ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств представлено почти в равных долях, при этом доля ценностей-смыслов больше, нежели среди учащихся средней школы.

Таким образом, предварительные данные позволяют считать, что предлагаемая нами методика диагно-стична в плане установления иерархии ценностей, а также определения их содержательных характеристик. Её исполнение в виде анкеты-опросника является приемлемым и менее трудоемким для респондентов в условиях и общего среднего и дополнительного образования в связи с недостатком свободного времени и

чрезмерной загруженностью учащихся. Безусловно, для большей объективности диагностики ценностносмысловой сферы личности учащихся необходим глубокий анализ факторов, обусловливающих различия в количественных показателях в среднем и дополнительном образовании, а также применение данной методики в комплексе с другими методами исследования ценностно-смысловой сферы.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 При интерпретации результатов необходимо обратить внимание, что чем меньше количественный показатель, тем больший вес имеет эта категория в системе жизненных смыслов, и наоборот: 3-9 баллов - доминирующие смыслы, 10-17 - достаточно представленные, 18-24 -слабо представленные категории жизненных смыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., 1997.

2. Леонтьев Д.А. Ценности и ценностные представления // Психологическое обозрение. 1998. № 1.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа структура и динамика смысловой реальности. М., 1999.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002.

5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003.

6. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.

7. Психологические основы педагогической практики студентов: Учеб. пособие / Ред. А.С. Чернышева. М., 2000.

8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.