Научная статья на тему 'Исследование ценностносмысловой сферы в юношеском возрасте'

Исследование ценностносмысловой сферы в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1117
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / VALUE-SENSE SPHERE / ADOLESCENCE / PSYCHOLOGICAL FORMATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Т. В.

В статье предлагается ретроспективный анализ ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте: ее иерархия, структура, компоненты. Юношеский возраст рассматривается как сензитивный для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VALUE-SEMANTIC SPHERE IN ADOLESCENCE

The article offers a retrospective analysis of value-semantic sphere of personality in adolescence: its hierarchy, structure, components. Adolescence is considered as a sensitive age for formation of orientations for values and meaningfulness as a personality's stable traits.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностносмысловой сферы в юношеском возрасте»

Раздел 2

ПСИХОЛОГИЯ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 159.922.74

Karpushkina TV. STUDY OF VALUE-SEMANTIC SPHERE IN ADOLESCENCE. The article offers a retrospective analysis of value-semantic sphere of personality in adolescence: its hierarchy, structure, components. Adolescence is considered as a sensitive age for formation of orientations for values and meaningfulness as a personality's stable traits.

Key words: value-sense sphere, adolescence, psychological formations.

Т.В. Карпушкина, аспирант каф. социальной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Одинцово, E-mail: odin72@inbox.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье предлагается ретроспективный анализ ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте: ее иерархия, структура, компоненты. Юношеский возраст рассматривается как сензитивный для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, юношеский возраст, психологические новообразования.

Ценностно-смысловая сфера личности является одним из важнейших компонентов в структуре личности. Для описания ценностно-смысловой сферы часто используются такие синонимы, как «ценностные ориентации» (М. Рокич, М.С. Яницкий), «смысложизненные ориентации», «мотивационно-смысловая сфера», «смысловая сфера личности», «смысловые системы», «смысловые образования» (А.Г. Асмолов), «личностные смыслы» (А.Н. Леонтьев), «обобщенные смысловые образования» (Б.С. Братусь), «смысловое поле» (Г.В. Биренбаум, Б.В. Зейгар-ник) и др.

Смыслы, наряду с ценностями, являются одними из основных составляющих ценностно-смысловой сферы человека. Так, Г. П. Щедровицкий определяет смысл как элемент системы деятельности, который может быть задан только через организацию соответствующей системы деятельности, системы акта коммуникаций, включающей в себя: действия первого индивида в конкретной «практической» ситуации; целевую установку, делающую необходимой передачу определенного сообщения второму индивиду; осмысление ситуации с точки зрения этой целевой установки и построение соответствующего высказывания-сообщения-текста; передачу текста-сообщения второму индивиду; понимание текста-сообщения вторым индивидом и воссоздание на основе этого некоторой ситуации возможного дей-ствования; действия в воссоздаваемой ситуации, соответствующие исходным целевым установкам второго индивида и содержанию полученного им сообщения» [1].

Будущее, по М.М. Бахтину, есть преимущественно смысловая категория; «осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом» [2].

«Понятие смысла пришло в психологию из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывавшихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания», -пишет Д.А. Леонтьев [3].

В отечественной психологии мы обнаруживаем понятие смысла в работах Л.С. Выготского, начиная с 30-х годов ХХ века. «Сознание в целом имеет смысловое строение. Мы судим о со-

знании в зависимости от смыслового строения сознания, ибо смысл, строение сознания — отношение к внешнему миру... Смыслообразующая деятельность значений приводит к определенному смысловому строению самого сознания» [4].

Понятие личностного смысла, в отечественной психологии, введено А.Н. Леонтьевым еще в 40-е годы XX века. «Смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения». «Смысл в нашем понимании есть всегда смысл чего-то и для кого-то — смысл определенных воздействий, фактов, явлений объективной действительности для конкретного, живущего в этой действительности субъекта». Понятие «смысла деятельности» также впервые в отечественной психологии мы находим у А.Н. Леонтьева. «Смысл принадлежит не предмету, а деятельности. Лишь в деятельности предмет выступает как смысл». «Предмет действия, — пишет А.Н. Леонтьев, — выступает для субъекта всегда в определенном отношении к мотиву... Это сознаваемое отношение предмета действия к его мотиву и есть смысл действия; форма переживания (сознава-ния) смысла действия есть сознание его цели». «Изменение смысла действия есть всегда изменение его мотивации» [5]. В качестве одной из основных черт смысла А.Н. Леонтьев отмечает его неустойчивость, подверженность изменениям.

Понятие «личностный смысл» рассматривал А.Г. Асмолов, по мнению которого в личностных смыслах действительность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, мотивов, целей и обладает свойствами осознанности, относительной устойчивости, положительной окрашенностью, реализуются в действиях и поведении [6].

В работах Л.С. Выготского (1982), С.Л. Рубинштейна (1976), А.Н. Леонтьева (1975) и др., рассматриваются также функциональные возможности ценностей - и отмечается их роль в регуляции жизнедеятельности.

Ценность, по мнению С.Л. Рубинштейна, это идея, идеал, который задает направленность внутренней и внешней активности человека. Через смысловой анализ поведения можно оп-

ределить то, «что для человека значимо, как происходит изменение акцентов, переоценка ценностей - всего, что составляет историю духовной жизни человека».

Д.А. Леонтьев понимает личностные ценности как центральную структуру смысловой сферы личности, являющуюся источником смыслообразования. Автор выделяет в схеме функциональных взаимосвязей смысловых структур личностные ценности, обладающие «трансситуативным и наддеятельностным» характером» как «высший (иерархический) уровень систем смысловой регуляции..., выступающих смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам» [3].

Понятие «личностный смысл» в контексте проблемы воспитания личности рассматривает А.Г. Асмолов, по мнению которого в личностных смыслах действительность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, мотивов, целей и обладает свойствами осознанности, относительной устойчивости, положительной окрашенностью, реализуются в действиях и поведении [7].

С позиций А.Н. Леонтьева, (1975) понятие «ценность» включает в себя два аспекта - значение и личностный смысл.

С позиции Б.С. Братуся ценности и смыслы динамично взаимосвязаны между собой и определяют отношение человека к жизни, его нравственную позицию. По его мнению, «ценности

- это, осознанные и принятые человеком, общие смыслы его жизни. Они являются основными образующими его личности, непосредственно определяют главные и, относительно, постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе. Определяют единство и само-тождество личности, ее стержень, ее мораль». Смысл представляется «единицей», «живой клеточкой» личности, смысл - это то, ради чего совершается жизнедеятельность человека. Смысл, как отмечает Братусь, является образующим ценности, т.е., обобщенные «кристаллизированные» смыслы образуют ценности человека.

Погорская В.А. пишет: «...ценностно-смысловая сфера личности представляет собой функциональное единство, хотя значимость каждой ценности и смысла индивидуальна, уникальна и формируется на основании набора ценностей, принадлежащих обществу, в зависимости от уровня субъективного благополучия, эмоционального комфорта или дискомфорта переживаемого личностью.» [8].

Ценности, смыслы и мотивы всегда связаны со значимостью, с тем, что для человека важно и ценно в жизни.

И.П. Шапенкова, при рассмотрении структуры ценностносмысловой сферы личности выделяет следующие компоненты: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы. Выделенные компоненты рассматриваются автором, «не только как структурные составляющие ценностно-смысловой сферы личности, но и как стадии интериоризации ценностей индивидом, т.е. вначале возникает представление о чем-либо, оно трансформируется в знание, понятие, принимается человеком, побуждает его активность, становится целью его стремлений, в итоге становится для человека смыслом жизни» [9].

Ценностно-смысловая сфера личности как психическое новообразование заявляет о себе в юношеском возрасте и проявляется в способности определять жизненные цели, осознавать смысл собственного существования.

В юношеском возрасте происходит не только расширение диапазона ценностей и смыслов, но и их осознание, иерар-хизация, структурирование (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.И. Сло-бодчиков).

Библиографический список

По мнению Б.И. Додонова, «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки - рациональной или эмоциональной)» [10]. Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним субъекта деятельности создают условия для принятия ценностей

Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает также наличие волевого акта, - А.В. Серый [11].

Также важную роль в процессе присвоения ценностей играет идентификация, т.е. отождествление себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, и включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.

Юношеский возраст отличается рядом особенностей, которые оказывают влияние не эволюцию системы ценностей. В этом отношении наиболее важным событием данного возраста является необходимость участия в жизни общества. Это означает, что действия молодого человека должны сообразовываться с ценностными ориентациями коллектива. Однако здесь возникает определенная трудность, поскольку система ценностей в юношеском возрасте еще не оформилась окончательно. Из-за продолжающего формирования мировоззрения, ценностных ориентаций и установок молодые люди оказываются уязвимыми для различных стрессогенных факторов.

А.В. Серый отмечается, что «юношеский возраст сензити-вен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей» [11].

Социальная активность в юношеском возрасте продолжает реализовываться в общении. Причем общение, подразумевает обмен информацией по важным личным для собеседников вопросам. В процессе общения выясняется оценка собеседником обсуждаемой проблемы, и в зависимости от значимости собеседника принимается или отвергается его мнение по данной проблеме. В процессе общения со значимыми людьми или группой, присваивается ее взгляд на данный важный вопрос. Подтверждение присвоенного мнения в ходе общения с другими значимыми, влияет на вектор развития ценностей и смыслов. «Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего Я и формированию личностных смыслов». [11] Однако, как отмечает В.Г. Асеев, доминирующим является не какой-то отдельно взятый идеал, а обобщенный образ, синтезирующий в себе положительные черты и качества идеальной личности [12].

«Умение определить свои цели, найти свое место в жизни -важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте», - А.В. Серый [11].

Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18 - 23 года, в этот период большинство юношей и девушек сталкиваются с проблемой профессионального выбора.

1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995.

2. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 - 1985. - М., 1986.

3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1982. - Т. 1.

5. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М., 1994.

6. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., 2007.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2002.

8. Погорская, В.А. Содержание ценностно-смысловой сферы личности студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 2(5).

9. Близнецова, О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О.И. Близнецова, И.П. Шапенкова // Вестник НГГУ. - 2009. - № 3.

10. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

11. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие / А.В. Серый М.С. Яницкий. - Кемерово, 1999.

12. Асеев, В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989.

Bibliography

1. Thedrovickiyj G.P. Izbrannihe trudih. - M., 1995.

2. Bakhtin, M.M. K filosofii postupka // Filosofiya i sociologiya nauki i tekhniki. Ezhegodnik 1984 - 1985. - M., 1986.

3. Leontjev, D.A. Psikhologiya smihsla: priroda, stroenie i dinamika smihslovoyj realjnosti. - M., 2003.

4. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 t. - M., 1982. - T. 1.

5. Leontjev, A.N. Filosofiya psikhologii: iz nauchnogo naslediya / pod red. A.A. Leontjeva, D.A. Leontjeva. - M., 1994.

6. Asmolov, A.G. Psikhologiya lichnosti: kuljturno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. - M., 2007.

7. Asmolov, A.G. Psikhologiya lichnosti: principih obthepsikhologicheskogo analiza. - M., 2002.

8. Pogorskaya, V.A. Soderzhanie cennostno-smihslovoyj sferih lichnosti studentov v zavisimosti ot urovnya subjhektivnogo blagopoluchiya // Vektor nauki TGU. - 2011. - № 2(5).

9. Bliznecova, O.I. Cennostno-smihslovaya sfera lichnosti studentov kak celj vospitaniya / O.I. Bliznecova, I.P. Shapenkova // Vestnik NGGU. -2009. - № 3.

10. Dodonov, B.I. Ehmociya kak cennostj. - M., 1978.

11. Serihyj, A.V. Cennostno-smihslovaya sfera lichnosti: ucheb. posobie / A.V. Serihyj M.S. Yanickiyj. - Kemerovo, 1999.

12. Aseev, V.G. Vozrastnaya psikhologiya. - Irkutsk, 1989.

Статья поступила в редакцию 24.01.11

УДК 159.922.74

Halidov ММ. FACILITATIVE PEDAGOGICAL COMMUNICATION AS A CONDITION OF THE FORMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article describes the basic features of pedagogical communication in the structure of education and the problem of optimizing teachers communication in elementary school, as well as reveals the psychological basics of facilitative teacher's communication and its role in the training activities and the development of personality among elementary schoolchildren.

Key words: pedagogical communication, elementary school student, facilitation, training activity.

М.М. Халидов, канд. психол. наук, доц., соискатель ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический

университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, E-mail: habib1958@mail.ru

ФАСИЛИТИРУЮЩЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются сущностные особенности педагогического общения в структуре обучения и проблема оптимизации педагогического общения в начальной школе, а также выявляется психологическая сущность фасилитирующего педагогического общения и его роль в формировании учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.

Ключевые слова: педагогическое общение, младший школьник, фасилитация, учебная деятельность.

Понятие «учебная деятельность» в отечественной педагогической психологии рассматривается в двух аспектах: первый

- это синоним понятий «научение», «учение»; второй аспект, в более узком смысле, рассматривается как ведущий тип деятельности младшего школьника. В процессе обучения, когда происходит овладение учебной деятельностью, происходит и овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) многих поколений людей. Возникающее у ребенка отношение к действительности связано с формированием теоретического мышления, рефлексии, анализа, планирования, которые и являются психологическими новообразованиями младшего школьника.

Согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам учащийся.

В психолого-педагогических исследованиях раскрыты сущность и особенности учебной деятельности младших школьников, а в частности: особенности развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер; изучены средства формирования учебной деятельности; исследована роль теоретического мышления; изучен процесс самопознания.

В исследованиях учебной деятельности младшего школьника и проблем ее формирования показана позитивная роль общения и сотрудничества детей между собой в становлении различных компонентов учебной деятельности (Рубцов В.В., Соро-коумова Е.А., Цукерман Г.А., и др.), рефлективности и субъективности в целом (Давыдов В.В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я., Обухова Л.Ф., Слободчиков В.И. и др.).

Отмечена также важная роль позитивного педагогического общения в развитии познавательной мотивации младших школьников (Амонашвили Ш.А., Балл Г.А., Коломенский Я.Л., Марко-

ва А.К., Матохина М.В., Панько Е.А., Сорокина Т.М., Сорокоумо-ва Е.А., Фрумкин М.Л., Эльконин Д.Б. и др.).

Во многих исследованиях указано на связь характера общения учителя и его отношение к обучаемым: с эмоциями и эмоциональными состояниями младших школьников, его влияние на продуктивность деятельности детей (Запорожец А.В., Дубровина И.В., Сорокина Т.М., Прохоров А.О. и др.), рассмотрены личность учителя начальной школы и его педагогическое воздействие как факторы формирования тревоги в учебной деятельности (Вотчина И.С., Захарова А.И., Лукасик А.В., Прихожан А.М. и др.).

Авторы подчеркивали роль педагогического общения, как фактора психологической оптимизации учебной деятельности и отношений между педагогом и участниками внутри ученического коллектива (А.А. Леонтьев), как основы эффективной профессиональной деятельности (Кашапов М.М., Реан А.А.); как фактора обеспечивающего фасилитацию учения, совместного личностного роста и развития взрослого и ребенка (Амонашви-ли Ш.А., Рождерс К., Фрейберг Д., Орлов А.Б.), как средства решения учебных задач; способа организации взаимоотношений педагога и детей, обуславливающих успешность обучения и воспитания и становления его самопонимания (Лисина М.И., Сорокоумова Е.А., Сластенин В.А. и др.).

Развитие личности происходит не во всякой деятельности, а только в той, которая насыщена элементами творчества, вызывает у человека интерес, эмоциональный подъем, имеет личностный смысл для индивида (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Анциферова Л.И., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.); не всякая учебная деятельность, а только целенаправленно формируемая и осуществляемая при постоянном активном участии в ней самого ученика как субъекта этой деятельности оказывает влияние на психическое (умственное и нравственное) развитие школьника (Божович Л.И., Давыдов В.В., Маркова А.К. и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.