Научная статья на тему 'Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте'

Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3256
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейникова Анна Васильевна

Статья посвящена проблеме личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, по мнению автора статьи, актуально и необходимо исследование ценностно-смысловых ориентаций в указанный возрастной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте»

его социальную неустроенность, вместе с тем, разворачивается во внутреннем мире чаще всего как дезорганизация мотивационно-смысловых опор, устоев личности, личностной аномии, когда ценности, которые транслируются извне в качестве приоритетных, не разделяются «изнутри» и даже, более того, выступают как антагонисты, побуждающие к альтернативным реакциям. Отсюда понятно, что ключ к успеху в заявленной проблеме лежит в области постепенного и кропотливого согласования ценностно-смысловых начал воспитанников и взрослых, воспитанников и социокультурной среды школы-интерната, воспитанников и содержательных аспектов учебно-воспитательной работы в целом.

С другой стороны, большая часть воспитанников не обнаруживает склонности к саморефлексии и, соответственно, не могут сколько-нибудь отчетливо осуществлять мониторинг происходящих в них изменений. Перед их мысленным представлением их собственная личность статична, слабо раскрывается во времени. Констатация изменений возможна лишь в случае постановки перед самим собой актуальных задач и их последовательная реализация. Однако эти мысленные «пробы будущего», разумеется, должны быть достаточно реалистичны, потенциально осуществимы. Тогда только они могут выступить реальными стимуляторами и регуляторами деятельности. Неразвитость механизмов смыслопорождения, непроявленность волевого импульса для актуализации целей развития неизбежно приводит к невозможности планирования и осуществления будущего и, соответственно, саморегулируемого настоящего.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Прометей. 1992. 528 с.

2. Методологическая сфера образования: современные научные подходы / под ред. проф. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д.: Изд-во «Булат», 2007. 440 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак-тов университетов. М.: Академия, 2003

4. Сергодеева Е.А. Идеи феноменологической философии в теории и практике современного образования // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. № 35. С. 25-32.

А.В. Олейникова

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Юношеский возраст является одним из критических моментов в психологическом развитии, и накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу личности. Одновременно он является и одним из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни. Современные юноши и девушки находятся в поиске смысла жизни. Подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте была, есть и будет актуальной всегда, так как, во-первых, однозначной трактовки понятия смысла жизни нет; во-вторых, постоянно происходят изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, а это, в свою очередь, влечет за собой изменения в ценностных ориентациях и поступках молодых людей. Вопрос о молодежи всегда стоял остро, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностно-смысловых ориентаций в указанный возрастной период. Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, Р. Бернс, К. Левин, Ш. Бюлер и др.

В условиях современной российской действительности наблюдаются изменения в ценностно-смысловой сфере личности у представителей юношеского возраста. Это определяет следующие задачи, которые решаются при рассмотрении мной этой проблемы. Во-первых, на основе анализа зарубежной и отечественной литературы можно изучать проблему формирования ценностно -смысловых ориентаций в юношеском возрасте. Во-вторых, выявлять психологические особенности саморегуляции поведения в ценностно-смысловой сфере. И, в-третьих, проводить анализ исследований в ценностно-смысловой сфере личности в современной психологии.

Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. Только в ранней юности мы можем открыть свой внутренний мир. И здесь важную роль играет самооценка. Ей отводится ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Без самооценки трудно, и даже невозможно самоопределиться в жизни. Правильная самооценка поддерживает достоинства в юношеском возрасте, и дает нравственное удовлетворение. Самооценка -оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является стержнем процесса самосознания, показывает индивидуальный уровень его развития.

Когда человек юн, ему кажется, что все впереди, и поэтому именно в период юности человеку необходимо создать свой жизненный план - решить вопросы «кем быть», то есть определиться в профессиональной деятельности, и «каким быть», то есть в личностном самоопределении. И здесь, в поиске смысла жизни, вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами. Как следствие этого, ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческой структуры сознания, с другой. Ценностно-смысловая сфера является ядром личности с ее неповторимой картиной мира.

Многообразные потребности, мотивы, интересы, цели, идеалы, убеждения, мировоззрения, участвующие в создании направленности личности, выражающие социально-детерминированные отношения личности к действительности, и являются психологической основой ценностно -смысловой ориентации в юношеском возрасте.

Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего - мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Ценностно -смысловым ориентациям присущ динамический характер. Их существование должно поддерживаться человеком. Если этого не происходит, то они не создаются, не реализуются и не актуализируются, и постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется, и который является их отражением.

При формировании ценностно-смысловых ориентаций работает система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности в юношеском возрасте и регулирующая способы их достижения. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание их смысла. Именно такая осмысленность цели дает человеку энергию для ее реализации.

Ценности очень тесно связаны с представлениями о смысле жизни. Однако, мы можем отметить, что, если брать в целом, то ценности, бывают социально-историческими, а это говорит, о приобщении индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Итак, мы отметили, что в юношеском возрасте самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. И только после этого, мы можем сформулировать эти связи более конкретно. Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее. Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М. Шибаевой пониманием "самоопределения личности в культуре". Так М.М. Шибаева отмечает: "...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации".

Если рассмотреть эту проблему в возрастном аспекте, то при исследовании характеристик подросткового и юношеского возрастов можно подчеркнуть, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), а в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между подростком и обществом. С каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения человека, а это означает, что расширяется круг этого общения и представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте юноша выходит на общение с обществом. И здесь происходит открытие внутреннего мира. А это, в свою очередь, сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. С одной стороны, молодой человек, осознает собственного «я», а с другой - осознает свое положения в мире. Первые, обращенные к себе вопросы, ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется систе-

ма ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р. Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых - ниже). Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой "ценностного хаоса". Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению.

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста и потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение. Существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее, а также, личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

Известно, что старший подростковый и юношеский возраст - время выбора человеком своего жизненного пути. Поэтому вопросы, связанные с социальным, личностным и профессиональным самоопределением, становятся в этом возрасте центральными. Размышления о своих жизненных перспективах, экспериментирование с различными социальными ролями, поиск ответов на вопрос о смысле жизни начинают занимать ведущее место в жизни старших подростков и юношей. Актуальным становится и стремление действовать в соответствие со своими ценностными установками, идеалами, активно утверждая тем самым свой собственный способ «личностного бытия». В то же время именно в этом возрасте повышается вероятность оказаться под влиянием и воздействием так называемых «наведенных целей», транслируемых несовершеннолетним значимым для них окружением, в том числе и деструктивным. Поэтому формирование у юношей и девушек позитивных жизненных смыслов, согласованной и непротиворечивой система ценностных ориентаций, а также готовности признавать себя субъектом собственной жизни с принятием свой ответственности за ее качество и собственную самореализацию позволяет строить оптимистичный прогноз относительно их жизненного пути.

В то же время недостаточная сформированность у старших подростков и юношей ценност-но-мотивационной сферы, а также неконкретность и неадекватность их жизненных целей и планов негативно сказываются на их способности адаптироваться к реальному жизненному пространству. Неуправляемость поведения с точки зрения ожидаемых целей и будущих результатов провоцирует появление у них чувства страха перед лицом неизвестного и неопределенного будущего, являясь психологической основой отклоняющегося развития личности, порождающего социально неприемлемые формы поведения.

Чувство одиночества, переживание утраты смыслы жизни, страх перед обыденной, наполненной обязанностями и регламентациями «скучной» жизнью, сопровождающие отсутствие устойчивой системы ценностно-смысловых ориентиров у таких несовершеннолетних, вызывают стремление к поиску острых, эмоционально-насыщенных современной молодежи от 17 до 21 года.

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сенситивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно-смысловых ориентаций, жизненных позиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте, их психологическая сущность, динамика в условиях социокультурного контекста требует дальнейшего изучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Изд. центр «Академия»: Раритет,

1997. 704 с.

2. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание, 1982. 346 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. 352 с.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

5. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1983.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1980. 346 с.

7. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного исследования / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1994. 228 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд. стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 456 с.

9. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб.: КСП+, 1998. 345 с.

10. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. 275 с.

З.И. Шимко, В.В. Подберезный

СОЗДАНИЕ РИСУНКА ОБЪЕКТА, РАБОТА С ГОТОВЫМ РИСУНКОМ И УСЛОВНЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ КАК КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАПОМИНАНИЯ ОБРАЗА ОБЪЕКТА

Создание рисуночного изображения объекта есть разновидность моторики рук, психологически обусловленной воображением. «Младший школьник, образно говоря, учится "не ушами и глазами", а "руками"...Поэтому уместно на каждом уроке предлагать выполнять моделирование, решение графических задач, лабиринтов, то есть создавать условия для изобразительного высказывания» [3, 306]. В младшем школьном возрасте в бульшей степени происходит развитие вербального, чем невербального интеллекта [4, 26]. Работа с графикой, включая рисунок, как раз и есть один из приемов «развития невербального интеллекта. В рисунке объекта, создаваемом обучаемым обнаруживаются особенности складывающегося в его сознании образа объекта, а процесс формирования образа объекта совершается одновременно с созданием рисунка объекта, поэтому является наблюдаемым, а следовательно, управляемым. Рассмотрим реализующиеся в школьных учебниках возможности управления формированием образа объекта на уровне представлений путем организации обучающей деятельности посредством дидактических заданий, нацеленных на создание рисунка объекта и на работу с ним. При совершении нацеленной на формирование об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.