Научная статья на тему 'Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности'

Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3943
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина, Пытина Анастасия Александровна

В статье рассматривается проблема самоактуализации подрастающего поколения. Раскрывается суть взглядов зарубежных и отечественных педагогов и психологов на процесс самоактуализации, принимая во внимание особенности и специфику подросткового и юношеского периода в процессе развития личности. Охарактеризованы роль и место познания себя, переосмысления сформированной в детстве системы ценностных ориентаций, развития своих возможностей и потенциала в ценностной иерархии подростков и молодежи. В статье подчеркивается необходимость принятия во внимание важности процесса самоактуализации для подросткового и юношеского возраста в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности»

УДК 37

Е.В. Ильина, А.А. Пытина

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается проблема самоактуализации подрастающего поколения. Раскрывается суть взглядов зарубежных и отечественных педагогов и психологов на процесс самоактуализации, принимая во внимание особенности и специфику подросткового и юношеского периода в процессе развития личности. Охарактеризованы роль и место познания себя, переосмысления сформированной в детстве системы ценностных ориентаций, развития своих возможностей и потенциала в ценностной иерархии подростков и молодежи. В статье подчеркивается необходимость принятия во внимание важности процесса самоактуализации для подросткового и юношеского возраста в системе образования.

Ключевые слова: самоактуализация, личность, социализация, воспитание, образование, ценностные ориентации

В современном обществе одной из основных ценностей является самореализация. Развитие личности становится определяющим моментом, который влияет на расстановку приоритетов, постановку целей и выбор задач и методов образования. Самоактуализация у современного подрастающего поколения стала одним из ключевых моментов ценностных ориентаций.

Становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека, и, безусловно, ранние периоды детства уникальны для формирования личности ребенка. Но подростковый, а дальше и юношеский возраст открывают качественно новые возможности для познания себя и других людей, реализации своих потенциалов в обществе.

Подростковый период развития личности - это один из важнейших этапов в генезисе личности. В подростковом возрасте человек начинает проявлять интерес к себе, у него развивается способность к рефлексии. Подросток переосмысливает ту систему ценностей и интересов, которая была сформирована в детстве.

Самоактуализация личности - это постоянный процесс развития своих возможностей и потенциалов. Одним из теоретиков, занимавшихся проблемой самоактуализации личности, был А. Маслоу1. Основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения Мас-лоу считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Главной идеей его теории самоактуализации личности является развитие, становление личности человека, раскрытие его личностных ресурсов и способностей. Человек обязан быть тем, кем он может стать. Человек обязан выпол-

нить свою миссию, использовать все свои возможности и задатки. Аналогом внутреннего движущего противоречия здесь можно считать несоответствие реального уровня самовыражения индивида его возможному уровню, которое заставляет индивида искать новые способы поведения, ведущие к более полной его самоактуализации. Маслоу выдвинул положение, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не людей, а идеальный предел, к которому они приближаются. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, но все они согласны в том, что это синонимы потенций индивида, становления человека тем, кем он может стать.

В энциклопедическом словаре под редакцией Р Харри, Р Лэмба даны два аспекта самоактуализации: мотивационный - свойственное человеку стремление к самоосуществлению, достижению автономности от внешних сил и процессуальный, обусловленный тремя основными факторами самоактуализации: а) генетическими, заданными биологическими особенностями личности; б) социальными особенностями; в) культурным уровнем.

Я. Гозман, В. Кроз, М.В. Латинская в предисловии к самоактуализационному тесту (CAT)2 указывают: «Понятие самоактуализации синтетично. Оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нём, богатство эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень здоровья и нравственности».

© Е.В. Ильина, А.А. Пытина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009!

Стремление к самоактуализации становится для подростков основным фактором, развивающим их личность. Отношение подростков к себе, окружающему миру, личное миропонимание и мироощущение - все это формируется в процессе самоактуализации.

В подростковом периоде самоактуализация личности характеризуется неоднородностью. Одно из ведущих явлений подросткового возраста - подростковый кризис, по убеждению Л.И. Божович3, отличается развитием самосознания подростков, что сопровождается целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний. В подростковом кризисе выделяется две фазы, в которых развивается способность подростка к целеполаганию и осознание своего места в будущем.

Важно учесть несколько факторов, определяющих развитие самоактуализации личности подростка. Процесс созревания зависит от окружающей среды, от того, смогут ли потенции развития претвориться в действительность. Подобные факты начинают уже влиять на ранних стадиях развития4. Отношения между родителями служат моделью для научения и стимулируют выработку взглядов у ребенка. Скорость созревания, зависящая от конституции подростка и внешних условий, также оказывает влияние на развитие личности. Значительную роль играют также социальное положение и референтная группа. Референтная группа важна для формирования стабильной эмоциональной и социальной общности, которая в период взросления обычно не складывается в рамках семьи, а социальное положение - для становления самооценки и определения жизненных ориентиров.

Формирование личности молодого человека зачастую более зависит от отношения к нему его сверстников, чем от воспитательного процесса в школе. Во-первых, «общение со сверстниками -очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых им не сообщают взрос-лые»5. Во-вторых, это специфический вид деятельности, где вырабатываются навыки общения, умения подчиняться коллективной дисциплине, а также предоставляется возможность отстоять своё право и соотнести свои интересы с интересами группы6. В-третьих, это особый вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимо-

помощи облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Получив уже некоторый опыт рефлексии в подростковом возрасте, человек встает перед очередными вопросами. В юности возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Студенчество принадлежит к возрастному периоду юности. Именно период обучения в вузе становится ареной для развития тех новообразований, которые должны появиться в этом возрасте. Из подросткового возраста юноша вынес интерес к себе, стремление к самопознанию, самоанализу Перед молодым человеком встает ряд задач, требующих решения на данном возрастном этапе, а общество дает время и возможность экспериментировать и апробировать различные роли, прежде чем прийти к осознанным выборам. От того, насколько успешно пройдет решение этих задач, будет зависеть формирование зрелой личности и эффективность последующих стадий. Выбор внутренней позиции - является определяющим в этом возрасте. И здесь важно, чтобы молодой человек выбрал для себя путь роста и развития, а не жизненной пассивности.

Вступив в юность подростком, человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свои жизненные перспективы. «Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, присвоил социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.»7

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Исследователи (О.В. Барабаш, А.М Ва-рыпаев)8 отмечают, что за последние несколько лет произошли изменения в иерархии ценностей студенчества. Среди молодежи ценность денег уступает место ценности здоровья, ценности профессионального самоопределения и самореализации. В настоящее время молодежь больше ориентирована на индивидуальные ценности9.

Самоактуализация как процесс и как результат имеет определенные характеристики, сопровождается «вещественными», измеримыми поступками и достижениями. Любое достижение в процессе самоактуализации не рассматривается как финальное, окончательное, не дающее возможности иных, в том числе еще более высоких достижений.

В качестве критериев выделяют такие основные черты самоактуализирующейся личности: более адекватное восприятие реальности; активная позиция по отношению к действительности; принятие себя и других такими, какие они есть; спонтанность проявлений, простота и естественность; деловая направленность, способность человека заниматься не только собой, но и своей жизненной задачей; автономность и независимость от окружения; непосредственность оценок; отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях; демократичность в отношениях с людьми; устойчивые внутренние моральные нормы; креативность. Чем большему числу критериев соответствует личность, тем более она самоактуализирована.

Как показало исследование, проведенное среди студентов МГПУ в 2007 году, высокие баллы по базовым шкалам самоактуализационного теста имеют 12% испытуемых. Молодые люди, имеющие высокие баллы по этим шкалам, могут быть охарактеризованы как относительно независимые в своих поступках, стремящиеся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Они свободны в выборе и не подвержены внешнему влиянию. Оставшиеся 87% испытуемых имели баллы средние и ниже среднего по базовым шкалам, определяющим глобальные характеристики самоактуализации.

По результатам тестирования можно увидеть, что самоактуализирующихся личностей не так много. В определенной мере это объясняется тем, что люди не знают и не видят своего потенциала и даже склонны сомневаться и бояться своих способностей, тем самым, тормозя процессы самоактуализации. На вопрос анкеты «Знаете ли вы, что нужно делать, чтобы развиваться личностно дальше?» лишь 16% респондентов ответили утвердительно.

Препятствием для самоактуализации могут выступать социальное и культурное окружение (образовательная среда, прошлый опыт, негатив-

ная позиция педагога и т.д.), которые часто подавляют в личности проявления самоактуализации. Таким образом, молодым людям нужно общество, в котором можно раскрыть свой внутренний потенциал наиболее полно.

Приходится признать, что сложившаяся система обучения и воспитания в вузе не всегда нацелена на развитие личности, не опирается на внутреннюю логику ее раскрытия и необходимые психолого-педагогические средства.

Студенты ждут от высшего учебного заведения подготовки к профессиональной деятельности, которая складывается не только из необходимого и достаточного объема знаний, а и из системы определенных качеств личности, компетенций. Эти индивидуальные особенности помогают студенту реализовать себя в профессиональной деятельности, быть инициативным, самостоятельным и ответственным работником.

Педагогический аспект проблемы самоакута-лизации личности предполагает использование методов и средств, стимулирующих процессы самопознания, целеполагания, проектирования перспектив личностного развития.

Важной задачей профессионального образования должна оставаться задача реализации ком-петентностного подхода в раскрытии личностных ресурсов обучающихся, помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее.

Теория самоактуализации гуманистических психологов оказала большое влияние на педагогику, на развитие гуманистического направления в ней. Исследования гуманистических философов и психологов создали основу для развития педагогической теории, в частности, развитие и практическое применение идей гуманистической психологии в практической психотерапии определило возможность использования их в педагогике.

Американские ученые вслед за А. Маслоу используют понятие «метапедагогика» или «внутренняя педагогика». Целями образования, с этой точки зрения, должны стать познание собственной идентичности и своего предназначения, креативность и способность к высшим переживаниям. По мнению ряда отечественных ученых (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, В.А. Сласте-нин, В.В. Сериков и др.), содержание образования располагает огромным потенциалом саморазвития, который определяет творческий харак-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

355

тер деятельности. Задача учителя - помочь учащимся достичь полноты своего самоосуществ-ления посредством высвобождения их любопытства и творческой активности. В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития компетенций, помогающих человеку реализовать себя и как общественное существо, и как неповторимую индивидуальность. Другими словами, жизненное самоопределение человека характеризует его как субъекта и автора собственной жизни, способного реализовать свои силы и способности.

Ценность самоактуализации для молодых людей не вызывает сомнения. В письменном опросе студентам предлагалось проранжировать цели, которые они хотели бы воплотить в жизни. Возможность реализации талантов и потенциалов личности была поставлена на первое место 33% респондентов. Остальные испытуемые главными ценностями выделили здоровье (24%), семейное счастье (22%), творчество (12%) и материальное благополучие (9%).

Содержание образования должно быть наполнено жизненными смыслами студентов, которые являются для них актуальными. Важно создавать ситуации учения, в которых бы в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

Обучение не должно быть директивным, студент должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с педагогом, выбрать альтернативное решение проблемы. Роль преподавателя во многом заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению творчества, активности и инициативности.

Логика гуманистического воспитательного процесса заключается в том, чтобы развить стремление к совершенствованию и личностно-

му росту. Критерием воспитанности является способность к самостоятельному выбору способа своего существования и модели поведения.

Важно отметить склонность к разделению ценностей самоактуализации в подростковом и юношеском возрастах. Подросток стоит в начале пути осознанного личностного роста, анализа своих способностей и талантов, определения направления будущих перспектив. Юношеский же возраст является решающим для стабилизации процессов социализации, формирования ценностных ориентаций, выбора жизненного пути.

Ориентация подрастающего поколения на развитие личности говорит о ценности самоактуализации в иерархии интересов молодежи. Богатые возможности самореализации и активное их использование дает возможность молодым людям иначе ощущать осмысленность жизни, более ответственно относиться к деятельности, положительно оценивать себя и свои силы на пути собственного развития.

Примечания

1 МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

2 Гозман Л.Я., ЛатинскаяМ.В., КрозМ.В. Са-моактуализационный тест. - М.: Российское педагогическое общество, 1995.

3 Ермолаева М.В. Психология развития. - М.; Воронеж: МПСИ, 2000.

4 Ремшмидт X. Психотерапия для детей и подростков. - М.: Мир, 1999.

5 Кон И. С. Общение со сверстниками. Дружба // Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. - СПб.: Союз, 1997.

6 Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. - М., 2000.

7 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999.

8 http://sf.org.kemsu.ru.

9 Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка / Сост. В.П. Вдовиченко. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.