Научная статья на тему 'К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты'

К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3530
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОЗИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / PERSONALITY POSITIVE DEVELOPMENT / SELF-ACTUALISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Идобаева Ольга Афанасьевна

Представлена модель исследования психологического благополучия личности с точки зрения развитийного аспекта, а также реализация этой модели в исследовании, направленном на выявление условий, способствующих становлению психологического благополучия и позитивного развития личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. Показано, что учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для содействия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A research model to explore the developmental aspect of human psychological well-being and the model realization in the study aimed to clarify conditions enabling the establishing of the psychological well-being and a personality positive development in adolescence, youth, and maturity are presented. The problem of human psychological well-being has been attracting psychologists attention more and more frequently during the last decades. It is caused by the necessity to understand what mechanisms promote psychological well-being, how those mechanisms participate in behavior regulation, and how it influences interrelations with people and the choice of adequate life strategies. The problem of psychological well-being is directly connected with the problem of positive development. It is not possible to optimise psychological well-being without taking into account the developmental aspect. One of the main components of modern education is a system of conditions enabling students to acquire psychological knowledge and skills that allow a person to keep positive development in the dynamic contemporary situation of unpredictability, information density, and inconsistency. Psychological well-being is extremely important for adolescents, youth, and remains no less important for development of mature personality. Transition from one socio-economic system to another one is always connected with big difficulties. Problems influence human psychological well-being causing a persons psychological non-well-being. The earlier purposeful personal and professional development starts the easier it is to foresee psychological well-being, self-satisfaction, and personal growth of the subject in the contemporary changing world. Our aim was to work out and run a study directed, on the one hand, to design a proper psychological well-being model, which can be adapted to different ontogenetic stages. On the other hand, it was to clarify conditions enabling psychological well-being and positive personality development in adolescence, youth and mature age. The research instruments included a number of both well-known and also relatively new (in Russian psychology) procedures, such as self-actualisation and anxiety tests, procedures aimed at measuring individual and typological features, etc. The intervention part has been based mostly on the original forming procedures elaborated by the author in collaboration with colleagues from Moscow State University. The study shows that taking into account both general and age-specific conditions assist to promote psychological well-being and positive development in adolescence, youth and mature age.

Текст научной работы на тему «К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты»

О.А. Идобаева

К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГО-РАЗВИТИЙНЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Представлена модель исследования психологического благополучия личности с точки зрения развитийного аспекта, а также реализация этой модели в исследовании, направленном на выявление условий, способствующих становлению психологического благополучия и позитивного развития личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. Показано, что учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для содействия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах.

Ключевые слова: психологическое благополучие личности; позитивное развитие личности; самоактуализация.

Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в философии, медицине, психологии. В каждой науке существует свое понимание и содержательное наполнение данного понятия. Философский смысл проблемы психологического благополучия связан с двумя направлениями этики - гедонизмом и эвдемонизмом. В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как качество жизни, психическое здоровье. В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связана с проблемой позитивного развития. Без учета развитийного аспекта становится невозможным процесс оптимизации психологического благополучия.

Исторически основной акцент в изучении развития личности фокусировался на различных поведенческих проблемах и трудностях развития. Понятно, что описать трудности развития гораздо проще, чем конечную цель позитивного развития. Как отмечают известные зарубежные исследователи [1], чтобы изучать успешное развитие, нужно прежде всего подумать о тех жизненных циклах, внутри которых это развитие происходит, и оценить, каким образом осуществляются адаптационные процессы. Авторы выделяют три основных подхода к этой концептуальной проблеме: модели роста (А. Maslow, Е.Н. Erikson, J. Loevinger, G. Labouvie-Vief, D.J. Levinson и др.), модели жизненного цикла (P.B. Baltes, J. Heckhausen, J. Brandtstädter и др.) и модели течения жизни (G.H. Elder, R. Helson и др.) [1]. Каждый из этих трех социально-развитийных подходов обеспечивает схему для понимания развития личности. Модели развития личности базируются на различных традициях и концептуальных основаниях, описывая пути к успешному развитию личности и роль, которую играют в этом процессе различные факторы, такие как темперамент и социализация (M.K. Rothbart, S.P. Putnam), эмоциональная регуляция и социальная компетентность (N. Eisenberg, R.A. Fabes, I.K. Guthrie, M. Reiser), этническая идентичность (B. Laursen, V. Williams), особенности исторического времени (R.K. Silbereisen, M. Reitzle,

L. Juang), переходы (кризисы) в течение жизни (J. Heckhausen, A. Caspi, C.D. Ryff, B.H. Singer, M. Seltzer), индивидуальные и личностные особенности (L. Pulk-kinen, J-E. Nurmi, K. Kokko) и др.

Интерес к проблеме психологического благополучия со стороны отечественных исследователей во многом обусловлен тенденциями, происходящими в нашем обществе. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников. Каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке, чтобы противостоять стрессу. Свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов [2].

В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализа-ция самого понятия; исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева,

А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.).

Однако исследований, посвященных психологическому благополучию в подростковом и юношеском возрасте, пока еще недостаточно. Совершенно очевидно, что благополучие детей, их развитие, своевременное и полноценное включение в жизнь общества определяют будущее любой страны. Чем ниже качество жизни юных граждан, тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности.

В настоящее время психологическое благополучие имеет немаловажное значение и для развития личности в зрелом возрасте. Переход от одной общественно-экономической системы к другой всегда связан с большими трудностями. Возникающие при этом проблемы не могут не отразиться на психологическом состоянии человека, во многих случаях приводя к психологическому неблагополучию личности.

Одной из основных составляющих современного образования является создание условий для овладения

обучающимися психологическими навыками и умениями, позволяющими личности сохранять позитивное направление развития в условиях динамичности, непредсказуемости, информационной насыщенности, противоречивости современного мира.

Нетрудно предположить, что для людей, находящихся на разных стадиях онтогенетического процесса, связь таких параметров, как личностные особенности, уровень самоактуализации обучающегося и качество профессиональной подготовки, должна быть различной. По мнению большинства как отечественных, так и зарубежных авторов, чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие человека, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого субъекта в современном меняющемся мире.

Исходя из вышеизложенного, мы поставили цель спланировать и провести исследование, направленное, с одной стороны, на построение модели исследования психологического благополучия личности на разных стадиях онтогенеза, а с другой - на выявление условий, способствующих становлению психологического благополучия и позитивного развития личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах.

Гипотеза исследования: существуют психологические условия, имеющие общий характер и способствующие или препятствующие позитивному развитию личности и психологическому благополучию на различных этапах онтогенеза. К их числу относятся эмоциональное благополучие, индивидуально-типологические и личностные особенности, механизмы психологической защиты. Эти общие условия имеют возрастно-специфическую конкретизацию. Учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для содействия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах.

В нашей работе одной из главных задач было построение модели исследования психологического благополучия личности с целью выявления факторов, способствующих или препятствующих позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах в современных условиях.

Проведенный теоретический обзор как зарубежных, так и отечественных исследований позволяет увидеть, что в основе психологического благополучия личности лежит субъективная эмоциональная оценка человеком себя и собственной жизни, процесс самоактуализации и личностного роста (Э. Динер, Р. Эммонс, Д. Канеман, Н. Брэдберн, К. Рифф и др.). Наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф [3-5]. Каждый из шести компонентов указанной теории (самопринятие, позитивное отношение с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост), являясь показателем позитивного функционирования личности, может достигать разной степени выраженности, тем самым определяя структуру и интегральный показатель психологического благополучия личности.

А. Маслоу, характеризуя самоактуализирующуюся личность, говорил о необходимости свободы от защит, так как, с одной стороны, они отделяют человека от его сущности, собственных мыслей, чувств, переживаний, а с другой - несмотря на свою основополагающую неконструктивность, в ряде случаев защиты даже необходимы, играя роль действенных механизмов самопомощи. При отказе от самоактуализации у человека, по мнению А. Маслоу, развивается невроз, поддерживающийся отдельными защитными механизмами, который иногда даже позволяет расти в направлении высших потребностей (псевдорост), однако цена такого компенсаторного поведения высока [6].

Психологические защитные механизмы, как считают практически все исследователи данной проблемы, развиваются в онтогенезе как средства адаптации и разрешения конфликтов, а наиболее мощным критерием эффективности действия является ликвидация тревоги. В детстве защитные механизмы служат превентивными мерами купирования остроты психотравмирующего конфликтного переживания. Однако дальнейшее обращение к ним - показатель того, что личность так и не сумела дифференцировать и расширить формы связей с миром, стать субъектом своего поведения и переживаний. Такой точки зрения придерживаются К. Роджерс [7], К. Хорни [8], а также современные отечественные психологи Э.И. Киршбаум,

A.И. Еремеева, В.В. Столин [9, 10], которые видят в использовании защит фактор дезадаптации, непродуктивное средство решения конфликта, ограничение собственной активности, выхода на новый уровень общения с миром, т.е. их использование свидетельствует об ограничении творческого потенциала личности, лишает ее возможности развития и самоактуализации.

Иной точки зрения, признающей в использовании защит личностью как негативные, так и позитивные стороны (с учетом адекватности применения их в той или иной ситуации и зрелости применяемых механизмов), придерживаются Л.И. Анцыферова [11], Ф.В. Бассин [12], Ф.Б. Березин [13], Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская [14], А.А. Налчаджян [15], Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников [16], А.Н. Михайлов,

B.С. Ротенберг [17] и др.

Движущей силой процессов развития, в том числе и процесса самоактуализации, является не потребность в равновесии, а напротив, сопротивление равновесию, постоянный рост и приобретение новых качеств, реализация потенциальных возможностей личности, преобразование себя и мира, т.е. не столько поддержание физического и душевного равновесия, сколько достижение конкретных материальных, идеальных результатов своей деятельности. При этом очень важным представляется рассмотрение тех качественных особенностей личности, которые либо благоприятствуют, либо препятствуют реализации личностного потенциала.

В отечественной психологии личности первым, кто заострил внимание на рассмотрении динамических аспектов поведения человека, был А.Ф. Лазурский. Исходя из понимания того, что человек обладает определенным количеством нервно-психической энер-

гии, распределяющейся между элементами психики, он придавал энергетизму, принципу активного приспособления, очень большое значение в понимании психического. По мнению ученого, лица на самом высоком уровне адаптации становятся менее зависимыми от среды и, более того, даже начинают изменять эту среду. А.Ф. Лазурский, отождествляя темперамент и характер, подчеркивал важность активного приспособления человека к среде, энергетизма [18].

Современные подходы к данной проблеме носят комплексный характер, отражают функционирование различных уровней индивидуальности (В.В. Белоус, Е.П. Ильин, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов и др.) и рассматривают поведение человека как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование, актуализацию потенциальных возможностей.

Другой не менее важной характеристикой, тесно связанной с общей психической активностью, является эмоциональность. По мнению А.Г. Маклакова [19], именно эмоции обеспечивают взаимосвязь систем физиологического и психологического уровней адаптации, нормальное функционирование которых влияет на ее успешность. Сам же процесс адаптации рассматривается сегодня практически всеми исследователями, как не только приспособительный, но и развивающий процесс.

Л.Н. Собчик, автор теории ведущих тенденций, рассматривает личность как «открытую внешнему опыту саморегулирующуюся систему, включающую в свою структуру такие подструктуры, как мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения» [20.

С. 23]. Автор, базируясь на том, что биологический фактор преломляется определенным образом не только в поведении и способе переживания человека, но и в его социальных установках (т.е. его физиология является базой, условием формирования и проявления личности на всех этапах человеческой жизни), вводит понятие «ведущая тенденция». Ведущая тенденция пронизывает все уровни личности и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.

Таким образом, активность личности в направлении своего развития связана как с динамическими, так и с содержательными характеристиками личности, однако не всегда ясны характер и направление данной связи, а также условия, при которых будет проявляться данная связь в позитивном или негативном вариантах.

Б.С. Братусь в своей гипотезе об уровнях психического здоровья говорит о разных уровнях психического аппарата: 1-й уровень - собственно личностный, или личностно-смысловой, отвечающий за производство смысловых ориентаций, общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе; 2-й уровень - индивидуально-исполнительский, или индивидуально-психологический, соответственно, организованная активность человека, его деятель-

ность, несущая на себе печать всех его индивидуальных особенностей, реализующая, овеществляющая, опредмечивающая отношения человека с миром; 3-й уровень - психофизиологический - нейрофизиологическая база, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики этого функционирования. В соответствии с таким подходом автор создает представление о психическом здоровье, отмечая при этом, что возможны самые различные варианты развитости уровней, степени и качества их здоровья [21].

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, «до сих пор не существует общепсихологической теории личностного развития как непрерывного целостного процесса с соответствующей стадиальной характеристикой отдельных его этапов, при выделении общих и специфических особенностей проявления сущностных оснований этого развития - от рождения до распада личности» [22. С. 7].

Проведенный нами теоретический обзор позволяет выдвинуть предположение, что психологическое благополучие личности - это функционально-динамическое образование, понимание которого и проектирование путей позитивного воздействия на него предполагает:

1. Рассмотрение развивающейся личности на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и ценностно-смысловом уровнях.

2. Анализ специфической для каждого возраста социальной ситуации развития, характеризующейся: а) наличием или недостаточным развитием психологических новообразований, соответствующих возрасту, а также характерной для данного возраста ведущей деятельности; б) тем или иным характером опосредования определенных индивидуально-типологических особенностей, эмоционального состояния и механизмов психологической защиты.

Выполнение условий развития личности: решение задач развития, т.е. приобретение психологических новообразований, соответствующих требованиям определенного возрастного этапа в результате возникновения и развития ведущей деятельности, благоприятной социальной ситуации развития; отсутствие эмоционального неблагополучия, приводящего к снижению адаптационных ресурсов (высокая тревожность и депрессивность), и напряженности механизмов психологической защиты, - позволит осуществить полноценную реализацию жизненных смыслов с помощью активности человека, обусловленной его индивидуальными особенностями. На рис. 1 схематически представлена предлагаемая нами модель исследования психологического благополучия личности, в которой отражены общие психологические условия, способствующие или препятствующие позитивному развитию и психологическому благополучию личности на различных этапах онтогенеза начиная с подросткового возраста. К их числу относятся, с одной стороны, общие характеристики социальной ситуации развития (возрастно-специфические психологические новообразования и особенности ведущей деятельности), а с другой - индивидуально-

типологические и личностные особенности, характе- позитивному развитию и психологическому благо-

ристики эмоционального благополучия, интенсив- получию, или выступать барьерами на пути этого

ность механизмов психологических защит. Данные процесса, приводя к психологическому неблагополу-

психологические условия могут или способствовать чию личности.

психофизиологичес -кий уровень

индивидуальнопсихологический уровень

V__________________У

личностно-

смысловой

уровень

Социальная ситуация развития

сам о актуализирующаяся личность

Психологическое

благополучие

личности

индивидуально-психологические

особенности

психологические новообразования, соответствующие возрасту

характерная для данного возраста ведущая деятельность

эмоциональное

благополучие/неблагополучие

интенсивность механизмов психологической защиты

личность в критическои ситуации (стресс, фрустрация, конфликт, кризис)

невротическая личность

патологическое развитие личности

Ґ л

дезадаптация —

V V У

Психологическое

неблагополучие

личности

личность в направлении развития

личность нак результат развития

барьеры развития Рис. 1. Модель исследования психологического благополучия личности

Эти общие условия конкретизируются в возрастноспецифических особенностях, характеризующих связь способствующих или препятствующих психологическому благополучию личности обстоятельств. С одной стороны, для каждого возраста есть свой набор подобных условий, отображающих современную специфику социальной ситуации развития в данном возрасте. С другой стороны, одни и те же условия могут играть для разных возрастных категорий различную и даже противоположную роль, создавая предпосылки в одном случае для психологического благополучия, а в другом - для психологического неблагополучия личности.

1. Исследование психологического благополучия подростков

Что касается подросткового возраста, то ведущее место среди психологических условий, с нашей точки зрения, занимает эмоциональное неблагополучие подростка (тревожность, депрессивность), являющееся показателем того, насколько объективные условия социальной ситуации развития вступают в противоречие с ценностями и интересами подростка.

Как показывают современные исследования [23], наиболее значимыми жизненными ценностями для подростков в настоящее время являются семья, родители, друзья, образование. Они занимают первые три позиции в рейтинге. Далее идет любовь как отношения с противоположным полом, а такие абстрактные ценности, как жизнь, свобода, независимость, материальное благополучие, карьера, работа, здоровье, в

рейтинге важных жизненных ценностей занимают последние места. Любая ситуация воспринимается подростком сквозь призму его личностных особенностей и установок. В подростковом возрасте, как и в любом кризисном периоде, дальнейшее развитие невозможно без пересмотра отношений в рамках социальной ситуации развития [24]. Нас интересует, какие особенности подобных отношений приводят к развитию эмоционального неблагополучия, какие жизненные события являются наиболее стрессогенными для подростка.

В соответствии с приведенной моделью нами было проведено исследование психологического благополучия подростков, включающее диагностическую и формирующую части.

Полученные нами эмпирические данные наглядно показывают, что наиболее значимыми для подростков оказываются определенные характеристики воспринимаемых детско-родительских отношений, доброжелательность, последовательность в отношениях. Существенно, что сами по себе экономические характеристики семейного благополучия не оказывают какого-либо значимого влияния на психоэмоциональное неблагополучие подростков. Полученные эмпирические данные легли в основу разработки формирующих процедур.

Исследование «Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков» [25] наряду с получением целого ряда интересных научно-практических результатов позволило выявить и существующие проблемы как в плане фундаментального психологического знания (прежде всего ка-

сающиеся дальнейшей конкретизации представлений о социальной ситуации развития подросткового возраста и взаимоотношений порождаемых ею детерминант психического, в частности психоэмоционального, развития подростков), так и в отношении практического применения научных наработок, возможностей их широкого использования в практике школьного, внешкольного и семейного обучения и воспитания. Какие бы значительные позитивные психологические изменения ни происходили в результате коррекционной работы, они имеют значение только при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакие позитивные достижения коррекции тревожных и депрессивных проявлений у подростка не могут быть устойчивыми, если изменения в поведении, установках, эмоциональном состоянии не находят понимания и отклика у его ближайшего социального окружения (значимые для ребенка близкие взрослые, сверстники).

2. Исследование психологического благополучия в юношеском возрасте

Ведущее место среди психологических условий в юношеском возрасте, как и в подростковом, с нашей точки зрения, занимает эмоциональное благополучие. Однако, в отличие от подросткового, эмоциональное неблагополучие в юношеском возрасте является показателем не только того, насколько объективные условия социальной ситуации развития вступают в противоречие с ценностями и интересами индивида, но и того, насколько в позднем юношеском возрасте сформированы психологические новообразования, необходимые для успешной адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям в период поздней юности и готовности перейти в следующий возрастной этап развития - зрелость. При условии их отсутствия адаптация будет направлена на защиту собственного «Я» от травмирующих влияний среды. В детском и подростковом возрасте защитные механизмы служат в качестве превентивных мер купирования остроты психотравмирующего конфликтного переживания. Однако дальнейшее обращение к ним - показатель того, что личность так и не сумела дифференцировать и расширить формы связей с миром, стать субъектом своего поведения и переживаний. В данном случае нас интересует степень интенсивности защитных механизмов.

Показателем психологического благополучия в данный возрастной период мы считаем процесс самоактуализации. В юности происходит формирование нравственного сознания, ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданской позиции. Формирование мировоззрения связано с решением так называемых смысложизненных проблем (Л.С. Выготский, С.К. Бондырева, Л.Б. Шнейдер, В.С. Мухина, Е.Е. Сапогова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Ко-люцкий и др.). Период юности характеризуется в первую очередь тем, что юношам и девушкам предстоит в данном возрасте определить свое место в обществе. Назовем важнейшие личностные факторы, обеспечивающие готовность юношества к вступлению во взрослую жизнь: 1) потребность в общении и овладение спо-

собами его построения, в сотрудничестве с окружающими людьми, построении интимно-личностных отношений с некоторыми людьми; 2) умение ориентироваться в различных формах теоретического познания (научном, художественном, этическом, правовом), которое формирует основы научного и гражданского мировоззрения; 3) рефлексия, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; 4) потребность в труде (самовыражение в труде), овладение трудовыми навыками, позволяющими включиться в профессиональную деятельность, осуществляя ее на творческих началах [26-29].

Основополагающей для гуманистического направления в психологии и педагогике является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

В соответствии с приведенной на рис. 1 моделью нами было проведено эмпирическое исследование психологического благополучия в юношеском возрасте. Испытуемыми являлись студенты в возрасте от 20 до 21 года. Полученные нами данные позволяют предположить, что значительная часть студентов, хронологически прошедших возрастной этап юности и стоящих на пороге зрелости, не продемонстрировали достаточной сформированности главных психологических новообразований юношеского возраста (рефлексии; осознание собственной индивидуальности; сформированность конкретных жизненных планов; установка на сознательное построение собственной жизни; активное развитие самосознания и собственного мировоззрения) [30]. Выявленные неблагоприятные тенденции в психологическом благополучии личности студентов делают особо актуальным вопрос совершенствования психолого-педагоги-ческого сопровождения вузовского обучения и нахождения путей и методов преодоления выявленных трудностей.

В отношении психологического благополучия студентов нами определены психолого-педагогические условия их позитивного развития в условиях вузовского образования. Мы считаем, что значительными возможностями в этом отношении обладают учебные дисциплины, в частности, курс «Психология здоровья». Практика преподавания данного курса позволяет сделать оптимистические выводы о верности выбранных нами методологических основ построения этого курса [31].

3. Исследование психологического благополучия в зрелом возрасте

Профессиональное развитие личности неотделимо от личностного развития - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации [32. С. 29].

Современная жизнь выстраивает значительное количество препятствий на пути самореализации и самоактуализации человека, что приводит к напряжению его адаптационных возможностей, появлению эмоционального неблагополучия, тревожности, изменению функционального состояния. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и Л.И. Божович [33-34], касающиеся роли «переживания» в психическом развитии ребенка, можно этот же подход применить в отношении личностного развития в зрелом возрасте. Переживание ситуации неудовлетворения потребности в профессиональной деятельности сопровождается ростом тревожности и как состояния, и как устойчивого личностного образования. Однако влияние тревожности на самоактуализацию как условие психологического благополучия в зрелом возрасте, как показало наше исследование, неоднозначно.

При неудовлетворении актуальных потребностей, но сохранении профессиональной деятельности тревожность не ведет к значительному напряжению адаптационных ресурсов, а высокие показатели тревожности приводят к снижению рефлексии в отношении своих потребностей и чувств; умению вести себя непосредственно, не опираясь в своих поступках на стереотипы; способности к целостному восприятию мира.

При неудовлетворении актуальных потребностей и отсутствии профессиональной деятельности менее шести месяцев переживание данной ситуации приводит к значительному напряжению адаптационных ресурсов в основном за счет тревожности как устойчивого личностного образования, что приводит к повышению уровня самоактуализации практически по всем шкалам, кроме шкал «Сензитивность к себе», «Самоуважение», «Синергия», «Познавательные потребности» и «Креативность». Видимо, недостаточная рефлексия, снижение способности к целостному восприятию и познанию окружающего мира и творческому его преобразованию не позволяют человеку при высоком напряжении адаптационных ресурсов решить задачу удовлетворения актуальных потребностей в профессиональной деятельности.

При неудовлетворении актуальных потребностей и отсутствии профессиональной деятельности более

6 месяцев переживание данной ситуации приводит к значительному напряжению адаптационных ресурсов в основном за счет тревожности как состояния, снижая способность принимать и актуализировать ценности, присущие самоактуализирующейся личности; быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, активно реализовывать в поведении свои установки, цели, ценности, убеждения; вести себя раскованно и естественно в соответствии со своими чувствами и эмоциями.

Как показало наше исследование, связь эмоционального неблагополучия и хронического утомления с процессом самоактуализации устойчива во времени и в целом имеет отрицательную направленность. Устойчивость во времени связи самоактуализации с тревожностью и хроническим утомлением говорит о возможной зависимости процесса самоактуализации от тревожности и хронического утомления (и наоборот). Снижение уровня тревожности и хронического утомления сопровождается повышением показателей самоактуализации, следовательно, процессом самоактуализации можно управлять путем снижения уровня тревожности и восстановления адаптационных ресурсов человека [35].

Полученные результаты явились основой для построения коррекционной программы при оказании психологической помощи работающим и высокообразованным безработным гражданам [36].

Выводы:

1. Существуют психологические условия, имеющие общий характер и способствующие или препятствующие позитивному развитию личности и психологическому благополучию на различных этапах онтогенеза. К их числу относят эмоциональное благополучие, индивидуально-типологические и личностные особенности, механизмы психологических защит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Эти общие условия имеют возрастно-специфическую конкретизацию.

3. Учет совокупности как общих, так и возрастноспецифических условий создает предпосылки для содействия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Pulkkinen L, CaspiA. (Eds) Paths to Successful Development Personality in the Life Course. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. Р. 1-16.

2. Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. 2006.

№ 4. С. 23-36.

3. Ryff C.D. Happiness is everything of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 59. Р. 1069-1081.

4. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. Р. 99-104.

5. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. Р. 719-727.

6. МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.

7. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс ; Универс, 1994. 480 с.

8. Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. М. : Академический Проект, 2008. 400 с.

9. Киршбаум Э.И., Еремеева АИ. Психологическая защита. М. : Смысл, 2000. 181 с.

10. Столин ВВ. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

11. Анцыферова ЛИ. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-17.

12. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М. : Медицина, 1968. 468 с.

13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. : Наука, 1988. 270 с.

14. Грановская РМ, Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. : ОМS, 1994. 192 с.

15. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии. Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1988. 263 с.

16. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи : Талант, 1996.

144 с.

17. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии.

1990. № 5. С. 107-112.

18. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М. : Наука, 1995. 123 с.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2000. 582 с.

20. Собчик ЛН. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М. : Ин-т прикладной психологии, 1998. 512 с.

21. Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1980. 301 с.

22. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды : в 2 т. Москва : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2009. Т. 1. 600 с.

23. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология негативных зависимостей. Самара : Универс-групп, 2003. 251 с.

24. Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : ЭКСМО, 2003. 615 с.

25. Идобаева О А, Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотех-

ника. 2010. № 6. С. 72-78.

26. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2007. 240 с.

27. Климов ЕА. Психология профессионала. Москва : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. 400 с.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 430 с.

29. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения : учеб. пособие. М. : МГППИ, 1999. 108 с.

30. Идобаева О.А. Связь индивидуально-типологических свойств с самоактуализацией личности студентов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.

Психол. науки. 2010. № 1. С. 31-41.

31. Идобаева О А, Подольский А.И. О концептуальных вопросах построения учебного курса «Психология здоровья» // Вестник МГПУ. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 17-23.

32. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.

1997. № 4. С. 29-39.

33. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. С. 244-268.

34. Божович ЛИ. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия, 1996. 212 с.

35. Идобаева О А. Психологическое сопровождение развития личности на различных этапах профессионализации. М. : ИПК Госслужбы, 2011.

166 с.

36. Идобаева О А, Подольский А.И. О психологической поддержке высокообразованных и высококвалифицированных безработных // Служба занятости. 2005. № 5. С. 75-81.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.