УДК: 159.922.8
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТРЕМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОРАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВОЗРАСТА ЮНОСТИ, СВЯЗАННЫМИ С ВЫСТРАИВАНИЕМ СВОЕЙ
«Я-КОНЦЕПЦИИ»
А. А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ) Пермь
CONDITIONALITY STUDENTS' DESIRE FOR SELF-UNIVERSITY PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF YOUTH, AGE, RELATED TO THE ALIGNMENT OF ITS "SELF-CONCEPT"
A.A.Opletin - candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture Perm national research polytechnical university (PNIPU),
Perm
e-mail: opletin. a@yandex. ru
Ключевые слова: личность, саморазвитие, Я-концепция, психологические особенности, юношеский возраст.
Аннотация. В статье рассматривается период юношеского возраста с потенциальными возможностями, обусловливающими стремление студентов саморазвитию, а также нежелательные препятствия на пути в достижении к данной цели в виде состояний: тревожности, депрессии, агрессивности. Интегрирование разных процессов - самопознания, самопредставления, подражания - в этот период жизненного пути не просто рождает определённую целостность «Я-концепции», но и стимулирует активность в этом направлении, стремясь к самосовершенствованию и самоопределению, саморазвитию как в личностном, так и в социальном плане.
Keywords: personality, self-development, self-concept, psychological traits, juvenile age.
Annotation. The article deals with the period of adolescence the potential conditioning students' desire for self-development, as well as unwanted obstacles to achieve this goal as a state: anxiety, depression, aggressiveness. Integrate different processes - self-knowledge, self-representation, role models in this period, life's journey is not just creates a certain unity "self-concept", but also stimulates the activity in this direction, aiming for self-improvement and self-determination, self-development, both in the personal and the social plan.
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху - в период перехода от классического к неоклассическому типу науки - проблемы образования, его настоящего будущего становятся весьма актуальными. Стратегия модернизации отечественной системы образования предполагает создание оптимальных условий для творческого саморазвития человека. Достижение цели гармонического развития индивидуальности в современных условиях возможно лишь на основе системной реализации педагогического принципа индивидуального подхода.
Обращение к психологическим особенностям личности даёт возможность выявить стержневые изменения в её саморазвитии (Крутецкий В.А., Немов Р.С., Петровский А.В., Платонов К.К. и др.).
В литературе четко прослеживается позиция, утверждающая, что важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания личности и устойчивого образа "Я" (Выготский Л.С., Кон И.С. , Крутецкий В.А. , Лейтес Н.С. , Немов Р.С. и др.). Проявление "Я" человека как представителя своей личной целостности - это сложное, многосистемное и многоуровневое явление. «Личность, её индивидуальность и самость, - считает Н.Б. Крылова, - это такие взаимосвязанные, взаимоорганизующиеся и самосовершенствующиеся открытые системы, которые обладают в высшей степени гибкой способностью накапливать опыт самодвижения и самоадаптации и функционально его использовать» [10].
В частности, И.С. Кон утверждает, что формирование сознания составляет квинтэссенцию и главный итог переходящего юношеского возраста [8, с. 59]. Не рассматривая глубоко эту проблему в данном понимании, отметим лишь, что при наличии разных подходов к проблеме самосознания нам близка идея К.Н. Вентцеля, психологическая теория которого выделяет три стороны самосознания: познавательную, эмоциональную и волевую. Все три стороны являются важными предпосылками для рассмотрения саморазвития в юношеском возрастном периоде развития личности [5].
Именно в этот период развития личность начинает выделять свое "Я" в качестве объекта самопознания и самосовершенствования. Рост самосознания связан с формированием ключевых свойств личности - воли, моральных представлений и чувствами, формированием идеалов. Это связано с возрастной особенностью личности, когда возникает потребность осознать себя и свои возможности в период вхождения в социум. Для этого возраста представление о неповторимости, исключительности "Я" - результат дальнейшего развития представлений у юноши о самом себе, который начался в предшествующий подростковый период развития и в юношеском возрасте сложился в целостный процесс. По мнению И.С. Кона, интерес к собственному "Я" у юношей вытекает из процессов физического созревания и социального становления личности. С одной стороны, идут биологические процессы, почти завершен процесс физиологического созревания человека, выстраивается устойчивый сексуальный настрой половой идентичности. С другой -формируется самосознание личности, связанное с образом собственного "Я". Характерно развитие рефлексивного мышления, позволяющего погружаться в себя, открывая в себе целый мир чувств, ощущений, отношений. Собственное "Я" выходит на новый качественный уровень своего самосознания и отношения с миром. По мнению И.С. Кона, свойства индивида формируются раньше, чем свойства личности. Психологи утверждают, что в этот период возрастного развития у субъекта существенно меняется образ восприятия, повышается уровень избирательности, на новый этап выходит рефлексия [9].
Психологи отмечают, что в силу малого социального опыта и растущей потребности в самоутверждении у юношей возникает потребность в самопознании и самоопределении, в усилении фокусирования на своем собственном "Я", в повышенной способности к рефлексии. Становление образа "Я" идет по линии целостного представления о себе (Л.С. Выготский ). Это и отношение к самому себе, выражающееся во взаимосвязанных компонентах: познавательном, эмоциональном и поведенческом. Юношеское самопознание в результате становится психосоциальной идентичностью. Доминантное внимание к себе и к своему месту в мире актуализирует самостоятельность личности, то есть идет переход от
системы определенного управления личностью извне к стремлению активно самому вмешиваться в этот процесс. В юношеском возрасте благодаря росту самосознания волевой сферы, размышлению о смысле жизни, актуализации самоопределения, начинает проявляться забота о гармонии с окружающим миром, с самим собой; юноша в полной мере становится субъектом своего развития [6].
В литературе имеются данные, что самовоспитание, на основании которого возникает самосознание и выстраивается "Я-концепция", в юношеский период становления личности базируется на личных представлениях о том, что для личности является наиболее важным, чем ориентации на внешние стандарты [3]. Это положительное явление при отсутствии педагогической поддержки и помощи может вылиться в неадекватную самооценку. Однако, как считают психологи, это не всегда отрицательное явление для саморазвивающейся личности. В частности, К.А. Альбуханова-Славская утверждает, что личность не должна фиксировать жестко свое внимание на адекватности своей самооценки, она в процессе саморазвития должна искать как можно больше проекций видения себя в разных ситуациях, чтобы не пропадало проблемное отношение к себе [1]. Исследования психологов подтверждают, что именно в этот период становления личности идет как бы "примерка" к себе различных взглядов и интересов (Выготский Л.С., Немов Р.С., Смирнов В.Е. и др.). И это не расходится с мнением Л.С. Выготского о формировании в этом возрасте целостного представления человека о себе самом, так как оно складывается из различных "примериваний" себя к другим стандартам и в результате выбора рождается сконцентрированное личностное представление своего "Я" [6].
А.В. Мудрик считает, что в этом возрастном периоде развития большинство задумывается над смыслом жизни [13]. Смысл собственного бытия, отмечает А. С. Белкин, -постоянный предмет длительных личностных раздумий. И главный побудитель этих помыслов - стремление к самоусовершенствованию, к познанию сущности человеческих отношений [2]. Интегрирование разных процессов - самопознания, самопредставления, подражания - не просто рождает определенную целостность "Я-концепции", но и стимулирует активность в этом направлении, стремясь к самосовершенствованию и самоопределению как в личном, так и в социальном плане. Психологи характеризуют это явление как тенденцию к прогрессивному развитию самосознания (Андреева А.Д., Гуткина Н.И., Дубровина И.В., Круглов Б.С., Прихожан А.М., Снегирева Т.В. и др.). Так, И.В.Дубровина утверждает, что для этого переходного к взрослости периода развития характерно не просто получение стихийной информации о себе, а идет преобладание процесса "исследование себя" через общение с окружающим миром [15]. И.С. Кон считает, что это ведет к такому свойству, как чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства [8]. Этапы развития идентичности, охарактеризованные И.С.Коном, представляют интегративную деятельность саморазвития, что дает возможность, по мнению Л.Н. Куликовой, в этом возрасте программировать уровень процесса саморазвития личности [11].
В переходный период развития, для которого характерна мучительная переоценка ценностей, идет отказ от многих стереотипов. К основным новообразованиям юношеского возраста следует отнести особенности рефлексии, которая в этот период развития личности заметно активизируется. В процессе рефлексии обеспечивается более глубокое самопознание, активизируется саморегулирующая система, что дает юноше ощущение своей автономности, самости, но в то же время его "Я-идеальное", "Я-реальное" взаимодействует и с "Я и другие". Это помогает увидеть себя в сложном зеркальном отражении (Газман О.С., Крылова Н.Б.). Многообразие функций, которые выполняет рефлексия, позволяет личности строить свою "Я-концепцию", адекватную ситуации. Она играет огромную регулятивную роль в сложных процессах самостроения личности. Психологи и философы тесно увязывают саморазвитие личности с поведением. В возрасте юности это имеет значение для самоутверждения в группе, именно там происходит коррекция своего "Я" - образа. Однако, именно в этом возрасте человек входит в более широкое понятие социума, то есть
включается в общество и ищет свое место там. Идет социализация "Я"- образа, корректируется "Я-концепция".
На процесс самостроения личности и формирования "Я-концепции" в этот период возрастного развития серьезное влияние оказывает потребность самоутверждения в любви. Это связано со сложными внутренними переживаниями и оказывает стимулирующее действие на развитие стремления к самосовершенствованию. А.С.Кон отмечает: «Каждый индивид обладает какими-то природными половыми потенциями, но "сценарий" его сексуального поведения, то, как и кого он будет любить, определяется всей совокупностью условий, сформировавших его личность» [8]. В своей книге "Возрастная педагогика" А.С.Белкин [2, с.166-168] дает типологию юношей, рассматривающих вопросы любви. Приведенная автором классификация является, по его мнению, относительной, раскрывает неоднородность молодежных ориентаций в сложной и многофакторной области человеческих отношений. Это имеет прямое отношение и к проблеме саморазвития личности как поиска своей позиции в этом нерешенном вопросе жизни.
В юношеском возрасте, с наступлением физиологической зрелости, не всегда проявляется психологическая и социальная зрелость. Комплекс этих необходимых свойств требует довольно высокого уровня воспитания, что важно учитывать в процессе оказания коррекционной помощи личности в процессе ее самостроения и саморазвития.
Важное значение для возраста юношей в процессе формирования ими "Я-образа" имеет самооценка. В зарубежной литературе есть данные, что установлена взаимозависимость уровня самооценки и способности ее к самостроению личности. На эти данные ссылается И.С. Кон: "Самооценка в возрасте юности весьма скачкообразно динамична: от резко завышенной к заниженной, это один из стимулов стремления к самосовершенствованию. Смена уровня самооценки существенно влияет на формирование "Я-концепции". Несовпадение реального и социального «Я» - вполне нормальное, по мнению автора, явление, стимулирующее рост самосознания, являющееся предпосылкой для самовоспитания [8].
Однако, утверждая возросшую в этом возрасте самостоятельность, стремление стать субъектом собственного преобразования в определенной направленности должно быть мотивировано, иначе саморазвитие может идти стихийно, нецеленаправленно. Л.И. Божович утверждает, что потребность реально включиться в процесс целенаправленного саморазвития наибольшую устойчивость приобретает тогда, когда обладание этим стремлением войдет в систему ценностей субъекта, то есть будет опосредовано самыми высокими формами его мотивации. Стремление к саморазвитию должно обладать собственной мотивирующей силой и выразиться в устойчивой иерархии мотивирующей среды человека [4, с. 171-179].
Следует заметить еще одну важную особенность юношеского возраста. Это конфликтное развитие "Я-концепции". Юношеский возраст не менее труден, чем подростковый. В этом возрасте также возникают нежелательные состояния тревожности, депрессии, что проявляется нередко в застенчивости, неуверенности, появляется комплекс вины и неполноценности, агрессивность по отношению к сверстникам в определенных нестандартных ситуациях, юноши тяжело переживают возникшую в этих ситуациях самоизоляцию. Часто проявляется ригидность в трудных жизненных ситуациях, как и у подростков, возникает гипертрофированная потребность во внимании и одобрении со стороны окружающих, значимых для них взрослых, наблюдается неуверенность при выборе жизненной перспективы, целей и ценностей.
Это, несомненно, отражается на процессе формирования у юношей их "Я-концепции" и нередко выражается в протесте против социально-экономических трудностей, что влечет за собой возникновение различного рода неформальных групп, проявление таких негативных явлений, как алкоголизм и наркомания. В этом случае стремление к саморазвитию и самостроению своей личности может принимать уродливые формы.
Всё это подчеркивает противоречивый характер проявления психологических особенностей возраста ранней юности. В качестве немаловажного явления для характеристики конфликтности юношеского возраста, которое явно влияет на процесс саморазвития, выступает отношение личности к себе как личной собственности, которая неприкосновенна для других. На это указывается в работах И.С. Кона, В. А. Крутецкого, Р.С. Немова и других.
Кризис юности связан с выработкой мировоззрения, что пробуждает потребность в самостроении своей личности. Это обусловлено и сменой социальной ситуации: освобождение от родительской опеки, углубление отношений со сверстниками, гражданское созревание, обогащение, а иногда и смена ценностных ориентаций, насущность решения проблемы профессионального самоопределения. Устойчивое внимание юношей к своему внутреннему миру в определенной степени детерминирует процессы индивидуализации личности. В этом плане в юношеском возрасте актуализируется проблема самоконтроля. Психологические особенности личности в период юности выступают как важные предпосылки для переориентации сознания с внешнего контроля на самоконтроль, что усиливает процесс рефлексии на основе своего "Я". В результате идёт интенсивное развитие самооценки, стремление к самоинформированию, самопознанию и самостроению своей личности. Для саморазвития в период юности характерна самоактуализация с представлением "Я"- настоящего и "Я"-будущего. Юноша не останавливается на характере пассивного самоприятия этих представлений. В настоящее время юношеское саморазвитие характеризуется мощным "прорывом" к самотренировкам, самокоррекции, самоорганизации, самодостраиванию себя в желаемом направлении. Идёт процесс осознания и активной самокоррекции своей "Я-концепции" как важного фактора, обусловливающего самоопределение и самоутверждение личности при выходе в широкий спектр социума.
В литературе последних лет в аспекте концепции саморазвития личности активно разрабатываются психолого-педагогическая теория развития "Я-концепции". Проблема рассматривается учеными с разных сторон в зависимости от целей и задач их исследования. Прежде всего, обращается внимание на изучение отдельных факторов, формирующих "Я-концепцию" в области общения и деятельности (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Петровский А.В. и др.). Усиливается внимание к "Я-личности" человека при осмысливании себя и своего места в мире (Албуханова-Славская К.А., Андреев В.И., Газман О.С., Мудрик А.В., Мухина В.С. и др.). Придается серьезное значение такому важному компоненту "Я-концепции", как самооценка (Кон И.С., Орлов Ю.М., Савонько Е.В., Степанов В.Г. и др.). Выявляются закономерности становления "Я-концепции" личности (Кон И.С., Орлов Ю.М., Спиркина А.Г., Степанов В.Г., Чеснокова И.И., Шорохова Е.В., Ядов Я. и др.). Проблема развития "Я-концепции" представлена и в зарубежной литературе (Бернс Р., Гордон С., Маслоу А., Роджерс К. и др.). По определению И.С.Кона, в основе "Я-концепции" лежит образ собственного "Я", который выступает как установка по отношению к самому себе [9]. В литературе понятие "Я-концепции" определяется как более или менее устойчивая система представлений человека о самом себе, о способах взаимодействия с этих позиций с другими людьми и окружающей средой. Это продукт самосознания, выступающий как самостоятельное образование (Альбуханова-Славская К.А., Андреев А.И., Кон И.С., Крылов А.Н., Кули Ч., Прихожан А.М., Селевко К.Г. и др.). "Я-концепция", по В.Я.Пилиповскому, - это динамическая система представлений человека о самом себе. В нее входит осознание своих физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, собственно самооценка и субъективное восприятие внешних факторов. "Я-концепция" определяет общее самочувствие и жизненную позицию человека [14]. "Образ "Я" в концепции характеризуется целостностью, определяет степень обоснованности, динамичности, независимости, открытости, устремленности в будущее (Кон И.С., Крылов А.Н.). В ходе анализа литературы особое внимание нами было обращено на утверждение ученых о том, что сфера неосознаваемого принимает участие в формировании "Я-
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
концепции" личности. Некоторые ученые фиксируют внимание на том, что человек в процессе развития и формирования "Я-концепции" не все знает о себе самом, осознаваемом в реальности (Хейзель Мариус и Пола Нирис). Авторы отмечают, что изменение знаний о себе зависит от того, какое представление активизировано в зависимости от влияния внешней среды, а какое - самой личностью. Это дает основание полагать, что "Я-концепция" изменяется и формируется посредством влияния внешней среды не только через осознание себя, но и посредством развития своих внутренних личностных сил, не всегда осознаваемых. Такой подход предполагает возможность включения личности в процесс саморазвития не только через осознание и представления себя в новом качестве посредством убеждения, но и через переживание переходных состояний в это новое качество, формируемое через самовнушение, самоощущение, самочувствие. Это дает основание полагать, что через неосознаваемое в психике можно стимулировать психическую активность юноши, создавая установку личностного саморазвития. Данный подход по отношению к "Я-концепции" согласуется с утверждением, по определению которого в основе "Я-концепции" лежит образ собственного "Я", выступающий как установка по отношению к самому себе. Это подтверждается заявлением Бернса Р., который рассматривает "Я-концепцию", с одной стороны, как массив знаний и представлений о себе, а с другой - как совокупность установок о себе [3].
Основу внутреннего саморегулирующего механизма при этом представляют три интегральных качества - потребность, направленность и "Я-концепция" [16, с. 10]. "Я-концепция" в возрасте ранней юности по существу только складывается в целостность. Она характеризуется в особой степени "незавершенностью, открытостью, устремленностью в будущее" (Крылов А.Н.). Этот образ Я-порождающая модель, задающая перспективы саморазвития личности. Обусловленные возрастными психологическими особенностями развития ведущие компоненты "Я-концепции" неустойчивы. Когнитивная составляющая убеждения не совсем обоснована. Эмоциональная составляющая характеризуется во многом эффективностью к своим убеждениям, формируя соответствующую самооценку. Поведенческая составляющая, как правило, обусловлена образом "Я" и самооценкой. Самооценка в данном аспекте, по утверждению психологов, является важным целостным компонентом "для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции" (Альбуханова-Славская К.А.). По И.С. Кону, вопросы жизненной позиции в этом возрасте тесно связаны с проблемами социального самоопределения [9], что делает "Я-концепцию" юноши основой построения себя как личности.
"Я-концепция"- явление сложное. По мнению Н. Б. Крыловой, в него входят парные группы: "Я-идеальное" - "Я-реальное", "Я-нормативное" и "Я-другодоминантное". Первая пара реализуется в процессах социализации, вторая - персонализации, что важно для формирования личной индивидуализации. А в центре их воображаемого действует механизм самоопределения как отправная точка сознательного и неосознаваемого соотношения между собой всех "Я" личности [10].
Стремление к самостоятельному самостроению своей "Я-концепции" основано на проявлении преобразующей силы активности в этом возрасте. Н.С.Лейтес замечает, что в эти годы происходит не всегда привлекающая к себе внимание, но огромная внутренняя работа, которая преобразует активность личности [12]. Потребность реально включиться в процесс целенаправленного саморазвития наибольшую устойчивость приобретает тогда, когда обладание этим стремлением войдет в систему ценностей субъекта, т.е. будет опосредовано самыми высокими формами его мотивации.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ литературы по проблеме выявления стремления юношей к саморазвитию, основанного на проявлении психологических особенностей возрастного
развития, показал сензитивность этого периода для личностного роста с проявлением осознания себя как активной силы для непосредственного личного участия в процессе. Психологи указывают на актуализацию самодвижущей силы в этом возрасте, представляющей значимый потенциал для самоосознания, самооценки, самоопределения себя в обществе как социально-нравственной, независимой, свободной личности, способной самостоятельно выстраивать свою "Я-концепцию". Ученые отмечают, что основа саморазвивающей деятельности учащихся - самодвижущая сила - выражающаяся в активности при наличии малого социального опыта юношества может проявиться стихийно, уводя личность от реалий жизни общества. Будучи самой большой значимостью, активность в самостроении себя как личности может дать отрицательную направленность в выстраивании личностной "Я-концепции". В силу этих причин возраст ранней юности нуждается в различных видах деятельности, в психолого-педагогической поддержке, способной оказать помощь в выборе содержательной направленности, в проявлении активности в процессе самостроения жизненной позиции и формирования своей "Я-концепции".
Литература
1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
2. Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). - Екатеринбург: Сократ, 1995. -
151 с.
3. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание: [Пер. с англ.]. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и пед. психологии. - М., 1978. - С. 168-178.
5. Вентцель К. Общий очерк теории свободного воспитания // Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. - М., 2003.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
9. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования. - М.: Просвещение, 1979. - 175
с.
10. Крылова Н.Б. Культура саморазвития личности // Новые ценности образования. - М., 1995. - Вып.
2.
11. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. - 313 с.
12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 279 с. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с. Пилиповский В.Я. Вступительная статья // Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.
- С. 5-24.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Нар. Образование, 1998.
- 255 с.
Bibliography
1. Albuhanova Slavskaya-KA The strategy of life. - M: Thought, 1991. - 299s.
2. Belkin AS Pedagogy of childhood (age Basics Education). - Yekaterinburg: Socrates, 1995. - 151 p.
3. Burns, R. The development of 'self - concept "and education [Trans. from English.]. - Moscow: Progress Publishers, 1986. - 420.
4. LI Bozovic By the development of need-affective sphere of man / / Problems of general, and ped. psychology. - M., 1978. - S. 168-178.
5. K. Wentzel general outline of the theory of free education / / EN Shijanov The humanist pedagogy Russia: formation and development / EN Shijanov, NB Romaeva. - M., 2003.
6. Vygotsky, LS Educational psychology. - M.: Education, 1991. - 479 p.
7. Kon In search of self: personality and its identity. - M. Politizdat, 1984. - 335 p.
8. Kon Psychology early adolescence: Book. for the teacher. - M.: Education, 1989. - 254.
9. Kon Psychology of adolescence: Probl. formation. - M.: Education, 1979. - 175 p.
10. Krylov NB Culture of self-identity / / The new value of education. - M., 1995. - Issue. 2.
11. Kulikova LN The problems of self-identity. - Khabarovsk: KHGPU Publishing House, 1997. - 313 p.
12. Leites NS Mental ability and age. - M.: Education, 1971. - 279 p.
13. Mudrik AV Introduction to social pedagogy. - M.: Institute of Scient. Psychology, 1997. - 368 p.
14. Pilipovsky VJ The introductory article / / Burns R. Development of "self-concept" and upbringing. - M., 1986. - S. 5-24.
15. Workbook school psychologist / Ed. IV Dubrovina. - M.: Education, 1991. - 303 p.