УДК 796
ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ
ПСИХОЛОГОВ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к феномену и сущности саморазвития личности в классических и постклассических теориях. Раскрыты подходы к изучению психологические концепций, касающихся феномена самореализации человека, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования. В системе психологических концепций, изучающих структуру личности, завершающим этапом выступает самосознание. Саморазвитие понимается как целостное явление. Рассмотрены культурные аспекты саморазвития, основные направления в изучении феномена саморазвития в психологическом аспекте в конце XX века и в начале XXI века, а также прогресс в развитии и воспитании человека через постоянное самосовершенствование, которое является главным рычагом развития не только личности, но и человечества в целом.
Ключевые слова: личность, самосознание, саморазвитие, самореализация, психологическая концепция, теория, самосовершенствование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p135-140 THEORIES AND CONCEPTS OF SELF-DEVELOPMENT IN THE WORKS OF THE FOREIGN AND LOCAL PSYCHOLOGISTS
Anatoly Aleksandrovitch Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University
Annotation
The approaches to phenomenon and essence of person’s self-development in classсal and postclas-sical theories are considered in the article. It contains the revealed approaches to studying the psychological concepts related to the phenomenon of self-realization, which is based on the needs of growth, development and self-improvement. In the system of psychological concepts, studying of the structure of personality, the final stage is self-comprehension. Self-development is understood as the whole phenomenon. The article examined the cultural aspects of self-development, the basic directions in the study of the phenomenon of self-development in the psychological aspect at the end of XX century and in the beginning of the XXI century, as well as progress in human development and education through continuous learning, which is the main lever for growth, not only the individual but also humanity as a whole.
Keywords: personality, self-awareness, self-development, self-actualization, psychological concept, theory, self-improvement.
Переняв эстафету раскрытия сущности понятия «саморазвития» от философов, опираясь на их теоретические идеи о значимости этого явления для жизнедеятельности и становления личности человека, в процесс совершенствования с ориентацией, на подобие, Бога; подняв Человека до Человека - творца и создателя - ведущие психологи Европы и Америки в конце XIX века углубились в изучение внутреннего мира человека, рассматривая его с разных сторон и разных позиций в многочисленных и психологических направлениях. Саморазвитие, а вернее его основы, в трудах зарубежных учёных предстали в этот период времени в нескольких концептуальных направлениях гуманистически ориентированной психологии, которая в XIX веке по существу только приступила к изучению этого явления. Концепции отражали всё неоднородное понимание этого феномена, что обусловлено разными темами, через которые учёные пытались объяснить суть самости личности, в большинстве своём через общую теорию её развития. Одна группа психологов представляла понимание личности как динамической системы процессов с определённой направленностью, но субъект в данном случае лично не осознавал свою
причастность к этому виду деятельности, процесс был скрыт от самой личности, тем не менее, решался вопрос о его совершенствовании и личностном развитии (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг). Это известная концепция, где саморазвитие рассматривалось через самопонимание, самоактуализацию и самореализацию (А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Роджерс).
В другой концепции саморазвитие представляло как стремление к смыслу своего существования (В.Э. Франкл). Он противопоставляет идее А. Маслоу «Я - концепцию» реализации человеком духовных ценностей и смысла жизни и рассматривает самореализацию личности не как изначальную цель, но как результат деятельности. [23].
Некоторые известные психологи рассматривали явление саморазвития как изменение социальных установок и построение своей собственной жизни (Э. Берн, М. Рокич). Однако ведущей концепцией оставалась концепция К. Гельмгольца, А. Маслоу, К. Роджерса - самопознание, самоактуализация и самореализация - это и есть саморазвитие личности.
Все психологические концепции касаются феномена самореализации человека, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования. Поэтому термин «самореализация» (self-realization) часто является синонимом «реализация своих возможностей» (realization of own capabilities) и «самоактуализация» (self-actualization). Они описывают очень близкие явления: полную реализацию подлинных возможностей (К. Хорни) [25]; стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс) [18]; внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения (Ф. Перлз) [14]; стремление человека стать тем, чем он может стать (А. Маслоу) [13].
В начале 90-х годов XX века в отечественной психологии актуализировалась проблема одной важной стороны саморазвития - самореализации личности. Следует напомнить, что ученые гуманистической психологии не разводили понятия самоактуализации и самореализации (К. Гельмгольц, А. Маслоу).
Первые работы о самореализации в России появились в 80-е годы XX века. В них утверждался взгляд на человека как субъекта и автора собственной жизни, т. е. автора своего самоосуществления как результат саморазвития и самосовершенствования. В отечественной психологии учёные в своих понятиях, концепциях самореализацию личности рассматривали как феномен, характеризующий человека в течение его жизни. (Ананьев Б.Г., 1968, Выгодский Л.С., 2000, Леонтьев А.Н., 1979, Ломов Б.Ф., 1984, Платонов К.К., 1982, Прангашвили А.С., 1978, Рубинштейн С.Л., 1987 и др.). Каждый из авторов характеризовал это явление в русле своей концепции.
Так, в исследованиях школы грузинских психологов А.С. Прангашвили [17] рассматривает самореализацию личности в контексте установки и определяет её как уровень организации «существенных сил» человека. Б.Г. Ананьев [3] изучал самореализацию с точки зрения концепции активности личности. Л.С. Рубинштейн [19] увидел в самореализации ступень развития личности. Б.Ф. Ломов [12] основной детерминаций самореализации считает движение её в общественных отношениях. При этом следует отметить, что большинство рассматривало феномен самореализации в контексте общего развития личности.
В отечественной психологии в эти же годы усилился интерес к проблеме самоопределения личности, т.е. ещё к одному важному компоненту личностного саморазвития. Позднее это направление широко использовалось в области возрастной психологии (Л.И. Акатов, З.С. Корпенко, Ф.К. Нуриманова, А.В. Снегирев, Д.И. Фельдштейн (1989).) и социальной психологии (В.В. Гулякина, А.Л. Журавлёв, Т.В. Черникова, Ф. Шибутани (1969)), психологии труда (А.В. Бодров, Э.Ф. Зеер (2000), Е.А. Климов). Ценностносмысловая сфера рассматривается как результативно - содержательная сторона самоопределения (М.Р. Гижбург, В.Ф. Сафин, А. С. Черников). Изучались и базовые подходы
к исследованию самоопределения личности. Теоретико-методологический аспект самоопределения отражён в трудах К.А. Альбухановой-Славской(1973), Л.И. Божович, Л.И. Анцифировой, А.В. Брушлинским (1996), А.Н. Леонтьевым (1979), Л.С. Рубинштейном (1973). Самоопределение личности как новообразование юношеского возраста, связано с формированием мотивационной и ценностно-смысловой сферы отражено в трудах (О.С. Анисимова, Л.И. Божович, М.Р. Гемзтура, Д.И. Фельштейна (1999)). Как свидетельствует анализ литературы в целом, психологи изучали общую психологию личности, саморазвитие рассматривалось как один из механизмов.
В системе психологических концепций, изучающих структуру личности, завершающим этапом выступает самосознание. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, связанные, прежде всего, с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания, как важнейшего компонента саморазвития личности. В.В. Столин утверждает, что цель развития самосознания состоит в осознании своего личностного «Я», что выражается в независимости субъекта, в совокупности представления о себе включающегося в «Я - концепцию». С.Л. Рубинштейн определяет самосознание как необходимое условие существования и развития личности, где самость определяет и позицию человека, и его мировоззренческий уровень, не без участия активности самой личности, что имеет прямое отношение к категории саморазвития как самостоятельного явления [19].
Вместе с тем в отдельных работах о саморазвитии раскрывалась какая-либо из сторон цели этого сложного явления. Так, одни писали о важности поиска самости для стремления повышения и роста своей личности (И.С. Кон) [10]. Других волновал вопрос изучения и познания себя для приобретения духовного опыта через погружение и самоощущения (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов) [6]. Третьи считали, что изучение своего «Я» лучше дает результат, если это делается через другое «Я» (В.А. Петровский) [16]. Выращивание духовного организма как необходимости личностного саморазвития представлено П. А. Флоренским [22]. Процесс саморазвития личности как таковой, основанный на деятельностном подходе, раскрывается в трудах Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, В. В. Давыдова. Раскрытие внутренней силы в сфере личности в процессе её саморазвития отражено в трудах таких психологов, как В. Д. Михайлова, А. Г. Новикова, А. П. Око-нешникова, Б.Н. Попова, А.С. Савина и др.
Позднее, в последней трети XX века, в психологической науке появляется характеристика саморазвития как целостного явления. Под ним подразумевается - «базовая способность человека проектировать себя» (Рубинштейн, С.Л.) [19]; «способность определять своё отношение к миру» (С.Л. Рубинштейн) [20]; «способность человека конструировать собственную жизнедеятельность» (Г. А. Ковалёв) [9]. Эти идеи созвучны с представлениями гуманистической педагогики во взглядах на ребёнка как самоценное, само-развивающееся, естественное, а потому социально и биологически сложное дидактическое явление, обладающее своей логикой развития (саморазвития). Культурные аспекты саморазвития рассматривались отечественными философами и психологами М.М. Бахтин (диалог культур), В.С. Батищев и М.К. Мамардашвили (культурное измерение самой личности и круга её общения). В современной отечественной психологии идеи активного самостроительства, которые логически распространяются на объяснительную модель
саморазвития, представлены в трудах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова и др.
В исследованиях В.Б. Бондарева, А.И. Кочетова, Я.Л. Коломенского, Ю.М. Орлова, А.А. Реан, Л.Н. Рожиной выделены и описаны компоненты саморазвития, среди которых - самопознание, самоанализ, самопрогноз, самовоспитание, самовнушение, самоорганизация, самоисповедь, самосознание, самоочищение и др.
По мнению К. К. Платонова, последовательность реализации компонентов будет складываться в зависимости от изменений, роста личности вследствие сознательного отношения к себе и миру. С точки зрения мотивов самоактуализация анализирует саморазвитие как процесс деятельности Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Идею саморазвития личности на гуманистической основе разделяет Г.С. Костюк. Автор утверждает, что в процессе саморазвития у личности возникает высшая форма самодвижения, выражающая в её сознательной целеустремлённости, в стремлении работать над собой. При наличии такой целеустремлённости личность сама начинает руководить своим собственным психическим развитием [11].
На современном этапе проблема личности в области проявления её активности в собственном самостроении изучается психологами довольно глубоко. К критериям индивидуальности личности относят свойства, характеризующие самость: целостность, автономность, активность, наличие внутренней позиции, саморазвитие, самосознание, самопонимание, рефлексия. (А.В. Брушлицкий, 2000, Б.Г. Ананьев, 2001, Е.А. Павлюченко, 2002, С.Л. Рубинштейн, 2003, В.Н. Богданович, 2005 и др.).
Концептуальные теории по проблемам развития, где в той или иной мере раскрываются некоторые стороны саморазвития, содержатся в трудах многих отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.Р. Ботяковой, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, И.С. Кона, Е.Б. Моргунова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Суворова.
Такие хорошо всем известные символы человеческой реальности, как внутренний мир, индивидуальность, субъективность, Я, самость, с точки зрения В.И. Слободчикова, являются ключом в поиске оснований и условий духовного становления человека в пределах его индивидуальной жизни, в понимании человеческого развития. По мнению автора: Именно поэтому феномен субъективности должен быть поставлен в самый центр всей психолого-педагогической проблематики человека [21].
В этой связи Саморазвитие личности являясь, по мнению ведущих психологов, центральной частью широкого круга психолого-педагогической проблематики развития и формирования, требует глубокого всестороннего изучения как самостоятельная правомерная педагогическая категория. В настоящее время в этой области ведутся исследования. В соответствии с целью и задачами нашего исследования этот вопрос в определённой мере рассматривается и нами.
Основные направления в изучении феномена саморазвития в психологическом аспекте в конце XX века и в начале XXI века представлены в работе А.И. Клизовского «Основы миропонимания новой эпохи» (2001), где дано несколько новых взглядов на проблему саморазвития. Автор, оперируя понятием «Космическое сознание», видит прогресс в развитии и воспитании человека через постоянное самосовершенствование, которое он называет главным рычагом развития не только личности, но и человечества в целом. Следует заметить, что, прогнозируя дальнейшее развитие самосовершенствования, автор не отделяет этот феномен от процесса «воспитания». Видя несовершенство науки в том, что из воспитания человечества изъят главный рычаг его развития - самосовершенствование [8].
Итак, экскурс в область психологии по проблеме изучения человека в ракурсе роли его субъективности, в становлении и развитии личности, в условиях постоянного усложнения развивающегося общества и науки, позволил уточнить истоки феномена са-
моразвития. И понять неотвратимость возвращения в понятие воспитание при осмыслении человеком своей роли в жизнедеятельности и своего места в мире утраченной в веках частицы «само».
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека /
A. Адлер.- Москва : [б. и.], 1926. - 202 с.
2. Альбуханова-Славская, К. А. Проблема индивидуальности в психологии. Психология индивидуальности: новые модели и концепции // Коллективная монография / К. А. Альбуханова-Славская; под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. - Москва : МПСИ, 2009. - С. 14-63.
3. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. -Москва : Директ-Медиа, 2008. - 380 с.
4. Выготский, Л. С. История развития психических функций : сборник / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 2002. - С. 512-755.
5. Гельмгольц, К. Скорость распространения нервного возбуждения / К. Гельмгольц. -Москва : Политиздат, 1923. - 134 с.
6. Зинченко, В. П. Психология на качелях между душой и телом / В. П. Зинченко // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 151-169.
7. Келли, К. Ещё раз о «новом историзме» / К. Келли // Вопросы литературы. - 2003. - Ч.
4. - С. 48-60.
8. Клизовский, А. И. Основы миропонимания новой эпохи / А. И. Клизовский. - Москва : Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 813 с.
9. Ковалев, Г.А. Теория и практика психологического воздействия / Г.А. Ковалев. - М., 1991 - 119 с. / рукопись депонирована в ОДНИ "Школа и педагогика" АПН СССР от 18.02.1991 г. В 37-91/.
10. Кон, И. С. Сексуальное образование - глобальная задача 21 века / И. С. Кон // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2009. - № 1. - С. 94-114.
11. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 320 с.
12. Ломов, Б. Ф. Познание и общение / Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. - М. : Наука, 1988. - 208 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 132
с.
14. Перлз, Ф. Гештальт-семинары. - пер. с англ. / Ф. Перлз. - Москва : Институт Общегуманитарных исследований, 2007. - 352 с.
15. Петровский, В. А. Хрестоматия «Консультативная психология» / В. А. Петровский, М.
B. Бороденко, И. Ю. Кулагина. - М. : Изд-во Мос. гос. псих.-пед ун-та, 2007. - 110 с.
16. Петровский, В. А. Основы практической консультативной психологии / В. А. Петровский. — М. : Изд-во Мос. гос. псих.-пед ун-та, 2007. - 255 с.
17. Прангишвили, А. С. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой / А. С. Прангишвили // Психол. исслед., посвящ. 85-летию со дня рожд. Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси : [б. и.], 1973. - С. 10-24.
18. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека / К. Р. Роджерс ; пер. с англ. М. И. Исениной. - Москва : Прогресс, 1994. - 480 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / Л. С. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. -Москва : Педагогика, 1973. - 480 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщ. взаимосвязи явлений материального мира / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
21. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с. -(Серия «Основы психологической антропологии» кн. вторая)
22. Флоренский, П. А. Общество памяти игуменьи Таисии / П. А. Флоренский. - Ст. Пе-
тербург : [б. и.], 2006. - 192 с.
23. Франкл, В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / В. Франкл. - Москва : Альпина Нон-фикшн, 2009. -239 с.
24. Фромм, Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit / Э. Фромм ; перевод
Г.Ф. Швейника. - Москва : Аст, 2011. - 288 с.
25. Хорни, К. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. - Москва : Академический проект, 2009. - 232 с.
REFERENCES
1. Adler, A. (1926), Individual Psychology as the way to self-knowledge and knowledge of the man, Moscow.
2. Albukhanova-Slavskya K. A. (2009), “Problem of identity in psychology / Psychology personality: new models and concept”, Collective monograph edited by E. N. Starovojtenko, V. D. Shadriko-va, publishing house MPSI, Moscow, pp. 14-63.
3. Ananyev, B. G. (2008), Personality, subject of activity, identity, Direct-media, Moscow.
4. Vygotsky, L.S. (2002), History the development of mental functions, Psychology, Moscow, pp. 512-755.
5. Helmholtz, K. (1923), The speed ofpropagation of nervous excitement, Politizdat, Moscow.
6. Zinchenko, V.P. (2005), “Psychology on a swing between soul and body”, Knowledge. Understanding. Skill, No. 3, pp. 151-169.
7. Kelly, K. (2003), “Once again the “new historicism”, Problems of Literature, Part 4, pp. 4860.
8. Klizovsky, A.I. (2001), Fundamentals of understanding of the world of a new era, Moscow.
9. Kovalev, G.A. (1991), Theory and practice of psychological impact, No. 1. pp.120-125.
10. Kon, I.S. (2009), “Sex education - a global challenge of the 21st century”, Sociology: Theory, Methods, Marketing, No. 1, pp. 94-114.
11. Kornilov, T.V, Smirnov, S.D. (2008), Methodological foundations of psychology, Piter, St. Petersburg.
12. Lomov, B.F., Belyaeva, A.V. and Koul, M. (1988), Cognition and communication, Science, Moscow.
13. Maslou, A. (2008), Motivation and Personality, Peter, St. Petersburg.
14. Perls, F. (2007), The Gestalt seminars, Translated from English, Institute of Humanities Research, Moscow
15. Petrovsky, V.A., Borodenko, M.V., Kulagina, I.Y. (2007), Anthology "Consultative psychology”, Moscow.
16. Petrovsky, V.A. (2007), Fundamentals of practical counseling psychology, MGPPU, Moscow.
17. Prangishvili, A.S. (1973), “Installation problem at the present level of its development Georgian psychological school”, Psychol. research is dedicated. 85th anniversary of his birth. D.N. Uznadze, Tbilisi, pp. 10-24.
18. Rodgers, K.R. (1994), Perspective on psychotherapy, becoming human, Progress, Moscow.
19. Rubinstein, S.L. (1973), Man and the world, Pedagogy, Moscow.
20. Rubinshtein, S. L. (1957), Being and consciousness: the place of the psychic in the universal correlation phenomena of the material world, Pedagogy, Moscow.
21. Slobodchikov, V. I. and Isayev, E.I. (2013), Psychology of development of the person: Development of subjective reality in ontogenesis: manual, PSTGU publishing house, Moscow.
22. Florenskiy, P.A., (2006), Society of memory the abbess Thais, St. Petersburg.
23. Frankl, V. (2009), Say life "Yes”:psychologist in a concentration camp, Alpina Non-fiction, Moscow
24. Fromm, E. (2011), Escape from Freedom, Die Furcht vor der Freiheit, Translated by G.F. Shvejnik, AST, Moscow.
25. Horney, K. (2009), New ways in psychoanalysis, Academic Project, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2014.