Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентации у лиц призывного возраста'

Ценностно-смысловые ориентации у лиц призывного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
634
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИЗЫВНОЙ ВОЗРАСТ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / VALUE-SENSE ORIENTATION / VALUE-SENSE SPHERE OF PERSONALITY / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / DRAFT AGE / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинченко Елена Валерьевна

В статье подчеркивается важность изучения ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Поднимается актуальная для современного общества проблема психологической подготовки к службе в армии, связанная с формированием ценностно-смысловых ориентаций лиц призывного возраста. Акцентируется внимание на значимости формирования патриотизма с младшего школьного возраста. Автор проводит сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы студентов и военнослужащих на основе эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-sense orientations of persons of draft age

The article underlines the importance of studying the value-sense sphere of personality in adolescence. The author raises the actual issue for modern society of psychological preparation for military service related to the formation of values and semantic orientations of persons of draft age. He emphasizes the importance of formation of patriotism with primary school age. The author provides a comparative analysis of the characteristics value-semantic sphere of students and military personnel based on empirical research.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентации у лиц призывного возраста»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

Зинченко Е. В.

В статье подчеркивается важность изучения ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Поднимается актуальная для современного общества проблема психологической подготовки к службе в армии, связанная с формированием ценностно-смысловых ориентаций лиц призывного возраста. Акцентируется внимание на значимости формирования патриотизма с младшего школьного возраста. Автор проводит сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы студентов и военнослужащих на основе эмпирического исследования.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, ценностно-смысловая сфера, терминальные ценности, инструментальные ценности, призывной возраст, военная служба.

Социально-политические, экономические и духовные преобразования, происходящие в последние годы в нашей стране, приводят к переоценке фундаментальных ценностей и смысловых ориентаций у представителей разных социальных групп, в том числе у молодежи. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, касаются и области армии как социального государственного института. В ней происходит активное реформирование: осуществляется плавный переход к созданию профессиональной армии; принимаются меры, направленные на повышение мотивации лиц призывного возраста к военной службе, к службе по контракту; на борьбу с уклонениями от исполнения обязанностей воинской службы; на улучшение условий жизни военнослужащих срочной службы; на привлечение в армию женщин; на сокращение числа призывников и увеличение числа контрактников, на внедрение практики альтернативной гражданской службы и пр. Такие преобразования являются следствием акцентирования внимания государства на проблемах качественного формирования военных кадров и повышения эффективности их профессиональной подготовки с учетом мотивов и ценностей потенциальных

военнослужащих в выборе профессии [8]. В связи с обозначенными выше тенденциями реформирования вооруженных сил, психологические, педагогические и социологические исследования ценностно-смысловой сферы военнослужащих становятся особо актуальными [9, 11].

Следует отметить, что, несмотря на все предпринимаемые меры, процесс реформирования армии протекает далеко не безболезненно. Негативно сказываются на авторитете российской армии такие факторы, как явление армейского моббинга или дедовщины, рост числа суицидов и суицидальных попыток среди военнослужащих [7]. Кроме того, многие молодые люди изначально оказываются психологически не готовыми к службе в армии, не видят в ней особого смысла. Поэтому многие лица призывного возраста пытаются найти всевозможные способы уклонения от воинской службы.

Основываясь на сказанном выше, можно констатировать, что особо актуальной в современных условиях становится постепенная психологическая подготовка молодого человека к службе в армии. В этой связи уместно затронуть важные понятия, связанные с областью военно-патриотического воспитания молодежи

и формированием ее ценностно-смысловой сферы: Родина, патриотизм, гражданственность, долг, почетная обязанность, честь и т. п. [4, 5, 10, 11]. Остановимся подробнее на понятии патриотизма и психологических аспектах его изучения. Д. С. Иваленко считает, что патриотизм является отражением групповых ценностей, которых придерживается данная группа или общество, и отображает те интересы, к осуществлению которых эта группа стремится [4]. В основе феномена патриотизма лежит идентификация с делом или группой, т. е. речь идет об оценке принадлежности к тому, что человек считает своим. Большую роль в данном случае начинает играть потребность в социальной принадлежности как одна из базовых социальных потребностей человека. Однако когда такая принадлежность становится жесткой или ограниченной, появляется противодействие и разделение на «мы» и «другие», свои и чужие, далекие и близкие [4, 12]. В итоге можно вести речь о патриотизме в широком и в узком смысле. Человек может стать патриотом своего двора, семьи, дела, страны, народа. При таком подходе к понятию патриотизма мы неизбежно обращаемся к вопросам психолого-педагогических основ как семейного, так и школьного воспитания, затрагиваем проблему формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего призывника.

К сожалению, у современной российской молодежи чувство патриотизма не сформировано в полной мере. А формировать его следует, начиная с раннего возраста. Так, T. Meyer подчеркивает большую роль образования в формировании ценностей как отдельной личности, так и общества в целом [16]. А. Н. Левина указывает на особую значимость формирования патриотизма уже в младшем школьном возрасте [5]. В процессе его формирования могут использоваться разные методы психологической работы, в том числе и многофункциональные арт-терапевтические технологии [3], позволяющие школьнику осознать себя важной частью целого.

В связи со сказанным выше, возникает множество актуальных вопросов, соприкасающихся с формированием ценностно-смысловой сферы в допризывной период. Каким образом сформировать особое смысловое, мотивационно-

ценностное отношение к военной службе, к воинской чести? Как повысить патриотизм молодого человека, будущего призывника? Как поднять престиж службы в армии? Наверное, один из ответов на эти вопросы лежит в плоскости поиска личностного смысла такой службы.

В русле поиска ответов на сформулированные выше вопросы следует обратиться к еще одному понятию - инициации. Многие психологи и психотерапевты отмечают особую важность проведения инициации, связанной с взрослением мужчины, его переходом на другой жизненный этап. Проблемы возникновения рискованного и аддиктивного (зависимого) поведения личности ученые объясняют, в том числе, отсутствием проведения такого ритуала или отсутствием некого периода взросления, связанного с процессами сепарации от родных и формирования самостоятельности. Если же такая сепарация не происходит, необходима парентэктомия - специально организованная процедура освобождения от родителей [1]. Армия рассматривается как обряд инициации мальчика в мужчину, поэтому можно утверждать, что армейская служба является важной и необходимой для современного молодого человека - для прохождения им взросления.

Изучению ценностно-смысловой сферы личности посвящены работы целого ряда отечественных психологов: Е. А. Борковской, А. В. Серого, М. С. Яницкого, Д. А. Леонтьева и др. Эта тема активно разрабатывается и в зарубежной психологии [14, 15, 17]. Теоретический анализ работ показывает, что ценностно-смысловая система личности, как психологическое образование, способна к развитию и подвержена разного рода трансформациям [6]. Согласно исследованию С. Т. Джанерьян и Е. В. Прокопьевой, ценностно-смысловая сфера студентов-психологов тесно связана с их Я-концепцией [2]. Несмотря на множество исследований ценностно-смысловых ориентаций у молодежи, ценности лиц призывного возраста, в частности, ценности военнослужащих срочной службы, еще недостаточно изучены, хотя и являются одним из личностных факторов, определяющих их боеготовность [13].

Целью данной работы, проведенной совместно с И. В. Маккензи, стало изучение особенностей

ценностно-смысловой сферы лиц призывного возраста. Эмпирическим объектом исследования выступили 49 юношей призывного возраста (согласно Закону РФ о воинской обязанности и воинской службе, 18-27 лет). Из них 26 военнослужащих срочной службы и 23 студента факультета психологии 1-4 курсов.

Методический инструментарий исследования составили: 1) методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, в модификации Д. А. Леонтьева; 2) опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина; 3) тест смысложиз-ненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Для математической обработки данных применялся сравнительный анализ данных с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни (компьютерная программа SPSS).

В исследовании последовательно решались следующие эмпирические задачи: а) проанализировать общую характеристику ценностно-смысловой сферы лиц призывного возраста; б) провести сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы военнослужащих срочной службы и студентов вуза.

Рассмотрим полученные результаты. Первоначально обратимся к данным, полученным на всей выборке респондентов (N = 49), касающимся общей характеристики терминальных и инструментальных ценностей лиц призывного возраста и степени их реализованности. По данным, полученным с помощью методики М. Рокича, оказалось, что наиболее значимой ценностью для всех лиц призывного возраста выступает здоровье. Заметен значительный отрыв этой ценности от всех других. Эта же ценность наиболее реализована. Следовательно, можно заключить, что молодежь уделяет первостепенное внимание собственному здоровью.

На втором месте в иерархии ценностей находятся друзья. Если учесть, что одной из доминирующих потребностей в юношеском возрасте является потребность в дружеских отношениях, то такие результаты вполне соотносятся с исследованиями многих отечественных психологов. Далее, на третьем месте, практически единым блоком, идут ценности материально обеспеченной жизни, любви и свободы.

В наименьшей степени молодые люди призывного возраста проявляют альтруизм: они не

относят счастье других людей к значимым ценностям. Среди мало значимых ценностей ими называются также развлечения и реализация себя в творчестве, красота природы и искусства. Заметим, что ценности, прямо или косвенно связанные с военной службой (уверенность в себе, общественное признание), находятся на 12 и 14 местах.

С точки зрения реализации ценностей, молодые люди призывного возраста считают себя здоровыми, имеющими друзей, свободными, развитыми, уверенными в себе, получившими общественное признание. Респонденты полагают, что пока они не реализовали себя в любви, творчестве, не достигли материального благополучия, не нашли интересной работы. Впереди их ожидает активная деятельная жизнь, дальнейшая реализация познавательных потребностей.

Интересно, что на первом месте среди инструментальных ценностей оказалась воспитанность. Кроме того, юноши ценят в себе и других ответственность, честность, независимость, жизнерадостность. То есть определяющими в системе ценностей являются те качества, которые важны для дружеского общения. Интеллектуальные характеристики человека для юношей оказались не столь важны, чем характеристики общения (образованность оказалась лишь на 8 месте, широта взглядов - на 12). В меньшей степени ценны для респондентов и способности к выполнению деятельности, такие как ответственность (2 место), исполнительность (9), эффективность в делах (15), которые формируются с помощью волевой целенаправленной деятельности и имеют отношение к военной службе. Наличие твердой воли и способности отстоять собственное мнение занимают в целом средние позиции в списке ценностей.

Терпимость и чуткость, столь необходимые, например, в помогающих профессиях, не были отнесены респондентами к значимым ценностям (14 и 16 места соответственно), в то время как честность и смелость в высказываниях набрали более весомую ценность (3 и 11 места соответственно). Видимо, в таких предпочтениях проявляется юношеский максимализм.

В соответствии со второй эмпирической задачей, мы произвели сравнительный анализ

показателей ценностных ориентаций военнослужащих срочной службы и студентов по методике М. Рокича с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. Различия по каждому фактору определялись на уровне значимости р < 0,05. Данные позволяют утверждать, что военнослужащие срочной службы значимо выше, чем студенты оценивают ценности здоровья, материально обеспеченной жизни, развлечений и счастливой семейной жизни, и значимо ниже - ценности красоты природы и искусства, познания, счастья других и творчества. Следовательно, студенты скорее задумываются о духовных ценностях, чем о материальных. Итак, ценностями для военнослужащих являются, в первую очередь, те, которых они лишены в данный момент. Играет роль их дистанцированность от семьи и ограниченность в финансах, недостаток развлечений в настоящий момент времени.

Нами были выявлены значимые различия между группами и в области инструментальных ценностей. Такие различия обнаружены по трем инструментальным ценностям. Так, военнослужащие срочной службы в большей степени, чем студенты, ценят аккуратность и воспитанность, и в меньшей - широту взглядов. Следовательно, аккуратность и воспитанность, являющиеся важными качествами для профессиональной деятельности военнослужащего и выступающие, с этой точки зрения, признанными обществом ценностями, для группы военнослужащих из внешних постепенно переходят во внутренние, интериоризируются. Для студентов же общественно признанной ценностью выступают интеллектуальные качества. В этой группе ценность широкого кругозора также интериоризируется во внутриличностную ценность. Таким образом, молодые люди из каждой группы в целом ориентированы на соответствие принятым в обществе ценностям, сообразным их ведущей деятельности на данный период времени.

Показатели реализованности терминальных и инструментальных ценностей 2-х групп тоже были нами сопоставлены с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. По терминальным ценностям: реализованность ценности красоты природы и искусства, познания и творчества у студентов значимо выше,

чем у военнослужащих. Видимо, они имеют возможность их реализовать в текущей жизни. По инструментальным ценностям: ценность высоких запросов оказалась более реализованной у студентов, а ценность самоконтроля -у военнослужащих. Это мы объяснили тем, что студенты ориентированы преимущественно на удовлетворение своих актуальных потребностей, в то время как военнослужащие развивают в себе, в первую очередь, качество самоконтроля, значимое для военных.

Далее мы сравнили особенности ценностно-смысловой сферы 2-х групп по другим методикам. Результаты в целом совпали с полученными данными по методике М. Рокича. Так, с помощью опросника И. Г. Сенина мы установили, что для военнослужащих более важными, чем для студентов, оказались собственный престиж, высокое материальное положение и достижения, а более значимой жизненной сферой -семейная жизнь.

По тесту СЖО, который выявляет выраженность различных аспектов осмысленности жизни (цели в жизни), насыщенность жизни (процесс), удовлетворенность самореализацией (результат) и направленность внутреннего локус-контроля, было установлено, что значимые различия между двумя группами существуют только по одному фактору - процесс или насыщенность жизни. Следовательно, военнослужащие в меньшей степени, чем студенты, воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

I. Ценностно-смысловая сфера лиц призывного возраста в целом характеризуется следующими особенностями:

1) большей реализованностью инструментальных ценностей по сравнению с терминальными;

2) в сфере терминальных ценностей: выделением здоровья как первостепенной ценности; отнесением к сфере значимых ценностей друзей, свободы, любви и материального благополучия; малой значимостью ценностей общественного признания, творчества, красоты природы и искусства;

3) в сфере инструментальных ценностей: доминированием среди выделяемых инстру-

ментальных ценностей качеств, важных для дружеского и доверительного общения; большим предпочтением честности и смелости в высказываниях, чем чуткости и терпимости по отношению к другим людям.

II. Существуют различия в особенностях ценностно-смысловой сферы студентов и военнослужащих срочной службы, которые проявляются в специфике как терминальных, так и инструментальных ценностей, а также в самооценке их реализованности:

1) военнослужащие выше, чем студенты, оценивают конкретные жизненные ценности личного плана: здоровье, счастливую семейную жизнь, материально обеспеченную жизнь, развлечения;

2) студенты, по сравнению с военнослужащими, отдают предпочтение ценностям высшего порядка, в том числе абстрактным: познание (как ценность саморазвития), творчество (как ценность самовыражения и профессиональной самореализации);

3) студенты в большей степени выделяют счастье других как значимую ценность, являющуюся ценностью межличностных отношений;

4) у студентов больше реализована ценность высоких запросов, а у военнослужащих - ценность самоконтроля;

5) степень реализованности ценностей красоты природы и искусства, познания и творчества у студентов значимо выше, чем у военнослужащих, т. е. они в большей степени ориентированы на духовное саморазвитие и самосовершенствование;

6) военнослужащие в большей степени, чем студенты воспринимают свою жизнь как осмысленную и эмоционально насыщенную. Они находят смысл в настоящем, ведя активную жизнь;

7) для студентов более значимы, чем для военнослужащих, собственный престиж и достижения;

8) для повышения престижа военной службы дошкольным и школьным психологам и педагогам следует уделять внимание формированию ценностей, связанных с волевыми качествами личности.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов военными психологами,

школьными психологами и педагогами, работающими с подрастающим поколением.

В дальнейшем могут быть проведены исследования изменения ценностно-смысловых ориентаций молодых людей до прохождения ими срочной службы и обучения в университете и после, для выявления динамических изменений ценностно-смысловой сферы. Определенный интерес может представлять и исследование трансформации ценностно-смысловой сферы женщин под влиянием военной службы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вознесенская Е. Л. Инициационная арт-терапия как отклик на потребности современного клиента // Проспр арт-терапи: Разом з вами: Зб1рник наукових статей / За науко-вою ред. А. П. Чуприкова, О. А. Бреусенка-Кузнецова, О. Л. Вознесенскок - К., 2006. -С. 13-23.

2. Джанерьян С. Т., ПрокопьеваЕ. В. Особенности профессиональной Я-концепции на начальных этапах профессионального становления психологов // Северо-Кавказский научный вестник. - 2000. - № 5. - Ч. 2. - С. 219-222.

3. Зинченко Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7. - № 2. -С. 42-46.

4. Иваленко Д. С. Патриотизм и его психологические аспекты // Психотерапия. - 2009. -№ 5. - С. 53-60.

5. Левина Н. ^.Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших

школьников: автореф. дис____канд. психол.

наук. - Тамбов, 2004.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007.

7. Логвиненко В. В. Экспертная оценка социально-психологических особенностей личности при расследовании суицидальных попыток военнослужащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2007.

8. Марусенко О. Н. Ценности военной службы в условиях трансформации общества и социального института армии: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Хабаровск, 2008.

9. Романов Д. В. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома,

2009.

10. Руденко В. И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи. -Тюмень, 2005.

11. Фомин М. С. Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии, проходящих службу по призыву: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.,

2010.

12. Шкурко Т. А. Отношения к «своим/чужим», «близким/далеким» жителей городов разного типа // Социальная психология и общество. - 2013. - № 4. - С. 81-94.

13. Шкурко Т. А., Гольдин О. С. Личностные и социально-психологические факторы боеготовности воинских подразделений участников контртеррористических операций // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 5-6. - С. 134-139.

14. Huntington S. P. Who Are We? The Challenges to America's national identity. - New York: Simon & Schuster, 2005. - P. 428.

15. Kluckhon C. Values and orientations in the theory of action. Toward a general theory of action / Ed by T. Parsons, E. A. Shils. -Cambridge, 1951. - P. 388.

16. Meyer T. Education in Human Values. -Copenhagen, 2000. - 202 p.

17. Minoru Mural Morality and Education in Japan Today. - N-Y, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.