Научная статья на тему '«Коллективная творческая деятельность как фактор развития ценностно- смысловой сферы (гражданской ответственности)»'

«Коллективная творческая деятельность как фактор развития ценностно- смысловой сферы (гражданской ответственности)» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
937
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЖИЗНЕННЫЙ СМЫСЛ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крымова Дарья Александровна

В данной статье представлены результаты анализа понятий «коллективная творческая деятельность», «ценностно-смысловая сфера» «гражданская ответственность». Проанализированы подходы к коллективной творческой деятельности, выявлены ее особенности и описаны характеристики. Проведен анализ существующих подходов к понятию «ценностно-смысловая сфера». Изучены основные подходы и проанализировано понятие «гражданская ответственность». Выявлена связь понятий «ценностно-смысловая сфера» и «гражданская ответственность». Выявлены особенности коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности) личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Коллективная творческая деятельность как фактор развития ценностно- смысловой сферы (гражданской ответственности)»»

УДК 159.923.5

Крымова Дарья Александровна

соискатель кандидата психологических наук [email protected]

«Коллективная творческая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ (ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)»

Darya A. Krymova

the applicant of the candidate of psychological sciences [email protected]

«Collective creative

ACTIVITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF VALUE-SEMANTIC SPHERE (CIVIL LIABILITY)»

Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа понятий «коллективная творческая деятельность», «ценностно-смысловая сфера» «гражданская ответственность». Проанализированы подходы к коллективной творческой деятельности, выявлены ее особенности и описаны характеристики. Проведен анализ существующих подходов к понятию «ценностно-смысловая сфера». Изучены основные подходы и проанализировано понятие «гражданская ответственность». Выявлена связь понятий «ценностносмысловая сфера» и «гражданская ответственность». Выявлены особенности коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности) личности.

Ключевые слова: коллективная творческая деятельность, ценностно-смысловая сфера, личностный смысл, жизненный смысл, гражданская ответственность, гражданская позиция, учащиеся, личность.

Annotation. This paper presents an analysis of the concepts of «collective creativity», «value-sense sphere», «civic responsibility». Approaches to the collective creative activity, revealed its peculiarities and characteristics are described. The analysis of existing approaches to the concept of «value-sense sphere». We studied the main approaches and analyzed the concept of «civic responsibility». The connection of the concepts of «value-sense sphere» and «civic responsibility». The features of collective creative activity as a factor for the development of value-semantic sphere (civil liability) personality.

Keywords: collective creativity, value-sense

sphere, personal meaning, the meaning of life, civic responsibility, citizenship, students, personality-

Постановка проблемы. Проблема коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности) в научной литературе активно разрабатывалась отечественными исследователями. Для современной отечественной психологии данная проблема является актуальной в связи с необходимостью выявления влияния коллективной творческой деятельности на развитие ценностно-смысловой сферы (грааданской ответственности) подрастающего поколения.

Таким образом, возникает необходимость изучения особенностей коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностносмысловой сферы (гражданской ответственности) личности.

Анализ последних исследований и публикаций.

Исследованию понятий «ценности» и «смысл» посвящено большое количество работ как в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. К. Вилю-нас, В.П. Зинченко, ЕЛ. Ильин, В.И. Ковалев,

АЛ. Леонтьев, ДА. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, A.B. Серый, Е.А. Стебляк, Б.А. Сосновский и др.), так и в зарубежной (А. Адлер, Дж. Аткинсон,

К. Левин, А. Маслоу, Д. Мак-^елланд, В. Франки, X. Хекхаузен, К. Юнг и др.).

Коллективную творческую деятельность изучали отечественные педагоги: Ш.А. Амонашвили,

ИА. Андреев, ИЛ. Иванов, А.С. Макаренко и т.д.

Особенности гражданской позиции личности в отечественной психологии изучали: ЛА. Байкова, ПЛ. Блонский, ЕА. Казаева, А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинский, ГЛ. Филонов, Т.С. Шацкий и другие.

Актуальность проблемы. Актуальность изучения коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности) связана с тем, что ценностно-смысловая сфера личности проявляется в коллективной творческой деятельности, а так же проявляется в учебной и профессиональной деятельности личности.

255

Цель статьи - теоретический анализ особенностей коллективной творческой деятельности как фактора развития ценностно-смысловой сферы (гражданской ответственности).

Задачи статьи:

1. проанализировать подходы к понятиям «коллективная творческая деятельность», «ценностно-смысловая сфера» «гражданская ответственность».

2. определить сущность и выделить основные

характеристики понятий «коллективная творческая деятельность», «ценностно-смысловая

сфера» «гражданская ответственность».

Изложение основного материала исследования. В настоящее время изучение ценностносмысловой сферы личности является актуальным в психологии, поскольку данная сфера связана с ценообразованием, мотивационной сферой личности, становлением гражданской позиции через коллективную творческую деятельность.

Ценностно-смысловая сфера личности является важным компонентом в структуре личности. Для описания данной сферы в психологических исследованиях используются следующие синонимы «ценностные ориентации» (М. Рокич, М.С. Яниц-кий), «смысло-жизненные ориентации», «смысловая сфера» (А.Г. Асмолов), «личностные смыслы» (А.Н. Леонтьев), «смысловые образования»

(Б.С. Братусь).

Интерес к ценностно-смысловой сфере в психологической науке обусловлен теоретической и практической значимостью, сложностью и многогранностью данной проблемы. В исследованиях данная сфера представляется как центральное образование личности, которое направляет ее и определяет отношение «человек-мир».

Смыслы, так же как и ценности, являются одними из составляющих ценностно-смысловой сферы личности.

Система личностных смыслов дает возможность личности присвоить объективные ценности, данные в обществе. В рамках теории деятельности А». Леонтьева, С.Л. Рубинштейна личностный смысл характеризуется как динамичный, подверженный изменениям и предметный, которые несет в себе целостность, представленную эмоциональными и интеллектуальными переживаниями.

Смысл выступает как единица психического, как элементарная целостность человеческой сущности, а так же является единицей субъективного отношения к значению чего-либо, а значение -это единица объективного знания действительности (Ф.Е. Василюк, АН. Леонтьев). Смысл всегда субъективен, аффективный компонент является его неотъемлемой частью.

В психологии ценностно-смысловая сфера рассматривается в контексте различных научных направлений. Это доказывает многогранность и

сложность данной проблемы. Исследование смысловой сферы имеет два аспекта: содержательный (ценностно-смысловая сфера) и формально-динамический аспект (мотивационно-потребностная сфера).

Существуют различные подходы к определению ценностно-смысловой сферы личности, понимания ее структуры, содержания, динамики, механизмов.

Ценностно-смысловая сфера личности является ведущей в регуляции деятельности и поведения человека (В.Г. Асеев, АТ. Асмолов, ВТ. Братусь, А». Леонтьев, ДА. Леонтьев, Е.В. Суббот-ский, Г.П. Щедровицкий и др.).

В психологии понятие «смысл» неразрывно связанно с гармонично развивающейся личностью.

По мнению А». Леонтьева: «личностный смысл принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, включающая понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [9, С. 20].

Л.С. Выготский рассматривал динамическую смысловую систему как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания [5].

В д альнейшем А .Г. Асмолов развивая положения Л.С. Выготского, использовал понятие «динамической смысловой системы» для обозначения многомерной системной организации смысловых образований.

АТ. Асмолов полагает, что порождение «динамической смысловой системы» является в процессе побуждающей и направляющей тем или иным смыслообразующим мотивом деятельности [2].

В нашем исследовании мы опираемся на положения теории АТ. Асмолова, в которой указан принцип деятельностного опосредования смысловых отношений. Этот принцип основывается на положении о том, что изменение социальной позиции может привести к перестройке всей совокупности личностных смыслов. Осознанные личностные смыслы, не изменяются от самого факта их осознания, что составляет важную характеристику смысловых отношений индивидуальности.

К.А. Абульханова-Славская рассматривает понятие «смысл» с разных сторон. Она полагает, что смысл - это не только стремление к чему-то, не только будущая цель, определяемая мотивом, но и то переживание, которое имеет место в процессе реализации данного мотива (или их совокупности) [1].

Мы согласны с выводами К.А. Абульхановой-Славской, что смысл жизни заключается не только в стремлении достичь желаемой цели, а так же в оценке достигнутого результата по существенным для личности критериям.

256

Согласно А.В. Серому, М.С. Яницкому: «смысл -это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям

окружающего мира, собственной деятельности и поступков других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира» [14, С. 10].

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является разнообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражает социально-детерминированные отношения личности к действительности [14].

С точки зрения А. В. Серого ценности и смыслы непостоянные, они меняются в результате деятельности личности [14].

Таким образом, предложенная A.B. Серым модель системы личностных смыслов, находится в непрерывной динамике, охватывает взаимодействие человека и действительности в целом, включая контекст ситуации, соответствует нашему представлению об изменении смысловой сферы личности.

Понятие «личностный смысл» введено в отечественную психологию А.Н. Леонтьевым в 40-е годы XX в.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл -это отражение в сознании личности отношений мотива деятельности к цели действия. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражает отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение [8].

Д.А. Леонтьев рассматривает личностный смысл как форму познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании, определяет смысл как пристрастное отношение процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к основам бытия, которое опосредованно его практической деятельностью [10, С. 78].

С точки зрения В.К. Вилюнаса и Г.П. Щедровиц-кого смысл представляется как составляющая системы деятельности, которая может быть задана только через организацию соответствующей системы деятельности, акта коммуникаций, которая включает в себя: действия личности, установку, передачу сообщения, смысл придает осознанность цели деятельности [4; 17].

Таким образом, понятие «смысл» рассматривается с разных точек зрения, но имеет общие черты, а именно: смысл - это всегда содержание определенной деятельности, которая может меняться в зависимости от ситуации.

Зарубежные исследователи также рассматривали понятие «смысл» и «смысловые образования» личности.

В. Франки рассматривает смысл жизни как врожденную мотивационную тенденцию, которая свойственна личности и является основным дви-

гателем поведения и развития личности. При формировании личностного смысла происходит содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур личности на неосознаваемом уровне [16].

Таким образом, при формировании личностного смысла происходит содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур личности, личностный смысл взаимосвязан с жизненным смыслом личности.

Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакурова прослеживают взаимосвязь личностного смысла с ценностями личности.

Б.С. Братусь полагает, что ценности не обеспеченные смысловыми и эмоциональными отношениями, не является элементами ценностносмысловой сферы личности, он рассматривает ценности личности как осознанные и принятые личностью общие смыслы ее жизни [3].

С точки зрения Р.Х. Шакуровой источником образования смыслов являются ценности, обладающие жизнеутверждающем, эмоциональным потенциалом и деятельность личности [15].

Д.А. Леонтьев рассматривает ценностно-смысловую сферу как целостную систему, в которой личностные ценности являются центральной структурой смысловой сферы личности, выступая при этом источником смыслообразования. Ценности как источник образования смысла, выполняют смыслообразующую функцию и имеют высший уровень системы смысловой регуляции [10].

Л.С. Выготский, АН. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн рассматривают функциональные возможности ценностей и отмечают их роль в регуляции жизнедеятельности личности.

В.А. Погорская рассматривает ценностно-смысловую сферу как функциональное единство. Значимость ценностей и смыслов индивидуальна для каждой личности и формируется на основании набора ценностей, принадлежащих обществу, в зависимости от уровня субъективного благополучия, эмоционального комфорта или дискомфорта переживаемого личностью [13].

По мнению ПС. Залящева ценностно-смысловая сфера личности - это функциональная система, которая формирует смыслы жизни личности и регулирует способы их достижения. Содержание ценностно-смысловой сферы связано с социальными нормами общества, которые определяют направленность личности [6].

Таким образом, ценностно-смысловую сферу личности можно рассматривать как функциональное единство, ценностно-смысловая сфера является неотъемлемой частью ценностных ориентаций личности, ценности связаны со смыслом деятельности.

Коллективную творческую деятельность можно рассматривать как фактор развития ценностносмысловой сферы личности. В коллективной

257

творческой деятельности происходят процессы идентификации и интернализации личности.

A. В. Серый и М.С. Яницкий интерпретируют понятие «идентификации» как процесс отожествления субъектом себя с другими индивидами или группой на основании установившейся эмоциональной связи, включение в свой внутренний мир норм и ценностей окружающих [14].

В процессе коллективной творческой деятельности происходит усвоение социальных коллективных ценностей, становление гражданской позиции личности. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценности личностей взаимодействуют между собой и воздействуют на коллективные ценности через межличностные взаимотношения.

Ценностно-смысловая сфера отдельной личности возникают под влиянием социальной среды и особенностей социальных групп в которые она входит. Важнейшим компонентом структуры личности являются индивидуальные ценности и личностный смысл жизни, которые выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Социальные ценности определяются как данное, которое имеет практическое содержание, доступное членам какой-либо социальной группы или общества в целом.

Тема коллектива и личности, межличностных отношений и совместной деятельности в коллективе, нашла отражение в работах известных психологов и педагогов: ИЛ. Иванова, АЛ. Макаренко,

B. А. Сухомлинского, А В. Петровского и др.

Согласно концепции коллектива А.В. Петровского, межличностные отношения в группе представлены отношениями опосредованными содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе, принципами и ценностями, которые соотносятся с принятыми социальными нормами и ценностями в обществе [12].

АЛ. Макаренко рассматривал воспитание личности в единстве с коллективом, он полагал, что невозможно представить эволюцию отдельной личности в коллективе, а можно представить себе только эволюцию отношений [11].

ИЛ. Ивановым для реализации идеи создания коллектива была разработана методика коллек-

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. 299 с.

2. Асмолов АТ. По ту сторону сознания; методологические проблемы некпассической психологии. М. : Смысл, 2002. 480 с.

тивной творческой деятельности, ставшей важным элементом педагогики сотрудничества и социального творчества [7].

Необходимым условием коллективной творческой деятельности с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность с взрослыми. Коллективная творческая деятельность - это совместная жизнь и деятельность взрослых и младших, общая забота об улучшении окружающей жизни. Целью каждого коллективного творческого дела является жизненно-практическая гражданская забота об улучшении общей жизни, совокупность определенных действий направленных на общую пользу и радость.

Воспитание гражданской позиции у подрастающего поколения осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Воспитание гражданской позиции - это длительный процесс, требующий от личности и коллектива настойчивости, последовательности и системности в плане интеграции знаний и деятельности.

Следовательно, образовательный процесс, происходящий в коллективной творческой деятельности, может способствовать формированию гражданской позиции личности, опираясь на ее ценностно-смысловую сферу и ценности коллектива.

Понятие «грааданская позиция» личности в отечественной психологии рассматривали многие психологи и педагоги, смысл данного понятия меняется с социально-ценностными изменениями в обществе.

Е.А. Казаевой, понятие «гражданская позиция» рассматривается как: «интегративное качество личности, которое включает в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества, отражающие отношение личности к своей стране, гражданскому обществу и самому себе, которое предполагает сознательные реальные поступки в отношении окружающего в личном и общественном плане» [8].

Согласно ПН. Филонову гражданская позиция имеет следующую структуру, которая включает три компонента: познавательный, мотивационноориентировочный и поведенческий [16].

Следовательно, гражданскую позицию личности можно рассматривать как качество личности и как систему отношений с окружающей действительностью.

Literature:

1. Abulkhanov-Slavskaya K.A. Strategy of life / K.A. Abulkhanov-Slavskaya. M. : Thought, 1991. 299 p.

2. Asmolov A.G. On that party of consciousness; methodological problems of nonclassical psychology. M. : Sense, 2002. 480 pages.

258

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301 с.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 1990. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Изд-во Смысл; изд-во Эксмо, 2005. 1136 с., ил - (Библиотека всемирной психологии).

6. Залящее Г.С. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у осужденных подростков и учащихся общеобразовательных школ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 14, №2(2). 2012. С. 371-376.

7. Иванов ИЛ. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. М., 1992. 219 с.

8. Казаева ЕЛ. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. ... док. лед. наук.: 13.00.00. «Педагогические науки». Челябинск, 2010. 420 с.

9. Леонтьев АЛ. Потребности, мотивы и эмоции. М. : Изд-во Моек. ун-та, 1971. 40 с.

10. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М. : Смысл, 2003. 487 с.

11. Макаренко АЛ. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. 345 с.

12. Петровский ВА. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 509 с.

13. Погорская ВА. Содержани е ценностносмысловой сферы личности студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2(5). С. 32-36.

14. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

15. Серый АД. Цен ностно-смысловая сфера личности : учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.

16. Филонов ГЛ. Гражданское воспитание: основные категории и понятия. М. : Педагогика, 2001. 81 с.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 2000. 366 с.

18. Щедроеицкий ГЛ. Избранные труды. М. : Шк. Культ. Полит. 1995. 800 с.

3. Bratus’ B.S. Anomalies of the personality. M. : Thought, 1988. 301 pages.

4. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of motivation of the person. M. : Publishing house of MSU, 1990. 288 pages.

5. Vygotsky L.S. Psychology of development of the person. M. : Publishing house Sense; Eksmo's publishing house, 2005. - 1136 pages, silt - (Library of the world psychology).

6. Zalyashchev G.S. The comparative analysis of the valuable and semantic sphere at the condemned teenagers and pupils of comprehensive schools // News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. T. 14, № 2(2). 2012. P. 371-376.

7. Ivanov I.P. Technique of kommunarsky education: the book for teacher. M., 1992. 219 pages.

8. Kazayeva E.A. Pedagogicheskaya concept of development of a civic stand of future teacher: yew. ... dock. пед. sciences.: 13.00.00. «Pedagogical sciences». Chelyabinsk, 2010. 420 pages.

9. Leontyev A.N. Requirements, motives and emotions. M. : Publishing house Mosk. un-that, 1971. 40 p.

10. Leontyev D.A. Psikhologiya of sense: nature, structure and dynamics of semantic reality. the 2nd, испр. prod. M. : Sense, 2003. 487 p.

11. Makarenko A.S. Collective and education of the personality/Ampere-second. M., 1972. 345 p.

12. Petrovsky V.A. Lichnost in psychology: paradigm of subjectivity. Rostov n/D. : Phoenix, 1996. 509 p.

13. Pogorskaya V.A. The maintenance of the valuable and semantic sphere of the identity of students depending on the level of subjective wellbeing // TGU science vector. 2011. № 2(5). Page 32-36.

14. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology. SPb.: St. Petersburg, 2002. 720 pages: silt. (Masters of Psychology series).

15. Gray A.V. Valuable and semantic sphere of the personality. Manual / A.V. Sery, M.S. Yanitsky. Kemerovo: Kemerovo state university, 1999. 92 pages.

16. Filonov G.N. Civil education: main categories and concepts. M. : Pedagogics, 2001. 81 pages.

17. Frankl V. Chelovek in search of sense. M. : Progress, 2000. 366 pages.

18. Schedrovitsky G.P. Chosen works. M. : Шк. Cult. It is watered. 1995. 800 pages.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.