УДК 159.923.2
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Немолот
VALUE-ORIENTED AND SEMANTIC COMPONENTS IN AN EDUCATION PSYCHOLOGIST’S ACTIVITY
E. V. Nemolot
В статье рассматривается ценностно-смысловая сфера психолога образования, обеспечивающая эффективность его деятельности. Акцентируется внимание на проблемах, возникающих в его профессиональной деятельности и её особенностях.
The article is devoted to the value-semantic sphere of an education psychologist, ensuring the efficiency of his activity. The problems connected with a psychologist’s the professional activity of and its peculiarities are given vital importance.
Ключевые слова: психолог образования, профессиональная деятельность, этапы развития ценностно-смысловой сферы специалиста.
Keywords: education psychologist, professional activity, the stages a specialist’s value-semantic sphere development.
Профессия практического психолога может быть названа одной из первых в рейтинге профессий, в которой личностное тесно взаимодействует с профессиональным. Сам факт постижения психологом своего внутреннего содержания, признания его ценности, а возможности управления им, свидетельствует о достаточно высоком уровне рефлексии специалиста, тем более, что особенностью данного вида деятельности является то, что инструментом деятельности выступает личность самого практического психолога.
Профессиональная деятельность психолога нацеливает человека на инвентаризацию своего внутреннего мира, без которой невозможно достижение результата в профессии. В качестве методологической базы, объясняющей процесс формирования профессиональных качеств специалиста и последующей их оценки, выступает культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и его последователей, в частности А. Н. Леонтьева. Среди основных положений данной концепции, объясняющих причины, оказывающих влияние на психическое развитие личности профессионала, обращает на себя внимание следующее: психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности [9]. Системная организация процесса усвоения опыта и трансформации его в качества, дальнейшая экстериоризация, направленная на преобразования окружения, сложна, динамична, непрерывна. Роль сознания в данном случае заключается в периодических рефлексивных «срезах», нацеленных на осмысление конкретного периода или события, его оценивание, селективной значимости.
Особенностью профессии психолога образования является небольшая история ее становления, что задает, по нашему мнению, продолжение формирования траектории профессионального самосознания психологов образовательных учреждений, обуславливающего их профессиональную позицию. Таким образом, невозможно говорить сегодня о сложившейся профессиональной культуре профессии педагога-психолога.
Становление профессионального самосознания психологов образования осложняется переживанием методологического кризиса в психологии. Причиной и сутью кризиса в психологии Л. С. Выготский назвал разрыв между академической и прикладной сторонами науки с первостепенной значимостью последней. Теоретическая психология переживает испытание практикой, которая заставляет перестраивать всю методологию науки [7, с. 386 - 389]. Другой причиной называют раздробление психологии на отдельные направления и школы. Среди причин кризиса указывают на отсутствие содержательной конструктивной коммуникации между представителями разных направлений и школ. Среди причин кризиса В. А. Мазилов выделяет также отсутствие единого подхода; противопоставление академической и прикладной психологии; разрыв между научной психологией и техниками самопознания; различие между западной и восточной психологиями [15]. С ним солидарен А. В. Юревич, который также среди причин называет отсутствие единой науки; раскол между исследовательской и практической психологией; конкуренция между научной и ненаучной системами знания [19].
По нашему мнению от отсутствия истины как наиважнейшей ценности науки, а также наличия многозначности в результатах исследования и обтекаемости выводов принижается значение полезности профессиональной деятельности психолога и страдает его профессиональная репутация. Вопрос затрагивает проблему компетентности психолога, а также проблему меры воздействия психолога, оправдывающую степень проникновения в индивидуальное сознание. Таким образом, затрагиваются вопросы этики профессиональной деятельности, представляющие собой особую ценность, определяющую меру «человеческого» в профессии психолога.
Другую проблему затруднения адаптации и профессионализации психологов образования высвечивают А. Г. Асмолов, Б. Н. Бессонов, Б. С. Гершун-ский, Г. И. Петрова, В. Э. Чудновский, Р. М. Ша-мионов. Она заключается в том, что образование пока
не выполняет свою главную задачу - «развивать в людях глобальное сознание, помочь преодолеть еще присущие многим людям разрушительные индивидуалистические интересы, объединить людей прекрасным идеалом мирной, достойной, творчески целеустремленной, свободной и солидарной общей жизни на нашей Земле» [5, с. 259].
Особенности профессиональной деятельности психолога, такие как многофункциональность или неопределенность функциональных обязанностей специалиста, осложняют продвижение к результату деятельности. Хотя нередко ценностное отношение к профессиональной деятельности делает личность специалиста более уязвимой. На трудности профессии психолога образования указывают М. Р. Битянова, И. В. Вачков, И. В. Дубровина, Е. А. Климов, М. Ю. Колпакова, Н. В. Лукьянченко, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, А. А. Реан, В. В. Рубцов, С. Ю. Степанов, М. А. Степанова, Л. М. Фридман и др. Они отмечают несформированность психологической культуры субъектов воспитательно-образовательного процесса; отсутствие ценностно-смысловых приоритетов, в том числе и у психологов образования; неопределенность целей и предмета службы практической психологии в системе МО РФ и, как следствие, отсутствие однозначной нормативно-правовой базы для деятельности психолога образования и др.
По роду своей деятельности психолог образовательного учреждения взаимодействует с различными категориями субъектов образовательного процесса: это и учащиеся, и учителя, родители, администрация, межведомственные связи. Работа ведется с учетом специфики запроса - это и участие в решении проблем различного уровня сложности: от развития психических процессов младших школьников до разработки программы экспериментальной площадки, требующей от психолога научных знаний; принимаются в расчет возрастные, индивидуальные, гендерные особенности клиентов.
К проблемам, связанным с особенностями профессиональной деятельности психолога образования, относятся высокий уровень ответственности за результаты своего труда при низком уровне оплаты и низком социальном статусе психолога, или, точнее сказать, неопределенности его социального статуса. Из-за вышеперечисленных причин престиж профессии крайне низок, но знания психолога неоценимы.
Вышеперечисленные особенности профессиональной деятельности психолога образования предъявляют к его личности особые требования. Обеспечивая функциональность и сохранение психологического здоровья субъектов образовательного процесса, сам психолог должен быть психологически здоров. Психологическое здоровье - это «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение личности своей жизненной задачи» [10, с. 458]. По мнению авторов И. А. Свиридовой, А. В. Серого и М. С. Яницкого, индикаторами психологического здоровья личности выступают ее ценностные ориентации, а также «качество и направленность переживания человеком смысла жиз-
ненной ситуации» [18, с. 190 - 197]. Авторы предлагают вариант разрешения дилеммы между ценностями адаптации в деятельности и ценностью преобразовательной деятельности, затрагиваемой также Л. В. Баевой [4, с. 21]. Мы согласны с авторами данной статьи, что осознание личностного смысла профессиональной деятельности, своего места в ней в периодических актуальных временных срезах позволяет сохранять баланс между адаптационной и ценностносмысловой составляющими профессиональной деятельности, таким образом поддерживая достаточный уровень личного психологического здоровья, позволяющего решать как личные, так и профессиональные задачи.
Любая деятельность нецелесообразна, если в её основе нет смыслосодержания, являющегося составляющей целеполагания. Не существует чистого, непредметного смысла, личностный смысл, по выражению А. Н. Леонтьева - это всегда смысл «чего-то».
Проблемы ценностно-смысловой сферы личности обсуждались в трудах таких отечественных психологов как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. М. Бахтин, а также современных авторов: Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, О. М. Краснорядцевой, В. Е. Клочко, Г. П. Медведевой, Е. И. Головаха, И. С. Кона. Данную тему затрагивали также зарубежные психологи: А. Адлер, Г. Оллпорт, В. Франкл, Э. Фромм. Вопрос о ценностно-смысловых составляющих профессиональной деятельности психолога образования периодически возникает в трудах М. С. Яницкого, А. В. Серого, Е. А. Климова, Н. С. Пряж-никова, Е. Ю. Пряжниковой, Л. Н. Зыбиной.
В. Виндельбандт рассматривал ценности как нормы, находящиеся в основании функций культуры, а также нравственные ориентиры, должные обуславливать поведение и деятельность человека в обществе. Культура - это иерархическая выстроенность ценностей. Об иерархичности космической жизни говорил Н. А. Бердяев, иерархия наблюдается также в социальной жизни. На иерархичность ценностей указывали Г. Л. Медведева, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Постигая ценности и смыслы, человек приобщается к культуре как часть к целому. На скрепляющий характер ценностно-смысловой сферы человека с обществом указывали такие авторы, как С. Л. Рубинштейн, А. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринов, С. И. Гессен. Отражаясь в области сознания человека, ценности приобретают значение смысла. Ф. Шиллер считал ценности состоянием целостного, а не «раздробленного» субъекта. П. С. Гуревич отмечает, что в современной психологической литературе понятие ценности употребляется в различных значениях: как новая идея, выступающая в качестве индивидуального или социального ориентира; как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; как культурно-исторический стандарт; как тип «достойного поведения» или конкретный стиль жизни [8, с. 40 - 41]. Природа человека изначально задумана как созидающая ценности.
По мнению Ш. Бюллер, жизнь человека имеет направленность или цель, и эта цель - придать жизни смысл. Согласно концепции Ш. Бюллер осуществление смысла является конечной целью человеческого
существования. Осуществление смысла отличается от осуществления самого себя или самоактуализации. Самоактуализация может выступать только в качестве побочного эффекта, но не в качестве первичной или конечной цели человека. В этом мнении с ней согласны В. Франкл и А. Маслоу. В персоналистической психологии В. Штерна потенциально возможная реальность конструируется посредством смысловой составляющей, инструментом которой выступает активная деятельность субъекта. Согласно мнению А. Н. Леонтьева личностный смысл является одной из образующих системы индивидуального сознания, создающий его пристрастность [14, с. 156]. Л. С. Выготский включает личностный смысл в план сознания, «непосредственно выражающий изначально заключенные в самой природе человека внутренние движущие им силы» [14, с. 153]. Смысл, как правило, встроен в «смысловую вертикаль личности», гибко реагирующую на реалии её внутреннего и внешнего мира. Именно связующее начало смысловой иерархии обеспечивает развитие человека, поскольку выполняет регуляторную функцию. Данная иерархия содержит как прагматичные смыслы, способствующие приближению человека к целям повседневной действительности, так и смыслы более высокого нравственного порядка, сближающие психологию и этику. С позиции нравственности смыслы трансформируют оценку достигнутой цели от одобрения до порицания. Смыслы составляют тип культуры: личностной, общественной, профессиональной. Смена культуры в обществе влечет за собой смену смыслов, образа жизни, способа деятельности.
Ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. д.) [6, с. 596]. Ценностные ориентации представляют собой «особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов» [24, с. 29]. По мнению М. С. Яницкого, ценности личности составляют подсистему системы его «образа мира», иерархический принцип построения которых является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций. Структурированность ценностных ориентаций позволяет им быть полифункциональными, так как они выступают регуляторами активности личности, вынося окончательное решение в вопросах определения собственной позиции, выражении своей точки зрения, оценки чего-либо [24, с. 29 - 31]. Ценностно-смысловые ориентации - это не только отношение человека к определенным ценностям, но выражение его профессиональной позиции в деятельности. В отличие от смыслов ценностные ориентации осознаваемы, смыслы же могут и не осознаваться, так как, по мнению А. В. Серого, они «не видимы и не осязаемы, надстоят над материальными отнесениями и представляют собой метаотношения» [20, с. 32].
Рассматривая ценности относительно профессиональной деятельности, Е. И. Головаха выделяет
три группы ценностей: реализующиеся в профессиональной деятельности, реализующиеся вне профессиональной деятельности, реализующиеся за счет профессиональной деятельности. Преобладание тех или иных ценностей формирует определенный тип профессиональных ценностных ориентаций, влияющих на профессиональное самосознание личности. К первой группе ценностных ориентаций относятся непротиворечивые профессиональные ценностные ориентации. Человек с подобным типом профессиональных ценностных ориентаций характеризуется высоким уровнем профессиональной активности, мотивации профессиональной деятельности, самоотдачи в профессии, высоким уровнем профессионального самосознания. Вторая группа - противоречивые ценностные ориентации - характеризует человека, представления о жизненной перспективе не сформированы, цель деятельности человека и способы её достижения не согласованы между собой. Третья группа
- непротиворечивые непрофессиональные ценностные ориентации - свидетельствует о том, что интерес человека вызывает деятельность, не связанная с профессией.
А. Г. Фонарев отмечает, что смысл жизни обусловливает развитие личности профессионала, хотя при этом не всегда может совпадать со смыслом профессиональной деятельности. Смысл профессиональной деятельности может совпадать с общим жизненным смыслом, может «подгоняться» под него, или они могут существовать изолированно друг от друга.
Т. М. Буякас в качестве одного из условий формирования личностной зрелости человека выделяет процесс «переоткрытия» для себя как культурных ценностей, так и профессиональных ценностных ориентаций, которые, по ее мнению, должны встроиться в систему личностных смыслов. На особенности ценностно-смысловой сферы зрелой личности указывает также Л. И. Божович, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова. Профессиональные ценности значимы как для самой личности, так и для общества. В данном ключе обращает на себя внимание работа Н. В. Костенко и В. Л. Оссовского, изучающая проблему формирования ценностных установок молодежи при выборе профессии. Произведенная ими селекция ценностей профессий послужила «нормативными моделями» профессионального мира. Ценности -нормы профессиональной деятельности были классифицированы по шести типам: 1) цели данной профессии как выражение её социальной функции, места в жизни общества; 2) история профессии, её ретроспектива, перспектива; 3) содержание и условия профессионального труда; 4) социальная позиция профессии по отношению к другим социальным группам и категориям в общей системе классов, групп и категорий; 5) личностный образец данной профессии; 6) профессиональная этика и обычаи, характерные для данной профессии, регулирующие профессиональную деятельность и стиль жизни её представителей [13, с. 75].
Данные ценности-нормы способны выступать в качестве факторов, обуславливающих формирование ценностно-смысловой иерархии личности, влияющих на отношение к профессии и её выбор, а также на
формирование целеполагания личности специалиста в профессиональной деятельности.
По нашему мнению для изучения развития ценностно-смысловой сферы профессиональной деятельности личности психолога образования в качестве основы может выступить периодизация развития личности в процессе социализации А. В. Петровского. Ценности, формируемые на каждом из этапов социализации, в случае их осознания и осмысления содействуют позитивной динамике в профессиональной деятельности психолога образования. Они выполняют функцию её мотивации и стимуляции, обусловливая самореализацию специалиста. На осознанный характер усвоения ценностей указывали Б. И. Додонов, наличие воли в присвоении ценностей признавал Р. С. Немов, «нейтральный» вариант усвоения социальных ценностей, выражающийся в специфическом подражании, описывал В. Г. Леонтьев.
Социализация - это процесс и результат социального развития человека (Г. М. Андреева). В ходе профессиональной социализации специалист планомерно или хаотично принимает ценностно-смысловые нормативы своей профессиональной деятельности. В процессе социализации может осуществляться динамика активной и пассивной позиции индивида. Активная позиция проявляется в случае воспроизводства социального опыта в качестве субъекта профессиональной деятельности; пассивная характеризуется усвоением социального опыта в качестве объекта социальных отношений; активно-пассивная - при которой индивид способен интегрировать субъект-объектные отношения. Мера активности индивида зависит от степени осмысленности отношения к своей профессиональной деятельности.
А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптация как активное приспособление человека к условиям среды посредством усвоения (ассимиляции) внешних требований и изменения (аккомодации) собственных реакций; индивидуализация как активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации; а также социально - психологическая интеграция как постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.
С точки зрения синергетической парадигмы соотношение онтогенеза и социализации личности рассматривает А. Н. Тесленко. Чешский социальный психолог А. Юровский выделяет три этапа социализации: на первом этапе индивид осваивает нормы и систему социальных отношений первичной социальной группы; на втором этапе происходит развитие социальных связей и аспектов, взаимосвязанных с ними социальных ролей, статуса; на третьем этапе происходит духовное обогащение личности, развитие способностей и индивидуального опыта [22].
А. В. Серый, отмечая факт осмысленности отношения к своей профессиональной деятельности пси-хологов-практиков, отмечает, что если посредством профессиональной деятельности личностные смыслы «проясняются, закрепляются и корректируются», то их осознание способствует личностному и профес-
сиональному развитию специалиста в данной области. «Необходимо отметить, что процесс функционирования системы личностных смыслов и профессиональная деятельность взаимодетерминированы и в комплексе обусловливают целостный процесс личностного развития профессионала» [19]. Данное утверждение обращает наше внимание на то, что в процессе профессиональной деятельности происходит формирование профессионала, сопровождающееся появлением психических и психологических новообразований, способствующих более эффективному выполнению данной деятельности. Закрепление подобных новообразований и развитие их до профессиональных качеств в структуре личности, по нашему мнению, можно назвать ценностями профессиональной деятельности. Они отвечают критериям ценностей, таким как значимость, надындивидуальность; желанность; к ним стремятся; они удовлетворяют потребности как специалиста, способного эффективно выполнить свою работу, так и клиента, получившего качественную профессиональную помощь, а также общества; нормируют поведение специалиста в профессиональном сообществе.
Процесс осознания предполагает рефлексию своей жизнедеятельности в целом и профессиональной в частности, что обуславливает ментальное восхождение до ценностно-идеального уровня, олицетворяющего полноту бытия и содержащегося в ней смысл. Таким образом, в ценностно-смысловой составляющей как человека, так и общества мы отмечаем наличие как иррациональной, так и рациональной сторон, объединенных в неразрывное целое. По мнению К. Ясперса, период, характеризующийся началом возникновения вопросов о смысле своей деятельности, можно назвать периодом «взросления сознания». В возрастной периодизации - это подростковый этап, результатом которого становится формирование такого новообразования, как самосознание личности. В исторической периодизации развития человечества -это период, характеризующийся преобразованием человеком окружающей действительности и совместной деятельностью. Сознание, имеющее социальные корни, выступает источником формирования ценностей гораздо более высоких по рангу, нежели бессознательное, таких как добро и красота. Наряду с ними факт утверждения жизни как ценности, источником которой названо бессознательное, на острие момента ставит человека в ситуацию выбора, и этика профессиональной деятельности открывает вопрос о приоритетах.
На первом этапе вхождения в профессию важное значение приобретает процесс адаптации, основанный на механизме идентификации. В качестве ценностей профессиональной деятельности могут выступать предпосылки, способствующие её успешному овладению. Это могут быть личностные особенности, имеющие тенденцию к развитию до профессионально значимых качеств личности. О способности к той или иной профессиональной деятельности писал А. Ф. Ла-зурский: «Когда подходящая профессия найдена, то очень скоро она придает человеческому облику значительную определенность и законченность. Благодаря многократному повторению, укрепляются и, так
сказать, кристаллизуются в определенных профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как все остальное отходит на задний план, становится малозаметным» [2]. Важность личностных предпосылок к профессиональной деятельности психолога образования отмечают М. К. Тутушкина и
Н. В. Лукьянченко. Не всегда и не все личностные особенности развиваются до профессионально важных качеств. Профессионально важные качества - это «любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности» [23, с. 432].
Ценности, приобретающие особую значимость для психолога образования на данном этапе, условно назовем «прагматическими». Это те значимые составляющие профессиональной деятельности, на основе которых возможно развитие более сложных ценностно-смысловых образований. Для практического психолога образования предпосылками развития профессионально важных качеств служат внимание к людям, эмпатия, коммуникабельность, независимость, креативность, флексибильность, социальный интеллект, позитивная «Я-концепция», рефлексивность, а также способность не терять собственную индивидуальность при столкновении с иным опытом клиента [24, с. 168]. По нашему мнению в данный список можно добавить способность преодолевать ситуации неопре-делённости, устанавливать контакты с разными категориями людей (возрастными, профессиональными), наличие предпосылок к развитию мотивации помощи, способность к кропотливой работе. Особым значением для начинающего специалиста обладает наличие высшего образования по специальности «Психология в образовании». Наличие вышеперечисленных качеств обуславливает формирование у студентов «профессиональной системы ценностей» [24, с. 171].
Смысловой составляющей данного уровня выступает желание овладеть профессией, научиться помогать другим людям и себе решать психологические проблемы. Сформированность ценностно-смысловой сферы специалиста на данном уровне позволяет ему справляться с такими задачами, как разработка психодиагностических и психокоррекционных программ, осуществление психологического просвещения, профилактики и психологического консультирования субъектов образовательного процесса, подготовки аналитических и справочных материалов.
На данном этапе вхождения в профессию специалист приобретает первый профессиональный опыт, рефлексирует свои способности и возможности, а также принимает решение, развиваться далее в данном профессиональном направлении или сменить вид деятельности. На первых стадиях овладения профессией специалист может не осознавать смысла профессиональной деятельности, т. к. усвоение смысла может происходить и спонтанно, и осмысленно.
Таким образом, происходит проникновение специалиста на более высокий уровень развития ценностно-смысловой сферы профессиональной деятельно-
сти, который условно можно назвать «информационный».
Деление на уровни в данном случае весьма условно, так как профессиональный опыт специалист приобретает на протяжении всей профессиональной деятельности, а также на протяжении всей профессиональной деятельности формируются и развиваются профессионально значимые качества личности, а без ценностного отношения к личности клиента или коллеги невозможно освоение профессии психолога, поскольку она входит в разряд помогающих профессий и основана на гуманистических установках в отношении человека.
В теории А. В. Петровского этот уровень и следующий за ним «информационный» уровень соответствует, согласно нашим представлениям, стадии индивидуализации. Индивидуализация - процесс формирования индивидуальности человека. Индивидуальность - неповторимость, уникальность свойств человека [21, с. 148]. На данном этапе происходит дальнейшее накопление знаний и трансформация их в профессиональный опыт, это способствует формированию профессионально важных качеств, профессиональной компетентности, профессионализма, индивидуального стиля профессиональной деятельности. Смысловой составляющей выступает стремление приобрести индивидуальность, простроить перспективу для профессионального и карьерного роста, повысить профессиональный статус, престиж своей профессии, стать профессионалом в данной сфере. Престиж рассматривается психологами и социологами как ценность профессиональной деятельности, способная оказывать «влияние на привлекательность профессии» [13, с. 103]. Функционирование психолога на данном уровне происходит в направлении решения таких задач, как внесение предложений по усовершенствованию методов проведения различных мероприятий, проводимых психологической службой образовательного учреждения, выявление механизмов и закономерностей целостного формирования личности.
Это позволяет психологу осознавать и закреплять свою профессиональную позицию, посредством которой специалист осваивает следующий уровень профессиональных ценностей - уровень «профессиональной коммуникации». На уровне «профессиональной коммуникации» продолжает накапливаться профессиональный опыт, может наблюдаться стагнация, профессиональное или личностное выгорание, поэтому открытость профессиональному опыту мы рассматриваем как профессиональную ценность. Она позволяет обмениваться профессиональной информацией, формировать и развивать профессиональные отношения, как с коллегами, так и с клиентами. Особой ценностью в коллективе единомышленников можно назвать групповое «ценностно-ориентационное единство». Основанное на механизме идентификации, оно позволяет сканировать профессиональные и личностные возможности, более свободно развиваться личности как профессионалу, активизирует творческие процессы в деятельности. Понятие «ценностно-ориентационное единство» является характеристикой сплоченности в теории деятельностного
опосредствования межличностных отношений личности в группе А. В. Петровского. «Сплоченность» по
A. В. Петровскому - это «мера общности взглядов, позиций, ценностных ориентаций участников групповой деятельности относительно самой этой деятельности» [6, с. 467]. «Коммуникативный» уровень формирования профессиональных ценностных ориентаций личности актуализирует проблемы её индивидуализации, решая которые в целом специалист достигает баланса во взаимоотношениях с профессиональным сообществом. Так в процессе адаптации к профессиональному сообществу, по мнению
B. В. Абраменковой, учитывается мера «вклада» индивида в группу, на этой основе происходит символическое разделение на «своих» и «чужих» [17, с. 239].
Смысловой составляющей является достижение осознания своего места в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также своих профессиональных возможностей. Задачи, решаемые на данном уровне посредством функционирования, -это участие в проведении экспертной оценки прогнозов психологического климата ученического и педагогического коллективов, формирование эффективной корпоративной культуры образовательного учреждения, организация деятельности межведомственных связей, активная психологическая помощь в формировании траектории развития личности учащихся, формирование профессиональной траектории развития педагогов, повышение уровня активности в трудовом коллективе.
При переходе на следующий уровень ценностносмысловой иерархии, который мы назвали «нравственным», психолог образования уже приобрел «коммуникативный дух», он осознает свою принадлежность к профессиональному сообществу и свои профессиональные возможности. Данная стадия в периодизации А. В. Петровского обозначена как стадия интеграции. Интеграция личности психолога образования рассматривается нами как переживание чувства осмысленной включенности в профессиональный контекст, вбирающего достижения определенного уровня в профессиональной деятельности, профессиональную социализацию, сформированность профессиональной «Я-кон-цепции», возможность изменять окружение, а также способность к самоизменениям и саморазвитию. Данный уровень характеризуется доработкой собственных способов самореализации. В иерархической лестнице
А. Маслоу этот уровень соответствует уровню самоактуализации личности. Смысловой составляющей данного уровня является переосмысление своего предназначения. В качестве задач данного уровня выступают обучение субъектов образовательного процесса умению сохранять свое психологическое здоровье, передача своего педагогического опыта молодым специалистам, а также, возможно, разработка аспектов нормативно-правовой базы системы психологического обеспечения образования.
Упоминая об относительности разделения ценно -стно-смысловой сферы специалиста на уровни, обратим внимание на некоторые моменты. Так, например, осознание и наличие профессиональной этики необходимо уже на первом, «прагматическом» уровне, поскольку невозможно развитие успешной профессио-
нальной деятельности специалиста без освоения этических основ. Так же необходимым условием для самосовершенствования специалиста является наличие профессионального творчества на всех уровнях ценностно-смысловой иерархии. По мнению Р. Н. Зият-динова познавательно-творческая активность проявляется в повышении уровня квалификации, в наличии творческой составляющей профессиональной деятельности. Социальное творчество, по его мнению, есть выражение социальной и личностной зрелости, и характеризует субъекта деятельности [11, с. 146].
В. А. Иванов отмечает, что ценность деятельности для личности заключается в возможности самовыражения, применения своих творческих способностей. «Лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности - действительные и воображаемые - выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта» [12, с. 152].
К. А. Абульханова-Славская считает, что далеко не любая деятельность может выступать в качестве условий для самовыражения личности и не любая личность реализует свои способности в деятельности. Лишь сочетание множества факторов, формирующих систему мотивов, могут способствовать самовыражению и самореализации личности в деятельности. В этом случае деятельность приобретает характер ценности [1, с. 153]. Ценный опыт, качества личности, сформированные профессиональные качества, приобретая статус ценностей, встраиваются в его динамичную структуру ценностно-смысловой иерархии. Внешние ценности связаны с внешними объектами и благами, выбор внутренних ценностей обращает человека внутрь себя, к рефлексии своего внутреннего содержания и возможности его преобразования. Психолог образования обязан периодически решать вопрос поддержания ценностно-ориентационного баланса в повседневной профессиональной жизни. Это является непременным условием, обеспечивающим возможность выполнения своей профессиональной деятельности.
Специфика профессиональной деятельности практического психолога образования задает вектор формирования ценностно-смысловой иерархии личности специалиста, категории ценностей на каждом из уровней отличаются «плавающим» характером и способны занимать свое место сообразно временной протяженности профессиональной деятельности на каждом из них. Несвоевременность же появления какой-либо из категорий влияет на качество профессиональной деятельности психолога образования. Так же отметим, что на каждом из уровней мы можем наблюдать соответствующее данному уровню саморазвитие, самоэффективность, самореализацию и самоактуализацию личности специалиста.
Профессиональная деятельность ценна также результатом или продуктом, представляющим собой материальные или духовные блага. Ценность продукта обуславливается потребностями общества. Ценность профессии определяется запросом общества на продукт, получающийся в результате этой деятельности. По выражению Н. Г. Чернышевского, «во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые
находятся в живой связи с потребностью общества» Таким образом, ценностно-смысловые ориента-
[цит. по: 16, с. 3]. Вышеперечисленные проблемы не ции профессиональной деятельности психолога обра-
способствую пока формированию конструктивного зования, являясь динамической системой, запускают
социального заказа общества на деятельность психо- механизмы более качественного и активного развития
лога образования и становлению у него осмысленной его в профессиональной сфере, активизируют творче-
иерархии ценностно-смысловых ориентаций профес- ские ресурсы, способствующие не только повышению
сиональной деятельности, обуславливающих форми- эффективности деятельности, но и профессиональной
рование его зрелой профессиональной позиции. самореализации.
Литература
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. -
299 с.
2. Акиндинова, И. А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x1129.htm
3. Александрова, Л. А. Концепции жизнестойкости в психологии. - Режим доступа: http ://hpsy.ru/public/-x2636.htm
4. Баева, Л. В. Генеалогия ценности / Л. В. Баева // Полигнозис. - 2004. - № 2.
5. Бессонов, Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: учебное пособие. -М.: Норма, 2006. - 320 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
7. Причины кризиса в психологической науке // Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский: собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика. 1982. - Т. 1. - 502 с.
8. Гуревич, П. С. Преображение ценности как чрезвычайная ситуация / П. С. Гуревич. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 120 с.
9. Давыдов, В. В. Выступление на Международной конференции «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование». - Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/davidov -last/mezhd konf.htm
10. Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. - М., 2002. - С. 458.
11. Зиятдинов, Р. Н. Отношение к труду как ценность: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Р. Н. Зиятдинов.
- Пермь, 2004. - 146 с.
12. Иванов, В. А. Человеческая деятельность - познание - искусство / В. А. Иванов. - Киев, 1977. - 201 с.
13. Костенко, Н. В. Ценности профессиональной деятельности / Н. В. Костенко, В. Л. Оссовский. - Киев: Наукова Думка, 1986. - 149 с.
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 302 с.
15. Мазилов, В. А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века. - Режим доступа: http://-psyfactor.org/lib/mazilov.htm
16. Носкова, О. Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
17. Психологическая теории коллектива / под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. - 239 с.
18. Свиридова, И. А. Ценностно-смысловые индикаторы психологического здоровья личности / И. А. Свиридова, А. В. Серый, М. С. Яницкий // Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: материалы Международной научно-практической конференции, 15 - 19 сентября 2011. - Владивосток.
19. Серый, А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимых качеств психологов-практиков / А. В. Серый // Вестник КемГУ. - 2005. - № 2(22).
20. Серый, А. В. Работа со смыслами как сущностная основа личностного консультирования в постнеклас-сической психологии: коллективная монография // Постнеклассическая практическая психология/ под ред. М. С. Яницкого, Ю. В. Пелеха. - Тернополь: Навчальна книга-Богдан, 2011.
21. Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОАО ВКТ Владимир, 2008. - 490 с.
22. Тесленко, А. Н. Циклические закономерности в процессе социализации и развития личности. - Режим доступа: http ://pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0101/a012001.htm
23. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь / под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
24. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
Информация об авторе:
Немолот Елена Владимировна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики филиала КемГУ в г. Анжеро-Судженске; [email protected].
Elena V. Nemolot - Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogics, Anzhero-Sudzhensk branch of Kemerovo State University.