Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания'

Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2364
1649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Близнецова О. И., Шапенкова И. П.

В статье рассматриваются проблемы воспитания ценностно-смысловой сферы личности студентов в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problems of development of axiological and national sphere of student's personality in the educational of the Institution of Higher Education.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания»

О.И.Близнецова

— кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Нижневартовский государственный гуманитарный университет

И. П. Шапенкова

— аспирант кафедры психологии образования и развития, Нижневартовский государственный гуманитарный университет

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются проблемы воспитания ценностно-смысловой сферы личности студентов в образовательном пространстве вуза.

The article is dedicated to the problems of development of axiological and national sphere of student's personality in the educational of the Institution of Higher Education.

Глубокие преобразования, происходящие в обществе на рубеже ХХ—ХХ1 вв., привели к переоценке ценностей личности в различных сферах жизнедеятельности человека, изменению отношения к ним. «В условиях духовно-ценностного вакуума, заполняемого масс-культурой, во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностных ориентаций, что характеризует ограниченность их социализации, потерю доверия к предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности» [7, с. 11]. Сегодня проблема формирования системы ценностей обозначена в контексте компетентностного подхода как «реальность современного образования». Среди компетентностей как основные выделяются компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни, культуры, науки, производства, истории цивилизаций, религий [8, с. 22]. Формирование системы ценностей как особой сферы личности нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания. Однако в практике образования приоритетными остаются проблемы психологии обучения, связанные с профессиональной подготовкой, адаптацией, развитием познавательной сферы учащихся, и незначительное место отводится формированию этических и нравственных устремлений, осмысленности жизненной позиции, качеств, составляющих основу внутреннего мира личности.

Подобная тенденция сохраняется в сфере высшего образования, основной задачей которого остается развитие профессиональных способностей и профессиональных компетенций, а формирование ценностно-смысловой сферы личности исследуется либо в контексте проблемы самоопределения и самореализации личности, либо в контексте религиозной веры, либо психологической готовности к выбору профессии. Такие исследования в определенной мере расширяют имеющиеся теоретические представления о сущности предмета исследования, а ценностно-смысловая сфера личности рассматривается как его условие, фактор или индикатор эффективности, цели же ее воспитания не обозначается [16].

Исследование ценностно-смысловой сферы личности как цели воспитания связано с рядом трудностей методологического характера, среди которых важнейшими являются: отсутствие психологической концепции воспитания (раздел «психология воспитания» отсутствует в ряде учебников по педагогической психологии); многозначность толкования понятия «ценностно-смысловая сфера личности»; противоречивость подходов к методам ее исследования, недостаточное внимание к проблемам онтогенеза ценностей.

Ценностно-смысловая сфера в отечественной психологии исследуется многими авторами и рассматривается как функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Н.И.Непомнящая); исследуются структурные компоненты

ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, личностные смыслы и установки (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, А.В.Серый, Е.А.Березина), ценностно-смысловые образования (Ю.М.Кузнецова), ценностное отношение (Ф.Ф.Василюк, Б.И.Додонов, Д.А.Леонтьев), смыслообразование (Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов) и регуляция (А.Г.Здраво-мыслов, В.Б. Ольшанский, М.С.Яницкий).

Д.А.Леонтьев в исследовании динамических аспектов функционирования ценностей предлагает понимание личностных ценностей как центральной структуры смысловой сферы личности, являющейся источником смыслообразования наряду с другими обобщенными смысловыми ориентациями. Автор выделяет в схеме функциональных взаимосвязей смысловых структур личностные ценности, обладающие «трансситуативным и наддеятельност-ным» характером» как «высший (иерархический) уровень систем смысловой регуляции..., выступающих смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам» [10, с. 128—129]. Понятие «личностный смысл» в контексте проблемы воспитания личности рассматривает А. Г. Асмолов, по мнению которого в личностных смыслах действительность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, мотивов, целей и обладает свойствами осознанности, относительной устойчивости, положительной окрашенностью, реализуются в действиях и поведении [3]. Теория смысла как базовая составляющая отечественной общепсихологической теории ценностей рассматривается в исследовании А. В. Абакумовой, которая обращает внимание на механизмы развития ценностно-смысловой сферы человека и выделяет ряд этапов в становлении теории смысла. Первый этап — постановка проблемы смысла как психологической категории; второй — развитие идей, связанных с проблемой смыслообразования, накопление опыта фактических исследований смысловой сферы в разных областях психологии, подтверждающих существование различных смысловых образований, их различных видов, систем и структур, а также расширение соответствующего понятийного аппарата, использование данных в практической психологии и регистрацию случаев, не вписывающихся в рамки принятой в тот период парадигмы; третий, вслед за Д.А.Леонтьевым, Б.С.Братусем, А.Г.Асмоловым, — как этап «возникновения классификации смысловых образований» [1, с. 13].

Как видим, в различных концепциях ценностно-смысловая сфера рассматривается как компонент личности, выполняющий определенные функции и связанный с другими компонентами (когнитивным, мотивационным, аффективным) и с определенными отношениями. Так, М.Рокич выделяет: «непосредственные функции», связанные с решением задач самоопределения, выбором идеологической или религиозной направленности и т.д., и «отдаленные функции»: адаптивную, и эго-защитную, необходимую для самооправдания. Ю.М.Кузнецова предлагает систематизировать существующие разнообразные представления о функциях ценностей личности следующим образом: адаптивная, эгозащитная, функция ценностного изъявления, системообразующая, смыслообразующая, функция контроля, побуждающая (активизирующая) функция. При этом ведущей функцией личностных ценностей признается регулятивная [9]. По положению в структуре жизнедеятельности человека С.С.Бубнова описывает три уровня ценностных ориентаций: ценности-идеалы, наиболее общие, абстрактные: духовные и социальные; ценности-свойства, проявляющиеся как свойства личности; ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств [5].

Как отмечалось выше, понятие ценности в психологии чаще всего связывается с понятием «личностный смысл». Д. А. Леонтьев, отмечая необходимость различения «объективного значения какого-либо явления и его значения для субъекта» — «личностного смысла», предупреждает об ошибочности понимания ценностей как порождений сознания, и понимает смысл как субъективную значимость объектов и явлений действительности, которая проявляется в их эмоциональной окраске и в понимании субъектом их роли и места в собственной жизнедеятельности, удовлетворении определенных потребностей, в реали-

зации тех или иных ценностей, а решая проблему динамики смыслов, выделяет процессы: смыслообразование, смыслосознание, смыслостроительство [10, с. 25].

Д.А.Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него — как то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные представления, однако, по его мнению, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и другие самые различные ценностные представления. К таким представлениям относятся: ценностные стереотипы, отражающие ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им; ценностные идеалы, смысл которых состоит в том, что человек способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних, которые выступают конечными ориентирами развития ценностей субъекта; ценностная перспектива, или представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет), которая и является своеобразной промежуточной точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. В структуре зрелой, развитой личности ценности характеризуются высокой осознанностью и выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, но в ценностно-смысловой сфере личности, как полагает Д.А.Леонтьев, отражается также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов [10].

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что обладает для него личностным смыслом. К.А.Абульханова-Славская и А.В.Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, проявляющуюся в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [2, с. 232].

Б. С. Братусь понимает личностные ценности как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, не обеспеченных соответствующим смысловым и эмоционально-переживаемым отношением к жизни [4, с. 89]. Л.Г.Будинайте и Т.В.Корнилова также подчеркивают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект имеет определенное отношение не только в плане осознания, но решения о принятии или непринятии. Внутреннее принятие смыслов, таким образом, выступает условием образования личностных ценностей [6, с. 99].

Анализ теоретических позиций, представленных выше, послужил основанием для гипотетического определения ряда компонентов, составляющих ценностно-смысловую сферу личности, где понятие ценности является базовым: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы.

• Ценности-знания, или «знаемые» ценности, отражены в сознании человека в виде представлений, образов, знаний о содержании различных ценностей, однако не определяют характера жизнедеятельности человека, особенностей его личности, например: «Я знаю, что это важно».

• Ценности-мотивы, которые, будучи осознанными, осмысленными, «принятыми» личностью, становятся побудителями ее активности и составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер ее отношения к миру. Например: «это важно для меня, потому что...».

• Ценности-цели лежат в основе реального осуществления деятельности, реальных поступков личности и обеспечивают возможность действовать в направлении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия, например: «я стремлюсь к . , и поэтому.».

• Ценности-смыслы отражают личностную значимость мира для человека, когда знание о существовании его как ценности превращается в «пристрастное» отношение к нему, это — «смысложизненные ориентации» личности в единстве жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией. Например: «без этого я не мыслю своей жизни».

Выделенные компоненты можно рассматривать не только как структурные составляющие ценностно-смысловой сферы личности, но и как стадии интериоризации ценностей индивидом, т.е. вначале возникает представление о чем-либо, оно трансформируется в знание, понятие, принимается человеком, побуждает его активность, становится целью его стремлений, в итоге становится для человека смыслом жизни.

Пилотажное исследование, проведенное нами с целью выявления доминирующих ценностей учащихся общеобразовательной школы и школы искусств города Нижневартовска, подтвердило позиции, приведенные выше, и обнаружило противоречивость результатов, полученных с использованием ряда известных в психологии методик исследования ценностно-смысловой сферы: вербального фрустрационного теста (Л.Н.Собчик) [16], методики «Ценностные ориентации» Е.Б.Фанталовой [17] (модифицированный вариант методики М. Рокича). Сравнительный анализ результатов по названным методикам показал, что одна и та же ценность в иерархии одной и той же группы респондентов занимает разные места по разным методикам, тогда как цель исследования состоит в выявлении этой иерархии. Вероятно, средние показатели нивелируют эти различия, хотя в реальной жизни они очевидны.

Разработанная нами методика диагностики ценностно-смысловой сферы личности представляет собой попытку преодолеть некоторые из упомянутых проблем.

В опросник были включены 12 блоков ценностей, определенных в результате контент-анализа результатов пилотажных исследований, которые являются приоритетными в юношеской среде: активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, красота природы, материально-обеспеченная жизнь, познание, наличие верных друзей, искусство, счастливая семейная жизнь, признание общества, творчество, свобода поступков и суждений. Каждый из блоков содержит ряд высказываний, характеризующих ценность как: А) ценность-знание, Б) ценность-мотив, В) ценность-цель, Г) ценность-смысл. Респондентам предлагалось сделать выбор из представленных высказываний, либо завершить последний открытый вариант Д). Испытуемые фиксировали свой выбор в бланке под порядковым номером ценностей, представленных для диагностики: например: 1. В), 4. А), или: 10. Д).. Информация с индивидуальных бланков заносилась в таблицу, и подсчитывалось общее количество выборов испытуемыми каждой ценности по структурным компонентам. В результате выявлялась иерархия ценностей учащихся и доминирующие ценности по каждому блоку.

Позднее опросник был дополнен стимульным материалом, его содержание увеличилось на 8 блоков ценностей, которые, в свою очередь, были сгруппированы по содержательному признаку как: ценности самоосуществления, ценности познания, витальные ценности, духовные ценности. Группу ценностей самоосуществления составили: активная деятельная жизнь, интересная работа, семейная жизнь, творчество, свобода поступков и суждений. К ценностям познания отнесены: красота природы, наука, искусство, общественные отношения, человек и его внутренний мир. В сферу витальных ценностей вошли: здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие верных друзей, удовольствия и развлечения, внешняя привлекательность. Сфера духовных ценностей представлена такими ценно-

стями как: доброта, милосердие и служение людям, нравственность, патриотизм, вера и религиозные воззрения.

В результате осуществленной корректировки опросник был применен в двух вариантах. В первом респондентам предлагается сделать выбор из предъявленных по каждой ценности высказываний или завершить последнее незаконченное высказывание. Испытуемые также фиксировали свой выбор в бланке под порядковым номером представленных для диагностики ценностей. Второй вариант методики был несколько видоизменен в структурном плане («Опросник ЦССЛ»). Его целевое назначение осталось прежним — диагностика отношения респондентов к ряду предложенных ценностей и выявление уровней развития структурных компонентов и содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Все высказывания предлагаются в случайном порядке, и респонденты отмечают каждое высказывание под порядковым номером либо согласием, либо отрицанием. В этом случае в опросник включаются утверждения-индикаторы искренности и объективности, выявляющие случайность ответов Подсчитывается общее количество выборов испытуемыми каждой ценности по структурным компонентам и содержательным сферам. В результате выявляются доминирующие ценности по каждому структурному компоненту и содержательным особенностям ценностно-смысловой сферы. Валидность предлагаемого опросника подтверждена результатами сопоставления данных, полученных с применением метода ранжирования ценностей М. Рокича, а также данных, полученных при повторном исследовании с интервалом в полгода. Стабильность результатов, полученных при повторном исследовании на расширенной выборке испытуемых (85 учащихся школ искусств, 85 учащихся средней общеобразовательной школы, 22 студента второго курса университета), а также внутренняя согласованность суждений, включенных в содержание опросника, могут служить показателем его надежности.

Диагностика ценностно-смысловой сферы личности студентов (22 респондента) проводилась на основе определения уровня развития структурных компонентов (ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы) и содержательных характеристик (ценности самоопределения, познания, витальные и духовные ценности). Анализ данных по структурным компонентам выявил доминирование высокого уровня развития ценностей-знаний (77,2%) и ценностей-мотивов (54,4%), а также преобладание среднего уровня развития ценностей-целей (65,6%) и ценностей-смыслов (68,1%). Низкий уровень развития ценностей-знаний не выявлен, ценностей-мотивов представлен незначительно (у 4,5% студентов). Ценности-смыслы на низком уровне выявлены у 27,2% испытуемых, а на высоком представлены незначительно (у 4,5% студентов). Низкий и высокий уровень ценностей-целей находится в равном соотношении — 18,1%. Содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности студентов выражаются в том, что по показателю самоосуществления доминирует высокий уровень (59%), а в сфере ценностей познания, витальных и духовных ценностей — средний уровень, соответственно, 50; 68,1; 68,1%%. Высокий уровень развития ценностей познания обнаружен у 36,8% студентов, а низкий у 13,5%. Низкий уровень витальных ценностей у студентов не выявлен. Духовные ценности на низком уровне выявлены у 27% испытуемых, а высокий уровень представлен незначительно — лишь у 4,5% респондентов.

С целью выявления тенденции изменения ценностно-смысловой сферы личности при переходе от школьного возраста к студенческому было проведено ее исследование у учащихся 10 классов средней общеобразовательной школы на выборке в 25 респондентов. Анализ данных показал, что среди всех структурных компонентов доминирует средний уровень; ценности-знания и ценности-мотивы на высоком уровне, соответственно, у 44% и 12% учащихся, а на низким выражены в равной мере (по 4%), ценности-цели на низком уровне у 28% студентов, а на высоком у 4%; ценности-смыслы на высоком уровне не выявлены, а на низком обнаружены у 28% респондентов.

По содержательным характеристикам по всем показателям также доминирует средний уровень. Среди ценностей познания и духовных ценностей низкий уровень, соответственно, обнаружен у 28% и 32% учащихся, а высокий, соответственно, — у 8% и12%; низкий уровень витальных ценностей не выявлен, а в сфере ценностей самоосуществления представлен незначительно. Наиболее значимыми в сфере самоосуществления являются семья, свобода, менее — интересная работа и творчество, в познании — природа, менее — человек, витальные — дружба, материальное благополучие, удовольствия и развлечения.

На гистограммах № 1 и 2 представлено соотношение структурных и содержательных компонентов ценностно-смысловой сферы личности студентов Нижневартовского государственного гуманитарного университета и учащихся средней общеобразовательной школы.

Гистограмма 1

Соотношение структурных компонентов ценностно-смысловой сферы личности студентов НГГУ и учащихся средней школы

Как следует из гистограммы 1, существенные различия по структурным компонентам ценностно-смысловой сферы высокого уровня имеют отношение к ценностям-знаниям (77,2% против 44% ) и ценностям мотивам (54,4% против 12%). Ценности-смыслы у студентов и у учащихся существенных различий в мере выраженности не имеют, вероятно, это связано с тем, что единство жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией наступает позже, на этапе зрелости личности. В то же время у студентов 4,5% респондентов обнаружили высокий уровень этого компонента структуры ценностно-смысловой сферы.

Соотношение содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности студентов НГГУ и учащихся средней школы

100%

80%

60%

40%

20%

0%

самоос самоос познания познания витальные витальные духовные духовные

(СТ) (УЧ) (СТ) (УЧ) (СТ) (УЧ) (СТ) (УЧ)

□ низкий :■ средний высокий

1:59:;

36,3

4,5

:Ж:

68

36,3:

:50:

13,5

64

28

31,8

68,1

::36::

64

4,5

86,

27

56

32

8

4

Как следует из данных, представленных на гистограмме 2, содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности студентов по всем показателям выше, чем у учащихся образовательной школы. В большей мере различия касаются ценностей само-осуществления (59% против 28% — на высоком уровне) и ценностей познания (36,3% против 8% — на высоком уровне). Незначительно выше у студентов показатели по витальным ценностям, что, вероятно, связано с тем, что эти ценности важны для каждого человека независимо от рода его деятельности. Духовные ценности у студентов несколько превышают таковые у учащихся (86,1% против 56% — на среднем уровне ). В то же время на высоком уровне показатели у учащихся незначительно выше (12% против 4,5%).

Качественный анализ представленных результатов служит основанием для ряда предварительных выводов: с переходом к вузовскому образованию ценностно-смысловая сфера претерпевает изменения в сторону усиления значимости ценностей-целей и ценностей-смыслов, а по содержательным характеристикам ценностей самоосуществления и ценностей познания, кроме того, проявляется тенденция к увеличению значимости духовных ценностей. Не выявлены различия в выраженности витальных ценностей (здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие верных друзей, удовольствия и развлечения, внешняя привлекательность), они в одинаковой мере значимы как для студентов, так и для учащихся.

Таковы результаты пилотажного исследования ценностно-смысловой сферы студентов, которые определили круг задач, решение которых необходимо для дальнейшего исследования проблемы:

— расширение выборки респондентов с целью уточнения предварительных данных;

— выявления особенностей влияния содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности на формирование личности студента как цели воспитания;

— теоретико-методологическое обоснование исследования психологических механизмов изменения ценностно-смысловой сферы личности студента в процессе воспитания;

— психологический анализ воспитательной среды вуза как особого пространства, предоставляющего студенту идеальные формы ценностей, интериоризация которых обеспечит формирование личности в соответствии с требованиями к качеству профессиональной подготовки студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2003.

2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубин-штейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

5. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М., 1998.

6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Психологический журнал. 1993. Т. 24. № 5.

7. Воспитание: современные парадигмы / Под общ. ред. З.А.Батишаева и А.К.Быкова. М., 2006.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

9. Кузнецова Ю.М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.

11. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3.

12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2006.

13. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13—25.

14. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

15. Нурлыгаянов И.Н. Самоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 2007.

16. Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб., 2002.

17. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. Т. 23. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.