Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации'

Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / CRISIS / CRISIS SITUATION / YOUTH / STUDENTS / HIGH SCHOOL TRAINING / VALUES / MEANINGS / VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серый Андрей Викторович, Яницкий Михаил Сергеевич, Харченко Евгений Васильевич

В статье анализируются различные подходы к пониманию жизненных и кризисных ситуаций. Рассматривается специфика кризисных периодов развития современной российской молодежи, обусловленная особенностями ее актуального социального положения. В качестве примера подробно описываются кризисы, переживаемые современной студенческой молодежью, обусловленные как закономерностями ее возрастно-психологической динамики, так и социальной ситуацией развития в период обучения в вузе. Характеризуются особенности кризиса профессиональной идентификации студентов вуза как идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Аргументируется значимость ценностно-смысловых аспектов содержания и переживания рассматриваемой кризисной ситуации, приводятся данные о трансформации ценностно-смысловой сферы личности в период обучения в вузе. В контексте постнеклассической педагогической психологии обосновывается модель психолого-педагогической работы со студентами вуза, основанная на изменении ценностно-смыслового отношения к действительности. Приводятся результаты ее апробации, свидетельствующие о повышении уровня осмысленности жизни и становлении профессионально направленной системы ценностных ориентаций личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серый Андрей Викторович, Яницкий Михаил Сергеевич, Харченко Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable and semantic aspects of psychological work with the student''s youth which is in the crisis situation

In article various approaches to understanding of life and crisis situations are analyzed. Specifics of the crisis periods of development of the modern Russian youth, caused by features its an actual social status are considered. As an example the crises endured by modern student's youth, caused both regularities of its age and psychological dynamics, and a social situation of development during training in higher education institution are in detail described. Features of crisis of professional identification of students of higher education institution as identifications of with the subject of future professional activity are characterized. The importance of valuable and semantic aspects of the contents and experience of a considered crisis situation is reasoned, data on transformation of the valuable and semantic sphere of the personality during training are provided in higher education institution. The model of psychology and pedagogical work locates in a context of post-nonclassical pedagogical psychology with students of the higher education institution, based on change of the valuable and semantic relation to reality. The results of its approbation testifying to increase of level of intelligence of life and formation of professionally directed system of valuable orientations of the personality are given.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации»

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© А. В. Серый, М. С. Яницкий, Е. В. Харченко DOI: 10.15293/2226-3365.1402.04

УДК 159.9.01

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

А. В. Серый, М. С. Яницкий, Е. В. Харченко (Кемерово, Россия)

В статье анализируются различные подходы к пониманию жизненных и кризисных ситуаций. Рассматривается специфика кризисных периодов развития современной российской молодежи, обусловленная особенностями ее актуального социального положения. В качестве примера подробно описываются кризисы, переживаемые современной студенческой молодежью, обусловленные как закономерностями ее возрастно-психологической динамики, так и социальной ситуацией развития в период обучения в вузе. Характеризуются особенности кризиса профессиональной идентификации студентов вуза как идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Аргументируется значимость ценностносмысловых аспектов содержания и переживания рассматриваемой кризисной ситуации, приводятся данные о трансформации ценностно-смысловой сферы личности в период обучения в вузе. В контексте постнеклассической педагогической психологии обосновывается модель пси-холого-педагогической работы со студентами вуза, основанная на изменении ценностносмыслового отношения к действительности. Приводятся результаты ее апробации, свидетельствующие о повышении уровня осмысленности жизни и становлении профессионально направленной системы ценностных ориентаций личности.

Ключевые слова: кризис, кризисная ситуация, молодежь, студенчество, вузовское обучение, ценности, смыслы, ценностно-смысловая сфера личности.

Наиболее общими показателями, определяющими необходимость и формы оказания психологической помощи, являются, очевидно, актуальные параметры равновесия в

системе «человек-среда». Состояние равновесия или неравновесия в этой системе, зависящее как от специфики средовых условий, так и от индивидуальных особенностей человека,

Серый Андрей Викторович - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий, Кемеровский государственный университет.

E-mail: spf@kemsu.ru

Яницкий Михаил Сергеевич - доктор психологических наук, профессор, декан социальнопсихологического факультета, Кемеровский государственный университет.

E-mail: spf@kemsu.ru

Харченко Евгений Васильевич - специалист отдела организации и занятости молодежи Областного центра молодежи и студентов Кемеровской области, магистрант, Кемеровский государственный университет.

E-mail: spf@kemsu.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

с психологической точки зрения определяется как соответствующая «ситуация».

В современной психологии существуют различные смысловые трактовки данного понятия, рассматривающие ситуацию либо как обстановку, либо как перцептивный конструкт личности, или же интегративно -как объективно-субъективную реальность. Р. В. Кадыров в этой связи справедливо отмечает, что понятия «среда» и «ситуация» не являются синонимами, поскольку последняя включает в себя не только внешние условия, но и самого человека. Соответственно, «ситуация» определяется им как «сложная субъективно-объективная реальность (актуальное состояние среды и значимость для личности) в конкретных условиях жизнедеятельности, фиксируемых личностью в течение определенного промежутка времени» [1, с. 11].

Психологическую значимость могут иметь ситуации, имеющие отчетливую выраженность, выделяющую их из повседневной жизни. Такие ситуации, имеющие проблемный характер, обозначаются различными авторами как особые, сложные, трудные, чрезвычайные, экстремальные, кризисные и т.п. Р. В. Кадыров, понимая их фактически как синонимические, определяет данные ситуации как реальность, «которая выходит за пределы обычного, "нормального человеческого опыта"» [1, с. 16]. Столь широкая интерпретация экстремальных и, тем более, кризисных ситуаций жизнедеятельности переводит их понимание в контекст личностного развития

- человек в процессе своего развития постоянно выходит за рамки имеющегося на данный момент опыта. Жизнь, собственно, и представляет собой цепочку кризисных ситуаций, характер и успешность разрешения которых определяет особенности развития личности. Сказанное становится еще более очевидным применительно к постмодернистско-

му обществу, главной отличительной особенностью которого является крайнее непостоянство, возрастающая изменчивость, случайность, эпизодичность, приводящие к перманентному присутствию стресса и тревоги. Соответственно, условия, традиционно понимаемые как экстремальные, сегодня становятся нормой, фоном существования.

Особую актуальность данная проблема приобретает применительно к такой социальной группе как молодежь. Молодежь сегодня понимается как особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этими обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. К универсальным свойствам молодежи И. М. Ильинский относит наличие специфических проблем, обусловленных возрастом: необходимость жизненного и профессионального самоопределения, зависимость, несамостоятельность, проблема выбора спутника жизни и др. [2, с. 108]. Особенную значимость эти проблемы приобретают в современном российском обществе, переживающем сегодня политический, экономический и ценностный кризис. Как справедливо указывает Е. П. Савруцкая, «негативные явления российской социальной реальности оказали наибольшее влияние на молодежь, поставленную перед проблемой выбора ценностных ориентаций и жизненных установок, зачастую не имеющую возможности опереться на социокультурный опыт старших поколений» [3, с. 247]. Соответственно, в настоящее время многие молодые люди характеризуется несформированностью системы ценностных ориентаций или ее дезинтеграцией, опреде-

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ленной утратой смысла жизни, что существенно осложняет процесс социализации и затрудняет последующую самореализацию личности.

Таким образом, отличительной особенностью современной российской молодежи является сочетание универсальных возрастно-психологических проблем, связанных с ее переходным характером от детства к взрослости и проявляющемся в последовательном переживании кризисных периодов развития, а также проблем, обусловленных спецификой ее актуального социального положения. К наиболее актуальным для современной российской молодежи можно отнести проблемы, связанные с ее жизненным и профессиональным самоопределением.

Примером специфичных для нее кризисных ситуаций являются кризисы, переживаемые современной студенческой молодежью, обусловленные как закономерностями возрастно-психологической динамики, так и социальной ситуацией развития в период обучения в вузе. Этот период характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности - реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего - жизнедеятельности в целом, т.е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения. Именно в процессе обучения в вузе как жизненной ситуации личностного и профессионального самоопределения для молодых людей наиболее актуальным становится смысл собственной деятельности, и в особенности смысл своей будущей профессиональной деятельности, являющейся центральным компонентом в выборе жизненной стратегии.

В современных социально-экономических условиях большинство абитуриентов, поступая в вуз, в силу принятых ими положи-

тельно окрашенных социальных ценностей слабо представляют себе содержание и формы будущей профессии, результаты обучения, требования к будущей трудовой деятельности. В процессе обучения представления о социальном статусе и содержании выбранной профессии претерпевают значительные изменения под воздействием различных факторов, смысл будущей деятельности (зачастую выбранной из соображений ее престижности) может измениться в сторону отрицательной полярности. При этом длительность обучения в вузе, единый вид деятельности (познание), единый характер труда (учеба), общая цель обучения (получение высшего образования), возрастная и психологическая однородность обусловливают формирование социальных аспектов идентичности. «Я - концепция» в данной жизненной ситуации в большинстве случаев определяется молодыми людьми как принадлежность к отдельной социальной группе - «студенчество». Все это означает, что время начала и завершения обучения является для личности периодами перехода из одной смысложизненной ситуации в другую со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособлением к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социальнодемографического статуса.

Следовательно, период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т.е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Результатом переживания данного жизненного кризиса является формирование своей профессиональной идентичности, являющейся составной и неотъемлемой частью целостного "образа-Я" зрелой личности.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Очевидно, что переживание кризиса профессиональной идентичности связано с определенными закономерностями трансформации ценностно-смысловой сферы личности в период обучения в вузе, которые рассматривались целым рядом известных авторов, в том числе Г. Оллпортом и Дж. Гиллеспи, М. Рокичем и др. Большинство исследователей считают период обучения наиболее важным для человека в плане происходящего в это время реального становления его как личности в процессах профессионального и личностного самоопределения. Образовательная и социальная среда вуза во многих случаях становится основным институтом развития системы ценностей в юношеском возрасте и в период ранней взрослости. Именно вузовская либеральная и творческая среда создает необходимые условия для личностного роста и формирования высшего, автономного уровня системы ценностей.

Проведенное нами ранее исследование [4] демонстрирует специфическую динамику системы личностных смыслов и ценностных ориентаций личности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Если студенты первого курса чувствуют себя относительно комфортно в плане осмысленности ситуации настоящего и ближайшего будущего, то уже на втором курсе начинается процесс критического осмысления условий объективной реальности и идентификации себя как субъекта целенаправленной деятельности в жизненной ситуации. Процесс интернализации целей и выбора адекватных средств их достижения носит в данном случае сложный и неоднородный характер и сопровождается снижением показателей осмысленности прошлого, настоящего и будущего, а также изменением структуры иерархии личностных ценностной. На старших курсах профессионального обучения в вузе наблюдается кри-

зис, который связан, прежде всего, с предстоящей сменой деятельности. Входя в новую жизнь, многие студенты не знают, что их ожидает в дальнейшем, чувствуют себя недостаточно готовыми к профессиональной деятельности, поэтому тревожное ожидание окончания обучения и начала самостоятельной трудовой деятельности, изменения социального статуса сопряжены с изменением жизненных стереотипов, ценностных ориентаций и временным снижением уровня осмысленности жизни.

Если учесть, что функцией уровня смысложизненных ориентаций является генерализация личностных смыслов нижележащих уровней, а процесс общего осмысления жизни есть череда актуальных смысловых состояний, то можно сделать вывод о нормативном характере проявления «кризиса профессионального выбора» на стадии профессиональной подготовки, отражающего неравномерность формирования и развития системы ценностных ориентаций и функционирования системы личностных смыслов в период обучения в вузе. Процесс интернализации можно в этом контексте условно рассматривать как базовый, создающий предпосылки для процесса самоактуализации и личностного роста, включающего развитие системы ценностно-смысловых ориентаций. При этом процесс осознания наличия смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как эта жизнь складывается, т.е. за процесс и результаты осуществляемой деятельности. Эти процессы личностной динамики в вузе обусловлены осуществлением студентами учебной деятельности и, по нашему мнению, должны выступать как процессы передачи и принятия знания, носящего смысловую нагрузку. При этом получаемая информация должна являться той ценностью, кото-

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

рая, интернализуясь в категорию личного опыта, обусловливает процесс актуализации личностных смыслов будущего в контексте жизненной ситуации настоящего.

Ценностно-смысловое содержание рассматриваемого кризиса закономерно задает и содержание работы практического психолога по его сопровождению, которое неизбежно должно основываться ценностно-смысловой парадигме личностного развития - как нами было показано ранее, фокусировку на ценностно-смысловой проблематике можно рассматривать как методологическую основу постнеклассической педагогической психологии, а работу с ценностями и смыслами - как ее «магистральное» направление [5].

Приведенные выше результаты, демонстрирующие неоднозначность динамики функционирования системы личностных смыслов в процессе вузовского обучения, указывают на сензитивность рассматриваемого периода жизни для смыслообразующих процессов (интернализация ценностей, перевод их в категорию личностных смыслов более высокого уровня, усложнение когнитивной сферы и структуры идентичности), и свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки специалистов в вузе и смещении акцентов в процессе обучения, особенно на старших курсах, в сторону интернализации локуса контроля посредством актуализации личностных смыслов прошлого, настоящего и будущего и идентификации студентов с субъектом своей будущей профессиональной деятельности через повышение интереса к ценностно-смысловому ее аспекту в ходе специально разработанных пси-холого-педагогических технологий.

Проблема эффективной профессиональной подготовки специалистов деонтоло-гического статуса в вузе может быть решена в условиях личностно-ориентированной об-

разовательной парадигмы. Теоретический анализ проблемы образовательных критериев, предъявляемых к будущим специалистам

- профессионалам, форм и методов самого процесса обучения позволяет выделить в качестве критерия образовательного эффекта профессионального обучения специалистов деонтологического профиля личностный рост студентов, показателем которого является сформированная система профессиональных ценностей, интернализованная на личностном уровне системы личностных смыслов. Проблема личностного роста студентов, при этом, заключается не в форме или содержании учебного процесса, а в соответствующих условиях, обеспечивающих его системность и сбалансированность, и способствующих интернализации получаемых знаний, в результате чего и обеспечивается личностный рост будущих специалистов.

В качестве таких условий нами предлагается внедрение комплекса организационных и содержательных факторов, оптимизирующих процесс подготовки: более открытое расписание, создающее возможность комбинирования проходимых курсов; увеличение доли самостоятельной работы студентов и консультаций преподавателя; увеличение практически ориентированных занятий в тренинговой форме по большинству изучаемых дисциплин; использование в содержательной части материала параллельно или ранее изучаемых дисциплин; расширение спектра методологических подходов к изучаемому материалу с учетом выбора студентами теоретической концепции; диалоговый стиль общения вне зависимости от формы занятий.

В разработанной и внедренной нами модели психолого-педагогического работы со студентами Кемеровского госуниверситета основной акцент делается на создании возможности личностного роста учащихся по-

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

средством интернализации знаний, формировании у студентов осмысленного подхода к единству теории, методологии и практики через профессиональное видение мира, развитии таких профессионально-значимых личностных способностей, как индивидуальная и культурная эмпатия, интенциональ-ность, аутентичность, при помощи приобщения к профессиональной системе ценностных ориентаций.

Учебный процесс, осуществляемый в рамках данной модели, представляет собой сбалансированный цикл лекций, семинаров и тренинговых занятий. Лекционные и семинарские занятия проводятся с обязательной опорой на самостоятельную работу студентов. Практические занятия посвящены вопросам профессиональной идентичности, жизненным целям, кризисам и проблемным ситуациям в жизни студентов, которые рассматриваются сквозь призму полученных в ходе лекционных курсов знаний. Эти вопросы решаются в ходе изучения практически ориентированных курсов, проходящих в тренинговой форме, где предметом для проработки изучаемого материала являются проблемные жизненные ситуации, предъявляемые самими студентами, после чего сама процедура психологического воздействия становится предметом анализа. При этом студенты имеют возможность выступать в роли, как непосредственных участников, так и наблюдателей, что позволяет им в ходе тренинговых занятий вместе с актуализацией и решением личных задач наблюдать и анализировать различные техники, приемы, эффекты и механизмы целенаправленного психологического воздействия. Основным средством, позволяющим интернализовать полученные знания, навыки и умения в данной модели учебного процесса выступает система тренингового обучения,

аккумулирующая в себе материал по практически ориентированным дисциплинам.

Разработанная нами модель психологопедагогической работы со студентами, находящимися в ситуации кризиса, содержательно включает в себя следующие основные компоненты:

- когнитивное переструктурирование потребностной интенции. Осознавание, дифференциация, опредмечивание и объективация потребностей - «хочу», «могу», «должен», «надо», «буду»;

- ценностно-смысловое отношение к действительности. Интернализация профессиональных ценностей. Развитие коммуникативной компетентности, совершенствование навыков межличностного общения (готовность ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание его интересы и установки и др.), деполяризация стереотипов восприятия и поведения;

- личностный рост. Повышение уровня самоидентификации и интернальности локуса контроля, аутентичности, интенциональности. Идентификация с субъектом будущей профессиональной деятельности через осмысление прошлого опыта и жизненной ситуации настоящего.

Как показала апробация разработанной нами модели, актуализация личностных смыслов студентов в рамках данной психоло-го-педагогической модели способствует интернализации знаний, что позволяет перевести их в категорию личностных качеств. Общим итогом соответствующей психологической работы является повышение уровня осмысленности жизни, в том числе и ее будущего этапа, а также становление профессионально направленной системы ценностных ориентаций.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таким образом, анализ ценностносмысловых аспектов кризисной ситуации, рассмотренной нами на примере студенческого кризиса профессиональной идентификации, позволяет разрешить существующую в современной психологии проблему отсутствия четких способов и средств описания кризисных ситуаций. На примере приведенного анализа ценностного и смыслового содержания данного кризиса можно выделить три важнейших, обусловливающих контекст кризисной ситуации факторов: индивидуально-личностные особенности субъекта ситуации, характер выполняемой им деятельности, внешние факторы (прежде всего характеристики социального окружения). Соответ-

ственно, «извлечение смысла» из кризисной ситуации, заключающееся в осмыслении человеком собственных ценностей, ценностей осуществляемой им деятельности и соответствия их ценностям социального окружения, определяет восприятие жизненной ситуации не как кризисной или неразрешимой, а в качестве конкретной жизненной задачи, имеющей свое решение. Это определяет значимость деятельности практического психолога в плане оптимизации становления ценностносмысловой сферы личности, находящейся в кризисной ситуации, что позволяет создать необходимые условия по ее конструктивному разрешению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. - СПб.: Речь, 2012. - 448 с.

2. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. -М.: Голос, 2001. - 694 с.

3. Савруцкая Е. П. Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 3. - С. 246-251.

4. Яницкий М. С., Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности. - Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2010. - 102 с.

5. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. - 2013. -№ 1.- С. 175-186.

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© A. V. Seryy, M. S. Yanitskiy, E. V. Kharchenko DOI: 10.15293/2226-3365.1402.04

UDC 159.9.01

VALUABLE AND SEMANTIC ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH THE STUDENT'S YOUTH WHICH IS IN THE CRISIS SITUATION

A. V. Seryy, M. S. Yanitskiy, E. V. Kharchenko (Kemerovo, Russia)

In article various approaches to understanding of life and crisis situations are analyzed. Specifics of the crisis periods of development of the modern Russian youth, caused by features its an actual social status are considered. As an example the crises endured by modern student's youth, caused both regularities of its age and psychological dynamics, and a social situation of development during training in higher education institution are in detail described. Features of crisis ofprofessional identification of students of higher education institution as identifications of with the subject of future professional activity are characterized. The importance of valuable and semantic aspects of the contents and experience of a considered crisis situation is reasoned, data on transformation of the valuable and semantic sphere of the personality during training are provided in higher education institution. The model ofpsychology and pedagogical work locates in a context ofpost-nonclassical pedagogical psychology with students of the higher education institution, based on change of the valuable and semantic relation to reality. The results of its approbation testifying to increase of level of intelligence of life and formation ofprofessionally directed system of valuable orientations of the personality are given.

Keywords: crisis, crisis situation, youth, students, high school training, values, meanings, valuable and semantic sphere of the personality.

REFERENCES

1. Kadyrov R. V. Post-traumatic stressful frustration (PTSD): condition of a problem, psychodiagnos-

tics and psychological assistance. SPb.: Rech Publ., 2012, 448 p. (In Russian).

2. Ilyinsky I. M. Youth and youth policy. Philosophy. History. Theory. Moscow: Golos Publ., 2001,

694 p. (In Russian).

3. Savrutskaya E.P. Political and moral installations in valuable consciousness of youth. Volga scien-

tific journal, 2009, no. 3, pp. 246-251. (In Russian).

4. Yanitskiy M. S., Seryy A.V. Diagnostics of a level of development of the valuable and semantic

sphere of the personality. Novokuznetsk: Professional Development Institute Publ., 2010, 102 p. (In Russian).

5. Yanitskiy M. S., Seryy A.V., Pelekh Yu.V. Valuable and semantic paradigm as fundamentals of

post-nonclassical pedagogical psychology. Education Philosophy, 2013, no. 1, pp. 175-186. (In Russian).

Seryy Andrey Viktorovich, the doctor of psychology sciences, the professor of department of social psychology and psychosocial technologies, Kemerovo State University.

E-mail: spf@kemsu.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

2(18) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Yanitskiy Mikhail Sergeyevich, the doctor of psychology sciences, the professor, the dean of social

and psychological faculty, Kemerovo State University.

E-mail: spf@kemsu.ru

Kharchenko Evgeny Vasilyevich, the specialist of department of the organization and employment of youth of the Regional center of youth and students of the Kemerovo region, the undergraduate, Kemerovo State University.

E-mail: spf@kemsu.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.