Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые особенности понимания моральных категорий'

Ценностно-смысловые особенности понимания моральных категорий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Осиповна

В статье в рамках социально-психологического подхода рассматривается проблема изучения понимания моральных категорий. На основе эмпирического исследования современных студентов анализируется специфика понимания категории свободы. Особое внимание уделяется роли ценностно-смысловых факторов в формировании такого понимания, в частности, рассматриваются особенности понимания свободы личностями с эгоцентрической, гуманистической и рефлексивной ценностно-смысловыми позициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые особенности понимания моральных категорий»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

О. О. Полякова

В статье в рамках социально-психологического подхода рассматривается проблема изучения понимания моральных категорий. На основе эмпирического исследования современных студентов анализируется специфика понимания категории свободы. Особое внимание уделяется роли ценностно-смысловых факторов в формировании такого понимания, в частности, рассматриваются особенности понимания свободы личностями с эгоцентрической, гуманистической и рефлексивной ценностно-смысло-выми позициями.

Проблема морали и нравственности в современном обществе особо актуальна, прежде всего, в связи с обостряющейся моральной деградацией социума, усилением нравственного нигилизма, ростом коррупции, алкоголизмом, наркотизацией, кримино-генностью, в том числе и молодежной, обесцениванием семейных ценностей, прогрессирующим кризисом личности в построении индивидуальной системы жизненных смыслов.

Несмотря на государственные программы, большая часть населения достаточно терпимо относится к коррупции. Рост алкоголизации происходит на фоне беспрецедентной терпимости общества к подростковому, молодежному и женскому алкоголизму, причем попытки отдельных государственных и общественных организаций изменить ситуацию, оказываются, как правило, безуспешными. Преступность становится все более социально приемлемой: подростки, истязая свои жертвы, снимают это на камеры мобильных телефонов и демонстрируют в Интернете. Проблема размывания моральных основ общества обостряется, приводя к тому же к социальному антагонизму, взрыву агрессивности и ненависти между различными социальными прослойками.

На наш взгляд, роль психологии в разработке встающих перед обществом моральных проблем остается явно недостаточной. Это вызвано, во-первых, слабой разработанностью проблемы морали и нравственности в психологии, отсутствием общепризнанных теорий морально-нравственной сферы личности в психологии, неразработанностью концептуального аппарата, описывающего моральные категории. Слова А. Н. Леонтьева о том, что «...традиционная психология вообще не располагает понятиями, в которых этические категории могут быть психологи-

чески раскрыты» [1, с. 124], остаются и поныне актуальными. Во-вторых, причина, такой неразработанности кроется в том, что сами моральные категории характеризуются неоднозначностью. Универсальные категории Добра, Истины и Красоты, преломляясь в индивидуальном сознании, получают совершенно различный личностный смысл. Своеобразие моральных категорий в том и состоит, что в них в отличие от научных теоретических понятий важную роль играет оценочный компонент понимания. На протяжении всего жизненного пути субъект неизбежно сталкивается с такими жизненными ситуациями, которые несут в себе определяющие значения для построения внутриличностной системы смыслов — моральными категориями: жизнь и смерть, деньги, власть, развод, дети, взятка, труд, аборт, успех, милосердие, эвтаназия, измена, предательство и пр.

Социальная реальность любого уникального субъекта бытия строится на пути смыслового взаимодействия с этой реальностью. Созидая смысл происходящих событий, фактов, явлений, понимая их, ценностно-мировоз-зренчески интерпретируя, субъект тем самым выстраивает свою собственную уникальную смысловую структуру, оказывающую в конечном счете решающее воздействие на мотивы и соответственно на поведение субъекта. Моральные категории обладают многоуровневой смысловой природой, и в зависимости от содержания полученных смыслов при их интерпретации формируются жизненный путь субъекта и целостность его личности. Мораль в своей совокупности моральных категорий является всепроникающей формой духовной культуры, и без нее любая деятельность личности и общества становится саморазрушительной.

В рамках социально-психологического направления исследования данной пробле-

© О. О. Полякова, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Л|о 2

мы особое внимание следует уделить роли ценностно-смысловых основ понимания, поскольку без учета последних анализ социально-психологических особенностей понимания субъектом моральных категорий остается не более чем абстрактной предпосылкой раскрытия психологических механизмов понимания человека человеком (К. А. Абуль-ханова, В. В. Знаков, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.).

Субъект развивается в контексте многомерной смысловой сферы, а именно: во встрече специфического культурного пространства наличной социальной действительности и специфики эйдетики оказавшегося в ней человека. Так рождается многообразие представлений, установок, ценностей и ценностных отношений, отражающихся в структурно-содержательном наполнении ценностно-смысловой сферы и проявляющихся в особенностях понимания субъектом социальной действительности. С одной стороны, становится понятно, что проблему субъектного понимания социальной реальности невозможно изучать вне исследования развития ценностно-смысловой сферы личности. С другой стороны, ценностно-мировоззренческое понимание действительности обусловливается не только особенностями сознания, но и экзистенциально-субъектными отношениями личности, выражающимися в непосредственном способе жизни, ее способе приобщения к социокультурному пространству. Этот процесс приобщения проявляется в том числе и в структурно-содержательных особенностях ценностно-смысловых аспектов понимания.

Любое взаимодействие двух и более субъектов есть онтологическая ситуация, содержащая в себе моральные категории. Данное взаимодействие, его смысловые результаты являются конструирующими факторами при построении смысловой структуры субъекта, поскольку моральные ка!егории предполагают требование должного, безусловного.

Смысловая интерпретация моральных категорий всегда носит индивидуальный характер, то есть каждый субъект понимания из одной и той же ситуации созидает собственные смыслы. Приведем в пример некоторые из наших исследований.

Так были рассмотрены особенности понимания такой моральной категории, как милосердие. Большая часть испытуемых — эгоцентристы (78 %) — основывалась на прагматической позиции, другая часть (20 %) исходила из гуманистических ценностей и 2 % испытуемых понимали данную катего-

рию, основываясь на экзистенциальной парадигме (назовем ее рефлексивной, поскольку рефлексия этих испытуемых максимальна по сравнению с другими группами). В исследовании было показано, что рефлексия выделенных групп испытуемых различна по объему и содержанию. Другими словами, первая группа испытуемых не понимала мотивы поведения других групп.

Рассмотрим особенности понимания моральных категорий на примере категории свободы. Эгоцентрист рассматривает свободу как неограниченную возможность делать то, что хочется. Такое социальное представление раскрыто в высказываниях: «Где есть осуждение совести, там нет свободы», «Делай то, что нравится!» и пр.). Исследование (в том числе и проведенный факторный анализ результатов) показало, что в структуре ценностей эгоцентристов нет целостности, а ценности и социальные представления разрозненны, атомизированы.

Личность гуманистического склада осознает, что безграничная свобода не всегда есть Добро и понимает свободу как общечеловеческую ценность, связанную с социальными нормами («Истинная свобода та, которая требует подчинения законам, а не людям», «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга», «Ничто так не освобождает человека, как знание», «Человек бывает свободен тогда, когда подчиняет свои страсти разуму, а разум — справедливости» и пр.). Отметим здесь, что подобные представления чужды эгоцентристу и кажутся ему непонятной абстракцией, «красивыми словами».

Испытуемые с гуманистическим типом ценностно-смысловой позиции понимают ограниченность эгоцентрических ценностей, подвергая их рефлексивной оценке, принимают интеллектуальные ценности, однако, экзистенциальные ценности рассматривают только в одном — интеллектуальном — ракурсе, редуцируя их к общечеловеческим ценностям, игнорируя их экзистенциальные аспекты. Категория «страдание» понимается этой группой испытуемых как «следствие собственной ошибки», «страдание ради блага человечества», у них не обнаруживается рефлексии страдания как блага или как личностно значимого опыта. Рефлексивные ценности эти испытуемые понимают как психологические состояния вне их временного развития. При проведении факторного анализа результатов этой группы испытуемых выделены пять базисных факторов, на которые приходится 66,07 % от общей дисперсии. Каждый фактор включает от 3 до

Серия «Психологические науки»

5 социальных представлений. Процент объясняемой дисперсии факторов: «душевное удовольствие» — 25 %, «справедливость» — 16,28, «разумность» — 9,71, «нравственность» — 7,34, «гармония» — 6,93 %.

Личность с рефлексивным типом ценностно-смысловой позиции, осознавая недостатки первого и второго типа понимания свободы, видя негативные последствия такого отношения к этой моральной категории, не приемлет их как руководство к собственной жизни, а понимает свободу как необходимую внутреннюю работу, связанную с нравственностью, причастностью к Абсолюту и онтологическим законам: «Свобода — это избавление от страстей», «Развращенный человек не может быть свободен», «Свобода без нравственности — это смертельное оружие в руках разбойника» и т. п.

Насущная социальная потребность в понимании и преодолении духовных проблем общества, изучение морально-нравственной сферы личности, ценностных основ жизни человека являются актуальной проблемой научного психологического поиска. В сложившейся ситуации становится понятным, что развитие современных психологических подходов к трактовке личности более невозможно без анализа того, как развиваются и проявляются личностные особенности понимания субъекта жизни в эйдетическом поле взаимодействия моральных категорий.

Актуальность подобного исследования определяется возрастанием потребности об-

щества в решении стоящих перед ним моральных проблем. Кризис морали в современном обществе приводит к все большему осознанию того, что социальное развитие общества и индивидуального субъекта невозможно без анализа проблематики в данной области, что, например, отражено в резком возрастании интереса к проблеме духовности и ее роли в формировании личности.

Однако, наряду с существованием традиции изучения морально-нравственных основ субъекта в психологической науке понятие морально-нравственной сферы и ее роли в становлении субъекта жизни принадлежит к наименее изученным. В настоящее время не существует общепризнанной концепции морально-нравственной сферы ни со стороны структуры личности, ни со стороны индивидуального сознания. Таким образом, неразработанность общепринятых методологических принципов, раскрывающих структуру и механизмы моральной сферы личности, отсутствие общепринятого концептуального аппарата, слабая изученность связи моральной сферы субъекта с индивидуальным сознанием и другими личностными категориями, отсутствие интегральных исследований, объединяющих сферу индивидуального познания субъекта, выражающуюся в особенностях понимания, и с его моральными структурами, образующими ценностно-смысловую сферу субъекта, являются актуальной проблемой научного поиска в современной социальной психологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М. : Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.

Поступила 22.01.10.

1

56 ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.