Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения'

Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPECIALIZED EDUCATION / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ИДЕЯ ГАРМОНИИ / IDEA OF HARMONY / СВОБОД / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОЭПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / CULTURAL AND ANTROEPOLOGIC APPROACHES / VALUE AND MEANING / FREEDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Васильева Марина Алексеевна, Куницына Светлана Михайловна, Фещенко Татьяна Сергеевна

Российскому обществу необходимы специалисты, способные быстро и гибко адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, готовые к непрерывному самообучению и самообразованию, самосовершенствованию, к принятию нестандартных решений, готовых к разработке научной, образовательной и иной продукции с выходом на международный рынок. В связи с этим существенно возрастают требования к качеству подготовки выпускников среднего полного образования. Это выражается, прежде всего, в способности обучающихся сознательно выбирать будущую профессиональную деятельность, и выбрать ее таким образом, чтобы впоследствии адекватно включиться в решение насущных задач социально-экономического развития страны. Такому подходу в полной мере отвечает профильное обучение призванное учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, посредством создания условий для их свободного самоопределения. Тем самым обеспечивается конкурентоспособность будущих специалистов, их социализация в быстро изменяющихся социально-экономических, информационно-профессиональных условиях и ценностно-смысловых ориентирах. Именно ценностно-смысловые ориентиры с точки зрения авторов статьи лежат в основе создания целостной теории профильного образования. На основе анализа и обобщения зарубежных и отечественных исследований в области профильного обучения в работе раскрываются идеи свободы через свободу выбора и свободу творчества, гармонии через развитие личности в неразрывной связи с социумом, и, наконец, идея саморазвития через включение этой личности в рефлексивно-оценочную деятельность. Особое место в статье отведено рассмотрению феномена саморазвития школьников в процессе профильного обучения в рамках культурологического и антроэпологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Васильева Марина Алексеевна, Куницына Светлана Михайловна, Фещенко Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SENSE GUIDELINES OF THE DEVELOPMENT OF PROFILE EDUCATION

Specialists, who can quickly and flexibly adapt to a constantly changing world, ready to continuous self-education, self-improvement, the adoption of non-standard solutions, ready for the development of scientific, educational and other products to enter the international market, needs to Russian society. In this regard, demands on the quality of preparation of graduates complete secondary education significantly are increased. It is expressed primarily in the ability of students to consciously choose a future profession, and select it so that subsequently adequately involved in the solution of urgent problems of the socio-economic development of the country. The specialized education designed to take into account the interests, abilities and inclinations of the students, by creating conditions for their self-determination fully meets to this approach. The competitiveness of future specialists, their socialization in a rapidly changing social, economic, informational and professional conditions and value-semantic orientations are ensured. In terms of the authors of the article, value-semantic orientations based on creation of an integrated theory of professional education. The idea of ​​freedom through freedom of choice and freedom of creativity harmony through personal development in close connection with the society, and the idea of ​​self-development through the inclusion of this person in the reflexive assessment activities, based on the analysis and synthesis of the foreign and domestic research in the field of school education in the work, were revealed in the article. The consideration of the phenomenon of self-development of schoolboys in the course of school education in the framework of cultural and antroepologic have a special place in the article.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения»

Афанасьев Владимир Васильевич, Васильева Марина Алексеевна, Куницына Светлана Михайловна и др.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ...

УДК 370

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2016

Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Московский городской педагогический университет, Москва (Россия) Васильева Марина Алексеевна, ученый секретарь Московский институт открытого образования, Москва (Россия) Куницына Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных систем

Академия социального управления, Москва (Россия) Фещенко Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой методики обучения физике Московский институт открытого образования, Москва (Россия)

Аннотация. Российскому обществу необходимы специалисты, способные быстро и гибко адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, готовые к непрерывному самообучению и самообразованию, самосовершенствованию, к принятию нестандартных решений, готовых к разработке научной, образовательной и иной продукции с выходом на международный рынок. В связи с этим существенно возрастают требования к качеству подготовки выпускников среднего полного образования. Это выражается, прежде всего, в способности обучающихся сознательно выбирать будущую профессиональную деятельность, и выбрать ее таким образом, чтобы впоследствии адекватно включиться в решение насущных задач социально-экономического развития страны. Такому подходу в полной мере отвечает профильное обучение призванное учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, посредством создания условий для их свободного самоопределения. Тем самым обеспечивается конкурентоспособность будущих специалистов, их социализация в быстро изменяющихся социально-экономических, информационно-профессиональных условиях и ценностно-смысловых ориентирах. Именно ценностно-смысловые ориентиры с точки зрения авторов статьи лежат в основе создания целостной теории профильного образования. На основе анализа и обобщения зарубежных и отечественных исследований в области профильного обучения в работе раскрываются идеи свободы - через свободу выбора и свободу творчества, - гармонии через развитие личности в неразрывной связи с социумом, и, наконец, идея саморазвития через включение этой личности в рефлексивно-оценочную деятельность. Особое место в статье отведено рассмотрению феномена саморазвития школьников в процессе профильного обучения в рамках культурологического и антроэпологического подходов.

Ключевые слова: профильное обучение, ценностно-смысловые ориентиры, идея гармонии, свобод, саморазвитие, культурологический и антроэпологический подходы.

VALUE-SENSE GUIDELINES OF THE DEVELOPMENT OF PROFILE EDUCATION

© 2016

Afanasyev Vladimir Vasilevich, doctor of pedagogical sciences, professor JINR department

of "Theory and history of pedagogy" Moscow City Pedagogical University, Moscow (Russia)

Vasileva Marina Alekseevna, scientific secretary Moscow Institute of Open Education, Moscow (Russia) Kunitsynа Svetlana Mihajlovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of "Educational systems"

Social Management Academy, Moscow (Russia) Feshenko Tatiana Sergeevna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the chair methods of teaching physics Moscow Institute of Open Education, Moscow (Russia)

Abstract. Specialists, who can quickly and flexibly adapt to a constantly changing world, ready to continuous self-education, self-improvement, the adoption of non-standard solutions, ready for the development of scientific, educational and other products to enter the international market, needs to Russian society. In this regard, demands on the quality of preparation of graduates complete secondary education significantly are increased. It is expressed primarily in the ability of students to consciously choose a future profession, and select it so that subsequently adequately involved in the solution of urgent problems of the socio-economic development of the country. The specialized education designed to take into account the interests, abilities and inclinations of the students, by creating conditions for their self-determination fully meets to this approach. The competitiveness of future specialists, their socialization in a rapidly changing social, economic, informational and professional conditions and value-semantic orientations are ensured. In terms of the authors of the article, value-semantic orientations based on creation of an integrated theory of professional education. The idea of freedom through freedom of choice and freedom of creativity - harmony through personal development in close connection with the society, and the idea of self-development through the inclusion of this person in the reflexive assessment activities, based on the analysis and synthesis of the foreign and domestic research in the field of school education in the work, were revealed in the article. The consideration of the phenomenon of self-development of schoolboys in the course of school education in the framework of cultural and antroepologic have a special place in the article.

Keywords: specialized education, value and meaning, the idea of harmony, freedom, self-development, cultural and antroepologic approaches.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Система современного российского образования представляет собой совокупность Федеральных государственных образовательных стандартов, преемственных образовательных программ, сети образовательных организаций различных типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений, в которых осуществляется профильное обучение. Такое обучение ориентировано на индивидуализацию, социализацию обучающихся, потребности рынка труда. Как

показывает практика оно способно быстро реагировать на экономические изменения в стране. Именно поэтому профильное образование является необходимым звеном в целостной системе непрерывного образования человека. Поэтому основной задачей современного школьного образования становится формирование у учащихся готовности и способности к непрерывному образованию, самообразованию, саморазвитию.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-

Афанасьев Владимир Васильевич, Васильева Марина Алексеевна, Куницына Светлана Михайловна и др. педагогические

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ... науки

ных раньше частей общей проблемы. Проблемы профильного обучения освещение в работах М. В. Артюхова, М. И. Губановой, Л. Ф. Ивановой, Н. И. Калугина, А. Г. Каспржака, М. Л. Кондрюхиной, М. В. Левит, А. С. Макаренко, А. С. Максимова, А. П. Меньшикова, А. А. Пинского, Л. Д. Сазонова и др. Как правило, организацию профильного обучения в школах рассматривают в контексте дифференциации обучения. Идея дифференцированного подхода в обучении находит отражение в трудах Ю. И. Иванова, И. Я. Лернера, М. В. Наяновой и других исследователей. Поиски ученых направлены на уточнение понятийного аппарата, выявление видов дифференциации обучения, ее содержания, форм и методов (Н. Г. Дайри, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, Е. А. Певцова, А. А. Пинский, И. С. Якиманская).

Отечественная и зарубежная школы накопили достаточно большой опыт реализации идей и технологий профильного обучения, но, тем не менее, следует отметить, что отсутствует единая (базовая) теория профильного обучения ориентированная на ценности и смыслы современного образования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Осмысление ценностно-смысловых ориентиров профильного обучения как социального и педагогического феномена могут стать условием создания единой (базовой) теории. Это положение и определило основную задачу настоящей статьи.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Ключевыми философскими идеями, позволяющая осмыслить сущность профильного обучения являются: идея свободы, гармонии и саморазвития.

Применительно к профильному обучению идея свободы может быть обозначена как свобода выбора. Свобода имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона - это условия, созданные в общеобразовательной организации, образовательная среда, предоставляющие обучающимся разнообразные профили. Субъективная сторона свободы - готовность обучающегося осуществить обдуманный выбор профиля обучения.

Идея гармонии неразрывно связана с идеей свободы. Следует выделить внешнюю и внутреннюю гармонию. Внутренняя гармония - это гармоничное развитие личности обучающегося, внешняя - гармоничные отношения личности с социумом. Внутренняя гармония должна обеспечиваться наличием системы профориентации, которая будет способствовать сознательному выбору профиля. Суть внешней гармонии заключается в том, что по завершению профильного обучения у учащегося выработается такое качество личности, которое поможет обеспечить ему свободный профессиональный выбор, дальнейший образовательный маршрут. Идея гармонии предполагает реализацию принципов гармоничного и всестороннего развития личности в условиях профильного обучения.

И, наконец, идея саморазвития реализуется через свободу самоопределения обучающегося, что предполагает включение его в рефлексивно-оценочную деятельность на основе самооценки, самоанализа, самоактуализации.

Если говорить о концепциях, то в основе профильного обучения лежит, прежде всего, культурологическая концепция. Она исходит из посылки о системной целостности человека как биопсихосоциального существа: это означает, что всякое локальное изменение в биологических, психических или социальных характеристиках субъекта (поведении, отношениях, ценностных ориен-тациях) оказывает влияние на всего человека, и осознается человеком как значимое для него в той или иной степени. В качестве теоретико-методологической базы профильной школы выступают:

- культурологический подход (М.С.Каган [1], И.Я. Лернер[2]);_

-принцип субъекта (Л.И.Анциферова [3], К.А. Абульханова-Славская [4], А.В. Брушлинский [5]);

- психология индивидуальных различий (Б.М.Теплов [6]);

- индивидуально-дифференцированный подход;

- принцип активности в развитии, познании, самопознании, преобразовании;

- системный подход (П.К.Анохин [7], Ю.А.Самарин [8]; Р. Акофф [9], Ф.Эмери [9);

- культурно-историческая теория развития личности (Л.С.Выготский [10]);

- теория деятельности (С.Л.Рубинштейн [11]);

- интегративно-ценностый подход;

- теории содержания образования (В.В.Краевский [2], И.Я.Лернер [2], В.С. Леднев, Л.М. Перминова);

- логико-дидактический подход (П.В.Копнин, Б.П.Бархаев, Л.М. Перминова [12]);

- теория множественности «форм» интеллекта (Г. Гарднер [13]);

- философия дидактики (И.Я. Лернер[2]);

- критический анализ современных подходов к стандартизации школьного образования.

Культурологический подход - базовое методологическое основание профильного обучения и построения профильной школы. В рамках данного подхода используется ключевой термин «предметное поле культуры» (М.С. Каган [1]). Предметное поле культуры представляет собой взаимосвязь двух видов человеческого бытия

- материального и духовного. Предметно-культурное поле материального бытия включает: 1) человеческое тело, 2) техническую вещь (технику), 3) социум (общество, место бытия, учреждение). Предметно-культурное поле духовного бытия включает: 1) знания, 2) ценности, 3) проект (как результат обобщающе-синтетической деятельности ума). Бытийность есть предпосылка и условие духовной жизни и деятельности. В этом плане для культурологической концепции профильного обучения изначально определяющим является элемент «человеческое тело», и которое как антропологическая ценность, «заключает» в себе множественность интеллектуальных задатков, позволяющих овладеть языками культуры, познавать, осваивать и преобразовывать действительный мир. Философия культуры стала важнейшим методологическим основанием культурологической теории содержания образования в дидактике (М.Н.Скаткин [14], В.В.Краевский [2], И.Я. Лернер [2]), разработанная в начале 80-х гг. XX в.

С позиций культурно-антропологических принципов

- гуманизации и гуманитаризации образования понимание «профиля» необходимым образом должно учитывать и предпосылочную расположенность ученика к особенностям профиля, имея в виду биологический, психический и социальный аспекты человеческой целостности, т.е. субъекта.

Принцип взаимосвязи теории и практики, диалектический метод - важнейшие философско-научные основания данной концепции. Социокультурной осью профильного обучения и профильной школы должна быть ось «человек - культура», мысля за этим идеи «человек в системе культуры» и «человек - элемент культуры».

Множественность форм интеллекта как человеческих задатков (Г.Гарднер [13]) раскрывает человека во взаимосвязи биологических (двигательные, музыкальные), психических (лингвистические, логико-математические, пространственно-образные) и социальных предпосылок (межличностные и внутриличностные задатки), как важнейшего системного условия образования, обучения, воспитания, развития и саморазвития человека. Профильное обучение основано на возможности развития отдельных задатков, во взаимосвязи общего, особенного и частного/конкретного, обеспечивая социальную, профессиональную и субъектно-личностную адаптацию человека.

Методологическую базу феномена саморазвития АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

Афанасьев Владимир Васильевич, Васильева Марина Алексеевна, Куницына Светлана Михайловна и др.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ..

школьников в процессе профильного обучения раскрывает новый подход в образовании - антропоэкологиче-ский (А.А. Макареня, С.В. Кривых, И.В. Иванов, Е.В. Бускина, А.Н. Макарчук [15,16,17,18]. Его суть состоит в признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика. Подход основан на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Подход учитывает когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности, обеспечивает развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития при сохранении здоровья школьника. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества («преуспевающее общество»).

В определении сущности профильной школы необходимо отразить факты, сложившиеся достаточно давно в практике образования и обучения.

Здесь имеются в виду средние общеобразовательные специализированные (не коррекционные) организации, а также высшие учебные заведения, для поступления в которые необходимым условием является особенная, уникальная организация биологических (анатомо-физиоло-гических) подструктур - зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата, обусловливающих индивидуальную специфичность зрительного и слухового восприятия, интерпретацию цвета и звука, искусства двигательного самовыражения в области точных наук, искусства, спорта. В сфере культурных ценностей и профессий - это деятельность, непосредственно связанная с математикой, физикой, конструированием (техническим, художественным), музыкой, литературой (поэзия), живописью, архитектурой и скульптурой, хореографией, балетом, спортом. Эти области деятельности мыслят проектирование профиля обучения от «природы» человека, зачастую исключающее альтернативное самоопределение субъекта, и предполагающие систему обучения, задаваемую в профильных, как специальных общеобразовательных школах: физико-математической, музыкальной, художественной, спортивной, ориентированных на консерваторию, теоретические кафедры университетов (теоретической математики и теоретической физики), художественные академии и колледжи, вузы физической культуры. Эти школы нередко называют школами для одаренных детей, однако далеко не всегда результаты обучения в таких школах могут рассматриваться как высшие достижения, и выпускники общеобразовательных специализированных школ выбирают иную профессиональную стезю, однако, как правило, они эффективны и в отношении общего развития ребенка. Обучение в них мыслится учителями, родителями и учащимися как единственно возможный адекватный выбор субъекта. К этому виду общеобразовательных организаций следует отнести и языковые школы, для обнаруживших выдающиеся способности к иностранным языкам.

Но есть и другой вид профильных школ. Это общеобразовательные организации, ориентированные на потребности социума, обучение в которых связано в большей степени с углубленным изучением таких дисциплин, как история, обществознание, экономика, экология, анатомия, психология, география, содержательную основу которых составляют знания, для освоения которых необходимо развитие понятийного мышления, памяти - для запоминания больших содержательно-информационных массивов и умения оперировать ими в

процессе выполнения достаточно сложных заданий и задач. Особенность этих знаний в том, что их содержание направлено на познание, описание и объяснение внешнего мира, и для того, чтобы ученик освоил соответствующий профиль, не обязательно иметь склонности и способности к музыке, ИЗО и т.д., в то время как для обучения в специализированных профильных общеобразовательных организациях требуется развитие специальных задатков: музыкальных, двигательных, логико-математических, пространственно-образных. Обучение в общеобразовательных профильных школах опирается на развитие мышления, способность использовать репродуктивные и творческие умения для работы с разнообразной информацией, мысленно преобразовывать ее, и в итоге - создавать проекты и решения, направленные на сохранение и преобразование окружающей действительности. И обучение, и профессиональная деятельность, связанная с этими профильными школами допускает вариативный характер работоспособности субъекта, и не всегда высочайшего напряжения умственных и физических усилий.

Область духовного (искусство) или связанного с физической культурой (спорт) имеет особенностью зре-лищность, как способность удовлетворять потребности большого количества людей одновременно либо в длительном (бесконечном) промежутке времени (музей, театр, консерватория, филармония, олимпиады, спартакиады, соревнования и др.); либо выполняются оба условия одновременно (параллельно) в пространстве и времени, и в этом также особенность специализированных профильных школ. Например, инженеров, юристов, экономистов требуется больше, чем дирижеров, певцов, танцоров, художников, легкоатлетов, гимнастов и т.д., так как деятельность первых (инженеров и т.д.) имеет повседневно значимый характер, и профессии являются массовыми.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в основе профилизации старшей школы лежит свобода выбора обучающегося, гармония внешняя и внутренняя, идея саморазвития личности, а также задатки и способности самой личности развитие которых в совокупности и определяет ценностно-смысловые ориентиры профильного обучения. Дальнейшие направления научных исследований в области профильного обучения видятся нам в разработке стандартов для специализированных профильных школ и профильных общеобразовательных школ; в персонифицированной подготовке учителя к осуществлению профильного образования в специализированных и общеобразовательных профильных школах.

СПИСОК ЛИЕРАТУРЫ:

1. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 204 с.

2. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. И.Я. Лернера, В. В. Краевского. М., 1983. 352 с.

3. Анциферова Л.А. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельност-ного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.

4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика определения природы психического. // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., 1979. С. 61-111.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.

6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.

7. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.197 с.

8. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума.

Афанасьев Владимир Васильевич, Васильева Марина Алексеевна, Куницына Светлана Михайловна и др. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ...

Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1962. 504 с.

9. Акофф Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. М.: Совет.радио, 1974. 270 с.

10. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. С.143-150.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Арка, 2009. 379 с.

12. Перминова Л.М. Николаева Л.Н. Логико-дидактический подход к формированию общеучебных умений и навыков // Инновации в образовании. 2008. № 11. С. 94.

13. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: «Вильямс», 2007. с. 373-374.

14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. М.: Педагогика, 1984. 96 с.

15. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы / Отв. ред. С.В. Кривых, А.А. Макареня. Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2004. 88 с.

16. Теория и практика организации предпрофиль-ной подготовки. Часть 1 / Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н. Букиной. СПб.: Изд. СПбАППО, 2005. 240 с.

17. Теория и практика организации профильного обучения. Часть 2 / Под ред. С.В. Кривых, Н.Н. Суртаевой. СПб.: Изд. СПбАППО, 2006. 260 с.

18. Иванов А. Гимназисты: выбор профессионального пути (конец XIX - начало XX века) / Лицейское и гимназическое образование. 1998. №4. С. 19-20.

19. Вопросы философии. [Электронный ресурс] // Академическое научное издание Президиума Российской Академии Наук. - URL: http://vphil.ru/ (дата обращения: 12.03.2012).

20. Философия образования. [Электронный ресурс] // Сибирское отделение РАН, Институт философии и права СО РАН - URL: http://www.sibran.ru/phyledu.htm (дата обращения: 12.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.