Милованова Л.А.
Волгоградский государственный педагогический университет
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Ориентация на личность учащегося определяет современную концепцию языкового образования, которое играет ведущую роль в процессе развития личности, а профильно-ориентированное обучение иностранному языку позволяет будущим специалистам приобретать большую компетентность в профессиональной деятельности. Развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности в рамках профильного курса, мы развиваем гуманистическую ценностную диспозицию личности.
На современном этапе «абсолютной ценностью общества становится человек (личность), а целью образования - развитие личности» [7].
Образование сегодня является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и социальной устойчивости выпускника школы. В связи с этим, как отмечает П.Г. Щедровицкий, изменяется его суть: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» [13].
Сформулированная ведущая цель образования наряду с высокой квалификацией требует подготовки специалистов, обеспечивающих функционирование различных сфер жизнедеятельности общества. Следовательно, не менее значимой целью является воспроизводство наследия духовной культуры, ценностных ориентиров обучаемых. В современной педагогической теории и практике утверждаются новые ценности личностно ориентированного образовательного пространства [8].
Один из основных факторов развития личности - познание человеком окружающего мира. Как справедливо отмечает И. Харитонова, познание необходимо человеку для успешного осуществления преобразовательной деятельности, для оказания такого организационного воздействия на объекты внешней среды, которое позволяет чувствовать себя в ней комфортно. Для осуществления организационной деятельности, как в духовной, так и в материальной сфере человек должен обладать необходимой информацией, которая интериоризуется в памяти индивида и экстериоризуется посредством языка [12].
Именно поэтому ориентация на личность учащегося определяет современную
концепцию языкового образования, которое играет ведущую роль в процессе развития личности. Как известно, язык является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.
В качестве основной цели в области обучения иностранным языкам граждан будущей Европы Европейским советом выдвигается многоязычие: владение каждым жителем Европы как минимум двумя иностранными языками, одним из которых - активно. В качестве цели обучения выдвигается при этом не только и не столько коммуникативная, сколько социальная, межкультурная компетенция, которая, несомненно, включает в себя и коммуникативную. Таким образом, речь идет о расширении целей обучения, включающих в себя культуру данной страны в широком смысле слова [1].
Выдающийся мыслитель и ученый, основоположник теоретического языкознания Вильгельм фон Гумбольдт считал, что овладение другим языком есть приобретение нового видения мира. «Освоение иностранного языка можно было бы уподобить завоеванию новой позиции в прежнем видении мира; до известной степени фактически так дело и обстоит, поскольку каждый язык содержит всю структуру понятий и весь способ представлений определенной части человечества» [5].
Изучение иностранного языка особенно актуально в современном обществе, так как усиливается интернационализация всех сфер общественной жизни.
Знание иностранного языка необходимо как для продолжения обучения, так и для осуществления профессиональной деятельности. Курс иностранного языка способствует овладению культурой мышления, дает знания о его основных законах, помогает организовать свой труд на научной основе, обучает рефлексии на основе анализа и оценки собственного уровня владения иностранным языком. Получаемые в процессе изучения иностранного языка страноведческие знания, знания о приобретаемой профессии в публикациях на иностранном языке расширяют общий кругозор, позволяет школьнику и студенту лучше оценить сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
Рассматривая иностранный язык как учебную дисциплину в средней общеобразовательной школе, следует учитывать функцию иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности, т. е. интереса старшеклассников к будущей профессии. Стремление получить знания по возможно большему количеству коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком, обеспечивает возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом [2].
Профильно-ориентированное обучение иностранному языку, таким образом, позволяет будущим специалистам приобретать большую компетентность в профессиональной деятельности, вырабатывает методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.
Вслед за О.Г. Поляковым мы понимаем под профильно-ориентированным обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения [10].
Появление интегрированных курсов, включающих иностранные языки, - это попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас - это единое целое,
и наиболее эффективный вид обучения - это обучение интегративному целому.
Психологи, изучающие процесс обучения, в частности последователи Г агне и Брю-нера, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях. Пиаже считает, что в интегрированных курсах более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения [9].
Содержание образования в форме готового знания по отдельным дисциплинам не соответствует реальному положению вещей ни в науке, ни в искусстве и, с одной стороны, формирует разорванное знание о мире, а с другой - приводит к отторжению ребенком передаваемого опыта. Поэтому решение задач, стоящих сегодня перед образованием, так или иначе связано с формированием целостного восприятия мира и себя как активной личности в нем.
В отличие от традиционных программ интегрированные языковые программы в системе профильно-ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку формируют полисистемное знание о мире. Результатом такого осмысления является осознание необходимости постижения связей и взаимодействий иностранного языка как общеобразовательного предмета с другими областями знаний.
Ведущим компонентом дидактической системы профильно-ориентированного обучения иностранному языку в профильной школе является цель обучения.
На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей обучения и воспитания в школе. В.А. Якунин отмечает, что «...цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому она стремится» [14]. Одним из признаков цели является «образ будущего результата, который по форме от-
ражения может быть представлен либо в виде перцептивных образов и моделей, либо в виде вербализованных понятий, суждений и умозаключений». Вторым признаком цели является «наличие потребности и стремления в достижении будущего результата».
Цели отдельного человека порождаются индивидуальными потребностями. Цели социальных систем, по В.А. Якунину, порождаются общественными потребностями. Таким образом, проектируя цели школы, необходимо исходить из потребностей государства и общества. Кроме этого, цели школы должны отражать потребности ученика. Однако потребности ученика не всегда осознаются им в данный момент, они могут быть осознаны в будущем. Для того чтобы цели школы стали целями ученика, необходимо воспитать у него потребность в этом.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Смена целей образования, представление результата новой образовательной политики в виде культуры жизненного самоопределения учащихся делают сегодня актуальной как никогда задачу изучения культурообразующих элементов содержания образования, составляющих, формирующих индивидуальную культуру языковой личности [4].
Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильно-ориентированного обучения иностранному языку. Эти условия реализуются в рамках особого образовательного пространства -педагогического процесса профильно-ориентированного обучения иностранному языку.
В соответствии с требованиями системного подхода необходимо рассмотреть основные направления преобразования цели обучения в структуре педагогической системы профильно-ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку. На ее преобразование влияют следующие факторы:
• социальный заказ на выпускника средней школы, владеющего иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
• выбранный старшеклассниками профиль обучения на старшем этапе обучения средней общеобразовательной школы;
• личные потребности и интересы школьников, уровень их мотивации к изучению иностранного языка и понимания личностной значимости этого школьного предмета в будущей профессиональной деятельности;
• уровень владения иностранным языком, с одной стороны, и уровень требований к конечному результату обучения - владение иностранным языком на уровне функциональной грамотности - с другой;
• уровень профессиональной компетенции учителей иностранного языка, способных обеспечить педагогическое сопровождение старшеклассника (педагогическую поддержку, диагностику личностного продвижения, индивидуальный и дифференцированный подход к старшеклассникам в зависимости от уровня сформированности профессионального намерения);
• специфика учебного предмета «иностранный язык» - структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов и т. д.
Таким образом, в основе профильной дифференциации обучения иностранному языку лежит приоритетность субъектносмыслового перед информационным, направленность на стимулирование развития
личности на основе самоактуализации и самоутверждения, решение учебных задач в контексте жизненных проблем.
Структура целей изучения иностранного языка в рамках интегративных курсов построена с учетом необходимости всестороннего развития языковой личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).
Центральным системообразующим элементом концепции данного исследования является ведущая идея о возможности формирования языковой личности в рамках особого педагогического пространства - профильного обучения иностранному языку, -способствующего полноценному проявлению и развитию личностных функций участников межкультурного взаимодействия. Эта идея «. пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне языка» (Ю.Н. Караулов, 1989).
Введение в широкий научный обиход категории языковой личности позволяет раздвинуть рамки исследований речевого онтогенеза. На первый план все отчетливее выступает не формирование языковой структуры, а становление человека в его коммуникативной компетенции, которая предстает как проявление языкового сознания в выборе средств общения.
Таким образом, языковая личность старшеклассника, изучающего иностранный язык в рамках профильно-ориентированного курса, предстает в виде сложного, многоаспектного объекта исследования, уникальность и неповторимость которого определяется сформированностью его языкового сознания, уровнем развития языковых способностей и коммуникативных потребностей для осуществления особого профильно-ориентированного общения и взаимообусловленностью личностных диспозиций, проявляющихся как личностные функции.
Н.Д. Гальскова считает, что стратегической целью обучения иностранному языку является формирование вторичной языковой
личности, которую она определяет как совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур [3]. Реализовать данную цель - значит не только развивать у обучаемого умения пользоваться соответствующей иноязычной «техникой», но и обеспечить его внеязыко-вой информацией, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания на меж-культурном уровне, а также развивать в нем качества, позволяющие осуществлять непосредственное и опосредованное общение с представителями различных культур.
Таким образом, целью обучения ИЯ, как считает Н.Д. Гальскова, выступает формирование личности, способной и, что не менее важно, желающей участвовать в общении (опосредованном и непосредственном) на межкультурном уровне и самосовершенствоваться в овладеваемой им деятельности. Речь идет о становлении у обучающегося основных черт вторичной языковой личности, совокупность которых составляет сложное интегративное целое. Указанная цель обучения ИЯ есть совокупность трех взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов: прагматического, педагогического и когнитивного.
По мнению автора, поскольку процесс становления вторичной языковой личности связан не только с овладением обучающимся вербальным кодом иностранного языка и умением его использовать практически в общении, но и с формированием (на определенном уровне) в его сознании «картины мира», свойственной носителю этого языка как представителю определенного социума, то обучение иностранному языку должно быть направлено на приобщение учащихся к концептуальной системе чужого лингвосоциума.
Подтверждение этой идеи мы находим в работах В.В. Серикова, который считает, что педагогическая реальность - это приобщение человека к смыслу, а не только к знанию. Развивая идеи В.В. Серикова о личностной стороне деятельности, мы можем сказать, что личностная сторона речевой деятельности участника коммуникации - это ее субъектив-
ное начало, проявляющееся в творческой, закрепленной в языке активности личности; исследование речевой ситуации на предмет выявления ее смысла, коммуникативной по-требностной значимости [11].
Рассматривая развитие языковой личности в личностной парадигме, нельзя оставить в стороне представление о содержании этого развития. Вслед за В.В. Сериковым мы понимаем развитие языковой личности как:
1. Развитие ее атрибутивных функций: избирательности, осмысления действительности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности. Актуализация личностных функций способствует развитию ценностного, понятийного и поведенческого аспектов языковой личности.
2. Развитие духовной сферы - мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей. Сюда мы относим развитие языковых способностей и коммуникативных потребностей языковой личности.
3. Деятельностно-поведенческое развитие личности предполагает становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего «Я», т. е. становление речевого поведения языковой личности.
4. Развитие коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума, что предполагает развитие и становление коммуникативной компетенции.
5. Становление индивидуальности личности, что проявляется в формировании и развитии языкового сознания личности.
Очевидно, что формирование и совершенствование вышеназванных сущностных личностных характеристик должно привести к развитию и совершенствованию языковой личности старшеклассника в рамках профильно-ориентированного обучения иностранному языку.
Конкретная реализация указанных целей обучения иностранному языку в старшей школе на профильном уровне направлена на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной) [6]:
- речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;
- языковая / лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;
- социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильноориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;
- компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;
- учебно-познавательная компетенция -
дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля;
- развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта меж-культурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.
Рассмотрим цели обучения иноязычному общению в профильно-ориентированных классах средней общеобразовательной школы на примере экономического профиля.
Комплексная цель профильного экономико-ориентированного обучения иностранному языку в старших классах средней школы конкретизируется в ряде следующих положений:
1. Формирование экономических представлений и культуры школьников способствует пониманию сущности современных экономических явлений, воспитанию качеств, помогающих эффективно трудиться, находить наиболее экономичные и безошибочные решения в ситуациях, связанных с практической деятельностью, проявлять оперативность в переводе общеэкономических рекомендаций на язык конкретных действий.
2. Формирование экономических представлений старшеклассников на уроках иностранного языка предполагает создание особой ситуации развития личности и соответствующей ей системы деятельности и общения, своеобразного педагогического пространства, которое обусловливает рефлексивную и смыслопоисковую активность молодых людей, их самоопределение в сфере экономической деятельности.
3. Развитие речемыслительной деятельности и экономического стиля мышления старшеклассников опирается на умения: оперировать простыми (необходимыми) эконо-
мическими понятиями и суждениями, строить умозаключения, доказательства, опровержения, использовать для решения бытовых и жизненно важных экономических задач в пределах прикладной экономики анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизацию.
4. Развитие речетворческой деятельности и привитие навыков исследовательской работы помогают овладеть методикой и техникой доступных школьникам расчетов, пользоваться базовыми экономическими критериями и показателями, опираться на них в учении и трудовой деятельности.
5. Осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний.
6. Подготовка к будущей профессиональной деятельности, связанной со сферой экономики и финансов.
Коммуникативная цель обучения в пределах экономического профиля определяется как формирование углубленного уровня коммуникативной компетенции в устных и письменных формах общения.
Задачи обучения иностранному языку в рамках экономического профиля и его возможные варианты определяют приоритетные формы общения, способствующие достижению личностных предметно или профессионально ориентированных целей обучения. Например, при подготовке менеджеров целесообразно больше внимания уделять устно-речевым формам общения. А при подготовке бухгалтеров, технических переводчиков приоритетными становятся письменные формы общения и перевод. Интегрированные курсы, предполагающие углубление в экономическую науку, строятся на повышенном внимании к чтению как виду речевой деятельности.
Общеэкономический курс обучения иностранному языку формирует у учащихся потребность в экономических знаниях, приучает их к использованию категорий конкретной экономики, элементарных расчетов, к учету и анализу экономических показателей труда, усвоению экономических понятий на иностранном языке. Именно эта потребность
стимулирует личную активность в процессе экономического обучения, т. е. является мотивационным фактором. Такой курс следует строить на параллельном и равноценном обучении устным и письменным формам общения. Общеэкономический курс в рамках экономического профиля реализует потребность учащихся в межличностной, межкуль-турной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим иностранным языком как средством общения. Этот курс стимулирует социокультурную компетенцию учащихся, информируя их об особенностях национального рынка и особенностях финансовой системы страны изучаемого языка, о новых теоретических
разработках в экономике и их практических реализациях в сфере национального предпринимательства, формирует готовность к деловому сотрудничеству с иностранными инвесторами и предпринимателями.
Таким образом, можно увидеть, что, развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности, мы будем развивать не только коммуникативный потенциал, коммуникативную компетенцию, коммуникативную культуру личности, не только учить эффективному речевому общению, но и актуализировать личностные функции школьников, а значит, развивать и совершенствовать гуманистическую ценностную диспозицию личности.
Список использованной литературы:
1. Бердичевский А.Л. Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в станах Европы // Иностранные языки в школе. - 2002. - №5. - С. 16.
2. Богомолова А.Ю., Соколов Ю.В. Иностранный язык как средство профессионально-личностного обучения // Вестник ОГУ. - 2000, №3. - С. 33.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ-ГЛОС-СА, 200.
4. Григорьева-Голубева В.А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности). Дис. доктор. пед. наук. СПб, 2002. - С. 317.
5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию - М., 1999. - С. 80.
6. Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе». - №4.- 2004. - С. 15-21.
7. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
8. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: Инноватор, 1996. - Выпуск 4 (184 стр.) - С. 10.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: «Просвещение», 1969. С. 30.
10. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: «Тезаурус», 2003. С. 4.
11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос». -1999. - С. 29.
12. Харитонова И. Информация, язык и развитие личности: философский аспект.// Развитие личности. - 2004. - №3 - С. 46.
13. Щедровицкий П.Г.Очерки по философии образования. - М., 1993.
14. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. - Л.: ЛГУ, 1988. - С. 25.