Грибукова О. Г. Проблема ценностных ориентаций в подготовке студентов к работе с детьми, имеющими сложности в развитии: аксиологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470131.htm.
ART 470131 УДК 378.14
Грибукова Оксана Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск охапа [email protected]
Проблема ценностных ориентаций в подготовке студентов к работе с детьми, имеющими сложности в развитии: аксиологический подход
Аннотация. В статье рассматриваются современные приоритетные научные, методические и практические направления в профессиональной подготовке студентов к работе с детьми, имеющими сложности в развитии, с позиции ценностно-смысловых ориентиров в реализации профессиональной деятельности. Ключевые слова: ценностные ориентации, компоненты образовательной деятельности, аксиологический подход, образование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ведущей тенденцией в развитии образования сегодня становится переход к ценностной парадигме, с направленностью аксиологического подхода, который определяет приоритетные ценности, их совокупность в саморазвитии человека, его воспитании, образовании.
Современная система образования призвана внести свой вклад в становление социально-ценных мировоззренческих и нравственных качеств, необходимых человеку будущего.
Аксиологический подход (системно-ценностный) определяет совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека через традиционные и новые ценности образования, позволяет подчеркнуть главное положение человека. Идея гармонично-развитой личности, объединенная с идеей правильного общества, заложена в постижении и утверждении ценности, воспитании и обучении.
Методологической базой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики является аксиологический подход. Применение данного подхода, обладающего широким ценностным мировоззрением, способно осуществить подготовку квалифицированного выпускника педагогического вуза с нравственным и духовным потенциалом, широким спектром ценностей, готовностью к решению профессиональных задач, руководствуясь гуманистическими идеалами и принципами.
Проблема ценностных ориентаций высшего педагогического образования в настоящее время хорошо рассмотрена во многих трудах ученых (И. Ф. Исаев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.). Исходя из идей аксиологического подхода сформирован аксиологический потенциал, который определен (входит, заложен) в основу квалификационных требований к выпускнику педагогического образования. Ведущими характеристиками являются такие как: гражданская зрелость, высокий уровень нравственного сознания, педагогический этикет, профессиональное достоинство, осознание самоценности детского возраста как основы развития личности и формирования жизнеспособности человека [1-4].
Необходимые профессиональные знания студенты дефектологического образования получают при изучении психолого-педагогических дисциплин и предметов гуманитарного цикла, в соответствии с учебным планом. Значимым является усиление
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Грибукова О. Г. Проблема ценностных ориентаций в подготовке студентов к работе с детьми, имеющими сложности в развитии: аксиологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470131.htm.
внимания к решению задач духовно-нравственного воспитания студентов, приобщение их к общечеловеческим ценностям подготовке к работе с детьми, имеющими сложности в развитии.
Целевые ценностные ориентации связываются с общечеловеческими приоритетами (гуманизм,свобода, толерантность, демократия, прагматизм и др.), реализуемыми через систему профессионального образования. В области процессуальных ценностей ведущее место занимают информационно-коммуникационные, творческие, развивающие технологии приобретения профессионального опыта. Особая роль отводится межпредметным и метапредметным компетенциям, базирующимся на методологических знаниях, позволяющим студентам и педагогам самостоятельно осуществлять познавательную деятельность. Современный этап представлений о ценностях профессиональной подготовки педагога предопределен распространением в педагогике конца ХХ - начала XXI вв. новой образовательной общепризнанной науки, усиливающей человеческий, т. е. субъектный, а значит ценностный способ построения профессиональной деятельности [5, 6].
Теоретико-методологический анализ исследований Б. Г. Ананьева, В. А. Куты-рева, Я. А. Пономарева, Н. Д. Никандрова, Н. Н. Никитиной, А. В. Кирьяковой, О. М. Шиян и другие позволяет представить шаги в реализации потенциала педагогических ценностей в образовании студентов вуза и формирования их культуры [5-7]:
Во-первых, большие возможности заложены в самом образовательно-педагогическом процессе, понимаемом как последовательный ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапов передачи и освоения знаний и ценностей
Во-вторых, удовлетворив первичный интерес к предмету, студент с помощью педагога идет дальше, т. е. начинает обнаруживать себя рефлексивная сторона сознания, подключается творческий и нравственный потенциал.
В-третьих, собственно личностный уровень взаимоотношений между студентом и преподавателем, активизация и стимуляция усилий по самообразованию и самовоспитанию.
В-четвертых, т. к. ведущим субъектом рассматриваемого процесса выступает педагог, который интерпретирует событие или явление как бытие ценности.
В-пятых, в содержание самого осваиваемого материала должны входить адекватные теоретические представления (философия, аксиология).
В-шестых, ценностно-оценочная связь студента к объекту выявляется через проявление его отношения к нему, студент не абстрагируется от своих волнений, чувств, а наоборот, пытается их учесть, основывается на свою личную, эмоциональную реакцию на то, что важно для него.
В общем виде современные представления о подготовке педагога к работе с детьми, имеющими сложности в развитии предполагают наличие нескольких важных компонентов этой подготовки, представляющих собой одновременно ее уровни. Первым компонентом выступают знания (предметные, педагогические, психологические, методические, методологические, метапедагогические), определяющие начальный уровень подготовки педагога. На базе знаний формируются умения и навыки профессиональной деятельности. Следующий компонент представлен способностями и личностными качествами педагога - речевыми, гностическими, коммуникативными, артистическими и др. И системообразующим компонентом выступают ценностно-смысловые и мотивационные установки и ориентации педагога, определяющие характер его профессиональной деятельности - направленность на ребенка, на собственное саморазвитие и реализацию заложенных задатков и способностей, креативность, инно-вационность, активность и другие значимые характеристики [8].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Грибукова О. Г. Проблема ценностных ориентаций в подготовке студентов к работе с детьми, имеющими сложности в развитии: аксиологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470131.htm.
Аксиологический подход к профессиональной подготовке педагога к работе с детьми, имеющими сложности в развитии, как личности, которая своей главной целью видит поиск возможностей развития индивидуальных особенностей обучаемого и сохранение его здоровья.
Студент в будущем сам, становясь педагогом, проецирует педагогическую реальность, воспитывая у детей личностное отношение к знаниям, а затем и к жизненным идеям, целям и идеалам [9].
Исходя из многообразия ценностей И. Ф. Исаевым выделены три уровня ценностей: общественно-профессиональные, профессионально-групповые и индивидуально-личностные. В его условной классификации профессиональных ценностей представлено пять групп, которые образуют аксиологическую модель, имеют характер порождения друг друга и зависимость друг от друга (синкретичны): цели, средства, отношения, знания, качества [1].
По словам В. П. Тугаринова, «без ценностного подхода не может существовать общество». Общественный заказ социума сегодня - это энергичная, созидательно мыслящая личность, подготовленная к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в нынешнем российском обществе. В центре внимания в образовании в последнее время оказалось содействие гуманитарному развитию личности, воспитанию ее духовных ценностей. Об этом свидетельствуют нормативные документы так, в Законе РФ «Об образовании» (статья 2. Принципы государственной политики в области образования) первый принцип провозглашает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» (статья 8.) указано, что одной из задач высшего учебного заведения является «сохранение и приумножение нравственных, цивилизованных и научных ценностей общества».
На необходимость формирования профессионально-педагогической культуры у педагога указывает И. Ф. Исаев, он выделяет первым аксиологический компонент -совокупность профессиональных ценностей. Профессиональные ценности представляют собой ориентиры, на основе которых будущий педагог сможет осуществить выбор, освоение и выполнение своей профессиональной деятельности. Значимым является то, что в педагогическом вузе процесс обучения студентов направлен на формирование профессиональной компетентности и на формирование профессиональных ценностей будущего педагога, которые становятся основой его гуманистической позиции как личности и позволяет определить характер построения взаимоотношений (с детьми, имеющими нарушения в развитии, их родителями), и взаимодействия с различными видами деятельности (социально-педагогическая, коррекционная и др.) [1].
Данное положение указывает на необходимость формирования у студентов знаний о состоянии психического и физического состояния ребенка, умений проектировать образовательный процесс с позиции здоровьесбережения [8] и таких личностных качеств как гуманизм, высокая нравственность, эмпатии к ребенку.
Становление личности современного педагога в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой зависит от ценностных оснований образования. Поэтому в настоящее время аксиологический и культурологический подходы являются достаточно актуальными. Культурологический подход в образовании обоснован такими учеными как Н. В. Бестужевым-Ладой, Е. В. Бондаревской, Ю. Г. Татур и др., а теория ценностной детерминации сознания личности представлена в трудах О. Г. Дробниц-
Грибукова О. Г. Проблема ценностных ориентаций в подготовке студентов к работе с детьми, имеющими сложности в развитии: аксиологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/470131.htm.
кого, Г. Е. Залесского, М. С. Кагана, В. Н. Мясищева и др. Эти принципы разрабатываются также в собственных исследованиях и предполагают ориентацию на общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности [7, 9, 10].
Выпускник должен стать «специалистом по ребенку» и успешно решать педагогические задачи в соответствии с профессиональным стандартом, особенно при работе с детьми, имеющими сложности в развитии.
Ссылки на источники
1. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М.; Белгород, 1993. - 66 с.
2. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 5.
3. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995. 264 с.
4. Жуйкова Т. П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 3-6.
5. Климов Е. А., Носкова О. Г., Бодров В. А., Ананьев Б. Г. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия. - М., 2012.
6. Грибукова О. Г. Формирование профессионально-личностной готовности будущих дефектологов к работе с проблемными детьми как целостный педагогический процесс // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей: материалы XI ^Ш) Междунар. науч.-практ. конф. / Кемеровский государственный университет; сост. Д. Ю. Ногтев. - Кемерово, 2016. - С. 79-81.
7. Шепилова Н. А. Аксиологический подход в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 556-560. - ит_: http://e-koncept.ru/2016/96017.htm.
8. Климова Т. В., Маркова Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - Красноярск, 2012. - 240 с.
9. Грибукова О. Г. К вопросу о формировании профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми, имеющими сложности в развитии // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. Семинара / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск, 2016. - С. 8-11.
10. Грибукова О. Г., Шкатова Е. А. Компоненты профессиональной готовности к педагогической деятельности в условиях образовательной организации, воспитание, обучение детей с ОВЗ // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XV междунар. науч.-практ. конф. - Прага, 2016. - С. 81-85.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Oxana Gribukoiva,
senior lecturer in speech therapy and child language, Novosibirsk state pedagogical University, Novosibirsk oxana [email protected]
The problem of value orientations in the preparation of students for work with children who have difficulties in development: an axiological approach
Abstract. The article focuses on the current priority scientific, methodical and practical directions in the professional preparation of students for work with children who have difficulties in development from the point of value-semantic reference points in the implementation of professional activities. Key words: value orientations, components of educational activity, axiological approach, education.
Рекомендовано к публикации:
Ковригиной Л. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17
Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Грибукова О. Г., 2017
www.e-koncept.ru