Научная статья на тему 'К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики'

К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВУЗ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / UNIVERSITY / VOCATIONAL EDUCATION / WORK EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Екатерина Владимировна

В статье раскрывается процесс развития профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в системе высшего профессионального образования. Выявлена актуальность проблемы организации производственной практики в образовательном процессе для развития профессиональных компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики»

Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

ART 470141 УДК 378.147

Шевченко Екатерина Владимировна,

старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ)», г. Новосибирск вЬеусИепко [email protected]

К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики

Аннотация. В статье раскрывается процесс развития профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в системе высшего профессионального образования. Выявлена актуальность проблемы организации производственной практики в образовательном процессе для развития профессиональных компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: компетентность, профессиональные компетенции, производственная практика, профессиональное образование, вуз.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Традиционное российское педагогическое образование всегда обеспечивало высокий уровень теоретической подготовки выпускников по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки. Но практическая подготовка в части владения современными образовательными технологиями, способами осуществления педагогической поддержки, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, была недостаточна, по мнению, как специалистов высшей школы, так и работодателей. Развитие высшего профессионального педагогического образования в Российской Федерации связанно с инновационными процессами, основанными на введении новых Федеральных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения (3+); ФГОС общего среднего образования (от 17 мая 2012 г. N 413) и с утверждением стандарта «Педагога». Этот профессиональный стандарт «Педагога» (№ 544н от 18.10.2013 г.) регламентирует педагогическую деятельность в различных сферах образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование (учитель, воспитатель). Основными целями и установками при реализации федеральных государственных образовательных стандартов (высшего профессионального образования) отмечаются компетенции, которые получают учащиеся в процессе обучения. Под термином «компетенция» можно понимать способность и умение применить знания, личностные качества, являющиеся в определенной области залогом успешной профессиональной деятельности.

Кроме того, понятие «компетенция» состоит из нескольких частей:

- умения, знания, навыки,

- личностные качества учащегося (целеустремленность, инициативность, толерантность, ответственность и так далее),

- адаптация в социуме (умение работать как в коллективе, так и самостоятельно).

Все эти компоненты в совокупности могут сформировать поведенческие модели. Тогда будущий педагог (выпускник) будет способен самостоятельно, квалифицировано сориентироваться в предлагаемых обстоятельствах и ситуации и решить все поставленные задачи.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

Анализ проблемы исследования различных компетенций показал, что они относительно недавно стали предметом специального изучения (В. И. Байденко, Н. И. Бе-лоцерковец, Е. А. Войлокова, И. А. Зимняя, Г. И. Сивкова, Е. В. Трифонов, Р. Хинш и др.). В педагогической науке исследуются такие аспекты как методологические подходы к содержанию и организации педагогической практики в вузе, закономерности педагогического процесса, взаимосвязь теоретических и практических аспектов подготовки специалистов и т.д. (Е. В. Бондаревская, С. М. Дзидзоева, Л. И. Павлова др.).

Анализируя изученность проблемы, можно говорить, что в современной науке проводятся исследования, посвященные формированию различных умений, компетенций, отдельных навыков для конкретных специальностей (С. С. Котова, И. М. Хар-ченко, М. И. Николаева, М. В. Дембровская и др.). Также проводятся исследования, изучающие профессиональную деятельность и готовность к ней (С. В. Шмелева, Н. Г. Баженова, М. Г. Шнайдер, М. А. Краснова и др.), формирование профессиональных качеств личности и общекультурных компетенций (Е. Н. Григорьев, И. Н. Горностаева, Л. К. Бобикова и др.).

Готовность к коррекционной деятельности рассматривается как состояние личности специалиста с мотивационно-ценностным отношением и установкой на профессиональное разрешение ситуацией и задач в ходе целенаправленной коррекционной работы.

Компетентность (competens - соответствующий, надлежащий, подходящий, знающий, способный) - качество, характеризующее человека, который обладает всесторонними и обширными познаниями в определенной области.

Чтобы построить образовательный процесс на основе и с учетом компетентност-ного подхода необходимо:

- поставить образовательную цель, которая предполагает развитие у студентов способности к самостоятельному решению проблем в дальнейшей профессиональной деятельности,

- отобрать содержание профессиональной подготовки в процессе образования, которое будет опираться на представление о совокупности учебных и профессиональных задач,

- организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был направлен на создание условий по формированию у будущих специалистов опыта по самостоятельному решению коммуникативных, нравственных, познавательных, организационных и других проблем в будущей профессиональной деятельности,

- необходимо оценивать достигнутые результаты через оценивание компетентности студента, а не через проверку нормированных и содержательных единиц.

Одной из основных проблем в подготовки будущих специалистов в высшем профессиональном заведении (будущих учителей), является противоречие между профессиональной деятельностью и различными видами учебной деятельности, в которые студент вовлечен в процессе своего обучения.

В соответствии с требованиямифедеральных государственных стандартов высшего образованиявозможно сформулировать основные задачии цели, которые необходимо реализоватьвпознавательной и учебной деятельности студентов:

1) усвоить определенную систему межпредметных, надпредметных, предметных знаний, навыков, умений, которые необходимы будущему учителю;

2) развить творческие способности, необходимые педагогу в профессиональной деятельности, даже при условии обучения детей с особыми образовательными потребностями;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

3) сформировать готовность будущего педагога к саморазвитию и профессиональному самообразованию;

4) сформировать профессиональные умения, которые входят в состав профессиональных компетенций;

5) сформировать ценностное отношение будущего педагога к профессиональной и учебно-познавательной деятельности.

Будущий педагог обязан понимать важность профессионального самообразования в реалиях всё возрастающего информационного потока как в области непосредственно предметных знаний, также и в области обучения технологиям.В процессе обучения у студентов необходимо сформировать потребность в самообразовании.

Основными компонентами готовности студента к профессиональной деятельности и профессиональному самообразованию можно выделить: определенный уровень предметных знаний, навыков и умений; их профессиональную направленность, необходимую для приобретения новых знаний; устойчивую потребность в профессиональном самообразовании.

Преподаватели высших учебных заведений организуют условия для успешной самореализации студентов, их самоактуализации и профессионального развития. Это можно сделать путём предоставления самостоятельного выбора и альтернативы для этого выбора, побуждению к мыслительной деятельности и самоанализу, включения студентов в ситуацию профессионального успеха.

Реализация такого подхода, который ориентирован прежде всего на личность студента предполагает проведение и организацию практической деятельности с учётом особенностей будущих специалистов:

1. Уровень способностей и знаний

2. Сформированность профессиональных качеств и умений

3. Учёт интересов самих студентов, их научную и практическую деятельность

4. Творческие потребности и увлечения студентов

5. Практическую и самостоятельность и познавательную активность.

Ориентир на личностные особенности будущих специалистов предполагают проведение и организацию практики не по шаблону в рамках единой программы, а предполагает возможность изменения программы и её проектирование самими студентами, с учётом интересов, желаний и возможностей [1].

Вне зависимости от характера и будущей специализации профессиональной деятельности, начинающий профессионал должен владеть профессионально-педагогическими навыками и умениями и фундаментальными знаниями. Огромную важность в приобретении таких знаний, навыком и умений может сыграть опыт самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, который позволил бы будущему специалисту определиться со своей позицией по различным профессиональным ориентированным вопросам или проблемам.

Формирование профессиональных компетенций в педагогических университетах осуществляется по нескольким направлениям:

1. Профессиональная (базовая) психолого-педагогическая подготовка.

2. Методологическая подготовка.

3. Практическая подготовка (прохождение профессиональных практик).

Большое значение для формирования готовности будущих педагогов имеет

своевременность позитивных воспитательных воздействий, заключающихся в педагогическом становлении соответствующих мотивов, установок, ценностных ориентиров, а главное, как можно более раннее включение в профессиональную деятельность. Поэтому педагогическое становление готовности будущих педагогов должно

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

быть связано не только с формированием умений и знаний в академической деятельности, но и с получением принципиально важных специальных навыков и личностных характеристик будущего профессионала, способных развивать профессионально-важные личностные качества, готовность творчески претворять их в профессиональной деятельности [2].

Формирование профессиональных умений и навыков у студентов в процессе прохождения практики достаточно эффективно может происходить, если реализованы следующие педагогические условия:

- содержание организованной практики предусматривает тесную взаимосвязь с практическим и теоретическим и обучением студентов, в соответствии с основными направлениями будущей профессиональной деятельности;

- в практике необходимо использование активных форм и методов обучения, которые обеспечивают и реализуют субъектную позицию студента;

- использование интерактивных форм и методов практического обучения,

- педагогическая практика студентов развивает их мотивацию к профессиональной деятельности.

В системе образования на сегодняшний день для того, чтобы повысить качество обучения, улучшить результат собственной работы, ставить новые цели, необходимо больше уделять внимания уровню развития компетенция. Соответственно главным в парадигме образования будет являться компетентностный подход, который направлен на результат обучения.

Педагогический профессионализм может развиваться при помощи творческого и креативного труда на основемногоплановых и глубоких профессиональных педагогических уменийизнанийв области педагогики, педагогической психологии, различных методик иорганизации обучения, дидактики; уменияв практической работе использовать эти знания. Рост профессионализма преподавателя происходит при наличии у него такого желания [3].

Главную роль в поддержании на определенном уровне развития мастерства преподавателя, кроме аттестации и повышения квалификации, имеет эффективное самообразование, самостоятельная методическая работа,педагогическое самосовершенствование, исследование педагогического опыта на современном этапе развития образования. Наряду с различными компетенциями, достаточно много специалистов отмечают критерии непосредственно профессиональной компетентности педагога: коммуникативный,личностный, общекультурный, общепрофессиональный и самообразование.

В организации педагогической практикидля студентов одними из важных составляющих являются:

- сформировать у студентов возможность изменения своей социальной и профессиональной активности. Возможность изменения этой активности является важным качеством личности и будет выражать творческое отношение к себе самому и жизни;

- возможность всесторонней ориентации будущего специалиста на различные сферы образовательной (педагогической) деятельности: методическая оснащенность, организация воспитательного взаимодействия, учебная и предметная деятельность обучающихся, исследовательская и методическая работа;

- сформировать культуру рефлексии в рамках педагогического процесса, сделать предметом размышления для учителя его собственные методы и средства педагогической деятельности, процесс выработки и принятия решения. Такой анализ соб-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

ственной педагогической деятельности поможет начинающему педагогу понять трудности, возникнувшие в ходе педагогической деятельности и найти путь их преодоления.

На современном этапе развития образования перед педагогическими высшими учебными заведениями можно поставить задачу: подготовка педагогов нового поколения. Главный шаг при решении данной задачи - обновление и модернизация подходов к методической подготовке студентов. Эта подготовка будет выступать системообразующим звеном педагогического образования. Под методической подготовкой специалиста педагогического ВУЗа возможно понимать обучение студентов методической деятельности и результат (эффективность) этого обучения.

Можно сформулировать основные задачи методической подготовки будущих специалистов в педагогическом ВУЗе:

- развить представления у студентов о тех задачах, которые ставятся перед системой образования и в современном обществе, основных путях и направлениях реформирования образования;

- сформировать у студентов систему фундаментальных и научно-методических знаний, создать условия, которые способствовали бы осознанию значимости этих знаний для успешной методической деятельности;

- сформировать способность у будущего педагога формулировать и решать нестандартные, типовые, методические и исследовательские задачи в различных профессиональных ситуациях, ориентируясь на собственные научно-методические знания, конструируя или реконструируя уже известные способы решения и приёмы;

- сформировать готовность и способность у будущих педагогов моделировать и планировать образовательный процесс, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся, применять различные современные образовательные технологии на базе образовательного учреждения и в его условиях;

- сформировать у студентов готовность и способность организации и сопровождения проектной деятельности обучающихся;

- развить у студентов потребность в методическом самосовершенствовании и саморазвитии, стремление реализовывать творческую и методическую деятельность.

Подготовка студентов - выпускников педагогического вуза для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, исходя из реабилитационных и коррек-ционных задач [4; 5 6], а также насущных проблем общеразвивающих учреждений, работающих с детьми данной категорией, должна осуществляться не просто в виде традиционных занятий, а должно быть осуществлено раннее практикоориентирован-ное включение будущих педагогов в жизнь детей и их родителей. Именно в ходе таких практических встреч начинается формирование студента как будущего специалиста, к тому же непосредственное общение с детьми и их родителями практика вскрывает успехи и недочеты его теоретической подготовки [7].

Таким образом, профессиональная компетентность студентов представляет собой системную и сложную характеристику личностных качеств и профессиональной подготовленности будущего специалиста; она формируется в ходе профессиональной подготовки, а реализуется во время прохождения практики. Специально разработанные программы, проекты, а также целенаправленно организованный позитивный опыт реализации профессиональных навыков и умений в процессе прохождения практики, организация методического обеспечения, которое структурированно по признаку системности и взаимосвязано с теоретическим и практическим обучением, способно оказать влияние на динамику и возможность сформированности профессиональных навыков умений в процессе организации практики.

Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

Ссылки на источники

1. Шевченко Е. В. О развитии профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в процессе обучения и прохождения практики //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 78-83. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76107.htm.

2. Одинокова Н. А. Реализация здоровьеориентированных проектов со студентами педагогического ВУЗа в рамках их подготовки к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, точных и общественных наук: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2013. - С. 28-36.

3. Большанина Л. В. К вопросу о проблеме профессиональной компетенции преподавателя ВУЗа // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей материалы XI (XLIII) Международной научно-практической конференции. Кемеровский государственный университет; сост. Д. Ю. Ногтев. - Кемерово, 2016. - С. 67-69.

4. Климова Т. В., Маркова Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - 240 с.

5. Абишева В. Т., Дехнич О. В., Дрыгина Ю. А., Караулова Н. М., Марданшина Р. М., Маркова Е. В., Смык А. В., Климова Т. В., Волобуева Н. А., Пархоменко Е. А., Фаткуллина Ф. Г., Климович О. В. Социально-гуманитарные проблемы современности. - Saint-Louis, 2014. - 180 с.

6. Ковригина Л. В., Гапченко Е. В. Роль учебной мотивации в профессиональном образовании студентов с нарушением слуха. //Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей: сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. унт; отв. ред Т.Н. Семенова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - C. 15-17.

7. Одинокова Н. А. Роль проекта «Твои горизонты» как условие формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями //Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - С. 49-55.

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Ekaterina Shevchenko,

Senior lecturer of the Department of Speech and child speech Novosibirsk state pedagogical University, Novosibirsk

shevchenko [email protected]

To the question of improving the professional competence of students of pedagogical Universities in the process of learning and practice

Abstract. The article reveals the process of development of professional competence of students of pedagogical specialities in the system of higher professional education. Identified the relevance of internship in the educational process for the development of professional competencies of future teachers. Key words: competence, professional competence, work experience, vocational education, University.

Рекомендовано к публикации:

Ковригиной Л. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Шевченко Е. В., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.