Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ'

Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕТИ С ОВЗ / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. / ПРОФЕССИОНАЛЬНА ПОДГОТОВКА / ДЕФЕКТОЛОГИ / СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ / БУДУЩИЕ ДЕФЕКТОЛОГИ / PROFESSIONAL TRAINING / CHILDREN WITH DISABILITIES / COMPETENCES / TEACHERS / PROFESSIONAL ACTIVITIES / SPEECH PATHOLOGISTS / TRAINING STRATEGY / FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибукова Оксана Геннадьевна

В статье описаны проблемы интеграции обучения и воспитания детей с ОВЗ, их социальной адаптации. Говорится о поиске стратегии подготовки будущих дефектологов к работе с детьми с ОВЗ. Гуманизация – одно из средств работающего специалиста. Описана структура и стратегия образовательного пространства, даны главные составляющие ценностей и традиций культурной среды, в которую включены дети с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ»

Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186028. htm.

ART 186028 УДК 378.14

Грибукова Оксана Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Институ та детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогиче ский университет», г. Новосибирск охапа [email protected]

Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ

Аннотация. В статье описаны проблемы интеграции обучения и воспитания детей с ОВЗ, их социальной адаптации. Говорится о поиске стратегии подготовки будущих дефектологов к работе с детьми с ОВЗ. Гуманизация - одно из средств работающего специалиста. Описана структура и стратегия образовательного пространства, даны главные составляющие ценностей и традиций культурной среды, в которую включены дети с ОВЗ.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, дефектологи, дети с ОВЗ, стратегия подготовки, будущие дефектологи, компетенции, педагоги, профессиональная деятельность.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В любой школе и практически в каждом классе учатся дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Такие дети нуждаются в особой поддержке не только со стороны государства, но и со стороны педагогов, семьи, которые обеспечивают им полноценную интеграцию в общество, позволяют им освоить знания по общеобразовательной программе, а также обрести опыт социальной адаптации, попробовать реализовать собственную жизненную компетентность. Приоритет в этом контексте приобретает специалист, который своевременно выявит проблемы в развитии ребенка, который готов к разнообразным формам и видам помощи такому ребенку с учетом его индивидуальных типологических особенностей. В этом, по сути, и состоит социальный заказ на подготовку дефектологов [1].

Таким образом, исследуемое поле является актуальным в обсуждаемой проблеме. Анализ научно-педагогических источников позволяет констатировать тот факт, что проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) давно вышла за рамки коррекционного подхода к работе с такими детьми. Ведется поиск стратегий подготовки дефектологов, способных решать проблемы в сфере исследования, подходов, принципов, средств улучшения стратегии взаимодействия ребенка и организации [2]. Понимание проблем, с которыми встретятся дефектологи во взаимодействии с детьми с ОВЗ, ставит преподавателя вуза перед необходимостью выбора стратегии социально-профессиональной подготовки студентов.

Под стратегией подготовки мы понимаем такие принципы и общие установки, которые приведут к руководству действиями по достижению итоговой цели вплоть до их завершения. Определить такую стратегию возможно лишь на основе изучения реальной социальной действительности и контингента детей, посещающих школы.

Все службы в школе, на сегодняшний день, такие как социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая и медико-педагогическая, нуждаются в специалистах, обладающих новым качеством подготовки, которое будет соответствовать сформированным профессиональным компетенциям. Большинство педагогов массовых образовательных учреждений не готово работать с детьми с

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186028. htm.

ОВЗ. И не только потому, что не в состоянии диагностировать реальные проблемы неуспеваемости учащегося; они считают, что основная причина неудач ребенка в учебе - это его нежелание учиться или слабый контроль со стороны родителей [3].

Решение проблемы подготовки грамотных дефектологов включает в себя научно-методическую подготовку и устранение противоречия между теорией и практикой. Настоящий современный дефектолог должен быть многофункционален, обладать достаточным уровнем компетентности, быть готовым включиться в любую научно-исследовательскую и методическую деятельность не только в теории, но и в практике, которая, в свою очередь, ставит перед будущими дефектологами трудноразрешимые задачи [4].

Подготовка квалифицированных дефектологов требует от преподавателей вуза методологического совершенствования и стратегии профессиональной подготовки в научно-методическом становлении [5].

Некоторые исследователи полагают, что профессиональная компетентность педагога - это способность превращать свое профессиональное образование в средство развития личности. Данное положение в полной мере относится к социально-профессиональной деятельности дефектолога [6, 7].

Основные характеристики профессионального образования представлены в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и др. Профессиональное образование предполагает владение не только умениями и навыками, а также методическими знаниями, но и умениями работать с людьми, зависящими от профессиональной компетентности, его ценностных ориентаций, суждений о значении своей деятельности и о себе как специалисте [8].

Педагогическая компетентность характеризуется способностью к решению сложных профессиональных задач на основе целого комплекса психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в работе учителя. Некоторые исследователи отмечают, что профессиональная компетентность педагога представляет собой совокупность его умений как субъекта педагогического воздействия особым способом структурировать научные и практические знания в целях решения педагогических задач, способствующих развитию личности учащихся [9, 10]. Профессиональная компетентность педагога-дефектолога формируется и совершенствуется только в процессе деятельности.

Профессиональная деятельность дефектолога должна быть направлена не только на коррекцию уровня психического развития ребенка, соотнесение его развития с освоением школьных предметов, но и на развитие и коррекцию высших психических функций, таких как восприятие, мышление, внимание, память и т. д.

Дефектолог в условиях образовательного учреждения может провести педагогическое исследование, выделить детей, нуждающихся в педагогической и психологической помощи, а также дать вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, построить индивидуальный маршрут, разработать адекватную коррекционную программу на основе диагностического и коррекционно-развивающего подходов, создать особые образовательные условия.

К особым условиям относятся: наличие квалифицированных специалистов, понимающих проблемы детей, их психологическую совместимость в группе, оказывающих должную помощь, как психолого-педагогическую, так и коррекционно-развивающую. Особые специальные условия позволяют ребенку с ОВЗ получить образование с учетом его индивидуальных и типологически-личностных особенностей, а именно: сочетание процессов поддерживающего лечения и обучения, применения коррекционных методов с обучением и воспитанием, обеспечение охранительно-педагогического режима.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186028. htm.

Все эти факты подводят нас к тому, что особому ребенку присуще наличие физического и/или психического дефекта, мешающего освоению образовательной программы без создания особых условий. Для этого необходимо кардинальное преобразование нынешнего российского общества, закономерно сопровождающееся принципиальным обновлением развивающих потенциалов его социальных институтов. Те подвижки в динамике общественного сознания, которые мы наблюдаем сегодня в обществе, свидетельствуют о процессах гуманизации и гуманитаризации, происходящих в стране.

Таким образом, есть все основания полагать, что под давлением изменяющегося общественного мнения, касающегося детей с ОВЗ, профессия дефектолога будет не только востребована в социуме, она становится перспективной, а проблема социально-профессиональной подготовки дефектологов актуальна как никогда.

В структуру образовательного пространства, связанного с поддержкой и сопровождением развития детей с ОВЗ, включаются: 1) органы управления системами здравоохранения, образования и социальной защиты населения в РБ; 2) органы управления учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты населения; 3) вузы и институты повышения квалификации, осуществляющие подготовку и переподготовку педагогических и медицинских кадров, а также социальных работников; 4) психолого-медико-педагогические комиссии; 5) медико-реабилитационные учреждения; 6) центры медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам; 7) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей дошкольного и школьного возраста; 8) ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии; 9) логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях.

Главная составляющая студентов - будущих дефектологов - это социальная составляющая. Дефектологи должны не просто выполнять функцию и быть профессионалами в своем деле, но должны быть гуманистами, обязаны прийти на помощь детям и взрослым с ОВЗ по зову сердца в чрезвычайных ситуациях - глобального или локального масштаба.

Под социальной составляющей мы понимаем те отношения общества к ценностям и традициям в той или иной культурной среде, которые действенны в профессиональной подготовке студентов. Включение в общество человека с ОВЗ означает процесс предоставления ему прав и реальных возможностей участия во всех формах социальной жизни в одном ряду с остальными членами общества, компенсировав его ограничения.

В основе этого подхода лежит вывод о том, что для образования детей с ОВЗ нужна подготовка полифункционального специалиста, готового работать по новой стратегии, совершенствующая деятельность педагога в условиях качественно нового образовательного и социокультурного пространства и учитывающая интеграционные тенденции европейского, мирового образовательного пространства и специфику региона.

Инклюзивное обучение (включенное, совместное) понимается как обучение и воспитание детей с ОВЗ в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми при создании соответствующих условий для их обучения. Под инклюзивным образованием понимается процесс развития общего образования, который обеспечивает возможность всем без исключения учащимся получать образование, участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, высших учебных заведений. Однако результаты опроса, анализ анкет показывают, что термины «интегрированное обучение», «инклюзия» и «инклюзивное образование» недостаточно хорошо знакомы широкому кругу общественности [11].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186028. htm.

Остро встает необходимость создания системы, в которой особенный ребенок не исключен из общества детей с нормой развития, а специальные знания и обучение служат точкой пересмотра специального образования и подчиняются общему обучения и воспитанию. Л. С. Выготский писал о том, что сам дефект есть факт биологический, но педагогу приходится иметь дело с социальными последствиями дефекта. Отсюда следует вывод о том, что подготовка студентов заключается в интеграции знаний, в формировании социальных компетенций у дефектологов, которые будут работать с детьми, имеющими ОВЗ [12].

Профессиональная подготовка дефектологов, по словам Л. С. Выготского, состоит в том, что она должна стать целостной педагогической системой в исторически и социально конкретной ситуации, при этом:

- профессиональная подготовка дефектологов рассматривается как развитая форма знания, дающего целостное мнение об отношениях и главных связях его компонентов, которые выступают главной, интегративной характеристикой содержания знания о процессе профессиональной подготовки кадров. Системообразующими элементами выступают: цель, образовательный процесс, конечный результат. Переменными составляющими являются организационные, социально-педагогические условия реализации процесса обучения;

- профессиональная подготовка дефектологов, также являющаяся частью системы специального образования, выступает составляющей системы профессионального образования, поэтому ее построение базируется на совокупности общеметодологических принципов, а также учитывает принципы, обеспечивающие специфику профессиональной подготовки педагогов;

- профессиональная подготовка реализуется как согласованная деятельность разных уровней и структур системы по достижению совместных целей и результатов обучения.

Понимание комплексности как методологической категории свойственно характеристиками взаимодействия, сотрудничества, логичности, полифункциональности, целостности, динамичности. Результативность деятельности педагога можно увидеть в качественных показателях учащихся, выраженных в умениях, знаниях по предмету, в опыте проектной и исследовательской деятельности др.

Сегодня помощь детям с ОВЗ оказывается в учреждениях, курируемых тремя министерствами: образования и науки, здравоохранения, социальной защиты. Создаются институты помощи детям с ОВЗ: центры лечебной педагогики, группы индивидуального обучения, реабилитационные центры.

В системе образования наибольшее развитие получили классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. Актуальность подготовки специалистов для этих категорий обучающихся возрастает.

Особенностью профессиональной деятельности дефектолога является синтез процессов компенсации, коррекции, развития, социальной адаптации. Осознав важность этих процессов, студент расположен к осуществлению стратегии - овладению «сверхнавыками» профессиональной деятельности.

Ссылки на источники

1. Аслаева Р. Г. Стратегия социально-профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Ижевск, 2011. - 42 с.

2. Грибукова О. Г. Понятие формирования профессиональной готовности будущих педагогов // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сб. материалов 10-й меж-дунар. науч.-практ. конф. - Махачкала, 2015. - С. 80-81.

3. Аслаева Р. Г. Указ. соч.

Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186028. htm.

4. Грибукова О. Г. Формирование профессионально-личностной готовности будущих дефектологов к работе с проблемными детьми как целостный педагогический процесс // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей: материалы XI (XLIII) Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Д. Ю. Ногтев; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2016. - С. 145-147.

5. Большанина Л. В. К вопросу о проблеме профессиональной компетенции преподавателя вуза // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей: материалы XI (XLIII) Междунар. науч.-практ. конф. - С. 67-69.

6. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. - 2014. - № 5.1(53). - С. 475-484.

7. Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - С. 88-93. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm.

8. Грибукова О. Г., Шкатова Е. А. Компоненты профессиональной готовности к педагогической деятельности в условиях образовательной организации, воспитание, обучение детей с ОВЗ // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. - Прага, 2016. - С. 81-85.

9. Там же.

10. Шевченко Е. В. Указ. соч.

11. Четверикова Т. Ю. Указ. соч.

12. Грибукова О. Г. Формирование профессионально-личностной готовности будущих дефектологов ...

Oksana Gribukova,

Senior Lecturer, Children Speech Therapy Chair, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk oxana [email protected]

Professional training of future speech pathologists for working with children with disabilities Abstract. The article describes the problems of integrating education and upbringing of children with disabilities, their social adaptation. It is an issue of finding the strategy for training future speech pathologists for the work with disabilities having children. Humanization is one of the means of a working specialist. The author describes structure and strategy of the educational space, highlights the main components of values and traditions of the cultural environment, where children with disabilities are included.

Key words: professional training, speech pathologists, children with disabilities, training strategy, future

speech pathologists, competences, teachers, professional activities.

References

1. Aslaeva, R. G. (2011). Strategija social'no-professional'noj podgotovki defektologov v pedagogiche-skom vuze: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk : 13.00.08, Izhevsk, 42 p. (in Russian).

2. Gribukova, O. G. (2015). "Ponjatie formirovanija professional'noj gotovnosti budushhih pedagogov", Sovremennye problemy razvitija obrazovanija i vospitanija molodezhi: sb. materialov 10-j mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Mahachkala, pp. 80-81 (in Russian).

3. Aslaeva, R. G. (2011). Op. cit.

4. Gribukova, O. G. (2016). "Formirovanie professional'no-lichnostnoj gotovnosti budushhih defektologov k rabote s problemnymi det'mi kak celostnyj pedagogicheskij process", in Nogtev, D. Ju. (ed.). Obra-zovanie, nauka, innovacii: vklad molodyh issledovatelej: materialy XI (XLIII) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, Kemerovo, pp. 145-147 (in Russian).

5. Bol'shanina, L. V. (2016). "K voprosu o probleme professional'noj kompetencii prepodavatelja vuza", Obrazovanie, nauka, innovacii: vklad molodyh issledovatelej: materialy XI (XLIII) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, pp. 67-69 (in Russian).

6. Chetverikova, T. Ju. (2014). "Teoreticheskaja gotovnost' pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija", Vmire nauchnyh otkrytij, № 5.1(53), pp. 475-484 (in Russian).

7. Shevchenko, E. V. (2017). "K voprosu o povyshenii professional'nyh kompetencij studentov pedagog-icheskogo vuza v processe obuchenija i prohozhdenija praktiki", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № S11, pp. 88-93. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470141.htm (in Russian).

8. Gribukova, O. G. & Shkatova, E. A. (2016). "Komponenty professional'noj gotovnosti k pedagogicheskoj deja-tel'nosti v uslovijah obrazovatel'noj organizacii, vospitanie, obuchenie detej s OVZ", Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki: materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Praga, pp. 81-85 (in Russian).

9. Ibid.

10. Shevchenko, E. V. (2017). Op. cit.

11. Chetverikova, T. Ju. (2014). Op. cit.

12. Gribukova, O. G. (2016). Op. Cit.

ISSN 2304-120X

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Грибукова О. Г. Профессиональная подготовка будущих дефектологов для работы с детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186028. htm.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 28.02.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.03.18

Принята к публикации Accepted for publication 15.03.18 Опубликована Published 30.04.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Грибукова О. Г., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.