Научная статья на тему 'Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения'

Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / PROFILE EDUCATION / UPPER SECONDARY SCHOOL PUPILS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / LEARNING PROCESS / FORMS OF EDUCATIONAL WORK / SIMULATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васьковская Галина Алексеевна

В статье рассматривается проблема применения педагогических технологий профильного обучения. Автор характеризует профильное обучение как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего среднего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса максимально учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. Представлены результаты опроса учителей о предпочтении методов обучения, указано на трудности их применения. Проанализировано наиболее распространенные формы, которые используются при реализации технологий профильного обучения. Обосновывается, что успешность профильного обучения зависит от особенностей задействованных технологий, которые направляются на решение целого комплекса дидактических задач: усвоения и закрепления полученных знаний, формирования умений применять их на практике, анализ и обобщение фактов, принятия и обоснования решений, аргументированная защита своих позиций в дискуссиях. Качественное усвоение знаний и формирование компетентностей требует, чтобы задачи учебной деятельности соответствовали познавательным потребностям и интересам учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF PROFILE EDUCATION

The article discusses the use of teaching technologies in profile education. The author describes vocational training as a multilateral comprehensive means of improving the quality, effectiveness and accessibility of General secondary education, which allows due to changes in the structure, content, organization of the educational process to take into account the interests, aptitudes and abilities of students, create opportunities for the education of pupils in accordance with their professional interests and intentions concerning continuing education. The article presents the results of a survey of teachers about preferred learning methods, are mentioned in the difficulties of their use. Analyzed the most common forms that are used in the implementation of technologies specialized education. The article explains that the success of specialized courses depends on the characteristics of the involved technologies that are directed at the whole set of didactic objectives: learning and consolidation of acquired knowledge and skills to apply them in practice, analysis and synthesis of facts, making and justifying decisions, reasoned defense of their positions in the discussions. Qualitative mastering of knowledge and formation of competencies requires that the objectives of the training activities consistent with the educational needs and interests of students.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения»

Vaskivska Halyna Oleksiivna FEATURES OF REALIZATION .

pedagogical sciences

UDC 378

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2018

Васьковская Галина Алексеевна, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующая отделом дидактики Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (04053, Украина, Киев, ул. Сечевых Стрельцов, 52-Д, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается проблема применения педагогических технологий профильного обучения. Автор характеризует профильное обучение как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего среднего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса максимально учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. Представлены результаты опроса учителей о предпочтении методов обучения, указано на трудности их применения. Проанализировано наиболее распространенные формы, которые используются при реализации технологий профильного обучения. Обосновывается, что успешность профильного обучения зависит от особенностей задействованных технологий, которые направляются на решение целого комплекса дидактических задач: усвоения и закрепления полученных знаний, формирования умений применять их на практике, анализ и обобщение фактов, принятия и обоснования решений, аргументированная защита своих позиций в дискуссиях. Качественное усвоение знаний и формирование компетентностей требует, чтобы задачи учебной деятельности соответствовали познавательным потребностям и интересам учащихся.

Ключевые слова: профильное обучение, старшеклассники, педагогические технологии, процесс обучения, формы учебной работы, моделирование ситуаций.

FEATURES OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF PROFILE EDUCATION

© 2018

Vaskivska Halyna Oleksiivna, doctor of pedagogical sciences, senior researcher, head of the department of didactics Institute of Pedagogy of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine (04053, Ukraine, Kyiv, Sichovykh Striltsiv St., 52-D, e-mail: [email protected])

Abstract. The article discusses the use of teaching technologies in profile education. The author describes vocational training as a multilateral comprehensive means of improving the quality, effectiveness and accessibility of General secondary education, which allows due to changes in the structure, content, organization of the educational process to take into account the interests, aptitudes and abilities of students, create opportunities for the education of pupils in accordance with their professional interests and intentions concerning continuing education. The article presents the results of a survey of teachers about preferred learning methods, are mentioned in the difficulties of their use. Analyzed the most common forms that are used in the implementation of technologies specialized education. The article explains that the success of specialized courses depends on the characteristics of the involved technologies that are directed at the whole set of didactic objectives: learning and consolidation of acquired knowledge and skills to apply them in practice, analysis and synthesis of facts, making and justifying decisions, reasoned defense of their positions in the discussions. Qualitative mastering of knowledge and formation of competencies requires that the objectives of the training activities consistent with the educational needs and interests of students.

Keywords: profile education, upper secondary school pupils, educational technology, the learning process, forms of educational work, simulations.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Профильное обучение на современном этапе развития образования Украины рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего среднего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса максимально учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. Для реализации этих задач прежде всего важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий.

Инновационность современных технологий заключается не в алгоритме или организационных компонентах, заложенных еще их разработчиками, а в актуальности выбранной тематики и ее содержательного наполнения, в современном инструментарии и инновационных способах реализации. Современные педагогические технологии в условиях профильного обучения должны быть основаны на диалоге, творческом сотрудничестве с использованием проектных и исследовательских методов, предвидя взаимопомощь и обмен культурно-информационным, духовно-нравственным, эмоционально-ценностным опытом между участниками процесса обучения и воспитания. Такое субъект-субъектное взаи-

модействие обеспечивает продуктивное сотрудничество участников образовательного процесса, способствует созданию новых, иногда уникальных культурных продуктов познавательной деятельности - социальных, интеллектуальных, культурных и тому подобное. За применение современных педагогических технологий в условиях профильного обучения будет формироваться и накапливаться витагенный опыт старшеклассников в области национальной, общечеловеческой культуры, будут реализовываться культурологические основы семейных, социальных, общественных традиций. Таким образом, у учеников актуализируются имеющиеся знания, побуждая к поиску новых знаний и использованию для этого разнообразных видов деятельности и широкого спектра источников информации. Также будет обусловлена необходимость применения знаний в нестандартных ситуациях, будет расти потребность в понимании многозначности информации с целью сосуществования в мире информационных потоков, имеющих исключительное значение в общекультурном развитии личности. Актуальность проблемы реализации технологий профильного обучения обусловлена стратегическими целями образовательной политики Украины в контексте национального приоритета - развития гражданского общества, что предполагает формирование нового поколения страны на концептуальных основах качественно новой украинской общеобразовательной школы, в которой должны быть созданы благоприятные условия для само-

76

Balkan Scientific Review. 2018. № 1

педагогически науки

Васьковская Галина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ...

утверждения, самореализации личности ученика и его сознательной мотивации к профессиональному самоопределению и готовности к обучению в течение жизни.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается авторская мысль; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Результаты анализа научных источников свидетельствуют, что педагогические технологии именно в условиях профильного обучения не были предметом целостных системных исследований. В отдельных трудах рассматриваются: Л. Бездверна - технология рейтинговой системы обучения биологии в профильных классах, Т. Дейниченко - технология организации педагогической поддержки с целью дифференциации обучения в условиях групповой работы учащихся, Н. Дмитренко - проблемы внедрения педагогических технологий профильного обучения в учебный процесс частных общеобразовательных заведений Украины, Т. Засекина - технология обучения физике в классах физико-математического профиля, А. Кохан - роль информационных технологий в процессе профильного обучения, Н. Мацько - применение проектных технологий в обучении математике в профильных классах, М. Наказной - особенности внедрения лекционно-практической технологии обучения в лицее. Л. Русалкина - инновационные технологии: влияние на сознание и практическую подготовку учащихся в системе профильного обучения, А. Рудик - использование информационных технологий в профильном обучении, Н. Семенова - технология биологического эксперимента (учебная программа факультатива для учеников 8-11 классов), Т. Соколовская - формационные и коммуникационные технологии как составляющие содержания профильного обучения информатики, Г. Чернышева -«портфолио» как приоритетное направление реализации инновационных педагогических технологий в условиях допрофшьного и профильного обучения. В научных и научно-методических трудах Н. Балицькой, К. Баханова, А. Беды, Г. Волошиной, А. Ельниковой, Г. Коберник, О. Коберника, Н. Коломиец, А. Коротаевой, Е. Пометун, П. Шевчука применения технологий интерактивного обучения рассматривается как одно из средств реализации деятельностного, личностно-ориентированного подходов к обучению, восстановление социализирующей функции учебных заведений. Обзор широкой палитры источников по проблеме исследования показывает отсутствие комплексного изучения вопросов, связанных именно с технологиями профильного обучения.

Формирование целей статьи (постановка задачи). Цель статьи состоит в раскрытии роли и значения современных педагогических технологий профильного обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Применение педагогических технологий в образовательном процессе предполагает достижение конкретных целей. Одной из них является создание комфортных условий обучения, при которых ученик осознает свою успешность, становится уверенным в своих интеллектуальных, духовных, предметных способностях, что ведет к повышению эффективности самого процесса обучения. Организация обучения с использованием современных педагогических технологий «предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации» [4, с. 9].

Педагогические технологии в условиях профильного обучения выполняют социально важную роль, поскольку выступают как средство внедрения идей сотрудничества в педагогический процесс [5-12]. Во время их использования совершенствуются социальные навыки, необходимые для конструирования взаимодействия в структуре совместной деятельности, развиваются эмпа-тийная культура, навыки рефлексии и самодиагностики.

Именно взаимодействие выступает как элемент совместной деятельности, основа которой - взаимосоответствие каждого из субъектов, что проявляется путем выделения в партнере определенных свойств и перенос их на себя. Необходимой детерминантой взаимодействия является переход от «моносубьективности индивидуального «Я» к полисубьективности коллективного «Мы»» [2, с. 43]. В то же время, основным источником учебного познания выступает опыт самого учащегося, а учитель является главным помощником в усвоении и расширении этого опыта, развития творческих способностей. Личностный опыт пополняется не только в ученика, но и учителя, поскольку в процессе взаимодействия происходит и его преобразование. Учитывая это, цель педагогической технологии - развитие творчества и самостоятельности мышления учащихся, выработки навыков оперативно и адекватно реагировать на вызовы современности. Эта технология выступает как «специальная форма оптимизации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик почувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность» [1, с. 103]. Ученики самостоятельно выбирают цель, формируют собственные проблемы, углубляются в субъективный опыт и ощущают его результаты. Учитель выполняет роль консультанта, оценки выставляются только по желанию учеников.

В процессе обучения постоянно существует альтернатива. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Организация профильного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Сущность использования определенной педагогической технологии сводится к накоплению субъективного опыта.

Основу современных педагогических технологий составляет активизация познавательной деятельности учащихся, взаимодействия учащихся с педагогами, учащихся между собой - для решения общей проблемы. Среди современных педагогических технологий выделяем технологии, которые основываются на постоянной активности, взаимодействии всех участников учебного процесса. Это сообучение, взаимообучение, тесное взаимодействие в мини-коллективе (группе, звене, команде), где все равноправны. Основой педагогической технологией в условиях профильного обучения является взаимодействие участников процесса обучения (учения), что осуществляется с помощью методов, активизирующих сам процесс профориентации. Ученые и преподаватели считают, что среди педагогических технологий важную роль играют информационно-коммуникационных технологии, обладающие значительным потенциалом для обеспечения образовательной деятельности. Без грамотного подхода к реализации ИКТ в образовательном процессе и создания алгоритмов информационной грамотности нелегко поддерживать развитие европейских интеграционных процессов [13, с. 21].

Среди методов, составляющих педагогическую технологию в условиях профильного обучения, - дискуссия, ролевая игра, эвристическая беседа, моделирование и тому подобное. Обязательными условиями любой педагогической технологии являются постановка проблемы и организация работы по ее решению в группах, принятие согласованного решения и диалог. Все это реализуется через интересные формы коллективной и групповой работы: «диалог», «синтез мыслей», «совместный проект», «поиск информации», «круг идей». При такой технологии каждый учитель может самостоятельно изобретать собственные формы работы в группах, с классом: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, «карусель», «аквариум», «незаконченное предложение», «брейнсторминг», «броуновское движение», «дерево решений», «суд от своего имени», «общественные слушания», «пресс-метод», «займи позицию» и тому подоб-

Vaskivska Halyna Oleksiivna pedagogical

FEATURES OF REALIZATION ... sciences

ное. Непременное условие - деятельность участников учебного процесса должна быть направлена на поиск общего решения и на общение во время диалога.

В рамках нашего исследования проведен экспресс-опрос 160 учителей общеобразовательных учебных заведений Киевского региона с целью выявления частоты применения различных методов обучения. На основе полученных данных составлен соответствующий рейтинг: интерактивные методы (1-е место); проблемно-поисковые (2-е); объяснительно-иллюстративные (3-е); исследовательские (4-е) и игровые (5-е место). Учителя в то же время указали на типичные недостатки применения технологий профильного обучения: невозможность использовать ее с первого до последнего занятия (первое занятие - это обязательный рассказ учителя о цели, задачах, методах и формах проведения занятий, последнее - защита творческих работ учащихся индивидуально, а не в группах, потому что каждый должен получить «зачет»); на недостаточную подготовку всех учащихся к каждому занятию. К этому перечню мы добавим еще неготовность и неумение некоторых учителей создавать уже в самом начале занятия положительную психологическую атмосферу, способствующую развитию личности (детей нужно удивить, заинтриговать и заинтересовать); недостаточную разработанность современной дидактикой технологий профильного обучения.

Несмотря на определенные негативные факторы, все больше внимания уделяется таким технологиям обучения, которые за основу в образовательном процессе принимают деятельность ученика, его активность и самостоятельность познания, давая широкие возможности для развития и самосовершенствования. Следовательно, главной задачей технологии профессионального обучения является всестороннее развитие личности, формирование умения критически мыслить и соответственно относиться к информации, выстраивать свою жизнедеятельную стратегию, и сотрудничать с окружением.

Использование технологии профильного обучения предусматривает моделирование жизненных и профессиональных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. При такой деятельности осуществляется обмен знаниями, идеями, способами деятельности и происходит взаимная поддержка, что позволяет не только получать новые знания, но и формировать их в систему [3, с. 156]. Проанализируем наиболее распространенные формы применения технологий профильного обучения.

Урок-беседа проводится в форме диалога, основывается на активном вовлечении учащихся в процесс познания. Преимущества: непосредственный контакт учителя с учениками, что позволяет привлечь внимание к важным вопросам изучаемой темы. Чтобы организовать и провести на таком занятии беседу с учащимися, необходимо: знать уровень и объем накопленных знаний и умений учащихся; правильно и четко задавать вопросы; использовать как можно больше интересного иллюстративного материала; быть уверенным относительно собственной точки зрения; давать возможность ученикам отстаивать разные мнения и взгляды; помнить, что правильно организованная беседа позволяет учащимся воспроизвести усвоенные знания и только что полученные.

Урок-дискуссия в процессе реализации профильного обучения дает возможность каждому ученику отстаивать свои взгляды, демонстрировать свою профориентацион-ную и гражданскую позицию. Прием «вопрос - ответ» способствует свободному обмену мнениями. Это значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность учителю формировать коллективное мнение и опираться на него с целью преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых учащихся. Эффективность организованной дискуссии может быть достигнута только при условии правильного выбора вопросов с учетом принципа доступности.

Кейс-стади (саsе-study) - уроки, на которых анали-

зируются и обсуждаются конкретные ситуации [14, 15]. Организация познавательной деятельности учащихся, построенная на анализе конкретных ситуаций, является одним из эффективных способов проведения занятий. Описание ситуации может носить различный характер, в зависимости от цели. По определению Г. Селевко, «различают следующие виды кейсов: ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки, ситуации-проблемы» [5, с. 237].

На занятиях профориентационного направления чаще всего применяется анализ микроситуаций, описание которых должно быть лаконичным и выражать суть конфликта или проблемы. Обсуждение микроситуаций создает возможность для активизации познавательной деятельности учащихся. Подборка газетного и журнального, документального и художественного, другого материал может рекомендоваться для самостоятельного анализа и обсуждения с целью закрепления и углубления знаний.

Брейнсторминг (brainstorming) - урок с применением элементов «мозгового штурма» предполагает использование эвристических методов, стимулирующих творческую деятельность. Творческий подход заключается в выдвижении идей, содержащих элементы нового и неожиданного, в обосновании предположения и логических рассуждениях, прерываемых актом интуитивного осознания. Классический метод мозгового штурма предполагает разделение по времени относительно исполнителей этапов генерации идей и их критики. Среди участников выбираются «генераторы» и «критики». Задачей первых является выражение максимального количества идей без их критики. Другая группа критикует высказанные идеи и аргументирует свои взгляды. В общем находится совместное решение. Эффективность организации учебного процесса с использованием мозгового штурма зависит от умения учителя вызвать творческую активность учащихся.

Урок-консультацию проводят тогда, когда тема очень сложная и нужно определить трудности при ее усвоении. После короткого изложения материала ученики задают учителю вопросы. Поискам ответов отводится значительная часть учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия. После ответов на вопросы учитель делает общий вывод. Уроки-консультации также могут проводиться по самостоятельному изучению материала с целью проверки качества его усвоения.

Урок-«пресс-конференция» организуется при наличии комплекса проблем, и для их решения могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, чтобы раскрыть многогранность решения проблемы. Такая форма занятий дает возможность рассматривать знания о человеке на различных уровнях, что способствует формированию системы знаний. Например, для обсуждения проблемы глобализации приглашаются учителя, преподающие разные учебные предметы.

Тематическая дискуссия проводится после изучения темы - для обсуждения сложных учебных проблем путем обмена информацией и опытом. Выбранная для дискуссии тема должна содержать предмет обсуждения и предусматривать разные подходы к решению тех же вопросов. После того, как ученики выступили с подготовленными сообщениями по определенной теме, начинается обмен мнениями, что переростается в свободную дискуссию. Функции учителя - руководить дискуссией, обращать внимание на ключевые моменты проблемы и многоаспектность ее рассмотрения. Успешность профильного обучения зависит от особенностей задействованных технологий, нацеленных на решение комплекса дидактических задач: усвоения и закрепления полученных знаний, формирования умений применять их на практике, анализ и обобщение фактов, принятия и обоснования решений, аргументированная защита своих позиций в дискуссиях.

Качественное усвоение знаний и формирование ком-петентностей требует, чтобы задачи учебной деятель-Balkan Scientific Review. 2018. № 1

педагогически науки

Васьковская Галина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ...

ности соответствовали познавательным потребностям и интересам учащихся. В то же время обучение является достаточно жесткой детерминированной деятельностью, ведь в учебной информации содержатся данные, которые необходимо усвоить в том виде, в котором они подаются, что часто исключает любую произвольность.

Выводы и перспективы дальнейших исследований этого направления. Использование современных педагогических технологий в условиях профильного обучения предполагает конструирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо процесса или какой-то идеи. То есть, учебный процесс организован таким образом, что большинство учащихся задействовано в процессе познания. Они имеют возможность осознавать то, что знают и о чем думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый осуществляет свой индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и формировать их в систему. Поскольку современные педагогические технологии преимущественно являются разнонаправленными и во многом имеют частичный характер, то возникает насущная потребность в технологиях, которые могут быть эффективными в процессе именно профильного обучения, ведь старшеклассники должны на этом этапе получения образования самоопределиться в дальнейшем обучении в специализированных и высших учебных заведениях. Перспективным исследованием проблемы реализации профильного обучения есть разработка педагогических технологий по профилям обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дудник Н. Застосування шновацшних технологш в ccßimi Украгни //Молодь i ринок. 2010. № 12 (71). С. 99-104.

2. Крутш К. Мicце iнmеракmивних меmодiв навчання педагогiв у здшснент мовленевого розвитку дошкшьниюв // Ысник Луганського на^онального педагогiчного утверситету iM. Т. Шевченка. Луганськ: Вид-во ЛНПУ «Альма-матер», 2004. № 10 (78). С. 140-144.

3. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие. Москва: Рос. пед. агентство, 1996. 272 с.

4. Полторак О. Ф. Використання iнmеракmивних технологш навчання в середтх навчальних закладах освти //Науковi записки. Острог: Вид-во Нац. ун-ту «Острозька Академiя», 2007. Вип 8. С. 296-303.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.

6. Подлевская Н.В. Информационно-коммуникативные технологии в обучении украинскому языку на профильном уровне //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4 (5). С. 30-32.

7. Гордиенко И.В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 50-53.

8. Хохленкова Л.А. Педагогическая технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство овладения иноязычным общением будущих специалистов в сфере сервиса //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 199-201.

9. АфанасьевВ.В., ВасильеваМ.А., Куницына С.М., Фещенко Т.С. Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 15-18.

10. Малиева З.К. Применение имитационных образовательных технологий в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 255-257.

11. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

12. Хренова В.В. Структура предметной компетентности учителя технологий профильной школы как научная проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 84-86.

13. Vaskivska H. O., Kosianchuk S. V., Skyba H. M. Didactic possibilities of information and communication technologies in the process of development of educational environment in upper secondary school. Information Technologies and Learning Tools. 2017. Vol 60, no. 4. Pp. 17-27.

14. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.

15. Дружинина М.А. Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии «ролевое проектирование» //Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 57-60._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.