ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
®2012 Амиров М.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
На основе анализа исследований в области профильного обучения выявлены педагогические условия формирования правовой культуры старшеклассников, среди которых: включение в активную
правотворческую деятельность; анализ и решение правовых ситуаций; доступность усвоения правовых знаний; актуализация и организация работы с нормативными документами и т. д.
The author of the article on the basis of the analysis of research in the sphere of the specialized education identifies the pedagogical conditions of forming the senior pupil’s juridical culture, such as: the inclusion in the active legislative activities; the analysis and solving the juridical situations; the availability of mastering the juridical knowledge; the updating and organization of work with the regulatory documents, etc.
Ключевые слова: педагогические условия, правовая культура,
профильное обучение, старшеклассник.
Keywords: pedagogical conditions, juridical culture, specialized education, senior pupil.
Изменение роли и значения правовых знаний в обществе и в сознании людей объясняется провозглашением России правовым государством и проведением реформы, осуществляемой в рамках обновления законодательства на принципах верховенства закона, приоритета прав личности, осознанием гуманистической роли юридической системы, поиском путей разрешения возникающих проблем и конфликтов. При этом становится явным разрыв между законодательством и уровнем правосознания и правовой культуры населения, что, прежде всего, касается молодого поколения, значительная часть которого относится к праву как к средству решения личных и общественных проблем в экстремальных ситуациях.
Построение правового государства невозможно без правовых знаний и правосознания, систематической деятельности по формированию правовой культуры, в значительной степени зависящей от определенности целевой установки, обоснованности содержания правовых дисциплин, их направленности на формирование компонентов правовой культуры личности. На современном этапе правовая культура подразумевает позитивное отношение к праву, правовое регулирование отношений, а также определенный уровень правовых знаний, умений и навыков, способствующих
правомерному поведению и деятельности, что актуализирует проблему формирования правовой культуры старшеклассников в профильном обучении.
Теоретическим аспектам правовой культуры как специфического социально обусловленного феномена, выполняющего важную социализаторскую миссию, способствующего выработке активной жизненной позиции, посвящены исследования С. С. Алексеева, В. А. Малахова, В. В. Лазарева, П. А. Лукашевой, А. А. Молчанова, А. П. Семитко, В. П. Сальникова и др.
Проблемы обоснования научно-методических основ формирования культуры молодежи разработаны в исследованиях Т. В. Будилиной, Н. Н. Вопленко, Н. Л. Гранат, В. В. Головченко, Е. А. Зорченко, И. Ф. Рябко, А. В. Малько, Н. И. Матузова и др.
Анализ позволяет сделать вывод о недостаточной изученности проблемы формирования правовой культуры личности в профильной подготовке, поскольку традиционная система школьного образования, обладая значительной инерционностью, оказалась неадекватной современным условиям. Кроме того, выпускники школы недостаточно владеют правовыми знаниями, а полученные знания в основном носят теоретический характер и оторваны от реальной действительности, что в совокупности приводит к инертности в становлении и формировании устойчивых умений и навыков использования права и т. д. Следовательно, проблема формирования правовой культуры личности остается актуальной по причине отсутствия целостной концепции и четких условий ее осуществления, без установления которых не может быть эффективной готовность выпускников. С этих позиций важно не только знать, но и уметь создавать условия, обеспечивающие формирование правовой культуры старшеклассников в профильном обучении.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нет единства в понимании и использовании термина «педагогические условия», поскольку разные авторы приводят определения, характеризующие данную категорию как в широком, так и более узком смысле.
Сущность понятия «педагогические условия» раскрывается в трудах Ю. К. Бабанского, В. Ч. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова, Ю. П. Сокольникова и др.
В самом общем виде понятие «условие» трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», ...как среда, обстановка, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются [6].
Сравнительный анализ сущности термина «педагогические условия» позволил выявить различные взгляды, среди которых: «обстановка, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии; дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [1]; « ... факторы, обеспечивающие успешное обучение... » [4]; «совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящей от целей, задач, содержания, форм и методов этой системы» [5]; «совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешное решение поставленной задачи» [11].
Сравнительный анализ вышеизложенных трактовок педагогических
условий позволяет сформулировать авторский вариант, согласно которому под педагогическими условиями понимается совокупность всех необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективное формирование правовой культуры старшеклассников в профильной подготовке.
На основе анализа психолого-педагогических исследований и практики реализации процесса педагогического взаимодействия субъектов системы нами выделен и охарактеризован ряд условий, которые во многом
предопределяют эффективность формирования правовой культуры старшеклассников в профильной подготовке.
Условия формирования правовой культуры старшеклассников в профильной подготовке нами отнесены к двум группам:
- общепедагогические, характеризующие механизм реализации
социального заказа общества на формирование правовой культуры
старшеклассников и включающие: наличие системы методической работы по организации правотворческой деятельности старшеклассников;
учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, программ практикумов и тренингов и др.); учебно-материальная база (финансы, материалы, оборудование, помещение и др.); специальная подготовка учителей по организации правотворческой деятельности старшеклассников; наличие творческой среды; личный пример педагога в решении проблем; предоставление старшеклассникам
возможности активно задавать вопросы; знать индивидуальные особенности каждого старшеклассника; формулирование педагогом дополнительных вопросов, помогающих расширить поле поиска решений;
- дидактические, характеризующие возможности формирования правовой культуры старшеклассников в профильной подготовке: создание среды на основе проблемного обучения правового характера; актуализация и организация работы с нормативными документами; формирование ценностно-правовых ориентаций путем введения элективных курсов; включение в активную правотворческую деятельность; анализ и решение правовых ситуаций; целенаправленное включение старшеклассников в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций; совершенствование содержания правового образования; демократизация и гуманизация системы образования; доступность усвоения правовых знаний; педагогически целесообразное сочетание систематического воздействия на правосознание учащихся с организацией их практической правовой деятельности; взаимодействие педагогов с правоохранительными органами и семьей в формировании правовой культуры старшеклассников; индивидуальный и дифференцированный подход к формированию правовой культуры учащихся и т. д.
Из всей системы педагогических форм и методов работы в старшей школе мы теоретически выявили следующие педагогические условия формирования правовой культуры: включение в активную правотворческую деятельность; анализ и решение правовых ситуаций; доступность усвоения правовых знаний; актуализация и организация работы с нормативными документами и т. д., которые приобретают специфическую направленность на решение проблемы формирования правовой культуры высокого уровня.
Формирование правовой культуры старшеклассника основывается на тех ценностях, которыми он обладает и которые соответствуют его запросам и потребностям, стимулируют его личностные способности к деятельности. Поэтому важное значение приобретает отбор предлагаемого для изучения правового материала с позиций формирования активного и устойчивого отношения личности к правовым явлениям, что подтверждается
полученными результатами.
Анализ и решение правовых ситуаций предполагает применение метода правотворчества, нацеленного на формирование устойчивости, активности и социальной направленности старшеклассника, осознание жесткой необходимости правовой регламентации взаимоотношений между членами общества (группы, команды, экипажа и т. д.).
Метод правотворчества отнесен к исследовательским, поскольку позиции, занимаемые учениками, предполагают непосредственное участие в создании правового документа, определение норм и правил поведения, согласование их с реалиями повседневной жизни, преодоление разногласий между предписаниями и выработанной с его участием документацией (устав школы, устав фирмы и т. д.).
В качестве одного из основных условий правового обучения признаются задания по сравнительной характеристике статей, работа с действующими документами, непосредственное сравнение текстов действующих документов, их анализ и комментирование, приведение разносторонних многообразных практических ситуаций, несоответствующих некоторым положениям статей, что позволяет глубоко почувствовать и подробно вникнуть в суть правовых явлений.
Метод правотворчества заключается в самостоятельном нормативном регулировании, создании правил поведения в определенной группе, установлении ответственности за их нарушение, что мотивирует учащихся принимать активное участие в процессе нормотворчества, выполнять, использовать, искать механизмы реализации права, субъективных интересов и обязанностей.
Сравнительный анализ нормативных актов совместное и самостоятельное составление документов в экспериментальной группе, заполнение образцов документов, определяющих правовой статус старшеклассника в классе, в семье и других социальных группах позволили сформировать у старшеклассников активное отношение к законодательству. Практическая работа с нормативными источниками, с процессуальными документами, их анализ и комментирование позволяют учащимся вникнуть в суть правовых явлений и событий с разных позиций.
Кроме того, нами предложен комплекс программ элективных курсов, обладающий целостностью, каждый последующий этап которого основывается на содержании предыдущего, что позволяет акцентировать внимание на формирование мировоззренческой и поведенческой составляющих правовой культуры. При этом в основе отбора содержания курса лежат принципы: преемственности, постепенного наращивания
правовых знаний; отбора правовых фактов и явлений, актуальных для учащихся; раскрытия механизмов реализации прав и выполнения обязанностей; межпредметных связей, повышающих активность учащихся, способствующих формированию цельного представления и понимания сложных правовых закономерностей.
При этом содержание материала позволяет применять традиционные и нетрадиционные формы педагогического взаимодействия, находить механизм оценивания, учитывающий индивидуальный темп продвижения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы организации познавательной деятельности.
Диалогическое общение между участниками, толерантность, взаимопонимание, сочувствие, сострадание способствуют выработке определенного стиля взаимодействия с окружающим миром, учат видеть, понимать, оценивать и принимать правовые нормы, формируют правовые
умения и навыки, а также привычки правомерного поведения.
С учетом возрастных особенностей социального и правового характера, а также необходимости усвоения и принятия подрастающим поколением своего правового статуса, в процессе работы со старшеклассниками использовался метод «перевода закона», направленный на детальное понимание текста документа посредством преобразования его формы самостоятельными (доступными) формулировками. Смысл и содержание статьи (части, пункта) закона не изменяется, иначе может произойти искаженное понимание правовой нормы и возможного ее применения. Кроме того, правовые нормы (знания) могут стать доступными для ученика в результате потенциальной синонимизации юридических терминов, логического и структурированного разбора материала, приведения примеров из практики как учителем, так и самими учениками.
На экспериментальных занятиях составлялись «правила взаимоотношений в школе», какими их хотели бы видеть ученики. Необходимо признать, что составление данных правил занимало в содержании работы с учениками значительное место и являлось своеобразным продолжением изучения правового статуса ученика в социально-правовых отношениях образовательной сферы.
Для самостоятельной нормотворческой работы старшеклассникам предлагалось, опираясь на гражданское право, составить договор аренды с включением предоставленных педагогом пунктов: предмет договора; права и обязанности арендатора; права и обязанности арендодателя; ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств или злоупотребление правами; порядок разрешения споров; срок действия договора и т. д. Каждая группа представляла письменный документ, регламентирующий взаимоотношения между арендатором и арендодателем. В вопросах перечисления прав и обязанностей сторон у ребят не возникло проблем, в вопросах же разрешения спорных ситуаций подавляющее большинство старшеклассников пришло к мнению, что обращаться за помощью необходимо в суд.
Таким образом, правовая направленность отношений личности представляет собой первый комплекс содержания правовой культуры, характеризующий степень учета личностью своих действий - предписаний, ориентаций на их выполнение, соблюдение и использование, а также степень развитости правовой культуры поведения.
В содержании правовой культуры необходимо выделить такую характеристику, как динамику изменения отношений личности к действительности, к окружающим и к самому себе, то есть мы определяем второй комплекс параметров, учитывающих уровень устойчивости правовой культуры, имеющей два параметра: устойчивый (вариативный, «творческий») и неустойчивый (ситуативный, «шаблонный»). Устойчивая правовая направленность позволяет личности своим поведением эффективно преобразовывать сложившиеся правовые ситуации и быть способной противостоять неблагоприятным правовым последствиям. Личность с неустойчивой правовой направленностью приспосабливается к правовым обстоятельствам и неспособна противостоять факторам, противоречащим интересам самой личности.
Анализ результатов опытно-экспе-риментальной работы отчасти подтвердил гипотезу об эффективности использования педагогических
условий формирования правовой культуры старшеклассников в профильной подготовке: организация активной деятельности посредством
правотворчества, анализ и решение проблемных и правовых ситуаций, доступность усвоения правовых знаний и категорий, актуализация правового обучения, организация работы с правовыми источниками и документами.
Примечания
I. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. Просвещение, 1982. 192 с. 2. Генишер Э. 3. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 184 с. 3. Завьялова М. С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов // Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях. Российская научно-практическая конференция. Красноярск : КГТЭК, 2007. Ч. 1. С. 101-155. 4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с. 5. Максимов В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары : ЧГПИ, 1996. 227 с. 6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1990. 916 с. 7. Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2005. 400 с. 8. Рыбаченко А. А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Брянск, 2006. 9. Соломенко Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся // Практика административной работы в школе. 2003. № 3. С. 54-58. 10. Тарасов П. Б. Педагогические условия формирования правовой культуры учащейся молодежи в студенческих коллективах ссузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009. 160 с.
II. Федорова О. Ф. Некоторые вопросы активации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М., 1970. 75 с.
Статья поступила в редакцию 30.09.2012 г.