Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 33-37.
УдК 371 ББК 74.2
правовая культура старшеклассников на примерах её формирования в курганской области
Е. В. Владимирова
ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», Курган, Россия
В результате экспериментальной работы был отмечен преимущественный рост показателей всех критериев сформированности правовой культуры учащихся экспериментальных групп по сравнению с контрольной. Это доказывает эффективность внедрения в образовательный процесс гимназии разработанной модели и педагогических условий её реализации.
Ключевые слова: формирование правовой культуры, интеграция учебных дисциплин, гуманизация образовательного процесса, старшеклассники.
Изменившиеся социально-экономические условия предъявляют новые требования к отечественной системе образования. Осознание противоречия между социальным заказом общества на личность, сочетающую в себе высокий уровень образованности и гражданской культуры, и фактическим состоянием гражданско-правового образования в стране определяет в качестве приоритетной цели образовательного процесса формирование правовой культуры общества, которая служила бы гарантом эффективности проводимых политических и экономических реформ. На встрече с членами совета Общественной палаты в Кремле 19 марта 2008 г. Президент России Д. А. Медведев отметил, что «пренебрежение законом до сих пор резко тормозит развитие страны» и «мы вместе должны сделать так, чтобы уважение к закону стало определяющим принципом нашей жизни».
Актуальность проблемы формирования правовой культуры школьников обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании, и обоснована в исследованиях учёных В. В. Головченко [1], С. А. Морозовой [3], Е. А. Певцовой [4] и др.
Анализ публикаций по исследуемой теме позволяет выделить основные научно-педагогические аспекты:
- теория и методология обучения праву нашли своё отражение в трудах Е. В. Аграновской, В. А. Ильина, В. В. Лазарева, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, А. С. Саламаткина, А. Б. Сахарова, А. П. Семитко и др.;
- исторический аспект проблемы представлен в работах П. П. Блонского, Е. Н. Левшиной,
Е. А. Певцовой, Е. А. Скрипилева, Е. В. Тата-ринцевой, Н. И. Элиасберг, Н. В. Флита и др.;
- практические аспекты правового образования отражены в исследованиях Т. В. Болотиной, В. А. Вакуленко, М. М. Галимова, А. В. Клименко, Е. А. Певцовой, И. Ф. Рябко, А. С. Сиротина, Г. А. Фирсова и др.
Исследователями рассмотрены вопросы формирования правовой культуры старшеклассников профильных классов (А. А. Рыбаченко), в системе лицея (Т. Н. Ловничая), при изучении иностранного языка (Л. М. Матвиенко), во внеучебной деятельности (Е. А. Рассолова), в рамках аксиологического подхода (И. Г. Митюнова), у глухих старшеклассников (И. П.Ларина), у детей-сирот (С. Н. Александрова). Но формирование правовой культуры старшеклассников в гимназии не являлось предметом специального исследования, в то время как именно гимназическая система обучения предполагает не только целостное и гармоничное общее образование учащихся, но и нравственное, духовное и гражданское воспитание, формирование гуманитарного типа мышления.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют на философском уровне: идеи социального эволюционизма, аксиологическая и деятельностная концепции культуры (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, П. Я. Гальперин, И. Г. Гердер, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Г. Спенсер, А. Швейцер и др.); на общенаучном уровне: методологическая сущность системного (В. Г. Афанасьев, В. И. Загвязинский, В. П. Бес-палько, А. А. Кыверялг, И. П. Лебедева, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.), личност-но-ориентированного (Б. М. Бим-Бад, Н. Ю. Си-нягина, И. С. Якиманская и др.) и культурологи-
ческого (Л. С. Выготский, Н. Р. Ставская, Э. И. Комарова, И. И. Булычёв, И. Ф. Исаев и др.) подходов, теория и методика научно-педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. Я. Найн, Г. Н. Сериков и др.); на конкретно-научном уровне: работы в области правового обучения и воспитания (И. А. Ильин, Г. В. Мальцев, Н. И. Матузов, В. С. Нерсесянц, П. И. Новгородцев, А. И. Овчинников, Л. И. Петражицкий и др.); исследования особенностей гимназического образования (С. Ф. Егоров, В. А. Капранова, П. Ф. Каптерев, А. Г. Каспржак, Н. И. Пирогов, М. В. Савин, К. Д. Ушинский, Е. А. Ямбург); на методическом уровне: применение в образовании интерактивных методов обучения (Р. Т. Жеругов, Е. С. Королькова, Е. В. Коротаева, Е. А. Певцова, И. Е. Уколова и др.), дидактических игр (Т. М. Жиркова, А. В. Караваев, А. А. Козлова, Р. Р. Максудов и др.), различных форм организации правовой деятельности учащихся (Л. А. Ки-това, Н. Д. Колобаева, Е. И. Ромашкова и др.).
Материалы и методы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Кургана и Курганской области: гимназиях № 27, 57; средних общеобразовательных школах № 40, 49 г. Кургана, Чашинской СОШ Каргапольского района, Межборской СОШ Притобольного района Курганской области. В констатирующем эксперименте приняли участие 157 учащихся 10-11-х классов, 27 экспертов. Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях муниципальных общеобразовательных учреждений «Гимназия № 57» и «Гимназия № 27». Формирующим экспериментом было охвачено 75 старшеклассников.
В процессе теоретической разработки исследования проведена ретроспекция педагогического аспекта рассматриваемой проблемы, позволяющая выделить основные этапы в истории формирования правовой культуры, коррелирующие с общей исторической ситуацией в России:
1. Социально-подготовительный этап (до XV в.) характеризуется возникновением первых образовательных учреждений. На данном этапе правовая культура формировалась за счёт социализации личности. Значимость этапа определяется возникновением различных элементов древнего права («пошлина», «кормля», «сблю-дение» и др.), созданием первых правовых документов (Псковская судная грамота, свод законов Ярослава Мудрого, Русская Правда), заложивших
основы системы правовой культуры русского общества.
2. Системно-монархический (XV в.— первая половина XIX в.) — этап формирования и становления системы правового образования, неотделимой от христианского религиозного воспитания, с целью формирования верного сына Отечества, готового служить основному триединству идеалов: духовного, государственного и народного — «За Веру, Царя и Отечество». В этот период изучение гражданского права включается в перечень учебных дисциплин гимназий и реальных училищ, в университетах открываются факультеты права. Формирование правовой культуры становится одной из целей образования.
3. Теоретико-организационный этап (вторая половина XIX в.— 30 гг. XX в.) — это этап активного роста гражданского и правового сознания общества, в результате чего в процесс формирования правовой культуры включаются наряду с образовательными учреждениями различные общественные и юридические организации (в Москве, Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Курске). Данный этап характеризуется разработкой теоретических положений правовой культуры и правового образования как следствия развития прогрессивной политической и педагогической мысли (В. П. Вахтеров, И. А. Ильин, А. Ф. Кони, А. С. Макаренко, П. И. Новгородцев, К. Д. Ушинский и др.).
4. Авторитарно-массовый этап (1930-1990 гг.) характеризуется ярко выраженной политизированной, обязательной и всеобъемлющей формой правового образования. Это этап развёртывания широкой системы формирования правовой культуры общества на основе массового правового просвещения, жёсткого правового контроля со стороны социалистического государства, формального привлечения граждан к участию в правовых и общественных гражданских актах (выборы, демонстрации, народная дружина), изучения правовых документов и Конституции СССР. В этот период в школьные программы обучения вводится система специальных правоведческих курсов («Обществоведение», «Граждановедение», «Человек и общество» и др.), рассматриваются правовые вопросы в курсах всех гуманитарных дисциплин.
5. Инновационный этап (1990-е гг.— по настоящее время) — для него характерно стремление к разработке интегративного подхода к формированию правовой культуры и созданию
непрерывной системы правового воспитания. Современная российская школа определяет целью правового образования подготовку учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе, при этом акцент смещается с интересов государства на интересы личности, общества, семьи. Активно разрабатываются и внедряются в практику общеобразовательных учреждений различные инновационные методики формирования правовой культуры в условиях меняющейся общественно-политической обстановки в стране.
Началом инновационного движения обусловлен новый этап развития гимназического образования в России. В основу концепции обучения в современных гимназиях положен отечественный и зарубежный опыт гимназической системы. Правовое образование является одним из приоритетных направлений деятельности гимназии, организация которого базируется на принципах индивидуализации учебных программ, интеграции учебных дисциплин, гуманизации образовательного процесса, использования педагогических инноваций, а содержание является вариативным и определяется расширенным учебным планом, включающим в себя дополнительные предметы, курсы по выбору; сложные и разнообразные структуры занятий.
Анализ определений правовой культуры личности в трудах В. И. Каминской [5], Н. М. Кей-зерова, Г. В. Назаренко, А. Р. Ратинова [6], А. П. Семитко [7] и др. позволил нам сформулировать понятие «правовой культуры» как сложного личностного интегративного качества, являющегося компонентом общей культуры личности и включающего правовые знания и правовые ориентации, определяющие правосознание и правовое поведение.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе констатирующего этапа эксперимента был проведён анализ педагогического опыта правоформирующей работы школ г. Кургана и Курганской области, программ МОУ по правовым и гуманитарным дисциплинам, выявлен исходный уровень сформированности компонентов правовой культуры учащихся старших классов гимназии. На данном этапе был применён комплекс диагностических методов, включающий экспертную оценку, анкетирование, тестирование, ранжирование, наблюдение, беседу, интервью с администрацией и учителями общеобразовательных учреждений.
Проведённое в рамках констатирующего этапа анкетирование учащихся старших классов муниципальных общеобразовательных учреждений г. Кургана и Курганской области показало, что в случае нарушения своих прав или прав своих сверстников лишь 24,5 % старшеклассников готовы обратиться к административным и правовым органам, 60, 7 % предпочли бы сами разбираться в сложившейся ситуации, а 14 % вообще не стали бы ничего предпринимать в таком случае. Большинство старшеклассников в качестве источника правовых знаний называют не официальные правовые документы, а СМИ, родителей и сверстников (52 %). Представленные данные позволяют сделать вывод об отсутствии целостной системы правового образования, недостаточном уровне правовой культуры и правовом нигилизме старшеклассников.
Экспертная оценка, в которой принимали участие 27 человек, компетентных в области педагогики и права, характеризует степень сформи-рованности правовой культуры граждан современной России как среднюю (48,2 %) и низкую (51,3 %). Эксперты считают современную систему правового образования недостаточно эффективной (81,5 %). В качестве мероприятий, способных улучшить ситуацию в правовом образовании, названы повышение правовой компетенции работников образования, создание правового пространства школы, обеспечение межпредметных связей в изучении правовых вопросов, разработка и внедрение элективных правовых курсов и активных методов, позволяющих сформировать навыки правового поведения. Все опрошенные считают, что формирование правовой культуры следует начинать с детского возраста и этот процесс должен носить непрерывный, систематический характер.
В ходе формирующего этапа экспериментально проверена модель формирования правовой культуры старшеклассников в гимназии и выдвинутые нами педагогические условия её реализации: интеграция правовых знаний старшеклассников на основе элективного гуманитарного спецкурса; формирование правовых компетенций средствами интерактивных методов обучения; создание воспитывающей среды на основе взаимодействия педагогов, учащихся и сотрудников правоохранительных органов.
Эксперимент проходил в естественных условиях функционирования МОУ «Гимназия № 57» и «Гимназия № 27» города Кургана, представля-
ющих собой классические гуманитарные гимназии. В соответствии с целью эксперимента были выделены две экспериментальные (ЭГ и ЭГ2) и одна контрольная (КГ) группы, численность которых составила 75 (24, 28 и 23 соответственно) учащихся старших классов. В ЭГ1 были реализованы все выдвинутые педагогические условия. В ЭГ2 осуществлялась реализация первых двух выдвинутых нами педагогических условий функционирования модели, способствующих формированию правовых знаний и умений и правосознания учащихся, без включения старшеклассников в реальную правовую деятельность. В КГ экспериментальная деятельность не осуществлялась.
В процессе реализации модели применялась разработанная методика формирования правовой культуры старшеклассников, содержание которой представлено компонентами: теоретическим, формирующим правовые знания; мотивационно-потребностным, определяющим правосознание и подготавливающим к реальной правовой деятельности; практическим, накапливающим опыт правового поведения.
В ходе эксперимента осуществлено три контрольных среза, позволяющих оценить эффективность экспериментальной работы: нулевой — до начала эксперимента (10-й класс, начало 2005/06 учеб. года), промежуточный (11-й класс, начало 2006/07 учеб. года) и итоговый — по окончанию обучения. Идентификация уровня правовой культуры старшеклассников гимназии про-
изводилась на основе разработанных критериев с применением индивидуального и ситуативно-поведенческого (А. М. Гоман) тестирования; групповой оценки (рейтинга), где экспертами являлись педагоги, родители, специалисты; методики ценностных ориентаций М. Рокича, модифицированной с учётом объекта исследования; педагогического наблюдения. Данные контрольных срезов были обработаны с помощью компьютера и распределены по четырём уровням индикации в соответствии с уровнями сформированности компонентов правовой культуры.
Заключение. Перспективными направлениями исследований могут стать проблемы преемственности развития правовой культуры личности в ДОУ, МОУ и вузе; совершенствования комплекса педагогических условий с использованием инновационных подходов; повышения правовой компетентности педагогов; организации процесса правового образования на основе интеграции деятельности семьи и школы. В результате экспериментальной работы был отмечен преимущественный рост показателей всех критериев сформированности правовой культуры учащихся экспериментальных групп по сравнению с контрольной, что доказывает эффективность внедрения в образовательный процесс гимназии разработанной модели и педагогических условий её реализации.
Однако выполненная работа не исчерпывает всех аспектов многостороннего процесса формирования правовой культуры учащихся гимназии.
Список литературы
1. Головченко, В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Головченко. Киев, 1982. 196 с.
2. Давыдов, Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук / Г. П. Давыдов. М., 1984. 435 с.
3. Морозова, В. С. Современные педагогические технологии в области правового обучения / В. С. Морозова // Вестн. междунар. юрид. ин-та при Министерстве юстиции РФ. 2001. № 2. С. 34-36.
4. Певцова, Е. А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодёжи в трансформирующемся обществе / Е. А. Певцова // Основы государства и права. 2005. № 1. С. 49-61.
5. Каминская, В. И. Методы изучения практики применения уголовно-процессуального закона. Очерк первый / В. И. Каминская // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1968. Вып. 7. С. 3-21.
6. Ратинов, А. Р. Методологические вопросы юридической психологии / А. Р. Ратинов // Психол. журн. 1983. № 4, т. 4. С. 107-118.
7. Семитко, А. П. Теория государства и права / А. П. Семитко. М., 1999. 531 с.
Сведения об авторе
Владимирова Е. В. — Курганский государственный университет, Курган, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 33-37.
legal culture of high school students
with examples of its formation in the kurgan region
E. V. Vladimirova
Kurgan State University, Kurgan, Russia. [email protected]
In the experimental work was marked predominant growth of all indicators of criteria of formation of legal culture of the students of the experimental group compared to control. This proves efficiency of introduction in educational process of the gymnasium of the developed model and pedagogical conditions of its implementation.
Keywords: formation of legal culture, integration of academic disciplines, humanization of the educational process, high school students.
References
1. Golovchenko, V. V. Teoreticheskie voprosih ehffektivnosti pravovogo vospitaniya [Theoretical questions of efficiency of legal education] : dis. ... kand. yurid. nauk / V. V. Golovchenko. Kiev, 1982. 196 s.
2. Davihdov, G. P. Osnovih pravovogo vospitaniya uchathikhsya obtheobrazovateljnoyj shkolih [Fundamentals of legal education of students of secondary schools] : dis. ... d-ra ped. nauk / G. P. Davihdov. M., 1984. 435 s.
3. Morozova, V. S. Sovremennihe pedagogicheskie tekhnologii v oblasti pravovogo obucheniya [Modern pedagogical technologies in the field of legal education] / V. S. Morozova // Vestn. mezhdunar. yurid. in-ta pri MYu RF. 2001. № 2. S. 34-36.
4. Pevcova, E. A. O nekotorihkh aspektakh formirovaniya pravovogo soznaniya i pravovogo vospitaniya shkoljnoyj molodezhi v transformiruyuthemsya obthestve [About some aspects of formation of legal consciousness and legal education school youth in the society in transition] / E. A. Pevcova // Osnovih gosudarstva i prava. 2005. № 1. S. 49-61.
5. Kaminskaya, V. I. Metodih izucheniya praktiki primeneniya ugolovno-processualjnogo zakona. (Ocherk pervihyj) [Methods of studying of practice of application of the criminal procedure law (The first sketch)] / V. I. Kaminskaya // Voprosih borjbih s prestupnostjyu. M. : Yuridicheskaya literatura, 1968. Vyp. 7. S. 3-21.
6. Ratinov, A. R. Metodologicheskie voprosih yuridicheskoyj psikhologii [Methodological questions of juridical psychology] / A. R. Ratinov // Psikhologicheskiyj zhurnal. 1983. № 4, t. 4. S. 107-118.
7. Semitko, A. P. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law] / A. P. Semitko. M., 1999. 531 s.