Научная статья на тему 'Профессиональная юридическая ориентация молодежи как предпосылка формирования профессионального правосознания'

Профессиональная юридическая ориентация молодежи как предпосылка формирования профессионального правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL LEGAL ORIENTATION / ЮРИСТ / LAWYER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / SUBJECT-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавин А.В.

В статье рассматривается важнейший аспект формирования профессионального правосознания вследствие профессиональной юридической ориентации молодежи. Автор подробно излагает нынешнее состояние профессиональной юридической ориентации. Отмечается неудовлетворительность работы в этом направлении. С учетом авторской концепции формирования профессионального сознания выдвигаются предложения по совершенствованию профессиональной ориентации подрастающего поколения. В завершение исследования делается вывод, что организация профессионально-юридической ориентации молодежи это проблема не только педагогическая, но и юридическая, а также общественная, предполагающая внимательное отношение социума и законодателя к нуждам взрослеющей личности. Она требует не только практических усилий, но и обстоятельных научных изысканий, достижения которых можно успешно внедрять в практику. Например, в тщательном изучении нуждается профессионально-юридическая ориентация отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов, детей-инвалидов в рамках инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional legal orientation of young people as a prerequisite for the formation of professional legal consciousness

Review. The article deals with the most important aspect of the development of professional legal consciousness through professional legal orientation of the youth. The author details the current state of professional legal orientation and notes unsatisfactory work in this field. With due regard to the author's conception of professional consciousness development, an array of proposals for improving professional orientation of the youth is suggested. In conclusion, the author mentions that the organization of legal professional orientation of the youth is not only educational problem, but also a legal and public one, assuming careful attention of the society and lawmakers to the needs of a maturing personality. It requires not only practical efforts, but also extensive scientific research, which can be successfully put into practice. For example, a thorough study of the needs of professional legal orientation of certain categories of minors: orphans, physically and mentally challenged children within the framework of inclusive education is required.

Текст научной работы на тему «Профессиональная юридическая ориентация молодежи как предпосылка формирования профессионального правосознания»

Теория права

А. В. Вавин*

Профессиональная юридическая ориентация молодежи

как предпосылка формирования профессионального правосознания

Аннотация. В статье рассматривается важнейший аспект формирования профессионального правосознания вследствие профессиональной юридической ориентации молодежи. Автор подробно излагает нынешнее состояние профессиональной юридической ориентации. Отмечается неудовлетворительность работы в этом направлении.

С учетом авторской концепции формирования профессионального сознания выдвигаются предложения по совершенствованию профессиональной ориентации подрастающего поколения. В завершение исследования делается вывод, что организация профессионально-юридической ориентации молодежи — это проблема не только педагогическая, но и юридическая, а также общественная, предполагающая внимательное отношение социума и законодателя к нуждам взрослеющей личности. Она требует не только практических усилий, но и обстоятельных научных изысканий, достижения которых можно успешно внедрять в практику. Например, в тщательном изучении нуждается профессионально-юридическая ориентация отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов, детей-инвалидов в рамках инклюзивного образования.

Ключевые слова: профессиональная юридическая ориентация, юрист, профессиональное сознание, профильное обучение, социологическое исследование, образование.

00!: 10.17803/1994-1471.2015.59.10.029-037

В теоретическом аспекте не юристами, а именно педагогами и психологами проведены достаточно обстоятельные исследования вопросов теории и методики профессиональной ориентации школьников в целом. Среди большого многообразия особый интерес представляют труды Е. А. Климова1, П. П. Костенкова2, А. Д. Сазонова3, В. Ф. Са-

1 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2012. 301 с.

2 Костенков П. П. Педагогика наставничества. Барнаул, 1977. 111 с.

3 Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация мо-

лодежи. М., 1989. 271 с.

харова4, С. Н. Чистяковой5 и других. Многие авторы доказывали, что профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении. Но не только научные изыскания, сама правовая практика показала, что юридическая профес-

4 Сахаров В. Ф. Вопросы профессиональной ориентации школьников. Киров, 1975. 125 с.

5 Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера. 8—9 классы : программы общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М., 2004. 91 с.

© Вавин А.В., 2015

* Вавин Антон Владимирович — аспирант кафедры теории и истории государства и права Российской

правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

[vav-anton@yandex.ru]

125502, Россия, г. Москва, Фестивальная ул., 59-1-203

сия, правильно выбранная личностью, всегда соответствует ее интересам, способностям и доставляет удовлетворение не только самому человеку, но и обществу в целом.

Многие проблемы, возникающие при реализации задач юридической профессиональной ориентации, связаны с путаницей в дефинициях, разграничивающих профессиональную юридическую ориентацию, юридическую профессиональную пропедевтику, формирование правовой компетентности на профильном уровне обучения в школе, элективное образование, профессиональные качества юриста. К этому следует прибавить отсутствие государственной национальной доктрины профессиональной юридической ориентации детей и молодежи, которая могла бы включить в себя реализацию комплекса мер по формированию высокого уровня правового сознания и правовой культуры подрастающего поколения. Кроме того, требуют своего совершенствования практические рекомендации образовательным организациям, специальным государственным органам по организации целенаправленной деятельности в области формирования профессиональной ориентации молодежи.

По данным социологического исследования о мотивах выбора юридической профессии, проведенного нами в 2013 и 2014 годах в форме анкетирования студентов 5-го курса (опрошено 132 студента] РПА Минюста России, были получены следующие ответы: работа по профессионально-юридической ориентации, изучение правовой дисциплины в школе, ПТУ, колледже, неюридическом вузе — 6 %; необходимость юридического образования по работе — 28 %; склонность к гуманитарным наукам, в том числе юриспруденции — 28 %; настояние родителей-юристов (семейная традиция] — 9 %; сформировавшийся под влиянием средств массовой информации и кино стереотип юриста (эрудированный, находчивый, мужественный] — 4 %; идеал юриста, сложившийся на примере родственников, знакомых, занимающихся юридической деятельностью, — 2 %; по примеру товарищей, совету знакомых и т.п. — 6 %; по стечению обстоятельств — 17 %.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что профессиональная юридическая ориентация поставлена не на должном уров-

не. Удивительно видеть, что граждане получают юридическое образование по стечению обстоятельств, а не по стереотипу юриста. Думается, что данная ситуация требует кардинального переосмысления и исправления.

Вместе с тем другое социологическое исследование, в рамках которого выявлялись необходимые качества юристов, позволяет определить ориентиры организации проф-ориентационной деятельности в области юридических профессий, что может ее систематизировать, осуществить целенаправленно в рамках формирования необходимых и востребованных качеств будущих юристов.

Согласно программе социологического исследования, были опрошены 798 юристов, включая: судей — 109, прокуроров — 106, следователей — 135, адвокатов — 103, юрисконсультов — 111, нотариусов — 115, судебных приставов — 119. В процессе исследования применялись такие методы, как анкетирование и интервьюирование. Юристы, которые участвовали в опросе, выступали одновременно в роли представителей своей социально-профессиональной группы, а также экспертов, обладающих юридической компетентностью. Отвечая на вопрос, что привлекло их к работе юристов при выборе профессии, 42 % опрошенных юристов отметили творческий характер работы; 38 % — престижность профессии юриста по сравнению с другими; 36 % — независимость, самостоятельность в работе, подчинение только закону; 21 % — возможность лично бороться с преступностью, правонарушениями; 20 % — возможность активно работать на благо общества; 19 % — гаран-тированность материальной обеспеченности; 15 % — возможность постоять за себя в конфликтных ситуациях; 11 % — возможность хорошо заработать; 4 % — возможность осуществления властных полномочий; 4 % — возможность обходить закон, не нарушая законодательство; иные мотивы указали 6 % опрошенных.

Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что наиболее важными факторами выбора юридической профессии для юристов являются творческий характер работы, престижность профессии, а также независимость, самостоятельность в работе, подчинение только закону. Вместе с тем, к сожалению, им уступают такие мотивы, как воз-

можность активно работать на благо общества, удовлетворить желание лично бороться с преступностью, правонарушениями, а также возможность постоять за себя в конфликтных ситуациях. Неожиданным для исследователей оказалось то обстоятельство, что сравнительно небольшое значение для выбора юридической профессии имеют такие факторы, как гарантированность материальной обеспеченности, возможность хорошо заработать, а также возможность осуществления властных полномочий.

В то же время не может не настораживать то обстоятельство, что еще на пороге выбора профессии 4 % опрошенных юристов указали в качестве мотива выбора профессии возможность обходить закон, не нарушая законодательство. Однако еще больше обращает на себя внимание тот момент, что в процессе обучения и профессиональной практики эта мотивация не ослабевает, а, напротив, усиливается и возрастает до 18 %. Вот почему юридическим учебным заведениям, а также юридическим ведомствам так важно позаботиться в кадровой работе о том, чтобы по мере накопления опыта юридическими работниками их ценностно-правовые ориентации, связанные с профессиональной деятельностью, претерпевали бы необходимые положительные изменения, обеспечивая дальнейшее позитивное развитие.

Интересными представляются данные об оказании отпрошенными предпочтения тем или иным юридическим специальностям. На вопрос: «Если бы Ваши дочь или сын твердо решили стать юристом, кем бы Вы хотели, чтобы они работали в последующем?» были получены следующие ответы: судьей — 24 %; нотариусом — 13 %; адвокатом — 11 %; юристом в иностранной организации на территории Российской Федерации — 11 %; юристом за рубежом — 10 %; прокурором — 5 %; юристом в юридической службе государственных органов — 4 %; следователем прокуратуры — 2 %; юрисконсультом в коммерческой организации — 1 %. Менее 1 % пожелали, чтобы их дети работали следователем ФСБ России (0,6 %], следователем МВД России (0,5 %], сотрудником в юридической фирме (0,5 %], сотрудником УИС (0,4 %], судебным экспертом (0,3 %], судебным приставом (0,3 %]. Желающих, чтобы их сын или дочь продолжили юридическое образова-

ние с тем, чтобы стать ученым, преподавателем, оказалось 7 %, затруднились с ответом 6 % опрошенных. Одновременно 2,5 % респондентов заявили, что они не посоветовали бы своим детям стать юристами.

С учетом приведенных данных нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что лишь менее 1 % опрошенных хотели бы, чтобы их дети работали следователем ФСБ России, следователем МВД России, сотрудником в юридической фирме, сотрудником УИС, судебным экспертом, судебным приставом. Это свидетельствует о необходимости более оптимальной системы соотношения различных отрядов юридических работников (в рамках общей юридической профессии] в условиях рыночной экономики.

Однако практика показала, что непосредственное участие в правовом воспитании и просвещении, а также профессионально-юридической ориентации принимают только 36 % профессиональных юристов. В то же время каждый пятый юрист в такой работе вообще не участвует. Все это свидетельствует о наличии неиспользованных воспитательных возможностей, которыми располагают юридические работники. Показательно, что только у 1 % опрошенных работа по правовому просвещению граждан занимает большую часть свободного времени.

Что касается конкретных форм правового просвещения, используемых юристами, то они распределились следующим образом: выступления в печати — 43 %, разъяснение законодательства, оказание помощи активу, участвующему в охране общественного порядка — 38 %, выступления с лекциями и докладами — 26 %, выступления по телевидению — 12 %, преподавание права в учебных заведениях — 12 %, участие в работе общественных юридических консультаций — 9 %. Иные конкретные формы правового просвещения используют 10 % опрошенных юристов. Указанные цифры позволяют заключить, что в процессе правового просвещения населения недостаточно задействованы возможности Интернета, средств мультимедиа, телевидения и радио.

Вместе в тем социологическое исследование показало, что юристы выступают по вопросам гражданского права и процесса — 36 %, семейного права — 16 %, жилищного

права — 15 %, трудового права — 15 %, предупреждения правонарушений несовершеннолетних — 14 %, административного права — 11 %, общей теории государства и права — 4 %, по вопросам конституционного права — 3 %, социального обеспечения и пенсионного законодательства — 2 %, уголовного права и процесса выступает 41 % опрошенных, в том числе по проблемам борьбы с экономическими преступлениями — 6 %, организованной преступностью — 5 %.

Реальную характеристику правового сознания юристов и состояния дел с профориентацией дают данные об профессиональных интересах. Показательны в этом смысле ответы юристов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своей общественной работой?» 40 % опрошенных не ответили на этот вопрос. 23 % заявили, что общественная работа им безразлична. Вполне удовлетворены своей общественной работой только 16,5 % опрошенных6.

Результаты двух социологических исследований красноречиво подтверждают наличие противоречия в системе профессионально-юридической ориентации молодежи: с одной стороны, неугасаемый интерес к профессии, а с другой — пассивность в реализации ее воспитательной функции, инертность поведения, обусловленная отсутствием необходимых деловых и иных качеств личности, которые не были заранее предусмотрены в воспитательном процессе.

Итак, как же выстроить эффективную систему профессионально-юридической ориентации в системе отечественного образования? На наш взгляд, здесь необходимы следующие ориентиры.

1. Разработка целевой Программы проф-ориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций, в рамках кото -рой ориентацию на юридическую профессию следует считать принципиально первостепенной, что обуславливается включением юристов в реализацию большинства государственных функций. Для употребления в нормативных актах педагогических понятий необходимо единообразно понимать сущность профессионально-юридической ориентации

6 Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов (по итогам социологического исследования]. М., 2007. С. 14—46.

детей и молодежи, используя достижения науки. Под профессионально-юридической ориентацией, причем на стыке теории права и общей педагогики, следует понимать систему последовательных мер по формированию устойчивой мотивации человека к выбору юридической профессии, основ профессиональных компетенций, позволяющих в будущем прибрести высокий уровень профессионального сознания, умений и навыков работы в сфере юридических профессий.

2. Возникла настоятельная потребность на государственном уровне определить новое содержание, формы и методы формирования правового сознания и мотивации подрастающего поколения на будущую профессию в мире права. В настоящее время в системе общего образования изучение вопросов права осуществляется преимущество в рамках интегрированных курсов старшей профильной школы7. При этом ребенок, не определившийся с выбором профессии, не получает достаточного объема правовой информации, а потому отсутствует целенаправленная система формирования правовой компетентности, которая могла бы способствовать дальнейшему выбору успешной образовательной траектории. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»8

7 Бугакова Н. Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии : дис. ...канд. пед. наук. Калининград, 1997. 114 с. ; Божович T. И. Проблемы формирования личности. М . : Ин-т практ. психологии, 1995. 352 с. ; Немировский В. Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 85—89 ; Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М. : Педагогика, 1971. 351 с. ; Энциклопедия психологических тестов : Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация. М. : АСТ, 1997. 320 с. ; Яджин Н. В. Некоторые психолого-педагогические аспекты деятельности по профориентации молодежи на учебу в образовательные учреждения МВД РФ // Научные исследования высшей школы. Тюмень : ТЮИ МВД РФ, 1999. С. 46— 48. ; Cipkan J. Profesia pravnika a cnosti // Pravniy obzor. Br., 1992. Roc. 75. P. 921—930 ; Zajda J., Zajda R. Marketing school quality // Magister. 1995. № 1. P. 14—22.

8 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря.

федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1] структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений] и их объему; 2] условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3] результатам освоения основных образовательных программ. Как видно, законодатель уходит от процесса образовательной деятельности, ориентируясь на его результатный подход и условия. Но, как показывает практика, педагогическое сообщество в большей степени еще не готово выступить самостоятельным субъектом по разработке собственных моделей содержания образования. Компетентностный подход предполагает высокий уровень подготовки учителей для грамотной реализации идей новой школы. Таким образом, возникла настоятельная потребность четкого определения содержания правового образования в системе общего образования, а также выделения самостоятельных курсов права для всех учащихся 1—11-х классов.

В настоящее время в общеобразовательных организациях РФ появились возможности усилить правовую информированность школьников с учетом сложившихся традиций в деятельности школ и обратить особое внимание на организацию профессионально-юридической ориентации.

Содержание права поэтапно передается школьникам в рамках учебных программ. В начальной школе (1—4-е классы] учащиеся в возрасте от 6,5 до 10 лет изучают элементарные нормы поведения, общения друг с другом в рамках образовательной области «Окружающий мир», объединяющей несколько предметов. Первоначальное ознакомление с правом основывается на экспериментальных, авторских программах, предполагающих тесную взаимосвязь правового и других направлений воспитательной деятельности.

В основной школе (5—9-е классы] ученики в возрасте от 11 до 15 лет получают возможность в рамках курса «Граждановедение» или «Обществознание» познать особенности правового регулирования семейных, трудо-

вых, гражданских, уголовных и административных отношений. Но особое внимание уделяется вопросам конституционного права, знакомству с устройством российского госу-дарства9.

В старшей школе (10—11-е классы] юноши и девушки в возрасте 16—17 лет изучают право преимущественно интегрированно, в контексте рассмотрения различных проблем общества10. При этом особое внимание обращается на важнейшие нормы гражданского, предпринимательского, трудового, жилищного, налогового, административного, уголовного, а также процессуального права. На изучение права в течение двух лет отводится не более 35 часов. Было бы целесообразным ввести обязательное изучение вопросов права в рамках самостоятельных курсов для всех без исключения обучающихся, а не только тех, кто стал учиться в правовых классах.

3. Необходим комплекс специальных методик интерактивного и активного характера для развития профессионально важных личностных качеств у учащихся общеобразовательных школ, разработка критериев готовности учащихся к обучению в системе высшего юридического образования. Эффективность профориентационной работы с учащимися на обучение в юридических учебных заведениях обусловлена обеспечением специальных социально-педагогических условий в школе. К ним может быть отнесено создание специализированных правовых классов, проверка с помощью тестов профессионально важных личностных качеств ребенка; интеграция физической и нравственной подготовки несовершеннолетних, внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса методик для развития и формирования профессионально важных качеств будущего юриста.

Во многих школах в рамках профильного образования осуществляется изучение вариативных тем по конституционному, гражданскому, трудовому, уголовному, административному, семейному, процессуальному праву. С одной стороны, непрофессиональное привнесение методики высшей школы в систему

9 См.: Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществозна-ние. 7 класс. М. : Русское слово, 2014. 244 с. ; Шкатул-ла В. И. Основы правовых знаний. М., 2014. 396 с.

10 Шкатулла В. И. Указ. соч.

общего образования недопустимо, а с другой стороны, именно более глубокое, но с учетом возраста ребенка погружение в мир юридических конструкций и профессиональной лексики позволяет сформировать необходимую правовую компетентность подростка11.

В последние годы поощрение включения в учебно-воспитательный процесс активных и интерактивных методик, на базе которых выстраивается компетентностный подход, закрепленный законодателем в нормативных документах в сфере образования, способствовало успешному формированию у учащихся общеобразовательных школ профессионально важных качеств в процессе профориен-тационной работы. Большую популярность приобрели семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, вебинары с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы юристов. В интерактивном взаимодействии ученики становятся участниками коллективных форм работы и решают типичные общественно значимые задачи, в ходе занятия происходит формирование необходимых установок для дальнейшей профессиональной юридической деятельности.

Ориентиром для развития профессионально важных качеств личности12 может стать профессиограмма юридических профессий (следователя, адвоката, судьи и проч.] как нормативная модель выпускника школы. Именно в рамках такой модели предъявляются требования к уровню обученности и воспитанности школьника, обладающего высоким правосознанием; крепким физическим здоровьем; честностью; дисциплинированностью; ответственностью; самостоятельностью и независимостью. Для будущего юриста важными являются такие качества, как умение понимать проблемы и эмоции собеседника, мотивы поведения других лиц;

11 См.: Певцова Е. А. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Юриспруденция. М., 2011. 189 с.

12 См.: Петрова А. С. Профессиональная ориентация

учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2001. С. 70—120.

коммуникативная компетентность (умение слушать, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения]; толерантность, умение делать правильный выбор в противоречивой ситуации; быстрая переключаемость внимания; хорошая память; креативность мышления; умение реконструировать событие по отдельным внешним признакам; прогностические способности.

Подготовка к выбору профессии является важной составляющей процесса совершенствования личности, и в то же время должна опираться на особенности профессионального самосознания личности. Под профессиональным самосознанием мы понимаем четкую систему представлений человека о собственных социо-психо-физиологических качествах в контексте профессиональной деятельности. Бесспорно, что становление профессионального самоопределения корреспондируется с этапами взросления личности, доминирующей ее направленностью. Под направленностью личности мы подразумеваем систему ее мотивов, определяющих те или иные действия.

Опираясь на классификацию уровней направленности личности, предложенной Е. И. Роговым13, покажем, как направленность личности обучаемого может определять его профессиональный выбор: быть юристом. При этом выделим четыре уровня, которые обозначают эволюцию успешной профессионально-юридической ориентации молодежи:

Уровень первый. Биологическую форму направленности, низший уровень в развитии личности представляет влечение. Если у школьника доминирует такой уровень, то он регулируется кратковременными мотивами, опираясь на потребности физиологического свойства: поесть, отдохнуть, сменить впечатления и другое. В профессии юриста такого ученика могут привлекать прежде всего красивая форма (например, прокурора, судьи], заработок, возможность получения внешних впечатлений или льгот.

Уровень второй основан на осознанном влечении к юридической профессии, ее потребности, которые базируются на желании. Такой уровень направленности Курт Левин называл квазипотребностью, то есть прелом-

13 Привод. по: Петрова А. С. Указ. соч. С. 70—120.

ленной потребностью. Школьник на данном уровне развития сам может сформулировать профессиональные цели, правда, они не отличаются устойчивостью. Для учащихся, находящихся на данном уровне взросления, важно организовывать профориентацион-ные занятия, направленные на самопознание, включающие анкетирование, кинестетические упражнения в команде, предполагающие передвижения по аудитории, обсуждение кейсов, связанных с профессией. Этот уровень характерен для учащихся 6—7-х классов.

Уровень третий определяется волевым компонентом правосознания, который основан на стремлениях и интересах. При этом профессиональное стремление связано с устойчивым желанием реализовать свои потребности с помощью профессии юриста («быть судьей, чтобы работать рядом с дедом»]. Интерес определяет познавательную активность личности, связанную с будущей профессией юриста (клубы, дополнительные занятия]. Для такой категории занятия и консультации должны носить более прикладной характер. Исследование доказало, что выпускники школ в 11-м классе в своем личностном развитии достигают уровня интересов, особенно это относится к ученикам профильных школ.

Уровень четвертый основан на доминиро -вании у личности склонностей и идеалов. Так называемая профессиональная склонность к юридической специальности позволяет самостоятельно изучать различные аспекты этой профессии. У многих школьников появляются идеалы (Плевако, Кони и т.д.], деятельность и манеры которых они начинают копировать в

своем поведении. Для таких учащихся проведение системной профориентации не нужно.

Итак, как видно из вышеприведенного возрастно-психологического анализа этапов становления профессионального самосознания, актуальной задачей психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся в профессиональном плане является содействие развитию профессиональных интересов в мире юридических профессий. Профессиограмма — это та основа, на которой педагог строит свои занятия по ознакомлению с юридической профессией.

Таким образом, организация профессионально-юридической ориентации молодежи — это проблема не только педагогическая, но и юридическая, а также общественная, предполагающая внимательное отношение социума и законодателя к нуждам взрослеющей личности. Она требует не только практических усилий, но и обстоятельных научных изысканий, достижения которых можно успешно внедрять в практику. Например, в тщательном изучении нуждается профессионально-юридическая ориентация отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов, детей-инвалидов в рамках инклюзивного образования. Важно обратить внимание на воспитательную функцию образовательного законодательства; деятельность общественных организаций как институтов гражданского общества по правовому воспитанию граждан; вопросы формирования профессионально-значимых качеств и профессионального правосознания студентов юридических вузов.

Библиография:

1. Божович Т. И. Проблемы формирования личности. — М. : Ин-т практ. психологии, 1995. — 352 с.

2. Бугакова Н. Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии : дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 1997. — 114 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М., 2012. — 301 с.

4. Костенков П. П. Педагогика наставничества. — Барнаул, 1977. — 111 с.

5. Немировский В. Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социологические исследования. — 1984. — № 2. — С. 85—89.

6. Певцова Е. А. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. — М. : Юриспруденция, 2011. — 189 с.

7. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание. 7 класс. — М. : Русское слово, 2014. — 244 с.

8. Петрова А. С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД : дис. ... канд. пед. наук. — Тюмень, 2001. — С. 70—120.

9. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация молодежи. — М., 1989. — 271 с.

10. Сахаров В. Ф. Вопросы профессиональной ориентации школьников. — Киров, 1975. — 125 с.

11. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов (по итогам социологического исследования). — М., 2007. — С. 14—46.

12. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание. — М., 2014. — 320 с.

13. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера. 8—9 классы : программы общеобразоват. учреждений. — 2-е изд. — М., 2004. — 91 с.

14. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М. : Педагогика, 1971.— 351 с.

15. Энциклопедия психологических тестов : Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация. — М. : АСТ, 1997. — 320 с.

16. Яджин Н. В. Некоторые психолого-педагогические аспекты деятельности по профориентации молодежи на учебу в образовательные учреждения МВД РФ // Научные исследования высшей школы. — Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 1999. — С. 46— 48.

17. Cipkan J. Profesia pravnika a cnosti // Pravniy obzor. — Br., 1992. — Roc. 75. — P. 921—930.

18. Zajda J., Zajda R. Marketing school quality // Magister. — 1995. — № 1. — P. 14—22.

References (transliteration):

1. Bozhovich T. I. Problemy formirovanija lichnosti.--M. : In-t prakt. psihologii, 1995. — 352 s.

2. Bugakova N. Ju. Pedagogicheskie uslovija formirovanija i razvitija gotovnosti starsheklassnikov k vyboru professii : dis. ...kand. ped. nauk. — Kaliningrad, 1997. — 114 s.

3. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. — M., 2012. — 301 s.

4. Kostenkov P. P. Pedagogika nastavnichestva. — Barnaul, 1977. — 111 s.

5. Nemirovskij V. G. Obraz zhelaemogo budushhego kak faktor formirovanija social'no-professional'noj orientacii podrostkov // Sociologicheskie issledovanija. — 1984. — № 2. — S. 85—89.

6. Pevcova E. A. Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov Moskvy. Jurisprudencija. — M., 2011. — 189 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Pevcova E. A., Kravchenko A. I. Obshhestvoznanie. 7 klass. — M. : Russkoe slovo, 2014. — 244 s.

8. Petrova A. S. Professional'naja orientacija uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol na obuchenie v juridicheskih uchebnyh zavedenijah MVD : dis. ... kand. ped. nauk. — Tjumen',2001. — C.70—120.

9. Sazonov A. D. Professional'naja orientacija molodezhi. — M., 1989. — 271 s.

10. Saharov V. F. Voprosy professional'noj orientacii shkol'nikov. — Kirov, 1975. — 125 s.

11. Sokolov N. Ja. Professional'naja kul'tura juristov (po itogam sociologicheskogo issledovanija). — M., 2007. — S. 14—46.

12. Sokolov N. Ja. Professional'naja kul'tura juristov. Ponjatie. Sushhnost'. Soderzhanie. — M., 2014. — 320 c.

13. Chistjakova S. N. Tvoja professional'naja kar'era. 8—9 klassy : programmy obshheobrazovat. uchrezhdenij. — 2-e izd. — M., 2004. — 91 s.

14. Shhukina G. I. Problemy poznavatel'nogo interesa v pedagogike. — M. : Pedagogika, 1971. — 351 s.

15. Jenciklopedija psihologicheskih testov: Professional'noe konsul'tirovanie, professional'nyj otbor, professional'naja orientacija. — M. : AST, 1997. — 320 s.

16. Jadzhin N. V. Nekotorye psihologo-pedagogicheskie aspekty dejatel'nosti po proforientacii molodezhi na uchebu v obrazovatel'nye uchrezhdenija MVD RF // Nauchnye issledovanija vysshej shkoly. — Tjumen' : TJuI MVD RF, 1999. — S. 46—48.

17. Cipkan J. Profesia pravnika a cnosti // Pravniy obzor. — Br., 1992. — Roc. 75. — P. 921—930.

18. Zajda J., Zajda R. Marketing school quality // Magister. — 1995. — № 1. — P. 14—22.

Материал поступил в редакцию 22 февраля 2015 г.

Professional legal orientation of young people as a prerequisite forthe formation

of professional legal consciousness

VAVIN, Anton Vladimirovich— postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law, the Russian

Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation flhtc 'ktrnhjyyjq gjxns yflj c yjdjq cnhjxrb b d rdflhfnys[ crj,rf[

[vav-anton@yandex.ru]

125502, Russia, Moscow, Festival, 59-1-203

Review. The article deals with the most important aspect of the development of professional legal consciousness through professional legal orientation of the youth. The author details the current state of professional legal orientation and notes unsatisfactory work in this field.

With due regard to the author's conception of professional consciousness development, an array of proposals for improving professional orientation of the youth is suggested. In conclusion, the author mentions that the organization of legal professional orientation of the youth is not only educational problem, but also a legal and public one, assuming careful attention of the society and lawmakers to the needs of a maturing personality. It requires not only practical efforts, but also extensive scientific research, which can be successfully put into practice. For example, a thorough study of the needs of professional legal orientation of certain categories of minors: orphans, physically and mentally challenged children within the framework of inclusive education is required.

Keywords. Professional legal orientation, lawyer, professional consciousness, subject-oriented education, sociological research, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.