Научная статья на тему 'Основные этапы формирования профессионального самоопределения молодежи'

Основные этапы формирования профессионального самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2965
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOLCHILDREN'S PROFESSIONAL ORIENTATION / STUDENTS' PROFESSIONALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршиева Балкият Магомед-алиевна

На основе разработанной автором системы эмпирических индикаторов сформированности профессионального самоопределения индивида, выявлены состояние, динамика и модели развития профессионального самоопределения детей и молодежи, начиная с дошкольного возраста и заканчивая временем окончания профессиональной подготовки. Автор формулирует рекомендации по организации профориентационной работы на каждом из этапов профессионального самоопределения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы формирования профессионального самоопределения молодежи»

52

• • • Известия ДГПУ, №1, 2009

реса детей к познавательной деятельности; расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу; раскрытие способностей учащихся и привитие им научно-исследовательских навыков; воспитание высокой культуры мышления; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. В связи с этим целесообразна, по нашему мнению, разработка проекта воспитательного процесса, которая будет способствовать развитию у студен-

Примечания

тов умений по планированию и проведению воспитательного мероприятия, осуществлению оценки результативности внеклассной работы.

Рассматривая проблемы формирования проектной культуры личности учителя, следует указать на необходимость обеспечения минимизации усилий через алгоритмизацию действий, что повысит эффективность включения будущих учителей в проектную деятельность и их готовность к профессионально-

педагогической деятельности.

1. Барцель А. Значение технологической культуры и технологии // Вестник высшей школы. 1992. №8. С. 54-58. 2. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент : ФАН, 1975. 243 с. 3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М. : Высшая школа, 1989. 144 с. 4. Бибилер В.С. От наукоучения к логике культуры. М. : Политическая литература, 1991. 413 с. 5. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993. С. 10-15. 6. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура : Русская типография, 1902. 443 с.

Статья поступила в редакцию 02.12.2008 г.

УДК 377(091)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ

©гооэкуршиева Б.М.-А. Дагестанский государственный педагогический университет

На основе разработанной автором системы эмпирических индикаторов сформиро-ванности профессионального самоопределения индивида, выявлены состояние, динамика и модели развития профессионального самоопределения детей и молодежи, начиная с дошкольного возраста и заканчивая временем окончания профессиональной подготовки. Автор формулирует рекомендации по организации профориентационной работы на каждом из этапов профессионального самоопределения.

On the base of the author’s system of empirical indicators of the individual formed professional self-determination, condition, dynamics and development models of children’s and young people’s professional self-determination, beginning from school age and finishing with the end of training have been revealed. The author formulates the recommendations on organizations of proforientational work on each stage of professional self-determination.

Психолого-педагогические науки

• ••

53

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация школьников, профессионализация студентов.

Keywords: professional self-determination, schoolchildren’s professional orientation, students’ professionalization.

Переход к рыночным отношениям, как отмечают специалисты, привел к разрушению существовавшей системы воздействия на социализацию молодого поколения, государство отказалось от принципа патернализма в отношении социально-профессионального самоопределения [1. С. 58]. Молодое поколение вынуждено приспосабливаться к сложным условиям вхождения в общество, самостоятельно самоопределяться, оценивать свои профессиональные устремления и способности.

Исполнение государственных планов в системе образования сменилось ориентацией на запросы тех, кто непосредственно пользуется образовательными услугами. Профессиональные учебные заведения открыли набор на те специальности, которые востребованы молодежью. Далекие по своему профилю от подготовки экономистов, бухгалтеров, юристов, учебные заведения начали обучение по экономическим, управленческим, юридическим специальностям. Этот процесс не опирается на информацию о реальной и перспективной потребности в кадрах, но является фактическим откликом на спрос. В этом есть свои плюсы - смягчен существующий годами конфликт между ожиданиями молодежи и структурой системы образования. Однако отрицательные после дст-вия данного процесса очевидны - весьма остры проблемы, связанные с трудоустройством тех, кто оканчивает профессиональные учебные заведения, то есть, как отмечает З. А. Абасов, «возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей народного хозяйства в них, противоречие между требованиями рынка труда и рынком специалистов» [2. С. 30].

Представления молодежи о рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия

решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодых людей сформированного профессионального самоопределения.

В период трансформации общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жест -кие требования - умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится очень важным. Поэтому необходима разработка нового подхода к выделению этапов процесса профессионального самоопределения городской молодежи в рамках региональной системы образования и выявлению системы индикаторов сформированности профессионального самоопределения на различных его этапах. Решение данной проблемы имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, так как речь идет о создании научной основы профориентационной работы.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы о том, что каждый из этапов профессионального самоопределения характеризуется различной степенью сформированности профессиональной направленности и профессионального самосознания - двух основных компонентов профессионального самоопределения. Автором была разработана система эмпирических индикаторов, позволяющих судить

54

Известия ДГПУ, №1, 2009

о сформированное™ профессиональной направленности. В качестве эмпирических индикаторов выступают: наличие профессиональных намерений; устойчивость профессионального интереса; преобладание содержательных мотивов выбора профессии; информированность учащегося об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; практический опыт в избранной сфере трудовой деятельности, стремление познать данный вид труда. Эмпирические индикаторы сформированности профессионального самоопределения студентов - это устойчивый профессиональный интерес; наличие в выборе профессии мотивов, связанных с содержанием труда, его полезностью, стремлением к самосовершенствованию; удовлетворенность сделанным профессиональным выбором; отсутствие желания сменить направление обучения; информированность студента об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; отношение к учебе; осведомленность о месте будущей работы.

На основе системы индикаторов и методики И. С. Кона «Я через 5 лет» (для учащихся) и «Я через 10 лет» (для студентов) была проведена оценка степени сформированности профессионального самоопределения учащихся 7-х, 9-х, 11-х классов школы-лицея ДГУ г. Махачкалы, а также студентов факультета права Дагестанского государственного педагогического университета, обучающихся на первом - четвертом курсе, в результате которой были выявлены основные тенденции формирования профессионального самоопределения и определены типы учащихся и студентов в зависимости от степени его сформированности.

В процессе профессионального самоопределения обследованной молодежи нами было выделено шесть этапов:

1. Фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту). Результаты эмпирических исследований автора показывают, что первичная актуализация профессионального выбора нередко происходит в возрасте до 7 лет (15,3% опрошенных нами школьников отметили, что впервые задумались о выборе профессии уже в этом возрасте). Разуме-

• • •

ется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор (только 3,9% учащихся выбрали профессию в дошкольном возрасте окончательно).

2. Этап предварительного выбора профессии (7-10 лет). На этом этапе идет интенсивное развитие внутреннего мира ребенка, он часто представляет себя в роли представителя той или иной профессии. Еще до того, как перед индивидом встанет вопрос о выборе профессии, он оказывается уже в определенной мере ориентированным в том, как оценить то или иное занятие, тот или иной профессиональный путь. На этом этапе уже 22,4% опрошенных впервые задумываются о выборе своей будущей профессии, но при этом только 8,9% не меняют впоследствии своего профессионального выбора.

3. Этап пробного выбора профессии (11-14 лет). Впервые задумались на этом этапе о выборе будущей профессии 46% опрошенных учащихся 7-х, 9-х, 11-х классов, сделали свой окончательный выбор - 57%. Интерес к определенной профессии на данном этапе бывает часто связан с интересом к определенному учебному предмету или может подкрепляться занятиями в секциях, клубах, избирательным чтением книг. Если на предыдущих этапах профессия просто «нравится» ребенку, то на данном этапе школьники уже различают привлекающие их стороны профессии.

4. Этап реального выбора профессии (15-17 лет). На этом этапе части школь -ников в девятом, а части - в одиннадцатом классе приходится осуществлять свой профессиональный выбор, даже если они к этому не готовы. Несмотря на то, что опрос проводился в мае, то есть накануне окончания школы, значительная часть выпускников еще не определилась с выбором будущей профессии (20,1% девятиклассников и 8,6% одиннадцатиклассников).

5. Этап профессионального обучения играет большую роль в формировании профессионального самоопределения, так как именно на этом этапе молодежь получает специальные знания, вырабатывает

Психолого-педагогические науки

• ••

55

умения и навыки по избранной специальности, что способствует формированию профессионального самосознания личности. В процессе формирования профессионального самоопределения в рамках профессиональных учебных заведений можно выделить два подэтапа: введение в специальность, становление интереса к будущей профессиональной деятельности, приобщение к студенческой жизни (1-2 годы обучения); специализация, первое реальное знакомство с профессией в ходе прохождения профессиональной практики, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. Этап профессионального обучения нередко не завершает процесса профессионального самоопределения. В настоящее время в условиях научно-технического прогресса постоянно появляются новые профессии, изменяется содержание труда, в связи с этим к человеку, получившему ту или иную профессию, предъявляется требование профессиональной мобильности, способности быстро обновлять или даже менять свою профессию. Следовательно, для ряда выпускников профессиональных учебных заведений процесс профессионального самоопределения продолжается и при поступлении на работу.

6. Этап профессионализации. В период адаптации молодого специалиста на рабочем месте, даже если профессиональное самоопределение его в целом сформировано, могут возникать проблемы различной остроты, обусловленные несоответствием отдельных характеристик личности и выполняемой работы. В противоречия могут вступать профессионально-должностные ожидания молодого специалиста и характер, содержание труда; уровень его работоспособности и напряженность труда и т.п. Эти обстоятельства могут вызвать у молодого специалиста чувство неудовлетворенности, что, впрочем, легко преодолевается с помощью мероприятий по социальнопрофессиональной адаптации молодых специалистов. Несколько иная ситуация может возникнуть на данном этапе у молодых специалистов, профессиональное самоопределение которых не сформировано на этапе профессионального обучения. Неудовлетворенность работой, трудности в

профессиональной, социально-

психологической, психофизиологической адаптации могут с большой вероятностью привести к профессиональной дезидентификации. Процесс профессионального самоопределения в данном случае не завер -шается, а приобретает циклический характер, вновь возникает ситуация реального выбора профессии.

В целом можно отметить, что образовательные учреждения разного уровня играют определенную роль в формировании профессионального самоопределения учащихся, но целостности, системности в работе нет. В то же время в условиях трансформации общества, нестабильности макросреды, когда происходит слом старой социальнопрофессиональной структуры и зарождение новой, молодому поколению крайне сложно сориентироваться, правильно выбрать профессию, особенно без помощи специалистов. Следовательно, необходим комплекс профориентационных мероприятий, учитывающий специфику региона, типичные социальные практики в области образования, с одной стороны, и степень сформирован-ности профессионального самоопределения учащихся и студентов, с другой.

На наш взгляд, определенную профориентационную работу необходимо начинать уже в дошкольных образовательных учреждениях. Это могут быть мероприятия по профессиональному информированию и воспитанию, а именно: знакомство детей с некоторыми профессиями, формирование у них интереса к труду, привитие элементарных трудовых умений, первоначальная проба сил в некоторых областях деятельности. Аналогичные мероприятия следует проводить и в рамках младших классов. В 5-8 классе нужно проводить полноценные мероприятия по профессиональной ориентации школьников, включающие профессиональное просвещение, диагностику и консультацию. На данном этапе целесообразным видится введение факультативного курса «Основы выбора профессии» в целях эффективного профессионального просвещения и консультации учащихся. В 9-11 классе, на этапе реаль-

56

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

ного выбора профессии, к вышеперечисленным мероприятиям необходимо добавление квалифицированного профессионального отбора для определения соответствия психофизиологических качеств учащихся требованиям выбираемых ими профессий. На этапе профес-

сионального обучения также необходим комплекс мер по профессиональной ориентации студентов, включающий: профессиональную адаптацию и воспитание, а также, в ряде случаев, - профессиональное информирование и профессиональную консультацию.

Примечания

1. Абасов З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. 2006. №4. С. 106. 2. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. №4. С. 101. 3. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России / Под ред. Н. И. Элиасберг. СПб. : Специальная литература. 2003. №9. С. 81-89. 4. Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М., 2004. 263 с.

Статья поступила в редакцию 13.01.2009 г.

УДК 378(471.67)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

© 2009 раджабов Х.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается модель подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр. На основе анализа научной литературы выявлен компонентный состав модели, определена возможность использования подвижных игр в формировании здорового образа жизни личности.

The author of the article considers the model offuture teachers’ training for the formation of healthy lifestyle by means of out-door games. On the base of the analysis of the scientific literature the component composition of the model has been determined: motivative and values-oriented, substantive, technological, reflexive. The skills classification has been brought: organizational, communicative, exploratory, projective, practical, gnostic, reflexive. The possibility of using the out-door games for formation of a person’s healthy lifestyle has been determined.

Ключевые слова: модель, подвижные игры, здоровый образ жизни, личность, физическая культура.

Keywords: model, out-door games, healthy lifestyle, personality, physical culture.

Сегодня многими отмечается рост негативных воздействий на систему жизнеобеспечения человека, усиливающий-

ся поток информации, невозможность личностной самореализации, которые приводят к отрицательным явлениям в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.