Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение молодежи в оценках учащихся и их родителей'

Профессиональное самоопределение молодежи в оценках учащихся и их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / учащаяся молодежь / условия обучения / профессиональное самоопределение / профессиональный выбор / профориентационная работа / престиж и востребованность профессий / Хабаровский край / Дальний Восток России / youth / studying youth / studying conditions / professional self-determination / professional choice / career guidance / prestige and demand for professions / the Khabarovsk territory / the Far East of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Владимирович Березутский

В статье представлен анализ системы профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи Хабаровского края, основанный на результатах социологического исследования школьников старших классов средних школ Хабаровского края и их родителей. В целом в школах Хабаровского края исследование показало наличие разнообразных мероприятий по профессиональной ориентации школьников (многообразие их форм, методов, видов). Вместе с тем не во всех школах идентично выстроена система профориентационной работы, по-разному эта работа закреплена и в нормативных правовых документах. В школах представлено большое разнообразие профориентационных мероприятий, но в разных школах проводятся разные мероприятия – налицо отсутствие политики и системы профориентационной работы в школах края. По большому счету каждая школа самостоятельно определяет формы, содержание и способы выстраивания этой важной работы. Эти проблемы нашли свое отражение в оценках и школьников, и их родителей. Полученные результаты позволяют рассматривать школу в качестве базового элемента в развитии системы профориентационной работы в Хабаровском крае. В этих целях целесообразным является разработка и принятие к реализации краевой Концепции профориентационной работы в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Владимирович Березутский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional youth self-determination according to the as- sessments of students and parents

The article presents the analysis of the system of professional orientation, professional self-determination and professional development of the youth of the Khabarovsk territory, based on the results of sociological research of high school students of the Khabarovsk territory and their parents. In general, the research showed the presence of a variety of activities for the professional orientation of schoolchildren in the schools of the Khabarovsk territory (variety of forms, methods, types). At the same time, not all schools have identically built a system of vocational guidance work, in different ways this work is also enshrined in the regulatory legal documents. There is a wide variety of vocational guidance activities at schools, but different events are held at different schools there is an absence of policy and system of vocational guidance at schools in the territory. Mostly, each school independently determines the forms, content and methods of building this important work. These problems are also reflected in the assessments of schoolchildren and their parents. The results allow us consider the school as a basic element in the development of a career guidance system in the Khabarovsk territory. For this purpose, it is advisable to develop and adopt to the implementation of the regional concept of career guidance in the schools.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение молодежи в оценках учащихся и их родителей»

БСЛ 10.22394/1818-4049-2018-84-3-72-83 УДК 331.548

Ю. В. Березутский

Профессиональное самоопределение молодежи в оценках учащихся и их родителей

В статье представлен анализ системы профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи Хабаровского края, основанный на результатах социологического исследования школьников старших классов средних школ Хабаровского края и их родителей. В целом в школах Хабаровского края исследование показало наличие разнообразных мероприятий по профессиональной ориентации школьников (многообразие их форм, методов, видов). Вместе с тем не во всех школах идентично выстроена система профориентационной работы, по-разному эта работа закреплена и в нормативных правовых документах. В школах представлено большое разнообразие профориентационных мероприятий, но в разных школах проводятся разные мероприятия - налицо отсутствие политики и системы профориентационной работы в школах края. По большому счету каждая школа самостоятельно определяет формы, содержание и способы выстраивания этой важной работы. Эти проблемы нашли свое отражение в оценках и школьников, и их родителей. Полученные результаты позволяют рассматривать школу в качестве базового элемента в развитии системы профориентационной работы в Хабаровском крае. В этих целях целесообразным является разработка и принятие к реализации краевой Концепции профориентационной работы в школах.

Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, условия обучения, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профориентационная работа, престиж и востребованность профессий, Хабаровский край, Дальний Восток России.

Система обучения по программам региональным рынком труда профессий, среднего профессионального образова- так и особой ролью Дальневосточного рения сегодня является одной из важных гиона в условиях национальных интере-ступеней образования, поскольку имен- сов страны и ее встраиванием в систему но она осуществляет подготовку кадров стран Азиатско-Тихоокеанского региона, для предприятий и организаций Хаба- в Целях оценки особенностей профес-ровского края, нуждающихся в квали- сионального самоопределения и функ-фицированных представителях рабочих ционирования системы профориента-профессий. Специфика и особое зна- ционной работы в общеобразовательных чение профориентационной работы на школах Хабаровского края нами было Дальнем Востоке России актуализирова- проведено социологическое исследованы созданием эффективных условий «за- ние по заказу Хабаровского краевого крепления» дальневосточной молодежи института развития профессионального в регионе с учетом как востребованных образования1.

1 Социологическое исследование «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы», Научно-исследовательская лаборатория Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, 2018 г. Исследование проведено на территории Хабаровского края с применением нескольких методов. Социологический опрос школьников 8-11 классов (анкетный опрос, п=1200; ошибка выборки не превышает ±5%), в котором была использована методика квотной выборки (данные репрезентативны по полу, классу обучения, территории проживания), случайной

Юрий Владимирович Березутский - кандидат социологических наук, доцент, заведующий Научно-исследовательской лабораторией, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]

Условия обучения в школе

Профессиональное самоопределение учащихся школ в значительной степени определяется их отношением к учебе в школе, теми возможностями развития, которые созданы в школе, особенностями взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, а также другими факторами.

Сниженный интерес к обучению в школе будет воспроизводиться и в процессе дальнейшей образовательной траектории учащегося (будет это высшее или среднее профессиональное образование), что в конечном счете отразится на качестве подготовки профессиональных кадров для регионального рынка труда.

В оценках родительской общественности отражен внешний взгляд на систему образования. Общие оценки «макроситуации» в современной школе со стороны родителей в чем-то противоречивы, что может свидетельствовать о некоторой дистанцированности родителей от непо-

Результаты ответа на вопрос анкеты:

(в % от числа

средственного процесса образования. К тому же выражены значительные затруднительные оценки родителей по существу задаваемых вопросов о различных фактах обучения их детей в школах. Так, с одной стороны, родители в большинстве своем считают, что в Хабаровском крае можно получить хорошее образование (79,4%), а с другой стороны, практически половина родителей (44,8%) считает, что сейчас учат хуже, чем раньше.

В целом результаты проведенного социологического опроса школьников свидетельствуют, что примерно двум третьим школьникам нравится обучение в школе, в то время как для каждого третьего процесс обучения не представляет интереса (табл. 1). Более того, данные тенденции характерны для школьников вне зависимости от территории их проживания в Хабаровском крае, что свидетельствует о системном характере проблем воспитания и обучения подрастающего поколения.

Таблица 1

: «Нравится ли вам учиться в школе?»

опрошенных)

Оценка Хабаровск Комсомольск-на-Амуре Районы В целом по краю

Да, очень нравится 12,7 16,6 13,7 13,8

Скорее нравится, чем нет 49,6 47,2 49,4 49,0

Скорее не нравится, чем да 19,1 16,2 20,1 18,9

Нет, не нравится 11,2 10,9 9,6 10,5

Затрудняюсь ответить 7,5 9,2 7,2 7,7

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы>, 2018 г.

на этапе отбора. Социологический опрос родителей учащихся 8-11 классов школ Хабаровского края (анкетный опрос, п=661; ошибка выборки не превышает ±5%). В исследовании была использована методика районированной случайной выборки. Опрос школьников и их родителей проведен в 24 школах в Хабаровском крае (г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, а также в 7 муниципальных районах: Амурском, Верхнебуреинском, Вяземском, Комсомольском, им. Лазо, Солнечном и Хабаровском). Заказчик исследования - Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования <Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования». Научный руководитель д-р социол. наук, профессор Н. М. Байков. Автор принимал участие в организации и проведении исследования в составе научного коллектива.

Результаты опроса школьников отражают более низкий интерес к учебе у школьников 8-9 классов (50% и менее), нежели у школьников 10-11 классов (65% и более). На наш взгляд, эта тенденция показывает, что мотивированные на учебу молодые люди стремятся завершить 11 летнюю школу с целью дальнейшего получения высшего образования. Среди планирующих поступать в образовательную организацию высшего образования (далее - вуз) более 70% нравится учеба, а из числа тех, кто планирует поступать в профессиональную образовательную организацию (далее - ссуз), нравится учиться уже только лишь порядка 50%. Тен-

денция, конечно, не ярко выраженная, но имеет место быть. Общий фон самооценок учащихся в отношении своей успеваемости характеризуется доминированием положительных оценок. Порядка половины учащихся учатся на «хорошо и отлично», порядка 40% имеют по предметам тройки, порядка 5% не успевают по некоторым предметам.

Результаты показывают, что школьники, хуже успевающие по предметам, в меньшей степени ориентированы на дальнейшее получение высшего образования, и в большей степени - на поступление в профессиональную образовательную организацию (табл. 2).

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос анкеты: «Чем вы предполагаете заниматься после окончания школы?» (в % от числа опрошенных в зависимости от успеваемости в школе)

Получаемые оценки Хочу поступить в вуз Хочу поступить в ссуз

Пятерки 9,8 8,4

Четверки и пятерки 53,3 26,0

Четверки 20,1 13,2

Четверки и тройки 33,7 59,5

Тройки 7,3 18,9

Не успеваю по некоторым предметам 4,2 9,3

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы», 2018 г.

При этом школьники в большинстве своем (55,3%) оценивают общие условия учебы в школе (с позиций качества обучения, профессионализма учителей, технической оснащенности классов, возможностями для развития) как «удовлетворительные», каждый четвертый (25,3%) как «хорошие» и каждый десятый (13,3%) как «неудовлетворительные». Школьники продемонстрировали в своих оценках единодушие, независимо от территории проживания, что в значительной степени характеризуется схожестью существующих условий образования в крае.

В то же время результаты исследования отражают многообразное проблемное поле обучения, в основном связанное с низким интересом и мотивацией обу-

чения. При этом результаты общероссийских исследований показывают, что «... состояние интереса к учебе как объекту удовлетворения потребности в знании в существенной степени влияет на результат поведения школьников по отношению к учебе - уровень их успеваемости» [Аверин, 2016. С. 31].

Так, самые главные проблемы школьников связаны с отсутствием интереса к некоторым предметам (52,0%), нехваткой времени на личную жизнь и досуг из-за учебы, ее высокой нагрузки (40,1%). Достаточно высокую учебную нагрузку отмечают и родители. Несмотря на то, что большая их часть (61,7%) считает, что школьники сегодня испытывают нормальную учебную нагрузку, каждый

третий родитель (29,0%) отметил о перегруженности своего ребенка.

На вторых позициях находятся проблемы, связанные непосредственно с условиями, созданными школой: высокая учебная нагрузка, взаимоотношения с учителями, недостаточность про-фориентационной работы, проблемы питания в школе (ими обеспокоен каждый пятый школьник).

На третьих позициях находятся проблемы дополнительных условий и возможностей школ, направленных на развитие учащихся: транспортная проблема, наличие дополнительного образования в виде кружков и секций, неприспособленность школьных классов и др., волнующие прак-

тически каждого десятого школьника.

Следует особенно подчеркнуть обще-системность образовательных условий, поскольку особых расхождений в оценках школьников в зависимости от территории проживания в крае не выявлено.

В целом следует подчеркнуть, что об объективности субъективных оценок школьников можно судить и об их идентичности с субъективными оценками родителей, подчеркивающих актуальность и идентичность существующего проблемного поля (табл. 3). Тем не менее в подавляющем большинстве (77,0%) родители удовлетворены условиями обучения своих детей в школах края независимо от ее территориальной расположенности.

Таблица 3

Результаты ответа на вопрос анкеты: «С какими проблемами и трудностями вы сталкивались во время учебы в школе?»

(в % от числа опрошенных школьников и их родителей)

Проблемы обучения Школьники Родители

Не интересны некоторые предметы 52,0 31,6

Нехватка времени (на личную жизнь, на самообразование, досуг ИТ. д.) 40,1 23,9

Тяжелая учебная нагрузка 28,2 19,7

Недостаточность профориентационной работы (помощи в выборе будущей профессии) 22,2 31,6

Проблемы взаимоотношений с учителями 21,0 16,2

Особых проблем не возникает 19,9 29,2

Невозможность нормально питаться в школе 19,7 18,5

Плохо усваиваю учебный материал 15,8 13,9

Недостаточность подготовки для поступления в вуз, техникум или колледж 14,2 22,5

Трудности, вызванные неприспособленностью школьных классов (холод, грязь, плохой ремонт и т. д.) 12,4 7,3

Трудности, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками 8,5 4,8

Отсутствие возможности дополнительного образования в школе (факультативы, курсы, кружки и т. д.) 7,7 15,3

Нехватка учебников по предметам 7Д 6,2

Транспортная проблема (удаленность школы от дома) 7,0 4,8

Высокая стоимость учебников, школьных принадлежностей 5,8 9,7

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы>, 2018 г.

Таким образом, общие условия обучения школьников Хабаровского края и их отношение к учебе характеризуются доминированием достаточно высокого уровня успеваемости школьников; средним интересом к процессу обучения;

ориентиром на получение высшего образования более мотивированных на учебу школьников; наличием большого спектра субъективных и объективных проблем обучения в школе.

Профессиональные планы учащихся

Профессиональный престиж и востребованность тех или иных профессий, отраженные в общественном мнении молодежи и родителей, играют определяющую роль в будущем профессиональном самоопределении школьников.

При этом в представлениях школьников о факторах, определяющих престиж профессии, доминируют высокий уровень оплаты труда (70,4%) и ее востребованность на рынке труда (54,9%). Интерес к профессии (40,1%), значимость профессии для общества (26,4%), уважение и доверие к профессии со стороны общества (18,5%) играют второстепенную роль для школьников. При этом школьники абсолютно идентичны в своих оценках независимо от территории проживания, класса обучения, что характеризует об-щесистемность факторов формирования профессиональных представлений.

Мы постарались более объективизировать представления школьников о престижных профессиях и профессиях, востребованных сегодня в Хабаровском крае, оставив эти вопросы в анкетах открытыми. Школьникам необходимо было самостоятельно написать 1-3 профессии престижных и 1 - 3 профессии востребованных. Именно эти оценки как индикаторы сформированных социальными институтами общества представлений, с одной стороны, характеризуют представления школьников об их профессиональных устремлениях, а с другой - показывают насколько региональная политика, политика в сфере образования ориентированы на формирование мотивации профессионального выбора школьников под потребности регионального развития.

Если посмотреть на оценки школьников, то в их представлениях самыми престижными профессиями в современном обществе являются профессии врача, медицинского работника (33,0%), инженера (17,0%), программиста (16,5%), военнослужащего (15,6%), юриста (15,1%), предпринимателя, бизнесмена (13,7%), учителя, педагога (11,7%).

Наиболее востребованными в крае профессиями в оценках школьников являются врачи, медицинские работники (43,0%), учителя, педагоги (30,8%), инженеры (15,9%), юристы (11,4%).

В то же время социально-экономическое развитие Хабаровского края и экспертные оценки свидетельствуют несколько об иных потребностях, хотя в какой-то степени они и имеют совпадения.

Так, составлен перечень перспективных специальностей на основе анализа инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Дальнего Востока. По оценке руководителя представительства Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке: «На Дальнем Востоке созданы 18 территорий опережающего развития, резидентами которых стали 212 компаний, и планируют создание 39 тысяч новых рабочих мест. В Хабаровском крае действуют три ТОР - «Хабаровск», «Комсомольск» и «Николаевск», где будет создано около 9 тысяч рабочих мест. Интересных, современных и высокооплачиваемых. Большая часть из них - в сфере транспорта и логистики, машиностроения и лесопереработки, рыболовства и аквакультуры. Наиболее востребованные и перспективные профессии Хабаровского края - инженер-строитель, инженер-проектировщик в авиа- и судостроении, горный инженер, обогатитель полезных ископаемых, трал-мастер, рыбообработчик, докер-механизатор, бетонщик, каменщик и штукатур. В целом на Дальнем Востоке в ближайшие годы будут нужны специалисты в области химической промышленности, нефтегазовой добычи и переработки, судостроения и судоремонта, добычи угля и торфа, а также сельского хозяйства. Будет расти количество занятых в гостиничном бизнесе, финансовом секторе, пищевой промышленности, рыболовстве и аквакультуре, строительстве, транспортно-логистическом комплексе и сфере торговли»2.

ТОП-10 самых престижных и самых востребованных профессий в оценках

2 О самых востребованных на Дальнем Востоке профессиях рассказали хабаровским школьникам. URL: https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/01/29/77991/itixzz5JJ3MGipx

школьников представлен в таблице 4.

Таблица 4

ТОП-10 самых престижных и самых востребованных в Хабаровском крае профессий в оценках школьников

(в % от числа опрошенных школьников)

ТОП-10 самых престижных профессий ТОП-10 самых востребованных профессий

Врач, медик 33,0 Врач 43,0

Инженер 17,0 Учитель, педагог 30,8

Программист 16,5 Инженер 15,9

Военный 15,6 Юрист 11,4

Юрист 15,1 Строитель 8,1

Бизнесмен, предприниматель 13,7 Военный 7,4

Учитель, педагог 11,7 Полицейский 5,4

Полицейский 7,9 Программист 5,4

Адвокат 6,1 Дворник 4,2

Архитектор 5,0 Продавец 4,2

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы>, 2018 г.

ТОП-10 самых престижных и самых востребованных профессий в оценках родителей представлен в таблице 5. Оценки родителей в значительной степени идентичны оценкам школьникам, что свидетельствует об устойчивости общественного сознания в отношении престижа и востребованности профессий в современном российском обществе.

В то же время утвержденный министерством образования и науки Хабаровского края региональный перечень3 профессий и специальностей среднего профессионального образования наиболее востребованных, новых и перспективных в Хабаровском крае имеет как определенное отражение в общественном сознании школьников, так и существенные расхождения, особенно в части большей конкретики профессий. Так, например, называемая школьниками профессия «инженер» носит «обезличенный», не прикладной характер, не привязанный к конкретной специфике. В то время как среди инженерных направлений востребованы специалисты по мехатро-

нике и по мобильной робототехнике, по обслуживанию и ремонту промышленного оборудования, металлообработке, прикладной геологии, обслуживанию и ремонту электрооборудования и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что мы видим в итоге? В итоге представления учащейся молодежи характеризуются общими и абстрактными представлениями о востребованности профессий экономикой и социальной сферой Хабаровского края, что может свидетельствовать о сложностях дальнейшего профессионального выбора, трудоустройстве не по специальности, невостребованности профессиональным рынком, ориентиром на поступление в образовательные учреждения за пределами края, наконец, оттоке молодых кадров из региона. Все это актуализирует целесообразность наращивания информационной образовательно-профессиональной политики в крае с акцентом на востребованные регионом профессии.

Результаты исследования отражают доминирующий приоритет высшего образования у школьников перед средним

3 Распоряжение № 398 от 24.03.201 7 г. министерства образования и науки Хабаровского края «Об утверждении Регионального перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования наиболее востребованных, новых и перспективных в Хабаровском крае на 201 7 -2020 гг.». URL: http://irpodv.ru/index.php/deyatelnost/item/1546-rasporiazhenie-398-24-03-201 7

профессиональным образованием. Так, большинство школьников 8-11 классов (69,3%) планируют поступать в высшее образовательное учреждение, в то время как лишь каждый пятый (17,3%) ориентирован на получение среднего профессионального образования. Тенденции таковы, что школьники муниципальных районов края в меньшей степени, нежели городские, ориентированы на высшее образование и в большей степени ориентированы на получение среднего профессионального образования (табл. 6). В то же время школьники 8-9 классов в большей степени ориентированы на среднее профессиональное образование, нежели ученики 10-11 классов.

В определенной степени выбор будущей профессии в школьные годы связан с той профориентационной работой, которая организована в школе. Результаты опроса показали, что треть школьников (34,0%) определились с вы-

бором будущей профессии, около половины еще выбирают (45,3%) и каждый пятый школьник не определился в своем выборе (20,7%). Наряду с этим слабая профессиональная определенность проявляется как в 8 - 9 классах (30 -35% определившихся), так ив 10 - 11 классах (32 - 42% определившихся), что может свидетельствовать о недостаточной профориентационной работе в образовательных учреждениях. Получается, что даже к выпускным классам (9 и 11 классы) меньше половины учеников уверенно знают, куда хотят поступить и какую профессию получить.

Самооценки школьников отражают доминирование самостоятельности в выборе будущей профессии, в большей степени под влиянием родителей и в меньшей степени под влиянием школы. Высокую степень достоверности этих тенденций подтверждают и оценки родителей (табл. 7).

Таблица 5

ТОП-10 самых престижных и самых востребованных в Хабаровском крае профессий в оценках родителей

(в % от числа опрошенных родителей)

ТОП-10 самых престижных профессий ТОП-10 самых востребованных профессий

Врач / Средний медицинский персонал / Фармацевт 43,4 Врач / Средний медицинский персонал / Фармацевт 49,0

Юрист / Юрист со статусом адвоката 28,7 Учитель / преподаватель 34,1

ГГ-специалист / Программист / Специалист в сфере информационной безопасности 28,1 Инженер, в т.ч. по отраслям 23,7

Инженер, в т. ч. по отраслям 21,2 Средние специальные профессии / Технические профессии / Рабочие профессии 12,3

Военнослужащий 16,9 Строитель 9,4

Учитель / Преподаватель 12,6 Юрист / Юрист со статусом адвоката 9,4

Госслужащий 11,8 ГГ-специалист / Программист / Специалист в сфере информационной безопасности 8,7

Экономист / Финансист 9,6 Менеджер / Управляющий 6,0

МВД / Полицейский 8,8 Продавец 5,8

Бизнесмен / предприниматель 8,4 Военнослужащий 4,6

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы>, 2018 г.

Таблица б

Результаты ответа на вопрос анкеты: «Чем вы предполагаете заниматься после окончания школы?»

(в % от числа опрошенных)

Планы... Хабаровск Комсомольск-на-Амуре Районы В целом по краю

Поступить в вуз 74,4 72,8 63,0 69,3

Поступить в техникум или колледж 13,3 12,7 23,0 17,3

о о о о о о о о

Планы... $ $ $ $

00 0\ О 1-4 1-й 1-й

Поступить в вуз 54,1 58,6 87,3 87,7

Поступить в техникум или колледж 20,6 32,8 3,0 4,7

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы», 2018 г.

Таблица 7

Результаты ответа на вопрос анкеты: «Кто (или что) помог вам определиться

с выбором вашей будущей профессии?»

(в % от числа опрошенных школьников и их родителей)

Субъекты помощи в выборе профессии... Школьники Родители

Это мой самостоятельный выбор 74,0 69,9

Родители 31,3 35,2

Учителя 3,1 4,7

Родственники 7,5 4,9

Друзья, знакомые 8,5 1,7

СМИ, Интернет 13,4 8,3

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы», 2018 г.

Наиболее востребованы в среде уча- программиста, учителя, переводчика, щихся сегодня профессии врача, во- полицейского, архитектора и дизайнера, еннослужащего, инженера, юриста, (табл. 8).

Таблица 8

ТОП-15 профессий, выбираемых школьниками

для дальнейшего им обучения (в % от числа опрошенных школьников)

Выбираемые школьниками профессии %

Врач 7,4

Военнослужащий 6,8

Инженер 5,8

Юрист 4,8

Выбираемые школьниками профессии %

Программист 4,4

Учитель 3,7

Переводчик 3,4

Полицейский 3,0

Архитектор 2,9

Дизайнер 2,7

Предприниматель 2,6

Психолог 2,4

Повар 2,3

Специалист в сфере ГГ-технологий 2,0

Управление, госслужба 1,4

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы>, 2018 г.

Одним из эффективных способов профессионального самоопределения выступает личный профессиональный план учащегося, способный помочь школьнику проанализировать свои навыки, склонности, способности, возможности, подобрать профессию, учебное заведение, в котором можно получить выбранную профессию. Наличие такого плана, в оценках экспертов, свидетельствует об успехе проведенной школьной профори-ентационной работы4.

Результаты исследования показывают, что лишь примерно у трети школьников такой индивидуальный план подготовки для получения профессии в той или иной степени разработан с родителями. Такие показатели актуализируют выстраивание более эффективного взаимодействия школы с родителями и учащимися по внедрению данной формы профориен-тационной работы с учащимися.

Таким образом, проведенный анализ показал определенные противоречия, связанные с профессиональными планами учащихся. Профессиональный выбор учащихся в большей степени ориентирован на получение высшего образования, детерминирован высокой заработной платой и в определенной степени востребованностью на рынке труда.

В то же время представления школьников о востребованных профессиях на территории Хабаровского края характеризуются фрагментарностью и абстракцией. По ощущениям и самооценкам школьников сама школа (через учителей, психологов) практически не оказывает влияния на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

В отличие от планирования и поступления школьников в образовательные организации высшего образования, планирование поступления школьниками в профессиональные образовательные организации определяется правилом «где живу, там и поступаю», т. е. недалеко от дома. Это присуще школьникам двух крупных городов края. При этом в связи с ограниченностью территориальной близости средних образовательных учреждений и организаций высшего образования для школьников районов их образовательная мобильность более выражена. Такие тенденции, на наш взгляд, существенно сужают потенциальную базу абитуриентов и будущих специалистов. Одним из перспективных направлений популяризации профессий, в том числе предложенных самими школьниками, представляется организация непродол-

4 Профориентация в школе. URL: https://proforierctatsia.ru/career-guidance/proforientatsiya-v-shkole/

жительнои ознакомительнои практики школьников на предприятиях и организациях края, прежде всего находящихся в территориальной доступности школ, при активном вовлечении в эти процессы родителей.

Профориентационная работа в школе

Профориентационная работа в школе выступает главным звеном в обеспечении взаимосвязи в жизненных стратегиях молодого человека «образование - трудоустройство». От этой взаимосвязи в конечном счете зависит социально-экономическое развитие территории, поскольку успешная система профориентационной работы способствует раскрытию потенциала обучающихся и ориентирует их, прежде всего, в профессиональном выборе востребованных региональным рынком труда профессий. Специалисты подчеркивают: «... профориентационная работа в школе -это комплекс мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также в формировании потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства» [Кузнецова, 2015. С. 41-45].

Результаты проведенного исследования позволили выявить основные характеристики этой системы с позиции оценок школьников, их родителей и педагогического сообщества школ.

Прежде всего следует сказать о высокой степени важности профориентационной работы в школе в оценках родителей. В этом солидарны практически 90% опрошенных.

В то же время родительская обще-

ственность несколько отстранена от реалий процесса образования детей в школе, поскольку каждый третий родитель (28,8%) затруднился с оценкой наличия в школе системы профориентации. Каждый третий родитель (30,6%) не знает о наличии либо отсутствии школьного психолога. Более половины родителей (56,9%) не были на встречах со школьным психологом или учителем на предмет профориентации, выбора будущей профессии ребенка. Это в свою очередь актуализирует активное вовлечение родителей в процессы профориентации (встречи со школьниками на предмет рассказа о собственной профессии, организация экскурсий на собственные предприятия и организации, участие в собеседовании на основе результатов профориентационного тестирования ит. п.).

В целом, следует отметить, что в оценках большинства школьников и их родителей доминируют «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» оценки (данные по пятибалльной шкале). При этом следует подчеркнуть, что особых различий в выстраивании профориентационной работы в зависимости от местонахождения школы (города или муниципальные районы) не выявлено, что отражает общесистемные особенности системы образования в крае.

В большинстве своем профориента-ционную работу ведут либо школьные психологи (39,3%), либо школьные учителя (30,5%), либо приходящие специалисты (25,3%).

По-разному в школах выстроена система информационных встреч школьников с представителями организаций высшего и среднего профессионального образования, потенциальными работодателями (табл. 9).

Таблица 9

Результаты ответа на вопрос анкеты: «Как часто в этом учебном году (2017 - 2018 гг.) в школе проводились встречи?»

(в % от числа опрошенных школьников)

Частота встреч... Встречи с представителями вузов Встречи с представителями техникумов, колледжей Встречи с представителями предприятий, организаций

Часто (более 5 раз) 9,6 8,3 6,5

Иногда (3-4 раза) 21,3 18,1 14,1

Частота встреч... Встречи с представителями вузов Встречи с представителями техникумов, колледжей Встречи с представителями предприятий, организаций

Редко (1-2 раза) 35,7 40,7 38,4

Никогда 33,3 33,0 41,0

Источник: составлено автором на основе результатов социологического исследования «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы>, 2018 г.

В большей степени такие встречи организуются в школах с представителями высших и средних профессиональных учебных заведений, нежели с представителями предприятий. При этом в большинстве своем такие фрагментарные встречи не позволяют сформировать у школьников более или менее объективное и достаточное представление об образовательном и профессиональном региональном рынке.

Аналогично оценивается школьниками и обратное взаимодействие учащихся с субъектами образования и трудоустройства. Так, экскурсии в организации высшего образования, учреждения среднего профессионального обучения и предприятия не проводились в оценках более 40% опрошенных школьников. Школьники муниципальных районов края реже становились участниками таких экскурсий, нежели школьники городских школ.

Ярмарки профессий как одна из эффективных форм практического знакомства учащихся с существующими профессиями регулярно проводятся на территории Хабаровского края. Однако не все школьники принимают в них участие. Так, более 40% учащихся не принимали участия в ярмарках профессий ни разу в течение последнего учебного года. Причем городские школьники, особенно хабаровчане, в меньшей степени принимают участие в подобных мероприятиях, нежели сельские школьники.

В профориентационной работе со школьниками следует отметить превалирование одних и ограниченность других, даже в большей степени значимых, видов тематических занятий. Так, школьники отмечают, что в процессе

учебы распространены занятия на темы: «о выборе профессии» (58,0%), «о существующих в крае организациях высшего образования» (31,2%), «о существующих в крае техникумах и колледжах» (27,7%). В то время как занятия на темы: «о состоянии рынка труда» (10,1%), «о существующих в крае предприятиях и отраслях» (14,2%), «знакомство школьников с профессиограммами» (21,1%) крайне редко проводятся. К тому же каждым пятым школьником (22,6%) отмечено, что подобные занятия вообще не проводятся. Описанные тенденции присущи и городским, и сельским школам. Что в очередной раз характеризует наличие общих условий и факторов выстраивания профориентационной работы в школах Хабаровского края.

Одной из самых распространенных и доступных для проведения в школах форм профориентационной работы является профориентационное тестирование. В школах края в большинстве своем психологами или же учителями, осуществляющими профориентацион-ную работу, проводится анкетирование (тестирование) профессиональных интересов школьников и профориентационное тестирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно, что результаты исследования показали, что школы делают основной упор на профориентацион-ную работу в 9 классах. В 8 классах она еще не так развита, а в 10 - 11 классах она также не столь выражена (табл. 10). Скорее всего, это можно объяснить ру-бежностью образовательного и профессионального самоопределения школьников и их родителей. Именно после 9 класса стоит выбор - идти поступать в техникум или колледж, или продолжить обучение в 10 - 11 классах.

Список литературы:

1. Аеерин Ю. П. Качество среднего образования и поведение школьников по отношению к учебе: опыт социологического исследования : монография М. : МАКС Пресс, 2016. С. 31.

2. Кузнецова М. В. Профориен-тационная работа в учреждении дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 27. С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65509. htm.

Библиографическое описание статьи

Березутский Ю. В. Профессиональное самоопределение молодежи в оценках учащихся и их родителей // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3 (84). С. 72-83. DPI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-72-83

Yuriy V. Berezutskiy - Candidate of Sociology, Associate professor, head of the Research laboratory, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (33, Muravyev-Amurskiy Str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: uriy-dvags@ yandex, ru

Professional youth self-determination according to the assessments of students and parents

The article presents the analysis of the system of professional orientation, professional self-determination and professional development of the youth of the Khabarovsk territory, based on the results of sociological research of high school students of the Khabarovsk territory and their parents. In general, the research showed the presence of a variety of activities for the professional orientation of schoolchildren in the schools of the Khabarovsk territory (variety of forms, methods, types). At the same time, not all schools have identically built a system of vocational guidance work, in different ways this work is also enshrined in the regulatory legal documents. There is a wide variety of vocational guidance activities at schools, but different events are held at different schools - there is an absence of policy and system of vocational guidance at schools in the territory. Mostly, each school independently determines the forms, content and methods of building this important work. These problems are also reflected in the assessments of schoolchildren and their parents. The results allow us consider the school as a basic element in the development of a career guidance system in the Khabarovsk territory. For this purpose, it is admsable to develop and adopt to the implementation of the regional concept of career guidance in the schools.

Keywords: youth, studying youth, studying conditions, professional self-determination, professional choice, career guidance, prestige and demand for professions, the Khabarovsk territory, the Far East of Russia.

References:

1. Averin YU. P. Kachestvo srednego obrazovaniya i povedenie shkol'nikov po ot-nosheniyu k uchebe: opyt sociologicheskogo issledovaniya [The quality of secondary education and the behavior of students in relation to school: the experience of sociological research] : monografiya. M. : MAKS Press,

2016, p. 31.

2. Kuznecova M. V. Proforientacionnaya rabota v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Vocational guidance work in the institution of additional education for children] // Nauchno-metodicheskij ehlek-tronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodical electronic journal "Concept"], 2015, vol. 27, pp. 41-45.

Reference to the article —

Berezutskiy Yu. V. Professional youth self-determination according to the assessments of students and parents / / Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 3 (84). Pp. 72-83. DPI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-72-83_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.