Научная статья на тему 'Уровни сформированности правовой культуры старшеклассника'

Уровни сформированности правовой культуры старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1297
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КРИТЕРИЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКА / CRITERION OF PERSONALITY’S LAW CULTURE / LEVEL OF SENIOR PUPIL’S LAW CULTURE / LAW CULTURE OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляхова Олеся Сергеевна

Выделены критерии сформированности правовой культуры учащихся старших классов, представлены их характеристики. Описаны особенности уровней правовой культуры старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are marked out the criteria of development of senior pupils’ law culture, represented their characteristics. There are described the levels peculiarities of senior pupils’ law culture.

Текст научной работы на тему «Уровни сформированности правовой культуры старшеклассника»

педагогическая деятельность

12. Сайт ГОУ СПО «Забайкальский государственный колледж». URL : http://zabgoscoll.ru/ Document/kpr2015.pdf.

13. Сайт ГОУ СПО «Череповецкий металлургический колледж». URL : http://www.chermc.org/ about/progress/.

14. Сайт ГОУ СПО Калининградской области «Озерский техникум природообустройства». URL : http://www.slideshare.net/otp39/ss-8143158.

15. Сайт ФГОУ СПО «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева».

URL : http://www.madk.info/sites/default/files/. * * *

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija. Minobrnauki RF : URL : http://minobrnauki.rf M., 2011.

2. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gg. (rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 23.12.05 №803). URL : http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/.

3. Moiseev A.M., Moiseeva O.M. Proektnoe upravlenie v obrazovanii. M.: APK i PPRO, 2007.

4. Sajt Belovskogo pedagogicheskogo kolledzha Kemerovskoj oblasti. URL : http://belpc.ru/ incoming/index.php.

5. Sajt Kolledzha menedzhmenta g. Arhangel'ska. URL : http://km29.ru.

6. Sajt Kraevogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija srednego professional'nogo obrazovanija «Habarovskij tehnicheskij kolledzh». URL : http://khtc.khb.ru/.

7. Sajt FGBOU SPO «Arhangel'skij morskoj rybopromyshlennyj kolledzha». URL : http://www. amrk.ru/.

8. Sajt Tol'jattinskogo industrial'no-pedagogicheskogo kolledzha. URL : http://www.tipk. ru/page13.

9. Sajt Kaliningradskogo industrial'no-pedagogicheskogo kolledzha. URL : http://docs.ipc39. ru/index.php/plany/view-category.html.

10. Sajt Pedagogicheskogo kolledzha № 4 g. Moskvy. URL : http://www.pedcol4.mosuzedu.ru/ ProgrPK4.pdf.

11. Sajt Kolledzha promyshlennosti i avtomobil'nogo servisa Kirovskoj oblasti. URL : http:// www.slideshare.net/Demanessa/12-15-11797531.

12. Sajt GOU SPO «Zabajkal'skij gosudarstvennyj kolledzh». URL : http://zabgoscoll.ru/ Document/kpr2015.pdf.

13. Sajt GOU SPO «Cherepoveckij metallurgicheskij kolledzh». URL : http://www. chermc.org/about/progress/

14. Sajt GOU SPO Kaliningradskoj oblasti «Ozerskij tehnikum prirodoobustrojstva». URL : http:// www.slideshare.net/otp39/ss-8143158.

15. Sajt FGOU SPO «Moskovskij avtomobil'no-dorozhnyj kolledzh im. A.A.Nikolaeva». URL : http:// www.madk.info/sites/default/files/.

Involving students in the development programme of an educational institution (by the example of the Arkhangelsk Pedagogical College).

There is suggested the experience description regarding the development programme of an educational institution (by the example of the Arkhangelsk Pedagogical College). The article covers the issues of the theory and working out the development programme of a professional organization.

Key words: development programme, department of educational work and social protection, students.

(Статья поступила в редакцию 12.03.2015)

о.С. ляхоВА

(Волгоград)

уровни сФормировлнности правовой культуры старшеклассника

Выделены критерии сформированности правовой культуры учащихся старших классов, представлены их характеристики. Описаны особенности уровней правовой культуры старшеклассников.

Ключевые слова: правовая культура личности, критерий правовой культуры личности, уровень правовой культуры старшеклассника.

В.С. Ильин и его единомышленники отмечают, что целостность ориентирует на рассмотрение учебно-воспитательного процесса как динамической системы, что выражается в последовательности его перехода от одной части к другой, от одного функционального состояния к другому, т.е. в движении состояний, обеспечивающем развитие личности [5, с. 35]. Этот переход обусловлен изменениями качественного состояния личности, уровнями ее целостности.

© Ляхова О.С., 2015

- известия вгпу. пе,

Задачей данной статьи является выявление количества и содержания уровней правовой культуры старшеклассника. При этом под правовой культурой личности нами понимается внутреннее индивидуальное качество человека, определяющее готовность действовать в различных сферах жизнедеятельности в рамках закона.

К.А. Улановская при выделении уровней правовой культуры личности исходит из методологического положения системно-целостного подхода о том, что система в своем развитии проходит ряд этапов - от зарождения отдельных элементов, их группировки до объединения всех элементов в единую систему и целостность, когда система осуществляет самодвижение [9, с. 78].

Термин «уровень» обычно употребляется в значении степени, характеризующей качество, высоту, величину, те узловые линии, где проявляются самые существенные различия видов материи и форм ее движения [8, с. 615]. Переход от одного уровня к другому в рамках динамической системы осуществляется при наполняемости показателей и критериев достижения того или иного уровня. Сами критерии представляют собой признаки, на основании которых осуществляется оценка того или иного явления, которые отражают его специфику и служат идеальным образцом высшего уровня сформированности личностного свойства [3, с. 19].

Для такого элемента познавательного компонента правовой культуры, как правовая образованность, был выделен когнитивный критерий (Е.В. Владимирова). Показателями его выступают: широта знаний - знание разных аспектов права, объем - достаточность знаний для реализации правовой деятельности, глубина знаний - достоверность правовых источников [2, с. 65]. Интеллектуальный элемент познавательного компонента выявляется таким критерием, как познавательно-правовая активность личности [4, с. 196; 1, с. 78; 7, с. 538].

Уровень развития правовой идеологии как составной части правосознания отражается таким критерием, как восприятие идеи права как высшей ценности (В.П. Корельский), вследствие чего главенствующий элемент правовой культуры, т. е. правомерное поведение, будет осуществляться в соответствии с нормами права. Правовая психология же выявляется мотивационно-оценочным критерием (Е.В. Владимирова), который отражает состояние правосознания личности, указывающе-

гогические науки -

го на степень принятия учащимся полученных правовых знаний (показатели: наличие потребности повышать правовые знания, мотивация правовой и характер учебной деятельности). О сформированности этого элемента правовой воспитанности свидетельствует, прежде всего, правомерное поведение личности.

Критерием мотивационного элемента (как составной части правомерного поведения) будет являться правовая убежденность, чувство законности, испытываемое субъектом правомерного поведения в момент осуществления деятельности (В.В. Головченко, Е.В. Аграновская, Е.А. Певцова). Критерием регулятивного элемента выступает правомерность поведения как основа для выявления степени эффективности правового воспитания и осознания субъектом нормативности своего поведения, т. е. установки на определённый тип правового поведения на соответствующей стадии его развития. Показателем творческой деятельности субъекта является, согласно Е.В. Владимировой, деятельностный критерий, который раскрывает сформированность способности к самостоятельному применению правовых знаний в различных сферах правовой деятельности (показатели: готовность к общественно-правовой деятельности, характер правового поведения и затруднений в реализации правовой деятельности).

Таким образом, нами были выделены следующие критерии правовой культуры личности: когнитивный критерий, познавательно-правовая активность, восприятие права как высшей ценности, мотивационно-оценочный критерий, правовая убежденность, деятель-ностный критерий, правомерность поведения (в качестве ведущего критерия).

Переходя к определению количества и содержания уровней правовой культуры старшеклассника, мы основываемся на идее В.С. Ильина о том, что в процессе формирования личностное свойство проходит четыре уровня: высший, высокий, средний и низкий [6, с.32]. Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание семь критериев, выделенных нами выше, мы считаем целесообразным выделение следующих уровней правовой культуры личности: высший, высокий, средний и низкий.

с целью выявления содержания уровней нами было проанализировано состояние правовой культуры учащихся старших классов МОУ гимназия №1, лицей №7, лицей №5, НОУ СОШ «Созвездие» и «Родник», МОУ

СОШ №10, 44, 84 г. Волгограда. При помощи различных методик мы определяли степень сформированности компонентов и критериев правовой культуры, для того чтобы выделить обобщенные характеристики уровней исследуемого личностного качества.

обобщенные характеристики высшего уровня на основании составленных монографических характеристик правовой культуры старшеклассника можно представить следующим образом: школьник по уровню своих знаний (по их ширине, глубине и объему) выходит за рамки школьной программы, не только показывает отличное знание нормативно-правовых актов различного уровня, но и умеет самостоятельно работать с большим объемом новой информации, осведомлен о новеллах законодательства и состоянии политико-правовой ситуации в стране и мире.

школьник мотивирован на изучение права и правомерное поведение не только по причине его профессиональной ориентации, связанной с юриспруденцией, но и в большей степени - в связи с повышенным интересом к историко-патриотической тематике, к политическому развитию государства на современном этапе, к нестандартным юридическим ситуациям (к примеру, связанным с разрешением судебных дел о нарушенных субъективных правах и законных интересах). Это выражается не только в высокой успеваемости по предмету в рамках школьного обучения, но и в стремлении к постоянному самообразованию и расширению кругозора.

Что касается критериев, определяемых таким компонентом правовой культуры, как правосознание, то они на высшем уровне выражаются в следующем: у старшеклассника существует позитивистский взгляд на правовую сферу человеческих отношений и законные способы разрешения конфликтов, понимание ценности плюрализма, демократического государства и гражданского общества. Учащийся открыто выражает уважительное отношение к правомерным поступкам, чувство ответственности и показывает интуитивное понимание нормативности или ненормативности поведения.

Анализируя критерии ведущего элемента правовой культуры, а именно правомерности поведения, необходимо отметить тот факт, что школьник не только соблюдает правовые нормы государства (а также, безусловно, мораль-

деятельность -

ные и этические), но и способен на творческую деятельность в этой сфере: участвует в школьном самоуправлении, способен пресечь чужое правонарушение, состоит в молодежных организациях и движениях.

обобщенные характеристики высокого уровня можно представить следующим образом. При оценке когнитивного компонента стоит заметить, что учащийся показывает высокий уровень знаний о локальных нормативно-правовых актах (например, о таких, как устав образовательной организации, устав муниципального образования), а также законов и подзаконных актов государства, которые регламентируют поведение несовершеннолетних и взрослых членов общества. Старшеклассник в равной степени признает значимость прав и обязанностей гражданина страны, осознает роль и принципы юридической ответственности, а также ее основные разновидности, что немаловажно даже в повседневной жизни. Глубокое знание правовых категорий обусловлено, на наш взгляд, познавательной активностью, которая позволяет учащемуся разбираться в экономической и социально-политической ситуации в стране и мире. Что касается критериев правосознания (восприятие права как высшей ценности и мотивационно-оценочный критерий), то на высоком уровне школьник мотивирован на правомерное поведение (в чем проявляется связь с ведущим критерием определения уровня), способен критически оценивать поведение других людей с точки зрения законности; у старшеклассника сформировано эмоционально положительное отношение к правомерному поведению и правоохранительным органам. оценивая правовую убежденность и деятельностный критерий, необходимо отметить, что у учащегося на данном уровне сформирована установка на правомерное поведение, он выражает неодобрение чужих правонарушений, обладает развитыми навыками самопознания и рефлексии в области применения норм права в реальной жизни. При анализе же ведущего критерия, а именно правомерности поведения, следует отметить тот факт, что школьник намеренно не нарушает ни локальные, ни нормативно-правовые акты более высокого уровня, участвует в общественно-правовой жизни (ходит на выборы по достижении 18-летнего возраста, принимает участие в самоуправлении школы, общественных молодежных организациях и т.д.); старшеклассник с высоким

- известия вгпу. пе,

уровнем правовой культуры способен, на наш взгляд, подавать пример правомерного поведения своим сверстникам и младшим школьникам, а также при необходимости пресечь чужое правонарушение.

Обобщенные характеристики среднего уровня можно представить следующим образом. Учащийся имеет общее представление об основных нормативно-правовых актах государства и международных документах, предусмотренных школьной программой (Конституция РФ, Семейный кодекс рФ, Уголовный кодекс рФ, кодекс об административных правонарушениях РФ и т.д.; Конвенция о правах ребенка, Всеобщая Декларация прав человека и др.), знания характеризуются некоторой отрывочностью, заметны пробелы по многим темам. Школьник пассивен в вопросах самообразования и изучения права и обществознания, без напоминания и поощрения со стороны учителей и родителей не проявляет познавательной инициативы в данной области. Необходимо заметить, что, по сравнению с низким уровнем правовой культуры, учащиеся не имеют явной негативной установки по отношению к закону, не выражают неприятия юридических традиций общества и открыто признают ценность прав и свобод человека и гражданина, значимость защиты прав ребенка и его основных свобод. негативное влияние других людей, сверстников, СМИ и других факторов по отношению к праву минимально.

Ведущий критерий правомерности поведения показывает, что отношение к праву у старшеклассников на среднем уровне в целом нейтральное: к правонарушениям других людей они безразличны и не считают необходимым пресекать их, собственные мелкие нарушения норм любого уровня не вызывают угрызений совести, но на серьезный проступок представители данного уровня не способны пойти осознанно; в целом тип поведения учащихся на данном уровне характеризуется как правомерный в силу конформности.

обобщенные характеристики низкого уровня мы можем представить следующим образом. Учащиеся показывают недостаточные знания об основных нормативно-правовых актах (предусмотренных школьной программой), не разбираются в правах и, в большей степени, обязанностях человека и гражданина; показывают безграмот-

гогические науки -

ность в определении меры ответственности школьника или взрослого гражданина; к тому же школьник не признает своей роли и ответственности в формировании правовой культуры всего общества. Общая негативная установка по отношению к правовой сфере выражается и в отрицании выборов как института управления демократическим государством, в неразвитости мотивации к изучению права и обществознания, в отсутствии познавательного интереса к данной сфере. Также следует сказать, что у старшеклассников с низким уровнем правовой культуры отмечается скептическое отношение к представителям закона, любым правоохранительным структурам; эмоционально окрашенное отрицательное отношение к самому закону и его требованиям, что зачастую приводит к нарушению норм любого уровня, подверженность чужому негативному влиянию, что приводит к формированию неправомерного типа поведения. таким образом, поскольку правомерность поведения является ведущим критерием в определении уровня правовой культуры старшеклассника, мы можем выделить следующие ее показатели на низком уровне: открытое неприятие правовых норм, индифферентность к принимаемым в обществе нормативно-правовым актам, безынициативность, равнодушное отношение к неправомерным поступкам других, нарушение правовых норм, устава образовательной организации, неправомерный тип поведения.

Выявленные уровни правовой культуры личности старшеклассника имеют большое теоретическое и практическое значение и станут одной из основ для пошаговой максимально эффективной организации процесса формирования правовой культуры учащихся старших классов.

список литературы

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М. : Наука, 1988.

2. Владимирова Е.В. Критерии сформирован-ности правовой культуры старшеклассников гимназии // Психология и педагогика: методика и проблемы. Новосибирск: Сибпринт, 2010. С. 63-67.

3. Глебов А.А. Целостные педагогические системы: ист.-теор. исследование. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

4. Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1982.

педагогическая деятельность

5. Ильин В.С.Путь к очевидности. М.,1992

6. Ильин В.С. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента: межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1990.

7. Певцова Е.А. Основы правовой культуры. М., 2001.

8. Словарь философских терминов: науч. изд.: М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Улановская К.А. Уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся // Изв. Вол-

гогр. гос. пед. ун-та. 2012. №10(74).

* * *

1. Agranovskaja E.V. Pravovaja kul'tura i obespechenie prav lichnosti. M. : Nauka, 1988.

2. Vladimirova E.V. Kriterii sformirovannosti pravovoj kul'tury starsheklassnikov gimnazii // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy. Novosibirsk: Sibprint, 2010. S. 63-67.

3. Glebov A.A. Celostnye pedagogicheskie sistemy: ist.-teor. issledovanie. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2010.

4. Golovchenko V.V. Teoreticheskie voprosy jeffektivnosti pravovogo vospitanija: dis. ... kand. jurid. nauk. Kiev, 1982.

5. Il'in V.S.Put' k ochevidnosti. M.,1992

6. Il'in V.S. Celostnyj podhod k formirovaniju lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija lichnosti shkol'nika i studenta: mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.

7. Pevcova E.A. Osnovy pravovoj kul'tury. M., 2001.

8. Slovar' filosofskih terminov: nauch. izd: M.: INFRA-M, 2004.

9. Ulanovskaja K.A. Urovni gotovnosti budushhego uchitelja k proektirovaniju individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij uchashhihsja // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. №10(74).

Levels of development of senior pupils' law culture

There are marked out the criteria of development of senior pupils' law culture, represented their characteristics. There are described the levels peculiarities of senior pupils' law culture.

Key words: law culture of a personality, criterion of personality's law culture, level of senior pupil's law culture.

(Статья поступила в редакцию 10.04.2015)

н.В. бурова

(Волгоград)

педагогические условия приобщения школьников к традициям культуры донских казаков

Выделяются преимущественные условия дополнительного образования детей, необходимые для приобщения школьников к традициям казачьей культуры. Статья адресована педагогам-исследователям и педагогам-практикам образовательных учреждений различных уровней.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагогические условия, традиции культуры донских казаков.

В последнее время в педагогической практике остро стоит проблема воспитания ребенка «в духе уважения к культуре, национальным традициям» [8]. Общество, ищущее стабильности, уверенности в будущем, ожидает от современной педагогики уже сегодня реальных воспитательных результатов.

Богатейшим воспитательным потенциалом обладают традиции культуры донских казаков [2], которые систематизировали их жизнь, что обусловлено проживанием в пограничных зонах, так или иначе связанных с военными действиями. традиции казаков складываются в самобытный коллективный «этнокультурный портрет», включающий не только нормы и стереотипы, обычаи и обряды, способы действий, но и взгляды, отношение казаков к миру, их ценностные ориентиры, объединяющие отдельных людей в этнокультурное сообщество и оказывающие влияние на духовное становление личности. Поэтому традиции культуры донских казаков нужно рассматривать, прежде всего, как опыт духовной жизни сообщества, который должен стать фундаментом для дальнейшего развития человека.

В наше время традиции культуры уходят из естественных условий бытования семьи и общественной жизни. Как показали опросы школьников, все чаще современный городской ребенок встречается с традициями культуры лишь в музеях, библиотеках, сети Интернет. В перечисленных условиях ребенок, тем не менее, остается наедине с собой, он оторван от взаимодействия с другими представителями сообщества и не получает опыта жиз-

© Бурова Н.В.., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.