Научная статья на тему 'Культурное самоопределение старшеклассников: диагностический аспект'

Культурное самоопределение старшеклассников: диагностический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИК / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SELF-DETERMINATION / CULTURAL IDEAL / CULTURAL VALUES / SENIOR SCHOOL PUPIL / SOCIAL DISCIPLINES AND HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Горностаева Екатерина Евгеньевна

Приводятся результаты диагностики школьной практики формирования культурного самоопределения старшеклассников. Показаны потенциал социально-гуманитарных дисциплин при формировании данного личностного образования, осознание педагогами задач этого процесса. Выявлены ценностные ориентиры современных старшеклассников. Определены уровни сформированности культурного самоопределения учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Горностаева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the results of the diagnostics of school experience in development of cultural self-determination of senior school pupils. The potential of social disciplines and humanities for the development of this personal phenomenon, comprehension of the tasks of this process by teachers are described in the article. Value guidelines of the modern senior school pupils are found out. The levels of development of cultural self-determination of senior school pupils are determined.

Текст научной работы на тему «Культурное самоопределение старшеклассников: диагностический аспект»

- известия вгпу. пе

Л.П. РАЗБЕГАЕВА, Е.Е. ГОРНОСТАЕВА (Волгоград)

культурное самоопределение старшеклассников: диагностический аспект

Приводятся результаты диагностики школьной практики формирования культурного самоопределения старшеклассников. Показаны потенциал социально-гуманитарных дисциплин при формировании данного личностного образования, осознание педагогами задач этого процесса. Выявлены ценностные ориентиры современных старшеклассников. Определены уровни сформированности культурного самоопределения учащихся старших классов.

Ключевые слова: самоопределение, культурный идеал, культурные ценности, старшеклассник, социально-гуманитарные дисциплины.

Развитие современного общества характеризуется усилением процессов глобализации и интеграции. С одной стороны, это способствует взаимодействию и взаимовлиянию многочисленных этнических и национальных культур, с другой - следствием подобных тенденций выступают процессы нивелирования культурной самобытности народов, уничтожения их обычаев и традиций. Социологические опросы «Современная российская идентичность», проведенные ВЦИОМ в 2014-2015 гг., показали, что около 25% респондентов отождествляют себя с представителями российской культуры и гордятся этим, 20% опрошенных осознают собственную культурную идентичность, но не гордятся этим. У большей части респондентов (55%) отсутствует осознание принадлежности к российской культуре. В данных условиях особую актуальность приобретает проблема культурного самоопределения личности, связанная с осознанием субъектом собственной культурной идентичности в современном поликультурном социуме.

Под культурным самоопределением личности понимается «личностное образование, характеризующееся осознанием субъектом культурной идентичности в контексте присвоения культурных ценностей и проявляющееся в проектировании своей социальной деятельности на основе принятия культурного идеала как императива» [1, с. 3].

гогические науки -

Культурное самоопределение старшеклассников осуществляется в пространстве социально-гуманитарного образования, т. к. оно способствует созданию условий для формирования личности социально грамотной, приобщенной к базовым жизненным ценностям, ориентирующейся в цивилизованном времени-пространстве [3, с. 154]. Содержание дисциплин социально-гуманитарного цикла, посвященного разнообразным сферам жизни человека и общества, обеспечивает идентификацию самоопределяющегося субъекта с культурным идеалом. Оно выступает в качестве «проблемного поля обобщенного опыта всего человечества для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития» [3, с. 76].

Необходимым этапом формирования культурного самоопределения личности выступает констатирующий эксперимент. Он включает в себя определение характера культурного самоопределения старшеклассников в массовой школьной практике. Для решения данной задачи были организованы анкетирование педагогов социально-гуманитарных дисциплин и обучающихся, беседы с ними, посещение учебных занятий, ориентированных на формирование исследуемого личностного образования. Констатирующий эксперимент включал в себя решение следующих задач:

- выяснение понимания учителями значимости культурного самоопределения личности;

- выявление направленности педагогов на культурный идеал как результат обучения;

- определение готовности преподавателей к целенаправленной деятельности по созданию педагогических условий для культурного самоопределения учащихся старших классов, включая использование эффективной системы дидактических средств, способствующих осознанию субъектом своей культурной принадлежности.

В процессе констатирующего эксперимента было проанализировано 38 анкет, 41 учебное занятие, связанное с тематикой проблемы культурного самоопределения старшеклассников. результаты анкетирования и бесед с учителями показали, что большая часть педагогов (70%) основными целями социально-гуманитарного образования считает формирование у школьников ценностных отношений, воспитание у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, ответственности. Следует отметить, что процесс культур-

© Разбегаева Л.П., Горностаева Е.Е., 2016

ного самоопределения старшеклассников 70% педагогов связывают с формированием ценностного отношения к национальной культуре, Отечеству, традициям и обычаям.

Особую ценность представляют трактовки культурного самоопределения личности, которые давали учителя: «принадлежность личности к определенной культуре», «осознание субъектом своих интересов и предпочтений», «способность соотносить собственные культурные традиции с традициями других народов».

Все респонденты отметили высокую степень значимости формирования культурного самоопределения учащихся старших классов. Указывалась его связь с воспитанием ценностного отношения к традициям, культурному наследию, развитием нравственных качеств личности, культурной толерантности, формированием мировоззрения.

Культурный идеал определялся как «норма достойного поведения», «высшая ценность», «образ человека», которому свойственны такие качества, как патриотизм, гражданственность, ответственность. Кроме того, учителя отметили, что созданию условий для культурного самоопределения личности способствует потенциал таких социально-гуманитарных предметов, как история (90%), мировая художественная культура (100%), обществознание (70%).

Таким образом, итоги исследования характера реализации педагогами потенциальных возможностей дисциплин социально-гуманитарного цикла для формирования культурного самоопределения старшеклассников позволяют сделать следующие выводы:

- у педагогов отсутствует четкое понимание целей современного школьного социально-гуманитарного образования, что нашло выражение в неспособности указать современные ценностные ориентиры;

- учителя осознают значимость формирования культурного самоопределения личности, но не дают четкого определения данного феномена, а также затрудняются назвать качественные характеристики культурного идеала;

- прослеживается готовность педагогов к целенаправленной работе по формированию культурного самоопределения старшеклассников;

- педагоги указывают на отсутствие теоретически обоснованной системы дидактических средств формирования культурного самоопределения личности.

Для определения уровня реализации в массовой школьной практике потенциаль-

ных возможностей предметов социально-гуманитарного цикла для формирования культурного самоопределения старшеклассников необходимо было выявить степень сформи-рованности культурной идентичности, а также ценностные приоритеты учащихся 10-11-х классов. Для этого использовались следующие диагностические методики: анкетирование, беседа, наблюдение, «Незаконченные предложения», тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?», методика «Коммуникативное письмо» н.н. никитиной.

на первом этапе диагностики выявлялись уровни сформированности когнитивно-оценочного компонента культурного самоопределения учащихся старших классов. В качестве показателей сформированности данного компонента выступили полнота и системность знаний школьников о культурных ценностях, а также характер оценочного отношения к ним. Для решения этой задачи применялись анкетирование, наблюдение и беседы с учащимися, методика «Незаконченные предложения».

Под полнотой знаний понимается «способность называть как можно больше проявлений, соответствующих "модели" изучаемой категории» [2, с. 380]. На основе ответов школьников и выявленных уровней сфор-мированности культурного самоопределения личности было детализировано содержание уровней полноты знаний учащихся старших классов о культурных ценностях. Атрибутивный уровень отличается разрозненными знаниями о культурных ценностях. На эмотивном уровне обнаруживаются базовые знания о них. Инкультурационный уровень характеризуется наличием полных и системных знаний о культурных ценностях.

Под системностью знаний понимается «качество совокупности знаний, характеризующееся наличием в сознании личности структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний» [Там же, с. 405]. Ответы учащихся и выделенные уровни сформированности исследуемого личностного образования позволили уточнить содержание уровней системности знаний школьников о культурных ценностях. На атрибутивном уровне учащийся способен установить локальные связи между отдельными признаками культурных ценностей. Для эмотивного уровня характерны частично-системные связи. На инкультурационном уровне прослеживаются существенные связи между всеми признаками культурных ценностей.

известия вгпу. педагогические науки

Методика «незаконченные предложения» (модификация А.Р. Мурасовой) позволила выявить у старшеклассников уровень сформи-рованности оценочного отношения к культурным ценностям. Школьникам было предложено завершить предложения, высказав свою точку зрения по проблеме. например, «Я думаю, что общечеловеческие ценности -это...», «На мой взгляд, взаимовлияние различных культур...», «Единая мировая культура без национальных различий, по-моему.», «Для меня традиции, обычаи и культурные ценности моего народа означают.» и др. Ответы старшеклассников позволили уточнить содержание уровней оценочного отношения к культурным ценностям. Для атрибутивного уровня характерны оценочные реакции при изучении культурных ценностей («Традиции, культурные ценности и обычаи моего народа, на мой взгляд, являются второстепенными», «В моей жизни культура моего народа неважна»). На эмотивном уровне в суждениях учащихся наблюдаются сложности с аргументацией собственного мнения, присутствуют констатирующие оценки («С моей точки зрения, российская культура по сравнению с другими развивается по своему пути»). Для инкульту-рационного уровня характерно устойчивое позитивное отношение к культурным ценностям, что находит проявление в аргументированных суждениях учащихся («Стать для меня "своей" какая-либо другая культура не может, потому что я россиянин и должен гордиться своей страной и ее культурой», «Я думаю, что мировая культура - это культура, которая объединяет в себе все национальные культуры и ценности мира»).

Анализ полученных ответов продемонстрировал, что большая часть старшеклассников обладает некоторыми знаниями о культурных ценностях, но они отличаются фрагментарностью и бессистемностью. Методика «Незаконченные предложения» выявила низкий уровень сформированности устойчивого позитивного отношения к культурным ценностям.

По результатам диагностики школьники были разделены на группы в соответствии с уровнями сформированности когнитивно-оценочного компонента культурного самоопределения личности:

- атрибутивный - 62%;

- эмотивный - 23%;

- инкультурационный - 3%.

Полученные показатели могут быть связаны с недостаточным пониманием педагогами задач формирования культурного самоопреде-

ления личности и недостаточной ориентацией учебно-методических комплектов по предметам социально-гуманитарного цикла на решение данных задач.

На следующем этапе констатирующего эксперимента были определены уровне-вые характеристики сформированности куль-турально-рефлексивного компонента культурного самоопределения обучающихся старших классов. В качестве показателей выступили осознанность / неосознанность личностного смысла культурных ценностей (личностный смысл присутствует, но не осознается; личностный смысл осознается для себя; личностный смысл осознается для себя и для общества), а также наличие / отсутствие осознанности личностью собственной культурной идентичности. Для решения обозначенных задач использовались методика «Коммуникативное письмо» (Н.Н. Никитина), ориентированная на выявление осознанности личностной и социальной значимости культурных ценностей, и тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?», в котором старшеклассники указывали те социальные роли и характеристики, с которыми они себя соотносят, «степень значимости для личности принадлежности к той или иной группе людей» [4, с. 123]. Критерием при обработке результатов выступили отсутствие или наличие имени-характеристики «Я - россиянин».

итоги диагностического исследования продемонстрировали, что для атрибутивного уровня характерны присутствие неосознанного личностного смысла культурных ценностей и неосознанность личностью своей культурной идентичности; осознанность личностного смысла культурных ценностей и неосознанное отождествление личности с определенной культурой соответствуют эмотивному уровню; инкультурационный уровень отличается осознанием старшеклассником личностной и социальной значимости культурных ценностей и собственной культурной идентичности.

В соответствии с уровнями сформирован-ности культурально-рефлексивного компонента культурного самоопределения старшеклассники были разделены на группы:

- атрибутивный - 76%;

- эмотивный - 21%;

- инкультурационный - 3%.

Заключительным этапом констатирующего эксперимента стало выявление уровней сформированности ценностно-коммуникативного компонента культурного самоопределения. Это предполагало обращение к сле-

дующим учебным умениям: умение выделять качества культурного идеала из текстов культуры; умение обосновывать собственное отношение к культурным идеалам различных исторических периодов; умение осуществлять прогноз и коррекцию своей деятельности в контексте присвоения культурного идеала в качестве императива.

Анализ ответов школьников позволил детализировать содержание каждого уровня сформированности ценностно-коммуникативного компонента. Так, для атрибутивного уровня характерны учебные умения репродуктивной степени сформированности, на эмо-тивном учебные умения отличаются частично-поисковой степенью сформированности. Ин-культурационный уровень - это учебные умения преобразующего характера, а также готовность старшеклассников к прогнозированию и коррекции собственной жизнедеятельности в контексте присвоения культурного идеала в качестве императива.

Результаты диагностики позволили разделить учащихся старших классов на группы в соответствии с уровнем сформированно-сти ценностно-коммуникативного компонента культурного самоопределения личности:

- атрибутивный - 89%;

- эмотивный - 8%;

- инкультурационный - 3%.

Диагностическое исследование показало, что у большей части школьников налицо атрибутивный уровень сформированности ценностно-коммуникативного компонента, что связано с особенностями сформированно-сти когнитивно-оценочного и культурально-рефлексивного компонентов культурного самоопределения личности.

По результатам диагностики степени сформированности всех компонентов исследуемого личностного образования все учащиеся были распределены на три группы соответственно уровням сформированности культурного самоопределения: атрибутивный - 89%, эмотивный - 18%, инкультурационный - 7%.

Таким образом, налицо преобладание атрибутивного (низкого) уровня сформиро-ванности культурного самоопределения старшеклассников по всем компонентам. Причиной данного положения, на наш взгляд, является слабая нацеленность педагогов на работу в этом направлении: они испытывают затруднения с целеполаганием, выбором и использованием дидактических средств, ориентированных на культурное самоопределение учащихся. Наше исследование продемонстрировало, что это является свидетельством нали-

чия противоречия между социальной значимостью культурного самоопределения личности и готовностью школьного образования к формированию данного личностного качества. Это свидетельствует о необходимости разработки научной педагогической системы формирования культурного самоопределения старшеклассников при обучении социально-гуманитарным дисциплинам.

Список литературы

1. Горностаева Е.Е. Ситуация культурной идентификации как средство формирования культурного самоопределения личности // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 4 [Электронный ресурс]: URL: http://naukovedenie.ru/sboimk6/4.pdf.

2. Педагогический энциклопедический словарь / отв. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. эн-цикл., 2002.

3. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001.

4. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006.

* * *

1. Gornostaeva Е.Е. Situacija kul'turnoj identifikacii kak sredstvo formirovanija kul'turnogo samoopredelenija lichnosti // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2015. № 4 [Jelektronnyj resurs]: uRL: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf.

2. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'/otv. red. B.M. Bim-Bad. M.: Bol'shaja Ros. jencikl., 2002.

3. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovanija guma-nitarnogo obrazovanija. Volgograd: Peremena, 2001.

4. Rumjanceva T.V. Psihologicheskoe konsul'ti-rovanie: diagnostika otnoshenij v pare. SPb.: Rech', 2006.

Cultural self-determination of senior school pupils: diagnostic aspect

The article deals with the results of the diagnostics of school experience in development of cultural self-determination of senior school pupils. The potential of social disciplines and humanitiesfor the development of this personal phenomenon, comprehension of the tasks of this process by teachers are described in the article. Value guidelines of the modern senior school pupils are found out. The levels of development of cultural self-determination of senior school pupils are determined.

Key words: self-determination, cultural ideal, cultural values, senior schoolpupil, social disciplines and humanities.

(Статья поступила в редакцию 07.07.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.