основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1990.
3. Кочарян Н.Б. Проблема формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXIXX Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : Изд-во «СибАК», 2014.
4. Сергеев Н.К. О подходах к разработке модели выпускника педвуза // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. волгоград : вГПи им. А.С. Серафимовича, 1990.
5. Сериков В.В. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду // Органическое единство учебного и воспитательного процессов : сб. науч. тр. волгоград : изд-во вГПи
им. Серафимовича, 1982.
* * *
1. Glebov A.A. Tselostnyie pedagogicheskie sistemyi: istoriko-pedagogicheskoe issledovanie. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2010.
2. Ilin V.S. Tselostnyiy podhod k formirovaniyu lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi for-mirovaniya lichnosti shkolnika i studenta : mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.
3. Kocharyan N.B. Problema formirovaniya motivatsii samostoyatelnoy rabotyi shkolnikov podrostkovogo vozrasta // Lichnost, semya i obschestvo: voprosyi pedagogiki i psihologii : sb. st. po materialam XXIXX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk : Izd-vo «SibAK», 2014.
4. Sergeev N.K. O podhodah k razrabotke modeli vyipusknika pedvuza // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti shkolnika i studenta : mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Se-rafimovicha, 1990.
5. Serikov V.V. O tselostnom podhode k izucheniyu gotovnosti starsheklassnikov k trudu // Organicheskoe edinstvo uchebnogo i vospitatelnogo protsessov : sb. nauch. tr. Volgograd : Izd-vo VGPI im. Serafimovicha, 1982.
Essential characteristics of teenage pupils' motivation for independent work
There is defined the notion ofteenage pupils' motivation for independent work. There are revealed the functions, structural components and criteria offormation of this personal quality.
Key words: components, motivation, independent work, structure, functions.
(Статья поступила в редакцию 22.12.2014)
а школы -
о.с. ЛЯХОВА (Волгоград)
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Определено понятие правовой культуры личности, выявлены ее функции, структурные компоненты и критерии сформированности.
Ключевые слова: правовая культура личности, познавательный компонент, правосознание, правомерное поведение.
Правовая культура личности в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с состоянием современной российской социально-правовой действительности. Это подтверждается официальными данными Министерства внутренних дел Российской Федерации. По статистике, каждое двадцать первое преступление в период с января по сентябрь 2014 г., т.е. около 5%, было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Почти половину всех преступлений несовершеннолетних составили хищения чужого имущества, более 60% всех преступлений носили тяжкий или особо тяжкий характер [9]. Эти данные говорят о том, что в условиях современного общества чрезвычайно важно еще в детском возрасте, в начале процесса социализации получить основы знаний об окружающей правовой действительности, сформировать ценностное отношение к правомерным поступкам и к закону в целом. Цель данной статьи состоит в выявлении сущностных характеристик правовой культуры как одного из научных оснований моделирования процесса формирования исследуемого личностного качества.
Диапазон представлений о содержании понятия «правовая культура» весьма широк, что связано с неоднозначным пониманием права, отсутствием четких границ между правовой культурой и правом либо правовой культурой и культурой в широком и узком смыслах.
Правовая культура понимается исследователями в следующих аспектах: как внутреннее содержание и качества гармоничной личности, ее ценностные ориентации, сформированные под влиянием различных факторов (З.П. Чикеева, Т.В. Синюкова, О.О. Спици-на, В.П. Малахов, Л.А. Вострякова, П.Б. Тара-
© Ляхова О.С., 2015
- известия вгпу. пе,
сов, М.Е. сивохин); как уровень правосознания, качество усвоенных знаний и полученной информации о правовой действительности (р.с. Байниязов, Т.А. Титаренко); как внутреннее умение применять юридические знания на практике, действовать в различных сферах жизни общества согласно букве закона, навык бессознательного правомерного поведения (А.и. кузнецов, М.с. устюгов, в.е. Тол-пыкин, з.н. каландаришвили, в.А. затонский, с.Б. Балшикеев, М.М. карасартова, с.Ю. назаров); как психологическое качество личности, обусловленное стремлениями, интересами, взглядами, оценками, убеждениями (Е.в. Аграновская).
в ходе анализа научной литературы по данному вопросу мы разработали следующее определение данного личностного качества: под правовой культурой личности понимается внутреннее индивидуальное качество человека, определяющее готовность действовать в различных сферах жизнедеятельности в рамках закона.
к первостепенному целостному свойству личностного качества н.Т. Абрамова, в.с. Ильин, Ф.к. савина относят функции, которые оно выполняет в формировании личности [1, с. 74; 7, с. 109; 11, с. 38]. Авторы называют функции следующим после определения элементом в системе сущностных характеристик личностного качества.
Ценным для нашей работы представляется толкование функции как роли, которую объект выполняет по отношению к другим явлениям; такого отношения части к целому, при котором часть обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого [4, с. 9]. в.в. сериков утверждает: чем полнее набор функций, тем более целостный характер носит целое [13, с. 18]. Эти идеи стали для нас основными в поиске функций исследуемого личностного качества.
Мы исследовали точки зрения относительно функций правовой культуры таких авторов, как А.с. Евдокимов, з.н. каландаришвили, Е.в. Трубицына, М.М. карасартова, в.к. Бабаев, в.М. Баранов, в.А. Толстик, Г.в. назарен-ко, М.М. карасартова, с.Ю. назаров и др.
в соответствии с выбранным определением правовой культуры личности и опираясь на мнения вышеназванных исследователей, мы считаем наиболее актуальными для рассмотрения правовой культуры личности регулятивную, познавательную, оценочную, ценностную функции и функцию правовой социализации личности.
гогические науки -
Регулятивная функция определяет положительную направленность действий и поступков личности в ситуациях, имеющих правовое содержание, влияет на поведение людей в обществе, способствует реализации полученных знаний о правовой действительности. Познавательная функция правовой культуры личности позволяет человеку накапливать знания о правовой действительности, правильно воспринимать и перерабатывать полученную правовую информацию для того, чтобы строить свое поведение в соответствии с требованиями закона. Ценностная функция правовой культуры личности способствует осознанию индивидом права и правомерного поведения как высшей ценности и формирует ценностное отношение к способности (в том числе и других людей) выстраивать свое ежедневное поведение в рамках закона. Оценочная функция позволяет выработать систему взглядов и собственных оценок поведений окружающих людей с точки зрения права, что способствует формированию правомерного поведения личности. Функция правовой социализации личности предусматривает накопление человеком социального опыта в правовой сфере жизнедеятельности, приобщение к наследию человеческой культуры в области законности и правопорядка.
следующим важнейшим свойством целого, по мнению в.с. ильина, является свойство единства его функций [7, с. 83]. Только в совокупности функций, как отмечает в своем исследовании л.в. удачина (другими словами, через своеобразную систему функций), раскрывается сущность объекта [16, с. 45]. систему функций, по мнению A.A. Глебова, характеризует состав некоторой их совокупности, их иерархия и последовательность, т.е. осознание одних функций как базовых для последующих [4, с. 9].
в связи с вышесказанным мы можем провести следующую цепочку функций по направлению от главенствующей к базовой и представить их иерархию: функция правовой социализации личности, регулятивная, оценочная, ценностная, познавательная. Первая является системообразующей.
свойством целого, кроме функций, является единство компонентов, представляющее собой структуру личностного свойства. По мнению Ю.к. Бабанского, переход от описания к объяснению, от явлений к сущности обязательно включает в себя познание структуры исследуемых систем [3, с. 18]. структура целостного явления рассматривается в статиче-
ском и динамическом аспектах (A.A. Глебов, В.с. Ильин, А.М. саранов, Н.К. сергеев и др.). в данной статье ограничимся рассмотрением только статической структуры, которую будем понимать как связь частей в рамках личностного свойства (В.с. Ильин). Мы выделяем в структуре правовой культуры личности следующие реализующие выделенные выше функции компоненты: познавательный компонент, правосознание и правомерное поведение, рассматриваемые нами в неразрывной связи.
Первый компонент - познавательный -становится основой для последующих элементов, формирующихся под влиянием информации индивида об окружающей правовой действительности. следовательно, данный компонент реализуется в рамках познавательной функции и функции правовой социализации личности. А поскольку названные функции выступают как базовая и ведущая соответственно, это означает, что данный компонент - базовый в структуре правовой культуры личности, и на его основе формируются остальные компоненты.
Правосознание выполняет оценочную и ценностную функции, т.к. оно выступает симбиозом составляющих его элементов, таких как правовая психология и правовая идеология. Правовое поведение является закономерным результатом усвоения индивидом знаний о праве и принятых нормах, сформировавшихся у него установок, идей, взглядов и стереотипов, а также оно выражает накопленный им социальный опыт, совокупность умений и навыков применять полученную информацию в рамках закона. Правомерное поведение выполняет ценностную, регулятивную функции и функцию правовой социализации личности и поэтому является главенствующим компонентом, т.к. все вышеперечисленные компоненты с учетом реализуемых ими функций становятся основой для его проявления.
Однако вопрос о компонентах статической структуры ученые не сводят только к иерархии. Важным аспектом является также их наполнение. содержание компонентов должно определяться на основе реальных функций, которые присущи компоненту в рамках целого [4, с. 9]. следовательно, исходя из вышесказанного, а также опираясь на исследования В.А. Затонского, H.H. Лебедевой, наполнение познавательного компонента включает в себя следующие элементы: правовую образованность, т.е. умения и навыки пользоваться правом в любой ситуации; интеллектуальный элемент, т.е. наличие у индивида определен-
а школы -
ного уровня правовой информированности об окружающей его правовой действительности.
Второй компонент правовой культуры личности - правосознание, - согласно мнениям В.К. Бабаева, В.М. Баранова, В.А. Толсти-ка, Е.В. Ильенко и В.А. Беловолова, включает в себя такие элементы, как правовая идеология, которая выражается в наличии позитивных правовых чувств и эмоций, и правовая психология. Последняя базируется на правовой идеологии, и эти элементы - взаимопроникающие, переплетающиеся, постоянно взаимодействующие стороны правосознания - и составляют единый компонент правовой культуры личности.
Правовое поведение, будучи третьим компонентом в структуре правовой культуры личности, включает в себя, по мнению Е.В. Ильенко, В.А. Беловолова, с.Н. Брата-новского, М.М. Карасартовой, А.Л. Востряко-вой, следующие элементы: мотивационный, нормативно-поведенческий (регулятивный), а также творческую деятельность индивида в правовой сфере.
описание трех целостных свойств правовой культуры личности не завершает рассмотрение сущностных характеристик исследуемого свойства личности. Перспективным направлением является рассмотрение динамической структуры данного качества и уровней его сформированности.
список литературы
1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М. : Наука, 1974.
2. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М. : Наука, 1988.
3. Бабанский Ю.К. О методологии комплексного исследования проблемы «совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников» // совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников : сб. ст. Ростов на/Д. : Изд-во РГПИ, 1974.
4. Глебов А.А. Логика познания сущности личностного качества // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. сер. : Пед. науки. 2010. №4 (48). с. 8-13.
5. Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания : дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1982.
6. Ильенко Э.В., Беловолов В.А. Аксиологическая составляющая правового образования учащейся молодежи // сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. с. 214-218.
7. Ильин В.с. О структуре педагогической теории // Педагогические основы комплексного
известия вгпу. педагогические науки
подхода к учебно-воспитательному процессу : сб. науч. тр. Волгоград : Изд-во ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1979.
8. Лебедева H.H. Право. Личность. Интернет. М. : ВольтерсКлувер: СПС «Гарант», 2004.
9. Министерство внутренних дел Российской Федерации: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru (дата обращения: 02.11.2014).
10. Певцова E.A. Основы правовой культуры. М., 2001.
11. Савина Ф.К. О совершенствовании понятийного аппарата исследования // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1990.
12. Сергеев Н.К. О подходах к разработке модели выпускника педвуза // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1990.
13. Сериков В.В. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду // Органическое единство учебного и воспитательного процессов : сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во ВГПИ им. Серафимовича,1982.
14. Совершенствование учебно-воспитательного процесса : сб. науч. тр. Волгоград : Изд-во ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1977.
15. Современная юридическая энциклопедия. М., 2000.
16. Соловьева Т.И. Социальные процессы как объект социального познания // Философские науки. 1987. № 3. С. 43.
17. Удачина Л.В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике : дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1973.
18. Черданцев A^. Теория государства и
права. М. : Юрайт, 1999.
* * *
1. Abramova N.T. Tselostnost i upravlenie. M. : Nauka, 1974.
2. Agranovskaya E.V. Pravovaya kultura i obespechenie prav lichnosti. M. : Nauka, 1988.
3. Babanskiy Yu.K. O metodologii kompleksnogo issledovaniya problemyi «Sovershenstvovanie uchebno-vospitatelnogo protsessa s tselyu povyi-sheniya effektivnosti ucheniya shkolnikov» // Sovershenstvovanie uchebno- vospitatelnogo protsessa s tselyu povyisheniya effektivnosti ucheniya shkolni-kov : sb. st. Rostov n/D. : Izd-vo RGPI, 1974.
4. Glebov A.A. Logika poznaniya suschnosti lichnostnogo kachestva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2010. №4 (48). S. 8-13.
5. Golovchenko V.V. Teoreticheskie voprosyi effektivnosti pravovogo vospitaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. Kiev, 1982.
6. Ilenko E.V., Belovolov V.A. Aksiologicheskaya sostavlyayuschaya pravovogo obrazovaniya uchas-
cheysya molodezhi // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. № 10. S. 214-218.
7. Ilin V.S. O strukture pedagogicheskoy teo-rii // Pedagogicheskie osnovyi kompleksnogo podhoda k uchebno-vospitatelnomu protsessu : sb. nauch. tr. Volgograd : Izd-vo VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1979.
8. Lebedeva N.N. Pravo. Lichnost. Internet. M. : VoltersKluver : SPS «Garant», 2004.
9. Ministerstvo vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: ofits. sayt [Elektronnyiy resurs]. URL: http://mvd.ru (data obrascheniya: 02.11.2014).
10. Pevtsova E.A. Osnovyi pravovoy kulturyi. M., 2001.
11. Savina F.K. O sovershenstvovanii ponyatiynogo apparata issledovaniya // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti shkolnika i studenta : mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.
12. Sergeev N.K. O podhodah k razrabotke modeli vyipusknika pedvuza // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti shkolnika i studen-ta : mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.
13. Serikov V.V. O tselostnom podhode k izucheniyu gotovnosti starsheklassnikov k trudu // Organicheskoe edinstvo uchebnogo i vospitatelnogo protsessov : sb. nauch. tr. Volgograd: Izd-vo VGPI im. Serafimovicha,1982.
14. Sovershenstvovanie uchebno-vospitatelnogo protsessa : sb. nauch. tr. Volgograd : Izd-vo VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1977.
15. Sovremennaya yuridicheskaya entsiklopediya. M., 2000.
16. Soloveva T.I. Sotsialnyie protsessyi kak ob'ekt sotsialnogo poznaniya // Filosofskie nauki. 1987. № 3. S. 43.
17. Udachina L.V. Kategoriya «struktura» i «funktsiya» i ih metodologicheskaya rol v fizike : dis. ... kand. filos. nauk. Sverdlovsk, 1973.
18. Cherdantsev A.F. Teoriya gosudarstva i prava. M. : Yurayt, 1999.
Essential characteristics of the law culture as a personality quality
There is defined the notion ofpersonality's law quality, revealed its functions, structural components and formation criteria.
Key words: personality's law quality, cognitive component, legal conscience, legally acceptable behaviour.
(Статья поступила в редакцию 1.12.2014)