Научная статья на тему 'Сущностные характеристики мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста'

Сущностные характеристики мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ / COMPONENTS / MOTIVATION / INDEPENDENT WORK / STRUCTURE / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочарян Наталья Бариевна

Определено понятие мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Раскрыты функции, выявлены структурные компоненты и критерии сформированности исследуемого личностного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is defined the notion of teenage pupils’ motivation for independent work. There are revealed the functions, structural components and criteria of formation of this personal quality.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста»

- известия вгпу. пе,

и результат школьного воспитания : моногр. Волгоград : Перемена, 2004.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе : моногр. М. : Логос, 2012.

6. Черников В.А. Психолого-педагогические и управленческие способы преодоления дискриминации и насилия в школе // Формирование толерантного сознания в российской школе : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград :

Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.

* * *

1. Grigorev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatelnost Shkolnikov. Metodicheskiy konstruktor : posobie dlya uchitelya. M. : Prosveschenie, 2011.

2. Pedagogika, psihologiya i tehnologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb. posobie / D.Z. Ahmetova, Z.G. Nigmatov, T.A. Chelnokova [i dr.]; pod red. D.Z. Ahmetovoy. Kazan : Izd-vo «Poznanie» In-ta ekonomiki, upravleniya i prava, 2014.

3. Safronova E.M. Animatsionnyie sredstva vospitaniya tolerantnosti vo vneurochnoy deyatelnosti v ramkah FGOS // Grani poznaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2013. №4 (24). URL : http://grani. vspu.ru/files/publics/1375773637.pdf.

4. Safronova E.M. Formirovanie nravstvenno-smyislovogo otnosheniya k obrazovaniyu kak tsel i rezultat shkolnogo vospitaniya : monogr. Volgograd : Peremena, 2004.

5. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatelnom protsesse : monogr. M. : Logos, 2012.

6. Chernikov V.A. Psihologo-pedagogicheskie i upravlencheskie sposobyi preodoleniya diskriminatsii i nasiliya v shkole // Formirovanie tolerantnogo soznaniya v rossiyskoy shkole : sb. nauch. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2008.

Tolerance of primary school pupils towards children with special educational needs: diagnostic aspect

There is defined the notion "tolerance" towards children with special educational needs. There are stated the components, criteria, factors and formation levels ofprimary school pupils' tolerance towards this category of children.

Key words: tolerance, tolerance development, primary school pupils, special educational needs, criteria, factors, levels.

(Статья поступила в редакцию 10.12.2014)

гогические науки -

Н.Б. КОЧАРЯН (Волгоград)

сущностные характеристики мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста

Определено понятие мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Раскрыты функции, выявлены структурные компоненты и критерии сформированности исследуемого личностного качества.

Ключевые слова: компоненты, мотивация, самостоятельная работа, структура, функции.

В Федеральной программе развития образования в России на 2004 - 2015 гг. «Наша новая школа», «Национальной доктрине образования до 2025 года», модели «Российское образование - 2020» указывается на одну из основных задач педагогики и школы - выработку у школьников навыков самостоятельной работы. В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в обязанности педагогических работников входит развитие у школьников самостоятельности.

Анализ материалов научно-практических конференций (Волгоград, 2013г.; Новосибирск, 2010 г.; Москва, 2012 г.), диссертационных исследований последних лет (И.А. Гури-ной, И.В. Зотовой, И.В. Козырева, Л.О. Край-новой и др.) и изучение опыта учителей-практиков из МОУ гимназии №7, МОУ гимназии №2, МОУ СОШ №31, МОУ СОШ №120 г. Волгограда, выполненные в 2014 г., показали, что практически все исследователи и учителя считают самостоятельную работу одним из важнейших требований к организации образовательного процесса.

Между тем не все обучающиеся готовы к выполнению самостоятельной работы. Диагностирование 260 школьников 5 - 8-х классов МОУ гимназии №7 Красноармейского района г. Волгограда, а также беседа с их родителями и учителями показали, что 67% школьников не готовы работать самостоятельно [3, с. 52]. Полученные нами данные согласуются с мнениями Е.В. Захаровой, Н.Г. Лукиновой, С.Н. Гайдай, С.В. Митрохиной и др. Это обстоятельство обусловило задачу данной статьи: описа-

© Кочарян Н.Б., 2015

педагогика школы

ние сущностных характеристик мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста как одного из условий целе-полагания в учебном процессе.

Мотивацию самостоятельной работы школьников подросткового возраста мы понимаем, опираясь на научные взгляды Ю.К. Ба-банского, Л.И. Божович, О.С. Гребенюка, Е.В. Карповой, И.Я. Лернера, П.И. Пидкаси-стого, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др., как систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил деятельности личности, являющуюся интегратором развития личности в целом.

В полной мере сущность личностного качества, по утверждению ученых В.С. Ильина, Ф.К. Савиной, В.В. Серикова, раскрывается через его целостные свойства. к первостепенному целостному свойству личностного качества Н.Т. Абрамова, Ф.К. Савина, Ю.Н. Южаков и др. относят функции, т.к. функция, замечает Ф.З. Меерсон, является условием существования структуры. В функции, указывают У.К. Аль-жанова, С.И. Архангельский, И.Ф. Исаев, П.И. Ставский и др., отражаются природа и специфика целого. Ценным для нашей работы представляется мнение А.А. Глебова о функциях, построенное на обзоре философской литературы, согласно которому функция - это то, какую роль объект выполняет по отношению к другим явлениям; такое отношение части к целому, при котором часть обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого [1, с. 10]. И чем полнее набор функций, отмечает В.В. Сериков, тем более целостный характер носит целое [5, с. 10]. Эти идеи послужили для нас регу-лятивами в поиске функций исследуемого качества личности.

опираясь на исследования н.В. Бордов-ской, О.С. Гребенюка, В.В. Зайцева, В.С. Ильина, А.К. Марковой, К.К. Платонова, Н.К. Сергеева и других исследователей мотивации самостоятельной работы школьников, опыт учителей МОУ СОШ №120, 31, МОУ гимназии №2 г. Волгограда, а также на собственный опыт, мы выделяем следующие функции мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста:

- побудительную (определяет силу, инициирует действия, настойчивость школьника в самостоятельной работе; возникает из потребностей, мотивов и интересов и выражает потребность школьника к самостоятельной работе);

- диагностическую (способствует развитию у школьников умения определить состояние выполняемой деятельности; обеспечивает выбор целей, средств и действий, постанов-

ку целей; активизирует познавательный интерес и стимулирует направленность личности на самостоятельную работу);

- рефлексивную (проявляется в способности школьников к самоизучению, анализу причинно-следственных связей, реализации ценностных ориентиров, в работе над собой; реализует оценку результатов самостоятельной работы);

- технологическую (побуждает к реализации потребностей, мотивов и интересов; позволяет школьникам самостоятельно выработать в процессе обучения собственные приемы работы, стать автором своей образовательной траектории, выбрать средства для удовлетворения потребностей, лежащих в основе мотива).

Поиск другого целостного свойства мотивации самостоятельной работы определяется идеей о том, что функции представляют собой не простой перечень, а определенную систему (B.C. Ильин, В.В. Сериков и др.). Согласно положениям целостного подхода, принципами систематизации функций являются их полнота, последовательность и соответствие структуре свойства личности. Иерархия функций определяется тем, что каждая последующая включает в себя предыдущую (В.В. Сериков), а предыдущая является базой для последующей [1, с. 41]. В связи с этим иерархическая последовательность функций мотивации самостоятельной работы школьников в проектной деятельности построена следующим образом: побудительная, диагностическая, рефлексивная, технологическая. Побудительная функция является системообразующей.

Следующим свойством целого, кроме функций, является единство его компонентов, представляющее собой структуру личностного свойства [2, с. 90]. Ученые волгоградской научной школы В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев указывают, что структуру целостного явления следует рассматривать в статическом и динамическом аспектах. В данной статье рассматривается статическая структура, понимаемая нами как связь частей в рамках личностного свойства [Там же, с. 8]. Под статической структурой мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста мы подразумеваем единство рефлексивно-оценочного, эмоционально-волевого и содержательно-операционного компонентов. Вышеназванные компоненты выделены в результате теоретического анализа (Е.Я. Голант, О.В. Ионина, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.) и осмысления функциональных свойств мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста.

известия вгпу. педагогические науки

Рефлексивно-оценочный компонент мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста предполагает сформированность у школьников готовности к самооценке в самостоятельной работе, характеризуется наличием приемов самоконтроля и самоанализа, определяющих перспективы развития самостоятельной работы. Следовательно, данный компонент реализует побудительную, диагностическую, технологическую и рефлексивную функции мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Критериями рефлексивно-оценочного компонента мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста являются собственные размышления школьников о возможностях, умениях, анализ результатов самостоятельной работы (Н.В. Боброва, М.Г. Гарунов, М.А. Данилов, Е.В. Ко-ролькова и др.).

Содержательно-операционный компонент мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста предполагает наличие готовности к свободному выбору пути достижения учебной цели - включает личностный опыт самостоятельной работы, возможности его реализации в самостоятельном овладении знаниями и умениями. Этот компонент реализует побудительную, диагностическую и технологическую функции мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Критериями содержательно-операционного компонента мотивации самостоятельной работы являются умения самостоятельно решать учебные задачи, организовывать самостоятельную работу в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.).

Эмоционально-волевой компонент мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста предполагает наличие у школьников настойчивости в преодолении трудностей, способности к волевым усилиям, самоконтролю, проявляется в стремлении к изучению методов самостоятельной работы, приобретению умения самостоятельно добывать знания, доводить начатую работу до конца, готовности к состязательности. Данный компонент реализует побудительную и рефлексивную функции мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Критериями эмоционально-волевого компонента являются опыт самостоятельного преодоления трудностей, умение сконцентрироваться в процессе самостоятельной работы (А.В. Быков,

Л.А. Венгер, Н.В. Сидячева, Е.О. Смирнова, М.В. Чумаков и др.).

Научное представление структуры исследуемого целостного личностного свойства предполагает определение иерархической со-подчиненности его компонентов, состоящей во включенности одного в другой [4, с. 66]. При этом, как отмечает В.С. Ильин, доминирующим компонентом является тот, который обладает наибольшими функциональными возможностями [2, с. 9].

Системообразующим в иерархии компонентов мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста является рефлексивно-оценочный, поскольку он реализует наибольшее количество функций: побудительную, определяющую мотивы самостоятельной работы; диагностическую, способствующую развитию у школьников умения определять состояние выполняемой деятельности; рефлексивную, выражающую способность к рефлексии; технологическую, вырабатывающую умение ясно формулировать учебную задачу.

Следующее место в иерархической последовательности компонентов занимает содержательно-операционный компонент. он реализуется через побудительную функцию, выражающую стремление к самостоятельному решению учебной задачи; диагностическую, обеспечивающую самостоятельный выбор целей, средств и действий; а также технологическую функцию, позволяющую школьнику стать автором собственной образовательной траектории.

Наконец, роль базового выполняет эмоционально-волевой компонент, который реализует побудительную функцию, выражающую интерес к самостоятельной работе, и рефлексивную, определяющую опыт самостоятельного преодоления трудностей.

описание приведенных целостных свойств мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста не завершает рассмотрение ее сущностных характеристик. Перспективным направлением является рассмотрение динамической структуры мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, представляемой уровнями сформированности исследуемого личностного качества.

список литературы

1. Глебов А.А. Целостные педагогические системы: историко-педагогическое исследование. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

2. Ильин В.С. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические

основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1990.

3. Кочарян Н.Б. Проблема формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXIXX Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : Изд-во «СибАК», 2014.

4. Сергеев Н.К. О подходах к разработке модели выпускника педвуза // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1990.

5. Сериков В.В. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду // Органическое единство учебного и воспитательного процессов : сб. науч. тр. Волгоград : Изд-во ВГПИ

им. Серафимовича, 1982.

* * *

1. Glebov A.A. Tselostnyie pedagogicheskie sistemyi: istoriko-pedagogicheskoe issledovanie. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2010.

2. Ilin V.S. Tselostnyiy podhod k formirovaniyu lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi for-mirovaniya lichnosti shkolnika i studenta : mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.

3. Kocharyan N.B. Problema formirovaniya motivatsii samostoyatelnoy rabotyi shkolnikov podrostkovogo vozrasta // Lichnost, semya i obschestvo: voprosyi pedagogiki i psihologii : sb. st. po materialam XXIXX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk : Izd-vo «SibAK», 2014.

4. Sergeev N.K. O podhodah k razrabotke modeli vyipusknika pedvuza // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti shkolnika i studenta : mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.

5. Serikov V.V. O tselostnom podhode k izucheniyu gotovnosti starsheklassnikov k trudu // Organicheskoe edinstvo uchebnogo i vospitatelnogo protsessov : sb. nauch. tr. Volgograd : Izd-vo VGPI im. Serafimovicha, 1982.

Essential characteristics of teenage pupils' motivation for independent work

There is defined the notion ofteenage pupils' motivation for independent work. There are revealed the functions, structural components and criteria offormation of this personal quality.

Key words: components, motivation, independent work, structure, functions.

(Статья поступила в редакцию 22.12.2014)

а школы -

о.с. ЛЯХОВА (Волгоград)

сущностные характеристики правовой культуры как качества личности

Определено понятие правовой культуры личности, выявлены ее функции, структурные компоненты и критерии сформированности.

Ключевые слова: правовая культура личности, познавательный компонент, правосознание, правомерное поведение.

Правовая культура личности в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с состоянием современной российской социально-правовой действительности. Это подтверждается официальными данными Министерства внутренних дел Российской Федерации. По статистике, каждое двадцать первое преступление в период с января по сентябрь 2014 г., т.е. около 5%, было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Почти половину всех преступлений несовершеннолетних составили хищения чужого имущества, более 60% всех преступлений носили тяжкий или особо тяжкий характер [9]. Эти данные говорят о том, что в условиях современного общества чрезвычайно важно еще в детском возрасте, в начале процесса социализации получить основы знаний об окружающей правовой действительности, сформировать ценностное отношение к правомерным поступкам и к закону в целом. Цель данной статьи состоит в выявлении сущностных характеристик правовой культуры как одного из научных оснований моделирования процесса формирования исследуемого личностного качества.

Диапазон представлений о содержании понятия «правовая культура» весьма широк, что связано с неоднозначным пониманием права, отсутствием четких границ между правовой культурой и правом либо правовой культурой и культурой в широком и узком смыслах.

Правовая культура понимается исследователями в следующих аспектах: как внутреннее содержание и качества гармоничной личности, ее ценностные ориентации, сформированные под влиянием различных факторов (З.П. Чикеева, Т.В. Синюкова, О.О. Спици-на, В.П. Малахов, Л.А. Вострякова, П.Б. Тара-

© Ляхова О.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.