*УДК 373.1
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ
МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
О.С. Титова
Научная статья посвящена вопросу профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ. В статье анализируются основные модели организации профильного обучения на селе. Автор приходит к выводу, что наиболее приемлемым вариантом профильной подготовки сельских школьников является дистанционное обучение. Среди рассмотренных вариантов использования дистанционных технологий в профильной подготовке учащихся наиболее оптимальным является осуществление образовательного процесса через интерактивный портал системы дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, профильное обучение, сельская малокомплектная школа.
На сегодняшний день в связи с переходом на профильное обучение большое внимание уделяется личностному и профессиональному самоопределению старшеклассников, что является показателем социальной зрелости выпускника школы. Однако, несмотря на то, что профильное обучение прошло стадию разработки и становления, не до конца решены вопросы организации профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ. Это связано, в первую очередь, с современным положением сельских педагогов. У большинства учителей отсутствует опыт работы по дифференцированному обучению, во многих сельских образовательных учреждениях ощущается нехватка профессиональных психологов и социальных педагогов, в то время как на них возлагается значительный объём работы в рамках предпрофильной подготовки. Малочисленность контингента затрудняет создание профилей на селе, старшеклассники практически лишены выбора и вынуждены обучаться в общеобразовательном классе.
Ряд исследователей ([1, 7, 10]) предлагают различные варианты реализации концепции профильного обучения в сельских малокомплектных школах. Анализ литературы по данной проблеме позволил условно разделить предлагаемые модели на две группы.
В первую группу объединяются модели организации профильного обучения в рамках одного образовательного учреждения («Однопрофильная школа», «Многопрофильная школа»,
«Внутришкольное профильное обучение» и др.). Однако, по мнению А.А. Филимонова [13], ограниченные ресурсы (кадровые, материальные, методические) отдельной школы не позволяют организовать обучение старшеклассников в режиме индивидуальных образовательных программ и, соответственно, обеспечить максимальную свободу выбора образовательной траектории.
Во второй группе представлены разновидности сетевой модели с привлечением ресурсов других образовательных учреждений («Школа - ресурсный центр», «Межшкольное объединение», «Ресурсный центр муниципального округа», «Областной ресурсный центр» и др.). Некоторые исследователи (например, [8]) отмечают преимущества сетевой модели:
• появляется возможность значительно расширить количество профилей обучения и тем самым максимально удовлетворить интересы и потребности учащихся;
• более эффективно используется кадровый потенциал педагогических коллективов школ;
• возникает возможность продуктивнее использовать учебно-материальную базу.
По мнению А.Б. Вифлеемского [2], при реализации сетевой модели на селе возникают трудности организационного, социального и финансового характера. Для обеспечения подвоза учащихся к школе нужно иметь транспортное средство, содержать в штате водителя, располагать средствами для приобретения бензина, необходимо наличие хорошей дороги между населёнными пунктами и т.д. Однако, сетевая модель предусматривает возможности для организации дистанционного обучения, что является одним из путей решения возникающих проблем.
Несмотря на то, что дистанционные технологии в России используются преимущественно для получения высшего образования, система дистанционного обучения, применяя принципиально новые средства обучения (сетевые технологии, Интернет и т.д.), открывает возможности для школьного образования (для реализации профильной подготовки учащихся, проживающих в отдалённых регионах). По словам И.А. Тагуновой [11], дистанционное обучение обеспечивает учащимся возможность самим получать знания с помощью развитых информационных ресурсов: баз данных, компьютерных обучающих и контролирующих систем, видео- и аудиозаписей, электронных библиотек.
По мнению Ю.Г. Коротенкова [5], дистанционное обучение может быть использовано в средней
, но лишь в случае выполнения ряда условий. Во-первых, в традиционной системе обучеТ^В учитель, являясь носителем знаний, воспроизводит содержание обучения в доступном для учащихся виде, способствует систематизации получаемой учеником информации. Следовательно, компьютерные средства обучения должны максимально соответствовать уровню знаний и мышления учащихся, быть легко воспроизводимыми. Соответственно, применение дистанционных технологий в средней школе должно быть дифференцированно. Во-вторых, целесообразно использовать дистанционные технологии только в качестве надстройки над базовой системой с учётом специфики и профильной направленности обучения. В этом случае компьютерные средства обучения могут использоваться лишь как дополнительный иллюстративный материал.
Т.М. Третьяк [12] и А.И. Крылов [6] предлагают варианты организации профильного обучения посредством проведения дистанционных обучающих сетевых олимпиад. Олимпиады являются дистанционными, так как участники из разных регионов взаимодействуют между собой и с организаторами олимпиады только через Интернет. Задания командам пересылаются по электронной почте, таким же образом команды отчитываются о выполнении заданий. Дистанционные олимпиады являются обучающими, так как для успешного участия необходимо искать и находить новую информацию в разных источниках, осмысливать и интерпретировать её. В дистанционных олимпиадах не стоит задача только проверить знания по какому-либо предмету, высоко ценится самостоятельное приобретение и применение знаний. Этот вариант удобен тем, что для участия необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.
К.Е. Грибанова [3] рассматривает возможности применения виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся. Различные модели виртуальных экскурсий обладают общими свойствами: реализуют межпредметные связи, создают определённый эмоциональный фон, выполняют функции профильного и профессионального самоопределения. Использование в учебном процессе виртуальных экскурсий развивает умения поиска информации, извлечения смыслов из полученной информации, их интерпретации и критического анализа.
М.Б. Зыков [4] предлагает четыре варианта реализации принципов дистанционного обучения в процессе профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ:
1. Традиционный тип урока с использованием информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ).
2. Комбинированный урок с участием учителя-тьютора.
3. Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.
4. Организация учебного процесса с использованием информационных ресурсов удалённого учебного центра.
В варианте традиционного урока с использованием ИКТ учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса различные электронные издания на СБ-носителях и образовательные Интернет-ресурсы. В варианте комбинированного урока традиционные уроки сохраняются в объёме 70% учебного времени, оставшиеся 30% времени отводятся на внеурочную работу учащихся в компьютерном классе под руководством учителя-тьютора. Внеурочная деятельность в компьютерном классе предполагает организацию самостоятельной работы учащихся по изучаемому курсу, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и т.д.
Вариант самостоятельной работы с электронными и информационными ресурсами предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами (50% учебного времени), групповыми тьюториалами и консультациями (по 25% времени). На первом вводном занятии учителем-тьютором определяются цели и задачи курса, характеризуется его содержание, раскрывается методика организации занятий и проводится входное тестирование. По результатам тестирования учителем разрабатываются индивидуальные задания для учащихся, над выполнением которых они работают в дальнейшем. На групповых тьюториалах учитель взаимодействует с малой группой обучающихся, ведёт обсуждение наиболее сложных тем курса, рассматривает основные затруднения и т.д. В ходе индивидуальных консультаций учитель работает с каждым обучаемым: выясняет степень выполнения задания, отвечает на вопросы, даёт рекомендации и т.д. Этот способ организации обучения даёт возможность для построения профильных и элективных курсов.
В случае организации учебного процесса с использованием информационных ресурсов удалённого учебного центра, в качестве него могут выступать заочные школы с дистанционной поддержкой, созданные на базе профессиональных учебных заведений.
заочных школ.
Первый этап - презентация возможностей заочных школ, с целью знакомства старшеклассников с многообразием образовательных услуг и мотивации их на построение своего образовательного маршрута с учётом возможностей заочных дистанционных школ.
Второй этап - выбор учащимися того или иного дистанционного курса и выполнение заданий в соответствии с программой обучения. Учащийся отсылает выполненное задание по электронной почте дистанционному преподавателю, по результатам проверки получает комментарии к выполненной работе (рекомендации по доработке, исправлению, наводящие вопросы, советы и т.д.).
С учащимися работают два учителя:
• интернет-преподаватель организует освоение курса с учётом индивидуальных познавательных интересов, темпа усвоения информации, уровня успеваемости учащихся;
• очный учитель-тьютор консультирует и координирует, организует учебный процесс.
Подобный вариант организации профильной подготовки сельских школьников предлагают В.М.
Петруленков и Д.Г. Козлов [9]. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении ими положена интенсивная самостоятельная работа ученика, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность консультироваться с преподавателем - лично, по телефону или электронной почте. Образовательный процесс может осуществляться через интерактивный портал системы дистанционного обучения, который включает следующие разделы:
- информацию, дающую представление о системе дистанционного обучения и школах, включённых в эту систему;
- правила работы с системой дистанционного обучения;
- интерактивную форму для регистрации и отправки информации от обучающегося к администратору;
- информацию о преподавателях, обеспечивающих методическую поддержку системы дистанционного обучения;
- информацию о дисциплинах школьной программы, разделах и главах этих дисциплин, вынесенных на изучение в системе дистанционного обучения;
- расписание очных консультаций преподавателей;
- методические разработки и тематические контрольные работы по каждой теме выбранной дисциплины;
- систему удалённого тестирования и информацию о результатах выполненных контрольных работ и тестирования.
Среди характеристик системы дистанционного обучения наиболее важными являются следующие:
• открытый доступ к информационных ресурсам;
• возможность общения между учеником и учителем, учащимися между собой в реальном и отложенном времени;
• возможность организации совместной работы учащихся, обсуждения результатов;
• возможность просмотра учениками результатов своей деятельности.
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет нам утверждать, что наиболее удачной формой реализации профильного обучения в сельской школе является сетевая модель с привлечением ресурсов других образовательных учреждений (в том числе вузов), так как остальные варианты («Однопрофильная школа», «Многопрофильная школа») не учитывают специфики обучения на селе.
Профильную подготовку в сельской школе целесообразно осуществлять посредством дистанционного обучения, так как оно позволяют максимально учесть индивидуальные познавательные потребности учащихся. При дистанционном обучении большое внимание уделяется самостоятельной подготовке учащихся, что развивает умение поиска материала, в том числе с использованием возможностей сети Ш;ете1. Обучаясь дистанционно, учащиеся имеют возможность устанавливать полезные контакты с учащимися других школ, выбравших такой же профиль обучения. Кроме того, для организации дистанционного обучения необходимо лишь наличие компьютера и доступа в Интернет, в то время как доставка школьников в другое учебное заведение на автобусах затруднена в связи с плохими дорогами и финансовыми затратами.
Как показывает анализ, организация профильной подготовки учащихся старших классов
обучения имеет ряд преимуществ.
Во-первых, такая организация учебного процесса обеспечивает поддержку не одному, а нескольким профильным курсам, что при традиционном построении учебного процесса вызывает большие затруднения.
Во-вторых, у учащихся появляется возможность общаться не только друг с другом (в одном классе), но и с другими школьниками и преподавателями дистанционно (например, участвовать в виртуальных конференциях).
В-третьих, учащиеся имеют возможность самостоятельно определиться с профессиональным выбором и подготовиться к поступлению в вуз.
The scientific article is devoted to the problem of pupil’ core training in the country small schools. The main problems of the core training organization are analyzed here. The author comes to the conclusion that the distance learning is the most preferable variant of core training for country pupils. The author has contemplated various variants of distance technologies’ usage and believes that implementation of educational process through an interactive portal of distance learning system is the most optimal.
The key words: distance learning, core training, the country small school.
Список литературы
1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Концепция профильного обучения сельских школьников // Школьные технологии. 2003. №5. С. 47-62.
2. Вифлеемский А.Б. Сетевые модели профильного обучения // Школьные технологии. 2004. №4. С. 53-58.
3. Грибанова К.Е. Возможности использования виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся // Профильная школа. 2009. № 3. С. 9-16.
4. Зыков М.Б. Дистанционное образование для малокомплектной сельской школы [Электронный ресурс] URL: http://www.mbzykov.ru (дата обращения: 11.11.2006).
5. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования // Школьные технологии. 2005. №3. С. 66-70.
6. Крылов А.И. Дистанционные обучающие олимпиады для школьников: мультипредметные технологии // Народное образование. 2008. №5. С. 166-170.
7. Остапенко А.А., Скопин А.Ю. Модели профильного обучения в сельской школе // Профильная школа.2004. №4. С. 11-21.
8.Пан С.М., Бобкова Л.Г., Криволапова Н.А. Региональные подходы к организации профильного обучения в сельской школе // Профильная школа. 2006. №1. С. 24-31.
9. Петруленков В.М, Козлов Д.Г. Дистанционное обучение сельских школьников // Народное образование. 2007. № 2. С. 204-209.
10. Смолянинов А.А, Здобина Н.Б. Выбрать свой вариант, создать свою модель. Рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе // Первое сентября. 2007. № 2. С. 9-10.
11. Тагунова И.А. Инновационные процессы в образовании в контексте деятельности международных организаций // Педагогика. 2007. № 2. С. 79-90.
12. Третьяк Т.М. Профильное обучение в форме обучающих сетевых олимпиад // Педагогическая техника. 2007. № 2. С. 36-40.
13. Филимонов А.А. Сетевое профильное обучение в условиях сельской местности // Профильная школа. 2008. № 1. С. 44-50.
Об авторе
Титова О С. - старший преподаватель кафедры математики и экономики, соискатель кафедры теории и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета,