Научная статья на тему 'Профильная математическая подготовка учащихся старших классов сельской малокомплектной школы в условиях дистанционного обучения'

Профильная математическая подготовка учащихся старших классов сельской малокомплектной школы в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE TRAINING / RURAL DISTRICT SCHOOL / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Ольга Сергеевна

Статья посвящена вопросам профильной математической подготовки старшеклассников сельских школ. В статье делается попытка доказать, что наиболее приемлемым вариантом организации профильной подготовки на селе является привлечение ресурсов другого учебного заведения с использованием дистанционного обучения. Средством профильной подготовки выступают прикладные математические задачи, обеспечивающие развитие профильных интересов учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The profile mathematical training in rural district high school with the help of a distance education

This article examines senior pupils. problems of a profile mathematical training in rural district schools. The article proves that the usage of another educational institution.s resources with the help of a distance education is the most optimum alternative of the profile training organization in the countryside. Means of the profile training are mathematical applied problems providing for the development of senior pupils. profile interests

Текст научной работы на тему «Профильная математическая подготовка учащихся старших классов сельской малокомплектной школы в условиях дистанционного обучения»

УДК 372.851 О. С. ТИТОВА

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

ПРОФИЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ__________________________________________

Статья посвящена вопросам профильной математической подготовки старшеклассников сельских школ. В статье делается попытка доказать, что наиболее приемлемым вариантом организации профильной подготовки на селе является привлечение ресурсов другого учебного заведения с использованием дистанционного обучения. Средством профильной подготовки выступают прикладные математические задачи, обеспечивающие развитие профильных интересов учащихся.

Ключевые слова: профильное обучение, сельская малокомплектная школа, дистанционное обучение.

Переход на профильное обучение обусловил необходимость решения ряда связанных с этим проблем. В частности, недостаточно разработаны критерии отбора содержания профильного обучения, не определён уровень общей и предпрофессиональной компетентности и т.д. Кроме того, существует ряд проблем как связанных с психологической неготовностью родителей и учащихся к реализации идей профильного обучения, так и с проблемами организационного и социального характера.

В сельских школах реализация профильного обучения сопряжена с огромными трудностями, которые обусловлены, главным образом, отсутствием квалифицированных педагогических кадров, недостатком ресурсов, слабой подготовкой учащихся и малокомп-лектностью школ. Организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе затруднена в связи с малочисленностью классов, что приводит к отсутствию соревновательности в учёбе, ограниченности в выборе форм обучения и воспитания, безальтерна-тивности учащихся в выборе предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности.

Проанализировав различные варианты организации профильной подготовки на селе, представленные в работах Л. В. Байбородовой, А. Б. Вифлеемского, В. С. Данюшенкова, Н. Здобиной, О. В. Коршуновой,

А. А. Остапенко, Л. Н. Серебренниковой, А. Ю. Скопина, А. Смолянинова и др., мы пришли к следующему выводу. Модели организации профильного обучения сельских школьников можно разделить на две группы. Первая группа — модели, предусматривающие организацию профильного обучения в рамках одного образовательного учреждения (используются ресурсы одной школы), вторая группа — разновидности сетевой модели (привлечение ресурсов других учреждений).

Некоторые исследователи отмечают преимущества сетевой модели:

— появляется возможность значительно расширить количество профилей обучения и тем самым

максимально удовлетворить интересы и потребности учащихся;

— более эффективно используется кадровый потенциал педагогических коллективов школ;

— появляется возможность продуктивнее использовать учебно-материальную базу.

Для достижения результата необходимо, чтобы данная модель строилась на следующих принципах [1]:

— удовлетворение запросов и потребностей учащихся;

— добровольность;

— открытость и незамкнутость;

— кооперационное и коммуникационное взаимодействие;

— объединение и доступность ресурсов;

— практическая направленность и целесообразность.

Сетевая модель предусматривает возможности для организации дистанционного обучения, процесс которого координируется из ресурсного центра.

В качестве ресурсного центра Е. А. Шимко [2] предлагается учебное заведение высшего профессионального образования. Одним из перспективных направлений внедрения технологии профильного обучения на основе сотрудничества средней и высшей школ можно отнести повышение образовательной и методологической компетенции педагогических работников, а также создание профильных классов, ориентированных на сотрудничество с вузами.

Дистанционное обучение как одно из направлений профильной подготовки учащихся сельских школ рассматривается в работах К. Е. Грибановой, М. Б. Зубова, Д. Козлова, А. Крылова, М. Миновой,

В. Петруленкова, Т. М. Третьяк и др.

В частности, Т. М. Третьяк [3] и А. Крылов [4] предлагают варианты организации профильного обучения посредством проведения дистанционных обучающих сетевых олимпиад. К.Е. Грибанова [5] рассматривает возможности применения виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

М. Б. Зыков [6] предлагает четыре варианта реализации принципов дистанционного обучения в процессе профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ:

1. Традиционный тип урока с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

2. Комбинированный урок с участием учителя-тьютора.

3. Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.

4. Организация учебного процесса с использованием информационных ресурсов удалённого учебного центра.

В режиме традиционного урока с использованием. ИКТ учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса различные электронные издания на СБ-носителях и образовательные Интернет-ресурсы. В режиме комбинированного урока традиционные уроки сохраняются в объёме 70% учебного времени, оставшиеся 30% времени отводятся на внеурочную работу учащихся в компьютерном классе под руководством учителя-тьютора. Вариант самостоятельной работы. с электронными и информационными ресурсами предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами (50 % учебного времени), групповыми тьюториалами и консультациями (по 25 % времени). В случае организации учебного процесса с использованием, информационных ресурсов удалённого учебного центра, в качестве него могут выступать заочные школы с дистанционной поддержкой, созданные на базе профессиональных учебных заведений.

М. Б. Зыков [6] предлагает следующую методику организации обучения при использовании заочных школ.

Первый этап — презентация возможностей заочных школ, с целью знакомства старшеклассников с многообразием образовательных услуг и мотивации их на построение своего образовательного маршрута с учётом возможностей заочных дистанционных школ.

Второй этап — выбор учащимися того или иного дистанционного курса и выполнение заданий в соответствии с программой обучения. Учащийся отсылает выполненное задание по электронной почте дистанционному преподавателю, по результатам проверки получает комментарии к выполненной работе (рекомендации по доработке, исправления, наводящие вопросы, советы и т.д.).

С учащимися работают два учителя:

— интернет-преподаватель организует освоение курса с учётом индивидуальных познавательных интересов, темпа усвоения информации, уровня успеваемости учащихся.

— очный учитель-тьютор консультирует и координирует, организует учебный процесс.

Подобный вариант организации профильной подготовки сельских школьников предлагают В. Петру-ленков и Д. Козлов [7]. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении ими положена интенсивная самостоятельная работа ученика, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность консультироваться с преподавателем — лично, по телефону или электронной почте.

Как показывает анализ, организация учебного процесса с использованием информационных ресур-

сов удалённого учебного центра является наиболее приемлемой, так как имеет ряд преимуществ.

Во-первых, такая организация учебного процесса позволяет максимально учесть индивидуальные познавательные потребности учащихся, их профильные интересы и обеспечивает поддержку не одному, а нескольким профильным курсам, что при традиционном построении учебного процесса вызывает большие затруднения.

Во-вторых, у учащихся появляется возможность общаться не только друг с другом (в одном классе), но и с другими школьниками и преподавателями дистанционно (например, участвовать в виртуальных конференциях).

В-третьих, учащиеся имеют возможность самостоятельно определиться с профессиональным выбором и подготовиться к поступлению в вуз.

В качестве средства профильной математической подготовки нами были выбраны прикладные математические задачи. Под «прикладной задачей» мы понимаем абстрактную модель реальной проблемной ситуации практического характера, сформулированную в вербальной, знаковой или образно-графической форме и решаемую математическими средствами.

Решение любой прикладной задачи, по утверждению С. Козлова [8], состоит из следующих этапов:

I. Анализ условия задачи. Задача формулируется на описательном языке (вербальная модель задачи). От правильной постановки задачи, указания ресурсов зависит успешность её решения.

II. Построение математической модели задачи. Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в виде уравнений, неравенств или их систем.

III. Решение математической модели задачи. Изучается полученная модель. Если задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.

IV. Интерпретация решения. Это перевод решения на исходный язык.

Применение математики к решению любой практической задачи основывается на процессе моделирования. Под моделью в данном случае понимается «некоторая реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая и отображая в познавательных процессах другую систему — оригинал, находится с ней в отношении сходства, благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [9, с. 13]. Моделирование — это построение модели, воспроизводящей особенности структуры поведения, а также свойства оригинала, и последующее её экспериментальное или мысленное исследование.

Большинство педагогов сходятся во мнении, что на сегодняшний день в школьной практике наблюдается тенденция решать лишь такие задачи, которые не предполагают выхода за пределы математической модели, то есть внимание уделяется лишь второму этапу решения прикладной задачи, а формализация условия задачи и интерпретация ответа к ней теряют свой смысл. По утверждению А. А. Столяра [10], под практикой в школе понимается решение лишь тренировочных задач отвлечённого характера, уже сформулированных в математических терминах, то есть математических задач, которые в такой формулировке на практике не встречаются. Это приводит к тому, что учащиеся, усвоив решение довольно сложных математических задач, затрудняются в решении

простой задачи, возникающей вне математики, так как не могут перевести её на математический язык.

Большинство педагогов сходятся во мнении, что решение математических задач с практическим содержанием является неотъемлемой частью обучения математике в школе. Так, В.В. Фирсов высказывает принципиальную мысль о том, что «сущность прикладной направленности среднего математического образования заключается в осуществлении целенаправленной и методологической связи школьного курса математики с практикой» [11, с. 8].

Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет нам утверждать, что наиболее приемлемой формой реализации профильного обучения в сельской школе является сетевая модель с привлечением ресурсов других образовательных учреждений (в том числе вузов), так как остальные варианты (однопрофильная школа, многопрофильная школа) не учитывают специфики обучения на селе.

Профильную подготовку в сельской школе целесообразно осуществлять посредством дистанционных технологий, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные познавательные потребности учащихся. При дистанционном обучении большое внимание уделяется самостоятельной подготовке учащихся, что развивает умение поиска материала, в том числе с использованием возможностей сети Шете!;. Обучаясь дистанционно, учащиеся имеют возможность устанавливать полезные контакты с учащимися других школ, выбравших такой же профиль обучения. Для организации дистанционного обучения необходимо лишь наличие компьютера и доступа в Интернет (для связи с ресурсным центром), в то время как доставка школьников в другое учебное заведение на автобусах затруднена в связи с плохими дорогами и финансовыми затратами.

Основным видом учебной деятельности для постижения математических знаний, умений и навыков является задача. При осуществлении профориентационной подготовки учащихся немаловажное значение имеет решение прикладных математических задач. Основной целью использования прикладных задач в процессе обучения является развитие профильных интересов учащихся и подготовка их к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Филимонов, А. А. Сетевое профильное обучение в условиях сельской местности [Текст] / А. А. Филимонов. // Профильная школа. - 2008. - № 1. - С. 44-50.

2. Шимко, Е. А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высших школ [Текст] / Е. А. Шимко // Профильная школа. - 2007. - № 5. -С. 46-51.

3. Третьяк, Т. М. Профильное обучение в форме обучающих сетевых олимпиад [Текст] / Т. М. Третьяк // Педагогическая техника. - 2007. - № 2. - С. 36-40.

4. Крылов, А. Дистанционные обучающие олимпиады для школьников: мультипредметные технологии [Текст] / А. Крылов // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 166- 170.

5. Грибанова, К. Е. Возможности использования виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся [Текст] / К. Е. Грибанова // Профильная школа. - 2009. - № 3. - С. 9-16.

6. Зыков, М.Б. Дистанционное образование для малокомплектной сельской школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mbzykov.ru.

7. Петруленков, В. Дистанционное обучение сельских школьников [Текст] / В. Петруленков, Д. Козлов // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 204-209.

8. Козлов, С. Тема: «Прикладные задачи» [Текст] / С. Козлов // Математика (Приложение к газете «Первое сентября»). - 2006. -№ 21. - С. 11-13.

9. Терешин, Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учащихся [Текст] / Н. А Терешин. -М. : Просвещение, 1990. - С. 96.

10. Столяр, А. А. Методы обучения математике [Текст] / А. А. Столяр. - Минск : Вышэйшая школа, 1966. - 190 с.

11. Фирсов, В. В. О прикладной ориентации курса математики [Текст] / В. В. Фирсов // Математика в школе. - 2006. - № 6. -С. 2-9; 2006. - № 7. - С. 8.

ТИТОВА Ольга Сергеевна, ассистент кафедры математики.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2009 г.

© О. С. Титова

Книжная полка

Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К°, 2008. — 345, [1] с. : рис., табл. — (Золотой фонд учебной литературы). — Библиогр.: с. 314-318. — ISBN 978-5-91131-558-0.

В учебном пособии раскрываются проблемы старости и положение пожилого человека в обществе, анализируются основные направления социальной деятельности с лицами старшего поколения, технологии социальной работы с пожилыми людьми, приводится нормативно-законодательная база по исследуемой проблеме, описывается опыт учреждений социального обслуживания населения в различных регионах России и за рубежом.

Для специалистов учреждений социального обслуживания населения, преподавателей и студентов вузов социальной направленности.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.