Научная статья на тему 'Организация профильной подготовки старшеклассников сельских малокомплектных школ в процессе изучения алгебры и начал анализа в условиях дистанционного обучения'

Организация профильной подготовки старшеклассников сельских малокомплектных школ в процессе изучения алгебры и начал анализа в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / DISTANCE LEARNING / CORE TRAINING / A SMALL COUNTRY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова О. С.

В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста, варианты организации профильного обучения на селе с использованием дистанционных технологий и прикладные математические задачи как содержательный компонент профильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORE TRAINING ORGANIZATION OF SENIOR PUPILS IN SMALL COUNTRY SCHOOLS IN THE PROCESS OF LEARNING ALGEBRA AND PRINCIPLES OF ANALYSIS IN THE CONDITION OF DISTANCE LEARNING

The psychological-pedagogical peculiarities of senior pupils in the small country schools, variants of core training organization with the help of distance technologies and applied mathematical problems as an intensional component of core training are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Организация профильной подготовки старшеклассников сельских малокомплектных школ в процессе изучения алгебры и начал анализа в условиях дистанционного обучения»

УДК 372.851

О.С. Титова, ст. преп. каф. математики и экономики, г. Тара, [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста, варианты организации профильного обучения на селе с использованием дистанционных технологий и прикладные математические задачи как содержательный компонент профильной подготовки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профильное обучение, сельская малокомплектная школа.

Одним из направлений модернизации российского образования является профилизация его старшей ступени. Профильное обучение направлено на реализацию личностноориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Согласно возрастной периодизации, учащиеся старших классов (15-17 лет) вступают в новый период жизни - юность. По мнению большинства психологов, для ранней юности характерно устремление в будущее. Основным новообразованием периода юности является профессиональное самоопределение. Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии, у них складываются профессиональные предпочтения.

Наряду с выбором будущей профессии происходит изменение учебной мотивации. Если в средних классах ведущим мотивом, по мнению исследователей [1], является стремление занять в классе лидирующую позицию, добиться признания одноклассников, то старшеклассники рассматривают учёбу как необходимую основу для будущей профессиональной деятельности, они больше внимания уделяют предметам, которые им будут нужны в дальнейшем, следствием чего является недостаточное внимание к «ненужным» предметам. Интерес к тем или иным предметам может быть продиктован и истинным интересом, и необходимостью поступления в вуз. Интерес к будущей профессии во многом обусловлен введением профильного обучения в старшем звене средней школы.

Несмотря на то, что на сегодняшний день профильное обучение прошло стадию разработки и становления, существует ещё много нерешённых проблем с его организацией. Серьёзные трудности возникают с внедрением профильного обучения в сельских малокомплектных школах. Это связано в первую очередь с недостаточностью комплектации классов и параллелей сельских школ. Малочисленность контингента затрудняет создание профильных классов на селе и практически лишает учащихся выбора профиля обучения.

Ряд исследователей [2; 3; 4] предлагают различные варианты реализации концепции профильного обучения в сельских малокомплектных школах. На основе анализа литературы по данной проблеме мы условно разделили предлагаемые модели на две группы.

В первой группе представлены модели организации профильного обучения в рамках одного образовательного учреждения («Однопрофильная школа», «Многопрофильная школа», «Внутришкольное профильное обучение» и др.). Но, по мнению А.А. Филимонова [5], ограниченные образовательные ресурсы отдельной школы не позволяют организовать обучение старшеклассников в режиме индивидуальных программ и, соответственно, обеспечить максимальную свободу выбора образовательной траектории.

Во вторую группу объединяются разновидности сетевой модели («Школа - ресурсный центр», «Межшкольное объединение», «Ресурсный центр муниципального округа», «Областной ресурсный центр» и др.). Привлечение ресурсов других образовательных учреждений для организации профильного обучения на селе имеет ряд преимуществ:

• появляется возможность значительно расширить количество профилей обучения и тем самым максимально удовлетворить интересы и потребности учащихся;

• более эффективно используется кадровый потенциал педагогических коллективов школ;

• возникает возможность продуктивнее использовать учебно-материальную базу.

Однако, большинство школ не имеют возможности отправлять учащихся на учёбу в соседний населённый пункт в связи с финансовыми трудностями, отсутствием транспорта и плохим качеством дорог. Одним из путей решения данной проблемы, по нашему мнению, является внедрение дистанционного обучения как средства профильной подготовки учащихся старших классов сельских малокомплектных школ.

Несмотря на то, что в настоящее время дистанционные технологии применяются преимущественно для получения высшего образования, система дистанционного обучения, используя принципиально новые средства (сетевые технологии, Интернет и т.д.), открывает возможности и для школьного образования (в частности, для организации профильной подготовки учащихся, проживающих в отдалённых регионах).

По мнению Ю.Г. Коротенкова [6], дистанционное обучение может быть применено в средней школе, лишь в случае выполнения ряда условий. Во-первых, применение дистанционных технологий в средней школе должно быть дифференцированно. Во-вторых, целесообразно использовать дистанционные технологии только в качестве надстройки над базовой системой с учётом специфики и профильной направленности обучения.

Дистанционное обучение как одно из направлений профильной подготовки учащихся сельских школ рассматривается в работах К.Е. Грибановой, М.Б. Зыкова, Д.Г. Козлова, А.И. Крылова, М.В. Миновой, В.М. Петруленкова, Т.М. Третьяк и др.

Т.М. Третьяк [7] и А.И. Крылов [8] предлагают варианты организации профильного обучения посредством проведения дистанционных обучающих сетевых олимпиад.

К.Е. Грибанова [9] рассматривает возможности применения виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся.

М.Б. Зыков [10] предлагает четыре варианта реализации принципов дистанционного обучения в процессе профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ:

1. Традиционный тип урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.

2. Комбинированный урок с участием учителя-тьютора.

3. Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.

4. Организация учебного процесса с использованием информационных ресурсов удалённого учебного центра.

В основу образовательного процесса при дистанционном обучении В.М. Петруленковым и Д.Г. Козловым [11] положена интенсивная самостоятельная работа ученика, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность консультироваться с преподавателем - лично, по телефону или электронной почте. Образовательный процесс осуществляется через интерактивный портал системы дистанционного обучения.

Прикладные задачи

I '

Удовлетворение профильных интересов учащихся

Дистанционное обучение

учёт инди- возмож- самостоятель-

видуальных познава- ность общения с другими ное определение с профессиональным выбо-

тельных школьниками ром

потребно- и учителем

стей уча- дистанцион-

щихся но

0>

расширение

количества

профилей

обучения

Сетевая модель

более эффективное использование кадрового персонала

продуктивное использование материальнотехнической базы

профессиональное самоопределение

усиление внимания к профильным учебным предметам

Профильная подготовка учащихся сельских

малокомплектных школ

Рис. 1. Структурная модель профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ

Организация учебного процесса, осуществляемого через интерактивный портал, имеет ряд преимуществ.

Во-первых, такая организация учебного процесса позволяет максимально учесть индивидуальные познавательные потребности учащихся, их профильные интересы и обеспечивает поддержку не одному, а нескольким профильным курсам, что при традиционном построении учебного процесса вызывает большие затруднения.

Во-вторых, у учащихся появляется возможность общаться не только друг с другом (в одном классе), но и с другими

школьниками и преподавателями дистанционно (например, участвовать в виртуальных конференциях).

В-третьих, учащиеся имеют возможность самостоятельно определиться с профессиональным выбором и подготовиться к поступлению в вуз.

Согласно стандартам нового поколения [12], требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными, госу-

дарственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Среди этой совокупности компетентностей немаловажное значение имеет мета-предметная компетентность, определяющая универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пространства, так и в реальных жизненных ситуациях. Тем не менее у современных школьников слабо развита способность применять полученные в школе знания для решения реальных проблем, возникающих в повседневной жизни. Для развития этой способности необходимо, помимо собственно математических задач, добавить в учебный процесс прикладные задачи.

Прикладная математическая задача - это абстрактная модель реальной проблемной ситуации практического характера, сформулированная в вербальной, знаковой или образнографической форме и решаемая математическими средствами.

Решение любой прикладной задачи, по мнению С.Д. Козлова [13], состоит из следующих этапов:

I. Анализ условия задачи. Задача формулируется на описательном языке (вербальная модель задачи). От правильной постановки задачи, указания ресурсов зависит успешность её решения.

II. Построение математической модели задачи. Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в виде уравнений, неравенств или их систем.

III. Внутримодельное решение. Изучается полученная модель. Если задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.

Библиографический список

IV. Интерпретация решения. Это перевод полученного ответа на исходный язык.

Большинство педагогов сходятся во мнении, что на сегодняшний день в школьной практике наблюдается тенденция решать лишь такие задачи, которые не предполагают выхода за пределы математической модели. Это приводит к тому, что учащиеся, усвоив решение довольно сложных математических задач, затрудняются в решении простой задачи, возникающей вне математики, так как не могут перевести её на математический язык.

В то же время решение прикладных математических задач должно является неотъемлемой частью профильной подготовки в процессе изучения алгебры и начал анализа, так как это способствует развитию навыков применения знаний по математике для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, удовлетворяет профильные интересы учащихся и подготавливает их к будущей профессиональной деятельности.

На основе проведённого теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами разработана структурная модель профильной подготовки старшеклассников сельских малокомплектных школ в процессе изучения алгебры и начал анализа в условиях дистанционного обучения (рис. 1).

Согласно разработанной нами модели, профильную подготовку учащихся старших классов сельских малокомплектных школ в процессе изучения алгебры и начал анализа целесообразно осуществлять с учётом психолого-педагогических особенностей школьников на основе сетевой модели. При этом учебный процесс ведётся дистанционно, содержательным компонентом профильной подготовки являются прикладные задачи.

1. Будулатьева, О.Н. Формирование профессиональных интересов сельских школьников. - Кишинёв: «Штиинца», 1987.

2. Байбородова, Л.В. Концепция профильного обучения сельских школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников // Школьные технологии. - 2о0з. - № 5.

3. Остапенко, А.А. Модели профильного обучения в сельской школе / А.А. Остапенко, А.Ю. Скопин // Профильная школа. - 2004. - №4.

4. Смолянинов, А.А. Выбрать свой вариант, создать свою модель. Рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе / А.А. Смолянинов, Н.Б. Здобина // Первое сентября. - 2007. - № 2.

5. Филимонов, А.А. Сетевое профильное обучение в условиях сельской местности // Профильная школа. - 2008. - № 1.

6. Коротенков, Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования // Школьные технологии. - 2005. - №3.

7. Третьяк, Т.М. Профильное обучение в форме обучающих сетевых олимпиад // Педагогическая техника. - 2007. - № 2.

8. Крылов, А.И. Дистанционные обучающие олимпиады для школьников: мультипредметные технологии // Народное образование. - 2008.

- №5.

9. Грибанова, К.Е. Возможности использования виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся // Профильная школа. - 2009.

- № 3.

10. Зыков, М.Б. Дистанционное образование для малокомплектной сельской школы [Э/р] - URL: http://www.mbzykov.ru (дата обращения: 11.11.2006).

11 Петруленков, В.М. Дистанционное обучение сельских школьников / В.М. Петруленков, Д.Г. Козлов // Народное образование. - 2007. -

№ 2.

12. Мисаренко, Г.Г. На пути к образовательным стандартам нового поколения // Народное образование. - 2009. - № 1.

13. Козлов, С.Д. Тема: «Прикладные задачи» // Математика (Приложение к газете «Первое сентября»). - 2006. - № 21.

Bibliography

1. Budulatieva, O.N. Formation of professional interests of rural pupils. -Kishinev: “Штиинца”, 1987.

2. Baiborodova, L.V., Serebrennikov, L.N. Core learning conception of rural pupils // School technologies. - 2003. - № 5.

3. Ostapenko, A.A., Skopin, A. Y. Models of core learning in a country school // Core school. - 2004. - № 4.

4. Smolyaninov, A.A., Zdobina, N.B. To choose your variant, to create your model. Recommendations on organization of core learning in a country school // The first of September. - 2007. - № 2.

5. Filimonov, A.A. Network core learning in the countryside // Core school. - 2008. - № 1.

6. Korotenkov, Y.G. Distance learning in system of education // School technologies. - 2005. - № 3.

7. Tretiak, T.M. Core learning in the form of educational network Olympiads // Teaching technique. - 2007. - № 2.

8. Krylov, A.I. Distance educational Olympiads for schoolchildren: multi-subject technologies // Public education. - 2008. - № 5.

9. Gribanova, K.E. Usage possibilities of virtual excursions in pupils’ core orientation // Core school. - 2009. - № 3.

10. Zykov, M.B. Distance education for a small country school. [E- resource] - URL: http://www.mbzykov.ru (date of access: 11.11.2006).

11. Petrulenkov, V.M., Kozlov, D.G. Distance learning of rural schoolchildren // Public education. - 2007. - № 2.

12. Misarenko, G.G. On the way to education standards of new generation // Public education. - 2009. - № 1.

13. Kozlov, S.D. Topic: “Applied problems” // Mathematics (Application to the newspaper “The first of September”). - 2006. - № 21.

Article Submitted 10.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.