Научная статья на тему 'Формирование субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников: теоретико-аналитический аспект'

Формирование субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников: теоретико-аналитический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENT / TEACHER / COMMUNICATIVE COMPETENCE / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скиба Галина Михайловна

В статье представлен анализ научных исследований проблемы субъект-субъектного взаимодействия в образовательной деятельности. Автор основное внимание уделяет необходимости изучения дидактических особенностей взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Описано, что эффективность формирования субъективного пространства как учеников, так и учителей зависит от характеристик построения субъект-субъектного взаимодействия между ними, функциональность которого эквивалентна достижению целей образовательного процесса и продвижению личных самоутверждений участников учебной деятельности. Отмечается, что в условиях гуманизации образования межличностное общение в учебной деятельности определяется не только степенью формирования коммуникативной компетентности субъектов обучения, в основном объединяющей знания, навыки и способности, что проявляется в коммуникативных действиях и обеспечивает эффективность коммуникационного процесса, но также включает психолого-педагогические навыки общения как ключ к эффективному субъект-субъектному взаимодействию, основанному на знаниях и жизненном опыте как учителей, так и учеников, способности каждого из участников учебной деятельности понять себя и принять особенности психических состояний других людей, способность корректировать коммуникативные действия учителей с учениками, учащимися между собой, с другими людьми. Указано, что проблема формирования субъектно-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности имеет междисциплинарный характер и поэтому должна рассматриваться на основе результатов изучения педагогики, психологии, социологии, психофизиологии и т. п. Доказано, что эффективность формирования субъективного пространства как учеников, так и учителей зависит от особенностей построения субъект-субъектного взаимодействия между ними, функциональность которого эквивалентна в достижении целей образовательного процесса и в продвижении личного самоутверждения участников учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUBJECT-SUBJECT INTERACTION OF UPPER SECONDARY SCHOOL PUPILS: THEORETICAL AND ANALYTICAL ASPECT

The article presents the analysis of scientific studies to the problem of subject-subject interaction in the educational activities. The article focuses on the need to study the didactic features of interaction of subjects of educational activity. Described that the efficiency of formation of the subjective space of both pupils and teachers depends on the characteristics of the construction of subject-subject interaction between them, the functionality of which is equivalent in achieving the goals of the educational process and in the promotion of personal self-affirmation of the participants in the training activities. It is noted that in the conditions of humanization of education, interpersonal communication in learning activities is determined not only by the degree of formation of the communicative competence of subjects of training, which essentially integrates the knowledge, skills and abilities, manifested in communicative action and ensure the effectiveness of the communication process, but also involves psycho-pedagogical skills of communication as the key to effective subject-subject interaction based on knowledge and life experience of both teachers and students, abilities of each of the participants in training activities to understand themselves and to accept the modification of the mental States of others, the ability to adjust communicative action with the contacts of teachers with students, students among themselves, with other people. It is proved that the problem of forming the subject-subject interaction of students in learning activities is interdisciplinary, and therefore should be regarded on the basis of the results of the study of pedagogy, psychology, sociology, psychophysiology, and the like. It is proved that the efficiency of formation of the subjective space of both pupils and teachers depends on the characteristics of the construction of subject-subject interaction between them, the functionality of which is equivalent in achieving the goals of the educational process and in the promotion of personal self-affirmation of the participants in the training activities.

Текст научной работы на тему «Формирование субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников: теоретико-аналитический аспект»

педагогически науки

Скиба Галина Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ ...

UDC 372

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2018

Скиба Галина Михайловна, аспирант

Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (04053, Украина, Киев, ул. Сечевых Стрельцов, 52-Д, e-mail: skybagalina@gmail.com)

Аннотация. В статье представлен анализ научных исследований проблемы субъект-субъектного взаимодействия в образовательной деятельности. Автор основное внимание уделяет необходимости изучения дидактических особенностей взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Описано, что эффективность формирования субъективного пространства как учеников, так и учителей зависит от характеристик построения субъект-субъектного взаимодействия между ними, функциональность которого эквивалентна достижению целей образовательного процесса и продвижению личных самоутверждений участников учебной деятельности. Отмечается, что в условиях гуманизации образования межличностное общение в учебной деятельности определяется не только степенью формирования коммуникативной компетентности субъектов обучения, в основном объединяющей знания, навыки и способности, что проявляется в коммуникативных действиях и обеспечивает эффективность коммуникационного процесса, но также включает психолого-педагогические навыки общения как ключ к эффективному субъект-субъектному взаимодействию, основанному на знаниях и жизненном опыте как учителей, так и учеников, способности каждого из участников учебной деятельности понять себя и принять особенности психических состояний других людей, способность корректировать коммуникативные действия учителей с учениками, учащимися между собой, с другими людьми. Указано, что проблема формирования субъектно-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности имеет междисциплинарный характер и поэтому должна рассматриваться на основе результатов изучения педагогики, психологии, социологии, психофизиологии и т. п. Доказано, что эффективность формирования субъективного пространства как учеников, так и учителей зависит от особенностей построения субъект-субъектного взаимодействия между ними, функциональность которого эквивалентна в достижении целей образовательного процесса и в продвижении личного самоутверждения участников учебной деятельности.

Ключевые слова: субъект-субъектное взаимодействие, учебная деятельность, ученик, учитель, коммуникативная компетентность.

FORMATION OF SUBJECT-SUBJECT INTERACTION OF UPPER SECONDARY SCHOOL PUPILS: THEORETICAL AND ANALYTICAL ASPECT

© 2018

Skyba Halyna Myhaylivna, post-graduate Student Institute of Pedagogy of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine (04053, Ukraine, Kyiv, Sichovykh Striltsiv St., 52-D, e-mail: skybagalina@gmail.com)

Abstract. The article presents the analysis of scientific studies to the problem of subject-subject interaction in the educational activities. The article focuses on the need to study the didactic features of interaction of subjects of educational activity. Described that the efficiency of formation of the subjective space of both pupils and teachers depends on the characteristics of the construction of subject-subject interaction between them, the functionality of which is equivalent in achieving the goals of the educational process and in the promotion of personal self-affirmation of the participants in the training activities. It is noted that in the conditions of humanization of education, interpersonal communication in learning activities is determined not only by the degree of formation of the communicative competence of subjects of training, which essentially integrates the knowledge, skills and abilities, manifested in communicative action and ensure the effectiveness of the communication process, but also involves psycho-pedagogical skills of communication as the key to effective subject-subject interaction based on knowledge and life experience of both teachers and students, abilities of each of the participants in training activities to understand themselves and to accept the modification of the mental States of others, the ability to adjust communicative action with the contacts of teachers with students, students among themselves, with other people. It is proved that the problem of forming the subject-subject interaction of students in learning activities is interdisciplinary, and therefore should be regarded on the basis of the results of the study of pedagogy, psychology, sociology, psychophysiology, and the like. It is proved that the efficiency of formation of the subjective space of both pupils and teachers depends on the characteristics of the construction of subject-subject interaction between them, the functionality of which is equivalent in achieving the goals of the educational process and in the promotion of personal self-affirmation of the participants in the training activities.

Keywords: subject-subject interaction, educational activity, student, teacher, communicative competence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Радикальные современные преобразования национальных образовательных систем связаны с интеграцией общества в европейское образовательное пространство, в котором построение взаимоотношений между участниками образовательных процессов основывается на приоритетных принципах личностно ориентированного, гуманистического, компетентностного образования, педагогики партнерства, субъект-субъектного взаимодействия в учебной деятельности. В центре внимания при любых педагогических процессах находится личность ученика, формирование субъектности которого предусматривает целенаправленное развитие его активной жизненной позиции, инициативности, самостоятельности в принятии решений, способности учиться на протяжении жизни.

Не менее важным является многофакторное, междисциплинарное осознание проблем в контексте обще-Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1

ственных, экологических, общечеловеческих аспектов; воспитание способности критического восприятия, всесторонней оценки различных явлений с учетом их социальных, экономических, экологических и других характеристик; воспитание инициативной, творческой личности для решения разнообразных практических и духовных проблем.

В соответствии с положениями Закона «Об образовании» достижение этой цели обеспечивается путем формирования ключевых компетентностей, необходимых каждому современному человеку для успешной жизнедеятельности: свободное владение государственным языком; способность общаться на родном (в случае отличия от государственного) и иностранных языках; математическая компетентность; компетентности в области естественных наук, техники и технологий; инновационность; экологическая компетентность; информационно-коммуникационная компетентность; обучение на протяжении жизни; гражданские и социальные

71

Skyba Halyna Myhaylivna pedagogical

FORMATION OF SUBJECT ... sciences

компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благосостояния и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей; культурная компетентность; предприимчивость и финансовая грамотность; другие компетентности, предусмотренные стандартом образования.

Кроме того, в Законе Украины «Об образовании» определены общие для всех компетентности, среди которых обязательными для формирования являются: умение высказывать собственное мнение, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими людьми [1, с. 8].

На основе изложенного делаем вывод, что в условиях гуманизации образования межличностное общение в учебной деятельности определяется не только степенью сформированности коммуникативной компетентности субъектов обучения, которая по сути интегрирует знания, умения и навыки, проявляющиеся в коммуникативных действиях и обеспечивающие эффективность процесса общения, но и предполагает психолого-педагогическое мастерство общения - как залог эффективного субъект-субъектного взаимодействия, основанного на знаниях и жизненном опыте как учителя, так и учеников; способностях каждого из участников учебной деятельности понимать себя и воспринимать видоизменение психических состояний других; на умениях регулировать коммуникативные действия при налаживании контактов учителя с учениками, учеников между собой, с другими людьми.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается авторская мысль; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Весомое значение в разработке обозначенной проблемы имеют труды Б. Ананьева [2], А. Запорожца [3], А. Леонтьева [4], А. Мудрика [5], В. Мясищева [6], Т. Щелиной [5], где раскрываются теоретические положения субъект-субъектного взаимодействия, конкретизируются различные его формы, изучается их продуктивность в учебной деятельности. Отдельные аспекты указанной проблемы рассматривались еще с середины ХХ века. Так, ведущей идеей деятельности выдающегося педагога прошлого века В. Сухомлинского было развитие творческих сил каждой отдельной личности в условиях коллективного содружества на основе этико-эстетических ценностей, интересов, потребностей [7, с. 206]. В контексте исследования проблемы формирования субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности научное и практическое значение имеют результаты исследования педагогических условий оптимизации процесса личностного самовыражения старшеклассников: создание инновационного характера ситуаций воспитательного характера в коллективе учащихся; привлечение учащихся к различным сферам деятельности и самодеятельности; наполнение учебной и внеучебной деятельности учащихся старших классов занятиями творческого характера [8, с. 8]. По убеждению А. Хомяка, путями использования потенциала гуманитарных предметов в формировании коммуникативной компетентности старшеклассников является развитие у старшеклассников сознательного отношения к необходимости совершенствования навыков коммуникации [1, с. 16]. Вместе с тем, ученые отмечают, что именно ранний юношеский возраст является наиболее благоприятным для развития эмпатического межличностного взаимодействия, что обеспечивается путем целенаправленного психологического воздействия на личностные качества и характеристики молодежи [9, с. 175]. Отдельные аспекты субъект-субъектного педагогического взаимодействия рассматриваются как условие формирования личности

будущего учителя [10, с. 265-271]._

Формирование целей статьи (постановка задачи). Проанализировать научные поиски и очертить возможные пути решения проблемы формирования субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Прежде всего, считаем нужным уточнить сущность понятий «субъект-субъектное взаимодействие», «субъект-субъектное взаимодействие старшеклассников в учебной деятельности», поскольку в ходе проведенного анализа научно-педагогических трудов нами не было выявлено устоявшегося толкования. В справочной литературе понятие «субъект» определен как: 1) существо, способное к познанию окружающего мира, объективной действительности и к целенаправленной деятельности; 2) лицо, группа лиц, организация и др., которым принадлежит активная роль в определенном процессе, акте [11, с. 1409; 12, с. 469]. Нам импонирует такое толкование взаимодействия: «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий причину обусловленности их действий и взаимосвязь. Процесс взаимодействия требует активности для взаимной направленности действий участников этого процесса» [13, с. 9].

Как отмечает С. Шехавцова, «субъектность позволяет рассматривать человека не в совокупности отдельных его психических функций и когнитивных параметров, слабо связанных характеристик и индивидуальных особенностей деятельности и поведения, а как единое целое со всеми его индивидуальными особенностями и проявлениями, как субъект, который развивает, организует и контролирует свою активность» [14, с. 4]. В контексте изложенного стоит уточнить, что субъектность ученика меняет способ детерминации личностного развития с учетом специфики учебной деятельности, социокультурной среды, уровня сформированности индивидуальных качеств, целостно влияющих на выбор моделей поведения личности в межличностных взаимоотношениях, деятельности, жизни.

Анализ научных работ дает основания утверждать, что достаточно распространенным является употребление таких понятий как «субъект-субъектные отношения», «межличностные отношения», «педагогическое взаимодействие», «коммуникативная компетентность», сущность которых охватывает именно проблема формирования субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности. Таким образом, исходя из сущности субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников и толкования понятий «субъект», «взаимодействие» субъект-субъектное взаимодействие старшеклассников в учебной деятельности понимается нами как сложный, многоаспектный педагогический процесс опосредованного воздействия субъектов друг на друга, взаимосвязи их действий в процессе учебной деятельности, направленной на усвоение учениками знаний, умений, навыков и компетентностей, предполагающих формирование личности, системы ее отношений, распространение ее внутрь коллективных и межколлективных связей и установление коммуникативных отношений.

Формирование субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности представляет собой комплексное понятие, освещение которого возможно на основании детального изучения диссертационных исследований, научно-методических работ и периодических публикаций в педагогической, психологической, социологической, психофизиологической и других отраслях знаний. Субъект-субъектные отношения между участниками учебного процесса могут быть сформированы при условии независимой деятельности этих участников, где независимость понимается как способность человека осуществлять в любой момент своей жизни и деятельности выбор из имеющихся альтернатив Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1

педагогически науки

Скиба Галина Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ ...

и нести личностную ответственность за последствия сделанного выбора. Только при этих условиях независимость будет моральной. Поэтому формирование чувства личной ответственности у учащихся за принятые решения, за собственное поведение и действия является важнейшей задачей воспитания учащихся. Исследуя уровень развития коммуникативных умений старшеклассников как фактор их межличностных взаимоотношений, Ж. Мельник отмечает целесообразность развития: коммуникативных навыков (достижения адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов); выработки гибкости в соблюдении правил поведения; формирование положительного отношения к сверстникам, родителям, педагогам; терапевтического разыгрывания тревожных ситуаций; повышение самооценки и достижение самостоятельности, уверенности в себе и восстановления чувства собственного достоинства; снижение школьных страхов [15, с. 152-153].

В частности, важным в контексте нашего исследования является то, что учреждение общего среднего образования имеет все возможности для успешного решения этой проблемы. Именно ранний юношеский возраст является наиболее благоприятным для развития эмпати-ческого межличностного взаимодействия. Последнее обеспечивается путем целенаправленного психологического воздействия на личностные качества и характеристики подростков, способствующие повышению уровня интегральной эмпатии (актуализация эмпатической установки, развитие децентрации, антиципации, рефлексии, альтероцентризму), с одной стороны, и осознание молодежью последствий различных видов эмпатическо-го поведения, с другой [9, с. 175]. Так, формирование лидерских качеств подростков происходит в процессе, организация которого определяется как закономерная, последовательная, непрерывная смена моментов развития взаимодействующих субъектов, как создание необходимых педагогических условий, благодаря которым станет возможным формирование лидерских качеств [16, с. 571].

Для субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности важное значение играет сформированная коммуникативная компетентность, изучению которой посвящено исследование А. Хомяка. По убеждению ученого, путями использования потенциала гуманитарных предметов в формировании коммуникативной компетентности старшеклассников является развитие у старшеклассников сознательного отношения к необходимости совершенствования навыков коммуникации (осознание значимости коммуникации в современном обществе, формирование позитивной и активной позиции во время общения, оказания помощи старшеклассникам в овладении опытом взаимодействия); стимулирование направленности обучения школьников коммуникативной деятельности (организация бесед, диспутов, проведение дополнительных занятий, формирование умений работать командно, имитация и решения ситуаций межличностного общения); совершенствование опыта общения старшеклассников путем привлечения учащихся к различным формам активной коммуникации, креативной учебной деятельности, внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных ролевых игр, заданий и упражнений, обеспечение индивидуальной помощи ученикам по развитию навыков общения, организация коммуникативных тренингов) [1, с. 16]. В современном мире важную роль в общении играет виртуальная среда, поэтому возникает необходимость активного привлечения информационно-коммуникационных средств для осовременивания субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной и внеучебной деятельности [17, с. 18-22].

Вместе с тем, отдельно стоит представить научный интерес исследователей к изучению проблемы подготовки будущих учителей к субъект-субъектному педаго-

гическому взаимодействию [10, с. 265-271]. В. Хитрюк [1] и др. [18-24] исследуют проблему субъектности и инклюзивной готовности будущих педагогов. Я. Фарина в своем диссертационном исследовании обосновала субъ-ектность студента как объекта образовательного воздействия высшей школы с точки зрения социологии [25]. В учебной деятельности субъект-субъектный подход реализуется на основе принципов индивидуализации и дифференциации. Назначение принципа индивидуализации состоит в учете индивидуальных особенностей и создании условий для развития каждого ученика. В результате всестороннего изучения учащихся у учителя должно создаваться четкое представление о характере каждого из них, о его интересах и способностях. Способы, приемы и темп обучения подбираются с учетом различий школьников, уровня развития их познавательных способностей.

Таким образом, субъект-субъектное взаимодействие в учебной деятельности обеспечивает формирование умений и навыков ученика, которые в условиях «горизонтального» построения взаимоотношений развиваются и совершенствуются путем применения полученных знаний в разнообразных практических ситуациях, мастерски созданных учителем в учебной среде на основе использования инновационных педагогических технологий и дидактических принципов обучения.

Достижение требований Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования в контексте деятельностного подхода, предполагает развитие «горизонтальных» отношений между участниками учебного процесса (учитель - ученик, ученик - учитель, ученик - ученик) в противоположность «вертикальным» субъект-объектным отношениям с доминированием авторитетности учителя над существующими чувствами страха, неуверенности, повинности учеников.

Выводы и перспективы дальнейших исследований этого направления. Следовательно, проблема формирования субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников в учебной деятельности является междисциплинарной, поэтому и рассматривать ее следует исходя из результатов исследования педагогики, психологии, социологии, психофизиологии и тому подобное.

Эффективность формирования субъектного пространства как учеников, так и учителей зависит от особенностей построения субъект-субъектного взаимодействия между ними, функциональность которой является равнозначной как в достижении целей образовательного процесса, так и в содействии личностному самоутверждению участников учебной деятельности.

Целенаправленный учебный процесс предполагает взаимодействие учителя и учащихся в направлении формирования у учащихся общепредметных компетент-ностей, очерченных стандартом образования. В таком случае приоритеты во взаимоотношениях между участниками учебной деятельности определяет учитель. Это касается организации обучения, определения целей урока, отбора содержания и формы, инновационных педагогических технологий. Обозначенные методические составляющие являются своеобразными «инструментами» организации учебной деятельности и только при условии их качественного содержательного наполнения компетентным учителем возможна реализация не только цели урока, но и достижение ценностно-содержательного творческого взаимодействия, опосредованного субъект-субъектными отношениями между участниками этого процесса, стремящимися к самореализации на основе осознания важности обучения. Таким образом, стратегию развития личности ученика как субъекта обучения закладывает учитель, руководствуясь не только выполнением стандартов образования, а, в первую очередь, создает атмосферу для благоприятного формирования субъектного пространства личности на основе субъект-субъектного взаимодействия в учебной деятельности.

Перспектива дальнейших исследований проблемы

Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1

73

Skyba Halyna Myhaylivna FORMATION OF SUBJECT .

pedagogical sciences

субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников состоит в разработке педагогических технологий для профилактики возможных конфликтных ситуаций, что также будет способствовать более качественному субъект-субъектному взаимодействию. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хом'як А. П. Педагогiчнi технологи' формування комуткатив-hoï комnетентностi старшокласниюв у процеci вивчення npedMemiB гумантарного циклу: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.09. Кшв, 2010. 20 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 282 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. Избранные психологические труды: в 2-х т. Москва: Знание, 1986. Т. 2. 296 с.

4. Леонтьев А. Н. Психология общения. 2-е изд. испр. и доп. Москва: Просвещение, 1997. 391 с.

5. Мудрик А. В., Щелина Т. Т. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учеб. пособие. Москва: NOTA BENE, 2008. 218 с.

6. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1998. 362 с.

7. Сухомлинський В. О. Проблеми виховання вcебiчно розвинено'1 оcобиcтоcтi. Вибрат твори. У 5-ти т. /редкол.: О. Г. Дзевер4н (голова) та im. Кшв: Рад. шк., 1976. Т. 1.

8. Середюк Л. А. Педагогiчнi умови оnтимiзацiï процесу особи-cтicного самовираження старшокласниюв: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Кшв, 2002. 16 с.

9. Коломieць Т. В. Оcобливоcтi емпатшноï мiжоcобиcтicноï взаемодп в юнацькому вщ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Житомир, 2015. 197 с.

10. Шмирко О. Оргатзащя суб'ект-суб'ектно'1 nедагогiчноï взаемодИ' як умова формування оcобиcтоcтi майбутнього вчителя iноземноï мови. Вicник Львiвcького утверситету. 2009. Вип. 25. Ч. 2. (Сеpiя nедагогiчна).

11. Великий тлумачний словник сучасно'1 украгнськоï мови (з дод. i допов.) /уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. Кшв; 1ртнь: ВТФ «Перун», 2007. 1736 с.

12. Новий тлумачний словник украгнськоï мови. У 3-х т. / уклад.

B. Яременко, О. Слтушко. Кшв: «Акотт», 2008. Т. 3. 862 с.

13. Анщенко О. В., Смоляна Н. В. Теоретичне i виробниче на-вчання у професшно-техтчних навчальних закладах: короткий тер-мiнологiчний словник. Кшв; Нiжин: Видавець ППЛисенко М. М., 2012. 103 с.

14. Шехавцова С. О. Теоретичт i методичт засади формування cуб'ектноcтi майбутнiх учителiв у npоцеci фахово'1 тдготовки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Старобтьськ. 2017. 476 с.

15. Мельник Ж. В. Рiвень розвитку комунiкативних умiнь старшокласниюв як чинник Чх мiжоcобиcтicних взаемин. Проблеми сучасно'1 психологИ': зб. наук. праць Кам'янець-Подiльcького на^-онального унiвеpcитету iменi 1вана Огiенка, 1нституту психологИ' iм. Г. С. КостюкаАПН Украти / за ред. С. Д. Максименка, Л. А. Онуфpiевоï. Кам'янець-Подыьський: Аксюма. 2008. Вип. 1. С. 144-153.

16. Куриця А. I. Ютсть як сприятливий перюд для розвитку лiдеpcьких якостей. Проблеми сучасно'1 психологИ'. Кшв, 2010. Вип. 8.

C. 565-572.

17. Vaskivska H. O., Kosianchuk S. V., Skyba H. M. Didactic possibilities of information and communication technologies in theprocess of development of educational environment in upper secondary school. Information Technologies andLearning Tools. 2017. Vol 60. № 4. P. 17-27.

18. Демчук А.В. Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 66-69.

19. Колыванова Л.А., Носова Т.М. Формирование профессиональной готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования //Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 25-29.

20. Денисова Р.Р., Рудакова Н.П. Организация профессиональной переподготовки в аспекте инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 111-114.

21. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии? // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 36-38.

22. Тихонов Н.П. К вопросу о конфликтологической компетентности педагогов инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 217-222.

23. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.

24. Яковлева Е.Л. К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 32-36.

25. Фарша Я. О. Суб'екттсть студента як об'екта оcвiтнього впливу вищо'1 школи: автореф. дис. ... канд. соц. наук: спец. 22.00.04. Харюв, 2012. 21 с.

74

Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.