А.Н. Ксенофонтова
технология развития субъектной позиции учащегося
В данной статье обосновывается технология субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Представленная технология основана на теории субъекта деятельности в образовании. Предложены рекомендации по использованию данной технологии по уровням взаимодействия учителя и ученика.
Ключевые слова: субъект образовательного процесса, взаимодействие, активность.
A.N. Ksenofontova
the technology of student's subject position development
The article explains the technology of subject-subject interaction in the educational process. The presented technology is based on the theory of subject of activity in education. Recommendations for the use of this technology on the levels of interactions between teacher and student are proposed.
Key words: the subject of the educational process, interaction, activity.
УДК 371 ББК 74.00
Рассматривая концепцию субъекта деятельности как субъекта отношений, В.В. Горшкова определила, что деятельность - это специфическая форма человеческого отношения, выделяющая познание и общение как отдельные виды [1]. Такие важнейшие свойства человеческой деятельности, как целеустремленность и активность находят свое отражение в основных компонентах отношения - в его предметном содержании и направленности. Здесь необходимо отметить, что основной характеристикой субъекта отношений является его активность, которая не только служит регулятором поведения, но и определяет весь характер деятельности человека.
Теоретические аспекты изучения проблемы становления субъектной позиции наиболее успешно, на наш взгляд, представлены в исследовании Т.А. Ольховой [4].
Объектная стадия, на которой формируются навыки самопознания, развития рефлексии и эмпатийной способности, самообладания. Сформированы пассивная жизненная позиция, нечеткие ценностные ориентации, неуверенность
в своих суждениях, ведомость в процессе деятельности.
Объектно-субъектная стадия. На данной стадии преобладают задатки субъектно-сти, реализация условий активного обучения, направленная на актуализацию самого себя. Проявляется в усилении собственной инициативности и субъектной позиции в самоорганизации.
Субъектно-объектная стадия. Здесь ученик выступает как субъект своей деятельности, он открыт в суждениях, четко формулирует свою позицию, может на публике отстоять свою точку зрения, противопоставив ее остальным участникам процесса, самостоятельно готов к решению образовательных задач. Развиваются ценностно-смысловые регулятивные механизмы поведения и общения. Формируется активность, четкие ценностные ориентации, ценностное самоопределение.
Субъектная стадия, т.е. характерная субъектизация. Практическая реализация индивидуальных образовательных маршрутов как субъективных программ. У ученика сформированы четкие образовательная, коммуникативная и соци-
го ш о н
X
о ■&
о
X
ф
о
з: <
альная активность, присущ собственный субъектный опыт.
Содержание процесса развития включает в себя совокупность субъектных способов деятельности личности -избирательности, саморефлексии, проектирования «Я-концепции», принятия ответственности, творческой самостоятельности и самореализации в определенном виде деятельности, автодидактики (автономия и индивидуальность существования).
Рассматривая личность с позиции субъектного подхода, необходимо обращать особое внимание не столько на то, кем является человек в данный момент времени, сколько на то, кем он может стать. В перспективе идея субъектности личности задает новый смысл для понимания осмысления учащегося, без которого невозможно построить личностно ориентированную, деятельностную и персонализированную педагогическую практику. На сегодняшний день в обычной общеобразовательной школе данные процессы нельзя назвать массовыми, в то время как на инновационных площадках, в современных образовательных учреждениях - лицеях, гимназиях, опытно-экспериментальных комплексах образовательно-воспитательного направления - это основной ориентир психолого-педагогической деятельности по созданию инновационной (субъектно-ориентированной) образовательной среды.
Инновационная образовательная среда-этосовокупностьорганизационно-педагогических условий, необходимых для устойчивого развития субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе [3]. Учащийся как субъект - основной принцип построения данной образовательной среды. Поэтому учителю необходимо владеть технологией развития субъектной позиции учащегося, способной активно откликаться на действия учащегося, как субъекта образовательного процесса, создавать условия для соучастия в его переживаниях и видоизменяться в процессе жизнедеятельности.
По мнению Г.И. Щукиной, именно интерес, активность, самостоятельность «являются своеобразным механизмом становления личностной, деятельной, субъектной позиции школьника». При этом Г.И. Щукина полагает, что познавательный интерес - это важнейшее личностное образование, способствующее повышению интеллектуально-эмоционального тонуса учебной деятельности, побуждающее к продуктивному творческому процессу.
Познавательный интерес рассматривается как феномен, представляющий собой избирательную направленность на предметы и явления окружающего мира. Интерес проявляется в пытливости, любознательности личности, в ее стремлении узнавать, искать, проникать в неизвестное. Познавательный интерес составляет основу внутренней стороны учебного процесса, это глубоко личностное образование, но прежде, чем стать таковым в учебной деятельности, учителю необходимо проявить заботу о том, чтобы он занял прочное место в системе мотивации школьника и стал мотивом активизации его познавательной деятельности.
Познавательная активность обучающегося представляет собой интегральное свойство личности, обуславливающее и деятельность, и поступки, и поведение человека. Т.И. Шамова считает, что активность - это и цель, и результат развития. Активность проявляется в расположенности к осуществлению деятельности, в живом взаимодействии со всеми участниками познавательной деятельности, быстром реагировании на изменение обстоятельств. Именно активность подготавливает самостоятельность.
Самостоятельность характеризует деятельность без участия и помощи со стороны, как стремление и умение ставить перед собой задачи, целенаправленно, сосредоточенно совершать продуктивную деятельность, проявлять инициативу в ситуациях выбора. Осуществление познавательной деятельности на основе регулятивных механизмов самостоятельности свидетельствует о сформирован-ности субъектной позиции учащегося.
Все это позволяет определить основные условия развития субъектной позиции: деятельность учащихся должна осуществляться через систему заданий, созданную по принципу постепенного усложнения; в процессе деятельности объектная позиция обучающегося должна сменяться субъектной; основой познавательной деятельности должна стать поэтапная активизация ведущих личностных образований.
Технология развития субъектной позиции учащихся представляется тремя уровнями реализации:
1. Репродуктивный (Концепция повторения учителя). Этот уровень отношений носит только односторонний характер и не зависит от индивидуального проявления уникальных свойств каждого из участников. В сущности, данный тип отношений не действует в режиме диалога, не требует диалектического развития самих отношений. На данном этапе технологии деятельность учащегося характеризуются как выполнение задания по образцу. Преобладает низкий уровень познавательного интереса (локальный), инициатива в процессе обучения отсутствует (воспроизводящая активность), решают задания репродуктивного характера (воспроизводящий вид самостоятельной работы). Ученики не способны самостоятельно ставить цель и организовывать собственную деятельность.
2. Частично-поисковый (Концепция продолжения учителя). На данном уровне характер отношений приобретает черты двусторонней направленности в современном поиске истины, проявляет некоторые индивидуальные свойства личности, актуализирует чувство ответственности за сделанный выбор и его претворение безотносительно логической зависимости от приобретенного заданного. Такой уровень взаимодействия предполагает, что у учащихся возникает потребность в изучении конкретных ситуаций, их осмыслении без творческого решения (преобладает широкий познавательный интерес). Активность ученика побуждается проблемной ситуацией, как правило, такая активность носит поисково-исполнительский характер, ко-
торый побуждает учащегося к с частично-поисковой самостоятельной работе.
3. Исследовательский (Концепция преодоления преподавателя). Уровень реализуется в контексте свободы творчества и базируется на максимуме преодоления заданных целей, задач и определенных пределов в индивидуальном развитии участников образовательного процесса. Развивающийся потенциал определяется усилением потребности участников отношений в разностороннем обсуждении и апробации собственных предложений в процессе диалога. Учащиеся взаимодействуют с учителем. Преобладают потребность в самостоятельном, творческом поиске и решении проблемных задач. Развивается способность в оценке учебных действий. Ученики могут самостоятельно формулировать цель, организовывать деятельность, взять на себя ответственность за выдвинутое предложение.
Реализация технологии развития субъектной позиции в образовательном процессе происходит на основе следующих принципов:
• принцип проблемности предполагает использование по максимуму методов обучения, обеспечивающих включение учащихся в проблемные ситуации, а через них - в познавательную деятельность. Реализация этого принципа заключается в активизации познавательной деятельности на каждом этапе урока, начиная с формулировки целей и заканчивая оформлением результатов;
• принцип индивидуализации предусматривает учет педагогом выявленных индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивающий осознанное выражение учащимися собственной индивидуальности, особенно отчетливо проявляющейся в творческой деятельности;
• принцип диалогичности означает, что основой педагогического процесса станет равноправный диалог между всеми его субъектами и между различными точками зрения, заявленными как очно, так и заочно, т.е. в информационных источниках (книгах, журналах, сети Интернет, газетах);
к
о
о ф
го
т >.
со О с >5
о
X
ф
ю о
ш
со
го
О
с; о
X
X ф
го ш о н
X
о ■&
о
X
ф
о ±
<
• принцип рефлексии заключается в постоянном и осознанном внимании субъектов исследовательской деятельности к собственным эмоциям, мыслям и поведению.
Изменение парадигмы российского образования и превращение ученика в полноценного субъекта всех его жизненных отношений составляет основное содержание его развития в школе и должно происходить параллельно с развитием его учебной деятельности и процессом воспитания. Если взрослый не диктует правила развития личности ребенка, а инициатива идет от него, то ребенок - субъект саморазвития [2].
С целью активизации позитивного, эффективного субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и учащимся возможно применять метод коучинга. Коучинг - это процесс, в течение которого человек, в него вовлеченный, постигает собственные возможности, свой скрытый потенциал; раскрытие потенциала человека, в ходе которого он получает возможность осознать развитие собственной личности.
Коучинг возник на стыке менеджмента, психологии, философии, аналитики и логики. Это новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру. Технологии коучига могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, учениками. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на суть самого процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта предагога.
При использовании методологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализация функции стимула интереса к обучению.
Коуч (партнер), в роли которого в процессе обучения выступает педагог, актуализирует субъектную активность учащегося в достижении успеха посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, и сопровождает
его в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Внедрение данного метода способствует:
• смещению акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающемся в активной самостоятельной познавательной деятельности;
• овладению рациональными способами учебно-познавательной деятельности;
• познанию своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;
• переориентации целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметны-ми знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.
Подобных положительных изменений в образовательном процессе возможно добиться посредством: вербализации обучающимся своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоционального переживания столкновения его личностных смыслов с теми, которыми наполнено изучаемое содержание; выведении учащегося на уровень решения проблем (моральных, социальных, экологических, исторических, религиозных, этнических; постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения).
Коучинг как один из эффективных методов, лежащих в основе технологии развития субъектной позиции учащегося, является не единственным возможным. На сегодняшний день педагогическая практика представлена разнообразием инновационных способов, которые способствуют субъект-субъектному взаимодействию в образовательном процессе, а также служат успешными инструментами развития личности учащегося путем воздействия на интерес, активность и самостоятельность.
Библиографический список
1. Горшкова, В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе [Текст]: автореф. ... дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Горшкова. - СПб., 1992. - 37 с.
2. Заир-Бек, Е.С. Влияние современных интерактивных технологий на развитие профессиональной компетентности студентов [Текст] / Е.С. Заир-Бек, А.Н. Ксенофонтова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - №4. - С. 87-92.
3. Леденева, А.В. Организация инновационной образовательной среды в магистратуре [Текст] / А.В. Леденева // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2015. - С. 163-167.
4. Митканова, С.С. Реализация субъект-субъектного взаимодействия в образовательном пространстве колледжа [Текст] / С.С. Митканова, Т.А. Ольховая // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 1. - № 3(4). - С. 281-286.
Referencеs
1. Gorshkova V.V. Intersubject relations in the pedagogical process. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). Spb., 1992. Р. 37. [in Russian].
2. Zair-Bek E.S., Ksenofontova A.N. The impact of modern interactive technologies on the development of professional competence of students. Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 2014. №4. P. 87-92. [in Russian].
3. Ledeneva A.V. Organization of innovative educational environment in magistracy / A.V. Ledeneva. Sovremennaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad: Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfe-renii. Ufa: "Eterna", 2015. Р. 163-167. [in Russian].
4. Mitkanova S.S., Olkhovaya T.A. The implementation of subject-subject interaction in the educational space of the college. Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika, 2015. T. 1. № 3(4). P. 281-286. [in Russian].
Сведения об авторах: Ксенофонтова Алла Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Ksenofontova Alla Nikolaevna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Pedagogy of Higher School,
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]