Научная статья на тему 'Концепция проектирования персональной образовательной среды'

Концепция проектирования персональной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2845
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА:АВТОДИДАКТИКА / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / AUTODIDACTICISM (SELF-EDUCATION) / PERSONALIZATION / PERSONALIZED EDUCATION / PERSONOLOGICAL APPROACH / INSTRUCTIONAL DESIGN / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Леденева Анастасия Владимировна

Существенные изменения в сфере образования, с распространением технологических возможностей открытых образовательных ресурсов (ООР) и массовые открытые онлайн-курсы (МООС), дают возможность разрабатывать новые подходы к решению проблем, связанных с ограниченным восприятием новых знаний. Это позволяет повысить эффективность обучения за счет персонализации образовательного контента, который использует информацию об участниках образовательного процесса. Многообразие подходов к определению сущности персональной образовательной среды обуславливает необходимость конкретизации концептуальных основ данного феномена. В результате проведенного исследования были определены особенности персональной образовательной среды наряду с индивидуальной и личной средой. В сущности, определено, что в основе персональной образовательной среды лежит процесс самообучения (автодидактика), организуемый средствами информационно-коммуникационных технологий. Персонализированные обучение относится к обучению, в котором темп обучения и учебный подход оптимизированы для нужд каждого ученика. Цели обучения, методические подходы, а также содержания обучения все они могут варьироваться в зависимости от потребностей обучаемых. Кроме того, учебные мероприятия в данном контексте выступают смыслообразующим звеном персональной образовательной среды, так как направлены на активизацию инициативы и интереса учащегося. Основным выводом проведенного исследования выступает обоснование персонологического и деятельностного подхода в контексте проектирования персональной образовательной среды на основе принципов инновационной педагогики. Также выявлены специализированные принципы проектирования персональной образовательной среды. При этом сам процесс проектирования включает в себя семь поэтапных шагов, которые организовываются в определенных организационно-педагогических условиях: актуализация мотивации учащихся к самообучению; обогащение содержания образовательного процесса инновационными способами обучения, способствующими становлению субъектной позиции учащихся; включение субъектов образовательного процесса в автодидактику на основе информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Леденева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF CREATING PERSONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Significant changes in education related to the increasing technological opportunities offered by Open Educational Resources (OER) and Massive Open Online Courses (MOOCs) let us develop new approaches to solve the problems connected with limited perception of new knowledge. This makes possible to make learning more efficient due to personalizing the education content which involves information about the participants of the educational process. A wide variety of approaches to defining personal educational environment requires specifying the conceptual framework of this phenomenon. As a result of the study we have described special characteristics of personal educational environment as well as individual and private environment. We have discovered that personal educational environment is based on the process of self-education (autodidacticism) organized by means of information and communication technologies. Personalized education refers to education in which the pace of learning and teaching approaches are adjusted to a particular learner’s needs. Methodological approaches, goals of education as well as its contents all can vary depending on learners’ needs. Besides, educational activities in this context act as a sense-making element of the personal educational environment as they aim at increasing the learner’s enthusiasm and interest. The main conclusion of the study is substantiating the Personological and Activity approaches for the purposes of designing personal educational environment based on the principles of innovative pedagogics. We have also described the specific principles of creating personal educational environment. The process of its creation includes seven sequential steps carried out in certain structural and pedagogical conditions, such as maintaining learners’ motivation to learn; enriching the contents of education with innovative ways of learning contributing to learners’ developing into active and creative doers; getting the participants of the educational process involved in autodidacticism based on information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Концепция проектирования персональной образовательной среды»

УДК 371

Ксенофонтова А.Н., Леденева А.В.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: kafpvsh@mail.ru; a.v.ledeneva@bk.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Существенные изменения в сфере образования, с распространением технологических возможностей открытых образовательных ресурсов (ООР) и массовые открытые онлайн-курсы (МООС), дают возможность разрабатывать новые подходы к решению проблем, связанных с ограниченным восприятием новых знаний. Это позволяет повысить эффективность обучения за счет персонализации образовательного контента, который использует информацию об участниках образовательного процесса. Многообразие подходов к определению сущности персональной образовательной среды обуславливает необходимость конкретизации концептуальных основ данного феномена. В результате проведенного исследования были определены особенности персональной образовательной среды наряду с индивидуальной и личной средой. В сущности, определено, что в основе персональной образовательной среды лежит процесс самообучения (автодидактика), организуемый средствами информационно-коммуникационных технологий. Персонализированные обучение относится к обучению, в котором темп обучения и учебный подход оптимизированы для нужд каждого ученика. Цели обучения, методические подходы, а также содержания обучения - все они могут варьироваться в зависимости от потребностей обучаемых. Кроме того, учебные мероприятия в данном контексте выступают смыслообразующим звеном персональной образовательной среды, так как направлены на активизацию инициативы и интереса учащегося. Основным выводом проведенного исследования выступает обоснование персонологи-ческого и деятельностного подхода в контексте проектирования персональной образовательной среды на основе принципов инновационной педагогики. Также выявлены специализированные принципы проектирования персональной образовательной среды. При этом сам процесс проектирования включает в себя семь поэтапных шагов, которые организовываются в определенных организационно-педагогических условиях: актуализация мотивации учащихся к самообучению; обогащение содержания образовательного процесса инновационными способами обучения, способствующими становлению субъектной позиции учащихся; включение субъектов образовательного процесса в автодидактику на основе информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова:автодидактика, персонализация, персонализированное обучение, персоно-логический подход, педагогическое проектирование, образовательная среда.

Современные исследования уже давно призывают к «новой педагогике», которая гибко и адекватно реагирует на социокультурные изменения, а также предоставляет учащимся роли активных участников образовательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей в обучении [7], [9], [10], [14]. Необходимость альтернативных образовательных решений усиливается в контексте информатизации, которая представляет собой интерсубъектное пространство, результат человеческого взаимодействия, в котором происходит создание, обобщение и, в конечном счете, перевод информации в знание. Достижения в области технологии предоставляют безбарьерный доступ к информации в открытой сети, что вынуждает педагогов пересмотреть потенциал данной информации и создать необходимые условия для результативного использования ее учащимися.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволил выявить, что одаренным ученикам необходимо

создавать такую образовательную среду, которая удовлетворяла их потребность в условиях информатизации, а также объединяющую в себе формальное и неформальное обучение.

Общеизвестно, что современные образовательные организации готовят выпускников к глобальному рынку, который требует сетевого опыта, понимания цифрового пространства, а также умений навигации и организации потоков информации и ресурсов из множества различных источников. Такой образовательный подход прописывает доклад новых средств массовой информации консорциума К-12 Горизонт 2012, в котором прописана как одна из ключевых образовательных тенденций - организация персональной образовательной среды [15].

Понятие «персонализированное обучение» пришло в науку с начала 1960-х годов, но не раскрыло сущности к определению и выявлению компонентов персональной образовательной среды. Последователи данной концепции признают, что термин развивающийся и не имеет какого-либо общепринятого определения.

В 2005 году Дэн Бакли определил две дефиниции: «персонализация для учащегося», в которой учитель создает условия для обучения, а также «персонализация учащегося», в которой ученик развивает навыки таким образом, чтобы адаптировать свое собственное обучение [16].

В соответствии с National Educational Technology Plan (Национальный план по вопросам образовательных технологий), разработанным Министерством образования США, персонализированное обучение означает регулировку темпа (индивидуализация), регулировку подхода (дифференциация), а также ориентацию на интерес и опыт учащихся [8]. Персонализация в теории шире, чем индивидуализация и дифференциация, т. к. она дает право выбора в обучении. Индивидуализация относится к стратегии, направленной на формирование определенных умений у всех учащихся, в соответствии с целями обучения, регулируя темп прогресса каждого. Учитель определяет содержание в соответствии с производительностью ученика. Персонализация же призвана использовать индивидуальные способности учащегося, его чувства и компетенции для развития его способностей и талантов.

Понятие «персональная образовательная среда» относительно новое для отечественной педагогики. Однако, к общему определению данной дефиниции по сей день ученые так и не пришли. Известно, что персональная образовательная среда выступает решением для поддержания связи с быстрым темпом изменений знаний. Это самостоятельная развивающаяся среда, которая содержит в себе инструменты, ресурсы и услуги, организованные участниками образовательного процесса, заинтересованных в непрерывном образовании (обучение через всю жизнь).

На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к определению персональной образовательной среды:

- это технология, направленная на индивидуализацию обучения, создающая условия удовлетворения потребностей учащихся и их саморазвития [4];

- это система обучения, которая представлена несколькими моделями, адаптирующимися под запрос каждого субъекта образовательного процесса (перечислить авторов) [2];

- это дидактическая модель, ориентированная на персонализацию, сетевое взаимодействие и сотрудничество [11];

- это конструкт, лежащий на пересечении формального и неформального обучения [9];

- это концепция конструирования своих учебных целей, управления обучением с возможностью организации своей образовательной траектории [12].

Мохамед Амин Чатти утверждает, что в персональной образовательной среде недостаточно интегрировать различные инструменты в централизированную систему, основная идея такой среды заключается в том, чтобы обеспечить учащегося множеством инструментов и передать контроль над ними, чтобы он в свою очередь мог выбирать, комбинировать и использовать эти инструменты для удовлетворения своих образовательных потребностей.После-дователем данной идеи также стал Шон Фитцджеральд, который сделал заключение о том, что независимо от того, является персональная образовательная среда системой или же концепцией, она имеет ряд критериев для ее проектирования, которые определяют ее как образовательную среду «нового поколения», в которой учащиеся могут формировать свое собственное пространство для обучения [9].

В центре данной концепции - эффект пер-сонализации, согласно которой деятельность учащегося является важным фактором развития личности, усиления субъектности обучения, развития обучения посредством различных видов взаимодействия. Такое понимание приводит к обоснованию двух основных подходов к проектированию персональной образовательной среды:

- персонологический подход и идея персонализированного обучения, в основе которого лежит процесс субъективации лично опыта и реализации смыслов учащегося в процессе его учебно-познавательной (образовательной???) деятельности. Такой подход определяет один из важнейших компонентов персональной образовательной среды - абсолютная (фундаментальная) субъектность учащегося (А.В. Смирнов: «абсолютная субъектность соответствует пониманию радикального субъекта, который способен к индивидуализации в любых условиях») [6, с. 188].

Ксенофонтова А.Н., Леденева А.В.

Концепция проектирования персональной..

- деятельностный подход к проблематике развития и саморазвития личности одаренного ребенка, т. к. он выступает ведущим в автодидактике [4]. Данный подход позволяет также выделить второй компонент персональной образовательной среды - автодидактику, выступающая саморегулируемой, самоуправляемой и самоорганизуемой учебной деятельностью на основе ИКТ-технологий.

Известная Шведская компания IMALE1 констатирует, что персональная образовательная среда - это совокупность систем, которые помогают учащимся взять под свой контроль и управлять своим собственным обучением. При этом поддержка учащегося включает три аспекта:

- установление собственных целей обучения (при поддержке учителей);

- управление своим обучением как в процессуальном, так и содержательном аспекте;

- взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса в интерактивном режиме.

1 Smart-technologies- средства ИКТ, отличающиеся высоким уровнем интеллектуальности устройств (SMART Boards, интерактивные дисплеи, SMART Notebook и др.). Смарт технологии используют для формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения.

Европейские школы все больше внедряют смарт-технологии2 (Н.В. Тихомирова), пропагандируя учителя-ориентированное обучение, при котором учитель использует интерактивные доски или системы LMS (Learning Management System)3. В то время, как фактическая тенденция идет в сторону ученика-ориентированного обучения, где каждый учащийся имеет доступ к устройствам или цифровому контенту, программному обеспечению. Такое понимание позволяет сделать вывод о том, что информационно-коммуникационная образовательная среда выступает основанием персональной образовательной среды.

Реформа 21 века требует объединения принципов персонифицированного обучения с инструментами (технологиями), чтобы создать образовательную среду нового поколения, способную разрушить школы индустриальной эпохи и их модели образования. Так, в последнем отчете Открытого университета (2015 г.), который создал целый департамент по исследованию принципов инновационной педагоги-

2 LMS (Learning Management System) -информационная образовательная среда, обеспечивающая on-line систему обучения.

3 LMS (Learning Management System) -информационная образовательная среда, обеспечивающая on-line систему обучения.

Информационно-коммуникационная образовательная среда

Персональная образовательная среда

Автодидактика

(самообразование на основе ИКТ технологий;

У

V

Субъект - одаренный учащийся

Индивидуальная образовательная

среда

И н д и ви д уа л ьн ы й разовательный маршрут

Субъект - учащиеся

Рисунок 1 - Соотношение персональной и индивидуальной образовательной среды

ки, состоящий из Института образовательных технологий в сотрудничестве с Центром технологий обучения в SRI International, можно выделить наиболее перспективные практики в контексте нашей проблемы, имеющие наибольшую ценность в условиях информационной эпохи [13]:

1. Принцип стихийности обучения. Получение знания не запланировано, а внезапно, например, когда учащийся изучает новости в сети Инетрнет, либо читает книгу, не относящуюся к предмету изучения. В таких ситуациях идеи и связи возникают без какого-либо контроля, независимо от графика и расписания. Данный принцип является важной частью самообразования, который повышает уровень мотивации, а также умение выстраивать межпредметные связи.

2. Принцип алгоритмичного мышления как фактора одаренности. Алгоритмическое (вычислительное, компьютерное) мышление -мощное оружие для решения прикладных задач. Алгоритмическое мышление отличается свойством разбивать сложные задачи на мелкие подзадачи (декомпозиция), сравнивать с задачами, решёнными ранее (распознавание паттернов), отбрасывать несущественные детали (абстрагирование), определять и прорабатывать шаги для достижения результата (алгоритмизация), а также совершенствовать эти этапы (отладка). Подобные навыки ценны во многих сферах жизни - от написания рецепта блюда и планирования отпуска до управления научным коллективом, ищущим лекарство от эболы. Алгоритмическое мышление учит структурировать проблему, и формируется оно вовсе не только на уроках информатики и программирования, но и при обучении математике, физике и даже рисованию.

3. Обучение в дистанционных лабораториях. Работа с реальными научно-исследовательскими инструментами вроде удалённых экспериментов в лабораториях или удалённого управления телескопом помогает выработать навыки научной постановки вопросов, улучшить понимание концепций и, конечно, повысить уровень мотивации. В наше время удалённый доступ к специализированному оборудованию, предназначенному для учёных и студентов, всё чаще предоставляется и школь-

ным учителям, и школьникам. Удалённая лаборатория обычно включает в себя само оборудование, роботизированную руку для совершения операций и веб-камеру для получения обратного отклика и слежения за ходом операций.

4. Принцип адаптивности. Все ученики обладают индивидуальными особенностями, а учебные материалы, как правило, одинаковы для всех. Это и рождает одну из основных проблем обучения: каждый ученик взаимодействует с материалом по-своему: один скучает, второй не успевает, и только единицам удаётся найти свой оптимальный путь. Адаптивное обучение должно стать решением такой проблемы. Использование данных о прежнем опыте обучения каждого пользователя позволит создать персональный учебный маршрут для каждого. Системы персонализированного обучения рекомендуют, когда стоит приступить к изучению нового материала и когда нужно повторить пройденный, и дают возможность отследить собственный прогресс.

5. Принцип «невидимой» оценки. Автоматический и постоянный сбор данных о поведении учащихся поможет проводить фоновую незаметную оценку процесса обучения каждого ученика. Эта техника используется в популярных RPG («Role-Playing Game»), когда система, собирающая данные о действиях пользователя, в соответствии с ними корректирует дальнейшую программу достижения игровых целей. Эту идею с успехом можно применять в образовании. Помимо того, что такая невидимая оценка может дать информацию о навыках, не поддающихся прямому тестированию (скажем, стратегическое мышление или творческие способности), она позволяет избежать необходимости прерывать учебный процесс и писать контрольную. Здесь возникает масса этических вопросов касательно такого масштабного сбора данных о буквально каждом действии пользователя, поэтому, конечно, подобные системы будут применяться массово далеко не скоро.

Такие обобщенные инновационные принципы в полной мере относятся и к персональной образовательной среде. Однако для создания целостной концептуальной картины необходимо выделить специализированные принципы. При этом стоит отметить, что персональная образовательная среда повышает мотивацию

Ксенофонтова А.Н., Леденева А.В._

учащихся и создает такую ситуацию обучения, где они могут контролировать свое собственное обучение в своем собственном темпе. Такой подход позволяет активно разрабатывать свои собственные стратегии обучения. Автодидактика создает условия индивидуального обучения, а также выстраивает эффективное взаимодействие между учителем и учеником, при этом, не ставя в центр данной системы отношений учителя. Персональная образовательная среда в совокупности с техническими средствами активизирует познавательную деятельность ученика (повышает интерес к предметам, способствует росту активности ученика, а также организует его самостоятельную исследовательскую работу).

Молодое поколение сегодня, прежде всего, учится быть интерактивным. Для этого требуются интерактивные классы с персонализированными решениями в области ИКТ.

Таким образом, среди принципов обучения в условиях персональной образовательной среды (персонализированного обучения) можно выделить следующие:

- принцип отраженной субъектности, исходящий из презумпции активной идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого;

- принцип интерактивного взаимодействия в системе автодидактики.

Проектирование персональной образовательной среды, на наш взгляд, включает в себя следующие этапы [3], [5]:

1. Анализ и выявление необходимости в проектировании ПОС, диагностика одаренности, выбор идей и их согласование.

2. Создание эскиза ПОС для конкретной школы, определение цели в критериях, разработка вариантов ее достижения, выбор методов.

3. Разработка обобщенной учебной модели при проектировании ПОС в школе, формулировка ведущих проектов для субъектов ПОС.

4. Планирование реализации проекта: система взаимодействий, обоснование условий и средств ИКТ.

Концепция проектирования персональной...

5. Реализация ПОС, обратная связь, оценка, доработка, корректировка.

6. Оценка, анализ и обобщение результатов проектирования ПОС, определение дальнейших направлений деятельности.

7. Оформление процесса и результата проектирования ПОС в продуктах педагогического творчества.

8. Экспертиза хода и результатов проектирования ПОС.

Первым организационно-педагогическим условием выступает актуализация положительной мотивации учащихся к самообразовательной деятельности. Данное условие активизирует два из пяти личностных образования ученика - мотив и интерес за счет применения в образовательном процессе системы инновационных способов. Для данного условия характерно субъект-объектное взаимодействие участников образовательного процесса.

Второе условие - обогащение содержания образовательного процесса инновационными способами его организации на основе ИКТ-технологий. Отбор содержания направляет активность учащихся на процесс перехода от образовательной к самообразовательной деятельности, таким образом, реализуя объект-субъектный уровень взаимодействия.

И наконец, третье условие направлено на формирование субъект-субъектного взаимодействия, при помощи включения учащихся в автодидактику. Стержневым способом перехода от одного уровня взаимодействия к другому выступает стратегия самоуправляемого обучения с применением ИКТ [1].

Проектирование персональной образовательной среды - это сложный многогранный процесс, направленный на развитие личности с позиции индивидуальных потребностей и возможностей. Данный процесс требует соответствующего научно-методического обеспечения. Проблема выявления и обоснования инновационных способов проектирования персональной образовательной среды выступит темой нашего дальнейшего исследования.

10.08.2016

Список литературы:

1. Васильченко, С.Х. Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения (на примере корпоративного обучения) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Х. Васильченко. - М., 2012.

2. Духнич, Ю. Персональная среда обучения [Электронный ресурс] / Ю. Духнич. - PLE. - Режим доступа: http://www.smart-edu. com/personalnayasreda-obucheniya-ple.html.

3. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования: пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков / Е.С. Заир-Бек ; науч. ред. докт. пед. наук А. П. Тряпицына. - М-во образования Рос. Федерации, Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, Издательство: Издательство «Просвещение» (Москва). - 1995. - С. 234.

4. Леденева, А.В. Персональная образовательная среда в магистратуре / А.В. Леденева // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС» (Уфа). - 2016. - С. 82-84.

5. Малкова, И.Ю. Проектирование среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных образовательных сетей в условиях введения новых ФГОС / И.Ю. Малкова, А.В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - №2(50). - С. 44-53.

6. Россия в архитектуре глобального мира: цивилизационное измерение / Отв.ред. А.В. Смирнов. - М.: Языки славянской культуры: Знак, 2015. - 520 с.

7. Стародубцев, В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие / В.А. Стародубцев. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.

8. 7 Things You Should Know About Personal Learning Environments [Electronic resource] // EDUCAUSE Learning Initiative. - 2009. -Retrieved Apr 14, 2016. - URL: https://net.educause.edu/ir/library/pdl7eli7049.pdf.

9. Chatti, M.A. Personalization in Technology Enhanced Learning: A Social Software Perspective : dissertation / M.A. Chatti. -AahenaUnivercity. - 2010. - 399 p.

10. Fiedler, Sebastian Personal learning environments: concept or technology? [Electronis resource] / Fiedler Sebastian, Valjataga Terje // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments. - 2011. - 2(4): 1-11. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/220066333_Personal_Learning_Environments_Concept_or_Technology.

11. Harmelen, M. The Manchester Personal Learning Environment [Electronic resource] / M. Harmelen. - URL: http://www.jisc.ac.uk/ events/2009 /03/ngtip /mple.aspx.

12. Martin, M. Supporting Personal Learning Environments: A Definition of a PLE [Electronic resource] / M. Martin. - URL: http:// michelemartin.typepad.com/thebambooprojectblog/2007/08 /supporting-pe-1.html.

13. Newtonew. Просветительский медиа-проект об образованиия Принципы инновационной педагогики [Электронный ресурс]. -2015. - Режим доступа: https://newtonew.com/analytics/such-education-2015.

14. Park, Y. Blogging for Informal Learning: Analyzing Bloggers' Perceptions Using Learning Perspective [Electronic resource] / Y. Park, G. MiHeo, R. Lee. - URL: http://www.ifets.info/journals/14_2/13.pdf.

15. Patrick, Susan Mean what you say: Defining and integrating personalized, blended and competency education (Report) [Electronic resource] / Susan Patrick, Kathryn Kennedy, Allison Powell // International Association for K-12 Online Learning. - Oct, 2013. -Retrieved Mar 10,2016. - URL: http://www.inacol.org/resource/mean-what-you-say-defining-and-integrating-personalized-blended-and-competency-education.

16. Personal Learning Environments: Challenging the dominant design of educational systems [Electronic resource] / S. Wilson etc. -URL: http://dspace.ou.nl/bitstream /1820/727/1/sw_ectel.pdf.

Сведения об авторах: Ксенофонтова Алла Николаевна, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор 460000, г Оренбург, ул. Пушкинская, 18, тел. (3532) 772094, e-mail: kafpvsh@mail.ru

Леденева Анастасия Владимировна, аспирантка кафедры педагогики высшей школы

Оренбургского государственного педагогического университета 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 18, тел. (3532) 772094, e-mail: a.v.ledeneva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.