Научная статья на тему 'Принцип «Угасающей помощи» в процессе воспитания речевой культуры'

Принцип «Угасающей помощи» в процессе воспитания речевой культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СКЭФФОЛДИНГ / ПРИНЦИП «УГАСАЮЩЕЙ ПОМОЩИ» / LANGUAGE DEVELOPMENT / SPEECH ACTIVITY / SCAFFOLDING INNOVATIVE MODEL / FADING HELP APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бебешко Лариса Олеговна

Сущностных характеристик речевой культуры под-ростка с позиции теории речевой деятельности. Выявлено, что построение процесса воспитания речевой культуры подростка на инновационной модели scaffolding позволяет реализовать принцип «угасающей помощи» как основы интеллектуального развития подростка и эффективного способа становления субъект-субъектного взаимодействия. В ходе опытно-экспериментальной работы обоснованы способы использования «угасающей помощи»: от регулярного (усложняющегося) до эпизодического (фрагментарного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fading help approach in language development

An innovative approach to the adolescent language development is discussed. Description of the adolescent language essential features are based on the speech activity theory. It has been determined that a process design of the adolescent language development based on scaffolding as an innovative model makes it possible to apply the fading help approach as ad-olescent mentality basis and efficient way to enter into subject-subject relations. Application of the fading help approach are research-based: from regular (complicating) to irregular (fragmentary).

Текст научной работы на тему «Принцип «Угасающей помощи» в процессе воспитания речевой культуры»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371:4Р-3 ББК 74.0:81.411.2-7

Л.О. Бебешко

принцип «угасающей помощи» в процессе воспитания речевой культуры

В статье рассматривается инновационный подход к воспитанию речевой культуры подростка; представлено обоснование сущностных характеристик речевой культуры под-ростка с позиции теории речевой деятельности.

Выявлено, что построение процесса воспитания речевой культуры подростка на инновационной модели scaffolding позволяет реализовать принцип «угасающей помощи» как основы интеллектуального развития подростка и эффективного способа становления субъект-субъектного взаимодействия.

В ходе опытно-экспериментальной работы обоснованы способы использования «угасающей помощи»: от регулярного (усложняющегося) - до эпизодического (фрагментарного).

Ключевые слова: речевая культура, речевая деятельность, инновационная модель скэффол-динг, принцип «угасающей помощи».

L.O. Bebeshko

fading help approach in language development

An innovative approach to the adolescent language development is discussed. Description of the adolescent language essential features are based on the speech activity theory.

It has been determined that a process design of the adolescent language development based on scaffolding as an innovative model makes it possible to apply the fading help approach as adolescent mentality basis and efficient way to enter into subject-subject relations.

Application of the fading help approach are research-based: from regular (complicating) to irregular (fragmentary).

Key words: language development, speech activity, scaffolding innovative model, fading help approach.

В современных информационно-коммуникационных связях особую значимость приобретает речевая культура подростка. При этом обнаруживается необходимость рассмотрения речевой культуры как основы речевой деятельности обучающегося (А.Н. Ксенофонто-ва) [1]. Деятельностный подход к рассмотрению сущностных характеристик речевой культуры подростка позволил определить те личностные новообразования, которые характеризуют уровень интеллектуального развития подростка с позиции теории речевой деятельно-

сти: мотив к речевому развитию, познавательный интерес к речевой деятельности, речемыслительная активность, самостоятельность в построении речевых ситуаций, коммуникативные умения взаимодействия.

Основанием для акцентирования данных личностных образований является педагогическая теория деятельности Г.И. Щукиной, ведущие идеи которой послужили подтверждением нашего предположения о том, что речевая культура - это качество личности, связанное с сознательным отбором и использова-

о

Э

<u

ю ф

LQ

О

нием определенных языковых средств, помогающих осуществить речевую деятельность и являющихся необходимыми для данного конкретного случая речевой коммуникации.

В целях обеспечения научно доказательных результатов реализации деятель-ностного подхода к рассмотрению сущностных характеристик речевой культуры подростка потребовалось проведение опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях. Предпринятые действия позволили определить, что построение процесса воспитания речевой культуры должно основываться на инновационной модели scaffolding, идея которой заключается в реализации принципа «угасающей помощи» в учебно-воспитательной деятельности.

В процессе апробации данного принципа было выявлено, что идея угасающей помощи - это стержень интеллектуального развития подростка, эффективный способ становления субъект-субъектного взаимодействия, а также универсальный принцип воспитания речевой культуры.

Модель scaffolding, по мнению ряда авторов (Б.В. Авво, А.А. Ахаян, Е.С. Заир-Бек, В.А. Комаров, Н.В. Гороховатская, Т.Г. Феофилова, Н.М. Федорова, Н.Ю. Со-сунова), - это метафора, описывающая особый тип процесса инструктирования, которая имеет место в ситуациях взаимодействия педагога (или другого более осведомлённого источника) и ученика по решению учебных задач. «Угасающая помощь» со стороны педагога в начале обучения может быть регулярной и содержательной, а к завершению курса значительно уменьшается или вообще отсутствует.

Исходя из теоретических аспектов исследования принципа угасающей помощи (fading help), обоснованных А.Н. Ксенофонтовой в целях актуализации заявленного принципа постепенного усложнения как ведущего в становлении речевой деятельности, можно выделить уровни реализации модели scaffolding, а также представить способы их развития до субъект-субъектного взаимодействия.

1 уровень - S' - О"(субъект - объект) - педагог в роли наставника, а, значит, происходит теоретизация процес-

са воспитания речевой культуры через трансляцию ключевых компетенций, представленных речевой культурой подростка. Основным способом активизации процесса воспитания речевой культуры подростка выступает прием budding: основой данного приема является работа в парах, когда на протяжении всего теоретического цикла подростки помогают друг другу и принимают согласованные решения. Уровень сложности учебных задач на данном этапе низкий: преобладают вопросы на запоминание, повторение, трансляцию, пересказ. Оценка речевой культуры может проводиться с помощью приема Focused Listing (фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой курса или текста).

2 уровень - S'O' - S" - O"(субъект, проектирующий деятельность объекта как субъекта) - педагог проектирует деятельность таким образом, чтобы поставить ученика в роль субъекта, однако сам не занимает устойчивую позицию объекта педагогического воздействия, таким образом происходит постепенный переход в позицию фасилитато-ра, когда учебные задачи усложняются (преобладают вопросы на установление содержательно-логических связей, а также задания, требующие доказательной и аргументирующей практики). Основным способом реализации и развития данного уровня с переходом на следующий уровень выступает метод change a role («смена ролей»), результативность которого обоснована Густавом Шенцем как «метода обучения и корректировки эффективной коммуникации в любой сфере деятельности» [3].

На данном этапе происходит переход от теоретизирования в эмпирическое обучение, поэтому метод «смена ролей» способствует организации самостоятельной работы в дальнейшем. В основе метода - собеседование с имитацией ситуации в контексте определенного учебного курса, только роль «опытного» собеседника (консультант, преподаватель, мастер, родитель, работодатель и т.д.) занимает ученик, а роль «неопытного» (покупатель, студент, водитель, ребенок, соискатель) - педагог. Оценка речевой культуры

на данном уровне возможна при помощи Class-room graffiti (Написание граффити). Данный прием предложил Визам Мансур (Кипрский университет), который заметил, что многие любят писать на партах, деревьях, стенах. Он предложил такую форму контроля, в которой 5-6 учеников одновременно фиксируют на доске заметки по теме. Когда же вся доска заполнена, то предлагается обсудить как можно больше написанных предложений при помощи сопутствующих комментариев (1-2 фразы). Прием чаще всего используется на занятиях по иностранному языку, но может применяться при открытом контроле на любом уроке.

3 уровень - S' - S" (субъект - субъект, взаимодействие) - педагог занимает роль фасилитатора, тем самым реализуя полностью принцип «угасающей помощи», при этом уровень сложности учебных задач высокий, что является необходимым при реализации принципа постепенного усложнения. Основу данного уровня составляет самостоятельная работа, которая организуется при помощи рефлексивной практики, представляющей собой «интенсивную систему осмысления полученного опыта и знаний» [2]. Путем интеграции нескольких зарубежных (Д. Колба, Т. Бортона, Д. Гиббса) рефлексивных моделей обучения было определено, что основу всех рефлексивных практик составляют три цикла: опыт, рефлексия и действие. Стратегия рефлексивной практики представляет собой набор вопросов, которые помогают ученику пройти все три цикла.

Пример использования рефлексивной практики:

• Знание (дай определение. Опиши место действия. Кто главный герой/герои? Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте.

• Синтез. Придумай песню по теме прочитанного. Придумай новую концепцию — чем должна закончиться книга. Организуй группу/клуб для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте главного героя (представь). Перепиши финал.

• Оценка. Эффектен ли конец? (оцени) Оцени работу автора, написав рецензию. Оправдай решения главных героев. Реалистичен ли такой конец? Докажи. Пронумеруй героев, исходя из их важности для сюжета, а также - исходя из их правдоподобия.

• Понимание. Что случилось в конце? (подытожь) Поясни роль в сюжете. Объясни следующую цитату... Предположи, что произойдет дальше. Перефразируй тему - о чем текст? Изложи краткое содержание отрывка или главы из книги.

• Анализ. Почему герой действует и реагирует таким образом? (проанализируй). Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.) Схематически изобрази отношения между героями. Соотнеси черты характера героев с их поступками. Почему важен контекст / место действия? (исследуй).

• Применение. Как тема соотносится лично с тобой. Если бы все происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему.

Таким образом, рефлексивная практика направлена на воспитание речевой культуры и способствует закреплению полученных теоретических и практических знаний и навыков, а также помогает выявить возможности их применения в реальных жизненных ситуациях. Приемом оценивания уровня речевой культуры может выступить Selfdiagnostic Leaning Logs (Составление самодиагностирующих картобучающихся). В процессе речевой практики обучающийся делает заметки в дневнике о том, что ему удалось исполнить легко, а что вызвало определенные затруднения.

Обоснованным являлось выявление и апробация поэтапного подхода к воспитанию речевой культуры. Так принцип угасающей помощи реализовывался в несколько этапов на базе образовательного центра «СМАРТ» в МОАУ «Гимназия № 1». В образовательном центре воспитанием речевой культуры на протяжении четырех лет занимается научная школа (подразделение центра) «Речевая культура», в которой организованы курсы

X

га Is с

о о

са ф

о

о ф

^

о ^

с

о

о с

ф

2 -Q

« £ о ^

[О 5

с >s S о

Im

Q.(u IZ О.

по теме личностного развития и самосовершенствования, по формированию коммуникационной компетентности в условиях освоения предметов гуманитарного профиля.

Так, в начале учебного курса педагоги выступали в роли наставника, затем при помощи инновационных методов обучения происходило включение подростков в активную речевую деятельность, а на третьем этапе педагог занимал позицию фасилитатора, который способствовал самостоятельному коммуникативному взаимодействию обучающихся.

Наиболее успешными способами воспитания речевой культуры подростка по принципу «угасающей помощи» стала инновационная модель EffectaSystem (эффективная система), реализующаяся с помощью метода change a role («смена ролей»), стратегии рефлексивной практики и приема budding («дружок»).

EffectaSystem - это адаптированная технология коммуникативного обучения (рис. 1), разработанная шведским методистом Бертилем Халтом. Данная технология была представлена на международной конференции «World

Entrepreneurship Forum» в г. Лион 2014 года. В основе технологии - управление прогрессом воспитания речевой культуры подростка. Весь процесс начинается с входящего контроля, который представлен исследованием уровня каждого личностного образования, характеризующего речевую культуру подростка как одного из основных качеств интеллектуального его развития. Затем круговой процесс воспитания речевой культуры происходил поэтапно:

Изучай - теоретические курсы, специализированные ознакомительные видеоролики, авторская методическая литература, приложения с электронными ресурсами. Педагог на данном этапе выступал в роли наставника.

Пробуй. Применение полученных знаний в процессе интерактивных упражнений, тьюториалов, геймификации на основе программного обеспечения центра. Педагог переходил из позиции наставника в позицию фасилитатора.

Применяй. Самостоятельная отработка умений на вебинарах, площадках партнеров. Педагог занимал устойчивую позицию фасилитатора.

Рис. 1. Модель обучения EffectaSystem

Такое построение учебно-воспитательного процесса способствует воспитанию речевой культуры подростка за счет принципа «угасающей помощи», что приводит к самостоятельной регуляции речевой деятельности, развитию речемыслительной активности и коммуникативной компетентности подростка.

Таким образом, в современных информационно-коммуникационных связях особую значимость приобретает

речевая культура подростка, которая обоснованно рассматривается в аспекте речевой деятельности обучающегося. Следует исходить из того, что речевая культура - это качество личности, связанное с осознанием значимости использования языковых средств в целях осуществления речевой деятельности.

Значимым результатом проведенной опытно-экспериментальной работы воспитания речевой культуры подростка яв-

ляется использование инновационной модели EffectaSystem (эффективная система), которая реализовывалась с помо-

щью метода change a role («сменаролей») и апробировалась в условиях рефлексивной практики.

Библиографический список

1. Ксенофонтова, А.Н. Речевая деятельность как педагогическая проблема [Текст] / А.Н. Ксено-фонтова // Творческая личность: технологии и методики её разви-тия: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского: в 2 т. - Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2013. - Т. 2. - С. 318-329.

2. Леденева, А.В. Инновационные стратегии как фактор успешной профессиональной деятельности педагога [Текст] / А.В. Леднева, А.Н. Ксенофонтова // Новая наука: от идеи к результату. -2015. - № 7-1. - С. 52-57.

3. Попова, В.И. Проектирование личностных результатов школьника во внеучебной деятельности [Текст] / В.И. Попова // Стратегии развития методики преподавания русско-го языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: материалы Международной науч.-практ. конф. - М.: Форум, 2016. - С. 401-406.

Referencеs

1. Ksenofontova A.N. Language development as a pedagogical problem. Tvorcheskaya lichnost: tekhnologii i metodiki eyo razvitiya materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii, posvyashchennoi 95-letiya so dnya rozhdeniya Vasiliya Aleksandrovicha Sukhomlinskogo. V. 2-th. Orenburg: Orenburgskii gos. рed. un-t, 2013. T. 2. P. 318-329. [in Russian].

2. Ledeneva A.V., Ksenofontova A.N. Innovative strategies as a factor of successful pro-fessional work of the teacher. Novaya nauka: ot idei k rezultatu. 2015. № 7-1. P. 52-57. [in Russian].

3. Popova V.I. Designing student personality results in of nonlearning activities. Strategii razvitiya metodiki prepodavaniya russkogo yazyka v usloviyah realizacii sovremennyh obrazovatelnyh standartov Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: Forum, 2016. P. 401-406. [in Russian].

Сведения об авторах: Бебешко Лариса Олеговна,

аспирант,

кафедра педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: dimnastika@mail.ru

Information about the authors: Babeshko Larisa Olegovna,

Post graduate student, Department of Pedagogy of Higher School,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: dimnastika@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.