Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания речевой культуры талантливых детей гимназии'

Педагогические условия воспитания речевой культуры талантливых детей гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бебешко Лариса Олеговна

Идея данной статьи заключается в раскрытии сущности работы с одаренными детьми в контексте речевой деятельности. Обосновываются уровни речевой культуры учащегося и условия их развития в образовательном центре при Гимназии №1. Предложены дискуссионные методы воспитания речевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания речевой культуры талантливых детей гимназии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

При формировании лексико-грамматического строя речи использование метода моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и систематизировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков, способствует расширению словарного запаса, усвоению различных типов предложений и предложно-падежных конструкций, формированию языкового чутья. Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»), придумывают предложения к схеме.

Отметим, что в условиях повышения квалификации, усвоение учителями-логопедами различных приемов наглядного моделирования происходит прежде всего на практических занятиях, которые «...направлены на обучение учителей - логопедов применению в работе разнообразных форм, методов логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями; использованию нетрадиционных методик по коррекции нарушений речи» [2,с.77].

Список использованной литературы:

1. Баранова Г.А. - Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2015. - № 10-3. - С. 65.

2. Баранова Г.А. - Подготовка учителя-логопеда к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях повышения квалификации //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2016. - № 4-8. - С. 77.

3. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. - Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед: науч. - метод. журнал. - 2005. - № 1. - С. 16-19.

© Баранова Г.А., Маркова А.В. 2016

УДК 371

Бебешко Лариса Олеговна аспирант ОГПУ г. Оренбург e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ТАЛАНТЛИВЫХ

ДЕТЕЙ ГИМНАЗИИ

Аннотация

Идея данной статьи заключается в раскрытии сущности работы с одаренными детьми в контексте речевой деятельности. Обосновываются уровни речевой культуры учащегося и условия их развития в образовательном центре при Гимназии №1. Предложены дискуссионные методы воспитания речевой культуры.

Ключевые слова

Персональная образовательная среда. Речевая деятельность. Учебная дискуссия.

Речевая культура личности — показатель общей культуры человека, культуры мышления, чувств, поведения. Именно речевая культура во многом определяет качество образовательного процесса, являясь содержательной основой и важнейшим компонентом речевой деятельности. [1] Любой педагог должен

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

ставить перед собой задачу воспитывать и в дальнейшем совершенствовать речевую культуру своих учеников. Процесс воспитания речевой культуры ребенка невозможен без достаточной культуры речи педагога. Для того чтобы совершенствовать свою речевую культуру, педагогу также необходимо постоянно работать над собой, повышая уровень общей культуры, что будет способствовать росту его педагогического мастерства.

В результате теоретического обоснования процесса воспитания речевой культуры было определено три уровня владения данным качеством:

репродуктивный уровень предполагает наличие следующих умений и навыков: простая передача информации слушателям при отсутствии учета аудитории и обратной связи, постоянная концентрация на содержании и правильности изложения, не регулируя процесс понимания;

адаптивный уровень предполагает свободную ориентацию в материале, о котором идет речь, при выступлении поддержание контакта с аудиторией, учет ее особенностей, при беседе учет особенностей личности собеседника, применение различных способов разъяснения и доказательства;

творческий уровень владения речевой культурой отличает полное владение аудиторией в ходе публичных выступлений, активизация творческого мышления слушателей, побуждение к собственным размышлениям и выводам, сформированная способность выдать рассматриваемый объект в реальной связи с жизнью.

Процесс воспитания речевой культуры может быть охарактеризован следующими структурными компонентами: целевой, содержательный, операционный, деятельностный и результативный.

Целевой компонент связан с четким определением целей технологии формирования речевой культуры, с осознанием и принятием этих целей обучающимися. Целевые установки оказывают существенное влияние на учащихся, помогают активизировать учебно-познавательную деятельность, создают мотивацию, тем самым обеспечивая эффективное освоение учебного материала.

Сущность целевого компонента состоит в создании психолого-педагогических условий для усвоения требуемого объема знаний, умений и навыков, необходимых для формирования и совершенствования речевой культуры. Данные условия должны способствовать раскрытию личностного потенциала обучающегося, его наклонностей и творческих способностей, формированию научного мировоззрения, общей культуры, которые являются важными компонентами жизнедеятельности каждого человека.

Содержательный компонент представляет собой определенный набор знаний, умений и навыков, которые должны освоить учащиеся для овладения речевой культурой. Данное содержание конкретизируется в рамках выбранных и применяемых методов, приемов и способов обучения, а также может быть отражено в отдельно взятой дисциплине либо спецкурсе.

Операционный компонент включает в себя технологическое обеспечение, способствующее воспитанию и совершенствованию речевой культуры обучающихся с одной стороны и инструментальную составляющую технологии формирования речевой культуры с другой стороны. Инструментальная составляющая - это ни что иное как учебная и методическая литература, видеофильмы, возможно компьютерные программы с тестовыми заданиями, одним словом все то, что необходимо для реализации данной технологии.

Деятельностный компонент описывает взаимодействие обучающихся и педагога, учитывает их сотрудничество, организацию и управление процессом обучения, способствует созданию комфортной атмосферы для учащихся при организации их учебной деятельности, обеспечивает комфортные условия педагогу для осуществления его профессиональной деятельности. Деятельностный компонент раскрывает формы и способы организации деятельности по формированию речевой культуры.

Результативный компонент должен отражать эффективность применения технологии формирования речевой культуры и характеризоваться достигнутыми успехами в реализации поставленной цели. Данный этап должен включать рефлексивную диагностику, коррекцию и контроль степени усвоения учебного материала школьниками. Однако о результативности применения технологии формирования речевой культуры можно будет говорить лишь тогда, когда она будет неоднократно апробирована в процессе обучения и воспитания учащихся разных возрастных групп и уровней сформированности речевой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

культуры. В данный момент мы не можем говорить об эффективности либо неэффективности данной технологии, так как для апробации требуется достаточно большой временной промежуток, по истечении которого можно будет сделать определенные выводы.

Характеристика процесса воспитания речевой культуры представляет собой совокупность педагогических условий, определяющих подбор и компоновку содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих успешное овладение речевой культурой. Данная технология создает комфортные субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся.

Воспитание речевой культуры на определенном предмете не представляет особо интереса, т.к. в педагогике речевая деятельность понятие метапредметное. Более того она является основной формой педагогического взаимодействия. На современном этапе развития образования перед педагогами ставится задача сформировать всесторонне развитую личность. Что как не речь помогает нам в решении этой не простой задачи. Речевая деятельность является инструментом комплексного развития учащихся, как интеллектуального, так и личностного, в то время как речевая культура является основой речевой деятельности.

В МОАУ «Гимназия №1» комплекс педагогических условий для успешного воспитания речевой культуры талантливых детей реализуется посредством научно-образовательного центра «СМАРТ». Данный центр представляет собой инновационную (научно-исследовательскую) базу:

-высший уровень квалификации педагогического состава (фасилитационный совет) -современные методики обучения (стратегия рефлексивной практики, обучение на основе опыта, стратегия ассертивного обучения, стратегия партисипативного обучения)

-практико-ориентированные формы организации занятий (тьюториал, вебинар, Т-группы, форсайт-сессия)

-персональная образовательная среда Гимназии №1 (актуализирован мотивационный потенциал образовательной среды центра; субъекты образовательного процесса включены в активную учебно-исследовательскую деятельность; использованы инновационные способы обучения для развития непрерывного субъект-субъектного взаимодействия).

Схема 1 - Модель функционирования образовательного центра

8МЛЯТ-среда центра предполагает включение талантливых детей гимназии в автодидактику, которая организуется в персональной образовательной среде. Автодидактика - это процесс обучения, в котором обучающийся занимает безусловную субъектную позицию, т.е. проявляет познавательный интерес к выбранному учебному курсу, проявляет исследовательскую активность в процессе обучения, а также

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

обладает творческой самостоятельностью при работе с учебным материалом различного уровня сложности. [2]

Механизм организации процесса воспитания речевой культуры основан на результативности, качестве и гарантированности. Занятия в образовательном центре строятся по принципу Scaffolding (угасающая помощь). В начале курса педагог выступает в роли наставника, затем при помощи инновационных моделей обучения происходит включение учащихся в активную учебно-исследовательскую деятельность, а на третьем этапе педагог занимает позицию фасилитатора.

Реализуя принцип угасающей помощи (постепенного усложнения), предполагается использовать интеллектуальные технологии, которые способствуют саморазвитию личности талантливых детей гимназии.

Среди современных интеллектуальных технологий учебной дискуссии принадлежит одно из заметных мест. Она диалогична по самой своей сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Ее применение помогает развитию критического мышления, приобщению студентов к культуре демократического общества. Самой важной характеристикой критического мышления является критичность. Критичность обычно трактуется как одно из свойств ума и определяется как осознанный контроль над ходом интеллектуальной деятельности человека. Критичность состоит в умении обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемым результатом.

Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Чрезвычайно важен «сопутствующий результат» учебной дискуссии - формирование речевой дискуссионной культуры. Дискуссия признается одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность студентов, развитие рефлексивного мышления.

Использование этого вида учебной работы столь многообразно, а его название столь популярно, что им нередко обозначают самые разные способы организации учебной работы, лишь бы они включали обмен высказываниями. Нередко под названием «дискуссия» подпадает и обсуждение, участники которого высказывают дополняющие и уточняющие сведения, соображения. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией нередко называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций, подходов и т.д. В то же время дискуссию нередко смешивают с полемикой, целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции.

Речевое взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации студентов - то есть обращении студентов друг к другу и к преподавателю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Список использованной литературы:

1. Ксенофонтова А.Н. Концептуальные основы речевой деятельности / А.Н. Ксенофонтова / Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 160-165.

2. Леденева А.В. Персональная образовательная среда в магистратуре / А.В. Леденева / В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 82-84.

© Бебешко Л.О., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.