Научная статья на тему 'Технологии взаимодействия в проектировании персональной образовательной среды'

Технологии взаимодействия в проектировании персональной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИАЛООВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОДИДАКТИКА / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Людмила Валерьевна

В статье обобщен опыт применения диалоговых технологий как средства автодидактики обучающихся. Предложены рекомендации по их реализации. Представленные технологии являются успешными способами проектирования персонализированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии взаимодействия в проектировании персональной образовательной среды»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

6. Атнагулов А.И. Особенности учебной и воспитательной работы в группах с большим количеством иностранных учащихся. Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-2 (60). С. 30-32.

7. Арсланбекова С.А. Реализация развивающего потенциала естественно-математических дисциплин на основе проектно-технологического подхода (на примере математики). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Уфа, 2003

8. Арсланбекова С.А.Целостный подход к формированию у учащихся представлений о математике как науке. Образование в современной школе. 2002. № 6. С. 22.

9. О способах развития личности студента в процессе преподавания математики в вузе. Арсланбекова С.А. Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 6 (6). С. 71-81.

10. Костенко Н.А., Дик Е.Н. Компетентностный подход обучению математике. В сборнике: Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013.С. 130-132.

© Маннанов М.М., Дик Е.Н., 2016

УДК 371

Меркулова Людмила Валерьевна доцент ОГПУ г. Оренбург e-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье обобщен опыт применения диалоговых технологий как средства автодидактики обучающихся. Предложены рекомендации по их реализации. Представленные технологии являются успешными способами проектирования персонализированного обучения.

Ключевые слова

Персональная образовательная среда. Диалоовые технологии. Автодидактика. Субъектная позиция.

Современное информационное общество диктует требования к активной, мобильной позиции будущего конкурентно способного педагога обладающего информационно-коммуникационной компетентностью, как профессиональной ценностью. Педагогу постоянно требуется производить многочисленные операции с большим объемом информации, что влечен к постижению и совершенствованию организации учителем процессов работы с информацией - поиск, обработка, анализ, систематизация, проверка достоверности, хранение, представление с помощью естественных и формальных языков. [1]

Основополагающим принципом построения образовательного процесса в образовательной организации является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы.

Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов нового поколения, в которых утверждается, что развитие информационно-коммуникационной компетентности будущего педагога работающего по новым образовательным стандартам повышается при использовании диалоговых технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

Однако, как показал опрос педагогов базовых образовательных организаций, что уровень реализации диалоговых технологий в развитии информационно-коммуникационной компетентности достаточно невысок. Такая ситуация обусловлена тем, что педагоги в должной степени не реализуют диалоговые технологии как технологии взаимодействия. А характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию, к которым относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность.

Технологии взаимодействия выступают важнейшим условием проектирования персональной образовательной среды, т.к. она предполагает субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе. Кроме того, автодидактика, выступающая концептуальным ядром персональной образовательной среды, требует высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса, т.к. персональная образовательная среда в основе своей реализует информационные технологии. [3]

Ключевым понятием диалоговых технологий является «диалог».

Диалог (от греч. diálogos) — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей.

Диалог (греч. diálogos - беседа) разговор; в античной философии - литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем спомощью диалектики.

Диалог (греческое diálogos), 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких (полилог) лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами.

Эффективное общение - означает такое общение, которое реализуется через многогранный диалог, разнообразные виды диалога, диалог экзистенциальной направленности, а также имеет определенную технологию, результатом чего является взаимопонимание и взаимообогащение субъектов общения.

В образовательной практике выделяют следующие диалогические формы совместной работы субъектов:

• групповые дискуссии: обсуждения, диспуты, дебаты, полемика и др.;

• конструктивный совместный поиск решений проблемы: метод «мозгового штурма» («мозговой атаки»), синектика, разработка проектов и др.;

• тренинг: микрообучение, психотренинг и др.;

• ролевые игры: деловые, организационно-деятельные, инновационные, коммуникативные и др.

Рассмотрим некоторые из предложенных форм более детально.

Ролевые игры обычно рассматривается как имитация реальной деятельности в условиях ситуаций, направленных на усвоение опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и общения.

Отличительными признаками развертывания ролевой игры являются распределение ролей и быстро меняющиеся игровые ситуации в ходе развертывания игрового сюжета, в которых оказывается субъект в ходе своего взаимодействия с другими при выполнении своей игровой роли, и столь же быстрое приспособление действия каждого игрока к изменениям ситуации.

Методика проведения практического занятия в форме игры требует выполнения следующих условий:

• учебная группа заранее информируется о форме проведения занятия, его теме и целях;

• учебная группа делится на подгруппы, определяются ведущие в каждой из них, распределяются

роли;

• ведущие намечают круг вопросов, выявляют наиболее дискуссионные из них; для того чтобы активизировать группу, ведущие также могут играть разные роли (например, роль «судьи», «прокурора» и т.п.);

• в оценке занятия преподаватель учитывает структуру дискуссии, ее эвристический эффект, качество выполнения роли.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

Брейнсторминг («мозговой штурма) обладает более высоким развивающим потенциалом, чем ролевая игра. Данная форма диалога предполагает расчленение обсуждаемой проблемы на две части, решение которых состоит из двух этапов.

На первом этапе диалог организуется по принципу плюрализма идей и подходов и «отсрочки» критики выдвигаемых идей, что обеспечивает целенаправленный коллективный поиск и стимулирует интеллектуальную свободу.

На втором этапе выдвинутые идеи классифицируются и подвергаются рациональной критике.

Роль преподавателя заключается в стимулировании поиска решения эвристическими вопросами.

Сократовская (эвристическая) беседа. Педагог сам создает проблемную ситуацию, предлагает методы ее решения и возможный результат. Однако в процессе обсуждения проблемы субъекты могут поставить такие вопросы, внести такие коррективы в план педагога, что возможен неожиданный результат и для самого педагога, и для других субъектов дискуссии. Но в этом и содержится эвристическая сила данной формы организации диалогового поиска.

Синектика. Цель занятия — направить спонтанные процессы мышления на исследование и преобразование проблемы.

Группа применяет аналогии, помогающие осмыслить проблему.

Выделяются аналогии четырех типов:

• прямые аналогии (например, аналогии использования биологических систем для создания технических устройств);

• субъективные аналогии (проецирование ситуации на себя); символические аналогии (например, поэтические метафоры «Дерево решения», «Подавить сопротивление» и т.п.);

• фантастические аналогии (например, хотелось бы иметь «маленького человечка» для работы с оргтехникой).

Предлагаемые аналогии тщательно обсуждаются, принимаются или отбрасываются в процессе поиска решения проблемы.

Основа метода микрообучения — целенаправленная и систематическая отработка у субъектов образовательного процесса отдельных умений и навыков как компонентов компетенции определенного вида. В процессе микрообучения проводится покомпонентный анализ определенного вида учебной, профессиональной или другой деятельности, выделяются «микроситуации», в условиях которых субъект отрабатывает конкретное умение. Для это педагог использует следующие приемы:

• стимулирование интереса, «захватывающее» начало учебного занятия, постановка проблемы и т.п.;

• использование пауз или невербальных коммуникационных стимулов (жесты, мимика);

• система положительных и отрицательных подкреплений (искусство поощрения, порицание и т.п.);

• наводящие вопросы, вопросы проверочного характера;

• вопросы, подводящие субъекта к обобщению учебного материала;

• вопросы дивергентного характера, стимулирующие творческую активность;

опознание степени внимательности по внешним признакам поведения; иллюстрация и использование примеров; др.

В процессе микрообучения школьник или студент не только отрабатывает определенные практические умения и навыки, но и учится анализировать собственную деятельность, вычленять в ней отдельные составляющие и определять условия, при которых может быть использовано то или иное умение.

Основание придания особой значимости дискуссионным формам состоит в диалектической природе дискуссионного метода. Собственно, дискуссии помогают осознать важнейшее правило современного менеджмента: искусство управлять людьми состоит не в поиске единственно правильного управленческого решения в каждой конкретной ситуации, а в нахождении оптимального решения для данной конкретной ситуации, являющегося чаще всего продуктом множественных компромиссов.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо проблемного, спорного вопроса на собрании, в печати, беседе. Близкими по смыслу понятиями выступают

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — публичный спор на какую- либо тему; диалог (от гр. dialogos) — разговор между двумя или несколькими лицами, переговоры, обмен мнениями.

Дискуссия по проблемному вопросу, проводимая в малой группе характерна возможностью особо не сосредоточиваться на организационных вопросах. В роли катализатора и организатора дискуссии в этом случае выступает проблемный вопрос, заданный учебным пособием, преподавателем, кем-то из участников дискуссии. Для активизации группового обсуждения преподаватель может предложить группе обсудить два предложенных пути решения проблемы, два противоположных оценочных суждения или использовать другие приемы создания проблемных ситуаций. Принципиально важным для учебной дискуссии представляется этап ее завершения, когда участники дискуссии подводят итоги, отвечая на ряд дополнительных вопросов:

Какое новое знание получено в ходе дискуссии?

По каким позициям взгляды участников дискуссии совпадают в наибольшей степени?

По каким позициям обнаружено максимальное расхождение во взглядах участников дискуссии?

Какие новые вопросы поставили перед собой участники?

Вопросы могут быть детализированы или сформулированы иным способом, но важно, чтобы дискуссия, проводимая в учебных целях, имела завершение, направленное на овладение участниками новыми образовательными или профессиональными компетенциями.

Естественно, каждый преподаватель будет самостоятельно конструировать дискуссионные ситуации и их организационное и технологическое воплощение в зависимости от личного опыта и предпочтений.

Таким образом, диалоговые технологии - это педагогические технологии, направленные на обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе через построение занятия по правилам эффективного общения и применение информационных ресурсов, приводящая к развитию информационно-коммуникационной компетентности личности.

Диалоговое общение активизирует самостоятельную деятельность субъектов персональной образовательной среды в процессе усвоения учебного содержания, усиливает эффект совместной работы в группе. Обучение в диалоге формирует социально-психологическую готовность к работе в команде, особенно в ситуации поиска эффективных способов решения проблемы.

Всякий диалог предполагает установление межличностного согласия, которого можно достигать в разных формах, например, как согласие: окончательное; относительно определенных путей, выработанных и дискуссии, но требующих дальнейшей доработки; с тем, что проблема оказалась для участников слишком сложна.

Диалоговое общение развивает у субъектов образовательного процесса подлинно открытое мышление, позволяющее свободно выражать свое мнение и в то же время столь же открыто обсуждать смыслы, которые передаются ему другими участниками. Открытость — это важнейшее интеллектуально-личностное качество индивида, необходимое ему не только в образовательной деятельности, но и в самых разных сферах взаимодействия с людьми. Поэтому проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников, возможности разной оценки, выражения собственной точки зрения.

Построение диалога на уроке должно быть основано на грамотности задавания вопросов. Рассмотрим несколько видов вопросов и особенности их реализации на уроке.

Информационный вопрос. Строится так, что он взывает к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан только на ответ «да» или «нет», то его нельзя считать информационным. Если вопрос задается только с целью получить согласие обучающегося (в нем есть элемент принуждения, использования власти), то это закрывает диалог, вызывая в собеседнике внутренний отказ от дальнейшей беседы.

Зеркальный вопрос. Используется для того, чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога. Этот тип вопроса позволяет выходить за пределы смыслового поля, очерченного словами собеседника, по направлению к первооснове какой-то мысли. Использовать зеркальный вопрос необходимо осторожно, поскольку он позволяет проникнуть из области «сказанного» в область «не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

сказанного». Позволяет, не противореча собеседнику, не опровергая его утверждений, ввести в беседу новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл.

Опережающий вопрос. Призван динамизировать диалог; стремится опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Такой вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать налету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано. Призван служить собеседнику, повышать его удовлетворенность своими высказываниями. Опережающий вопрос развивает дедуктивное мышление и ассоциативные связи, когда вопросы вытекают один из других.

Интернет-диалог - диалог между преподавателем и группой обучающихся, организованный по средствам ресурсов сети Интернет для решения поставленной педагогом или совместно с обучающимися некоторой проблемы, темы для обсуждения.

Для организации Интернет-диалога педагогу необходимо решить ряд вопросов:

1. Определение тематики диалога, постановка проблемного вопроса.

2.Выбор времени и места проведения Интернет-диалога. Интернет-диалог может быть организован в учебной аудитории при решении конкретной задачи урока, при этом педагог обеспечивает открытость диалога по средствам открытых форм Интернет-общения или интерактивной доски, демонстрирующей новые высказывания и комментарии участников диалога. В этом случае четко выделяются временные рамки проведения данного вида диалога, ограниченного либо частью урока, либо уроком полностью.

Такой диалог носит так называемый оп-line характер, когда все участники диалога должны в настоящее время присутствовать в указанной аудитории.

Диалог в сети Интернет может быть организован и вне специально оборудованной аудитории и чаще всего носит длительный характер, измеряемый днями или даже неделями. Педагог определяет форму проведения такого диалога: открытый Интернет-диалог - участники могут высказывать свою точку зрения, знакомиться с мнениями остальных участников Интернет-диалога и писать комментарии к высказываниям других участников, в том числе и педагога; закрытый Интернет-диалог - участники высказываются по проблемному вопросу не имея возможности просмотреть решение проблемы, указанное другим участником диалога, но имея возможность вступить в диспут с педагогом. Первая форма диалога по средствам сети Интернет наиболее продуктивна, но требует от педагога колоссальных усилий по организации и проведению данного вида диалога. Так как нужно отслеживать каждый задаваемый вопрос, определять некорректные комментарии и вносить свои поправки, не упустить из виду неактивных участников диалога, направляя им уточняющие вопросы или вопросы на рассуждение, привлекая к тематическому обсуждению.

3. Регистрация участников диалога. В ходе проведения Интернет-диалога педагогу важно увидеть активную позицию каждого участника. В связи с этим, участники диалога должны иметь определенное имя (логин), причем оно может отличаться от его настоящего имени, для более легкого высказывания своего мнения перед остальными участниками Интернет-диалога, при этом преподаватель имеет возможность с реальным именем участника сопоставить его логин. В некоторых случаях проведения диалога допустимо участие в Интернет-диалоге пользователей «без имени», в статусе «Гость» или просто «Участник №».

4.Подбор Интернет-оболочки для организации базы проведения диалога. Глобальная сеть Интернет богата разнообразными услугами по организации общения, в том числе текстового и интерактивного диалога. Текстовый диалог возможно организовать в рамках разнообразных социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и т.п.), создав конференцию или беседу и пригласив в нее необходимых зарегистрированных участников; при помощи специализированных программ (Viber, Mail.ru Агент, WhatsApp Messenger и т.п.) создавать групповые чаты; в профессиональном блоге преподавателя в виде форума; на портале образовательной организации, создав специальный форум-конференцию и пригласив зарегистрированных участников. Каждая из форм организации текстовых Интернет-диалогов дает практически равные возможности получения положительного результата. Первые два возможно реализовать на базе смартфонов участников диалога, что упрощает техническую подготовку

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

данного приема обучения. В последних двух случаях наиболее продуктивным будет Интернет-диалог при использовании персональной компьютерной техники.

Интерактивный диалог подразумевает наличие у участников персональной компьютерной техники, оборудованной дополнительно устройствами передачи видео и звукового сигнала. Участники такого диалога получают возможность высказывать свою точку зрения различными способами (текстовое или звуковое сообщение/комментарий), при этом не могут находиться в рамках одной аудитории. [2] Эту возможность организации Интернет-диалога дают программы Skype, Google Voice и т.п.

5.Представление материалов и результата Интеренет-диалога.

В ходе подготовки к Интернет-диалогу педагог может предложить участникам некоторый текст, репродукцию, видео-фрагмент, которые и станут отправной точной диалога, той проблемной ситуацией, которая в разной степени интересует, захватывает участников диалога. В качестве результата могут выступить тезисы, полученные в ходе обсуждения; рекомендации по организации того или иного процесса; структурные компоненты изучаемого объекта в форме кластера, схемы, иерархии и т.п.; шаблон или модель, отвечающие современному видения обсуждаемого вопроса, и многое другое.

Прежде чем приступить к реализации Интернет-диалога педагогу необходимо закрепить с аудиторией важные правила проведения беседы. С каждым участником этот навык можно отточить на примере off-line общения - работы с электронным почтовым ящиком.

Правила этикета электронной переписки так же важны, как и правила телефонного разговора или личной встречи. Вот некоторые из тех правил, на которые следует обратить внимание при организации offline общения с обучающимися:

Всегда отправляйте письмо с заполненной строкой «Тема». Наличие этой графы поможет адресату определить значимость сообщения и облегчит работу с электронной корреспонденцией.

Будьте вежливы. Помните о словах приветствия и благодарности. Соблюдайте правила грамматики и пунктуации. Обилие ошибок могут принять за Вашу некомпетентность и неуважение к адресату.

Используйте заглавные буквы только при необходимости. В электронном этикете текст, напечатанный заглавными буквами, воспринимается как крик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пишите небольшие сообщения, логичные по структуре. Разбивайте текст на абзацы, используйте короткие предложения. Если информацию нельзя сократить, оформляйте ее в виде вложений.

При ответе на письмо цитируйте отрывки оригинального сообщения. Так адресат легче вспомнит, о чем шла речь.

Не отправляйте по электронной почте конфиденциальную информацию, номера кредитных карточек. Безопасность информации превыше всего.

В деловых письмах не используйте смайлики, яркий фон и цветные шрифты.

В конце письма ставьте подпись (4-7 строк). Она поможет получателю определить отправителя письма и даст дополнительную информацию (телефон, факс).

Написав письмо, прочтите его, поставив себя на место получателя.

Значимость информационно-коммуникационной компетентности для при проектировании персональной образовательной среды определяется не только требованиями стандартов, современными тенденциями педагогической науки, разработками информационного общества, но и особенностями личностно-значимых требований к образовательному процессу. Информационно-коммуникационная компетентность - это интегральное качество личности, характеризующее комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Диалоговые технологии - это педагогические технологии, направленные на обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе через построение занятия по правилам эффективного общения и применение информационных ресурсов, приводящая к развитию информационно-коммуникационной компетентности личности в условиях автодидактики.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Кузьминов, Я. Реформы образования: причины и цели [Электронный ресурс] / Я. Кузьминов // Отечественные записки. - 2002. - №1 (2). - М.: Высшая школа экономики, Фонд «Отечественные записки», 2002. - Режим доступа http://www.strana-oz.ru/2002/1/reforma-obrazovaniya-prichiny-i-celi. - Загл. с экрана.

2. Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие /Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. — Минск: Книжный Дом, 2003.

3. Factors Motivating and Hindering Information and Communication Technologies Action Competence [Текст] / Adile Açkim Kurt, Beril Ceylan, Elif Bugra Kuzu, H. Ferhan Odabaçi, Onur Donmez, Ozden §ahin izmirli, Yavuz Akbulut // Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. - 2013, january. - 4 (1). - p. 34-46

© Меркулова Л.В., 2016

УДК 37.02

Мошкина Маргарита Анатольевна,

к.пед.н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 7», г. Ачинск, РФ E-mail: [email protected]

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

В статье представлен опыт использования интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. Данный подход позволяет эффективно обучать школьников работе с большим объемом учебной информации, пониманию обучающимися смысла текста, формированию личной позиции.

Ключевые слова

Новые стандарты образования, преподавание, учебная информация, интеллект-карта.

Актуальность обучения школьников работе с различными видами информации обозначена в ФГОС ООО. Современный школьник должен быть включен в «активную учебно-познавательную деятельность», владеть приемами «поиска, построения и передачи информации, презентации выполненных работ» [4]. При этом учащиеся в рамках получения нового знания по предмету учатся преобразовывать информацию и использовать в различных учебных ситуациях. На традиционном уроке русского языка учащиеся получают знания, в основном, двумя путями: от учителя или из учебника. Проблема заключается в том, что даже если ученик хорошо понял учебный материал в готовом виде, то он его быстро забывает. На следующих занятиях учителю вместе с учащимися приходится вновь «проходить» изученный материал. А если прошло несколько недель, то изученная информация забывается учениками практически полностью. Именно с этим связан тот факт, что к выпускному классу большинство учеников не помнит многие правила по русскому языку, на изучение которых по учебному плану отведено было, казалось бы, достаточно времени. И как следствие, огромные перегрузки при подготовке выпускников к экзамену по русскому языку. Учителю приходится признавать, что силы и время, потраченные на объяснение учебного материала, были использованы неэффективно. Поэтому необходимы иные приемы работы с учебной информацией, обеспечивающие качественное и долгосрочное запоминание материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.