_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.013
Козырева Екатерина Олеговна
студент СВГУ, г. Магадан, РФ e-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И
КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Обосновывается актуальность применения интерактивных технологий на повышение качества учебного процесса. Рассмотрены различные критерии эффективности урока, применяемые в ходе учебных занятий с использованием интерактивных технологий.
Ключевые слова Инновации, интерактивные технологии, образовательная среда.
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность» в переводе означает - результат, какого либо действия с наименьшей затратой времени и усилий. Урок является основным компонентом образования.
Каждый преподаватель обладает определенным стилем работы. Большинство предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом или стоя у кафедры, кому-то проще и привычней свободно перемещаться по аудитории [1, с. 186].
Но требования современной системы образования подталкивают преподавателей использовать современные технические и инновационные средства обучения и демонстрации визуальных материалов.
Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные технологии.
Информационная технология может быть определена как - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов [2, с. 98].
Интерактивные средства обучения - это средства, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени [4, с. 25].
Повышение качества обучения и образования учащихся - главная цель внедрения новых информационных и инновационных технологий, использование же мультимедиа значительно повышает уровень образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повышения его эффективности и качества [5, с. 96].
Как известно в образовании существует множество методов обучения и технологий, разных типов уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний учащимися. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, или из электронного учебника за компьютером, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно, использование этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность [5, с. 97].
Активные методы и технологии предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.
Развитие сегодняшней школы немыслимо без все более активного внедрения во все сферы ее деятельности самого широкого спектра информационно-коммуникационных технологий. Применение на уроках интерактивных методов обучения, позволяет добиться новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Процесс информатизации системы образования - процесс жизненно необходимый и необратимый, как бы к нему не относились работники сегодняшней школы. И учитель, который хочет подготовить адаптированного к условиям современного мира и конкурентоспособного выпускника, должен владеть информационно-коммуникационными технологиями в полной мере [5, с. 98].
Персональный компьютер является средством повышения эффективности обучения при грамотном его использовании.
Однако, компьютер сегодня - это не инструмент монолога, а скорее партнер в диалоге. Он не должен «вещать» авторитарно и безапелляционно. Он должен и ошибаться, вслед за ошибающимся учеником, и смеяться вместе с ним, но в нужный момент ненавязчиво подсказать, где ошибка, и так же ненавязчиво напомнить не в меру расшалившемуся о «времени и месте...» [6].
В интерактивных моделях обучения задача учителя - создать условия для инициативы учащихся. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. [2, с. 102].
Таким образом, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Использование технологии интерактивного обучения в педагогическом процессе побуждает учителя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, он определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого содержания, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.
Выделяют следующие преимущества интерактивных методов обучения:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
- обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
- появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
- в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
- активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки. [5, с. 96]
Можно выделить следующие критерии повышения эффективности и качества урока:
- усвоение учащимися определенных знаний;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- включенность учащихся в учебную деятельность;
- развитие у учащихся познавательных процессов;
- развитие рефлексии и оценочной деятельности;
- связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
- индивидуализация и дифференциация заданий;
- степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
- позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
- характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
- уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания [6]. Список использованной литературы:
1. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М.А. Данилов. - Казань, 2005. - 241 с.
2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Семинар для учителей» М., 2004. - 185 с.
3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. М.: Знание, 2003г. - 286 с.
4. Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 24-27.
5. Панфилов А. С. Применение интерактивных методов обучения в образовательной среде [Текст] / А. С. Панфилов, С. А. Деева // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 95-98.
6. Материалы с сайта единых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
© Козырева Е.О., 2016
УДК 338.24:004
Кокташев Владислав Викторович Макеев Владимир Владимирович
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, РФ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ^-ПРОЕКТЕ: ТЕОРИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ
И ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД
Аннотация
Статья посвящена теории стейкхолдеров и проектному подходу - дано их описание, а также