_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
- обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
- появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
- в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
- активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки. [5, с. 96]
Можно выделить следующие критерии повышения эффективности и качества урока:
- усвоение учащимися определенных знаний;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- включенность учащихся в учебную деятельность;
- развитие у учащихся познавательных процессов;
- развитие рефлексии и оценочной деятельности;
- связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
- индивидуализация и дифференциация заданий;
- степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
- позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
- характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
- уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания [6]. Список использованной литературы:
1. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М.А. Данилов. - Казань, 2005. - 241 с.
2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Семинар для учителей» М., 2004. - 185 с.
3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. М.: Знание, 2003г. - 286 с.
4. Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 24-27.
5. Панфилов А. С. Применение интерактивных методов обучения в образовательной среде [Текст] / А. С. Панфилов, С. А. Деева // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 95-98.
6. Материалы с сайта единых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
© Козырева Е.О., 2016
УДК 338.24:004
Кокташев Владислав Викторович Макеев Владимир Владимирович
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, РФ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ^-ПРОЕКТЕ: ТЕОРИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ
И ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД
Аннотация
Статья посвящена теории стейкхолдеров и проектному подходу - дано их описание, а также
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
выясняется, как эти направления влияют на распределение ролей в IT-проекте.
Ключевые слова
Управление проектами, команда проекта, стейкхолдер, проектный подход, теория стейкхолдеров, формирование команды
IT-проект - деятельность, направленная на создание и дальнейшее использование информационных систем, удовлетворяющих требованиям приобретающей стороны, в качестве которой чаще всего выступает организация [1]. Однако данное определение не в полном объеме отражает специфику понятия. Во-первых, не только заказчик (покупатель) и команда разработчиков являются заинтересованными лицами - к ним можно отнести и другие группы людей, способных так или иначе повлиять на производителя, определить "вектор" развития продукта. Во-вторых, как виду деятельности проекту присущи процессы целеполагания, конструирования и осуществление плана действий, анализ результатов и некоторые другие, имеющие свои особенности. Рассмотрим два аспекта более подробно, взяв за основу рассуждений теорию стейкхолдеров и проектный подход. Для начала дадим определение теории стейкхолдеров. Теория стейкхолдеров (англ. stakeholder concept, stakeholder theory) - одно из теоретических направлений в менеджменте, формирующее и объясняющее стратегию развития фирмы с точки зрения учета интересов так называемых стейкхолдеров (заинтересованных сторон). В современном виде теория стейкхолдеров получила распространение благодаря работе Роберта Эдварда Фримена [2]. Основная идея автора в этой работе состоит в представлении фирмы, её внешнего и внутреннего окружения, как набора заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание и удовлетворять. К заинтересованным сторонам относится достаточно большое количество людей или организаций -акционеры, менеджеры высшего звена, работники, потребители, дилеры-распространители, поставщики, финансисты, представители государственной и муниципальной властей, а также социальные и общественные группы. В теории стейкхолдеров говорится о том, что при достижении целей деятельности организации нужно принимать во внимание интересы стейкхолдеров, причем они не всегда могут совпадать, а даже наоборот, быть противоположными. Равнодействующая же этих интересов определяет траекторию развития организации, так что можно считать стейкхолдеров хоть и противоречивым, но единым целым. Такое целое называется «коалицией влияния» или «коалицией участников бизнеса» организации [2, с. 4]. Современные компании, согласно требованиям теории стейкхолдеров, относятся к стейкхолдерам достаточно дружественно [3]. С ними пытаются найти общий язык, ведь вести дела с людьми, которые хорошо к вам относятся, гораздо проще и приятнее, что положительно сказывается на успешности совместных проектов
Проектный подход - это подход к деятельности, характеризующийся ориентацией на достижение цели и приводящий к образованию проекта - объекта, обладающего новыми, уникальными свойствами, представляющего собой продукцию предприятия или решение наиболее важных задач компании [4]. Он включает в себя реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий с использованием знаний, навыков, ресурсов при наличии определенных требований и в условиях действующих ограничений (стоимость, сроки, качество и т.д.). Автономия, сбалансированность, завершенность, межфункциональность, комплексность -вот только некоторые из принципов, совокупность которых лежит в его основе [5]. Благодаря своей эффективности, в настоящее время проектный подход применяется во многих сферах человеческой деятельности и информационные технологии - не исключение. Из-за возможности бороться с недостатками рыночного типа экономики, наиболее широкое распространение подход получил в капиталистических странах. Его правильное применение может способствовать рациональному распределению ресурсов, сплочению, объединению усилий команды, повышению результативности, четкому определению целей и задач, улучшению адаптации предприятия к внешним факторам, минимизации рисков.
Как же данные направления влияют на распределение ролей в IT-проекте? Проектный подход позволяет эффективно организовать работу в команде [6], в частности, налаживает связь между стратегическим и оперативным управлениями, поднимает интерес различных коллективов, в том числе и исполнителей, к результатам своего труда, уменьшает вероятность проявления субъективизма, тем самым
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
практически сводя к нулю несогласованность действий между членами команды, способствует возникновению неформальных отношений. Теория стейкхолдеров влияет прежде всего на распределение должностей, связанных с общением. На такие должности стараются назначить людей, которые умеют и любят общаться и находить общий язык с коллегами, клиентами и т.д. Ведь в этом то и состоит главная цель теории - улучшение отношений между заинтересованными сторонами для более эффективного сотрудничества, и добиться этого с помощью людей, не любящих общаться, не представляется возможным. Таким образом, теория стейкхолдеров и проектный подход дополняют друг друга, существуют в симбиозе. Два направления являются основополагающими для формирования хорошей команды, учитывая особенности, тип характера каждого её члена, ведь успех IT-проекта напрямую зависит от грамотного распределения в нем ролей и вклада каждого участника. Список использованной литературы:
1. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 363-368.
2. Freeman R. Edward Strategie Management: A stakeholder approach. — Boston: Pitman, 1984. — ISBN 0273019139.
3. Харитонова П.В. Применение IT-технологий при принятии управленческих решений в малом и среднем бизнесе//Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2015. Т. 1. - С. 266-269.
4. Ломов И.И., Вахрушева М.Ю. К вопросу о современных методиках моделирования бизнес-процессов//В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование - материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. -2016. - С. 68-70.
5. Евдокимов И.В. Проблема и показатели качества программного обеспечения//Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2009. -Т. 1. -С. 121-124.
6. Евдокимов И.В., Фаста А.Ш. Информационные технологии в деятельности службы по подбору персонала//В сборнике: Социально-экономические проблемы развития трудовых отношений в инновационной России. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2015. С. 8186.
© Кокташев В.В., Макеев В.В., 2016
УДК 37.013
Колесникова Татьяна Ивановна
ст. преп. ВЮИ ФСИН России, г. Владимир, РФ Email: [email protected]
ЯЗЫК И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Аннотация
В данной статье речь идет о роли и важности языка в современном обществе. Он может быть не только средством общения, но инструментом проявления агрессии, ненависти и вражды. Словесные проявления экстремизма являются не менее общественно опасными, чем «традиционные». Агрессивный язык Интернета, вседозволенность высказываний в социальных сетях негативно влияют на пользователей и приводит к насилию в реальной жизни.
Ключевые слова
Язык, агрессивное поведение, насилие, влияние языка, национальная безопасность, культура, воспитание.
Хорошо известно, что язык является средством общения, установления контактов, приобщения к
i92