Научная статья на тему 'Интерактивное обучение как средство активизации учебной деятельности учащихся школ'

Интерактивное обучение как средство активизации учебной деятельности учащихся школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орхан Огуз, Содиков Н. М.

В статье приводятся суть и возможности интерактивных методов в школьном образовании. Приведены формы учебных занятий в условиях интерактивного обучения. На основе проведенных экспериментов выявлены положительные возможности данного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение как средство активизации учебной деятельности учащихся школ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

дополнительной подготовкой к ЕГЭ в школе; 2% опрошенных посещали курсы в другом вузе. Слушатели подготовительных курсов ЦДП ТвГТУ отметили, что при сдаче ЕГЭ полученные знания им «немного помогли» (49%) или «очень помогли» (42,4%). Преимуществом данных курсов было названо «качество подготовки к ЕГЭ» (31%), «хорошая квалификация педагогов» (25,5%), «приемлемая цена» (21,8%) [3,с.157].

Ежегодный опрос слушателей показывает, что большинство из них поступают в вузы. В том числе в ТвГТУ в 2011 г. - 73%, в 2012 г. - 67%, в 2013 г. - 61%, 2014 - 71%, в 2015 - 72%, что в целом подтверждает эффективность работы ЦДП. Констатируется факт поступления многих тверских абитуриентов в столичные вузы.

Традиция дополнительной подготовки выпускников школ и колледжей к поступлению в вуз вызвана сложившейся конкурентной борьбой, особенно за бюджетные места. Возможности подготовки абитуриентов в основном сосредоточены в двух направлениях: индивидуальные занятия с репетитором частным образом и посещение подготовительных курсов. Профессиональный менеджмент в организации подготовительных курсов на базе вуза способствует не только возможности приобрести конкретному высшему учебному заведению в будущем студента с хорошим баллом по ЕГЭ, но и повысить свой рейтинг эффективности. Список использованной литературы:

1. Инновационный менеджмент: учебник / Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Б.Н.Чернышева - М.: Вузовский учебник, 2009. - 464 с.

2. Лузикова, С.Н. Об инновационных возможностях оптимизации курса русского языка при обучении иностранцев на этапе предвузовской подготовки // Стратегии исследования языковых единиц: Сборник статей. - Тверь: Изд-во М.Батасовой, 2011. - 376 с.

3. Нефедьева, В.С., Верпатова, О.Ю., Алексеева, Н.А. Цели, задачи и направления деятельности центра довузовской подготовки Тверского государственного технического университета // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: Изд-во ООО «Купол», 2010. - 252 с.

© В.С. Нефедьева, С.Н. Лузикова, 2016

УДК37

Орхан Огуз

Бишкекский гуманитарный университет им. Х. Карасаева (соискатель)

orhanoguzz@hotmail. com Н.М.Содиков КГУ им. И. Арабаева (соискатель) [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

Аннотация

В статье приводятся суть и возможности интерактивных методов в школьном образовании. Приведены формы учебных занятий в условиях интерактивного обучения. На основе проведенных экспериментов выявлены положительные возможности данного метода обучения.

Ключевые слова

Обучение, интерактивное обучение, активизация учебной деятельности, мыслительная деятельность, познавательный интерес.

Annotation

The article describes the essence and capabilities of interactive methods in school education. Results of studies

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

in the form of interactive learning environment. Because of the experiments revealed the positive features of this training method.

Keywords

Training, online training, activation of educational activity, intellectual activity, cognitive interest.

В настоящее время в практике школьного образования Кыргызской Республики наблюдается обновление требований к содержанию образования и выпускникам школ. Это объясняется, с одной стороны, принятием новых стандартов школьного образования, с другой - с усилений требования рынка труда. В связи с этим, все более интенсивно применяются и практикуются новые технологии обучения. Они призваны активизировать учебную деятельность школьников, формировать навыки коллективного взаимодействия учащихся в образовательном процессе. Среди них важное место занимает интерактивное обучение, которое нашло достойное место в системе школьного образования.

Понятие «интерактивность» появилось в конце ХХ века. Оно состоит из двух слагаемых: «интер» -между, «активность» усиленная деятельность, или деятельностное состояние личности. В педагогической науке данное понятие исследуется активно. В педагогическом энциклопедическом словаре интерактивное обучение трактуется как обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [1].

Интерактивное обучение предоставляет условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, творческого мышления по отношению к изучаемому материалу. Интерактивные методы позволяют стимулировать у учащихся активной мыслительной деятельности [2; 3]. Основными критериями интерактивного обучения являются возможность вести дискуссию в естественной среде, сводное владение материалом, увеличение доли семинарских работ, где учащиеся включаются в активное взаимодействие, наличие заданий, направленных на организации коллективной работы, умение учеников организовать презентацию.

Если согласиться с точкой зрения о том, что новое - это хорошо забытое старое, то можно уловить признаки интерактивного обучения в традиционных методах обучения. В традиционном обучении существовало коллективно распределенная деятельность. Обоснованию данной деятельности, поиску ее эффективности посвятили свои труды Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и др. Игровые методы обучения существуют с давних времен [4]. Сегодня в России, в США и других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения. В качестве основных признаков организации интерактивного обучения является его проблемность. Однако основные положения проблемного обучения были разработаны еще задолго до появления интерактивного обучения.

Интерактивное обучение, прежде всего, это общение учащихся, взаимодействие взаимно равных партнеров. По мнению исследователей, в интерактивном обучении ученик становится полноправным участником учебного процесса, это наиболее важно с точки зрения становления и развития личности учащихся.

Исследователи указывают на следующие направления, характерные для интерактивного обучения [5; 6]:

• взаимодействие ученика с окружающей средой;

• активизируется деятельность ученика, учитель создает для него условий;

• взаимодействие учащихся в процессе решения проблем и умение выслушать мнений других.

В интерактивном обучении педагог выполняет различные функции. Он одновременно выступает как лектор, тренер, организатор, эксперт, помощник и как консультант.

По нашему мнению, в интерактивном обучении проявляются следующие особенности [2; 6; 7]:

1. Создание благоприятного психологического климата в классе.

2. Специально-организованное обучение должно охватить всех обучаемых.

3. В коллективном взаимодействии по получению информации каждый участник вносит свою лепту.

4. В познавательном процессе, между обучаемыми имеет место взаимный обмен знаниями и идеями,

т.е. происходит взаимодействие между учениками.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

5. На основе равноправии и взаимо поддержки происходит учебное взаимодействие между учащимися.

Интерактивное обучение в последние годы активно используется в кыргызско-турецких лицеях Кыргызстана. В процессе интерактивного обучения применяются следующие формы учебных занятий:

• проведение предметной экскурсии;

• применение двигательных наглядных средств обучения;

• предоставление возможности учащимся самостоятельно провести несложные опыты и представления;

• составление словаря физических терминов в процессе проведения занятий по физике;

• применение абстрактных наглядных средств.

В процессе организации занятий нами используются следующие интерактивные методы:

• анализ, синтез и сравнение физических понятий, проведение проблемных дискуссий и выявление структурно-логических связей понятий;

• с помощью экспериментальных заданий проведение наблюдений, построение таблиц и графиков, синтезирование результатов наблюдений;

• установление причинно-следственные связи понятий;

• самостоятельное построение таблиц, структурно-логической схемы понятий;

• использование всех возможностей организации дидактических игр.

Используются следующие способы интерактивного обучения при постановке и решении учебных проблем:

• самостоятельное домашнее исследование проблемных ситуаций;

• написание рефератов и эссе творческого характера;

• выполнение заданий творческого характера (составление кроссворда, придумывание загадки, составление вопросов для викторины и т.д.);

• совместное участие учителя с учениками при проведении дидактических игр;

• решение задач с неполными данными, условиями;

• изготовление моделей совместно с одноклассниками;

• применение компьютерных программ;

• использование баз данных.

В образовательном процессе используются и исследовательские методы. В данном случае, используемые задания отличаются и зависят от поставленных учебных задач:

• лабораторные работы в классе и практические домашние задания;

• решение аналитических проблем;

• задания требующие длительное время для решения;

• индивидуальные и коллективные задания и т.д.

В 2011-2013 годах в кыргызско-турецких лицеях проведен педагогический эксперимент по изучению эффективности применения интерактивных методов обучения. В экспериментальных классах использовались следующие дидактические игры: «брейн-ринг», «аукцион задач», «соревнование экспериментаторов», «конкурс любителей электричества» и др.

По итогам эксперимента среди учащихся были проведены анкетирования. По итогам опроса были выявлены следующее:

1. Лишь 2% из учащихся экспериментальных классов считают, что полученные знания по физике будут прочными и углубленными.

2. 63% из них будут получать дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях по физике, получая консультации от репетиторов.

3. 71% учащихся справляются с домашними заданиями.

4. 27% учащихся не анализируют результаты контрольной работы, безразлично относится к получению оценки.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Педагогический эксперимент позволяет сделать следующие факты:

• применение интерактивных методов позволяет активизации учебной деятельности учащихся;

• повышает интерес учащихся к получению знаний, формирует практические навыки решения проблем;

• развивает речь учащихся, формирует у них навыки общения. Список использованной литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

2. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения. - Минск, 2005. - 156 с.

3. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы // Школьный психолог. - 2004. - № 15.

4. Игровое обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D 0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

5. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.

6. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» - М., 2005. - 110 с.

7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Раздел педагогика: учеб. пособие - М., 1998. -256 с.

©Орхан Огуз , Содиков Н.М., 2016

УДК 372.854-372.857

Е.Е. Острожная, к.т.н., доцент Краснодарского кооперативного института (филиала) РУК, г. Краснодар, РФ Н.Н. Астафурова, ст. преподаватель Краснодарского кооперативного института (филиала) РУК, г. Краснодар, РФ

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ

БИОЛОГИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация

Приводится анализ возможностей электронных образовательных ресурсов для применения их в преподавании химических и биологических дисциплин. Выделены группы задач, которые можно решать с помощью компьютерных средств обучения, направленные на повышение эффективности образовательного процесса при изучении химических и биологических дисциплин.

Ключевые слова

Коммуникационная среда, преподавание, компьютеры, химические и биологические дисциплины, информационные технологии, профессиональная среда, группы задач, вариационная изменчивость, образовательные результаты.

В настоящее время в системе образования России, происходит ряд существенных изменений. Они связаны с необходимостью выбора между традиционным темпом обучения и увеличивающимся объемом новых знаний. Объем новых знаний постоянно увеличивается и не может быть изложен в рамках часов, отведенных на изучение дисциплины. С целью разрешения этого противоречия стали появляться новые формы обучения, основанные на применении информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.